А.Д.
Носов, А.В. Бобков, Д.Н. Малышев, Д.А. Зыков
(АО
«Уралтрансмаш»)
Труды
XVIII Всероссийской
научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности», Т.
3, «Бронетанковая техника и вооружение».— СПб.: НПО Специальных материалов, 2015.
С.146-148.
На
всех этапах развития самоходной артиллерии к ней предъявлялось большое количество
требований, обусловленных спецификой применения и экстремальными условиями эксплуатации.
Для успешного выполнения боевых задач самоходная артиллерия должна быть надежной,
неприхотливой, способной выполнять поставленные задачи в независимости от погодных
условий в широком температурном диапазоне.
В
настоящее время широкое распространение имеют такие самоходные артиллерийские
орудия (САО), как 2С3 «Акация». Несмотря на все свои преимущества, применение
таких САО в современной армии накладывает ряд ограничений, так к примеру
длительное время затухания колебаний корпуса, что в свою очередь является
причиной низкой скорострельности, уровень бронирования, а также другие
недостатки из-за которых САО не может соответствовать требованиям,
предъявляемым к современной военной технике. Созданные еще в 70-х годах они
исторически выросли из шасси СУ-100П, первый экземпляр которой был предоставлен
на испытания еще в 1947 г., на вооружение принят в 1955 г. Такие образцы самоходной
артиллерии попросту морально устарели.
Применение
2С19 «МСТА-С» и ее модификаций 2С19М1, 2С19М2, имеет ряд преимуществ по
сравнению с самоходными орудиями раннего поколения. Так, к примеру, применение
двухрежимных
наружных телескопических гидроамортизаторов, позволило снизить время затухания
колебаний корпуса САО, что в свою очередь позволило обеспечить скорострельность
САО до 10 выстрелов в минуту (применительно к 2С19М2). Однако останавливаться в
развитии самоходных орудий нельзя, в противном случае через несколько лет
вооруженным силам России будет нечего противопоставить зарубежным аналогам, что
отрицательно повлияет на обороноспособность страны в складывающихся условиях
современной геополитической обстановки.
Современная
концепция боевых действий предъявляет к артиллерии два требования.
С
одной стороны, должно быть обеспечено эффективное поражение целей, как в
глубине
обороны
противника, так и на переднем крае, а при необходимости и прямой наводкой.
С
другой стороны, время нахождения на огневой позиции должно быть минимальным. То
есть, артиллерия должна нанести огневой удар на уничтожение и покинуть огневые
позиции до того, как противник накроет ответным огнем. Учитывая повсеместное
внедрение высокоэффективных приборных средств разведки и обнаружения огневых
позиций артиллерии, время реакции ответных действий противника своими огневыми
системами в режиме реального времени ничтожно мало — практически не более
минуты. Это тот предел времени, который есть у атакующей стороны. Поэтому
обеспечение организации огневого налета одним орудием является важным
требованием для современных САО. Огневой налет это одновременное поражение цели
несколькими снарядами, выпущенными из одного орудия на разных траекториях и на
разных зарядах. Например, для 2С19М2 количество траекторий снарядов меняется от
3-х до 5-ти на дальностях стрельбы от 8 до 19 км, а на дальностях свыше 19 км
остается только две траектории. Нанести удар за столь минимально короткое время
и сменить позицию возможно только высокомобильной системой, обладающей высоким
темпом огня, для обеспечения которого, в свою очередь, необходима максимальная
автоматизация всего процесса стрельбы — от ввода установочных данных по цели до
завершения огневого налета.
Высокая
мобильность самоходной артиллерии позволяет ей за короткое время прибыть
на огневые позиции, приготовиться к ведению огня, а после проведения огневого
налета быстро покинуть позиции. Это преимущество перед возимой
артиллерией обусловлено объединением
артиллерийского орудия с шасси в составе САО. Двигатель и трансмиссия являются
важными составляющими шасси: двигатель создает крутящий момент, а трансмиссия
изменяет его, и передает на движитель. Двигатель и трансмиссия находятся в
моторно-трансмиссионном отделении (МТО) и в случае серьезного выхода из строя, какого-либо
узла трансмиссии или двигателя ремонт этого узла без подготовки и обученного
персонала будет невозможен, особенно в полевых условиях. Решением данной
проблемы может стать установка на шасси силового моноблока, включающего в себя
двигатель, систему охлаждения, систему смазки и трансмиссию. При выходе из
строя какого-либо из узлов двигателя или трансмиссии, имеется возможность
демонтировать моноблок, и целиком заменить неисправный узел. Причем вся эта
операция должна занимать минимум времени и физических затрат. А восстановлением
работоспособности неисправного моноблока должны заниматься специалисты
ремонтных подразделений. Таким образом, использование моноблока позволяет свести
к минимуму простой машины на ремонте. Однако данная операция не должна быть
крайней мерой, а производится лишь при условии возникновения серьезной поломки
узлов и агрегатов в МТО, а восстановлением работоспособности шасси при мелких
повреждениях должен заниматься экипаж.
Однако
порой выполнение только лишь вышеперечисленных требований недостаточно,
поскольку какой бы современной и высокотехнологичной не была машина, управляет
ей
человек,
которому свойственно утомление и усталость. В связи с этим рассмотрим концепции
улучшений, позволяющих экипажу более эффективно выполнять свои функции.
При
продолжительных маршах и управлении САО в условиях боя механик-водитель подвержен
большим физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам. Для снижения
нагрузок
механика-водителя рекомендуется применение автоматической трансмиссии с гидротрансформатором,
что позволит более точно оценивать тактическую обстановку на поле боя, а также
более внимательно следить за дорожной обстановкой при марше, не отвлекаясь на переключение
передач. Также отсутствие жесткой связи между двигателем и автоматической
коробкой передач в (АКПП), значительно сокращает износ элементов двигателя и АКПП.
Поэтому на нашем предприятии идет работа над проектом размещения АКПП с гидротрансформатором
и гидрообъемным приводом поворота, для шасси САО массой до 35 т с передним
расположением МТО.
Компоновка
САО с передним расположением МТО положительно зарекомендовала себя в виду
оптимального распределения веса, отсутствия тяжелого и сложного механизма
подачи снарядов, а также ряда других преимуществ, и широко используется в
образцах самоходной артиллерии как отечественного, так и зарубежного производства.
Помимо этого, реализация данного проекта позволит производить авиатранспортировку
САО самолетом ИЛ-76, поскольку компоновка позволяет уменьшить ширину САО по
сравнению с 2С19, ширина которой ограничивается размерами МТО
(авиатранспортировка 2С19, как и танков производится самолетом АН-124-100
Руслан). Проект САО с передним расположением МТО представлен на рис. 1.
В
условиях сильной жары или холода окружающей среды, для работы всего экипажа в
целом
необходимо поддержание комфортного микроклимата внутри САО. Для этого необходимо
размещение установки климатического контроля поддерживающего постоянную и комфортную
температуру внутри САО в зависимости от температуры окружающего воздуха.
На
сегодняшнее время на изделиях для установки в САО внедряется система кондиционирования
воздуха, разработанная ЗАО «Кондиционер» по техническому заданию от АО
«Уралтрансмаш». Применение данной СКВ полностью удовлетворяет потребности экипажа
в поддержании комфортного микроклимата внутри САО. Общий вид системы представлен
на рис. 2.
На сегодняшнее время АО «Уралтрансмаш»
имеет производственный, технологический и конструкторский потенциал для
реализации предлагаемых решений с целью улучшения тактико-технических
характеристик боевой машины. Только лишь развивая новые образцы вооружения с
повышенными техническими характеристиками и модернизируя уже существующие
образцы военной техники вооруженные силы РФ смогут противостоять потенциальным
угрозам и обеспечивать безопасность страны.
зачем сао вращающаяся башня? ненужное усложнение конструкции
ОтветитьУдалитьВодятла в корму пересадить нафиг, все равно сейчас камеры везде стоят или вообще дистанционно сделать...
ОтветитьУдалить