Остановка танка «Армата»
на Красной площади вызвала бурную реакцию у общественности. Сразу нашлось
множество недоброжелателей, готовых полить новые российские разработки грязью.
Между тем этот случай скорее психологический, из разряда что называется «генеральским
эффектом», и к технике не имеет никакого отношения, разве что заставит
конструкторов усовершенствовать «защиту от дурака».
«Уралвагонзавод», отгрузив
танки МО, и проведя скоротечное обучение экипажей, предложил, не использовать в
качестве механиков-водителей срочников. Предложил заменить их опытными
заводскими водителями-испытателями. Последние не только в совершенстве знают свои
машины, но и будучи испытателями, психологически подготовлены к преодолению
всяких нештатных ситуаций. Причиной
случившегося сегодня, стала именно не способность солдата преодолеть
психологическое напряжение и справится с паникой.
Времени на подготовку к
управлению такой новой и сложной машиной было отведено очень мало. Не смотря на
то, что многое в «Армате» автоматизировано, и тем самым как бы упрощено, все
равно требуется привыкание и отработка навыков. С вождением в колоннах – тем более.
Потому как машина обладает избыточной удельной мощностью, дающей ей сумасшедшую
динамику. Чуть газанул… и вырвался вперед, тормознул – клюнул носом, - отстал.
Собственно так и случилось – небольшая перегазовка – танк рванул вперед, потом
резкий тормоз – он встал и заглох. Причем, на одном из видео, заметно, что
такой же рывок был не то у танка шедшего впереди, не то у того что рядом (см. ниже на 10:49).
Встать по среди Красной площади, перед Министром и множеством телекамер…, а как
бы Вы, окажись на месте этого водителя, себя почувствовали? Парень запаниковал, начал хвататься и давить
на все, до чего можно дотянуться – фары, дворники, кондишен… В результате, сам
не заметил, как поставил танк на горный тормоз. Именно потому и не смог
сдернуть с места «Армату», подошедший «эвакуатор» - БРЭМ-1. На видео отлично
видно, как последний шлифует своими траками брусчатку, а Т-14 при этом словно
колом встал и стоит (см. ниже на 0:17).
Специалисты «Уралвагонзавода» не могли мгновенно оказаться
у остановившегося танка, но когда появились, то очень быстро поняли, в чем
дело. Получил по «шапке» и водила, и тот, кто так неудачно отдал команду тащить
танк на буксире – ведь при этом могли запороть трансмиссию! «Увэзовцы» без
проблем сняли танк с тормоза и завели. Все именно так, как вскоре после
случившегося описал в соцсетях заместитель гендиректора корпорации Алексей
Жарич. Единственное, что потребовалось еще некоторое время, что бы разобраться,
чего там было включено/выключено и привести электронику системы управления танка
в исходное состояние.
Думается, что этот показательный случай заставит военных
более внимательно относиться к рекомендациям промышленности, а организаторов
парадов вынудит изменить регламент их проведения. В частности, необходимо
сократить число тренировок «на людях», т.е. в городе – эти репетиции размывают
и подрывают вообще весь смысл торжества. Считаю, что вполне можно обойтись
всего одной генеральной репетицией, и то в ночное время. Остальные проводить
вдали от посторонних глаз зевак и прессы в Алабино. Когда речь идет о
мероприятиях такого масштаба, то совсем не нужно народу знать всю подноготную. Ведь
что получается – вроде бы обычная техническая накладка на тренировке, а какой колоссальный
репутационный ущерб она нанесла и Корпорации и Вооруженным силам, да и самому
Государству. Как говорится, «ложечки то нашлись, а вот осадочек – остался»!