среда, 11 января 2012 г.

Российская армия разучилась водить танки.

Такое впечатление складывается благодаря публикациям в социальных сетях фото и видео материалов из боевых частей российского Министерства обороны.  Причем судя по характеру аварий, в первую очередь напрашивается вывод о крайне слабой подготовке механиков-водителей. Вот совсем недавние фото из 19 отдельной мотострелковой бригады, стоящей во Владикавказе. Как видим, механик-водитель не справился с управлением на мосту, в результате чего новенький танк Т-90А, стоимостью около 70 миллионов рублей, оказался вот в таком, очень неприглядном состоянии.
Танк Т-90А из состава 19 ОМСБр, попавший в ДТП по вине механика-водителя. Экипаж получил травмы, но остался жив, танк, несомненно, будет отремонтирован, но вот во сколько этот ремонт обойдется налогоплательщикам?
Ну что ж... это закономерный итог реформирования Вооруженных сил РФ. Благодаря сократившемся срокам службы, сократилось время и на подготовку специалистов. При этом необходимо признать, что интеллектуальный уровень и уровень образования призывников оставляет желать много лучшего (производная от реформы образования), даже не смотря на отмену отсрочек и призыв выпускников ВУЗов (в большинстве из которых были сокращены военные кафедры). МО РФ неоднократно хвасталось успехами по оснащению частей компьютерными тренажерами. Однако ни один, даже самый реалистичный симулятор не дает, как мы видим, опыта и навыков вождения тяжелых боевых машин.
Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать использование зарубежного опыта. Наши генералы любят стращать отечественную промышленность угрозами закупок импортной боевой техники. Однако, видимо, им не известно, что, например, в той же Германии, для получения навыков вождения танков "Леопард" используются специализированные машины - так называемые Fahrschulepanzer, что в дословном переводе означает "Автошкольный танк" или "Танк для обучения вождению" .
Немецкий Fahrschulepanzer II на базе танка Leopard II
На этих машинах вместо башни установлена кабина инструктора по вождению. Для того что бы будущий механик-водитель танка  привык к массе и габаритам машины, вес отсутствующей башни компенсирован дополнительным грузом балласта, а для обозначения габаритов - вместо пушки установлен фальшь-ствол в виде трубы. Отсутствие дорогостоящей системы управления огнем и вооружения существенно снижает стоимость Fahrschulepanzer, снижает риск материальных и финансовых потерь при ДТП с участием начинающих механиков-водителей.
В прочем, о создании таких машин подумывали и в СССР. В конце 1980-х - самом начале1990-х годов, в 482-м Конструкторско-технологическом центре бронетанковой техники в Киеве были разработаны аналогичные машины, которые могли бы выпускаться в больших количествах путем конверсии устаревающих модификаций  танков, стоящих на вооружении.
Так на базе танка Т-55 был создан ХТВ -55 (ходовой тренажер вождения), а на базе Т-72, соответственно, ХТВ-72. В отличие от немцев, конструкторы из Киева не стали производить демонтаж башни. Со старых танков убиралось только вооружение. Амбразура пушки либо наглухо заваривалась, либо в ней устанавливалось окно с дворником и омывателем, а в башне оборудовалось дополнительное место для инструктора или пассажира. Штатное место инструктора по проекту оборудовалось в люке командира и представляло собой высоко расположенный "стеклянный павильон" с круговым обзором. На практике, при изготовлении опытных образцов, от него отказались как от излишества.
Ходовой тренажер вождения ХТВ-72 на базе танка Т-72А. Фото с сайта http://armor.kiev.ua
Недостатком проекта было отсутствие имитатора пушечного ствола - курсант не ощущал габарит машины и не получал соответствующий навык. Эти машины были приняты на вооружение, однако дальше выпуска нескольких образцов на танкоремонтных заводах Украины дело не пошло. Так же силами БТРЗ были созданы ходовые тренажеры танков Т-64 и Т-80 (ХТВ-64 и ХТВ-80), однако от ХТВ-55 и ХТВ-72 их отличал демонтаж башни (без компенсации веса) и установка просторной кабины, аналогичной по конструкции ГДРовскому Т-72 FAP
Ходовой тренажер вождения ХТВ-64 на базе танка Т-64А. Башня заменена на специальную рубку. Фото с сайта http://armor.kiev.ua
Ходовой тренажер вождения ХТВ-80 на базе танка Т-80Б. Башня заменена на специальную бронированную рубку, частично компенсирующую вес снятой башни .
При наличии громадного количества устаревших танков, руководство МО решило не тратиться на их конверсию, и использовать в учебно-боевых группах без каких либо переделок, комплектуя полки сверхштатными единицами.  В современной Российской армии такой фокус уже не проходит. В условиях тотального сокращения и экономии, вся старая техника изымается из боевых частей, и идет либо на утилизацию, либо на базы хранения. Более того, характеристики новых машин, поступающих на вооружение,  уже достаточно сильно отличаются от старых образцов, что так же делает их использование для учебных целей или конверсию в ХТВ не целесообразной. Напрашивается логичный вывод - для экономии ресурса и сбережения штатной современной боевой техники, для более быстрого и качественного обучения механиков-водителей необходимо разместить заказ на проектирование и выпуск специализированных учебных машин - ходовых тренажеров вождения, соответствующих современным базовым образцам БТТ. Сколько еще новеньких танков надо раздолбать, что бы до руководства российского МО дошло такое простое решение?

8 комментариев:

  1. Мехвод насмотревшись шоу, на танке прыгнул с моста. Танк уничтожен! (пародия на WoT) Конструкторы УВЗ допустили просчет - забыли снабдить летающий танк тормозным парашютом, а точнее якорем. Чтобы в случаи неожиданного полета, можно было им вовремя зацепиться. ...слова богу, хоть сам жив остался, и своих товарищей не угробил.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так точно!Это алфа-тестер доэксперементировался с новой физикой)

      Удалить
  2. Прав понакупают...
    Пора комплектовать наши танки подушками безопасности.

    ОтветитьУдалить
  3. А насколько экономически целесобразно создание скорее всего сотен подобных учебных тренажёров ? Или всё таки дешевле будет "раздолбать" в кои то веки пару пусть даже новейших Т-90 ??

    ОтветитьУдалить
  4. Ув., Александр. Вполне целесообразно. Сейчас в нашей армии порядка 300 Т-90А. Потребность в ХТВ можно определить где-то 1/10 (один на роту) - итого получается 30 машин. Стоимость ХТВ не велика - максимум 1/3 от стоимости боевой машины. Таким образом эти 30 ХТВ по стоимости будут соответствовать 10 боевым танкам. Конечно такие тяжелые ДТП как на приведенных фото случаются не часто, но учитывая время нахождения новых танков в частях, количество различных происшествий с ними помноженное на срок эксплуатации - экономия будет большая. Кроме того, ХТВ в военное время можно использовать наравне с БРЭМ как тягачи-эвакуаторы, а при навеске минных тралов или ТБС - как тральщики и путепрокладчики (об этой возможности следует сразу подумать при разработке) - это всяко рациональней и с экономической и с технической точек зрения, чем использование линейного боевого танка.

    ОтветитьУдалить
  5. Я гляжу - тут мост частично обрушился. Точно ли водитель ли виноват?

    ОтветитьУдалить
  6. Мост как раз пострадал меньше всего - у него просто пробито бетонное ограждение, в которое танк врезался, ну и край осыпался, когда машина через него переваливалась...

    ОтветитьУдалить
  7. Вообще, судя по фотографиям, авария выглядит, по меньшей мере, странно. Ну во первых башня почему-то отдельно от танка. Насколько я знаю, чтобы сорвать башню с танка это еще надо постараться, она не отвалится, даже если танк перевернуть верх ногами. Во вторых корпус танка каким-то невероятным образом воткнулся в землю своей задней частью. Если бы он просто рухнул с моста, то зарылся бы носом, а не кормой. В третьих корпус танка каким-то невероятным образом упал на ствол пушки своей же собственной башни. То есть башню сорвало с корпуса раньше, чем упал корпус (интересно как это Оо? если он просто рухнул с моста). В четвертых полностью отсутствую бортовые резино-металлические экраны ходовой части. Как-так могло получиться, что их сорвало абсолютно все? У меня начинает складываться впечатление что танк прежде чем рухнуть с моста, скорее всего, врезался во что-то на мосту. Предположительно в другой шедший перед ним танк, и, по всей видимости, неожиданно остановившийся. Отчего шедший за ним танк налетел на него. Судя по всему, мехвод пытался как-то обрулить неожиданное препятствие перед ним. В результате чего танк налетел на стоящий перед ним другой танк, как на трамплин кувыркнулся, зацепившись при этом за ограждение моста, сорвал башню, и рухнул в реку. Ничего другого мне не приходит в голову, рассматривая эти фотографии. Может я и сильно перефантазировал, но никак иначе я не могу объяснить ТАКИЕ последствия падения с моста высотой всего примерно 5-7 метров.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.