Легендарный танк Т-34-85 на постаменте у главной проходной "Уралвагонзавода". взошел на пьедестал своим ходом в сентябре 1946 года.
Сегодня знаменательный день – день 75-летия принятия на вооружение Красной Армии танка Т-34-85. Оно было регламентировано Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР от 23 января 1944 года за № 5020сс. «СС» - в данном случае от «Совершенно секретно». О создании этого танка до сих пор ходят мифы и легенды. Различные исследователи пытаются интерпретировать его историю по своему разумению. Однако, официальная слава создания «ТАНКА ПОБЕДЫ» навсегда принадлежит «Уралвагонзаводу» и главному конструктору Александру Александровичу Морозову.
Вот и сегодня сайт российского "бронеколхоза" повторяет как мантру слова об этом. Но так ли было на самом деле?
Поводов сомневаться в официозе хоть отбавляй! Тем более в Нижнем Тагиле еще живы дети тех, кто создавал и производил этот танк в суровое лихолетье. Вместе с ними жива память. Живы обрывки воспоминаний, передаваемые на прокуренных кухнях из уст в уста под глухой звяк граненых стаканов.
Мне посчастливилось быть знакомым и близко общаться сразу несколькими из них. Сразу скажу, что общение с ними во многом сформировало мое мировоззрение относительно героев и событий истории отечественного танкостроения. Породило крайне критическое отношение к ряду руководителей нашей танковой промышленности. В особенности это коснулось личности того же Александра Александровича Морозова.
Лично я пока не готов к публикации пространных материалов о нем, о роли его личности. Поэтому предоставляю слово более авторитетному и уважаемому, во всяком случае для меня, автору – Виктору Александровичу Ямову.
В 2016 году этот замечательный человек как раньше говорили, «своим коштом», издал книгу с названием «О ТАНКАХ И ВОКРУГ НИХ. Дела давно минувших дней. Субъективные заметки об актуальном прошлом». Тираж, конечно же был мизерный. Книга разошлась тотчас и в основном по «своим». Мне посчастливилось попасть в это число и сегодня я имею возможность процитировать пусть небольшую, но достаточно интересную часть ее. Процитировать с тем, чтобы и мой читатель критически задумался над событиями давно минувшей эпохи.
***
... Еще 10 апреля 1943 года Малышев обращаясь к Сталину и Молотову писал:
«Для успешной борьбы с танком Т-ѴІ необходимо:
2. Срочно обязать Наркомат вооружения переконструировать имеющуюся зенитную пушку 85-мм в противотанковую и танковую и наладить их серийное производство.
3. Дать задание Наркомтанкопрому срочно изготовить образцы с установкой 85 мм пушки в танковом исполнении на артсамоходе
на базе танка Т-34 и попытаться вписать эту пушку в танки «КВ» и «ИС».
4. Срочно обязать Наркомат боеприпасов подготовить произ-водство бронебойных (обязательно остроголовых) снарядов для пушек 85 мм и 152 мм (МЛ-20).»
Таким образом, письмо Малышева содержало не только предупреждение, но и конкретную программу мер борьбы с новой угрозой. Как показали последующие события, руководство страны приняло эту программу как руководство к действию...
Наиболее важная из идей Малышева - переход к использованию на тяжелых танках и самоходках новой противотанковой пушки калибра 85-мм - была утверждена в постановлении ГКО 3289сс от 5 мая 1943 года «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок».
Ситуация, сложившаяся на фронте, категорически требовала принятия быстрого и технологически достаточно простого, даже ювелирного решения, обеспечивающего не только повышения боевых характеристик танка, но и, как минимум, сохранения темпов производства...
В конце августа на танковый завод № 112 прибыли нарком танкостроения В. А. Малышев, начальник ГБТУ маршал бронетанковых войск Я. Н. Федоренко и ответственные сотрудники наркомата вооружений. На совещании с руководителями завода Малышев сказал, что победа в Курской битве досталась нам дорогой ценой. Неприятельские танки вели огонь по нашим с расстояния 1500 м, наши же 76- мм танковые пушки могли поразить «Тигров», «Пантер» на дистанции 500-600 м. «Образно выражаясь, - сказал нарком, - противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить в Т-34 более мощную пушку.»
Таким образом кошкинская «тридцатьчетверка» на которой Морозов возжелал поставить жирный крест, вновь воскресла, теперь уже для реинкарнации в великую ее модификацию - Т-34-85.
«Все его конструкции были с запасом на вес. То, что Кошкин при конструировании учитывал увеличение веса, в дальнейшем помогло увеличить калибр пушки с 76 до 85 мм и броню в ряде элементов. Эта машина (Т-34) была задумана как головная в семействе танков на увеличение веса. В этом я считаю, большая заслуга Кошкина. (Как говорится на вырост.) Рассматривая конструкцию танка Т-34-85, следует делать поправку на то, что от своего предшественника танка Т-34 он отличался практически только башней и вооружением да подбашенным листом корпуса. Все остальные изменения носили незначительный и не принципиальный характер» Н. В. Барыков.
Тщательно проанализировав ситуацию, в Наркомтанкпроме (В. А. Малышев.) пришли к выводу, что проще и быстрее освоить в серии только новую башню, а не целый танк. Для этого не требовалось останавливать производство и ломать установившуюся технологии производства Т-34.
Начнем с того, что к середине 1943 года, по существу не было ни корпуса, ни башни, ни пушки для «тридцатьчетверки» с повышенными и столь необходимыми фронту боевыми возможностями, зато на кульманах КБ УТЗ и в «железе» резвились не кошкинские проекты Т-43 и Т-44...
Комментариев нет:
Отправить комментарий