пятница, 26 августа 2011 г.

Минно-тральные страдания…. Часть I I I.


После короткого перерыва продолжаю «страдать»…   часть 1, часть 2.
…И так, получив новое задание, а в месте с ним и документацию по БМР-3, в очередной раз сменившую владельца, тагильские конструктора взялись за изучение чертежей. Громадные «портянки» «синек» с чертежами выполненными с натуры в масштабе 1/1 внушали недоумение, ужас, страх и прочие безрадостные чувства. «Ну, мы вам щас покажем, как надо танки делать!...» - примерно с такими словами и настроем тагильчане начали опытно-конструкторскую работу под шифром «Вепрь». 

БМР-3М №1 на территории "Уралвагонзавода".
Уральское КБ к тому моменту уже имело опыт и наработки по машинам, предназначенным для борьбы с минами. До того как заняться модернизацией БМР-3, ими были выполнены ОКР «Лира» и «Гобой». Последняя машина, конечно, мало напоминала классический тральщик - в ходе экспериментов опробовались разные принципы разминирования: катками, шнурами. Наконец, был выбран вариант с упреждающим взрывом. Машина выбрасывала впереди себя облако аэрозоля, а в него вбрасывался снаряд. Когда все это взрывалось, взрывались и мины. Нечто подобное, мы наблюдаем сейчас при работе ТОС «Буратино». Опытный экземпляр машины получил обозначение «объект 190», а вскоре и войсковое обозначение – УР-88. Как вспоминают ветераны, участвовавшие в его испытаниях, действие его было страшным – сметалось все и на земле и под землей… В связи с этим да же байка родилась: якобы главный конструктор (Венедиктов, Поткин?) слёзно просил генсека Горбачева о срочном запуске этой машины в серию: «Давайте сделаем хотя бы с десяток таких машин, и я ими весь Афганистан Вам выжгу!» Но «гуманизьм» возобладал…  «Гобой» конечно был намного сложнее «Корта-Б», конструктора, сотворившие такого «монстра» без особых хлопот и в короткие сроки были способны модернизировать БМР-3. «Модернизированная» машина получила обозначение «объект 197» или «БМР-3М». От первоначальной конструкции БМР-3 практически ничего родного не осталось – только общая внешняя похожесть. Конструкция бронекорпуса при сохранении общей схемы была серьёзно переработана, особое внимание было уделено ПМЗ днища. Анализируя ПМЗ БМР-3 и предложения по ее улучшению, предложенные в последующем СКБ-200 «Станкомаша», конструкторы из Нижнего Тагила нашли, что недостатком конструкции днища является то, что соединение продольных и поперечных балок между собой, с листами-экранами и фальшднищем выполнено посредством сварки и таким образом ячеистое днище, призванное поглощать энергию взрывной волны не является равнопрочным, не обладает требуемой жесткостью и стойкостью к воздействию фугасных и кумулятивных мин. Что собственно подтверждалось несколькими годами ранее на ГИ БМР-3. Согласно отчёту в/ч 68054 (38НИИ, Кубинка) по испытанию изделия БМР-3, при взрыве мины фугасного действия ударная волна из-за неравнопрочной конструкции днища вначале разрушает сварные швы, как наиболее слабый элемент, затем деформирует последовательно наружное фальшднище и днище корпуса. При этом из-за недостаточной жесткости величина динамического прогиба днища корпуса превышает расстояние до полика, что ведёт к соударению днища корпуса с поликом и нарушению работоспособности экипажа и внутреннего оборудования, расположенных на полике. При взрыве мины кумулятивного действия образовавшаяся кумулятивная струя проходит через наружное фальшднище, днище корпуса, воздушный зазор между днищем корпуса и поликом, полик и выводит из строя экипаж и внутреннее оборудование. Композитная вставка, предложенная СКБ-200 и предназначенная для поглощения энергии ударного воздействия, не способствовала разрыву и размыванию кумулятивной струи и таким образом не оказывала на бронепробивное действие струи сколько-нибудь значительного влияния. На практике, как мы помним, такая вставка, да и вообще какое-либо наполнение на БМР-3 отсутствовало вовсе. 

Целью УКБТМовцев было сделать так, что бы многослойное днище стало равнопрочным, обеспечивающим работоспособность экипажа и внутреннего оборудования при подрыве фугасных и кумулятивных мин. Для ее достижения были придуманы «работающие» соединения. Наружные продольные и поперечные ребра соединены между собой в «гребенку», а с наружным фальшднищем - посредством имеющихся на торцах ребер выступов, входящих в пазы наружного фальшднища. Кроме того, днище корпуса и наружное фальшднище соединены между собой стяжками таврового сечения, проходящими через отверстия наружного фальшднища и днища корпуса, при этом в вертикальных стенках стяжек выполнены клинообразные пазы, в которые с внутренней стороны днища корпуса установлены стягивающие клинья, а к ребрам, приваренным к внутренней стороне днища корпуса, закреплены броневые листы внутреннего фальшднища. В воздушном зазоре между внутренним фальшднищем и днищем корпуса был размещён наполнитель, сочетающий свойства противорадиационного и противокумулятивного материала. Для увеличения жёсткости днища над торсионами подвесок приварены поперечные ограждения коробчатой формы. Для исключения соударения внутреннего фальшднища о полик с размещённым на нем оборудованием, полик установлен на расстоянии, превышающем величину динамического днища. Полученная конструкция в итоге прошла успешную проверку реальными подрывами на полигоне. Поставленная цель была достигнута.

  Внешнее фальшднище БМР-3М. Вид спереди и вид сзади.
На БМР-3М был размещён комплекс навесной динамической защиты «Контакт». Это решение было весьма логичным, так как, скажем, в отличие от БРЭМа, находящегося в замыкании при передвижении колонн, тральщик идёт в колонне первым и собирает на себя не только мины, но и является первой мишенью для различных ручных кумулятивных ПТС.  
Сейчас некоторые «знатоки» разведут дискуссию по поводу эффективности/неэффективности «Контакта», его современности/несовременности – скажу так: все это от лукавого. На самом деле комплексы нашей российской ДЗ отличаются и классифицируются по назначению и соответственно конструктивному исполнению. Есть навесная ДЗ, пригодная для размещения на любой тяжёлой бронетехнике, а при соблюдении некоторых условий и на легкой, оборудование ею может происходить в любых ремонтных подразделениях, но предназначена она исключительно для защиты от легких носимых ПТС кумулятивного действия; есть встроенная ДЗ, предназначенная исключительно для танков, монтируемая на заводе – изготовителе – такая ДЗ защищает машину уже от любых кумулятивных ПТС, а так же БПС; есть универсальная ДЗ – ее назначение так же защита танков от, прежде всего себе подобных, т.е. опять же танков, а универсальность  ее заключается в модульном исполнении конструкции, что даёт возможность легкого монтажа не только на танки выпускаемые на УВЗ, но и при их ремонте и модернизации в т.ч. ремонтных частях МО. При этом разработаны «элементы» ДЗ – взрывные устройства, которые заставляют комплекс собственно работать. Эти элементы постоянно совершенствуются, получая все большую и большую эффективность. При этом, выполнены они в единых габаритах, а отличаются по «рецептуре» взрывной начинки. Комплекс «Контакт» принимался с элементом 4С20, однако уже для «Контакта-V» были разработаны более эффективные элементы 4С22, позже появились элементы 4С23. Однако конструкция комплексов такова, что позволяет без помех поставить 4С22 или 4С23 в контейнер навесного «Контакта» взамен 4С20 и тем самым улучшить характеристики защиты. Установив элементы 4С23 взамен 4С22 мы получим улучшение защитных характеристик комплекса «Контакт-V», а вот, к примеру, комплекс «Реликт», при поставке на экспорт комплектуется элементами 4С22, несколько уступающими элементам 4С23 - делается это намеренно, что бы сохранить преимущество по защите танков Российской Армии. Однако все это лирическое отступление сделано только для того, что бы показать, что защита БМР-3М вполне адекватна угрозам (никто ведь не поведёт тральщик во встречный танковый бой) и времени. Для самообороны БМР-3М, взамен открытой турели, был оснащён ЗПУ, унифицированной с танком Т-90. 

ЗПУ на БМР-3М, а также интерьер машины (вид с кормы на рабочие места командира и механика-водителя).
В данном случае (и опять же в отличие от БРЭМ) это решение оправдано тем, что иметь открытые люки при выполнении боевой задачи в машине, идущей по минам весьма чревато. Например, в Таджикистане некоторые мехводы на танках оборудованных колейными катковыми тралами, при выполнении боевой задачи вопреки всем существующим инструкциям вели машины не по-боевому, из под брони, а по-походному – высунувшись из люка – как результат, получали тяжёлые контузии и ранения. В прочем подставлялись они так не от хорошей жизни – наблюдать за движением машины оборудованной тралом и идущей по пыльной дороге через штатные приборы практически невозможно. Именно по этому в конструкции БМРов в самом начале была предусмотрена высокая рубка и соответственно высокая посадка механика-водителя, а так же «триплекс»-«окно» большого размера. По ходовой части и силовой установке БМР-3М был так же унифицирован с танком Т-90 ранних выпусков (это сейчас мы говорим «ранних», а тогда, на момент разработки БМР-3М эти Т-90 были серийными машинами), на нем устанавливался 840-сильный дизель В-84МС. По минно-тральному оборудованию различия заключались в основном в применении электромагнитного трала-приставки ЭМТ. К концу 1999 – началу 2000 года успели в опытном производстве изготовить два образца для проверок и всесторонних испытаний. Успели как раз к началу Второй Чеченской компании. В 2000-м на Первой выставке вооружений и военной техники RUSSIAN EXPO ARMS-2000 Президент Путин наблюдал, как согласно его крылатому выражению «террористов мочить в сортире», РПГэшки нижнетагильского химического завода «Планта» разваливали этот самый «сортир», возведённый персонально для столь высокого гостя. Наблюдал и оценивал он работу БМР-3М на выставочной трассе полигона «Старатель». 
А в то же самое время в кадрах телевизионной хроники с окраин Грозного мелькнул второй образец БМР-3М – из-за «кирпичей» ДЗ и ЗПУ не узнать его было не возможно. Как помнится «засветился» он за работой по расчистке минного поля, ставшего известной ловушкой для банды Басаева. И что бы вы думали? После такого, казалось бы, успеха, Уралвагонзавод был завален заказами на тральщики? Как бы ни так! 
Минный трал КМТ-7 разработки СКБ-200 ОАО ФНПЦ "Станкомаш" и его установка на БМР-3М с помощью БРЭМ-1М.
Вместо насыщения армии этими нужными и полезными машинами начался очередной этап доработок и переделок. «Инженерщики» потребовали оборудовать БМР-3М тралом со сплошной полосой траления, «глушилками» радиофугасов и прочими «прибамбасами» типа кондиционера. По силовой установке и шасси его унифицировали с поставленным как раз тогда же в серийное производство танком Т-90А, оснащённым дизелем В-92С2 в 1000л.с. Модернизированный таким образом образец БМР-3М получил обозначение БМР-3МА (объект 197А). В 2006 году для испытаний был построен комплектный опытный образец и второй, «холодный» образец, который предназначался для испытаний подрывами. Тут не обошлось без курьёзов или точнее накладок – незадолго перед отправкой на испытания, лежащую на бетоне раму нового трала не заметил и переехал танк, естественно попортив за этим делом ее изначальный облик – хоть плачь, хоть смейся, завтра отправлять, а тут такое дело… Ну да ничего, справились и с этим! Во второй половине 2006 года оба образца ушли к «инженерщикам» на испытания, а с ними подалась туда же целая команда мужиков из Тагила и Челябинска. «Холодный» образец, как водится, хорошо подорвали – сколько кг ТНТ закладывали, имитируя фугасы инсургентов, история умалчивает, но много. Защита выстояла! С ходовой машиной тоже, что только не творили – даже под воду с установленным тралом пускали – все выдержала! 





БМР-3МА с тралом ТМТ-С* на испытаниях и показах руководству МО

"Холодный" образец БМР-3МА перед испытаниями на подрыв.
БМР-3МА преодолевает водную преграду на испытаниях. С тралом и без.
Размещение саперов в БМР-3МА
БМР-3МА с тралом ДМР
Может после этого началась серия, поступили заказы? Не будьте наивными, мои дорогие читатели! После успешно завершённых к концу 2006 – началу 2007 года госиспытаний, последовала новая команда: БМР срочно пределать в ИМТ! Что это за зверь такой? 

*Трал сплошной полосы траления ТМТ-С создан СКБ-200 завода «Станкомаш» в рамках  ОКР «Тротуар»,  приказом Начальника инженерных войск Вооружённых Сил РФ от 19 января 2007 года №6 он принят на снабжение ВС РФ . Трал ТМТ-С способен эффективно решать задачи сплошного разминирования, преодоления минно-взрывных заграждений, сопровождения колонн в условиях возможного применения противобортовых мин. Отличается высокой взрывоустойчивостью, манёвренностью и проходимостью. Масса трала, кг – 13000; Гарантийный пробег, км – 700; Мах скорость траления, км/ч – 15; Мах транспортная скорость км/ч – 45; Безопасный радиус поворота, м – 50.

четверг, 25 августа 2011 г.

Сон разума рождает чудищ...

Вот уже третьи сутки как новостные ленты мировых информагентств гонят весьма противоречивую информацию о событиях происходящих в данный момент в Триполи.
Что до лично моей позиции, то я целиком и полностью на стороне единственно-законного руководителя Ливии - Муаммара Каддафи. Желаю ему набраться мужества, терпения и в очередной раз отбить агрессию неоколониалистов, скрывающихся под личиной демократии.Считаю, что шанс на это еще есть, еще не все потеряно.
Однако в происходящем все таки есть и вина полковника - Россия предлагала ему в свое время перевооружить армию современным эффективным оружием - Каддафи что называется "про телился" и в результате по улицам его столицы разъезжают не Т-90С, а вот такие вот демократические "гробики" на гусеницах.
Сей "бронемонстр" есть порождение гения"повстанцев". С какой целью, для чего им понадобилось уродовать оригинальные БТР М113 и БМП-1 - абсолютно не понятно. При этом такое ощущение, что "бмпэшная" башня еще и хорошо выгоревшая! А ведь могло быть все по-другому... Стоит посмотреть на недалекого соседа Ливии по континенту - Алжир. Вовремя прикупили русских танчиков, самолетиков, ракет, и все у них сейчас ровно и спокойно. Более того, насмотревшись ужастиков демократических революций, прокатившихся по Северной Африке и Ближнему Востоку, сейчас еще и добавки от нас просят! Так что, многоуважаемые "вожди", "предводители", "лидеры" и прочие "тираны" - смотрите на Ливию и не повторяйте ошибок Муаммара - покупайте русское, покупайте скорее!


На зависть моделистам...

Как всем давно известно,  мужчину от мальчика отличает только стоимость игрушек... Многие увлекались в детстве  моделями техники в масштабе 1/72 или 1/35, у некоторых эта страсть осталась  на всю жизнь, а вот у Верхне-Пышминских металлургов она еще и обострилась до того, что последние стали заказывать себе модели...

КВ-2 в натуральную величину

 Воссоздан уникальный танк времен Великой Отечественной войны КВ-2, названный в честь героя гражданской войны Климента Ворошилова. В настоящее время модель этого танка существует в единственном экземпляре и только в России.

Эта тяжелая штурмовая машина была разработана конструкторским бюро Ленинградского кировского завода во время советско-финской войны. Снаряд весом 50 килограммов – смертельная угроза для бронемашин вермахта. Танков КВ-2 с большей башней первого выпуска было только 50 экземпляров.
Автор макета Андрей Демидов рассказал, что его модель отличается от настоящей машины только отсутствием двигателя, кроме того, не может стрелять. При этом даже надрезы на стволе воспроизведены с максимальной точностью.
Все танки этой серии не вернулись из сражений, поэтому полноразмерный макет создавали по крупицам. Многие детали его подлинные.
Работа над созданием макета шла полтора месяца. Кроме найденных на полях битв фрагментов, использовали старые чертежи и фотографии. Прошло уже почти 70 лет, но выяснилось, что танки не боятся не только грязи, но и времени. Железо оказалось стойким, его нужно было лишь аккуратно очистить от ржавчины.
Сегодня танк покидает Москву и отправляется на Урал, в бронетанковый музей горно-металлургического комбината Верхней Пышмы, недалеко от Екатеринбурга.

25 августа 2011 г., Анна Новикова, "Новости Подмосковья"
 Gur Khan: Ну что ж... с 15 метров выглядит похоже - вблизи ну чисто игрушка,  бутафория то там то тут так и лезет в глаза. Конечно заслуживает уважения факт "консервации", сохранения таким оригинальным образом аутентичных останков боевой машины, но лично мне этот "моделизм" как то не по душе... Не правильнее ли было бы поднятое из земли "железо" просто вычистить и сохранять в том виде как оно есть?

Все флаги будут в гости к нам!


Демонстрация возможностей иностранной военной техники впервые пройдет на выставке в Нижнем Тагиле 

Гости восьмой международной выставки вооружений, военной техники и боеприпасов «Российская выставка вооружения. Нижний Тагил - 2011» впервые смогут увидеть боевые и эксплуатационные возможности военной техники, стоящей на вооружении в иностранных государствах. Речь об этом шла накануне на заседании оргкомитета по подготовке и проведению выставки, которое провел областной вице-премьер – министр промышленности и науки Александр Петров.
Губернатор Александр Мишарин уделяет подготовке к этому крупному мероприятию особое внимание. Как известно, Свердловская область всегда славилась военно-промышленным комплексом, который является одним из самых крупных и современных в России. Поэтому региону особенно важно демонстрировать возможности продукции, что позволяет привлечь на предприятия региона инвесторов и клиентов, а значит, загрузить заводы заказами и дать уверенность в будущем сотрудникам предприятий, создать условия для повышения качества жизни уральцев.
«В этом году выставка получила федеральный статус: оргкомитет возглавляет министр промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Христенко. Ожидается большое число гостей из других стран: на сегодняшний день мы имеем 46 делегаций, но заявки все еще поступают. В этом году в выставке примет участие более 300 компаний, в том числе те, кто никогда до этого в ней не участвовал», - сказал Александр Петров.
Наряду с уже известными гостям выставки ОАО «НIIК «Уралвагозавод», «Купол», «Камаз», свою продукцию представят крупнейшие российские интегрированные структуры, такие как Концерны «Созвездие» и ПВО «Алмаз-Антей», ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения», ООО «Оборонсервис», ФГУП «ГНПП «Сплав» и другие.
По словам вице-премьера, впервые среди экспонентов выставки – боевая техника Франции и Италии. «Причем эти участники планируют боевые показы», - отметил глава минпромнауки региона.
В частности, организаторы выставки уже заключили договоры с фирмами «Ивеко» (Италия), «Талес», «Некстер» и «Рено Тракс Дефенс» (Франция), а также с «Укрспецэкспортом» (Украина) и «Пеленг» (Республика Беларусь).
Ожидается, что участие в выставке примут представители иностранных военных и деловых кругов не менее чем из 50 государств.
На полигоне Нижнетагильского института испытания металлов во время проведения RUSSIAN EXPO ARMS 2011 планируются показательные выступления свыше 70 единиц военной и специальной техники и 18 единиц стрелкового оружия. Демонстрация боевых и эксплуатационных возможностей военной техники традиционно пройдет на специальной испытательной трассе общей площадью более 72 тысяч квадратных метров, включающей специальные препятствия, вододром и огневые позиции. По регламенту выставки показательная программа займет примерно два часа.

http://www.ntagil.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=26138

Танкисты соревнуются в Мулино

На поле танки грохотали...

Под Нижним Новгородом соревнуются командиры мотострелковых и танковых батальонов —Заключительный этап — стрельбы.

Репортаж корреспондента Пятого канала Александра Алексеева.

 На таком экзамене даже командиры батальонов как обычные ученики. Вместо класса — огромная равнина полигона. Здесь не вытягивают билеты, но задание от этого не становится менее сложным. Где-то поблизости спрятался вражеский танк, расчет безоткатного орудия или гранатометчик. Экипажи должны быстро обнаружить и уничтожить эти цели.

Поразить и уничтожить танк противника нужно на дистанции в полтора километра. В реальном бою враг ближе не подпустит.
С безоткатным орудием и гранатометом вроде бы и попроще — расстреливать их можно и с более близкого расстояния, но обнаружить гораздо сложнее.
Здесь, на полигоне Мулино, собрали лучших танкистов страны. В финальном этапе конкурса по полевой выучке участвуют командиры рот и батальонов. Экипажи боевых машин формируются прямо на месте. Для Артура Зарипова главное в такой ситуации — найти общий язык с новыми сослуживцами.
Точность попадания оценивается сначала визуально — с командной вышки. Потом, когда танки прекращают стрельбу, — на месте. Мишени, изображающей боевую машину противника, на этот раз хорошо досталось.
Самый желанный приз в таком конкурсе профессионального мастерства — внеочередное звание. После этих стрельб кто — то из ротных командиров возглавит батальон, а кто — то из комбатов уже в скором времени будет командовать полком.

Чехия продаст сто танков Т-72

Не смотря на все усиливающуюся критику, ярлык "морально устаревшего", танк Т-72 до сих пор остается востребованным на рынке оружия. Так, по информации Лента.ру со ссылкой на Jane`s, Чехия намерена продать 100 танков Т-72 из числа находящихся в резерве, а модернизированные танки Т-72М4CZ - лучший на наш взгляд вариант модернизации "семдесятдвойки" реализованный за пределами России,  сохранять в боевом составе армии еще как минимум до 2025 года. Интересно, кто будет покупателем?
Министерство обороны Чехии приняло решение о продаже ста танков Т-72, находящихся в резерве, сообщает Jane's. Средства, вырученные от реализации снятых с вооружения танков советского производства, чешское военное ведомство намерено направить на реализацию различных военных проектов. Стоимость техники, которую планируется выставить на продажу, не уточняется. Параллельно чешское военное ведомство приняло решение оставить на вооружении 30 модернизированных основных боевых танков Т-72М4 (Т-72М4CZ). Эти танки останутся в войсках до 2025 года, когда истечет их срок эксплуатации. Чем эти машины будут заменены впоследствии, пока неизвестно. Министерство обороны Чехии провело модернизацию 30 Т-72 до версии M4CZ в конце 1990-х годов на военном заводе VOP-25. Стоимость модернизации составила около 156 миллионов долларов.
Модернизированный Т-72М4 массой 48 тонн способен развивать скорость до 61 километра в час. Машина оснащена пушкой калибра 125 миллиметров и спаренным с ней пулеметом калибра 7,62 миллиметра. Кроме того, Т-72М4 вооружен зенитным пулеметом калибра 12,7 миллиметра и оснащен универсальным станком для монтирования единого пулемета. При модернизации машины использовались комплектующие британского, израильского, итальянского и американского производства.

В настоящее время в Чехии ведется формирование военного бюджета на 2012 год. Министерство обороны страны и часть парламента настаивают на сохранении Т-72М4 на вооружении, но другая часть парламентариев выступает за снятие танков с вооружения с целью сокращения военных расходов. По оценке министерства обороны Чехии, сохранение Т-72 на вооружении не окажет значительного влияния на военные расходы.
 
 Танк Т-72М4CZ - лучший вариант модернизации танков семейства Т-72, реализованный за пределами России.

среда, 24 августа 2011 г.

Китай отказывается от закупок украинских танковых дизелей .

По сообщениям Интернет-портала Перископ.2 китайская оборонная корпорация NORINCO отказывается от дальнейших закупок украинских танковых дизелей типа 6ТД для своей экспортной программы по танку VT-1A  ( он же MBT-2000 ) в пользу двигателей собственного производства. Китайские двигатели считаются менее надежными. В этом ключе, отказ от украинских дизелей должен иметь под собой очень вескую причину. Таковых на наш взгляд может быть две:
1. Технические проблемы с эксплуатацией и ремонтом украинских дизелей 6ТД-2 в регионах с жарким климатом и слабой ремонтной базой;
2. Потеря доверия к Украине как к партнеру по ВТС, в силу неожиданного отказа украинской стороны в разрешении Китаю производить реэкспорт силовых установок с двигателем 6ТД-2 в составе танка  VT-1A по уже практически согласованному договору с Перу.

В своем сообщении  Перископ.2
ссылается на никем не подтвержденную информацию о якобы имевшей место поставке танков
VT-1A в Марокко. По нашим данным эта информация не соответствует действительности. Более того, по результатам проведенных тендерных испытаний марокканское военное ведомство заявило о том, что данный танк "не может считаться современным образцом боевой техники, не соответствует предъявленным требованиям, единственным положительным моментом является его достаточно низкая стоимость". Одной из причин провала на тендере так же могут быть проблемы с украинской силовой установкой танка, о чем не явно, но намекают источники в Марокко.