воскресенье, 19 декабря 2021 г.

Модель Т-62 от «Звезды»: что такое хорошо и что такое плохо

 Модель «Советский основной боевой танк Т-62» 

от фирмы «Звезда» арт.№ 3622


Так получилось, что лет несколько назад, пришлось профессионально заниматься реконструкцией облика советского среднего танка Т-62. Машина эта вроде бы простая, но есть масса мелочей и подвохов. В процессе работы был собран огромный массив оригинальной чертежной информации, масса самых разнообразных книг и наставлений, было приобретено большое количество фотографий. Всё вместе это позволило разобраться с периодизацией вносимых в конструкцию машины изменений. По большому счету, по Т-62 у меня осталось лишь три вопроса, на которые пока не получил никакого ответа, в т.ч. от сотрудников КБ (там сейчас сплошь молодежь, которая даже ранние Т-72 толком не знает), но они в данном случае роли не играют. В общем, проведенная работа, да еще при наличии ЧКД, дает возможность подетально проанализировать новую модель, выпущенную отечественным производителем.

И да, сразу скажу, что «Звезда» обращалась ко мне за помощью, и чем мог им помочь –  на начальной стадии помог.

Модель Т-62 от «Звезды» ожидалась моделистами как более дешевая и качественная альтернатива древней модели от японской ТАМИЯ и серии моделей Т-62 от китайского Трумпетер.

При ознакомлении с отливками получаем первоначальное весьма приятное впечатление. Модель отлита из качественного серого пластика, очень аккуратно, отсутствует даже намек на облой. Проработка мельчайших деталей, вроде габаритных огней ГСТ-64 выше всяких похвал. Стыкуемость деталей так же великолепная (за одним исключением, о чем ниже). Изначальные опасения относительно технологического решения по унификации корпуса башни с более ранней модификацией путем вклейки передней части нужно признать в этом смысле удачным – при использовании сверхтекучих клеев место стыка практически незаметно и требует лишь легкой косметической зачистки.  Претензии по поводу якобы отсутствия фактуры литой брони на башни считаю не обоснованными, т.к. реальная башня Т-62 как раз очень гладкая. При этом поверхность башни модели достаточно адекватно передает различные небольшие неровности. Это хорошо видно при косом освещении. Однако заметна интересная деталь – если играть башней под лучами света, то по ее поверхности проявляется едва уловимая трапецевидная сетка, подобная сетке полигонов при построении 3D-моделей в дизайнерских программах. Но при последующей обработке и покраске вряд ли она будет различима.

Танк Т-62 серийно выпускался с конца 1961 до конца 1973 года на одном предприятии («Уралвагонзаводе» в Нижнем Тагиле) общим количеством 19064 единицы.  В процессе серийного производства в его конструкцию регулярно вносились улучшения, однако, даже не смотря на серьезное изменение внешнего облика к концу серии, каких-либо иных обозначений, указывающих на модификации, официально не присваивалось. Тем не менее, по совокупности внесенных изменений, влияющих на облик машины, всю серию можно условно разделить на следующие периоды: 1961-62 гг (войсковая серия и начало серийного производства); 1963 г.; 1964г.; 1965г.; 1966г.; 1967-1971гг; 1972-1973гг. Так же необходимо понимать, что конструктивные изменения внедрялись в серию постепенно.  К сожалению, «Звезда» официально никак не поясняет к какой серии относится ее модель. Более того, в самом наименовании модели имеется ошибка: Т-62 никогда не был «основным боевым танком». По всем документам он проходит как «средний» танк и даже сам термин «ОБТ» появился значительно позже.


Более того, Т-62 не может называться «основным» хотя бы исходя из концепции его создания – согласно архивным документам, а также материалам, опубликованным в официальном корпоративном издании С.В.Устьянцев, Д.Г.Колмаков «Боевые машины Уралвагонзавода. Танки 1960-х» (Нижний Тагил, 2007г), Т-62 создавался как узкоспециализированная машина: пушечный истребитель танков, что явно противоречит термину «основной». Еще один нюанс – согласно архивным документам, Т-62 предполагалось выпускать не более 5 лет, пока в войска массово не пойдет Т-64. И только проблемы с последним предопределили 62-ке столь долгую жизнь на танковом конвейере.

В коробку с моделью вложена цветная листовка с краткой исторической справкой по танку-прототипу и рекламой «Музея техники Вадима Задорожного». В данной листовке указан «год выпуска 1968-1970». При этом непонятно, что имеется ввиду, т.к. данный период соответствует выпуску лишь одной из субмодификаций Т-62. При этом, данная модификация серьезным образом отличается от той, что представлена в модели (совершенно иная крыша МТО и ОПВТ).

Опираясь на характерные детали, можно уверенно заявлять, что «Звезда» предлагает собрать модель танка Т-62 1965 года выпуска. Более того, с июня и до середины лета. Так с мая 1965 года была введена бронировка ночного прицела наводчика, присутствующая на модели; с июня - трехлючный чехол ОПВТ.  Начиная со второй половины 1965 года начал устанавливаться новый механизм натяжения гусеницы и задние грязевые щитки с резиновой секцией. А в 1966 году на Т-62 появились новые ящики ЗиП, которые в модели отсутствуют. Ну и еще ряд боле мелких деталей.

В целом, деталировка и комплектация модели действительно очень хорошо соответствуют облику танка этого периода за исключением ряда моментов (о них ниже). Видно, что «Звезде» достаточно активно помогали консультанты из числа моделистов-знатоков прототипа (П.Паринов и Д.Шаврин, о чем упоминается в инструкции к модели - большое спасибо им!), были исправлены ряд ошибок после публикации исходных рендеров 3Д-модели.  Однако, очевидно, что консультанты были лишены возможности проверить геометрию модели, а это в данном случае является самым главным. Несмотря на видимую простоту, еще ни одному производителю не удавалось правильно передать геометрию, что, вероятно, вызвано отсутствием в их распоряжении оригинальных чертежей и прочей конструкторской документации.  При этом самым критичным элементом данной модели является башня. С нее и начнем конкретный разбор.

 Башня.

Башня танка-прототипа цельнолитая полусферическая. В открытых источниках (уже упоминавшаяся книга «Танки 1960-х») имеется чертеж 165.30сб «Башня, общий вид», от ноября 1959 года, соответствующей общему виду башни одного из прототипов Т-62, а также машинам раннего выпуска (1961-62гг, частично 1963гг). С 1963 по 1971 год выпускалась башня у которой была видоизменена передняя часть. Чертежей именно этой башни нет ни в свободном доступе, ни у меня. Поэтому башню мне пришлось реконструировать с использованием чертежей 165.30.001 от января 1959г. и 165.30.1сб.-1 «Башня» от марта 1969 года, который был внедрен в серию во второй половине 1971 года. Построение выполнялось по размерам на чертеже и профилям сечений. Разметка под вырезы и отверстия выполнялась по чертежным размерам и координатам. Это дает уверенность в правильности того, что у меня получилось, даже относительно оригинального чертежа Общего вида.

При наложении изображения башни модели «Звезды» на чертеж общего вида 165.30сб мы имеем следующую картину:

Известная картинка: башня с модели  фирмы «Трумпетер»


Модель фирмы «Звезда».

Центрирование по внешнему контуру башни.



Модель фирмы «Звезда».

Вариант центрирования.



Модель фирмы «Звезда».

Центрирование по левому люку.



Модель фирмы «Звезда».

Центрирование по правому люку.



Модель фирмы «Звезда».

Центрирование по шахте ночного прицела наводчика.


Модель фирмы «Звезда».

Центрирование по шахте прибора наблюдения заряжающего.



Модель фирмы «Звезда».

Наложение на чертеж 165.30.1сб.-1 для проверки передней части башни.

Центрирование по внешнему контуру.



Сравнение модели «Звезды» и «правильной» 3Д-модели


Как видно из предложенных сравнений, «Звезда» в целом попала во внешний контур башни за исключением чуть более развитой против чертежа передней части. Однако вся остальная деталировка у нее поплыла в разные стороны. Кроме того, размещение крюков и поручней у «Звезды» выполнено, явно опираясь на чертеж 165.30сб, что не верно: чертеж 165.30.14сб-3 «Приварка деталей к колпаку», фото и реальные обмеры показывают, что эти элементы должны быть смещены дальше назад. Кроме того, судя по всему, у «Звезды» не выдержан профиль в кормовой части башни: он более крутой, а судя по построению должен быть более пологий. 

Примерно такая же картина наблюдается и спереди слева – взъём перед командирским люком более крутой чем должен быть. Это хорошо видно в сравнении с выращенной по правильной 3Д-модели деталью.


По ряду причин не считаю корректным метод сравнения путем наложения. Но в данном случае иного выхода я просто не видел, потому что корректно произвести изменения на готовой модели и привязать их к четким координатам, возможно только с применением специального оборудования. В любом случае картинки получились весьма наглядными. Живите с этим :) Если кто-то может что-то возразить и так же наглядно опровергнуть – ну, пожалуйста, вперед!

В дальнейшем буду приводить много значений измерений. Что бы не возникало вопросов, сразу оговорюсь, что для их проведения использовал новый, поверенный, электронный измерительный инструмент, с паспортной погрешностью 0,04мм, российского производства. Округление измерений производилось так же до «сотки».

Командирский люк (левый).

Диаметр люка в свету по черт. 165.39.3сб-1 составляет 670мм что в масштабе 1/35 дает 19,14мм. На модели «Звезды» - 18,3мм. Разница 0,84мм - почти миллиметр в диаметре люка! Кроме того, погон люка должен иметь пулезащиту. «Звезда» же выполнила погон без пулезащиты, как на ранних машинах 1961-62, частично 1963гг.

Пулезащита погона люка командира на модели «Звезды» и раннем Т-62

А так должно быть

Кроме того, вокруг люка должны быть приварены три стойки крепления системы «Выход», для аварийного покидания танка при его затоплении. На модели «Звезды их нет. 


Люк заряжающего (правый).

Диаметр люка в свету 540мм по чертежу 165.30.001 или 15,43мм в масштабе. На модели 14,56мм. Разница еще больше - 0,87мм!



Основание под петли 600мм по чертежу или 17,14мм в масштабе. На модели 19,35мм.  Пролёт в 2,21мм в большую строну.

Люк выброса.

Размеры по внешней рамке крышки люка по чертежу 165.30.51сб - 495 х 315мм или 14,14 х 9 мм. На модели 14,81 х 10,25мм

Ночной прицел

Вырез в броне диаметром 312мм или 8,91 мм в масштабе. На модели 9,83мм. Бронировка головки прицела (чертеж 54.31.247сб) выполнена из двух частей. Первая часть отлита заодно с корпусом башни. Вторая приклеивается сверху отдельной деталью. Крайне странное решение. Можно предположить, что часть, отлитая с корпусом башни, может имитировать «Защиту головки» (чертеж 54.31.183сб) негерметичного типа, которая устанавливалась до 1965 года, но в этом случае деталь «Звезды» все равно не соответствует ни чертежу, ни фотографиям.

На модели «Звезды»
 
Защита головки на ранних Т-62 по чертежу 54.31.247сб


Прибор наблюдения заряжающего.

Вырез под установку прибора 250мм по чертежу или 7,14мм в масштабе. На модели 7,6мм

Антенный ввод.

Диаметр выреза в башне по чертежу 132,5мм или 3,78мм в масштабе. На модели 4,25мм или 148,75мм на танке. Диаметр амортизатора антенны 124мм или 3,54мм в масштабе. На модели 3,44мм. Высота антенного устройства 365мм или 10,43мм – на модели 11,18мм. Разница при таком маленьком размере ощутимая. Разъём для установки штыревой антенны закрыт пробкой (установка антенны не предусматривается? Или это намеренно сделано под производителей афтемаркета???), тросик к пробке не показан, но заодно с башней отлит шпенёк для пробки в положении , когда антенна установлена.

Амбразура (вырез) под установку пушки

По чертежу 165.30.21сб-1 Ширина 392мм или в масштабе  11,2мм. На модели 10,5мм; По высоте 485мм или 13,86 мм в масштабе. На модели 14,3 мм.

Чехол маски пушки по верхней части по чертежу 165.31.23сб-1 не менее 430мм или 12,28мм в масштабе. На модели 11,84мм

Козырек над маской по чертежу 165.31.085-1 имеет габариты 434х133мм или 12,4 х 3,8мм в масштабе. На модели – 12,12 х 3,59мм

Пушка.

Пушки как правило являются больным местом любой пластиковой модели. Что касается Т-62 от «Звезды», то производитель практически попал в размер по длине – разница составляет всего 0,66мм в меньшую сторону, что можно списать на усадку пластика или его температурные расширения. Но вот с диаметрами у «Звезды не все в порядке. Если диаметр утолщения у дульного среза практически бьется с минимальной погрешностью, то дальше – беда. По мнению конструкторов «Звезды» участок ствола от дульного расширения до эжектора представляет собой прямую трубу диаметром 155,75мм или 4,45мм в масштабе. Но на самом деле он конический и его диаметр у выхода из эжектора такой же как на дульном утолщении. Длина эжектора у «Звезды» переразмерена, но не критично – всего на 0,22мм в масштабе. Далее диаметр опять практически совпадает, но на выходе из бронемаски он существенно меньше, чем должен быть: на целых 0,52 мм! Для наглядности привожу фотосравнение «звездинского» ствола с эталонным точеным стволом от Magic Models (г.Челябинск) (пушку мерили вместе и не раз, на разных машинах).


Бронемаска.

Размер видимой выступающей части бронемаски по чертежу 166.31.001-1 составляет 228мм или 6,51мм в масштабе. На модели этот размер составляет 4,57мм. Пролёт на целых 1,94мм


В силу этого, при установке «правильного ствола с «правильной» бронемаской, не получится использовать родные тяги прожектора «Луна» из набора. Производитель афтемаркета в данном случае должен позаботиться об изготовлении адаптированных тяг.  Диаметр этой части бронемаски 290мм или 8,28мм в масштабе. На модели – 8,21мм.

Уплотнение правой щели.

Деталь В29 или В19 по чертежу 165.31.28сб-1 должна иметь следующие габариты: 120 х 168мм или 3,43 х 4.8мм. На модели эти размеры следующие: 3,4 х 4,87мм

 Направляющее колесо

Диаметр диска по чертежу 54.15.003-5В 510 мм – 14,57 мм в масштабе. На модели – 14,57 – идеально!

Ширина – 370мм – 10,57мм в масштабе. На модели 10,57 мм – идеально!

Так же вполне хорошо соответствует внешнему облику.

 Ведущее колесо

Диаметр колеса по чертежу 54.11сб-4Г 682мм – 19,48мм. На модели – 18,71мм Разница 0,77мм – это много!

Ширина – 492мм – 14,06 мм На модели – 13,36мм Разница 0,7 мм.

Внешне соответствует оригиналу – вопросов нет

 Опорный каток

Диаметр по чертежам – 810мм – 23,14 мм. На модели – 22,91 мм. Разница 0,23мм

Ширина сдвоенного катка – 423мм – 12,08мм. На модели – 12, 37мм. Разница 0,29мм


Если погрешность в размерах катков у «Звезды» небольшая, то к рельефу все же есть вопросы. Первое что бросается в глаза – это внутренняя расшивка резинового бандажа. Должна быть наружная. Форма перехода лучей к диску должна быть более сглаженная (хотя это субъективное мнение). Усиления присутствуют, но очень слабо выражены. Отсутствует хорошо видимое оребрение лучей внутреннего диска. Отсутствует литая маркировка. Стоит отметить, что в наборе совершенно верно даны как обычные катки, так и с усиленными ступицами, что видно по их крышкам.

Балансиры 2,3,4 опорных катков

К форме особых замечаний нет, тем более они и не видны. Размер по чертежу 54.12.2сб-6А 401мм или 11,46мм в масштабе. На модели – 10,98 мм Разница 0,48мм

Балансиры 1,5 опорных катков.

К форме замечаний нет. Рычаги амортизаторов вставляются на щелчок.

Амортизаторы и кронштейны крепления – замечаний нет.

Расстояния между осями балансиров

1 и 2 = 930мм – 26,57мм. На модели – 26, 34мм

2 и 3 = 958мм –  27,37мм. На модели -27,23мм

3 и 4 = 1088мм – 31,08мм. На модели – 31,03мм

4 и 5 = 1602мм – 45,77мм. На модели – 45,83мм

Упоры подвески

Сделаны совершенно неверными по форме. Если первый упор еще примерно соответствует реалиям, хотя его форма имеет более резкий рельеф чем должно, то последующие на модели его просто копируют, хотя должны быть иными. В итоге их придется шпатлевать и доводить до нужной формы.

Так на модели «Звезды»


А такими они должны быть по чертежу 165.29.690

Механизм натяжения гусеницы.

Инструкция предлагает собрать модель танка с механизмом натяжения старого типа – с двумя червяками. У нас на модели – уже новый – с одним червяком. Его внедрение происходило в 1965 году, поэтому оба варианта будут правильными. Кроме того, большим плюсом набора «Звезды» является присутствие на литниках механизмов натяжения обоих типов, что расширяет возможности набора и снимает любые вопросы.

Гусеница.

С ОМШ, шириной трака 580мм – 16,57мм в масштабе. На модели -16,56мм. Пластиковая, частично наборная, секционная. Для начинающих – идеально. Все элементы гусеницы и ведущей свездочки даны на отдельном литнике, что при его замене без позволит комплектовать более поздний Т-62 гусеницами с РМШ.

Корпус

Длина корпуса по чертежу 166.29 сб-2 «Корпус. Наружные виды» - 6235мм – 178,14мм. На модели 176,34мм Разница 1,8мм!!!

Ширина по полкам – 3300мм – 94,28мм. На модели – 93,79мм. Разница 0,49мм

Напрочь отсутствуют отбойники гусеничных лент по обеим бортам. С 1963 года устанавливались 2 штуки. На машине 1965 года их уже должно быть по 4 штуки на борт.  Не верите мне - читайте статью М.Павлова в "Технике и воружении" о Т-62.


  

Отсутствует топливопровод по правой надгусеничной полке, соединяющий внешние баки с топливной системой. 


Есть бачок для омывателя смотровых приборов, но нет шлангов от него.


Корма.

Ширина по чертежу 166.29.008-3 «Лист кормы» 2060мм – 58,86мм. На модели 58,26мм

Высота 730мм – 20,86мм. На модели 20,73мм

От левого края до центра крышки вентилятора 1330мм – 38мм. На модели 37,35мм

Между вырезами под картеры 1676мм – 47,88мм. На модели 47,29мм

Лист бортовой правый/левый

По чертежу 166.29.003-6  /166.29.004-3 высота 758мм – 21,66мм. На модели 21,43мм

Длина 5653мм – 161,51мм – 160,61мм

Планка защитная правая/левая

По чертежу 166.29.013-1 /  166.29.014-1 – длина 1860мм – 53,14мм. На модели 53,06мм

Лист носа верхний

По чертежу 166.29.001-3  Длина габаритная 1956мм – 55,88мм. На модели 55,52мм

Длина по носовой части (нижней) 1824мм – 52,11мм. На модели 51,68мм

Вырез под смотровые приборы мехвода – ширина 400мм – 11,43мм. На модели – 11,13мм.  Расстояние от края листа до выреза – 271мм – 7,74мм. На модели – 8,06мм

Лист крыши над мотором

По чертежу 165.29.006 его ширина 1900мм – 54,28мм. На модели 53,97мм. Все сетки отлиты в пластике. Достаточно аккуратно, копийно, но это рассчитано явно на начинающих моделистов. В тоже время даются альтернативные детали, установка которых в инструкции не отображена (отмечены как не используемые) – А22, А17 и А5, которые предназначены явно под установку отсутствующего фототравления. Однако для того, чтобы травленка там копийно смотрелась, нужно будет самостоятельно вырезать пластик по внутреннему контуру. В общем, тут опять имеем сговор с производителем афтемаркета («Микродизайном»).

Лист крыши передний

По чертежу 165.29.005-2 его ширина 1900мм – 54,28мм. На модели 53,94мм.

Расстояние от передней кромки листа до оси кронштейна люка мехвода 489мм – 13,97мм. На модели – 14,03мм. Однако сам кронштейн соответствует машинам более позднего выпуска. На нем не должно быть усиливающих рёбер.

На модели «Звезды»

Так должно быть

Днище

Длина по чертежу 166.29.89сб-1 составляет 5028мм – 143,66мм. На модели – 142,88мм. Разница 0,78мм

Габариты выреза под эвакуационный люк 500 х 390мм – 14,28 х 11,14мм. На модели – 14,16 х 11,12мм

Стыковку днища с бортами нужно выполнять очень аккуратно, не спеша, с использованием супержидкого клея от ТАМИЯ (этот клей вообще очень рекомендую для работы с данной моделью). Прихватывать днище к борту нужно частями, небольшими участками, начиная с зоны погона башни. При этом днище плохо стыкуется с передним нижним листом корпуса: днище нужно будет при склейке поджимать под габарит листа носа и в таком положении удерживать до высыхания, либо после склейки подтачивать.

Задние грязевые щитки

На модели даны цельнометаллическими, без выреза под буксирный трос на правом заднем щитке. В целом, такие щитки имеют место быть на Т-62 выпуска начала 1965 года. В дальнейшем нижняя металлическая часть была заменена на резиновую (как на нашей модели). Вероятно, это согласуется с установкой старого типа механизма натяжения гусеницы. Но в отличие от этого механизма, альтернативы цельнометаллическим щиткам в наборе нет.

Общие замечания

Помимо явно неправильной башни и ошибки по длине – модель короче, чем должна быть почти на 2 мм (как по корпусу, так и по общей длине с пушкой вперед за счет маски), вызывают вопросы ряд конструкторско-технологических решений разработчика. Непонятно зачем вместе с башней отливать часть бронировки ночного прицела (почему тогда бы не отлить и часть прибора наблюдения заряжающего?). Вместе с бортом отлита ступенька трубы ОПВТ с ее креплением – она, конечно, получилась весьма изящной, но боюсь, что будет залита грунтом и краской. Кроме того, такое решение явно не устроит опытных профессиональных моделистов – нужно будет менять на травление или смолу. Но зачем тогда членить ванну корпуса на отдельные детали, когда для начинающих, было бы логично упростить и сделать ванну цельной? Опять же если «Звезда» будет делать более раннюю версию Т-62, скажем 1962 года, о чем как бы намекает членение башни, то с корпуса нужно будет срезать и эту ступеньку, и крышки горловин топливных баков с переднего листа крыши корпуса (на ранних машинах они были другие). Шанцевый инструмент в ЗиПе на левой полке дан одной деталью – этакой нашлепкой. Для новичков, да, катит, но для опытных моделистов – это лишние проблемы: либо с покраской, либо вообще с заменой. В наборе не даны отдельно ленты крепления бочек. Они отлиты заодно с самими бочками, но в боевых условиях, или во всех других случаях кроме длительного марша, когда бочки не установлены на машину, эти ленты крепятся к левому борту, перед выхлопным патрубком и хорошо видны. Ствол из двух половин – зачем? На одной из своих первых моделей – Су-100 – «Звезда» давала ствол, отлитым в одну деталь и это было вполне прилично. Во всяком случае новичок его явно не испортит. Ну и дурацкие ошибки, о которых уже сказано выше… Понравилась в целом аккуратность модели, внимание к мелочам (как я понимаю, обусловленное реакцией на замечания моделистов). Экстерьер просто великолепен. Модель выглядит очень красивой. Но всё портит несоответствие размерам. Особенно удручает неправильная геометрия башни. Для неспециалиста оно может и прокатит, но те, кто внимателен к прототипу – разницу сразу заметят.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.