суббота, 26 января 2019 г.

2А82 - пушка есть и пушки нет




   В своих публикациях на этом канале я уже несколько раз обращался к теме нашей новейшей танковой пушки 2А82-1М, которая в настоящее время устанавливается в танки Т-14 «Армата». Был рассказ собственно о самой пушке. Конечно в объеме той информации которая доступна из источников не имеющих соответствующего грифа. Был рассказ и о том, что первоначально эта система предназначалась отнюдь не для вооружения перспективных боевых машин, а для перевооружения уже стоящих на вооружении танков в ходе их модернизации.





Напомню, что первые упоминания о данной пушке датируются серединой 1990-х годов. Ее испытания начались в 2003-м. Первые закупки, судя по той информации что есть на сайтах официальных торговых площадок, датируются 2013 годом. При этом, еще в 2005 году сразу два танковых КБ: Омское и Нижнетагильское – начинают работы по созданию боевых отделений под 2А82. Однако на танках в массовых количествах эта супер-пушка так до сих пор и не появилась. Почему?

Да просто потому, что русские конструкторы смогли эту пушку спроектировать и пусть на бумаге, но все же запихнуть в танк, а вот наша промышленность, освоить ее производство не могла. Потребовалась мощнейшая реконструкция артиллерийского «Завода №9». Фактически полное его техническое переоснащение, которое затянулось на долгие годы.


Проблем добавили и металлурги. В погоне за большими деньгами кто-то посчитал, что мартеновский процесс плавки стал не эффективным и в России закрыли все мартеновские печи. Закрыли, не подумав о том, что только в них варилась особо качественная сталь, в том числе артиллерийская. Подозреваю, что сделано это было не по дурости, а по указке и злому умыслу забугорных хозяев наших металлургических заводов с одной стороны и из жадности хозяев, близких к нашим родным кремлевским коридорам власти.



Это только то, что касается компании «Русспецсталь» и входящих в нее волгоградских заводов «Красный октябрь» и «Баррикады». Особенно прошу обратить внимание на имена Сергея Чемезова – ныне глава «Ростеха» и Сергея Носова. Последний очень по-тихому, но очень быстро был уволен с должности руководителя Нижнетагильского металлургического комбината за ряд весьма скользких делишек, о которых владельцы ЕВРАЗ-НТМК предпочитают не распространяться. Однако Чемезову этот тёзка чем-то приглянулся, - как раз Носов и возглавлял «Русспецсталь» пока снова не запахло жаренным. Ему и в этот раз удалось весьма благополучно покинуть руководящую должность, сбежав во Францию с состоянием в пару сотен миллионов долларов. Отсидевшись на Лазаруном берегу несколько лет и обженив на французиках своих дочек, Сергей Константинович снова материализовался в Нижнем Тагиле, но теперь уже в качестве мэра. Ныне он уже губернатор Магаданской области.


Далее поговорим о конкретных «болтах и гайках», точнее тех технологиях, которые следовало внедрить в производство для того, чтобы выпуск 2А82 стал возможным. Опять же, не стану гнать отсебятины и предоставлю слово Валерию Ивановичу Наседкину.

Наседкин Валерий Иванович – советский учёный и конструктор артиллерийской техники. Родился 18 апреля 1939 года в городе Щигры Курской области. Окончил Уральский государственный университет (1961), механик. Кандидат технических наук (1973). Изобретатель СССР (1990), советник Российской академии ракетных и артиллерийских наук (1999). Награжден орденом «Знак Почета» (1989), медалями. С 1961 г. – в ОКБ-9 Уралмашзавода, в ФГУП «Завод № 9»: инженер-конструктор, начальник КБ, начальник отдела прочности, в 1996-2013 гг. – начальник – главный конструктор ОКБ-9. Внес значительный вклад в разработку новых теоретических методов решения прикладных задач по обеспечению прочности и надежности разрабатываемых и модернизируемых образцов артиллерийского вооружения. При его участии разрабатывались, испытывались и принимались на вооружение артиллерийские орудия Д-ЗО, 2А31, 2АЗЗ, Д-81, 2А45М, 2А61. Имеет 25 авторских свидетельств на изобретения. Автор 130 печатных работ.

Осенью 2006 года на одной из научно-практических отраслевых конференций им был очерчен круг проблем, которые необходимо было решить для обеспечения высоких характеристик наших новых проектируемых пушек.

Установка проточного хромирования. Завод№9. 2006г.

«Для обеспечения высоких ТТХ пушек нового поколения потребовалась отработка новейших технологических процессов - производство высокопрочных сталей с повышенными требованиями к качеству металла, проведение автоскрепления трубы ствола, нанесение на внутреннюю поверхность канала ствола эрозионостойкого гальванического хромового покрытия для обеспечения требуемой живучести; ЭХО (электро-химической обработки – прим.моё) хромируемой части трубы, обеспечивающей более качественную подготовку поверхности трубы под хромирование; ЭХХ (электро-химического хромирования – прим.моё) каморы, позволяющее получить требуемую чистоту поверхности переходных конусов трубы; УЗК (ультразвуковой контроль- прим.моё) качества металла труб; изготовление высокоточных стволов длиной до 7м (для пушки 2А83 – прим.моё) из стали с повышенной категорией прочности.

Gur Khan в одном из цехов Завода №9. На столе обрабатывающего центра закреплена заготовка клина затвора артиллерийского орудия. 2012 год.

При создании АО (артиллерийских орудий – прим.моё) нового поколения одной из основных проблемой остается обеспечение качественными металлургическими ствольными заготовками.

Изготовление заготовок деталей ствольной группы сохранилось в России только на двух предприятиях ОАО «Мотовилихинские заводы» (г.Пермь) и ФГУП ПО «Баррикады» (г.Волгоград), при этом РКМ (радиально-ковочная машина – прим моё) на ОАО «Мотовилихинские заводы» физически изношена и морально устарела и уже несколько лет требует капитального ремонта; РКМ на ФГУП ПО «Баррикады» в эксплуатацию не запущена, требуется дефектация и замена электронных приборов, сталеплавильное производство для центробежных заготовок стволов находится на уровне 60-х годов прошлого века.

В цехах Завода №9. 2012 год.

  В связи с переходом на новую технологию производства этих заготовок (исключение из эксплуатации мартеновских печей), из-за финансовых трудностей и потери большей части квалифицированных кадров, на этих предприятиях не проведена необходимая модернизация технологического оборудования и его доукомплектация. ФГУП «ЦНИИМ» не была разработана НТД (нормативно-технологическая документация – прим.моё) применительно к новому оборудованию и измененной технологии получения заготовок с обоснованными требованиями к качеству металла заготовок для автофретированных труб.

Комментариев нет:

Отправить комментарий