Blog about tanks and tankmen. Блог о танках и танкистах. Вся публикуемая информация является либо копипастом, либо полнейшей выдумкой и бредовой фантазией автора. Все совпадения с реалиями исключительно случайны.
пятница, 6 ноября 2015 г.
БТР-МДМ Ракушка: без башни
Автор: Вадим Крючков Фото:
Константин Якубов, Владимир Приземлин и интернет-издание «Защищать
Россию».
Бронированный корпус, башня, пушка. По таким признакам даже пацифисту
понятно, что перед ним грозная военная техника. А вот эта, безбашенная –
то ли коробочка, то ли шкатулка – на гусеничном ходу, что она умеет?
С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ
Боевая машина по имени Ракушка дебютировала на майском параде Победы,
но затерялась на фоне танков и ракетных комплексов. Обидно! Новейшая
разработка нашей оборонки в нынешнем году начала поступать в
воздушно-десантные войска.
Полное название – БТР-МДМ Ракушка. Специальность: плавающий
авиадесантируемый бронетранспортер. Чтобы понять его назначение, нужен
краткий экскурс в историю голубых беретов.
В военном деле есть не просто известные люди, а столпы. Современные
ВДВ без преувеличения выстроены легендарным «батей» – генералом армии
Василием Филипповичем Маргеловым. Именно он сделал десантные войска
высокоманевренными, защищенными броней и обладающими достаточной огневой
эффективностью. При нем бронированную технику стали десантировать с
экипажем внутри.
Маргеловская идеология применения боевых машин действует и сегодня.
Три единицы бронированной гусеничной техники, то есть взвод, должны
транспортироваться и десантироваться из одного самолета. Не вдаваясь в
подробности: это накладывает ряд ограничений на габариты и массу
десантной техники. Только что принятая на вооружение БМД‑4М,
классическая боевая машина с башней и пушкой, им соответствует. Она
берет на борт трех членов экипажа и пять десантников. На унифицированной
с ней платформе создана и Ракушка. В транспортный Ил‑76 тоже влезает
три БТР-МДМ. Что поменялось?
Минус башня с вооружением, плюс число посадочных мест. В Ракушке
могут разместиться два члена экипажа и тринадцать десантников! И это не
всё. У транспортера масса талантов. Он может быть не только
бронированным автобусом, но и двухтонным грузовиком, медицинской,
саперной или связной машиной. Способен поддержать пехоту огнем двух
пулеметов, но лобовые атаки не его призвание. Зато доставит бойцов к
огневым рубежам, подвезет боеприпасы, эвакуирует раненых. Совместные
действия соплатформенных БМД‑4М и БТР-МДМ как нельзя лучше подходят для
воплощения маргеловской концепции мобильных соединений.
С КОМФОРТОМ НА ПЕРЕДОВУЮ
Корпус транспортера сварной, так называемого рубочного типа. Состоит
из отделения управления, десантного отделения и
моторно-трансмиссионного. Броня противопульная.
Двигатель – многотопливный атмосферный дизель УТД‑2 мощностью 500
л.с. В ходовой части с каждой стороны по четыре поддерживающих и по пять
опорных катков на пневмогидрорессорах. Рабочий дорожный просвет – 450
мм, но его можно уменьшить до 130 мм или увеличить до 530 мм. Зачем?
Скажем, в некоторые транспортные самолеты машине удается попасть, только
основательно «присев».
Наклонный люк в корме рубки открыт – заглядываю в недра Ракушки. Как
же здесь просторно! Обычно бронетехника большая снаружи и маленькая
внутри, а у нового транспортера всё наоборот. Считаю посадочные места:
ага, тринадцать в десантном отделении и четыре в передней части машины.
Получилось на два больше заявленного в паспортных данных. Откуда лишние?
Это кресла для десантирования экипажа в машине. Командир и
механик-водитель приземляются в них, а потом пересаживаются в штатные
сиденья. В бронетранспортере шесть люков, но пробраться от края до края
из среднего отделения на место механика-водителя в отделении управления
несложно.
Обороты, скорость,
пройденный путь, моточасы отображаются на цветном мониторе. Можно
вывести и другие показания.Место механика-водителя – в центре машины.
Командир – слева, десантник и по совместительству стрелок курсового
пулемета – справа.Рычаг полуавтоматической коробки передач и штурвал
управления. Черная кнопка в центре ступицы включает режим вращения на
месте.
Меньше всего простора у командира. Его кресло окружено приборами и
оптикой, а люк, пожалуй, самый узкий. Неудивительно: рядом на крыше
элементы крепления дистанционно управляемого пулемета кругового
обстрела, прицельного и приборного комплексов и осветителя. Еще один
пулемет, курсовой, установлен в передней части справа, перед сиденьем
десантника. Здесь тоже достаточно комфортно.
Рабочее место механика-водителя похоже на то, что в БМД‑4М. Вместо
руля – штурвал. Рядом рычаг четырехступенчатой полуавтоматической
коробки передач. Педалей две: газ и тормоз. Кресло легко поднять вверх,
чтобы управлять машиной, высунув голову в открытый люк.
В боевой обстановке (при закрытом люке) ориентируются по трем
перископическим приборам наблюдения, причем центральный при
необходимости заменяется прибором ночного видения. Аналоговых приборов в
Ракушке нет. В распоряжении механика-водителя
огромный дисплей цифровой информационно-управляющей системы. Все
параметры – температура, давление, напряжение, обороты, скорость и
прочее – отображаются на цветном жидкокристаллическом экране.
Десантное отделение вмещает 13 бойцов или 2 тонны груза. Для спартанского салона бронетехники здесь достаточно просторно.
В десантном отделении у каждого борта по три двухместных сиденья.
Выглядят они простовато, но удобные. Приятно, что колени рослого
человека не упираются в спинки передних кресел. Эти сиденья можно
откинуть к бортам. Если потребуется перевезти ящики с боеприпасами,
бочки с ГСМ, запчасти и другие грузы, их закрепляют с помощью ремней.
Вдоль бортов – приспособления для фиксации носилок с ранеными. Носилки
могут располагаться в три яруса.
В Ракушке есть система очистки наружного воздуха с
фильтровентиляционной установкой. Что немаловажно, в салон не
просачивается дым собственного дизеля. Моторно-трансмиссионное отделение хорошо изолировано от обитаемых отсеков.
У БТР-МДМ был предшественник, принятый на вооружение в 1974 году, –
десантируемый транспортер. Считался удачной машиной и стал основой
бессчетного количества модификаций. Любопытно, что, в отличие от другой
советской бронетехники, его никогда не экспортировали. Новинка
превосходит старый транспортер по всем статьям: лучше бронирована,
двигатель в два раза мощнее. Так что у Ракушки есть все шансы стать
столь же универсальной и востребованной машиной.
Нынешний командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов обнародовал планы перевооружения десантников: к 2025 году войска должны получить полторы тысячи новых БМД‑4М и две с половиной тысячи БТР-МДМ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий