среда, 22 марта 2017 г.

Армия-2017: «Армата» и ПАК ФА попадают под нож

Сокращение военных расходов может отразиться на самых перспективных проектах

В 2017 году Россия провела самое масштабное сокращение военных расходов с начала 1990-х годов. Об этом сообщил авторитетный портал Janes.com. По данным издания, Федеральное казначейство России опубликовало очередной отчёт, в котором подтвердило снижение бюджетных расходов на оборону (на официальном сайте документа пока нет).

Согласно отчету, пишет Janes.com, расходы Минобороны РФ в текущем году будут урезаны с 3,8 трлн. ($ 65,4 млрд.) до 2,8 трлн. рублей ($ 48,4 млрд.). Это первое существенное сокращение военных расходов России за последние годы, поскольку с 2011 года бюджет Минобороны РФ ежегодно увеличивался почти на 20%. Нынешнее сокращение оборонного бюджета на 25% от запланированного вернет расходы Минобороны на уровень 2014 года.
Как замечает портал Warspot, таким образом в мировом рейтинге военных расходов Россия опустится с четвертого места на восьмое, пропустив вперед Великобританию, Индию, Францию, а также Японию или Германию, военные бюджеты которых в предыдущие годы были примерно одинаковы. В прошлом году Россия переместилась с третьей позиции на четвертую, поменявшись местами с Саудовской Аравией. Австрийское издание Contra Magazin считает, что такой шаг демонстрирует незаинтересованность Кремля в гонке вооружений.

СМИ замечают, что снижение военных расходов, вероятнее всего, вынудит российское военное ведомство заморозить некоторые программы переоснащения армии. Как урезание бюджета отразится на облике Вооруженных сил РФ?
Про серьезные сокращения расходов на оборону говорили уже давно. Иначе и быть не могло, говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Видимо, Минобороны до последнего держалось, но в условиях, когда везде и всюду урезают финансирование, сохранить прежние показатели было крайне трудно. Доля расходов на национальную оборону относительно ВВП постепенно падает: если ожидалось, что в 2017 показатель будет на уровне 3,3%, то в 2018 году уже на уровне 3%, а в 2019 году — 2,8%.
Понятно, что экономия может идти только за счет закупок, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), модернизации и вряд ли отразиться на зарплатах или приведет к сокращению численности личного состава. В первую очередь, снижение расходов скажется на Государственной программе вооружения (ГПВ). Скажем, траты на НИОКР в лучшие годы составляли 300 млрд. рублей, поэтому гособоронзаказ явно будут «резать» совокупно.
Также я напомню, что Государственную программу вооружений на 2017−2025 годы (ГПВ-2025) планируется утвердить в июле 2017 года. И хотя мы сейчас говорим про 2017 год, но вполне можно допустить, что будет сокращено финансирование ГПВ-2025. Правда, условные резервы для сокращения военных расходов появились, начиная с 2013—2014 годов. Дело в том, что даже по официальным данным, доля исполнения гособоронзаказа в последние годы составляла 96−97%. То есть, 3−4% регулярно не выполнялись, а на фоне почти 2 трлн. оборонного заказа, который был раньше, 4% - это 80 млрд. рублей.
Таким образом, с одной стороны, существует неисполнение оборонного заказа, с другой — есть программы, которые по объективным причинам не выполняются или сроки их растягиваются. Как в случае с фрегатами проекта 11356, для которых были заказаны турбины украинского производства. Поэтому можно сэкономить, жертвуя подобными программами, плюс — уменьшить число заказываемых единиц техники, например, заказать не восемь фрегатов, а шесть, закупить не 40 самолетов, а 20 единиц и т. д.
«СП»: — Сокращения расходов может отразиться на проектах ПАК ФА (Т-50) и платформе «Армата»?
— Не исключено. У ПАК ФА и так много проблем — самолет долго испытывают и до сих пор его нет в предсерийном варианте. Что касается новых видов бронетехники, то помимо семейства боевой платформы «Армата» речь идет о гусеничной платформе «Курганец-25» и колесной — «Бумеранг», а они тоже не дешевые. В этом смысле фаза закупки этой техники также может быть отсрочена. По ПЛАРБ вроде бы все нормально: восьмая лодка проекта 955 «Борей» заложена, поэтому, сжав зубы, стратегические ракетоносцы, скорее всего, доделают. Но сроки по проектированию и испытаниям новых ракет и, соответственно, по их последующей закупке могут быть пересмотрены. То же самое — в сфере ракетно-космической техники.
«СП»: — В 2014 году представители Минобороны заявляли, что доля, например, современных танков в Сухопутных войсках к 2020 году достигнет 71%.
— Этот показатель, конечно, завышен, но сейчас идут вольные интерпретации подобных цифр, мол, подразумевалась не новая техника, а новая модернизированная. Если так, то с учетом модернизации танков до уровня Т-72Б3 такой показатель по бронетехнике вполне реален.
Понятно, что денег на все не хватает, тем более что у нас был такой мощный провал в оборонной сфере в 90-е и «нулевые» годы. Но оптимизация явно будет происходить по приоритетности. Возможно, будет отменено создание новой армии или пострадает «арктическое усиление», которое явно сейчас не самое приоритетное с точки зрения угроз. Определенный резерв для экономики можно извлечь и из сирийской кампании. Грубо говоря, если будет объявлено о «решительной победе» и выведена большая часть войск, то это — еще несколько десятков миллиардов. Или — совсем необязательно, не имея должного количества кораблей дальней морской зоны, вкладываться в обустройство баз в Сирии, расширять Тартус и т. д. Конечно, официально военное ведомство будет держать марку и рассказывать о необходимости расширения инфраструктуры, но в реальности это можно отложить до лучших времен.
Надо учитывать и то, что в России распространена практика пересмотра расходов в течение года. То есть сейчас может быть объявлено о сокращении расходов, а затем цена на нефть снова подскочит, появятся дополнительные доходы, и часть средств из сокращенного триллиона может быть возвращена военному ведомству.
«СП»: — В СМИ проходила информация о том, что Минфин предлагал внести правки в федеральный бюджет и увеличить секретные и совершенно секретные ассигнования на 680 млрд. рублей.
— Да, закрытые статьи бюджета — это особая тема. Декларативно власти могут заявить о сокращении открытой части бюджета, при этом увеличить финансирование по закрытой части. В таком случае будет невозможно понять, сколько реально денег дойдет до Минобороны.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин отмечает, что в прессе появлялась информация о том, что триллион рублей, на который должны быть снижены расходы на оборону, может быть «виртуальным».
— Неизвестно, насколько эта информация правдива, но смысл ее в том, что в этом году триллион выплачивался по некоторым обязательствам государства по оборонному заказу, то есть это — банковские деньги. В 2017 году этого триллиона не будет, отсюда — ощущение сокращения, а реальный военный бюджет останется более-менее без изменений. Повторю, это всего лишь версия, а как там дело обстоит на самом деле — неизвестно. Но вообще о сокращении военных расходов говорилось много и на разных уровнях. Тем более что финансовая ситуация в стране оставляет желать лучшего, а в экономическом блоке правительства по-прежнему преобладают либералы, которые
Какие именно военные программы будут сокращать — это, конечно, вопрос к Кремлю. Я бы на месте власти ничего бы не сокращал, но уже если это совсем неизбежно, в первую очередь может «пострадать» надводный флот, который, как бы там ни было, для нас является предметом роскоши. Прекрасные проекты авианосца «Шторм» и эсминцев «Лидер» я бы вообще отодвинул в «светлое будущее» — без них наши ВС могут вполне прожить. А судя по недавнему походу ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в Средиземное море, авианосцы — это вообще не наш удел.
Еще одна статья экономии, — это сдвиг программ, которые реально и так не совсем выполняются и идут труднее, чем предполагалось. В первую очередь — это ПАК ФА и новые платформы бронетехники, принятие которых на вооружение постоянно откладывается. Хотя Минобороны, здесь конечно, можно понять — ведомство хочет добиться совершенства, и правильно делает.

Gur Khan: ну-ссс, братцы-кролики.... чего я говорил, как только стало известно о передаче УВЗ в "Ростех"? "Армату" сливают, как, впрочем, и все перспективные программы вооружений. Для чего? Так я вам и рассказал! Меня ж тогда сразу посадют, или автокатастрофа... (ТТТ)

 

15 комментариев:

  1. Берегите себя вы нам еще в тылу нужны

    ОтветитьУдалить
  2. Ожидаемо абсолютно, с текущей экономической обстановкой то... Танки Т-72 будут вечные, никакие Арматы их не переживут. Будут 15 (или сколько их там) танков Т-14 на парадах кататься.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катается уже за 30.

      + ещё сотня заказана и оплачена. В то время как ни один "Оплот" в ВСУ так и не передан.

      Другое дело, что 2000 "Армат" прямо сейчас не закажут, а отложат это дело на пару-тройку лет.

      Нефти-то с каждым днём на Земле все меньше и меньше, не далёк тот день когда баррель будет 200 баксов стоить (а ещё лет через 10 и до 500 дотянет).

      Удалить
  3. "Russia announces deepest defence budget cuts since 1990s

    Craig Caffrey, London - IHS Jane's Defence Weekly
    16 March 2017"
    Вы всерьез считаете, что это серьезный источник, со штабом в Лондоне?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даже если и в Лондоне, это разве добавляет серьёзности западным СМИ? Школьная стенгазета и то более авторитетна по сравнению с ними.

      Удалить
  4. Бюджет секретный, на этом всё.

    ОтветитьУдалить
  5. не помню о чем там ведал автор сайта про армату, но вот что для мо рф она не приоритетна писано мною многократно. дело не в увз а в приоритетах другой техники для мо рф. туда и деньги идуть. поэтому А.Хлопотов явно перегибает палку с собственной катастрофой. для этого нужно взглянуть на статьи расходов для мо рф а не выдумывать причины слива арматы.

    ОтветитьУдалить
  6. перспективных проектов не может быть миллион как в мо рф-там любая фигня перспективна, лишь бы деньги выбить на это.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. то что перспективно-не могут запустить в серию ввиду наличия критической массы проблем. и ежели т-50 пиарят лет 10. то то же раптор аж снят с производства. такие дела в самой передовой стране мира-не дотягивают даж до того что давно снято с производства другими.

      Удалить
  7. Ирка обсуждает сферических коней в вакууме: кто-то выдвинул гипотезу о пакфа и армате, у либералов сразу крышу снесло... Предприятие уже построило один современный цех для Арматы, ведет тендер на достройку основного комплекса сборочных цехов. Назад пути нет. Теперь только сдвиг сроков возможен, это обычное дело для комплексных планов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. пока тендер, пока стройка. часть средств разворуют, другую часть придется докладывать из за просчетов, ошибок и брака. пока купят оборудование, установят, отладят.. какой тут год ежели кто производством занимался аааа???
      к тому времени когда все будет готово-Армату придется модернизировать а не выпускать в первоначальном виде 10 летней давности.я уж молчу про всякие там объединения да подчинения увз всего чо тока можно...и радужные графики завоевания рынка гражданской продукции)))) ты забываешь где живешь и не делаешь поправку с коэффициентом-3!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! минимум.
      Мишка, мне твой акдит увз по всем международным стандартам покоя не дает, до сих пор смеюсь)))

      Удалить
  8. Неправильный заголовок, надо так: "А-а-а, мы все умрём!!!!!!!!11" Вот как будет правильно.

    ОтветитьУдалить
  9. Дикие люди. :))) "Мнения" о переразмеренном ВБ у народа нужно притормозить. Неужто не ясно ? А МО , оно как ликероводочный завод, продает одно количество водки, производит другое, отчитывается за третье ... :) ))) Полно военных программ финансируются по другим каналам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Блин! Нет ничего веселее, чем читать мнения "экспертов" (очень далеких от бюджетного процесса) про бюджет :)

      Удалить
  10. На западе "иксперды" регулярно обсуждают, как у России не хватит денег на то и на сё. Пусть успокаивают себя, это их дело.

    ОтветитьУдалить