вторник, 17 января 2012 г.

ВАГОНСКИЕ БАЙКИ_1

О ТОРЖЕСТВЕ БРОНЕТАНКОВОГО МЫШЛЕНИЯ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
     
Сергей УСТЬЯНЦЕВ, научный редактор управления по связям с общественностью и органами власти ОАО «НПК «УРАЛВАГОНЗАВОД», г.Нижний Тагил.
Журнал «ВЕСИ» №3 / 2011г С.62-64.

     Ветераны диссидентского движения могут подтвердить, что каждый раз, когда советские танковые армии вламывались к союзникам по Варшавскому договору с целью восстановления социалистической законности, западные радиоголоса дружным хором начинали транслировать один и тот же анекдот: «Собрались как- то за одним столом американец, француз и русский. Рюмка за рюмкой, и потянуло собутыльников на автомобильное хвастовство. Заокеанский друг свой «Форд» расхваливает, европеец - «Рено», а русский молчит в тряпочку. Западные демократы на него и насели: «Признавайся, строитель коммунизма, нет у тебя своей машины и не было никогда». Наш вертелся и так, и сяк, но в конце концов не выдержал и брякнул: «Да не нужна мне машина! В Москве метро великолепное, а за границу ехать - так у нас танки отличные». Радиопровокаторы даже не подозревали всей глубины проникновения в советскую действительность, заложенной в анекдоте. Танковые дивизии и армии несомненно являлись последним доводом генеральных секретарей. Однако правдивый россиянин из анекдота ничего такого агрессивного в виду не имел. Просто он, как и вся страна, был склонен к бронетанковому мышлению в решении народохозяйственных проблем.
    Между прочим, в советской кинохронике танки впервые в 1920-х гг. предстали не в бою или хотя бы на параде, а на сельскохозяйственных работах. Трофейные британские гусеничные монстры Мк.5 с красными звёздами на бортах умилительно тянули за собой плуги и целые площадки из металлических борон. Собственных тракторов в стране ещё не выпускали, так что танки оказались весьма кстати.
     Настоящий танковый прорыв в народное хозяйство состоялся на рубеже 1940-1950-х гг., благо армия переоснащалась новыми боевыми машинами и немалое количество «Т-34/76» или попавших в СССР по ленд-лизу «Шерманов» оказалось не у дел. История многих закрытых «атомных» городов Урала и Сибири начиналась с фотокадров сокрушаемой танками вековой тайги - других средств расчистки будущей производственной площадки в стране не нашлось. На платформах желез-нодорожных ремонтных поездов вплоть до начале 1990-х гг. неизменно стояли безбашенные средние танки: броневой лоб и мощный двигатель оказались отличным средством постановки на место сошедших с рельсов паровозов и вагонов. Да и потребителям попроще кое-что досталось. Автору лично приходилось стоять на краю болота, где в 1950-х гг. по весенней слабости льда утонул тянувший стог сена совхозный «Шерман».
Демилитаризованный "Шерман"
      Очередная демобилизация в народное хозяйство бронетехники состоялась в 1990-х гг., когда явные противники СССР разом превратились в неочевидных друзей Российской Федерации. Геологи, археологи и прочий обитающий на необжитом пространстве люд быстро поняли, что на бездорожье самая лучшая машина — это разоружённая БМП-1. Сегодня таковую можно купить даже с ВИП- салоном - если, разумеется, толщина кошелька позволяет. Впрочем, и безденежный народ свою толику советского бронетанкового наследия тоже получил. Лет 15 или 17 назад в маленьком южноуральском городке, где асфальта сроду не было, но металлургический заводик имелся, автору привелось прямо на центральной улице встретить авточудовище, стоящее вплотную к весёленькому палисаднику частного домостроения. При внимательном рассмотрении выяснилось, что это БТР- 40, но со срезанной верхней частью корпуса и дверями от грузовика «ЗИЛ», прилаженными вместо тяжеленных броневых заслонок. Подошедший хозяин объяснил, что технику пригнали на завод своим ходом на переплавку. В отличие от государства, народ не стал портить добро и разобрал бронетранспортёры по рукам, благо цена устраивала: ящик водки. На вопрос, много ли в городке таких бронеавтовладельцев, ответ последовал категоричный: «Да у всех есть, у кого руки не отсохли». Действительно, в этой глуши автоинспектора видели лишь по телевизору, а две ведущих оси гарантировали поставки сена или там дров из любой чащобы.

     Однако подлинного и всемогущего расцвета танковое мышление исторически достигло там, где эту бронетехнику делали - т.е. на Вагонке в Нижнем Тагиле.
     Директор танкового завода № 183 Ю.Е.Максарев, прибывший вместе со своим предприятием и людьми на Урал осенью 1941 г., получил задачу поистине титаническую: не просто организовать сборку танков, но и наладить сколько-нибудь пригодную для выживанию среду своим подчинённым, причём практически на пустом месте. Довоенная Вагонка на такие массы населения рассчитана не была. Требовалось строить и обслуживать жильё, заготавливать дрова и деловую древесину, создавать подсобные сельские хозяйства - и так далее, список проблем бесконечен. Людей едва хватало для танкового конвейера, техники никто не дал и дать не мог - тракторные заводы страны либо захвачены врагом, либо уже делают танки.
     Один резерв всё же имелся. На заводе быстро скопилось множество танковых узлов и деталей, для боевых машин по разным причинам непригодных. Однако они вполне подходили для увлекательной игры «сделай сам», благо конструкторской мыслью завод обижен не был. В общем, через год-другой по Вагонке и окрестностям ползали и бегали сотни с виду нелепых, но вполне работоспособных машин - тракторов, тягачей, экскаваторов, лесовозов, бетономешалок на гусеничном ходу - и так далее. Опытный взгляд сразу распознавал в них танковые узлы в разнообразных сочетаниях.
Трактор на базе Т-34 привез дрова. г.Нижний Тагил,1944г.
    Но самая оригинальная танко-сельхозмашина родилась на Уралвагонзаводе уже после войны, в 1954 г. Поставками продовольствия завод по-прежнему не баловали. Для поддержания народа в работоспособном состоянии приходилось содержать три подсобных предприятия с сотнями голов свиней и коров. Всю эту ораву требовалось кормить, т.е. выращивать корма. А чтобы травки и зерновые культуры лучше росли, скотские продукты жизнедеятельности нужно было вывозить и разбрасывать на поля. Людей, как всегда, лишних не имелось, да и желающих вручную ворошить особо зловредный свинский навоз не наблюдалось.
      Где-то по хитрым каналам нашли чертежи специальных машин-навозоразбрасывателей. Склепать их в подсобных цехах проблем не составляло, но вот незадача: техника требовала мощного привода в виде гусеничного трактора. В министерстве саму идею выделить по строго лимитируемым фондам тракторы танковому заводу сочли нелепой блажью - и, в общем, были правы. Как раз в это время на Вагонке переделывали старые «тридцатьчетвёрки» в армейские бронетягачи. Приладить на такой безбашенный танк навозоразбрасыватель с соответствующим боезапасом - дело плёвое.
      Итог трудов и размышлений впечатлил даже самих создателей нового типа бронетехники. Представьте себе весеннее поле с подтаявшими сугробами. На опушке - берёзы, на ветках - лениво каркающие вороны. Яркое солнце, бездонная синева неба. И вдруг - нарастающий грохот дизелей, лязг гусениц. Вороны в панике срываются с ветвей, а на полевой дороге, не взирая на грязь полуметровой глубины, появляется танковая колонна. На конце поля боевые машины разворачиваются в строй фронта и разом выходят на не паханную землю. Раздаётся дикий скрежет и за танками высоко в небо взмывает вал чего-то полужидкого и комковатого, запахом сбивающего с ног за полкилометра от места событий. Танки уверенно движутся вперёд, а поле за ними приобретает ровный зелёно-коричневый цвет. Уверен, что германский вермахт даже в лучшие свои времена, летом 1941 г., не выдержал бы атаки скоростных гусеничных полностью защищённых от огня противотанковой артиллерии уралвагонзаводских бронеговномётов. Советской пехоте оставался бы лишь сбор и отмывка по возможности потерявших лицо военнопленных.
        С тех пор прошло уже более полувека, но если вы думаете, что бронетанковое мышление осталось в прошлом, то вы глубоко ошибаетесь. Для разброски навоза танки уже не привлекают, но вот к уборке других не менее дурно пахнущих последствий человеческой лени и недальновидности - приходится.
      Чрезвычайные масштабы потерь от пожаров в центральной России летом 2010 г. в значительной части были связаны с тем, что пожарные просто не смогли пробиться к очагам возгораний. Лишь после этого кое-кто во властных органах услышал давнее предложение танкостроителей - выпускать пожарную технику для лесных районов на танковой базе.
      Как всегда неожиданно, в ноябре 2010 г. в Нижний Тагил пришла зима. А перед новым 2011-м годом начались (кто бы мог подумать?) снегопады. Снегоуборочной техники едва хватило для центра города, а окраины завалило - ну, вам по пояс будет. Понятно же, снегоуборщики руководству жилищно-коммунальных хозяйств требуются несколько раз в году, а представительские иномарки — ежедневно. Городская администрация объявила чрезвычайное положение и гласом великим воззвала к заводам. Руководство УВЗ поначалу крепилось, но когда рабочие стали из-за пробок опаздывать на смену, не выдержало. И вывело на улицы Вагонки...
        Ну, понятно - что вывело. То, что имело - бронетехнику. Здесь необходимо отметить, что с начала 1970-х гг. танки Т-72 и затем Т-90 в обязательной комплектации оснащаются бульдозерным отвалом. В своё время его создали как средство самоокапывания - чтобы боевая машина своими силами за 20-30 минут вырыла себе траншею и укрылась от вражеского взгляда и огня. Сугробы снега или ледяные торосы на обочинах дорог для тагильского «изделия»  даже не препятствие, а мягкий шёлковый путь под гусеницами.

    А ведь кроме танков на улицы вышли еще и ИМР - т.е. инженерные машины разграждения. Это вообще не техника, а песня. База всё та же, танковая, но бульдозерное оборудование - помощнее. А кроме него, множество других полезных устройств, позволяющих пробиться через любые преграды, даже в эпицентре ядерного взрыва.

     Про ядерный взрыв сказано не случайно: в своё время ИМР создавались как ответ на глубоко демократичное решение политиков и военных США и Великобритании. Ещё в 1950-х гг. они про себя постановили, что в случае военного столкновения с СССР западные немцы и Федеративная Республика Германия боле не нужны: «лучше быть мёртвым, чем красным». И заложили на германских землях роскошные поля ядерных мин, причём аборигенов уведомить как-то забыли.
      Расчёт был прост: при подрыве ядерных зарядов часть советских танков, скорее всего, уцелеет. Но вот пройти сквозь хаос бывшей Западной Германии они точно не смогут. Но мыслители из Пентагона и Госдепартамента глубоко ошибались: ИМР способна проложить дорогу танковой колонне даже в оплавленном радиоактивном бетоне и кирпиче разрушенного города. К сожалению, доказывать сие примером пришлось в Чернобыле.

      Так что сугробы на улицах Вагонки этой зимой стали для ИМР не препятствием, а лишь поводом прокрутить застоявшиеся в густой смазке механизмы.
Тему можно продолжать ещё долго, но для общеморального вывода приведённого выше совершенно достаточно: с учётом растущей ветхости инфраструктуры народного хозяйства России лучшие годы отечественного бронетанкового мышления ещё впереди.
Эрзац-ИМР собранный на Вагонке из задельных узлов ИМР-2 для "внутренних" нужд.
Импровизированный бульдозер собранный на Вагонке на базе шасси Т-72М1  с установкой ТБС-86.

пятница, 13 января 2012 г.

Wallpaper. T-90MS TAGIL-5

                                             GENERATION NEXT  T-90MS  Tagil-tropic
                                                                  1920x1153 0,78Mb

Возможная схема компоновки перспективного танка

 Публикуя материалы отраслевого журнала "Вестник бронетанковой техники", мы уже обращались к теме возможных перспективных компоновок. Предлагаемый материал дает возможность ознакомления с еще одним подобным вариантом. Кроме того его можно рассматривать также как продолжение  публикаций, в которых рассматриваются уязвимые зоны отечественной бронетехники. Ранее, мы в основном, публиковали материалы журнала "ВБТ" периода 1970-х годов и ранее, пикантность данной публикации в том, что еще недавно она была с грифом "Секретно" как и все выпуски журнала за 1980-90е гг. Так что по мимо двух выше обозначенных вопросов, пытливый читатель сможет выудить из данной статьи реальные значения бронепробиваемости некоторых наших и зарубежных БПС, данные по перспективному двигателю 2В12 и его вкладу в схему защиты танка, при его переднем расположении, узнать о тех преимуществах, которые может дать перспективному танку электро-механическая трансмиссия.
С.А.ГУСЕВ
ВОЗМОЖНАЯ КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА ТАНКА 
                                                              (в порядке дискуссии)
Вестник бронетанковой техники №12/1991г. С.8-13
На основе краткого анализа защиты современных отечественных танков делается вывод о необходимости создания танка с повышенными требованиями к живучести и предлагается один из вариантов нетрадиционного компоновочного решения такой боевой машины с моторно-трансмиссионной установкой с электромеханической трансмиссией и вынесенным вооружением.
    В настоящее время на вооружении армий большинства стран находятся танки с классическим компоновочным решением. В этих танках в передней части корпуса за лобовой броней обычно размещаются водитель, часть боекомплекта и топливные баки, являющиеся наиболее уязвимыми при заброневом действии противотанковых средств (ПТС). Анализ повреждений танков в период второй мировой войны, а также в ходе боевых действий во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и в Афганистане показывает, что при пробитии брони и попадании осколков или части кумулятивной струи в боеукладки или в топливные баки происходит взрыв, приводящий к гибели экипажей и безвозвратным потерям танков. Вероятность последних у современных танков при поражении топлива и боекомплекта составляет 0,43.. .0,5 по расчетной оценке [1].
Схема бронирования танков с классическим компоновочным решением по сравнению с танками с вынесенным вооружением характеризуется наличием большого числа уязвимых мест и ослабленных зон в броневой защите. К ним в первую очередь необходимо отнести вырез в верхней лобовой детали под приборы водителя, ослабление в зоне амбразуры пушки, стык корпуса и башни, крышу башни, люк командира, вырезы в башне под приборы наблюдения и прицелы (рис.1). В соответствии с этим рисунком площади лобовой проекции (в м2) основного бронирования будут такими:
                                              Серийный танк    Танк с вынесенным вооружением
Корпус..................................    2,08                     2,52
Башня...................................   1,7                       0,41 (без учета вынесенного вооружения)
Σ.............................................   3,78                     2,93


      Стойкость ослабленных зон значительно ниже стойкости основных броневых деталей, поэтому пробитие их происходит с больших дистанций и с большим запасом бронепробиваемости, что приводит к тяжелым, часто безвозвратным поражениям боевой машины. Причем эти зоны расположены по центру лобовой проекции боевой машины, куда обычно ориентируют марку прицела при наведении пушки и, следовательно, где наиболее вероятно попадание снаряда.
Рис. 1. Схемы ослабленных зон основного бронирования лобовой проекции:
а — танк Т-72Б, б — вариант танка с вынесенным вооружением (без учета защиты вы¬несенного вооружения);
1 - ослабленная зона при обстреле 100-мм БПС БМ-8; 2 - ослабленная зона при обстреле 125-мм БПС БМ-26
Как показали испытания обстрелом корпуса и башни танка Т-72Б, проведенные по программе [2] снарядами БМ-26 с бронепробиваемостью 200 мм стальной брони средней твердости под уг¬лом 60° с дистанции 2 км и БМ-22 с бронепробиваемостью 170 мм/60° с 2 км, ослабленные зоны пробивались с дистанций, м:
Зона водителя (по средней линии ослабленной зоны)…………. 1 700
Крыша башни……………………………...…………………………. 3 700
Командирский люк………………………...………………………….3 900
Зона, ослабленная цапфами пушки………………………..……….1 650
    Амбразура пушки защищена только от бронебойной пули Б-32 калибра 12,7 мм с дистанции 100 м.
Наличие ослабленных зон в броневой защите современного отечественного танка приводит к тому, что вероятность пробития лобовой проекции броневой защиты с дистанции 1000...2000 м при обстреле БПС западногерманской 120-мм пушки танка «Леопард-2», имеющем бронепробиваемость примерно 250 мм/60° с 2 км, выше 0,45 (рис. 2, кривая 1).
Рис. 2. Зависимость расчетной вероятности пробития Рпр лобовой проекции (600 мм стальной брони средней твердости) при попадании БПС, пробивающего 250 мм/60° с 2 км, от дальности Д:
1 — танк Т-72Б; 2 — танк с вынесенным вооружением
При ведении боевых действий на дистанции современного боя (1...2 км) наибольший вклад в повышение вероятности пробития лобовой детали вносят ослабления лобовой защиты. Причем с ростом бронепробиваемости снаряда с увеличением необходимой, приведенной по ходу снаряда толщины броневой защиты площадь ослаблений будет расти.
Практически невозможно достичь усиления броневой защиты, увеличивая толщину брони, но оставляя при этом ослабленные зоны. Добиться же уменьшения ослабленных зон у современных танков невозможно по компоновочным соображениям, так как их нельзя закрыть дополнительной броней по условиям обзорности, обметания и т.д.
Попытка свести площадь ослаблений в бронировании к минимуму менее 10 % площади лобовой проекции для танков, выполненных по классической компоновочной схеме за счет изменения углов наклона верхней лобовой детали, бронированной маски пушки, установки приборов наблюдения и прицеливания на горизонтальных участках корпуса и башни и т. д., приведет к значительному (на 2...2,5 т) увеличению массы броневой защиты. Выполнение повышенных требований по огневой мощи, защите и подвижности, предъявляемых к современным танкам при сохранении классической компоновочной схемы, требует увеличения массы танка на 6...8 т по сравнению с серийными образцами [3].
Из изложенного можно сделать вывод, что необходимо создание танка с повышенными требованиями к живучести, при этом особое внимание следует уделить общей компоновочной схеме, которая в сочетании с техническими решениями его составных частей в основном определяет боевые свойства машины и ее стоимость.
Одним из вариантов такого танка может быть боевая машина с передним расположением двигателя и задними ведущими колесами (рис.3) [4], основными конструктивными особенностями которого являются применение электромеханической трансмиссии и боевое отделение с вынесенным вооружением.
Рис. 3. Возможная компоновочная схема танка с выне¬сенным вооружением: 1 - пушка со спаренным пулеметом, 2 - броневой корпус, 3 - моторная установка, 4 - входной редуктор,
5 - силовые генераторы, 6 - водитель, 7 - командир, 8 - наводчик, 9 - радиаторы системы охлаждения, 10 - электромоторы, 11 -  отсек для боекомплекта с автоматом заряжания, 12 - башня с рубкой
Основной недостаток использования электромеханической трансмиссии состоит в несколько больших (в 1,5...2 раза) массе и объеме, занимаемых такой трансмиссией, по сравнению с обычной механической, а также значительно более высокой стоимости. Однако ряд преимуществ такой схемы моторно-трансмиссионной установки (МТУ) делает ее весьма перспективной с точки зрения установки на боевую машину.
Двигатель и моторная перегородка служат дополнительной защитой экипажа при пробитии ло¬бовой брони. В качестве двигателя можно использовать многотопливный Х-образный дизель 2В-12 мощностью 735 кВт. Его вклад в броневую защиту экипажа и машины можно весьма приближенно по¬считать по формулам:
                         ВБПС экв = дв/(kБПСρст) , ВКС экв = a/kКС ,    (1)
где ВБПС экв, ВКС экв - толщина эквивалентной по стойкости броневой стали средней твердости соответственно для бронебойных подкалиберных систем и кумулятивных снарядов; kБПС= 1...1,1; kКС = 1,6...1,8 - коэффициенты стойкости соответственно по БПС и КС (выбраны по известным данным [5]); ρст =7,85 г/см3  - плотность стали; ρдв= mдв/Vдв - средняя плотность двигателя; mдв = 1450 кг - масса двигателя; Vдв =abc - объем двигателя; a = 760; b = 1290; c = 820 мм - габаритные размеры двигателя.
При таких параметрах расчет по формулам (1) дает следующие значения: ВБПС экв=158...174 мм, ВКС экв=422…475 мм. Форма носовой части корпуса танка, определяемая в основном условиями размещения двигателя, при некотором увеличении массы брони, отводимой на лобовую защиту (примерно 300 кг) по сравнению с серийным отечественным танком, за счет рациональной геометрии (использование элементов с отрицательными конструктивными углами, большие углы наклона верх¬него лобового броневого листа и соответственно уменьшение площади элементов брони, попадание в которые влечет поражения приборов наблюдения) позволяет фактически полностью исключить ослабления в зоне размещения приборов наблюдения водителя и резко уменьшить поражаемость входных окон приборов и прицелов от осколочного потока [6]. Установка вооружения в отдельном отсеке башни, отсутствие вырезов в ее нижней части под погонное устройство в сочетании с повышением уровня защиты стыка корпуса и башни, а также малые углы наклона крыши башни к горизонту и размещение люков башни, приборов наблюдения и прицелов на горизонтальных участках позволяют значительно уменьшить площади ослабленных зон башни и машины в целом (таблица).
Генераторы и другие элементы электрооборудования трансмиссии служат дополнительной защитой экипажа при пробитии части лобовой и бортовой брони корпуса. При этом обитаемое отделение фактически полностью перекрыто генераторами при обстреле бортовой проекции танка под углами ±20°. Такая схема расположения генераторов позволяет обеспечить защиту передней части бортов от современных массовых ПТС (60...70 % целей, противостоящих атакующему эшелону, составляет танкоопасная живая сила противника с массовыми ПТС) во всем секторе обстрела. Так как вероятность попадания в танк (на уровне меньше 0,9 м от грунта) снарядом или управляемой ракетой с дистанции современного боя (более 1 км) ничтожно мала из-за экранирующего эффекта местности [7], то генераторы, приводимые от двигателя через входные редукторы, можно приподнять от днища машины на 430 мм и соответственно от поверхности земли на 900 мм.
При повреждении одного из генераторов имеется возможность выйти из боя на другом. В наиболее тяжелой ситуации танк может выйти из боя, имея источник энергии (один генератор и аккумуляторы) и один неповрежденный электромотор (при наличии механизма блокировки валов электромоторов) . Вклад генератора в защиту можно приближенно посчитать по формулам:
                          ВБПС эквген/(kБПСρст) , ВКС экв = D/kКС ,    (2)
где ВБПС экв , ВКС экв- толщина эквивалентной по стойкости броневой стали средней твердости по оси генератора при обстреле по нормали соответственно для БПС и КС; kБПС = 1...1,1; kКС = 0,9...1,0; ρген =7 г/см3  - средняя плотность генератора; D=480мм – диаметр генератора.
    Расчет по формулам (2) с использованием имеющихся данных дает такие значения: ВБПС экв =389...428 мм,ВКС экв =480…553 мм. При пробитии генератора кумулятивным боеприпасом, кроме материала генератора, на кумулятивную струю будет действовать ток короткого замыкания, эквивалентный 100...150 мм стальной брони средней твердости [8].
Таким образом, броневая защита, агрегаты МТУ в сочетании с бронированными перегородками выполняют функции разнесенной брони, за которой находится экипаж.
Применение электромеханической трансмиссии позволяет получить еще ряд преимуществ по сравнению с обычной механической трансмиссией танка:
1)    повысить тяговые и тормозные качества, маневренность машины;
2)    увеличить долговечность и надежность агрегатов МТУ, ввиду постоянной нагрузки на двигатель и меньшего количества трущихся, изнашивающихся пар в трансмиссии;
3)    обеспечить возможность отбора мощности для вспомогательных целей и передачу энергии по проводам с одной машины (внешнего источника) на другую, что особенно важно, например, при эвакуации поврежденной машины, имеющей хотя бы один неповрежденный электромотор, с поля боя, при преодолении водных преград без работы двигателя и т.д.;
4)    осуществить простое дублирование функций экипажа.
К основным особенностям компоновки боевого отделения танка с предлагаемым компоновочным решением в первую очередь можно отнести вынесенное из обитаемого отделения вооружение (отделенное от обитаемого помещения броневыми перегородками) и размещение автоматизированной боеукладки на 26 выстрелов в нише башни, что позволяет значительно снизить высоту танка и тем самым уменьшить вероятность попадания, а также уменьшить массу броневой защиты, отводимой на башню, при сохранении необходимого уровня защиты экипажа. Такая установка вооружения позволяет избежать загазованности боевого отделения пороховыми газами при стрельбе из танка, которая приводит к снижению боеспособности экипажа у современных боевых машин [9].
Размещение автомата заряжания в нише башни позволит уменьшить цикл заряжания пушки, доведя его до 3,5...4с, что является оптимальным, исходя из условия среднего времени задымления пороховыми газами при выстреле окна прицела, составляющего у современных танков 3,4...4,2 с [7]. Простота и быстродействие автомата заряжания достигается за счет выведения выстрела на линию заряжания только путем поворота конвейера ленточного типа и осуществления досылания за один ход досылателя.
Недостатком такой схемы боевого отделения является более слабая защита вооружения и боекомплекта при снарядном обстреле, чем у танка с классическим компоновочным решением, а также отсутствие кругового обзора у командира при установке серийно выпускаемых приборов.
Однако большая часть вооружения и боекомплект на наиболее вероятных углах обстрела перекрыты основной броней башни, а вынос из обитаемых отделений боекомплекта и топлива (отделенных от экипажа броневыми перегородками), применение люков сброса давления взрыва позволят избежать безвозвратных потерь экипажа и боевых машин при взрыве боеприпасов и топлива.
Для обеспечения кругового обзора командира танка с вынесенным вооружением необходима установка панорамного прицела и перископических приборов статического обзора с перископичностью 800...900 мм, позволяющих осуществить статический обзор 360° через вынесенную установку основного вооружения.
Вывод. Предложенная компоновочная схема танка с вынесенным вооружением позволяет повысить его боевую эффективность за счет увеличения живучести, подвижности и огневой мощи. При этом, однако, возникают проблемы, связанные с созданием приборного комплекса и обеспечением его живучести.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Мазуренко А.И. и др. Пути повышения живучести танка // Вестник бронетанковой техники. 1987. № 2. С. 3-5.
2.Танки Т-80Б(У) и Т-72Б. Программа контрольных испытаний корпусов с башнями на противопульную, противоснарядную, противокумулятивную и противоминную стойкость. 1988, 23 с.
3.Андреев В.П. и др. Анализ объемно-массовых показателей отечественных и зарубежных танков // Вестник бронетанковой техники. 1987. № 1. С. 9-13.
4.Гусев С.А. Возможная компоновочная схема ВГМ // Там же. 1989. № 10. С. 5-7.
5.Противоснарядная и противокумулятивная стойкость брони средних танков. М.: ЦНИИ информации, 1982, 108 с.
6.Михеес Ю.А.,Тимохин В.И. Защита входных окон приборов танка от потока осколков // Вестник бронетанковой техники. 1984. № 4. С. 22-23.
7.Павловский Р.И.,Чубаренко А.И.,Сафонов Б.С. Основы теории боевой эффективности танков. М.: ЦНИИ информации, 1981, 264 с.
8.Булкин А.М. и др. Воздействие электрического тока на кумулятивную стрѵю // Вестник бронетанковой техники. 1987. № 5. С. 24-25.
9.Кудрин И.Д. и др. Влияние обитаемости на боевую эффективность ВГМ // Там же. 1988. № 8. С. 9-14.
                                                                                           Статья поступила в редколлегию 04.07.91.

четверг, 12 января 2012 г.

Российские бронеавтомобили "Тигр" будут охранять гвинейские золотые и алмазные рудники


Продолжается увеличиваться число стран, закупающих военную продукцию Арзамасского машиностроительного завода. Как сообщает сайт amz.ru, партия бронеавтомобилей "Тигр" была поставлена в Республику Гвинея. Туда же были откомандированы специалисты предприятия. Они контролировали доставку "Тигров" и обучали офицеров президентского полка основным навыкам вождения, знакомили с эксплуатационными особенностями машин специального назначения.
Технику предприятия оценил Президент Гвинеи Альфа Конде. Он лично встречал бронемашины и сразу же предложил проверить ходовые качества "Тигров".
На многочасовом марш-броске, длиной в 170 километров и обратно, в провинцию Киндия "Тигры" показали себя достойно.
 

Гнется, не ломается: российская боевая сочлененная машина будет принята на вооружение в 2015 году

Гнется, не ломается: российская боевая сочлененная машина будет принята на вооружение в 2015 году


 
Российские вариации на тему сочлененного танка
 
Танк Уланова
 У нас горячим сторонником создания сочлененного танка стал кандидат технических наук Рэм Уланов. Правда, в отличие от шведского ХХ-20, он видел российский сочлененный в весовой категории основного боевого танка. По его мнению, предложенная им конструкция машины полностью вписывается в существующую технологию и состояние заводов, выпускающих танки. 
.....
 
"Волгоградский танк"
Конструкторы "Волгоградской машиностроительной компании ВгТЗ" также продумывали вариант компоновки сочлененного танка. Кроме отличной проходимости по суше машина должна была прекрасно плавать при помощи водометного движителя.
 ....
Екатеринбургское САУ  
Еще одной интересной машиной является 152-мм САУ, разработанная во ФГУП "Уральский завод транспортного машиностроения". В боевом корпусе этой САУ должно было устанавливаться основное вооружение и боекомплект, системы управления огнем, а в переднем рабочем  находились члены экипажа и вспомогательное вооружение.
Самое интересное, что оба корпуса обладают возможностью двигаться самостоятельно, так как даже необитаемый боевой корпус имеет возможность управляться при помощи резервного отделения управления.
 .....
Боевая машина для арктических бригад
 В прошлом году во время одного из показов военной техники в подмосковных Бронницах была презентована так называемая унифицированная межвидовая двухзвенная гусеничная платформа, создаваемая в ходе опытно-констукторских разработок "Арктика". Головным исполнителем данной темы является ОАО НПК "Уралвагонзавод".
 Машина должна получить бронированный корпус с противоминной защитой, бортовую информационно-управляющую систему. Силовая установка должна быть модульного типа, что существенно облегчит ремонт и эксплуатацию техники. Ходовая часть будет обладать повышенным уровнем противоминной защиты.
 
Данная боевая машина должна быть принята на вооружение в 2015 году. 
 
 

Применяемость модуля вооружения АУ-220М

Состав артиллерийской установки АУ-220М с 57-мм автоматической пушкой БМ-57 разработки ЦКБ "Буревестник", варианты боевых модулей и применяемость на различных носителей.
Описание полезной модели к патенту РФ RU 5517 U2 "Боевой модуль АУ-220М с артиллерийской установкой для размещения на военной технике". На схеме цифрами обозначены: 1-бронированная башня; 2-57мм автоматическая пушка; 3-элементы СУО; 4-стабилизатор вооружения; 5-прицельно-наблюдательный комплекс; 6-автоматическая система заряжания; 7-боеукладка.

среда, 11 января 2012 г.

ХX-20: гнется не ломается, танком называется

В начале 80-х годов шведы в очередной раз удивили мир своим новым танком. Этой боевой машине посвящались публикации во многих военных изданиях, в частности, в газете "Красная звезда" в рубрике "Военно-техническое обозрение" появилась статья полковника-инженера В. Гришина "Сочлененный танк".
 
В ней писалось, что в Швеции проходят испытания два прототипа сочлененного танка ХХ20. Эта боевая машина создавалась по заданию Министерства обороны для определения целесообразности выпуска бронированных машин такой конструкции.
 
ХХ-20 состоит из двух шарнирно соединенных между собой секций с активным гусеничным движителем. В передней секции – компактной и хорошо защищенной (вес 14 т) – размещен экипаж в составе трех человек. На ней в качающемся и поворотном лафете установлены вооружение и система управления огнем. Во второй секции (вес 11 т) находятся силовая установка с дизельным двигателем мощностью 600 л, с., топливные баки и автомат заряжания пушки.
 

Новейшая китайская БМП попала в объективы трейнспоттеров

В конце прошлого года любители понаблюдать за происходящим на железной дороге запечатлели состав с китайскими боевыми машинами пехоты нового поколения. Ранее такая техника ни разу официально не демонстрировалась.
 Новинка китайского танкомпрома создана на базе уже известной БМП ZBD-04, которая, в свою очередь, была принята на вооружение в 2004 году. В создании обновленной боевой машины был учтен опыт эксплуатации ZBD-04 в войсках.
 В отличие от российской БМП-3 китайская машина имеет компоновку с передним расположением МТО (справа) и задним – десантного отделения.
 

Танк КНДР "Покпхунхо" по-прежнему является самым секретным в мире

Программа по разработке танков в КНДР - по-прежнему тайна за семью печатями. Даже в недавнем документальном фильме о посещении новым лидером северной Кореи одной из танковых дивизий "гений среди гениев" решил поупражняться в управлении "легковым катером с пушкой" ПТ-76, хотя логично было увидеть его за рычагами новейшего танка "Покпхунхо" ("Грозовой тигр"). В "массовках " также были задействованы давно уже всем известные северокорейские варианты Т-62. А "Грозового тигра" по-прежнему" словно бы и нет.  
...
Но северокорейцы, известные своей непредсказуемостью, преподнесли еще один сюрприз. На военном параде в 2010 году они показали еще один танк. Он уже был мало похож даже на сильно модернизированный Т-62. Здесь механик-водитель размещался посередине. Северокорейские инженеры творчески переосмыслили советский опыт, верхняя лобовая деталь корпуса была уже лишена ослабленной зоны, характерной для наших танков второго поколения. Мало того, там были видны элементы динамической защиты.
 
 
Массивная башня с многослойным бронированием имела развитую нишу, в которой виднелись некие подобия вышибных панелей. Не исключено, что северокорейские инженеры также поработали над защитой крыши башни.
 
У танка шестикатковая ходовая часть с поддерживающими роликами. Вполне вероятно, что, учитывая возросшую массу танка, на нем применен двигатель повышенной мощности. Вполне возможно наличие вспомогательной силовой установки.  Пушка - 125-мм, зенитный пулемет калибра 14,5 мм (традиционный КПВТ). Отличительной особенностью танка является установка со стороны командира переносного зенитно-ракетного комплекса. Система управления огнем похожа на все тот же вариант "Клавдиво". 
 

Российская армия разучилась водить танки.

Такое впечатление складывается благодаря публикациям в социальных сетях фото и видео материалов из боевых частей российского Министерства обороны.  Причем судя по характеру аварий, в первую очередь напрашивается вывод о крайне слабой подготовке механиков-водителей. Вот совсем недавние фото из 19 отдельной мотострелковой бригады, стоящей во Владикавказе. Как видим, механик-водитель не справился с управлением на мосту, в результате чего новенький танк Т-90А, стоимостью около 70 миллионов рублей, оказался вот в таком, очень неприглядном состоянии.
Танк Т-90А из состава 19 ОМСБр, попавший в ДТП по вине механика-водителя. Экипаж получил травмы, но остался жив, танк, несомненно, будет отремонтирован, но вот во сколько этот ремонт обойдется налогоплательщикам?
Ну что ж... это закономерный итог реформирования Вооруженных сил РФ. Благодаря сократившемся срокам службы, сократилось время и на подготовку специалистов. При этом необходимо признать, что интеллектуальный уровень и уровень образования призывников оставляет желать много лучшего (производная от реформы образования), даже не смотря на отмену отсрочек и призыв выпускников ВУЗов (в большинстве из которых были сокращены военные кафедры). МО РФ неоднократно хвасталось успехами по оснащению частей компьютерными тренажерами. Однако ни один, даже самый реалистичный симулятор не дает, как мы видим, опыта и навыков вождения тяжелых боевых машин.
Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать использование зарубежного опыта. Наши генералы любят стращать отечественную промышленность угрозами закупок импортной боевой техники. Однако, видимо, им не известно, что, например, в той же Германии, для получения навыков вождения танков "Леопард" используются специализированные машины - так называемые Fahrschulepanzer, что в дословном переводе означает "Автошкольный танк" или "Танк для обучения вождению" .
Немецкий Fahrschulepanzer II на базе танка Leopard II
На этих машинах вместо башни установлена кабина инструктора по вождению. Для того что бы будущий механик-водитель танка  привык к массе и габаритам машины, вес отсутствующей башни компенсирован дополнительным грузом балласта, а для обозначения габаритов - вместо пушки установлен фальшь-ствол в виде трубы. Отсутствие дорогостоящей системы управления огнем и вооружения существенно снижает стоимость Fahrschulepanzer, снижает риск материальных и финансовых потерь при ДТП с участием начинающих механиков-водителей.
В прочем, о создании таких машин подумывали и в СССР. В конце 1980-х - самом начале1990-х годов, в 482-м Конструкторско-технологическом центре бронетанковой техники в Киеве были разработаны аналогичные машины, которые могли бы выпускаться в больших количествах путем конверсии устаревающих модификаций  танков, стоящих на вооружении.
Так на базе танка Т-55 был создан ХТВ -55 (ходовой тренажер вождения), а на базе Т-72, соответственно, ХТВ-72. В отличие от немцев, конструкторы из Киева не стали производить демонтаж башни. Со старых танков убиралось только вооружение. Амбразура пушки либо наглухо заваривалась, либо в ней устанавливалось окно с дворником и омывателем, а в башне оборудовалось дополнительное место для инструктора или пассажира. Штатное место инструктора по проекту оборудовалось в люке командира и представляло собой высоко расположенный "стеклянный павильон" с круговым обзором. На практике, при изготовлении опытных образцов, от него отказались как от излишества.
Ходовой тренажер вождения ХТВ-72 на базе танка Т-72А. Фото с сайта http://armor.kiev.ua
Недостатком проекта было отсутствие имитатора пушечного ствола - курсант не ощущал габарит машины и не получал соответствующий навык. Эти машины были приняты на вооружение, однако дальше выпуска нескольких образцов на танкоремонтных заводах Украины дело не пошло. Так же силами БТРЗ были созданы ходовые тренажеры танков Т-64 и Т-80 (ХТВ-64 и ХТВ-80), однако от ХТВ-55 и ХТВ-72 их отличал демонтаж башни (без компенсации веса) и установка просторной кабины, аналогичной по конструкции ГДРовскому Т-72 FAP
Ходовой тренажер вождения ХТВ-64 на базе танка Т-64А. Башня заменена на специальную рубку. Фото с сайта http://armor.kiev.ua
Ходовой тренажер вождения ХТВ-80 на базе танка Т-80Б. Башня заменена на специальную бронированную рубку, частично компенсирующую вес снятой башни .
При наличии громадного количества устаревших танков, руководство МО решило не тратиться на их конверсию, и использовать в учебно-боевых группах без каких либо переделок, комплектуя полки сверхштатными единицами.  В современной Российской армии такой фокус уже не проходит. В условиях тотального сокращения и экономии, вся старая техника изымается из боевых частей, и идет либо на утилизацию, либо на базы хранения. Более того, характеристики новых машин, поступающих на вооружение,  уже достаточно сильно отличаются от старых образцов, что так же делает их использование для учебных целей или конверсию в ХТВ не целесообразной. Напрашивается логичный вывод - для экономии ресурса и сбережения штатной современной боевой техники, для более быстрого и качественного обучения механиков-водителей необходимо разместить заказ на проектирование и выпуск специализированных учебных машин - ходовых тренажеров вождения, соответствующих современным базовым образцам БТТ. Сколько еще новеньких танков надо раздолбать, что бы до руководства российского МО дошло такое простое решение?

Российская армия получит модернизированные огнеметные системы

Российские Вооруженные силы в 2012 году примут на вооружение модернизированные тяжелые огнеметные системы ТОС-1А "Солнцепек". Об этом, как сообщает ИТАР-ТАСС, заявил представитель Сухопутных войск России подполковник Сергей Власов. По его словам, машины встанут на вооружение войск радиационной, химической и биологической защиты. Точное количество огнеметных систем, которые получат войска РХБЗ, Власов не уточнил.
ТОС-1А создана на базе ТОС-1 "Буратино". В состав системы входит боевая машина БМ-1, имеющая 24 направляющих для зажигательных и термобарических ракет калибра 220 миллиметров. Для сравнения, боевая машина системы "Буратино" имеет 30 направляющих. Кроме того, в состав ТОС-1А входит транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т. "Солнцепек" способен поражать объекты противника на дальностях от 3,6 до шести тысяч метров (в зависимости от типа ракет), а площадь поражения составляет от тысячи до двух тысяч квадратных метров.
БМ ТОС-1А выпуска 2011г для ВС Казахстана.
 "Будут также поставлены воздушные комплексы радиационной разведки и наземные вычислительные комплексы, автоматизированные системы учета и контроля радиоактивных веществ и отходов, фильтры-поглотители и индикаторные трубки. Данную технику планируется направить в отдельные бригады РХБЗ окружного комплекта, формирование которых проведено в минувшем году", - рассказал Власов.
В конце декабря 2011 года Власов рассказал, что Сухопутные войска в течение года приняли на вооружение свыше десяти тысяч единиц бронетанковой и автомобильной техники, а также около двух тысяч единиц машин связи. В частности, войска радиационной, химической и биологической защиты получили тяжелые огнеметные системы ТОС-1А и разведывательные машины РХМ-6. В инженерные части были поставлены новые буксирно-моторные катера и автомобильные краны. Военные также получили 30 реактивных систем залпового огня "Торнадо-Г".
Gur Khan: интересно, что в отчете  КБТМ за 2011 год поставка боевых машин ТОС-1А в Российскую армию не указана - там фигурируют только транспортно-заряжающие машины ТЗМ-Т. В тоже время, в указанный период КБТМ были отгружены три БМ ТОС-1А для вооруженных сил Республики Казахстан (о чем мы уже неоднократно писали).  Так же, ранее, в документах по ГОЗ, ТОС-1А проходил под наименованием "Каунас". Вероятно "Солнцепек" является модернизированной системой с ракетами с увеличенной до 6км дальностью стрельбы.

вторник, 10 января 2012 г.

Новости блога

Здравствуйте дорогие друзья, мои уважаемые читатели! Вот и начался новый трудовой 2012 год, закончились новогодние каникулы. Счетчик посещений как-то незаметно быстро отмотал очередную сотню тысяч и отсчитал сегодня  600000-ное посещение. Как Вам и обещал, за время отдыха, поработал над сменой дизайна блога. Самому как-то еще не привычно (исходный вариант мне лично нравился больше), но первые отзывы от друзей вроде бы положительные - пишут что "стало лучше". Однако, судить Вам - прошу высказывать свои замечания и предложения по новому оформлению в комментариях к этому сообщению. Так же, в соответствии с Вашими пожеланиями, попробовал наладить трансляцию сообщений своего блога в ЖЖ. Трансляция будет вестись по следующему адресу: http://gurkhan-nt.livejournal.com . Как четко это будет работать еще не знаю - поживем-увидим. В планах на ближайшее время: участие в модернизации дружественного сайта "ОТВАГА" - по задумке создателей он должен переехать на новый хостинг, сменить домен, поменять оформление и в дальнейшем больше ориентироваться на освящение современной ситуации в отечественном ВПК; создание сайта, посвященного исключительно танку Т-90, где планируется организация FAQ - сборника ответов на часто задаваемые вопросы относительно этой машины.
С Уважением,
Алексей Хлопотов aka Gur Khan

РХМ-5 для ВДВ

Тульские десантники осваивают новейшую разведывательную химмашину РХМ-5

Сложнейшие компьютерные технологии, спутниковая система ГЛОНАСС и технические характеристики самого высокого уровня — все это новая разведывательная химическая машина, которую сейчас осваивают тульские десантники. Она не горит, не тонет и даже умеет летать. Это настоящий бункер на гусеницах, но маневренный и легкий. Развить скорость в несколько десятков километров по пересеченной местности для этой военной машины не составляет труда, к тому же она всегда обеспечит высокую защиту боевого экипажа даже от оружия массового поражения. Для подразделений ВДВ, которые всегда на острие атаки или десантируются в тыл противника, такая разведывательная химическая машина — РХМ-5 — просто необходима.

Такого «универсального разведчика» для ВДВ разработали и создали в Туле. Предприятие «Завод Тула» уже давно специализируется и на химмашинах для наших вооруженных сил. Здесь даже создано целое конструкторское бюро. Доехать, доплыть и долететь РХМ-5 может практически до любой точки или объекта на местности. А на месте сразу проведет химическую, биологическую или радиационную разведку. Экипаж при этом может даже не выходить и наблюдать всю обстановку в визор внутри машины.

РХМ-5 только начала поступать в войска, и сейчас несколько образцов тестируются под Тулой на полигоне Тесницкое. Бойцы 106-й воздушно-десантной дивизии создают любые условия для этого. А значит новый «химразведчик на гусеницах» скоро займет свое место под флагом ВДВ.


Gur Khan: В качестве базы для новой РХМки выбрана БМД-3, хотя куда логичней было бы использовать уже новую базу - шасси "502" или БМД-4. Возможно на такой выбор повлияли требования по уменьшению стоимости изделия. В настоящее время РХМ-5 производят путем конверсии БМД-3 - это дешевле, чем выпуск полностью новой машины.

воскресенье, 8 января 2012 г.

Вспоминая дни золотой осени...

Выставка вооружений и военной техники "RUSSIAN EXPO ARMS-2011"

Его танков нет только в Антарктиде.

Правительство Ивановской области не торопится поддержать инициативу об увековечивании памяти прославленного земляка

Напоминаем:
В 2012-м году исполняется 90 лет со дня рождения генерала-майора-инженера, главного конструктора танкового КБ Уралвагонзавода, уроженца Ивановской области Леонида Николаевича Карцева. Под руководством которого были созданы такие образцы бронетанковой техники, как танки Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, Т-62, Т-62А, ракетный истребитель танков ИТ-1, а также заложены основные технические решения самого массового за всю историю мирового танкостроения танка Т-72.
В январе 2011-го года в адрес президента РФ было направлено официальное обращение жителей села Скомово и членов краеведческого общества по изучению истории Владимиро-Суздальского Ополья о содействии установке в селе Скомово (Гаврилово-Посадский район) памятника в виде образца одного из танков, созданных Л.Н.Карцевым.
В ответе, полученном из службы администрации Президента от 26 января 2011 г., сообщается о направлении данного обращения в Правительство Ивановской области.
Так вот.
До сегодняшнего дня от Правительства Ивановской области по этому вопросу ни ответа, ни привета.
Конечно конструктор отечественных танков Леонид Карцев, это не величайший «шансонье» всех времен и народов Аркадий Северный. И село Скомово Гаврилово-Посадского района не областной центр Иваново. Но ведь и танк Т-62 это не «Жора, подержи мой макинтош»…
И к чему тогда все натужные, обильно льющиеся к очередным памятным датам, речи о патриотизме?

P.S. Единственная властная структура, внятно отреагировавшая на обращение – администрация Гаврилово-Посадского района. Она откликнуться на инициативу и, ориентировочно на 15 марта, назначила совещание по этому вопросу.

Источник.

Gur Khan: Эта заметка была опубликована в ивановской прессе еще в марте, однако воз и ныне там. Конечно, нынешнему президенту наплевать на какого-то там генерал-лейтенанта, да к тому же инженера, который в каких-то там далеких 50-60-х "изобретал" какие-то там танчики - это не "АйФон", не "ТриДжи" и ничего "НаНо" там и близко не было. Президентским "держимордам" этого и подавно не нужно! Как же родной завод и КБ? О! Там с помпой отметили юбилеи, торжественно открыли памятник директору И.В.Окуневу (безусловно он его заслужил), мемориальную доску главному конструктору - приемнику Л.Н.Карцева - В.Н.Венедиктову (и он тоже ее заслужил), но забыть человека, который пусть не совсем здоров, но еще жив - это, извините, свинство! Может еще заговорит совесть в наших чиновниках?

Затмение разума

Рабочие "Уралвагонзавода" собираются въехать в Екатеринбург на танке

 Рабочие ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», расположенного в городе Нижний Тагил Свердловской области, намерены ввести в Екатеринбург танки. Таким способом работники завода намерены поддержать Владимира Путина. 

«В настоящее время на заводе идёт сборка танка Т-90С. 23 января она завершится, и машина прямо с конвейера, в солидоле, отправится своим ходом в Екатеринбург. На танке поедут рабочие из комитета в поддержку Путина. По пути в населённых пунктах будут устраиваться митинги. 28 января войдём в город и проведём на Привокзальной площади «под варежкой» главную акцию», - сообщили на заводе.

Рабочие «Уралвагонзавода» активизировались после прямой линии с премьер-министром РФ, состоявшейся в декабре прошлого года, в ходе которой они заявили, что в случае необходимости могут приехать в Москву и разогнать митинги оппозиции. Позже они создали комитет в поддержку Владимира Путина, а затем распространили манифест.
Источник

Gur Khan: Чего только не было в истории танка Т-90... рутина повседневной службы по охране Родины, были триумфальные выставки и шоу, торжественные парады, в "лихие 90-е" на этом танке местная братва гоняла на разборки с заезжими бандюгами, а рабочие выезжали на площади требовать у руководства завода зарплату. Теперь вот, наполненные креативом "Уралвагонзаводские" пиарщики, преисполненные служебного рвения, придумали, как им кажется, остроумную выходку - "танкоралли" и одновременно агитпробег до областного центра. Однако, господа уже переигрывают. Боевой танк Т-90 - это не "Антилопа Гну" из нетленного творения Ильфа и Петрова! Шутка перестает быть смешной - от нее несет запахом придворного лакейства и лизоблюдства. Я все понимаю, нужно и должно поддерживать, холить и лелеять "руку, дающую пищу", но не до такой же степени! Оно ведь действительно не смешно становиться. Ну выступили в поддержку будущего Президента - пусть немного коряво получилось - чтецы пред державными величием разволновались, слова заученные позабывали - но все всё прекрасно поняли. На том бы и остановиться, но... "Остапа понесло..." - господа - имейте чувство меры, а то шоу, не ровен час, превратиться в фарс. Вы перегибаете палку, рискуя как минимум ее сломать, а как максимум, другим концом получите по своей же голове, полной неуёмной фантазии. Если вас распирает от креативных идей - выплесните их, направьте на внешний рынок - для страны и для завода было бы полезно привлечь новых покупателей из-за рубежа, а Владимир Владимирович вас и так не забудет!

вторник, 3 января 2012 г.

"Кобра" для Т-72

Танк Т-72
     Танк Т-72 часто критикуют за откровенно слабую систему управления огнем,  по сути, на "семдесятдвойке" ( в серии) ее долгое время не было вообще. Причина такого положения в общих чертах ясна: СССР не располагал мощностями для обеспечения качественной оптикой и электроникой всю танковую программу, ведь кроме танков, были и другие образцы техники, так же нуждающиеся в прибористике и выпускающиеся иногда в не меньших количествах. Была и другая причина - политическая. Противостояние трех конструкторских центров, каждый из которых имел свое лобби в кабинетах под кремлевскими звездами или подле них. Каждый из высокопоставленных шефов желал иметь свой козырь в рукаве на случай непредвиденного изменения своего положения, но в целом всех устраивал некий баланс сил. В плане технической политики, этот балланс выражался в примерном равенстве "Квту" - коэффициента военно-технического уровня. Одним из самых существенных параметров, влиявшем на эту в общем-то эмпирическую величину, и было совершенство СУО.
     Принятый в 1974 году на вооружение Сухопутных войск СССР танк Т-72, по комплексу характеристик имел Квту, превышающий коэффициент исходной модели - танка Т-64А. За счет более мощного и, как тогда считали, более перспективного ГТД, будущий танк Т-80, так же оставлял Квту Т-64 далеко позади. По этому поводу, еще в апреле 1973 года, главный конструктор  А.А. Морозов сделал запись в своем дневнике: "Нам надо оторваться от Тагила во всем".  А ведь тагильский танк "Объект 172М" тогда еще только проходил испытания! Правда коллектив конструкторов, возглавляемый Валерием Николаевичем Венедиктовым, не замыкался на доведении до серии только будущего Т-72. Параллельно в тагильском КБ шли работы над заделом на ближайшую перспективу -  модернизацией своей машины. Эта работа известна как ОКР "Буйвол". В ее рамках отрабатывались решения по усилению бронезащиты, вооружению, увеличению мощности двигателя, установке новейших прицельных комплексов. Достаточно сказать, что уже в то время на танк "Объект 172-2М" был установлен прицел "Буран-ПА" на ЭОП - в 1974 году машина с этим прибором уже проходила испытания. Накал страстей был велик. Сознавая что Тагил уже не только наступает Харькову "на пятки", но и значительно опережает его, А.А.Морозов впадал в истерику. Это хорошо видно, если перечитать его "Дневники". Вот запись от 4 сентября 1973 года: "У нас нет никаких предложений в «пику» «172-3М» и заграничным перспективным «Леопарду» и ХМ-801. Изд. «450» тоже «не подарок» и будет не удовлетворять Заказчика по 6ТД, ходовой части, ручному заряжанию, переброске пушки при заряжании." Через день он продолжает развивать тему: "Уже два раза собирались у меня вместе с Соичем. Обсуждали вопрос: «Чем мы можем «обставить» изд. «172» и чем ответим на перспективные образцы «Леопард-2,3» и ХМ-801. Очевидно, в связи с загрузкой Тагила подготовкой производства, УВЗ за 2-3 года, ничего нового, кроме «172-3М», не предложит и то нескоро. Через 3 года «172М» и «434» уже будут в чем-то уступать «Леопарду-3» и ХМ-801. Нам надо это перекрыть за этот период и опять заметно оторваться от всех на 10 и более лет. Пока у нас «за душой» ничего нет". Ну и наконец апофеоз: "30.10.73. ХЗТМ. Время 10 часов. Совещание у Соича с участием Воронина и  Проскурякова. Воронин: -  В ЦК есть тревога за доработку Т-64А. Есть  письмо от  Заказчика с тревогой за проработку перспективного образца.  Споры всегда будут. Срок проработки был мал и не все, конечно, сделано. У нас нет времени для отработки новых узлов. Танк «172» стал базовой машиной и он имеет две модернизации. В 1976 году будет готов к постановке в производство «172-2М». Ожидают боекомплект 50 снарядов, увеличенную защиту, запас топлива 1900 литров, не требует коренной ломки производства. Два образца «172-3М» с пушкой калибра 130 мм будут в 1975 году. В 1974 году Тагил выпустит 300 машин «172М».
(Комментарии А.А.). К этому времени изд. «9А» должно  «умереть», т.к. другого у нас нет. Есть опасения, что не будет прогресса в машинах. Харьков является родоначальником танковой отрасли СССР. К приезду на завод Бабаджаняна,  нам надо определить «лицо» изд.  «9А» на 1974 .. 75 гг,. М3 представлен неплохой, ТТХ  неплохие, но хотелось бы поставить другие двигатели. Ходовую часть «219» за два года доработать нельзя. Она не может быть принята к обсуждению. В лучшем виде, это может быть сделано позднее. Это главный минус проекта"
.
В прочем, Александр Александрович ошибался - ходовая на "219" была доведена в срок - за те самые два года - в 1976 году "219" под именем "Т-80" будет принят на вооружение.
Танк Т-64Б с КУВ "Кобра"
 Для сохранения хоть каких-то позиций в советском танкостроении А.А.Морозову пришлось пойти на две вещи. Первая - ускорить работы интеграции комплекса управляемого вооружения "Кобра" в серийное изделие - танк Т-64А. Установка КУВ уравнивала пресловутый Квту. Но... КУВ и СУО - это "покупные" изделия. СУО и КУВ разрабатывались специализированными предприятиями МОП по ТТЗ Генерального заказчика - Министерства обороны в интересах всех трех предприятий - разработчиков танков. Конструктора-"танкисты" занимались лишь их интеграцией применительно к своим машинам, ведь в силу отличий АЗ/МЗ сборочные единицы, размещаемые в боевых отделениях были совершенно разными. В этих условиях, А.А.Морозов не мог расчитывать на "эксклюзивность" поставки КУВ исключительно для своих нужд. Венедиктов равно мог претендовать на установку и СУО и КУВ на свои танки.
Ракета 9М112 КУВ "Кобра"
Вот тут случилась вторая вещь - не лицеприятная для ХКБМ, от чего об этом они очень не любят вспоминать. А.А.Морозову лично пришлось под напрячься- задействовать связи до самых верхов властного Олимпа. Через Г.И.Ващенко - первого секретаря харьковского обкома КПУ и Н.А.Кучеренко - начальника 7-го ГУ МОП был обеспечен выход на В.В. Щербицкого - недавно назначенного первого секретаря ЦК КПУ и члена президиума Верховного Совета СССР, который был не прочь усилить свои позиции ввязавшись в "битву за танки" и на С.А.Зверева - министра оборонной промышленности, с целью создания условий по недопущению к новым технологиям в области СУО тагильского КБ.
Совещание в УКБТМ. Председательствует главнокомандующий Сухопутными войсками
– заместитель министра обороны Е.Ф. Ивановский. Докладывает главный конструктор
танка Т-72 В.Н. Венедиктов
         Ну, а что же В.Н.Венедиктов - главный конструктор нижнетагильского КБ? Разумеется он боролся за новые прицелы, СУО, комплексы управляемого вооружения как мог, заваливая министра С.А.Зверева настойчивыми требованиями. В 2011 году, к 70-летию УКБТМ, вышла в свет книга "Главный конструктор В.Н.Венедиктов. Жизнь, отданная танкам". К сожалению, по ряду причин, борьба за СУО для Т-72 в ней осталась "за кадром". Так в книгу не вошел очерк Виктора Александровича Ямова - помощника  В.Н.Венедиктова, лично присутствовавшего и стенографировавшего большинство совещаний с участием Валерия Николаевича. Я не имею права публиковать его очерк целиком, но один из эпизодов, напрямую касающейся нашей темы и очень хорошо ее иллюстрирующий, все же дам - надеюсь, Виктор Александрович не обидится на меня за это. И так:
Ямов В.А.
        "Сложилась парадоксальная ситуация: три танковых завода готовились выпускать и  выпускали три танка, имеющих примерно одинаковые ТТХ – ЛКЗ (г. Ленинград) – танк Т-80; «Завод им. Малышева» (г. Харьков) – танк  Т-64 и  УВЗ (г. Н.Тагил) – танк Т-72. При этом все новинки: прицельный комплекс, ракетное вооружение и т.д. в первую очередь передавались Харькову и Ленинграду, а Тагилу – что останется.
        В начале 1980 года В.Н. был приглашен  на коллегию Миноборонпрома, в повестке дня которой был  один вопрос – перспектива танка Т-72.  

Небольшое отступление: коллегия МОП – это министр, его замы,  начальники Главков и ряд приглашенных лиц по особому списку. Так на эту коллегию  были приглашены: от военно-промышленной комиссии Совмина СССР Б.А. Комиссаров - зам.председателя ВПК; от ЦК КПСС И.Ф. Дмитриев - зав.оборонным отделом ЦК; от министерства обороны И.Г. Павловский – главком сухопутных войск,  зам.министра обороны; министр сельскохозяйственного и тракторного машиностроения (по-моему, в то время министром был Синицын) и все главные конструкторы, разрабатывающие технику для танков.
Я сознательно не перечисляю всех главных конструкторов, но отмечу тех, о ком пойдет речь далее – А.Э. Нудельман и А.Т. Шипунов – ракетчики, Н.С. Попов и Н.А. Шомин  - танкисты, соответственно Питер и Харьков (два брата-акселерата, как их называл В.Н. в хорошем настроении).

          Зал коллегии – амфитеатр зала коллегии, стол – рабочее место мини-стра, слева от стола стойки, на которых были развешены плакаты, иллюстрирующие доклад В.Н.  

Президиум расширенной коллегии Министерства оборонной промышленности слушает
доклад министра С.А. Зверева. В первом ряду слева: маршал артиллериии П.Н Кулешов,
Ж.Я. Котин. Ведет коллегию Е.П. Шкурко, рядом П.В. Смирнов. Во втором ряду второй
слева П.В. Финогенов
Еще одно отступление: перед коллегией все, кто хоть что-то понимал о существующем в то время положении вещей – от зам.министра МОП Л.А. Воронина до кураторов направлений буквально умоляли шефа не гневить судьбу – не упоминать при Звереве слово «Кобра» в контексте Т-72. («Кобра» - это комплекс ракетного вооружения для танковой пушки. Разработчик- Нудельман). И шеф прекрасно понимал, что без комплекса  ракетного вооружения, танк Т-72  резко терял в условном коэффициенте по боевым и техническим характеристикам в сравнении с Т-64 и Т-80, на которые «Кобра» уже была установлена.
          Далее мизансцена: из дверей сзади стола министра выходит Ю.В. Виноградов (помощник министра), несет и водружает на стол стопку папок высотой не менее полуметра. Затем выкатывается С.А. Зверев, маленький седовласый, с виду добродушный, ну просто эльф. Здоровается с присутствующими, произносит сакраментальную фразу: «начинаем заседание коллегии» и тут же, без всякого  перехода (далее цитирую по записям):
«Я работал со многими главными конструкторами – большими и маленькими, талантливыми и не очень, но впервые сталкиваюсь с главным конструктором – писателем…»  (пауза). Зверев кладет свою руку на стопу папок: «Как вы думаете, что это такое?». Вопрос завис в воздухе, в зале тишина.  «А это, - он отвечает сам себе, – письма Венедиктова ко мне. Тоже мне писатель нашелся, ну прямо Лев Толстой…». И  обращаясь к шефу: «Валерий Николаевич, начинайте свой доклад».
          Шеф начал докладывать – модификации пушки, прицела, ходовой, трансмиссии, бронезащита и далее (здесь внимание!): – «Сергей Алексеевич, - говорит шеф, - обращаю Ваше особое внимание на необходимость  установки в танк Т-72 комплекса  ракетного вооружения «Кобра». С Нудельманом мы проговорили о возможности макетирования «Кобры» на Т-72…». И тут вскочил из-за стола Зверев: «С каким Нудельманом? У нас в министерстве два Нудельмана  - один главный конструктор, второй – уборщик, с каким из них?»
В зале тишина и тут я, с дуру: «С главным…» (я сидел в 5-м или 6-м ряду у прохода). Зверев резво подбежал ко мне и рявкнул:  «Знаю!» Министр сбежал обратно к столу, в это время зазвонил телефон. Ю.В. Виноградов взял  трубку и сразу передал ее Звереву. Тот что-то выслушал, кивая головой и повернувшись к залу: «Товарищи, перерыв минут на 30-40… Потом продолжим…». И исчез в стене – там были двери на лестницу, ведущую в его кабинет.
Перерыв затянулся на час. Во время перерыва шефа всячески уламывали – не продолжать эту тему, даже меня просили: «Скажи этому упертому – не надо». Но шеф мрачно курил, согласно кивая головой…
      Всех позвали в зал, зашел министр. «Продолжим заседание коллегии. В.Н., Вы на чем остановились?» (далее диалог):
Шеф:
- Я остановился на том, что «Кобру» нужно установить на Т-72…
Зверев потерял самообладание:
- Сколько можно меня учить, что делать и не делать в моем министерстве…
Шеф:
- в министерстве Вы – хозяин, но я – главный конструктор танка.
Зверев:
- Пока…(пауза)… пока я министр, «Кобры» на Т-72 не будет! Все! На этом заседание коллегии окончено! Все свободны.
И вечером, когда мы прогуливались с шефом, довольно долго и молча, вдруг шеф сказал: «Кобра – это дохлая кошка, которую я им подкинул. Наша дорога  к ракете на Т-72 – шипуновская «Шексна» через модернизацию Т-62».
Время показало правоту В.Н. – «Кобра» снята с производства, а во всем мире известны ракетно-пушечные  танки Т-90С с КУВ "Рефлекс" и Т-72Б с КУВ "Свирь" - прямым развитием "Шексны"! "

Модернизированный танк Т-62М с КУВ "Шексна"
     Добавлю уже от себя (GKh)... Не смотря на сопротивление МОПа, работа в нижнетагильском КБ по интеграции на танки типа Т-72 СУО 1А33 "Обь" и КУВ "Кобра" велась и ранее описываемого совещания (собственно на нем речь шла уже как раз о внедрении наработок по СУО и ракетам в серию), была она продолжена и после него. Однако практически все работы в этом направлении тагильскому КБ приходилось вести практически "полуподпольным" образом - под предлогом работ по модернизации старых танков типа Т-62 и Т-55. В 1977 году был закончен отработкой опытный танк "Объект 179" оснащенный СУО "Обь" и КУВ "Кобра". Это случилось всего на следующий год после принятия на вооружение харьковского танка Т-64Б, все отличия которого от модели Т-64А как раз и заключались в наличии все тех же комплексов и систем.  Паралельно с "Объектом 179" проходил отработку еще один опытный образец - танк "Объект 177" оснащенный КУВ с лазерным наведением "Свирь". Но ни "Объект 179", ни более продвинутый "Объект 177" в серию так и не пустили - после ухода А.А.Морозова на пенсию, взошла звезда Н.С.Попова - главного конструктора танка Т-80 и по совместительству члена Центральной Ревизионной Комиссии КПСС (с 1976 г.) и члена ЦК КПСС (с 1981г.) - приоритет по комплектации начал отдаваться питерским танкам.
Танк Т-72Б с КУВ "Свирь"
Разработка прицела - дальномера ТПД-К2 (СУО "Блокада"), предназначенного специально для Т-72 была прекращена. Не смотря на отработку установкой прицела-дальномера ТПД-К1 на Т-72 еще к началу 1975 года, серийно он начал устанавливаться на тагильские танки только с 1978-79 года. Прицел-дальномер командира "Янтарь", отработанный на опытных танках "Объект 176" в 1976-77 годах - тоже так и не нашел своего места на серийных машинах. И только 23 января 1985 года приказом МО №009 были приняты на вооружение танки Т-72Б ( "Объект 184") и Т-72Б2 ("Объект 184-2") с комплексами управляемого вооружения "Свирь" и "Кобра" соответственно. Т-72Б считался основным вариантом, а Т-72Б2 - резервным, его планировали выпускать пока не будет налажено производство "Свири" и ракет к этому комплексу. Однако к 1985 году "Кобра" уже считалась безнадежно устаревшей и потому, до момента стабильных поставок "Свири" со сборочного конвейера УВЗ сходили танки Т-72Б1 ("Объект 184-1") вообще без КУВ. В прочем, выпуск "Свири" так же был лимитирован, оттого до самого окончания серийного выпуска танка Т-72,  наряду с Т-72Б, продолжал выпускаться и Т-72Б1.

воскресенье, 1 января 2012 г.

Уральский "Терминатор"


Генеральный директор корпорации «УВЗ» Олег Сиенко вручил награды заводчанам

Генеральный директор корпорации «УВЗ» Олег Сиенко вручил награды заводчанам на торжественном вечере во Дворце культуры им. И.В. Окунева. Наградами различного уровня были отмечены около двухсот наиболее отличившихся работников.

«Этот год показал, что мы, являясь крупнейшим машиностроительным предприятием России, способны выполнять самые сложные задачи. Те, амбициозные планы, которые мы строили на 2011 год, полностью реализованы. Корпорация достигла небывалых успехов: получена рекордная прибыль – свыше 10 млрд рублей. Это стало возможным благодаря тому, что мы сплоченно трудились на одно общее дело. Безусловно, мы бы не достигли намеченной цели без  пристального внимания государства. А это говорит о том, что мы нужны России. Уралвагонзавод выполнил все государственные контракты, в семь раз увеличив по сравнению с 2010-м годом выпуск военной продукции. Мы произвели 25 тысяч единиц подвижного состава – рекордное количество за всю историю предприятия. И в этом есть заслуга каждого заводчанина. Что касается производственных задач на 2012 год, они еще более грандиозные», – сказал в своем приветственном слове Олег Сиенко. 
 Ордена «За труды во благо Уралвагонзавода» были удостоены исполнительный директор УВЗ Владимир Рощупкин, ведущий инженер-конструктор Уральского конструкторского бюро вагоностроения Виктор Белинович, водитель-испытатель сборочного цеха Олег Домрачеев и начальник цеха крупных узлов Виктор Педченко.
 Кроме того, были вручены награды Ордена «За благие дела», звания «Заслуженный работник Уралвагонзавода», почетные грамоты и благодарности Министерства промышленности и торговли РФ за большой личный вклад в развитие машиностроительной промышленности.
В завершение праздничного концерта Олег Сиенко пожелал всем благополучия, чтобы в каждом доме царили счастье любовь и взаимопонимание, а достижению целей  сопутствовала удача.

С Новым годом! С новым танком!

Русский танк Т-90МС "Тагил" - круче не бывает!