Армейский вестник: Танки семейства Т-72/Т-90 будут проходить капитальный ремонт с модернизацией и еще надолго останутся в боевом составе Вооруженных Сил.
Минувшие 2010 и 2011 годы оказались чрезвычайно насыщены событиями, связанными с танкостроением и танковыми войсками.
• Во-первых, прошла череда юбилеев, стартовавшая 31 августа 2010 г.,
когда исполнилось 90 лет отечественному танкостроению. Затем
танкостроители и танкисты отмечали 95 лет с момента первого появления
танков на поле боя, 75-летие ведущего танкового предприятия страны
Уралвагонзавода и 70-летие начала выпуска им танков, 65-летие со дня
учреждения профессионального праздника – Дня танкистов.
• Во-вторых,
в эти же годы масштабно развернулась глубокая реформа Вооруженных Сил
РФ в целом, видов ВС и родов войск. Формирование нового облика
Вооруженных Сил неизбежно затронуло бронетанковое вооружение и технику
(БТВТ), военную автомобильную технику (ВАТ). К этим системам вооружения
Министерством обороны РФ были выработаны требования, означавшие
радикальную смену парадигмы развития БТВТ.
• Очевидно,
что промышленность должна перестроиться, чтобы предложить армии
технику, отвечающую сегодняшним и перспективным потребностям
государственного заказчика продукции военного назначения. Весьма важно,
чтобы руководители и специалисты ОПК хорошо понимали, что именно ожидают
получить от них Вооруженные Силы, каковы взгляды венного руководства на
развитие систем вооружения.
• О
позиции Министерства обороны РФ в области развития БТВТ журналу
«Национальная оборона» рассказал начальник Главного автобронетанкового
управления Министерства обороны РФ генерал-майор Александр ШЕВЧЕНКО.
—
Александр Александрович, напомните, пожалуйста, нашим читателям, какова
сфера деятельности ГАБТУ МО РФ, за какие вопросы оно отвечает?
• В сфере деятельности Главного автобронетанкового управления находятся пять основных направлений:
- строительство системы танко-технического и авто-технического обеспечения;
- организация танко-технического и авто-технического обеспечения в Вооруженных Силах;
- обеспечение войск (сил) бронетанковым вооружением и техникой, военной автомобильной техникой по своей номенклатуре;
- планирование развития бронетанкового вооружения и техники, военной автомобильной техники;
- обеспечение военно-технического сотрудничества с иностранными государствами согласно своим направлениям деятельности.
- строительство системы танко-технического и авто-технического обеспечения;
- организация танко-технического и авто-технического обеспечения в Вооруженных Силах;
- обеспечение войск (сил) бронетанковым вооружением и техникой, военной автомобильной техникой по своей номенклатуре;
- планирование развития бронетанкового вооружения и техники, военной автомобильной техники;
- обеспечение военно-технического сотрудничества с иностранными государствами согласно своим направлениям деятельности.
• По
указанным направлениям ГАБТУ является межвидовым органом управления для
всех видов ВС и родов войск: Сухопутных войск, Военно-воздушных сил,
Военно-морского флота, Ракетных войск стратегического назначения,
Космических войск, Воздушно-десантных войск. Отмечу, что ранее такой
подход соблюдался не всегда, что вызывало определенные проблемы в
формировании единой системы БТВТ и ВАТ Вооруженных Сил.
—
В наследство от Советской Армии новой Российской армии досталась
огромная номенклатура БТВТ, причем по несколько типов техники одного
класса. Какими мерами выправляется такое положение?
• Действительно,
наши Вооруженные Силы к началу реформирования имели разношерстный
«зоопарк» бронетанкового вооружения и техники – порядка 20 марок в 55
различных модификациях. Около 65% парка имеют срок эксплуатации 20 лет и
более. При этом его основу составляют образцы, идеология которых
закладывалась исходя из взглядов на тактику и оперативное искусство
прошлого столетия.
• Министром
обороны утверждена концепция развития БТВТ. В ней определено, что с
целью скорейшего приведения номенклатуры БТВТ к разумной достаточности
необходимо провести так называемую «принудительную унификацию», которая
обеспечивается комплексом мер организационного и технического характера.
• В
организационном плане, после оценки места и роли БТВТ в новом облике
ВС, решено оставить в составе Вооруженных Сил научно обоснованную по
количеству и типажу номенклатуру танков и другой бронетехники. Остальные
образцы БТВТ выводятся из состава ВС и перестают числиться за
Министерством обороны. Они могут использоваться в интересах
военно-технического сотрудничества, направляться на утилизацию. Это
решение будет реализовано уже в текущем году.
• Что
касается танков, то в составе ВС остаются только танки семейств
Т-72/Т-90 и Т-80, примерно в равных долях. Тем самым достигается
унификация по их материально-техническому обеспечению и ремонту,
сокращение расходов по эксплуатации и обучению танкистов.
• В
техническом плане проведена тщательная «инвентаризация» боевых и
эксплуатационных свойств имеющихся на вооружении БТВТ. За сравнительно
короткое время проведена целая серия испытаний образцов БТВТ различного
класса, и в настоящее время ГАБТУ имеет полную и объективную картину по
всей номенклатуре БТВТ. Полученные данные позволили разработать, с
привлечением научно-исследовательских организаций Министерства обороны и
промышленности, программу повышения военно-технического уровня
имеющейся техники и поддержания ресурса.
• Танки
семейства Т-72/Т-90 будут проходить капитальный ремонт с модернизацией и
еще надолго останутся в боевом составе Вооруженных Сил. При этом объем
необходимых модернизационных мероприятий мы будем определять по критерию
«стоимость – эффективность». Ни для кого не секрет, что танки Т-80
дороже в эксплуатации, чем танки семейства Т-72/Т-90. Поэтому танки
семейства Т-80 будут проходить ремонт с целью поддержания ресурса, а по
мере его израсходования – постепенно выводиться из состава ВС.
— Каковы современные взгляды на перспективную систему БТВТ и ВАТ? Что означает понятие «единой унифицированной платформы»?
• Под
руководством министра обороны, начальника Генерального штаба,
заместителей министра обороны, коллективом Главного автобронетанкового
управления совместно с научными организациями и промышленностью
проведена огромная работа по оценке боевых и эксплуатационных свойств
БТВТ и ВАТ как отечественного, так и зарубежного производства.
• Мы
посетили немало подразделений ВС и профильных предприятий основных
танкопроизводящих стран, включая страны НАТО. Внимательнейшим образом
оценен опыт боевого применения в современных конфликтах, определены
перспективы развития, как по боевой, так и по технической составляющей.
• Для
обеспечения требуемого паритета, в условиях изменившейся в XXI веке
идеологии ведения военных действий, назрела необходимость создания
максимально унифицированных между собой боевых машин, позволяющих
обеспечить качественное превосходство над конкурентами.
• Сегодня
мы имеем четкое представление о роли и месте бронетанковой техники на
поле боя, о решаемых ею задачах в текущий момент и в перспективе. На
прочной научной и практической основе сформулирована концепция
построения единой системы БТВТ и ВАТ Вооруженных Сил, с определением
требований по номенклатуре семейств и типов техники, их боевым и
эксплуатационным параметрам.
• При этом необходимо решить следующие задачи:
-
обеспечить оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации более
современными образцами бронетанкового вооружения и техники за счет
поставки серийно выпускаемых и модернизированных образцов при
безусловном учете экономической целесообразности вносимых изменений;
-
провести принудительную унификацию существующего парка, позволяющую
значительно уменьшить затраты на содержание вооружения и военной техники
и перераспределить средства на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские работы и серийное производство;
-
обеспечить оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации бронетанковым
вооружением и техникой, позволяющей получить паритет с конкурентами, а
также создать научно-технический задел для достижения превосходства;
-
создать систему технического обслуживания и ремонта, позволяющую в
условиях нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить
гарантированное поддержание техники в боеготовом состоянии.
• Система
БТВТ и ВАТ опирается на единые унифицированные платформы в каждом
классе машин, различаемых по категориям соответственно массе: тяжелая,
средняя и легкая. Единая унифицированная платформа предполагает
максимальную унификацию по шасси, модулям, агрегатам, узлам, интерфейсам
внутри семейства машин одной категории. Но этого мало – мы выдвигаем
требования унификации и между семействами различной категории. Такая
унификация логично приводит к необходимости создания единых платформ,
борта с открытой архитектурой.
Вкратце
требования к новому поколению БТВТ и ВАТ можно охарактеризовать тремя
«И»: интероперабельность, интеграция, интеллектуализация.
• Интероперабельность
– это обеспечение функционирования техники в интересах выполнения задач
разных видов ВС и родов войск, интеграция в их системы вооружения,
управления войсками и оружием без каких-либо ограничений доступа и
реализации. Интероперабельность является «системой систем» – набором
взаимозависимых общих и частных систем, которые могут быть интегрированы
для достижения нового уровня эффективности.
• Интеграция
– это объединение в рамках семейства различных конструкторских и
технологических решений, выполненных в рамках единых требований к
платформе, отдельным боевым и обеспечивающим модулям, агрегатам и узлам.
Общая платформа с интегрированными решениями обеспечивает
мультимодальное применение и гибкую конфигурацию в соответствии с
текущими задачами.
• Интеллектуализация
– это автоматизация и компьютеризация боевых, обеспечивающих и
эксплуатационных функций с задачей максимально возможного исключения
человека из алгоритмов боевой деятельности и повседневной эксплуатации.
Интеллектуализация становится критически важным условием для
многофункциональных интегрированных боевых систем в средне- и
долгосрочной перспективе и обещает в будущем создание роботизированных
боевых систем.
• Впервые
в истории отечественного танкостроения мы одновременно развернули
опытно-конструкторские работы (ОКР) по четырем ключевым направлениям
БТВТ с учетом изложенных требований. К 2015-2016 гг. мы должны получить
от разработчиков технику нового поколения обширной номенклатуры,
покрывающей потребности ВС и отвечающей самым высоким критериям по
боевым и эксплуатационным характеристикам. Такой подход, без
преувеличения, можно назвать революционным.
— Александр Александрович, вы упомянули термин «борт с открытой архитектурой». Нельзя ли разъяснить, что это подразумевает?
• Этот
термин означает наличие платформы с интерфейсами, унифицированными по
ключевым параметрам – электрическим, программным, механическим,
массо-габаритным и так далее. В рамках этих параметров возможно создание
функциональных модулей и агрегатов различного назначения, которые
должны монтироваться на любые машины как внутри семейства, так и, в
определенных случаях, на машины других семейств.
• Не
секрет, что раньше мы отставали в области оснащения БТВТ электроникой,
компьютерной техникой. Концепция борта с открытой архитектурой
предполагает информационную интеграцию функциональных модулей и
агрегатов на основе единой мультиплексной шины в бортовую
информационно-управляющую систему.
• Для
лучшего понимания широким кругом читателей принципа «борта с открытой
архитектурой» приведу аналогию с персональным компьютером. Корпус и
системная плата образуют платформу, на базе которой можно собрать
компьютер в очень широком диапазоне производительности как общего
назначения, так и для решения целевых задач, например в области
компьютерной графики или математического моделирования. При этом
интерфейсы платформы стандартизированы и любое устройство расширения,
будь то модуль оперативной памяти или видеокарта, от любого
производителя со всего мира, без всяких проблем интегрируется в
платформу за пять минут.
• Напомню,
что в мире всего несколько производителей чипсетов для системных плат и
тысячи предприятий, выпускающих комплектующие для компьютеров. Тем не
менее, компьютер, собранный из десятков комплектующих со всего мира,
прекрасно работает.
Мы хотим добиться близкого уровня совместимости в области БТВТ и ВАТ. С этой целью ГАБТУ разрабатывает технические требования по борту с открытой архитектурой и к исходу текущего года доведет их в полном объеме до предприятий. Это очень важная и ответственная работа, задающая технические условия в сфере БТВТ и ВАТ на много лет вперед. Ее значение трудно переоценить.
Мы хотим добиться близкого уровня совместимости в области БТВТ и ВАТ. С этой целью ГАБТУ разрабатывает технические требования по борту с открытой архитектурой и к исходу текущего года доведет их в полном объеме до предприятий. Это очень важная и ответственная работа, задающая технические условия в сфере БТВТ и ВАТ на много лет вперед. Ее значение трудно переоценить.
—
Большой интерес у общественности вызывает перспективное семейство
бронетехники тяжелой категории, разрабатываемое в рамках ОКР «Армата».
Какие машины предполагается создать в рамках этой платформы? В какой
мере в них могут использоваться наработки по ОКР «Совершенстование-88»,
объекту 195?
• По техническому заданию опытно-конструкторской работы с шифром «Армата»
предусматривается создание к 2015 году унифицированной платформы
тяжелой категории по массе, с несущей способностью шасси до 30 тонн. В
рамках семейства разрабатываются основной танк, боевая машина пехоты,
бронированная ремонтно-эвакуационная машина и другие образцы.
