Caterpillar D9 —тяжёлый гусеничный трактор, обычно выпускаемый
как бульдозер со сменным грейдером и присоединяемым задним разрыхлителем, разработанный
и производимый компанией Caterpillar Inc. Размер (рабочий вес 49 тонн), мощность
(до 474 л.с.), прочность, надёжность и низкие эксплуатационные расходы сделали
D9 одним из самых популярных гусеничных тракторов, я бы сказал, что D9 во многом культовая
машина. Естественно ей нашлось место не только на «гражданке». Вообще-то «Катерпиллер» не выпускает специальные
военные модификации D9, но даже стандартная модель оказалась востребованной в
военных условиях.
Таким был САТ D9 пока не попал в руки к военным |
Еще во времена Вьетнама, US ARMY использовала этот КАТ для расчистки лесов. Правда позже,
американские инженеры заменили его на более легкую машину – D7. Зато, вьетнамский опыт использования «Д-девятых»
тут же был воспринят более дальновидным евреями. После некоторых изменений и бронирования
он стал широко использовался ЦАХАЛом. Особенно преуспели эти машины на сносе
палестинских поселений – очень специфичная задача, в очень специфичных
условиях.
Бронированный бульдозер Caterpillar D9R ЦАХАЛа, прозванный в Израиле «דובי» (Плюшевый мишка). Его броня позволяет работать даже под сильным огнём, по утверждениями Wiki. |
Тогда никто и подумать не мог, что уже этот израильский опыт может
еще где-то пригодиться. Однако, пригодился. Прочувствовала это снова
американская армия, на этот раз в Ираке. И хотя более лёгкие и дешёвые
бульдозеры Caterpillar D7G всё ещё широко распространены в инженерных войсках
США, всё больше нарастает потребность заменить их более новыми и бронированными
D9.
Сержант армии США Гаил Грей позирует перед своим бульдозером D9 недалеко от Тикрита. |
Ваш покорный слуга не является провидцем, но уже давно
советовал своим друзьям из УКБТМ, двинуть наверх идею о бронировании «союзных»
ЧТЗовских тракторов (да и не только тракторов, но еще и экскаваторов, кранов и
массы иной такой нужной в военном деле инженерной техники). Мои друзья, люди
умные, неоднократно и сами выступали с подобными идеями перед своим
начальством, но как известно, инициатива у нас, в России-матушке, как правило,
не поощряется… Высокое начальство, тем временем, с завидным постоянством,
выкатывало на всевозможные выставки одну и туже машину – ИМР-2МА (он же ИМР-3 и
-3М с некоторыми изменениями и доработками), но не смотря на всю свою танковую мощь,
ИМР, почему-то успехом не пользовался даже непосредственно у своего главного заказчика – инженерных войск
РФ.
ИМРы производства УВЗ практически не закупаются инженерными войсками РФ из-за дороговизны жизненного цикла этого изделия |
Не сказать, чтоб его совсем не закупали – закупали и закупают, но
единичными экземплярами. Ибо это слишком большая и дорогая машина, тому же с
очень низким ресурсом. Забронировать
цивильный трактор, передав ему часть функционала ИМРа - вот это было бы самое то!
Но вот, кажется, оно свершилось. Сегодня, 25.06.2012г., во
время визита в Челябинск, на ЧТЗ, полпреда президента РФ в УРФО Игоря
Холманских, при осмотре выставки гражданской продукции ЧТЗ, было оглашено, что
ЧТЗ и инженерными войсками разработано и утверждено техническое задание, на
создание бронетрактора, подобного САТ D9. Было заявлено, что в качестве базы будет использоваться бульдозерно-рыхлительный
агрегат Т-75.01 (Т-800).
Эта машина представляет собой промышленный гусеничный
трактор тягового класса 75 с бульдозерным и рыхлительным оборудованием. Как
уверяет официальный сайт ЧТЗ-Уралтрак -самый большой из выпускаемых на всем
континенте тяжелый бульдозер с рабочей
массой 106 т, из которых на оборудование приходится 29,5 тонн. Он оснащен
820-сильным двигателем 6ДМ-21Т с газотурбинным наддувом и охладителем
надувочного воздуха (интеркулером). Судя по всему, «суровые» челябинские мужики
решили в очередной раз переплюнуть супостата и быть «впереди планеты всей». Бульдозер Т-75.01 изначально был предназначен
для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных грунтов в горно-рудной
промышленности - добыча полезных
ископаемых открытым способом, для выполнения больших объемов землеройных работ
в дорожном строительстве, в других отраслях при различных климатических
условиях. Создание такого «чудо-богатыря» было обусловлено увеличивающимися нормами
выработки в строительстве и горном деле, где требуются высокопроизводительные,
тяжелые машины. Как результат, использование Т-75.01 исключает буро-взрывные
работы при проведении вскрышных работ – с этим агрегатом вполне можно обойтись
и без взрывчатки. Вот такую машинёшку и решили превратить на Южном Урале в
бронетрактор. Настораживает одно – почему именно сейчас в ней появилась
потребность у Российской Армии? В Израиле D9-ми стирают с лица земли палестинские деревни, в Ираке
американская военщина практиковалась с D9 по сносу жилых кварталов Тикрита (между прочим, для тех кто
уже не помнит, Тикрит – это родина злодейски убитого законного президента Ирака
Саддама Хусейна). А кого будут равнять бронированные
Т-800-е в России? Думаем…
P.S. Полпред вместе с губернатором Михаилом Юревичем осмотрели новое оборудование, которое поставляется сюда в рамках программы технического перевооружения моторного производства. На этом оборудовании будут выпускать инновационную продукцию, в частности, комплектующие для семейства моторов «Т», отвечающие высоким европейским стандартам.
P.S. Полпред вместе с губернатором Михаилом Юревичем осмотрели новое оборудование, которое поставляется сюда в рамках программы технического перевооружения моторного производства. На этом оборудовании будут выпускать инновационную продукцию, в частности, комплектующие для семейства моторов «Т», отвечающие высоким европейским стандартам.
Главный
технолог челябинского филиала «Уралвагонзавод» Георгий Кононов
рассказал, что на площадях челябинского завода будет реализовываться
программа перевооружения всего ЧТЗ как по двигательной, так и по
тракторной тематике. «Программа утверждена в 2009 году
Минпромторгом, и под первый этап выделено 2,5 миллиарда рублей. Он
должен завершиться в 2013 году. Первые обрабатывающие станки сегодня
осмотрел Игорь Холманских. Они были куплены под эту программу на первый
транш – 500 тысяч рублей, – говорит Георгий Кононов. – В этом
году мы еще ожидаем 24 единицы оборудования. Площади под эти
обрабатывающие центры уже освобождены на ЧТЗ. Сейчас начнется
масштабная работа по устройству фундаментов для оборудования, которое
придет к концу года. Решение закупить современное высокотехничное, а
самое главное гибкое оборудование, было принято, так как те станки,
которые были на ЧТЗ, уже морально и физически устарели. Это делается в
первую очередь для того, чтобы производство могло быстро перестраиваться
под потребности рынка: сегодня делаем детали для трактора, завтра для
двигателя и так далее».
На
ЧТЗ также возмет старт новая программа техперевооружения, которая
затронет все предприятие: от заготовительного производства до сборки
техники. Она оценивается в более чем 13 миллиардов рублей.
P.S.2 Информация о бронетракторе озвучена в репортаже программы "День" УОТК "Ермак" - завтра этот репортаж выложу в этом же сообщении. Вот он СМОТРЕТЬ
P.S.3 Внимательно пересмотрев репортаж по ТВ о бронетракторе, понял, что возможно ошибся описывая базу будущего изделия. Гендиректором ЧТЗ С.Млодиком был упомянут некий "шестьдесятпятый" , а не "75-й" как мне показалось при просмотре эфира. Пикантность в том, что на официальном сайте ЧТЗ, среди продукции ни трактора, ни бульдозера, где бы в маркировке значилось "65" не значится.
P.S.3 Внимательно пересмотрев репортаж по ТВ о бронетракторе, понял, что возможно ошибся описывая базу будущего изделия. Гендиректором ЧТЗ С.Млодиком был упомянут некий "шестьдесятпятый" , а не "75-й" как мне показалось при просмотре эфира. Пикантность в том, что на официальном сайте ЧТЗ, среди продукции ни трактора, ни бульдозера, где бы в маркировке значилось "65" не значится.
Большая просьба: при дублировании записи в ЖЖ пользоваться катом ТЕКСТ , иначе неудобно.
ОтветитьУдалить