суббота, 23 марта 2019 г.

Бронированный минный тральщик – первый (Часть 3)




Помимо люка запасного выхода в корме рубки и вырезов под люки в днище, у БМР-1 были еще два отличия, которые фирма MiniArt, выпустившая в масштабе 1/35 модель БМР-1, преподносит как отличия "ранних" и "поздних" по времени выпуска машин. Это бортовые резинотканевые экраны и смотровой прибор на крыше башни. Однако, поскольку оба эти «отличия» присутствуют в исходной конструкторской документации 1982 года, лично я сомневаюсь в справедливости такого деления. Указанные отличия, это скорее некий «эксцесс исполнителя» - Львовского БТРЗ, о причинах которого мы, наверное, уже никогда не узнаем.


Новые БМР выпущенные во Львове начали поступать в Афганистан в конце 1982 – начале 1983 года и быстро получили признание в войсках 40-ой Армии.


БМР-1 б/н 665 ИСР 191 ОМСП, 1985 г.

Судя по фото, имеющим четкую атрибуцию, БМР-1 были распределены в основном в инженерно-саперные роты мотострелковых полков, занимавшихся охраной, обороной и обеспечением движения важных дорог. В частности, эти машины точно были на вооружении инженерно-саперной роты 191-го отдельного Нарвского Краснознаменного ордена Александра Невского мотострелкового полка, стоявшего в Газни.


БМР-1 б/н 664 ИСР 191 ОМСП Слева Горустович С. справа Усенко Н. 1986г.

Учитывая, что полк находился в прямом подчинении командования 40-й Армии, не было, наверное, ни одной более-менее значительной операции, в которой бы он не принимал участия. Только ущелье Пандшер полк проходил с боями трижды, в 1982, 1984, и 1985 годах. В последующем он был возвращен в состав 201 мсд, и поныне в статусе базы стоящей в Таджикистане.


БМР-1 командира ИСР 149-го гв.МСП, возглавляющая транспортные колонны под охраной "Тулуканской" танковой роты. 17 июня 1983г.

Так же были они в инженерно-саперной роте 149-го Гвардейского Краснознаменного ордена Красной Звезды Ченстоховского мотострелкового полка. ИСР этого полка базировалась в Кундузе. После вывода из ДРА полк остался в составе родной 201-й мсд в Таджикистане.


БМР-1 б/н 980 ИСР 181 МСП, подорванный в ущелье Тавах, Пандшер, 1984г.

В составе 108-й мотострелковой дивизии, БМР-1 были в ИСР 181-го мотострелкового полка. Постоянным местом его дислокации был пригород Кабула Хайр-Хана, известный также, как Тёплый Стан.

Однако засветились БМР-1 и в частях дивизионного подчинения. Например, есть упоминание они были 271-м отдельном инженерно-сапёрном батальоне той же 108-й мсд. Батальон базировался вначале на Кабул (Хайрхана). Работал в районе перевала Хайрхана. Затем на Баграм.


БМР-1 б/н 3072 (3022-?) ИСР 70 ОГвМСБр, 1983г.

БМР-1 также состояли на вооружении ИСР 70-й отдельной гвардейской мотострелковой дважды Краснознамённой, орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого бригады. Зона ответственности бригады — продолжительная по соприкосновению с Пакистаном, территория юга Афганистана, провинции Кандагар и Гильменд. Судя по воспоминаниям заместителя командира ИСР 70-ой ОМСБр по политчасти, бригада получила БМРки чуть ли не самой первой. Во всяком случае, по его воспоминаниям, они уже вовсю применялись там в 1983 году: «В инженерно-техническом взводе инженерно-сапёрной роты бригады на вооружении находились три БМР-1 (номера 3022…). Все три БМР-1 нашей ИСР активно использовались в боевых действиях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий