среда, 11 января 2012 г.

Российская армия разучилась водить танки.

Такое впечатление складывается благодаря публикациям в социальных сетях фото и видео материалов из боевых частей российского Министерства обороны.  Причем судя по характеру аварий, в первую очередь напрашивается вывод о крайне слабой подготовке механиков-водителей. Вот совсем недавние фото из 19 отдельной мотострелковой бригады, стоящей во Владикавказе. Как видим, механик-водитель не справился с управлением на мосту, в результате чего новенький танк Т-90А, стоимостью около 70 миллионов рублей, оказался вот в таком, очень неприглядном состоянии.
Танк Т-90А из состава 19 ОМСБр, попавший в ДТП по вине механика-водителя. Экипаж получил травмы, но остался жив, танк, несомненно, будет отремонтирован, но вот во сколько этот ремонт обойдется налогоплательщикам?
Ну что ж... это закономерный итог реформирования Вооруженных сил РФ. Благодаря сократившемся срокам службы, сократилось время и на подготовку специалистов. При этом необходимо признать, что интеллектуальный уровень и уровень образования призывников оставляет желать много лучшего (производная от реформы образования), даже не смотря на отмену отсрочек и призыв выпускников ВУЗов (в большинстве из которых были сокращены военные кафедры). МО РФ неоднократно хвасталось успехами по оснащению частей компьютерными тренажерами. Однако ни один, даже самый реалистичный симулятор не дает, как мы видим, опыта и навыков вождения тяжелых боевых машин.
Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать использование зарубежного опыта. Наши генералы любят стращать отечественную промышленность угрозами закупок импортной боевой техники. Однако, видимо, им не известно, что, например, в той же Германии, для получения навыков вождения танков "Леопард" используются специализированные машины - так называемые Fahrschulepanzer, что в дословном переводе означает "Автошкольный танк" или "Танк для обучения вождению" .
Немецкий Fahrschulepanzer II на базе танка Leopard II
На этих машинах вместо башни установлена кабина инструктора по вождению. Для того что бы будущий механик-водитель танка  привык к массе и габаритам машины, вес отсутствующей башни компенсирован дополнительным грузом балласта, а для обозначения габаритов - вместо пушки установлен фальшь-ствол в виде трубы. Отсутствие дорогостоящей системы управления огнем и вооружения существенно снижает стоимость Fahrschulepanzer, снижает риск материальных и финансовых потерь при ДТП с участием начинающих механиков-водителей.
В прочем, о создании таких машин подумывали и в СССР. В конце 1980-х - самом начале1990-х годов, в 482-м Конструкторско-технологическом центре бронетанковой техники в Киеве были разработаны аналогичные машины, которые могли бы выпускаться в больших количествах путем конверсии устаревающих модификаций  танков, стоящих на вооружении.
Так на базе танка Т-55 был создан ХТВ -55 (ходовой тренажер вождения), а на базе Т-72, соответственно, ХТВ-72. В отличие от немцев, конструкторы из Киева не стали производить демонтаж башни. Со старых танков убиралось только вооружение. Амбразура пушки либо наглухо заваривалась, либо в ней устанавливалось окно с дворником и омывателем, а в башне оборудовалось дополнительное место для инструктора или пассажира. Штатное место инструктора по проекту оборудовалось в люке командира и представляло собой высоко расположенный "стеклянный павильон" с круговым обзором. На практике, при изготовлении опытных образцов, от него отказались как от излишества.
Ходовой тренажер вождения ХТВ-72 на базе танка Т-72А. Фото с сайта http://armor.kiev.ua
Недостатком проекта было отсутствие имитатора пушечного ствола - курсант не ощущал габарит машины и не получал соответствующий навык. Эти машины были приняты на вооружение, однако дальше выпуска нескольких образцов на танкоремонтных заводах Украины дело не пошло. Так же силами БТРЗ были созданы ходовые тренажеры танков Т-64 и Т-80 (ХТВ-64 и ХТВ-80), однако от ХТВ-55 и ХТВ-72 их отличал демонтаж башни (без компенсации веса) и установка просторной кабины, аналогичной по конструкции ГДРовскому Т-72 FAP
Ходовой тренажер вождения ХТВ-64 на базе танка Т-64А. Башня заменена на специальную рубку. Фото с сайта http://armor.kiev.ua
Ходовой тренажер вождения ХТВ-80 на базе танка Т-80Б. Башня заменена на специальную бронированную рубку, частично компенсирующую вес снятой башни .
При наличии громадного количества устаревших танков, руководство МО решило не тратиться на их конверсию, и использовать в учебно-боевых группах без каких либо переделок, комплектуя полки сверхштатными единицами.  В современной Российской армии такой фокус уже не проходит. В условиях тотального сокращения и экономии, вся старая техника изымается из боевых частей, и идет либо на утилизацию, либо на базы хранения. Более того, характеристики новых машин, поступающих на вооружение,  уже достаточно сильно отличаются от старых образцов, что так же делает их использование для учебных целей или конверсию в ХТВ не целесообразной. Напрашивается логичный вывод - для экономии ресурса и сбережения штатной современной боевой техники, для более быстрого и качественного обучения механиков-водителей необходимо разместить заказ на проектирование и выпуск специализированных учебных машин - ходовых тренажеров вождения, соответствующих современным базовым образцам БТТ. Сколько еще новеньких танков надо раздолбать, что бы до руководства российского МО дошло такое простое решение?

Российская армия получит модернизированные огнеметные системы

Российские Вооруженные силы в 2012 году примут на вооружение модернизированные тяжелые огнеметные системы ТОС-1А "Солнцепек". Об этом, как сообщает ИТАР-ТАСС, заявил представитель Сухопутных войск России подполковник Сергей Власов. По его словам, машины встанут на вооружение войск радиационной, химической и биологической защиты. Точное количество огнеметных систем, которые получат войска РХБЗ, Власов не уточнил.
ТОС-1А создана на базе ТОС-1 "Буратино". В состав системы входит боевая машина БМ-1, имеющая 24 направляющих для зажигательных и термобарических ракет калибра 220 миллиметров. Для сравнения, боевая машина системы "Буратино" имеет 30 направляющих. Кроме того, в состав ТОС-1А входит транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т. "Солнцепек" способен поражать объекты противника на дальностях от 3,6 до шести тысяч метров (в зависимости от типа ракет), а площадь поражения составляет от тысячи до двух тысяч квадратных метров.
БМ ТОС-1А выпуска 2011г для ВС Казахстана.
 "Будут также поставлены воздушные комплексы радиационной разведки и наземные вычислительные комплексы, автоматизированные системы учета и контроля радиоактивных веществ и отходов, фильтры-поглотители и индикаторные трубки. Данную технику планируется направить в отдельные бригады РХБЗ окружного комплекта, формирование которых проведено в минувшем году", - рассказал Власов.
В конце декабря 2011 года Власов рассказал, что Сухопутные войска в течение года приняли на вооружение свыше десяти тысяч единиц бронетанковой и автомобильной техники, а также около двух тысяч единиц машин связи. В частности, войска радиационной, химической и биологической защиты получили тяжелые огнеметные системы ТОС-1А и разведывательные машины РХМ-6. В инженерные части были поставлены новые буксирно-моторные катера и автомобильные краны. Военные также получили 30 реактивных систем залпового огня "Торнадо-Г".
Gur Khan: интересно, что в отчете  КБТМ за 2011 год поставка боевых машин ТОС-1А в Российскую армию не указана - там фигурируют только транспортно-заряжающие машины ТЗМ-Т. В тоже время, в указанный период КБТМ были отгружены три БМ ТОС-1А для вооруженных сил Республики Казахстан (о чем мы уже неоднократно писали).  Так же, ранее, в документах по ГОЗ, ТОС-1А проходил под наименованием "Каунас". Вероятно "Солнцепек" является модернизированной системой с ракетами с увеличенной до 6км дальностью стрельбы.

