"Ростех" собирает танковую монополию
"Ъ" стала
известна основная кандидатура на место гендиректора проблемного
Уралвагонзавода (УВЗ), который вчера президент Владимир Путин передал
"Ростеху". По данным источников, вместо Олега Сиенко УВЗ будет
руководить заместитель главы Минпромторга Александр Потапов. Ему
придется разобраться с миллиардными долгами предприятия, образовавшимися
в основном из-за убыточности вагоностроительного бизнеса, и
сформировать на базе УВЗ и "Курганмашзавода" объединенный бронетанковый
холдинг.
По данным "Ъ", проект указа о передаче 100%
УВЗ в ведение "Ростеха" готовился на протяжении месяца и в конце прошлой
неделе с визой премьера Дмитрия Медведева был направлен в Кремль. Вчера
Владимир Путин документ подписал, поручив правительству обеспечить
передачу "Ростеху" акций УВЗ, ряда НИИ и предприятий кооперации в
течение 18 месяцев. УВЗ и "Курганмашзавод" (передается "Ростеху" от
концерна "Тракторные заводы") могут составить основу бронетанкового
холдинга, поскольку обладают схожими компетенциями, сообщил глава
госкорпорации Сергей Чемезов. В УВЗ "Ъ" сообщили, что всегда
придерживались позиции о создании объединенной бронетанковой корпорации
"как следующего этапа развития УВЗ".
Непосредственным поводом для передачи УВЗ в
"Ростех" стало тяжелое финансовое состояние предприятия. "Нужно провести
оздоровление, там достаточно большие долги,— заявил господин Чемезов.—
Они образовались из-за того, что появилась компания "УВЗ-Логистик",
которая сама себе покупала вагоны, поскольку ОАО РЖД (точнее,
железнодорожные операторы, ОАО РЖД вагонами напрямую практически не
владеет.— "Ъ") их не покупало в течение двух-трех лет подряд. Это
было сделано для того, чтобы не останавливать производство". Господин
Чемезов вчера уточнил, что основной долг можно будет погасить путем
продажи "УВЗ-Логистик" (УВЗЛ).
Но, по данным "Ъ", правительство
хочет тщательного отбора потенциальных покупателей, а вариант,
лоббируемый руководством УВЗ (продажа УВЗЛ за 3 млрд руб. с
переписыванием долга 23 млрд руб.), Белый дом не устраивает.
Финансовое положение гражданского дивизиона
УВЗ не вызывало вопросов до 2014 года, когда доходность вагонов упала
из-за их профицита. Весь 2015 год вагоностроители простояли, поскольку
основные покупатели — Первая грузовая компания Владимира Лисина и
Федеральная грузовая компания ОАО РЖД — свернули закупки. Продажа
вагонов кэптивному оператору УВЗЛ была возможна только в ограниченном
объеме: из-за высокого долга (25 млрд руб. самому УВЗ и около 60 млрд
руб.— лизингодателям) банки перестали ее фондировать. УВЗ своевременно
исполнял гособоронзаказ (поставки танков Т-72Б3 и Т-90, самоходных
артиллерийских установок "Мста-С") и успешно вел разработки новой
военной техники (танк Т-14 "Армата" и самоходная артиллерийская
установка "Коалиция"), утверждает источник "Ъ" в Минобороны. "Но, когда
долгов под несколько десятков миллиардов, рассчитывать на спасение в
виде заказа Минобороны не приходится — рентабельность по нашим
контрактам составляет 3-5%",— отмечает собеседник "Ъ".
Выбираться из ямы спрос на вагоны начал
только в этом году. Выход нормативных актов по поддержке покупателей
инновационного подвижного состава (в мае) и вагоностроителей (в июле)
загрузил УВЗ заказами во второй половине года. К осени холдинг
договорился и с металлургами, поднявшими за первое полугодие цену на
вагонный металлопрокат на 70% и на броню на 13-22%: до конца года
действует формула цены на металл. На 2017 год холдинг запланировал
поставку 14,5 тыс. вагонов, что на 45% выше плана на 2016 год.
Сергей Чемезов не уточнил, будет ли отправлен
в отставку гендиректор корпорации Олег Сиенко. Но ряд топ-менеджеров
предприятий ОПК и высокопоставленный сотрудник аппарата правительства
сообщили "Ъ", что вопрос о замене главы УВЗ "практически решен",
кадровые перестановки произойдут в первом квартале 2017 года. Источники
"Ъ" говорят, что сейчас ведется отбор потенциальных кандидатов, но в
качестве наиболее вероятного сменщика господина Сиенко называется
заместитель главы Минпромторга Александр Потапов, курирующий ОПК.
Топ-менеджеры в отрасли характеризуют его как "системного человека" и
"антикризисного управленца", способного разобраться с проблемами УВЗ. По
словам собеседника "Ъ", близкого к администрации президента, вхождение
УВЗ в "Ростех" будет сопровождаться и изменениями в его совете
директоров: совет покинет помощник президента по кадровым вопросам
Евгений Школов, который являлся его председателем с 2011 года.
Основная проблема УВЗ, говорит глава
"Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, в том, что, имея возможность
стать первым производителем инновационных вагонов (модели появились в
2009 году), компания не переключилась на них полностью, а продолжила
выпуск и типовых вагонов. Если бы в 2012-2013 годах УВЗ сосредоточился
на производстве инновагонов, уже к середине 2014 года он стал бы лидером
в их производстве, ставки аренды у парка УВЗЛ были бы выше примерно на
200 руб. в сутки, а дополнительная выручка за 2013-2015 годы превысила
бы 5 млрд руб. Еще одна проблема УВЗ: сильное отставание от основного
конкурента — ОВК Александра Несиса — по числу сервисных центров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий