воскресенье, 24 февраля 2019 г.

Страсти по «третьей» бочке: от Т-72 к Т-90М


Моя публикация по поводу установке на танке Т-90М третьей дополнительной бочки под топливо в очередной раз наделала много шума.

Как рассказали добрые люди, я со своей критикой уже достал не только главного конструктора УКБТМ Андрея Терликова, но и у генерального директора НПК «Уралвагонзавод» Александра Потапова появился «пунктик» на мой счет. Кое-кто говорит, что на УВЗ всерьез решили взяться за мою скромную персону и как следует ее «размазать». Если больше заняться нечем - не возражаю – вперед.

Я же пока расскажу, как проблему увеличения запаса хода решали конструкторы УКБТМ советского периода. Точнее, перескажу, ибо ситуация была описана в книгах, изданных всё тем же УКБТМ. Жаль, что молодежь книжки сейчас не читает. Ведь чтение – это с одной стороны хорошая тренировка для мозгов, а чтение исторической литературы – это кладезь знаний, опыта и готовых решений.

Начнем с того, что проблема увеличения дальности хода встала еще в 1972 году, накануне войсковых испытаний танка «Объект 172М» - будущего Т-72.

В ту пору, топливной системой танка в КБ ведал Игорь Константинович Гусев.

Ведущий конструктор УКБТМ по топливной системе танка И.К.Гусев

Готовясь к важным испытаниям, И.К. Гусев нашел довольно простое и оригинальное решение о подключении к топливной системе «Объекта 172М» двух стандартных бочек по 200 л каждая, монтируемых за кормой танка при совершении длительных маршей.

«Это простое быстросъемное устройство позволяло в первую очередь выработать топливо из бочек, разгрузить наиболее нагруженные задние опорные катки и торсионы, исключить неудобную и трудоемкую операцию по ручной перекачке топлива из бочек в баки на марше. Такое техническое решение было применено на танках впервые в мире», - пишет в своих воспоминаниях «Как это было… История создания танка Т-72. Силовая установка» Эрий Борисович Вавилонский, начальник отдела №9 (Отдел по силовой установке) УКБТМ, ныне пенсионер.

«Наши соотечественники-соперники были вынуждены также устанавливать бочки на корме своих танков, не подключая их к топливной системе, широко расставляя в габаритах ширины танков, чтобы не мешать выходу выхлопных газов двигателей (на тагильских танках выхлоп газов осуществляется со стороны левого борта, что не мешает устанавливать бочки за кормой танка вплотную днищами друг к другу).

Начальник отдела по силовой установке Э.Б.Вавилонский

При движении танков Т-64А и Т-80 в лесу на извилистой дороге широко расставленные бочки могут повреждаться при ударах о деревья.

Приводимые в литературных источниках сведения о том, что на танках Т-80 [М.В.Ашик, А.С.Ефремов, Н.С.Попов. «Танк бросивший вызов времени». СПб,2001г., статья Ю.П. Яковенко], [М.Барятинский. «Танк Т-80», «Танкмастер» (специальный выпуск), 2003г., рис. на стр. 31] и Т-64 [«Теория и конструкция танка.т.4. «Вопросы проектирования танковых силовых установок» под ред. П.П.Исакова М.1984г., схема топливной системы танка Т-64] предусмотрено подключение топливных бочек к единой топливной системе танков, не обоснованы. В практике эксплуатации этих танков в войсках бочки к топливным системам не подключаются из-за конструктивных особенностей танков и их топливных систем… На танке Т-64 при установке бочек невозможно открыть крышу над двигателем, чтобы выполнить техническое обслуживание в МТО. О каком подключении бочек к топливной системе в этом случае можно говорить, - продолжает ветеран. - Стремясь сократить разрыв в запасе хода с уральским танком Т-72 на ленинградском танке Т-80 в 1974 году стали монтировать по три топливные бочки, совершенно ухудшив техническое обслуживание танка. Т-80 стал выглядеть карикатурно, и по совету маршала А.Х. Бабаджаняна третью дополнительную бочку с топливом в 1983 году пришлось снять».

Однако в УКБТМ еще более увеличили запас хода танков Т-72. Это произошло накануне войсковых испытаний 1978 года, так называемых «тараканьих бегов». «Ведущий конструктор по топливной системе у меня был великолепный Игорь Гусев. И он пришел и говорит, давайте Эрий Борисович, закажем 275-литровые бочки на «Уралвагонзаводе». Оказывается, он залез в ГОСТы и обнаружил, что помимо 200 литровых, в них фигурировали и 275-литровые стальные бочки. Только ГОСТ был отменен. И мы, когда я был начальником отдела, это, понимаешь, сделали! На заводе стали изготавливать бочки 275 литров, хотя они из гостов вычеркнуты были. А это ж простейшая конструкция: обечайка и два донышка- всё! И мы вышли на испытания, где на машине вместо двух бочек по 200 литров было две, но уже общей ёмкостью 550 литров! Вот и всё, и не надо ни какой третьей бочки», - это я уже цитирую телефонный разговор с Эрием Борисовичем, который состоялся после того как он прочел мою статью про третью бочку на Т-90М.

Чертеж бочки по ГОСТ 6247-79

Размеры бочки по ГОСТ 6247-79

Правда ветеран немного ошибается, 275-литровые бочки были в ГОСТе и тогда, вот просто их никто, ни одно предприятие не выпускало. Поэтому и потребовалось наладить их мелкосерийное производство на «Уралвагонзаводе».

Более того, ГОСТ 6247-79 «Бочки стальные сварные с обручами катания на корпусе», был переутвержден в 1979 году и продолжал действовать до середины 2000 годов. Вот только выпуском данных бочек для танков никто почему-то больше не заморачивался. Хотя по данным войсковых испытаний ВИ-1978, преимущество дизельных танков Т-72 по запасу хода (с двумя 275-литровыми бочками, подключенными к топливной системе танка) в сравнении с газотурбинными танками Т-80Б при безостановочном движении танков до полной выработки топлива составило 1,77 раза 1,52 раза по сравнению с Т-64А!

Комментариев нет:

Отправить комментарий