• Платформа
«Армата» вбирает в себя как новейшие конструкторско-технологические
решения, так и зарекомендовавшие себя ранее разработки, выполненные при
создании объекта 195 и в рамках других ОКР. В частности, имеет смысл
использовать в перспективном танке наработки ОКР «Совершенствование-88»
по компоновке, баллистической защите, силовой установке и другие.
• По
ОКР «Прорыв-2» получены хорошие результаты, близкие к требованиям
ГАБТУ, по системе управления огнем, их также можно использовать в
«Армате» после соответствующей доработки. Образно говоря, мы стоим на
плечах своих предшественников, их достижения обязательно будут
задействованы с пользой при создании перспективных образцов.
— Какие машины предусматривается разработать в средней категории?
• В средней категории по массе ведутся ОКР «Курганец-25» и «Бумеранг»
с целью создания к 2016 году единых унифицированных платформ на
гусеничном и колесном шасси соответственно. В частности, в интересах
Сухопутных войск на гусеничной платформе разрабатываются боевая машина
пехоты, бронетранспортер повышенной вместимости, бронированная
ремонтно-эвакуационная машина. Естественно, что оба семейства в полной
мере должны отвечать требованиям интероперабельности, интеграции,
интеллектуализации.
— Каковы перспективы появления в системе БТВТ шасси с электродвижением?
• Теоретически
шасси с электродвижением обещает немало преимуществ. Однако пока не
удается преодолеть технологический порог, который позволит воплотить
теоретические достоинства в практические решения. Некоторые ключевые
элементы такого шасси, прежде всего электродвигатели, пуско-регулирующая
силовая аппаратура, пока не отвечают современным и перспективным
требованиям.
— Какие планы имеются у Министерства обороны РФ в части модернизации и ремонта существующего парка БТВТ?
• Как
я уже говорил, до постановки на вооружение БТВТ нового поколения мы
будем поддерживать ресурс и модернизировать танки семейства Т-72/Т-90.
До 2015 года планируется создать инфраструктуру системы технического
обслуживания и ремонта нового облика, позволяющей за счет технического
надзора и сервисного сопровождения со стороны предприятий-разработчиков
обеспечить гарантированное поддержание боевых и эксплуатационных свойств
бронетанкового вооружения и техники Вооруженных Сил Российской
Федерации.
• Что
касается модернизации, то ее стоимость должна строго соответствовать
приросту боевой эффективности. В противном случае ГАБТУ в такой
модернизации не заинтересовано. В этом направлении мы работаем в тесном
контакте с промышленностью, согласуем технические задания на ОКР,
которые промышленность ведет за счет собственных средств.
• В частности, ГАБТУ положительно оценивает представленный на недавней выставке в Нижнем Тагиле вариант модернизации танка Т-90. Особенно по направлению повышения огневой мощи, оснащению новой СУО, где реализован принцип «охотник – стрелок».
Виктор Мураховский, «Национальная оборона»
"...Ни для кого не секрет, что танки Т-80 дороже в эксплуатации, чем танки семейства Т-72/Т-90....."
ОтветитьУдалитьЛично мне непонятно, почему это он дороже в эксплуатации. По стоимости нового - согласен, что он дороже : двигатель + СУО. Но эксплуатация в себя что включает ? Расход по ГСМ. Топлива он расходует больше, но расходует керосин, который по цене чутьли не в четыре раза дешевле дизтоплива. В деньгах по топливу он выгодней Т-90. К тому же у Т-80 имеется вспомогательная силовая установка, которая уже по расходу топлива делает эксплуатацию танка более выгодной, чем танки с диз.двигателем, но без ВСУ, а у нас их большинство. Расход по маслу, если верить последним данным, он расходует не больше двигателя. Антифриз в него не заливается, а значит - экономия. Всё остальное сопоставимо, что у Т-90, что у Т-80.
Где я ошибаюсь?
Ну как мне кажется, дело в том что моторесурс ГТД-1250 и В-92С2 сопоставимый - 500 м/ч. первого против 350 м/ч. последнего. Ну то есть ремонтировать/заменять ГТД надо примерно в 1.5 раза реже чем дизель, но стоимость ремонта/замены у ГТД значительно выше.
Удалить