Текст: п-к Клименко А.С., Березуцкий С.М.
Фото ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод»
Фото ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод»
Танк
Т-72 – надёжная, неприхотливая и эффективная боевая машина. По
распространенности он уступает разве что легендарному Т-55. Но на
сегодняшний день машины, несущие службу в разных уголках планеты,
устарели и морально, и физически. Кроме того, не следует упускать из
виду, что изначально Т-72 создавался как единая машина для использования
в самых разных климатических условиях – от Заполярья до тропиков. И, с
точки зрения здравого смысла, сложно понять, зачем на машинах,
отправляемых в Африку, на ошиновке опорных катков стоит морозостойкая
резина (кстати – весьма недешевая), но отсутствует кондиционер.
Необходимость наличия кондиционера –
требование, влияющее на боеспособность машины в гораздо более высокой
степени, чем это принято считать. К примеру – согласно отчету индийских
военных, тепловизионная система Catherine французского производства,
установленная в танке, не способна «адекватно работать» в тропических
условиях и давала многочисленные сбои. В ходе испытаний было
установлено, что при достижении температуры внутри танка +50…55°С
отмечено «размывание» изображения в прицеле. Причём, зачастую это может
привести к необратимым повреждениям аппаратуры: на российских Т-90С,
поставленных в Индию, из-за отсутствия кондиционера, за четыре года
эксплуатации вышли из строя и оказались непригодными к использованию
около 80 тепловизоров. Отсутствие эффективной системы кондиционирования
воздуха вызывает повышение температуры внутри танка до +60°С и выше, что
не только приводит к выходу из строя электронных компонентов
аппаратуры, но и физиологически делает невозможной работу экипажа.
За сорок лет, прошедших с момента
создания Т-72 существенно повысились требования к динамике современного
танка, а, следовательно, и к его энерговооружённости. Кроме того, в
результате череды модернизаций вес машины значительно возрос – с 40 тонн
на Т-72 «Урал» (объект 172М образца 1975 года) до 48 тонн на чешском
T-72M4CZ. Причём процесс увеличения массы танка продолжается. С учётом
этих факторов, дальнейшее использование стоящего на большинстве
экспортированных Т-72 двигателя В-46-6, представляется анахронизмом –
при сохранении существующей силовой установки, достижение необходимых
динамических характеристик машины невозможно.
И без того ограниченный, моторесурс
танкового двигателя зачастую расходуется для питания электросистем и
электропотребителей танка, в условиях когда тот не находится в движении.
Более того, при этом вырабатывается значительная часть возимого запаса
топлива. В современной мировой «танковой моде» эту проблему решили за
счёт применения вспомогательной силовой установки (ВСУ) с мощностью,
существенно меньшей, чем мощность танкового двигателя, но вполне
достаточной для питания основных потребителей электроэнергии. Однако, в
МТО серийной «семьдесятдвойки» просто нет места для установки
вышеупомянутого агрегата.
Осмыслив вышеизложенное, необходимо
сделать вывод, что современная модификация танка Т-72 должна иметь
двигатель большей, нежели 780 л.с. мощности, но, при этом, достаточно
компактный и обеспечивающий возможность размещения в заброневом
пространстве машины ВСУ и части узлов кондиционера.
Специалистами ГП «Харьковский
бронетанковый ремонтный завод» в сотрудничестве с ХКБД был реализован
проект модернизации шасси танка Т-72Б (объект 184) путем создания нового
моторно-трасмиссионного отделения и оснащения необходимым
оборудованием. Проведены ОКР, выполнена модернизация образца.
Экспериментальная машина проходит
ресурсные испытания. В качестве замены «старичку» В-46-6 предложен
широко известный двигатель 5ТДФ, вернее, разработанная ХКБД его новая
модификация – 5ТДФМА-1. Мощность новой версии двигателя составляет 1050
л.с.
Схема модернизации
моторно-трансмисионного отделения танка Т-72 путём установки двигателя
5ТДФМА-1 с вентиляторной системой охлаждения (коричневым показан
энергоагрегат, лиловым – блок кондиционера).
«Изюминкой» двигателей семейства
5ТДФ/6ТД является их способность сохранять мощность при повышении
температуры окружающей среды до +55°С. Более того, для двигателей такого
типа работа при высоких температурах – это штатный режим. Так например,
эксплуатационная рекомендованная температура охлаждающей жидкости (ОЖ)
для 5ТДФ составляет 80-90°С, допустимая – до +115°С, кратковременно (не
более 1 часа) допустимая до +125° С.
В ходе реализации проекта модернизации
шасси танка Т-72 путем создания нового моторно-трансмиссионного
отделения незначительной переделке подвергнут кормовой бронелист
корпуса, изменен тракт воздухозабора в крыше МТО, обеспечено отведение
отработанных газов на левый борт, выполнены новые опоры двигателя,
изменена конструкция воздухоочистителя и газохода, привод вентилятора
обеспечен непосредственным приводом от двигателя. Применение новой схемы
силовой установки и трансмиссии позволили отказаться от паразитного
редуктора – гитары, тем самым снизив массу танка, упростив
кинематическую схему, и, как следствие – повысив КПД силового блока
(моторно-трансмисионной установки) в целом.
Для примера: производительность
измененной системы охлаждения двигателя повышена на 37% при уменьшении
энергозатрат (потерь мощности) на вентилятор на 24%. Достигнута 6%
экономия топлива.
Созданная конструкция МТО более
компактна и позволяет расположить в моторно-трансмисионном отделении
часть составляющих кондиционера и вспомогательный энергоагрегат ЭА-10
мощностью 10 кВт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий