НОВЫЕ ОПОРНО-ПОВОРОТНЫЕ УСТРОЙСТВА В
БРОНЕТЕХНИКЕ
В.С. Галецкий, И.К. Иванов, В.Н.
Лукьянов
(ОАО «ВНИИТрансмаш»)
В танках используются погоны с кольцами из
стали и стальными шарами в качестве тел качения. В
БМП, БМД и других объектах БТТ легкой категории для снижения массы применяются кольца
из алюминиевых сплавов и шары из пластмасс СТД-30С и СФД-30С. И те, и другие
кольца имеют тороидальные беговые дорожки.
Если раньше такие ОПУ удовлетворяли характеристикам боевых
машин, то сегодня в связи с возросшими
требованиями к ним по точности и надежности выявился ряд их недостатков.
Ударостойкость или нагрузочная способность ОПУ, ограниченная величиной предельных
контактных напряжений в точке соприкосновения стальных шаров с беговыми дорожками,
не обеспечивает сохранение его работоспособности при обстреле машин современными
средствами поражения.
Тороидальные беговые дорожки стальных погонов
подвергаются закалке ТВЧ, в результате чего появляется эллиптичность колец,
которая затем частично устраняется довольно трудоемкой рихтовкой, а алюминиевые
погоны вообще не рихтуются. В этом случае во избежание «заклинивания» ОПУ,
предусматриваются повышенные зазоры, которые приводят к снижению точности
наведения башни.
Обязательное наличие консистентной смазки в
погонах при эксплуатации боевых машин в условиях повышенной запыленности,
влажности, агрессивных сред и перепадов температур в широком диапазоне приводит
с течением времени к образованию абразивной
твердой корки из
смеси пыли и смазки, что, в свою очередь повышает момент сопротивления вращению
башни, а следовательно, и нагрузки на привода горизонтального наведения и снижает
их работоспособность.
В 1970 – 80-е годы за рубежом были
разработаны и приняты в эксплуатацию облегченные ОПУ с алюминиевыми кольцами и
стальными роликами, при этом беговые дорожки выполнены в виде стальных
проволочных колец с конусными лысками. Так фирма «Rotek»
(США) для танка
«Абрамс» разработала двухрядную роликовую опору качения с проволочными беговыми
дорожками, изготовленными из специальной стали и установленными в тороидальных
расточках колец. Западногерманская фирма
«JNA» для танка «Леопард» разработала облегченную однорядную опору качения с
перекрещивающимися стальными роликами. Эти ОПУ имеют существенно большую
точность, чем шаровые опоры, благодаря тому, что проволочные беговые дорожки
имеют возможность скручиваться в тороидальных расточках колец, т.е. являются
самоустанавливающимися элементами, компенсирующими перекосы колец. Такие опоры могут
функционировать с легким натягом.
Однако, по мнению
самих зарубежных специалистов, такие ОПУ конструктивно сложны и дорогостоящи в
изготовлении, хотя это компенсируется более высокими точностными и
эксплуатационными параметрами.
В эти же годы перед отечественной оборонной
промышленностью также была поставлена задача по разработке новых ОПУ с
улучшенными кинематическими и эксплуатационными характеристиками.
Специалисты «ВНИИТрансмаш», среди которых
необходимо отметить Г.Н. Рыбина, Н.А. Колонистова,
В.С. Галецкого, Н.А. Лукьянова, В.П. Близгарева, В.Н. Касьянова провели целый
рад исследований по выбору материалов для ОПУ и оптимальных технических решений.
Была разработана методика геометрического и прочностного расчета погона. В первоначальном
варианте опытного образца танкового погона использовались упругие ролики из
стали, которые в процессе испытаний оставляли вмятины на конусных беговых дорожках,
не прошедших обработку ТВЧ. Впоследствии сталь была заменена на пластмассу, которая
и обеспечила положительный эффект.
В результате было создано новое ОПУ для
танка, которое сочетало в себе простоту конструкции и технологичность
изготовления, удовлетворяющие современным требованиям точностные параметры,
высокую ударостойкость и малую стоимость. Такая разработка не имела аналогов за
рубежом.
В качестве материала для тел качения была
выбрана высокопрочная, ударостойкая пластмасса фенилон С2. По своим
физико-механическим свойствам фенилон С2 представляет собой высококачественный
конструкционный материал, пригодный для эксплуатации в экстремальных условиях:
при воздействии больших статических и динамических нагрузок, в интервале
температур от –80°С до +200°С, в условиях трения, излучений и воздействия различных
сред.
Ниже приведены некоторые характеристики
фенилона С2:
плотность,
г/см3........................................................................................................1,33
разрушающее
напряжение на изгиб, кг/см2, не
менее..........................................1630
прочность при
растяжении, кг/см2, не
менее........................................................1630
предел текучести
при сжатии, кг/см2
при – 80°С................................................................................................................5098
при +100°С...............................................................................................................1937
ударная вязкость,
не менее КДж/м2...........................................................................50
модуль упругости,
кг/см2.......................................................................................42828
твердость по
Бриннелю, кг/см2..............................................................................2957
Фенилон С2 хорошо
обрабатывается, не растворяется и не набухает в большинстве органических
растворителях и углеводородах (топливах, маслах), обладает определенной
стойкостью к
концентрированным щелочам и кислотам. Его отличительной чертой является сочетание
большой жесткости и прочности с высокой ударной вязкостью.
В новом погоне
шары были заменены на упругие ролики. Каждый ролик устанавливается в
индивидуальный сепаратор, выполненный в виде литой пластмассовой коробочки. Между
сепараторами в определенном порядке расположены свободно скользящие упоры, изготовленные
также из фенилона. Высота упора меньше диаметра ролика на величину допустимой
упругой деформации последнего. Количество упоров может меняться или даже
вовсе
отсутствовать в зависимости от размеров ОПУ и задаваемых нагрузок. Внутреннее и
наружное кольца
имеют конусные беговые дорожки, по которым перекатываются перекрещивающиеся
ролики. Фрагмент опорно-поворотного устройства с телами качения из фенилона
представлен на рисунке.
Принцип работы
такого погона заключается в следующем. Начальную нагрузку – осевую и радиальную
воспринимают ролики, сжимаясь до определенной величины в пределах упругой
деформации, ограничиваемой высотой упоров. При нарастании нагрузки вплоть до экстремальной,
соответствующей попаданию в танк снаряда, она воспринимается уже не только
деформированными роликами, но и всеми упорами, имеющими значительно большую
прочность и поверхность контакта с беговыми дорожками. Таким образом, ролики
обеспечивают вращение башни при ее наведении на цель, а упоры – ударостойкость
погона при обстреле. После прекращения действия ударной нагрузки ОПУ
возвращается в исходное состояние. Фенилоновые упоры выполняют не только роль
ограничителей деформации роликов, но и являются замками, препятствующими
«раскрытию» погона. В момент обстрела танка упоры заклинивают верхнее и нижнее
кольца и ОПУ работает как цельное устройство.
Испытания показали, что даже при пробитии
подбашенного листа роликовый погон вращался с помощью ручного механического
привода, тогда как в шаровом ОПУ кольца деформировались и погон заклинивало.
В качестве смазки в ОПУ используется
дисульфитомолибденовая паста ВНИИНП-232, которой натирают
беговые дорожки, ролики и упоры.
Роликовые погоны, как их принято называть в
отрасли, могут иметь диаметр беговых дорожек до 3500
мм, выдерживать вертикальную статическую нагрузку до 2600 кН, радиальную
нагрузку до 300 кН, моментную нагрузку до 2300 кН*м.
В 1984 году по документации ОАО «ВНИИтрансмаш»
в омском КБ транспортного машиностроения был изготовлен опытный образец
танкового погона с фенилоновыми роликами. Он был установлен натанкТ-72 и
успешно прошел в ВНИИТрансмаш всесторонние испытания – стационарные, пробеговые
и стрельбовые, подтвердив свои высокие точностные, прочностные и
эксплуатационные качества. В 1989 году с положительными результатами
завершились испытания на Курганском машиностроительном заводе опытного образа
погона для БМП-3.
К основным преимуществам ОПУ с фенилоновыми
роликами и упорами можно отнести:
– простоту
конструкции – по своей схеме – это широко известное роликовое опорно-поворотное
устройство с конусными беговыми дорожками, простыми по профилю и несложными в
изготовлении;
– упрощенную
технологию изготовления колец, т.к. при использовании пластмассовых роликов
отпадает необходимость термообработки ТВЧ беговых дорожек, что резко уменьшает
поводку колец и исключает их рихтовку;
– повышение
прочностных характеристик, т.к., во-первых, благодаря упругости все ролики
находятся в постоянном контакте с беговыми дорожками, тогда как в шаровом ОПУ из-за
технологической разноразмерности шаров в контакте находится только часть из них
и, во-вторых, за счет
наличия упоров, воспринимающих ударные нагрузки, что уменьшает вероятность
«раскрытия» погона при обстреле;
– повышение
точности наведения башни и снижение нагрузки на привод, в том числе при больших
кренах и дифферентах, за счет уменьшения зазоров и люфтов в погоне с 1,5 мм при
селективном подборе колец для шаровых ОПУ до 0,5 – 0,8 мм без подбора колец для роликовых ОПУ;
– повышение
безотказности функционирования ввиду того, что упругие ролики могут деформироваться по
длине, образующей при перекосах беговых дорожек, т.е. ролики являются
самоустанавливающимися элементами в отличие, например, от сложных в
изготовлении скручивающихся проволочных беговых дорожек фирм «Rotek» и «JNA»;
– отсутствие
необходимости применения консистентной смазки; дисульфидомолибденовая паста
исключает образование абразивной смеси на беговых дорожках и обеспечивает
стабильность функционирования ОПУ во всех условиях боевого применения;
– возможность
изготовления колец из алюминиевых сплавов, что дает существенный выигрыш в массе.
Сегодня роликовыми погонами оснащаются
серийно изготавливаемые изделия «Спрут». Все больший интерес к фенилоновым
роликам и упорам проявляют предприятия, занимающиеся созданием комплексов
вооружения кораблей ВМФ. Они применяются как в поворотных
устройствах, так и в конвейерах подачи боеприпасов. Интерес вызван не только выше
перечисленными преимуществами, но и высокой работоспособностью фенилона в морской воде.
Перспективным направлением использования
упругих роликов может быть робототехника, где требуются безлюфтовые поворотные
устройства, а также в устройствах, в которых не допускается использование
консистентной смазки.
Литература
1. «Ароматические
полиамиды и полиэфиры», каталог, ВНИИСС, г. Владимир, 1984г.
2. «Опоры качения
в тяжелых режимах эксплуатации», Машиностроение, Москва,
1987г.
3. «Опоры качения
с проволочными беговыми дорожками», технический отчет фирмы «Rotek», США,
1976г.
4. «Испытание на
изделии 184 опытного погона с роликами и упорами из фенилона»,
Н.А. Молодняков,
г. Нижний Тагил, 1988г.
5. «Разработка
универсальной технологической схемы получения кинематических элементов из
фенилона С2», ВНИИСС, г. Владимир, 1989г.
6. «Методика
расчета опорно-поворотного устройства с упругими фенилоновыми роликами и
упорами», ВНИИТрансмаш, 1992г.
7.
«Опорно-поворотное устройство», патент №1754957 от 12.05.1993г.
8. «Многорядное
опорно-поворотное устройство», патент№1751494 от 12.05.1993г.
9. «Ударостойкое
опорно-поворотное устройство», патент№2241149 от 27.11.2004г.
Источник: Сборник «Актуальные
проблемы защиты и безопасности» Труды Тринадцатой Всероссийской
научно-практической конференции. Том 3. «Бронетанковая техника и вооружение».
РАРАН.,СПб.,2010, С.73-76
Интересная статья. Но я так и не понял, на наших серийных танках эти ролики применяются или нет.
ОтветитьУдалитьНа счет Т-14 не знаю, а на Т-72/Т-90 - вроде как нет. Скоро будет в "Техника и вооружение" статья по этому поводу от НИИ Стали. Вот маленькая цитата из нее: "В 1977 году ВНИИ стали совместно с разработчиками Уралвагонзавода провели испытания алюминиевого погона с полимерными шарами из «Фенилона С2», установленного на танк Т-72. Танк прошел достаточно жесткий цикл испытаний, приближенный к реальным условиям эксплуатации. По завершению испытаний и шары и сам погон подвергли тщательному исследованию. В заключении экспертов было отмечено, что все шары выдержали испытание и пригодны для дальнейшей эксплуатации, а вот погон получил деформацию, в связи с чем рекомендовалось изменить его конструкцию и увеличить жесткость. В 1984 году эти работы были продолжены и ВНИИ трансмаш, который совместно с омским КБ транспортного машиностроения разработал и провел испытания нового погона с пластмассовыми роликовыми узлами качения, установленного на танк Т-72."
ОтветитьУдалитьسبب انخفاض مستوى الدقة لمقذوفات السلاح الكتفي RPG-7 .
ОтветитьУдалитьhttp://anwaralsharrad-mbt.blogspot.ae/