Корпорация подготовила план своей реформы
Как стало известно "Ъ", корпорация "Уралвагонзавод" (УВЗ) разработала
стратегию своего развития до 2025 года. Предусматривается изменение
модели управления предприятиями, входящими в корпорацию, оптимизация
производства, а также увеличение военных и гражданских поставок. Эти
планы призваны исправить финансовую ситуацию на УВЗ, которая закончила
2015 год с чистым убытком 16 млрд руб.
О том, что УВЗ
разработала новую стратегию развития, сообщили в самой корпорации. "Мы в
числе первых игроков ОПК отреагировали на радикально изменившуюся
внешнюю среду и разработали стратегию, предусматривающую автономное
развитие и сокращение отставания от глобальных конкурентов",— заявил "Ъ"
директор по стратегическому развитию УВЗ Дмитрий Школьный. Проект, как
ожидается, будет рассмотрен советом директоров УВЗ 22 ноября.
В презентации (копия есть у "Ъ") указаны три этапа реализации
стратегии. На 2017-2018 годы намечены структурные преобразования: УВЗ
намерена создать управляющую компанию, сформировав к 2017 году ее штат и
передав ей в управление ключевые общества корпорации. В структуре
холдинга планируется создать несколько центров компетенций — профильные
структуры с собственной специализацией. Например, два таких центра будут
расположены в Москве (центр информационных технологий и центр
научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок), два в
Челябинске ("Электромашина" и "Челябинский тракторный завод"), один в
Омске ("Омсктрансмаш"). В Екатеринбурге центром станет "Уралтрансмаш" и
завод N9. Главной же площадкой останется Нижний Тагил, где размещены
основные мощности УВЗ: там будут заниматься электрометаллургией,
стальным литьем, метизным производством и т. д. Создание таких центров,
как полагают авторы стратегии, позволит повысить рентабельность
корпорации за счет снижения расходов. Параллельно с этим планируется
реструктурировать к 2018 году непрофильные активы.
Второй
этап — 2019-2021 годы — связан с привлечением инвестиций на развитие
гражданских бизнес-направлений и запуск инновационных продуктов, а также
на повышение операционной эффективности. Во время третьего этапа —
2022-2025 годы — УВЗ намеревается выйти на новые рынки, стабилизировав
свое финансовое положение: к 2025 году чистая прибыль должна достичь
24,120 млрд руб. (при 16,594 млрд в 2015 году), а выручка — свыше 282
млрд руб. (при 106 млрд).
Способствовать этому должен рост продаж продукции военного
назначения: танков, самоходных артиллерийских установок и иной
бронетехники. В 2015 году реализация государственного оборонного заказа и
экспортных поставок принесла УВЗ 58 млрд руб., к 2021 этот показатель
должен вырасти до 131,5 млрд руб., а к 2025 году — превысить 150 млрд
(из которых экспорт составит свыше 90 млрд). Обеспечить рост выручки
должна также продажа сервисных услуг по обеспечению полного жизненного
цикла изделий, а также финансирование госпрограммы вооружений до 2025
года. Но, по словам источника "Ъ" в Минобороны РФ, рассчитывать на
прибыль от контрактов с военным ведомством УВЗ сложно: роль бронетехники
в структуре современных вооружений снижается, а рентабельность от
заключаемых соглашений низкая (от 3 до 5%). В стратегии говорится, что
корпорация намерена уделить внимание новой группе продуктов, связанных с
беспилотной и дистанционно-управляемой бронетехникой, перейдя от
производства военной продукции к интеллектуальным системам обороны —
этот рынок оценивается в 20 млрд руб. В такую же сумму оценивается рынок
систем удаленной диагностики вооружений и гражданских машин, а еще в 60
млрд руб.— изготовление и поставка новых сверхлегких, сверхпрочных,
тугоплавких и самовосстанавливающихся материалов.
Гражданская составляющая стратегии УВЗ амбициозна. Компания
рассчитывает на достижение к 2025 году доли гражданской продукции в
выручке 40% и удельного веса ее экспорта в выручке 14%. В области
железнодорожного транспорта компания намерена завоевать лидерство в
массовом сегменте (производстве полувагонов), войти в топ-3 по выпуску
специализированного подвижного состава, а также в пятерку крупнейших
поставщиков узлов и комплектующих для вагонов и локомотивов. Также к
2025 году УВЗ рассчитывает занять 80% рынка производства трамваев и
стать их единственным государственным поставщиком, занять второе место
на рынке гусеничных бульдозеров, увеличить продажи трубоукладчиков и
погрузчиков и в перспективе выйти на рынок экскаваторов. В базовом
сценарии выручка от продажи грузовых вагонов за десять лет должна
увеличиться почти впятеро — с 13 млрд руб. в 2015 году до 63 млрд руб.,
продажи трамваев должны приносить 7 млрд руб., поставка комплектующих
для гражданских отраслей — 8 млрд руб. против 1 млрд руб. в 2015 году.
По
мнению главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, у корпорации
есть шанс занять первое место в сегменте производства полувагонов, но
для этого компании придется быстро ликвидировать свое отставание по
количеству сервисных центров для ремонта инновационных вагонов от
Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ, входит в ОВК Александра
Несиса). Сейчас инновационные вагоны УВЗ примерно на 400 тыс руб.
дешевле, чем продукция ТВСЗ, однако эта разница нивелируется отставанием
в сервисе и меньшей величиной тарифной скидки. В сегменте специального
парка войти в топ-3 будет очень тяжело, поскольку в инновационном
сегменте спроса на нефтеналивные цистерны, на которых специализировался
УВЗ, нет. А в перспективных сегментах — цистерны для химических и
кислотных грузов, хопперы, платформы и большекубовые крытые вагоны —
лидерство принадлежит конкурентам: ТВСЗ, Рузаевскому машиностроительному
заводу (входит в "РМ Рейл" Олега Дерипаски), "Рэйлтрансхолдингу" Сергея
Шпака и "Алтайвагону". Монополизировать госзаказ трамваев, по мнению
господина Бурмистрова, вообще нереально, поскольку безусловное лидерство
принадлежит "Трансмашхолдингу", и несмотря на конструкционные
преимущества модели трамвая Р-1 УВЗ, потеснить ТМХ с лидерской позиции
будет очень сложно. В сегменте гусеничных бульдозеров за второе место
можно побороться, но и здесь есть абсолютный лидер — концерн "Тракторные
заводы", и для достижения цели потребуются значительные инвестиции в
развитие производственной площадки в Челябинске.
Комментариев нет:
Отправить комментарий