вторник, 10 января 2012 г.

Новости блога

Здравствуйте дорогие друзья, мои уважаемые читатели! Вот и начался новый трудовой 2012 год, закончились новогодние каникулы. Счетчик посещений как-то незаметно быстро отмотал очередную сотню тысяч и отсчитал сегодня  600000-ное посещение. Как Вам и обещал, за время отдыха, поработал над сменой дизайна блога. Самому как-то еще не привычно (исходный вариант мне лично нравился больше), но первые отзывы от друзей вроде бы положительные - пишут что "стало лучше". Однако, судить Вам - прошу высказывать свои замечания и предложения по новому оформлению в комментариях к этому сообщению. Так же, в соответствии с Вашими пожеланиями, попробовал наладить трансляцию сообщений своего блога в ЖЖ. Трансляция будет вестись по следующему адресу: http://gurkhan-nt.livejournal.com . Как четко это будет работать еще не знаю - поживем-увидим. В планах на ближайшее время: участие в модернизации дружественного сайта "ОТВАГА" - по задумке создателей он должен переехать на новый хостинг, сменить домен, поменять оформление и в дальнейшем больше ориентироваться на освящение современной ситуации в отечественном ВПК; создание сайта, посвященного исключительно танку Т-90, где планируется организация FAQ - сборника ответов на часто задаваемые вопросы относительно этой машины.
С Уважением,
Алексей Хлопотов aka Gur Khan

РХМ-5 для ВДВ

Тульские десантники осваивают новейшую разведывательную химмашину РХМ-5

Сложнейшие компьютерные технологии, спутниковая система ГЛОНАСС и технические характеристики самого высокого уровня — все это новая разведывательная химическая машина, которую сейчас осваивают тульские десантники. Она не горит, не тонет и даже умеет летать. Это настоящий бункер на гусеницах, но маневренный и легкий. Развить скорость в несколько десятков километров по пересеченной местности для этой военной машины не составляет труда, к тому же она всегда обеспечит высокую защиту боевого экипажа даже от оружия массового поражения. Для подразделений ВДВ, которые всегда на острие атаки или десантируются в тыл противника, такая разведывательная химическая машина — РХМ-5 — просто необходима.

Такого «универсального разведчика» для ВДВ разработали и создали в Туле. Предприятие «Завод Тула» уже давно специализируется и на химмашинах для наших вооруженных сил. Здесь даже создано целое конструкторское бюро. Доехать, доплыть и долететь РХМ-5 может практически до любой точки или объекта на местности. А на месте сразу проведет химическую, биологическую или радиационную разведку. Экипаж при этом может даже не выходить и наблюдать всю обстановку в визор внутри машины.

РХМ-5 только начала поступать в войска, и сейчас несколько образцов тестируются под Тулой на полигоне Тесницкое. Бойцы 106-й воздушно-десантной дивизии создают любые условия для этого. А значит новый «химразведчик на гусеницах» скоро займет свое место под флагом ВДВ.


Gur Khan: В качестве базы для новой РХМки выбрана БМД-3, хотя куда логичней было бы использовать уже новую базу - шасси "502" или БМД-4. Возможно на такой выбор повлияли требования по уменьшению стоимости изделия. В настоящее время РХМ-5 производят путем конверсии БМД-3 - это дешевле, чем выпуск полностью новой машины.

воскресенье, 8 января 2012 г.

Вспоминая дни золотой осени...

Выставка вооружений и военной техники "RUSSIAN EXPO ARMS-2011"

Его танков нет только в Антарктиде.

Правительство Ивановской области не торопится поддержать инициативу об увековечивании памяти прославленного земляка

Напоминаем:
В 2012-м году исполняется 90 лет со дня рождения генерала-майора-инженера, главного конструктора танкового КБ Уралвагонзавода, уроженца Ивановской области Леонида Николаевича Карцева. Под руководством которого были созданы такие образцы бронетанковой техники, как танки Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, Т-62, Т-62А, ракетный истребитель танков ИТ-1, а также заложены основные технические решения самого массового за всю историю мирового танкостроения танка Т-72.
В январе 2011-го года в адрес президента РФ было направлено официальное обращение жителей села Скомово и членов краеведческого общества по изучению истории Владимиро-Суздальского Ополья о содействии установке в селе Скомово (Гаврилово-Посадский район) памятника в виде образца одного из танков, созданных Л.Н.Карцевым.
В ответе, полученном из службы администрации Президента от 26 января 2011 г., сообщается о направлении данного обращения в Правительство Ивановской области.
Так вот.
До сегодняшнего дня от Правительства Ивановской области по этому вопросу ни ответа, ни привета.
Конечно конструктор отечественных танков Леонид Карцев, это не величайший «шансонье» всех времен и народов Аркадий Северный. И село Скомово Гаврилово-Посадского района не областной центр Иваново. Но ведь и танк Т-62 это не «Жора, подержи мой макинтош»…
И к чему тогда все натужные, обильно льющиеся к очередным памятным датам, речи о патриотизме?

P.S. Единственная властная структура, внятно отреагировавшая на обращение – администрация Гаврилово-Посадского района. Она откликнуться на инициативу и, ориентировочно на 15 марта, назначила совещание по этому вопросу.

Источник.

Gur Khan: Эта заметка была опубликована в ивановской прессе еще в марте, однако воз и ныне там. Конечно, нынешнему президенту наплевать на какого-то там генерал-лейтенанта, да к тому же инженера, который в каких-то там далеких 50-60-х "изобретал" какие-то там танчики - это не "АйФон", не "ТриДжи" и ничего "НаНо" там и близко не было. Президентским "держимордам" этого и подавно не нужно! Как же родной завод и КБ? О! Там с помпой отметили юбилеи, торжественно открыли памятник директору И.В.Окуневу (безусловно он его заслужил), мемориальную доску главному конструктору - приемнику Л.Н.Карцева - В.Н.Венедиктову (и он тоже ее заслужил), но забыть человека, который пусть не совсем здоров, но еще жив - это, извините, свинство! Может еще заговорит совесть в наших чиновниках?

Затмение разума

Рабочие "Уралвагонзавода" собираются въехать в Екатеринбург на танке

 Рабочие ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», расположенного в городе Нижний Тагил Свердловской области, намерены ввести в Екатеринбург танки. Таким способом работники завода намерены поддержать Владимира Путина. 

«В настоящее время на заводе идёт сборка танка Т-90С. 23 января она завершится, и машина прямо с конвейера, в солидоле, отправится своим ходом в Екатеринбург. На танке поедут рабочие из комитета в поддержку Путина. По пути в населённых пунктах будут устраиваться митинги. 28 января войдём в город и проведём на Привокзальной площади «под варежкой» главную акцию», - сообщили на заводе.

Рабочие «Уралвагонзавода» активизировались после прямой линии с премьер-министром РФ, состоявшейся в декабре прошлого года, в ходе которой они заявили, что в случае необходимости могут приехать в Москву и разогнать митинги оппозиции. Позже они создали комитет в поддержку Владимира Путина, а затем распространили манифест.
Источник

Gur Khan: Чего только не было в истории танка Т-90... рутина повседневной службы по охране Родины, были триумфальные выставки и шоу, торжественные парады, в "лихие 90-е" на этом танке местная братва гоняла на разборки с заезжими бандюгами, а рабочие выезжали на площади требовать у руководства завода зарплату. Теперь вот, наполненные креативом "Уралвагонзаводские" пиарщики, преисполненные служебного рвения, придумали, как им кажется, остроумную выходку - "танкоралли" и одновременно агитпробег до областного центра. Однако, господа уже переигрывают. Боевой танк Т-90 - это не "Антилопа Гну" из нетленного творения Ильфа и Петрова! Шутка перестает быть смешной - от нее несет запахом придворного лакейства и лизоблюдства. Я все понимаю, нужно и должно поддерживать, холить и лелеять "руку, дающую пищу", но не до такой же степени! Оно ведь действительно не смешно становиться. Ну выступили в поддержку будущего Президента - пусть немного коряво получилось - чтецы пред державными величием разволновались, слова заученные позабывали - но все всё прекрасно поняли. На том бы и остановиться, но... "Остапа понесло..." - господа - имейте чувство меры, а то шоу, не ровен час, превратиться в фарс. Вы перегибаете палку, рискуя как минимум ее сломать, а как максимум, другим концом получите по своей же голове, полной неуёмной фантазии. Если вас распирает от креативных идей - выплесните их, направьте на внешний рынок - для страны и для завода было бы полезно привлечь новых покупателей из-за рубежа, а Владимир Владимирович вас и так не забудет!

вторник, 3 января 2012 г.

"Кобра" для Т-72

Танк Т-72
     Танк Т-72 часто критикуют за откровенно слабую систему управления огнем,  по сути, на "семдесятдвойке" ( в серии) ее долгое время не было вообще. Причина такого положения в общих чертах ясна: СССР не располагал мощностями для обеспечения качественной оптикой и электроникой всю танковую программу, ведь кроме танков, были и другие образцы техники, так же нуждающиеся в прибористике и выпускающиеся иногда в не меньших количествах. Была и другая причина - политическая. Противостояние трех конструкторских центров, каждый из которых имел свое лобби в кабинетах под кремлевскими звездами или подле них. Каждый из высокопоставленных шефов желал иметь свой козырь в рукаве на случай непредвиденного изменения своего положения, но в целом всех устраивал некий баланс сил. В плане технической политики, этот балланс выражался в примерном равенстве "Квту" - коэффициента военно-технического уровня. Одним из самых существенных параметров, влиявшем на эту в общем-то эмпирическую величину, и было совершенство СУО.
     Принятый в 1974 году на вооружение Сухопутных войск СССР танк Т-72, по комплексу характеристик имел Квту, превышающий коэффициент исходной модели - танка Т-64А. За счет более мощного и, как тогда считали, более перспективного ГТД, будущий танк Т-80, так же оставлял Квту Т-64 далеко позади. По этому поводу, еще в апреле 1973 года, главный конструктор  А.А. Морозов сделал запись в своем дневнике: "Нам надо оторваться от Тагила во всем".  А ведь тагильский танк "Объект 172М" тогда еще только проходил испытания! Правда коллектив конструкторов, возглавляемый Валерием Николаевичем Венедиктовым, не замыкался на доведении до серии только будущего Т-72. Параллельно в тагильском КБ шли работы над заделом на ближайшую перспективу -  модернизацией своей машины. Эта работа известна как ОКР "Буйвол". В ее рамках отрабатывались решения по усилению бронезащиты, вооружению, увеличению мощности двигателя, установке новейших прицельных комплексов. Достаточно сказать, что уже в то время на танк "Объект 172-2М" был установлен прицел "Буран-ПА" на ЭОП - в 1974 году машина с этим прибором уже проходила испытания. Накал страстей был велик. Сознавая что Тагил уже не только наступает Харькову "на пятки", но и значительно опережает его, А.А.Морозов впадал в истерику. Это хорошо видно, если перечитать его "Дневники". Вот запись от 4 сентября 1973 года: "У нас нет никаких предложений в «пику» «172-3М» и заграничным перспективным «Леопарду» и ХМ-801. Изд. «450» тоже «не подарок» и будет не удовлетворять Заказчика по 6ТД, ходовой части, ручному заряжанию, переброске пушки при заряжании." Через день он продолжает развивать тему: "Уже два раза собирались у меня вместе с Соичем. Обсуждали вопрос: «Чем мы можем «обставить» изд. «172» и чем ответим на перспективные образцы «Леопард-2,3» и ХМ-801. Очевидно, в связи с загрузкой Тагила подготовкой производства, УВЗ за 2-3 года, ничего нового, кроме «172-3М», не предложит и то нескоро. Через 3 года «172М» и «434» уже будут в чем-то уступать «Леопарду-3» и ХМ-801. Нам надо это перекрыть за этот период и опять заметно оторваться от всех на 10 и более лет. Пока у нас «за душой» ничего нет". Ну и наконец апофеоз: "30.10.73. ХЗТМ. Время 10 часов. Совещание у Соича с участием Воронина и  Проскурякова. Воронин: -  В ЦК есть тревога за доработку Т-64А. Есть  письмо от  Заказчика с тревогой за проработку перспективного образца.  Споры всегда будут. Срок проработки был мал и не все, конечно, сделано. У нас нет времени для отработки новых узлов. Танк «172» стал базовой машиной и он имеет две модернизации. В 1976 году будет готов к постановке в производство «172-2М». Ожидают боекомплект 50 снарядов, увеличенную защиту, запас топлива 1900 литров, не требует коренной ломки производства. Два образца «172-3М» с пушкой калибра 130 мм будут в 1975 году. В 1974 году Тагил выпустит 300 машин «172М».
(Комментарии А.А.). К этому времени изд. «9А» должно  «умереть», т.к. другого у нас нет. Есть опасения, что не будет прогресса в машинах. Харьков является родоначальником танковой отрасли СССР. К приезду на завод Бабаджаняна,  нам надо определить «лицо» изд.  «9А» на 1974 .. 75 гг,. М3 представлен неплохой, ТТХ  неплохие, но хотелось бы поставить другие двигатели. Ходовую часть «219» за два года доработать нельзя. Она не может быть принята к обсуждению. В лучшем виде, это может быть сделано позднее. Это главный минус проекта"
.
В прочем, Александр Александрович ошибался - ходовая на "219" была доведена в срок - за те самые два года - в 1976 году "219" под именем "Т-80" будет принят на вооружение.
Танк Т-64Б с КУВ "Кобра"
 Для сохранения хоть каких-то позиций в советском танкостроении А.А.Морозову пришлось пойти на две вещи. Первая - ускорить работы интеграции комплекса управляемого вооружения "Кобра" в серийное изделие - танк Т-64А. Установка КУВ уравнивала пресловутый Квту. Но... КУВ и СУО - это "покупные" изделия. СУО и КУВ разрабатывались специализированными предприятиями МОП по ТТЗ Генерального заказчика - Министерства обороны в интересах всех трех предприятий - разработчиков танков. Конструктора-"танкисты" занимались лишь их интеграцией применительно к своим машинам, ведь в силу отличий АЗ/МЗ сборочные единицы, размещаемые в боевых отделениях были совершенно разными. В этих условиях, А.А.Морозов не мог расчитывать на "эксклюзивность" поставки КУВ исключительно для своих нужд. Венедиктов равно мог претендовать на установку и СУО и КУВ на свои танки.
Ракета 9М112 КУВ "Кобра"
Вот тут случилась вторая вещь - не лицеприятная для ХКБМ, от чего об этом они очень не любят вспоминать. А.А.Морозову лично пришлось под напрячься- задействовать связи до самых верхов властного Олимпа. Через Г.И.Ващенко - первого секретаря харьковского обкома КПУ и Н.А.Кучеренко - начальника 7-го ГУ МОП был обеспечен выход на В.В. Щербицкого - недавно назначенного первого секретаря ЦК КПУ и члена президиума Верховного Совета СССР, который был не прочь усилить свои позиции ввязавшись в "битву за танки" и на С.А.Зверева - министра оборонной промышленности, с целью создания условий по недопущению к новым технологиям в области СУО тагильского КБ.
Совещание в УКБТМ. Председательствует главнокомандующий Сухопутными войсками
– заместитель министра обороны Е.Ф. Ивановский. Докладывает главный конструктор
танка Т-72 В.Н. Венедиктов
         Ну, а что же В.Н.Венедиктов - главный конструктор нижнетагильского КБ? Разумеется он боролся за новые прицелы, СУО, комплексы управляемого вооружения как мог, заваливая министра С.А.Зверева настойчивыми требованиями. В 2011 году, к 70-летию УКБТМ, вышла в свет книга "Главный конструктор В.Н.Венедиктов. Жизнь, отданная танкам". К сожалению, по ряду причин, борьба за СУО для Т-72 в ней осталась "за кадром". Так в книгу не вошел очерк Виктора Александровича Ямова - помощника  В.Н.Венедиктова, лично присутствовавшего и стенографировавшего большинство совещаний с участием Валерия Николаевича. Я не имею права публиковать его очерк целиком, но один из эпизодов, напрямую касающейся нашей темы и очень хорошо ее иллюстрирующий, все же дам - надеюсь, Виктор Александрович не обидится на меня за это. И так:
Ямов В.А.
        "Сложилась парадоксальная ситуация: три танковых завода готовились выпускать и  выпускали три танка, имеющих примерно одинаковые ТТХ – ЛКЗ (г. Ленинград) – танк Т-80; «Завод им. Малышева» (г. Харьков) – танк  Т-64 и  УВЗ (г. Н.Тагил) – танк Т-72. При этом все новинки: прицельный комплекс, ракетное вооружение и т.д. в первую очередь передавались Харькову и Ленинграду, а Тагилу – что останется.
        В начале 1980 года В.Н. был приглашен  на коллегию Миноборонпрома, в повестке дня которой был  один вопрос – перспектива танка Т-72.  

Небольшое отступление: коллегия МОП – это министр, его замы,  начальники Главков и ряд приглашенных лиц по особому списку. Так на эту коллегию  были приглашены: от военно-промышленной комиссии Совмина СССР Б.А. Комиссаров - зам.председателя ВПК; от ЦК КПСС И.Ф. Дмитриев - зав.оборонным отделом ЦК; от министерства обороны И.Г. Павловский – главком сухопутных войск,  зам.министра обороны; министр сельскохозяйственного и тракторного машиностроения (по-моему, в то время министром был Синицын) и все главные конструкторы, разрабатывающие технику для танков.
Я сознательно не перечисляю всех главных конструкторов, но отмечу тех, о ком пойдет речь далее – А.Э. Нудельман и А.Т. Шипунов – ракетчики, Н.С. Попов и Н.А. Шомин  - танкисты, соответственно Питер и Харьков (два брата-акселерата, как их называл В.Н. в хорошем настроении).

          Зал коллегии – амфитеатр зала коллегии, стол – рабочее место мини-стра, слева от стола стойки, на которых были развешены плакаты, иллюстрирующие доклад В.Н.  

Президиум расширенной коллегии Министерства оборонной промышленности слушает
доклад министра С.А. Зверева. В первом ряду слева: маршал артиллериии П.Н Кулешов,
Ж.Я. Котин. Ведет коллегию Е.П. Шкурко, рядом П.В. Смирнов. Во втором ряду второй
слева П.В. Финогенов
Еще одно отступление: перед коллегией все, кто хоть что-то понимал о существующем в то время положении вещей – от зам.министра МОП Л.А. Воронина до кураторов направлений буквально умоляли шефа не гневить судьбу – не упоминать при Звереве слово «Кобра» в контексте Т-72. («Кобра» - это комплекс ракетного вооружения для танковой пушки. Разработчик- Нудельман). И шеф прекрасно понимал, что без комплекса  ракетного вооружения, танк Т-72  резко терял в условном коэффициенте по боевым и техническим характеристикам в сравнении с Т-64 и Т-80, на которые «Кобра» уже была установлена.
          Далее мизансцена: из дверей сзади стола министра выходит Ю.В. Виноградов (помощник министра), несет и водружает на стол стопку папок высотой не менее полуметра. Затем выкатывается С.А. Зверев, маленький седовласый, с виду добродушный, ну просто эльф. Здоровается с присутствующими, произносит сакраментальную фразу: «начинаем заседание коллегии» и тут же, без всякого  перехода (далее цитирую по записям):
«Я работал со многими главными конструкторами – большими и маленькими, талантливыми и не очень, но впервые сталкиваюсь с главным конструктором – писателем…»  (пауза). Зверев кладет свою руку на стопу папок: «Как вы думаете, что это такое?». Вопрос завис в воздухе, в зале тишина.  «А это, - он отвечает сам себе, – письма Венедиктова ко мне. Тоже мне писатель нашелся, ну прямо Лев Толстой…». И  обращаясь к шефу: «Валерий Николаевич, начинайте свой доклад».
          Шеф начал докладывать – модификации пушки, прицела, ходовой, трансмиссии, бронезащита и далее (здесь внимание!): – «Сергей Алексеевич, - говорит шеф, - обращаю Ваше особое внимание на необходимость  установки в танк Т-72 комплекса  ракетного вооружения «Кобра». С Нудельманом мы проговорили о возможности макетирования «Кобры» на Т-72…». И тут вскочил из-за стола Зверев: «С каким Нудельманом? У нас в министерстве два Нудельмана  - один главный конструктор, второй – уборщик, с каким из них?»
В зале тишина и тут я, с дуру: «С главным…» (я сидел в 5-м или 6-м ряду у прохода). Зверев резво подбежал ко мне и рявкнул:  «Знаю!» Министр сбежал обратно к столу, в это время зазвонил телефон. Ю.В. Виноградов взял  трубку и сразу передал ее Звереву. Тот что-то выслушал, кивая головой и повернувшись к залу: «Товарищи, перерыв минут на 30-40… Потом продолжим…». И исчез в стене – там были двери на лестницу, ведущую в его кабинет.
Перерыв затянулся на час. Во время перерыва шефа всячески уламывали – не продолжать эту тему, даже меня просили: «Скажи этому упертому – не надо». Но шеф мрачно курил, согласно кивая головой…
      Всех позвали в зал, зашел министр. «Продолжим заседание коллегии. В.Н., Вы на чем остановились?» (далее диалог):
Шеф:
- Я остановился на том, что «Кобру» нужно установить на Т-72…
Зверев потерял самообладание:
- Сколько можно меня учить, что делать и не делать в моем министерстве…
Шеф:
- в министерстве Вы – хозяин, но я – главный конструктор танка.
Зверев:
- Пока…(пауза)… пока я министр, «Кобры» на Т-72 не будет! Все! На этом заседание коллегии окончено! Все свободны.
И вечером, когда мы прогуливались с шефом, довольно долго и молча, вдруг шеф сказал: «Кобра – это дохлая кошка, которую я им подкинул. Наша дорога  к ракете на Т-72 – шипуновская «Шексна» через модернизацию Т-62».
Время показало правоту В.Н. – «Кобра» снята с производства, а во всем мире известны ракетно-пушечные  танки Т-90С с КУВ "Рефлекс" и Т-72Б с КУВ "Свирь" - прямым развитием "Шексны"! "

Модернизированный танк Т-62М с КУВ "Шексна"
     Добавлю уже от себя (GKh)... Не смотря на сопротивление МОПа, работа в нижнетагильском КБ по интеграции на танки типа Т-72 СУО 1А33 "Обь" и КУВ "Кобра" велась и ранее описываемого совещания (собственно на нем речь шла уже как раз о внедрении наработок по СУО и ракетам в серию), была она продолжена и после него. Однако практически все работы в этом направлении тагильскому КБ приходилось вести практически "полуподпольным" образом - под предлогом работ по модернизации старых танков типа Т-62 и Т-55. В 1977 году был закончен отработкой опытный танк "Объект 179" оснащенный СУО "Обь" и КУВ "Кобра". Это случилось всего на следующий год после принятия на вооружение харьковского танка Т-64Б, все отличия которого от модели Т-64А как раз и заключались в наличии все тех же комплексов и систем.  Паралельно с "Объектом 179" проходил отработку еще один опытный образец - танк "Объект 177" оснащенный КУВ с лазерным наведением "Свирь". Но ни "Объект 179", ни более продвинутый "Объект 177" в серию так и не пустили - после ухода А.А.Морозова на пенсию, взошла звезда Н.С.Попова - главного конструктора танка Т-80 и по совместительству члена Центральной Ревизионной Комиссии КПСС (с 1976 г.) и члена ЦК КПСС (с 1981г.) - приоритет по комплектации начал отдаваться питерским танкам.
Танк Т-72Б с КУВ "Свирь"
Разработка прицела - дальномера ТПД-К2 (СУО "Блокада"), предназначенного специально для Т-72 была прекращена. Не смотря на отработку установкой прицела-дальномера ТПД-К1 на Т-72 еще к началу 1975 года, серийно он начал устанавливаться на тагильские танки только с 1978-79 года. Прицел-дальномер командира "Янтарь", отработанный на опытных танках "Объект 176" в 1976-77 годах - тоже так и не нашел своего места на серийных машинах. И только 23 января 1985 года приказом МО №009 были приняты на вооружение танки Т-72Б ( "Объект 184") и Т-72Б2 ("Объект 184-2") с комплексами управляемого вооружения "Свирь" и "Кобра" соответственно. Т-72Б считался основным вариантом, а Т-72Б2 - резервным, его планировали выпускать пока не будет налажено производство "Свири" и ракет к этому комплексу. Однако к 1985 году "Кобра" уже считалась безнадежно устаревшей и потому, до момента стабильных поставок "Свири" со сборочного конвейера УВЗ сходили танки Т-72Б1 ("Объект 184-1") вообще без КУВ. В прочем, выпуск "Свири" так же был лимитирован, оттого до самого окончания серийного выпуска танка Т-72,  наряду с Т-72Б, продолжал выпускаться и Т-72Б1.

воскресенье, 1 января 2012 г.

Уральский "Терминатор"


Генеральный директор корпорации «УВЗ» Олег Сиенко вручил награды заводчанам

Генеральный директор корпорации «УВЗ» Олег Сиенко вручил награды заводчанам на торжественном вечере во Дворце культуры им. И.В. Окунева. Наградами различного уровня были отмечены около двухсот наиболее отличившихся работников.

«Этот год показал, что мы, являясь крупнейшим машиностроительным предприятием России, способны выполнять самые сложные задачи. Те, амбициозные планы, которые мы строили на 2011 год, полностью реализованы. Корпорация достигла небывалых успехов: получена рекордная прибыль – свыше 10 млрд рублей. Это стало возможным благодаря тому, что мы сплоченно трудились на одно общее дело. Безусловно, мы бы не достигли намеченной цели без  пристального внимания государства. А это говорит о том, что мы нужны России. Уралвагонзавод выполнил все государственные контракты, в семь раз увеличив по сравнению с 2010-м годом выпуск военной продукции. Мы произвели 25 тысяч единиц подвижного состава – рекордное количество за всю историю предприятия. И в этом есть заслуга каждого заводчанина. Что касается производственных задач на 2012 год, они еще более грандиозные», – сказал в своем приветственном слове Олег Сиенко. 
 Ордена «За труды во благо Уралвагонзавода» были удостоены исполнительный директор УВЗ Владимир Рощупкин, ведущий инженер-конструктор Уральского конструкторского бюро вагоностроения Виктор Белинович, водитель-испытатель сборочного цеха Олег Домрачеев и начальник цеха крупных узлов Виктор Педченко.
 Кроме того, были вручены награды Ордена «За благие дела», звания «Заслуженный работник Уралвагонзавода», почетные грамоты и благодарности Министерства промышленности и торговли РФ за большой личный вклад в развитие машиностроительной промышленности.
В завершение праздничного концерта Олег Сиенко пожелал всем благополучия, чтобы в каждом доме царили счастье любовь и взаимопонимание, а достижению целей  сопутствовала удача.

С Новым годом! С новым танком!

Русский танк Т-90МС "Тагил" - круче не бывает!

пятница, 30 декабря 2011 г.

С Новым годом! - 2012 - Happy New year!

Уважаемые читатели блога "Gur Khan attaks!", любители бронетанковой техники, профессионалы танкисты и танкостроители! Большое Вам спасибо за то что были со мной у уходящем 2011 году. Обещаю, в наступающем 2012 году быть с Вами, не смотря ни на какие предсказания и катаклизмы, обещаю вновь и вновь радовать Вас новыми интересными материалами. Желаю Вам и Вашим близким успехов, счастья и удачи в новом году. Пусть сбываются мечты! Счастливого Нового года и Рождества!

Dear readers of a blog "Gur Khan attaks!", fans of armoured technics, professionals tankmen and founders of tanks! Big to you thanks for that that were with me at leaving 2011. Promise, in coming 2012 to be with you, not looking on any predictions and cataclysms, I promise again and to please you with new interesting materials again. I wish you and your relatives of successes, happiness and good luck in new year. Dreams let come true! Happy New year and Christmas!


среда, 28 декабря 2011 г.

"Соцподдержка"

О финансовой поддержке российского гиганта машиностроения - корпорации "Уралвагонзавод" со стороны государства писалось неоднократно. Сегодня же стало известно о том, что и завод не остается перед государством в долгу - выполняет государственный оборонный заказ с практически нулевой рентабельностью для себя.

"Уралвагонзавод" заработал на танках меньше процента

Единственный производитель российских танков на выполнении Гособоронзаказа в 2011 году получил рентабельность в 3%

"Уралвагонзавод" заработал на танках меньше процента
Центральная проходная Уралвагонзавода. Источник: wikipedia.org
Танковый монополист - нижнетагильский "Уралвагонзавод" обнародовал во вторник финансовые итоги за 2011 год. При общей прибыли в 10 млрд рублей, на модернизации танков компания заработала всего несколько десятков миллионов - около 1% от общей выручки. Менеджмент предприятия считает этот бизнес чуть ли не социальной поддержкой государства, а военные недоумевают, что мешает металлургам обновить производство из собственной прибыли.
- Если ты заработал 10 млрд и у тебя есть невыгодное специфическое производство, что тебе мешает вложить свои деньги в это производство и повысить его эффективность? Но "Уралвагонзавод" вместо этого требует таких вложений от покупателя, - поделился размышлениями с "Известиями" высокопоставленный представитель Минобороны.
Однако танковый эксперт, главный редактор журнала "Арсенал" Виктор Мураховский пояснил, что никто не будет брать деньги из прибыльного производства и вкладывать в неприбыльное:
- Какой смысл закупать специфическое оборудование для производства танка, если Минобороны не собирается его закупать? Конечно, универсальное оборудование, на котором можно делать и танки, и вагоны, "Уралвагонзавод" обновляет. Но особые прессы, термические печи, стапеля, которые нужны только для танков, должны закупаться из прибыли, которую завод получает от продажи именно танков. Иначе какой смысл в таком производстве?
Один из топ-менеджеров "Уралвагонзавода" заявил "Известиям", что рентабельность от выполнения гособоронзаказа составила около 3%.
- Это крайне низкий показатель, фактически, на уровне нуля. Это, по сути, социальная поддержка. Мы будем добиваться хотя бы 15%, - рассказал он.
При этом по экспортным контрактам на производство танков рентабельность составила, по его словам, около 20%.
По данным первого замгендиректора "Уралвагонзавода" Владимира Шмакова, выручка корпорации составила в 2011 году около 90 млрд рублей, чистая прибыль - около 10 млрд рублей. При этом по государственному оборонному контракту завод выполнил 18 контрактов на общую сумму 8,2 млрд рублей.
Содержание этих контрактов не раскрывается, однако, по данным "Известий", "Уралвагонзавод", в частности, модернизировал порядка сотни танков Т-72. Средняя стоимость модернизации одного танка оценивается в 37 млн рублей.
От единственного производимого "Уралвагонзаводом" танка - Т-90 - Минобороны России отказалось, этот танк производится только на экспорт, в том числе для Индии. От продажи танков за рубеж завод выручил около 18 млрд рублей.
По мнению Виктора Мураховского, в ближайшие два года рентабельность реализации гособоронзаказа для "Уралвагонзавода" не изменится.
"Известия"

Танк против снайперов

Модернизированный танк ПТ-76 оснастят скорострельной пушкой, управляемыми ракетами и научат "выкашивать" снайперов
фото oaosmm.ru
Танки ПТ-76 экспортировались во многие страны мира. По массовости они, конечно же, значительно уступают средним танкам серии Т-54/55, но, несмотря на то, что эти легкие танки уже безнадежно устарели, но они сих пор в строю. 
 
Предложенная российскими инженерами и конструкторами ОАО "Специальное машиностроение и металлургия" разработка (она защищена патентом RU 81307U1) по  модернизации легкого танка может придать качество совершенно новой машины. От танка-ветерана по сути остается один корпус.
 
На танк монтируется башня новой конструкции с 57-мм автоматической пушкой с питанием от энергии выстрела, 4 контейнера с ПТУР "Корнет", а также 12,7-мм пулемет "Корд" и автоматический гранатомет АГ-30.  
 
Если раньше ПТ-76 имел примитивные по сегодняшним меркам прицельные приспособления, то сейчас боевой модуль оборудуется новейшей автоматизированной системой управления огнем. Она состоит из оптико-тепловизионного прицела наводчика-оператора и панорамного прицела командира. Танк способен обнаруживать и поражать цели днем и ночью в любых метеоусловиях, невзирая на искусственные и естественные помехи.
 
Это СУО также имеет теплотелевизионный автомат сопровождения цели, который значительно упрощает работу командира и наводчика-оператора, например, автоматическое наведение противотанковой ракеты. Точность сопровождения цели повышается до 4-6 раз.
 
Сообщалось о возможной установке приспособления для обнаружения оптических устройств. При помощи такого "антиснайпера" возможно легко зачистить территорию даже хорошо замаскировавшихся бойцов, вооруженных снайперскими винтовками.

Читать статью полностью на "Вестнике Мордовии"

Модернизация по китайски

Как-то совсем неожиданно региональный новостной портал "Вестник Мордовии" стал одним из ведущим генератором новостей на бронетанковую тематику. Очень рекомендую этот сайт. А пока даю анонсы нескольких их материалов.
Китайские предложения по модернизации старых советских танков могут вытеснить с данного рынка Россию и Украину

Китай продолжает нас удивлять новыми разработками в танкостроении. На этот раз речь идет о модернизации старого китайского танка Тип 59, который, в свою очередь, был создан при помощи специалистов из Нижнего Тагила, на базе советского танка Т-54А.
 Тип 59
В разное время китайскими инженерами и констрикторами предлагались различные варианты апгрейда Тип 59, танка, который долгие годы составлял основу броневой мощи НОАК.
 
Можно вспомнить вариант оснащения танка 120-мм пушкой. Созданное с использованием западного опыта орудие оказалось не совсем подходящим для машины среднего класса. Например, боекомплект уменьшился с 34 до 28 снарядов. В результате было создано только несколько опытных образцов, и дальнейшего развития эти опыты не получили.
 Танк Тип 59 со 120-мм орудием
Еще одним вариантом стал Тип 59D. Внешне от базовой модели танк стал отличаться установкой комплекта динамической защиты, наличием бортовых экранов. Танк оборудован современной системой управления огнем, с использованием цифрового баллистического вычислителя. Сообщалось о возможности применения управляемых ракетных снарядов. 

Продолжение тут.

Китай приобрел опыт модернизации старых танков, помогая Саддаму Хусейну

В 1989 году на единственной выставке вооружений, проходившей в Багдаде, Ирак продемонстрировал модернизированный танк "Тип 69-II", оснащенный 125-мм гладкоствольной пушкой. Данная машина создавалась при участии китайских специалистов.
 
Очевидно, что пушка, изготовленная компанией НОРИНКО, является нелицензионной копией советской 2А46. Орудие стабилизировано в двух плоскостях и имеет механизм заряжания, аналогичный российскому АЗ, стоящему на танках Т-72.
 
Внешне танк отличается массивным стволом с эжектором, но без термокожуха. Из-за размещения автомата заряжания и массивной казенной части пушки кормовая часть башни несколько увеличена, а в ее верхней части оборудован специальный люк для выброса стреляных гильз.
 
Несомненно, боекомплект танка уменьшился из-за использования боеприпасов большего калибра, большая часть которых расположена в механизированной укладке. Также, в связи с этим, экипаж сокращен на одного человека (исключен заряжающий).
 
В качестве дополнительного вооружения используются 7,62-мм спаренный с пушкой и 12,7-мм зенитный пулеметы, курсовой пулемет изъят. По бокам башни крепятся гранатометы для запуска дымовых гранат (2 блока по 4), а в ее задней части – решетчатая корзина для имущества.
 
Если бы не иракское вторжение в Кувейт, по всей видимости, таким образом была бы модернизирована значительная часть иракских Тип 59 и Тип 69, сохранившихся после войны с Ираном. 
 

суббота, 24 декабря 2011 г.

О советстких ГОСТах на испытания танков

Вчера в статье , посвященной весьма сомнительным испытаниям украинского танка "Оплот-М" мною были упомянуты советские и российские стандарты (ГОСТы) на испытания военных гусеничных машин (ВГМ). Российские ГОСТы большей частью закрыты и как минимум имеют гриф ДСП. Если проявить ловкость и смекалку, то их в принципе можно найти и в Интернете (у меня они есть, но в силу указанной выше причины, распространять я их дальше не намерен). Что касается ГОСТов СССР, то в электронном виде я их не встречал - в виде соответствующих справочников они есть и их до сих пор можно найти в технических библиотеках профильных организаций. Однако людям изучающим историю они по сути и не нужны - чтиво это весьма скучное - уж поверьте. Однако для того что бы представить систему в целом и узнать некоторые "интимные" подробности нормативов, методик и практик испытаний ВГМ в СССР очень рекомендую найти и ознакомиться с книгой "Теория и конструкция танка" Под редакцией доктора технических наук, профессора П.П.Исакова Том 10 Книга 1 "Испытания военных гусеничных машин" Москва, Машиностроение, 1989г. Это относительно свежее издание, до 29.06.1994г имело гриф "Секретно". Сейчас рассекречено полностью и его можно отыскать. В книге 232 страницы и, естественно, я не могу тут ее выложить в полном объеме, однако ниже я приведу небольшую цитату из него, посвященную классификации нормативно-технических документов (НТД), применяемых при испытаниях ВГМ.
 "НТД, применяемые в практике испытаний ВГМ, условно можно подразделить на три группы:
первая — документы, определяющие общие вопросы испытаний; эта группа включает в себя государственные стандарты, отличаю­щиеся достаточно широкой областью распространения. Например, ГОСТ 16504—81 «Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения», ГОСТ В 15.210—78 «Система создания и постановки на производство военной техники. Испытания опытных образцов изделий. Основные положения», ГОСТ В 24417—80 «Испытания ВГМ БТТ. Основные положения», ГОСТ В 15.211—78 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Поря­док разработки программ и методик испытаний опытных образцов изделий. Общие положения»;
вторая — типовые программы и методики различных категорий и этапов испытаний (государственные и отраслевые стандарты). Например, ГОСТ В 24418—80 «МГВ БТТ. Типовая программа по­лигонных испытаний», ГОСТ В 24419—80 «МГВ БТТ. Типовая про­грамма войсковых испытаний», ОСТ В 3-5187—82 «БТТ. Ти­повая программа конструкторско-доводочных испытаний», ОСТ В 3-1830—80 «Отраслевые испытания опытных образцов комплексов танкового вооружения»;
третья — документы, определяющие методы отдельных видов испытаний, методы определения показателей свойств ВГМ и их составных частей. В эту группу входят государственные и отрасле­вые стандарты, типовые отраслевые методики, а также методики испытаний конкретных ВГМ. НТД этой группы предусматривают определение более 300 показателей, характеризующих основные свойства ВГМ: подвижность, огневую мощь (например, эффектив­ность стрельбы), живучесть и надежность (большей частью пара­метры долговечности сборочных единиц и составных частей ВГМ).
Большое число показателей, определяемых при испытаниях, обусловлено тем, что основные свойства ВГМ могут оцениваться только статистическими комплексными критериями, поскольку ус­ловия возможного их боевого применения случайны. Натурное мо­делирование условий реальной эксплуатации, необходимое для по­лучения требуемых показателей, на полигонах с ограниченными территориями практически невозможно. Поэтому в практике отрас­ли основные свойства ВГМ оцениваются с помощью совокупности частных показателей, определяемых экспериментально. Например, для оценки подвижности определяются максимальная скорость движения, разгонные, тормозные, топливно-экономические харак­теристики и др. Этим обстоятельством объясняется большое число методик испытаний третьей группы по определению различных по­казателей при стационарных или фиксированных внешних воздействиях, требования к которым могут быть однозначно заданы и выполнение их обеспечено при проведении испытаний". ­

 Gur Khan: Красным выделил момент, напрямую касаемый испытаний "Оплота-М"

Без танка Россия – не Россия

Бронетехника пригодится и в бесконтактной войне

2011-12-23 / Борис Васильевич Овсянников - заместитель главного конструктора НПЦ "Специальное машиностроение" МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Подробнее: "Независимое военное обозрение"
 В предшествующие несколько лет и в настоящее время в различных печатных изданиях, включая и «НВО», публикуются материалы о проблемах оснащения армии и флота современным оружием и боевой техникой. Основным рефреном в этих публикациях, отражающих современное состояние отечественных вооружений, звучит мысль, что «наша боевая техника и входящие в нее составные части по военно-техническому уровню значительно отстали от лучших мировых образцов». В полной мере критика воздается и основному танку. В СССР действовала эффективная система государственного управления, регулирующая все многоплановые аспекты развития конструкции основного танка и его производства. Управленцы новой волны: горе-менеджеры вместе с горе-аналитиками эту систему разрушили под эгидой частных вымыслов, что «войны будут бесконтактными», «танков у нас слишком много», «танковые армии не нужны», «успех обеспечат автоматизированные системы управления» и т.п. Наверное, будет нелишне напомнить давнюю военную аксиому, что «территория не считается занятой, если на нее не ступила нога солдата», а в наши дни еще – колеса и гусеницы боевых машин.
 При этом бесконтактная война становится контактной и ошибочные мысли и политические заблуждения запросто могут быть выбиты ударом приклада по голове менеджеру или аналитику. Ведь солдат-захватчик в силу недостаточного образования и кругозора может и не знать, что войны могут быть бесконтактными. К сожалению, многие забывают, что история имеет печальное свойство – повторяться в самых худших ее проявлениях. А в окружающем нас мире как-то не ощущается всеобщее миролюбие, повышение политического недомыслия, а иногда и откровенно наглого пренебрежения к позиции России в межгосударственных отношениях.

В ходе эксперимента каждый из участников может внимательно осмотреть, как размещены вооружение, боеприпасы, аккумуляторы, приборы наблюдения, прицелы и пульты управления, механизмы и приводы. Желательно, чтобы на казеннике пушки лежал поддон от использованного метательного заряда, можно рукой оценить его массу и добровольно (если будет настроение) несколько раз стукнуть им по шлемофону – подробности в красках расскажет офицер-куратор. Но главное, следует позавидовать офицеру-куратору, въедливые вопросы «что будет, если…»
 Я думаю, что после такого (или подобного) несложного эксперимента независимые эксперты в кулуарах и на рабочих сессиях (в убедительных выражениях) поделятся с коллегами своими ощущениями – и может сформироваться некое лобби, которое на государственном уровне будет контролировать и спрашивать за все недочеты в отрасли.
Стоит упомянуть и о проблеме закупок вооружения за рубежом. Что касается основного танка для России как изделия в целом, то у специалистов, формирующих такие решения, наверное, плохо с логикой или, наоборот, очень хорошо.
И если все вышеприведенное можно считать неким лирическим вступлением, то необходимо обозначить возможные направления продвижения к каким-то позитивным результатам.
1. Необходимо создать Министерство оборонной промышленности с главной целевой функцией – внедрение в практику проектирования, производства и испытаний объектов вооружения и военной техники новых и значительно опережающих мировой уровень технологий.
2. Восстановить кадровый, научный потенциал, экспериментальную и производственную базы ОАО «ВНИИТрансмш», ОАО ВНИТИ, ОАО ВНИИ «Стали», ФГУП «НИМИ» и других профильных НИИ с оснащением их новейшим оборудованием, приборами и стендами для исследований, в том числе закупленными за рубежом.
3. Создать в КБ отрасли, создающие и модернизирующие образцы бронетанковой техники лаборатории (с необходимым исследовательским оборудованием), чтобы инженеры-практики, приближенные к серийному производству, могли оперативно выполнять и внедрять в новые и модернизируемые образцы результаты прикладных исследований, выполняемых в рамках ГОЗ или в инициативном порядке.
 4. Ввести ежегодную практику – обстрел серийных и модернизированных образов основных танков (по нарастающему воздействию) с использованием новых отечественных ПТС, включая авиационное пушечное вооружение и переносные системы с направленным электромагнитным импульсом. Основным результатом этих обстрелов должны быть рекомендации по направлениям модернизации машин с планируемым объемом выполнения работ в течение 11 месяцев – до следующих испытаний. Модернизацию машин производить по КД главного конструктора, а представительства заказчика Минобороны РФ должны оказывать разработчикам всемерную помощь для быстрого решения организационных проблем.
5. Не уповая на создание в далеком и неясном будущем перспективных платформ для сухопутных войск, оперативно изготовить три экспериментальных образца изд. 640 с вариантами защиты (по КД главного конструктора) на базе удлиненного шасси танка Т–80У. В этом объекте наиболее рационально решены проблемы выживаемости экипажа при боевом воздействии ПТС и есть запас мощности двигателя при увеличении массы машины. Эти экспериментальные образцы на первом этапе работ нецелесообразно оснащать новыми, продвинутыми системами и комплексами управления вооружением и АСУ, в машине есть необходимые объемы и энергоснабжение. Главное – выяснить, как танк держит удар, остальное приложится, если докажет свою состоятельность, жизненную необходимость и надежность работы в составе объекта при многофакторных воздействиях. Провести оценочные испытания этих машин и принять решение на государственном уровне по порядку дальнейших работ в этом направлении.
На мой взгляд, такая машина (или во многом подобная ей) будет в течение многих лет обеспечивать превосходство над зарубежными образцами. Серийное производство таких машин можно вести путем комплексной модернизации имеющихся в большом количестве танков Т-80 на действующих производствах.
И тогда широко рекламируемым «Абрамсам», «Леопардам», «Челенджерам», «Леклеркам» и китайским передранным творениям в случае чего будет плохо.
 6. Следует главному конструктору проекта предоставить более широкие полномочия в принятии основных решений по конструкции машины. Так как по установившейся традиции вокруг каждой значимой работы образуются многочисленные концентрические круги рассматривающих, оценивающих, согласовывающих, утверждающих и прочих инстанций. Этот лабиринт нельзя никак обойти или проигнорировать. В итоге получается конструкция машины, далеко отстоящая от первоначального замысла. А по жизни при «разборе полета» прокурор в первую очередь спросит с главного конструктора, инстанции останутся в стороне.
7. Необходимо существенно переработать систему государственных стандартов, регламентирующую этапы и стадии создания новых образцов вооружения и военной техники. Эта система слишком громоздка, содержит множество формальных моментов, некоторые пункты составлены в таких словосочетаниях, что требуют неоднократного прочтения для понимания, что делать. Эта система в своей организующей основе тормозит внедрение в жизнь прорывных разработок и результатов научных исследований. С учетом дополняющих ГОСТы нормативных документов по различным отраслевым аспектам деятельности разработчиков бронетанковой техники общий объем всех указующих и направляющих положений составляет ориентировочно не менее двух метров кубических.
8. Необходимо начать разработки бортовой электроники, которая сможет самонастраиваться после замены отдельных блоков, их элементов и длительного хранения танка на открытом воздухе при значительных перепадах температур.
9. В состав бортового оборудования имеющихся на вооружении основных танков необходимо ввести компактные блоки для оказания экстренной медицинской самопомощи в боевых условиях. На крышках отдельных ячеек блока должны быть рельефные символы, распознаваемые пальцами, а также светящиеся в темноте марки, указывающие на назначение средств, например: локализация кровотечения; преодоление болевого шока; снизить последствия поражения органов зрения. В состав блока должны входить эффективные аэрозоли и автоматические инъекторы для подкожного введения препаратов.
Наличие таких блоков у механика-водителя, наводчика и командира танка позволит при боевом поражении продержаться некоторое время, чтобы сделать прицельный выстрел или вывести машину из-под огня.
10. Отечественной военной науке необходимо для изменившихся условий разработать новые тактические приемы применения подразделений бронетанковой техники, которые позволят ей в полной мере проявить свои сильные стороны и помогут снизить потери. А в целом пора прекратить «мять вату» и серьезно подумать о перспективном основном танке для России.


пятница, 23 декабря 2011 г.

"Оплот-М": некоторые подробности ГИ

Ярый пиарщик украинского танкопрома, известный фальсификатор истории советского и постсоветского танкостроения Андрей Тарасенко неустанно твердит, как "мантру", о том, что опытный образец танка БМ "Оплот", или как еще его называют - "Оплот-М", успешно прошёл Государственные испытания. Да, об этом были в 2008-2009гг заявления в украинской прессе. Однако, никто и никогда не поднимал вопроса о том, что это были за испытания, в каком объеме, в каких условиях, по каким программам и стандартам. Это уже само-собой подозрительно. Есть и еще как минимум два факта, позволяющие утверждать, что так называемые "ГИ "Оплота-М" были на самом деле фикцией.
1. Количество машин, выставленных на испытания.
В этих испытаниях участвовала всего одна машина и она до сих пор "жива" - катается по выставкам (правда не сама). Почему к этому факту столько внимания? Да потому, что по еще советским ГОСТам (и еще более жестким современным российским), в ходе Государственных испытаний, танк должен быть проверен на выживаемость. Его расстреливают из всевозможного оружия, подрывают на фугасах. После этих испытаний, образец как правило теряет раз и навсегда свой "выставочный" вид. С "Оплотом-М" этого не произошло - его просто не подвергали расстрелам и подрыву. Возможно в современной Украине действуют такие стандарты, но согластитесь, вопрос выживаемости и боевой устойчивости - а он один из главнейших для танка - остается для "Оплота-М" под большим сомнением. В качестве перимера того, как проводятся ГИ в России, можно привести ГИ БМПТ, в которых участвовало две машины
и одна из них была уничтожена расстрелом и подрывом; ГИ модернизированного танка Т-72Б2, созданного в рамках ОКР "Рогатка-1" - эта российская машина, как и украинский "Оплот-М" проходила испытания в единственном числе, в результате чего прекратила свое существование; даже пресловутый "Железный капут" - "полумифический" русский супер-танк "Объект 195" проходил ГИ в количестве 2-х экземпляров, да еще один экземпляр оставался на заводе, для оперативного проведения доработок и последующей их обкатки.
2. Сроки проведения испытаний.
Обычно Государственные испытания проводятся как минимум в течении года, а зачастую и дольше, в несколько этапов, в разные времена года. "Государственные испытания" украинского танка "Оплот-М" проводились в очень узкий промежуток времени - судя по всему с конца ноября 2008 года по середину апреля 2009 года (заявлялось что испытания должны были окончиться 30.03.2009г, однако EXIF большинства фотографий с этих испытаний датирован серединой апреля; заседание госкомиссии по рассмотрению акта испытаний состоялось 28.04.2009г). К чему это я? Да к тому, что машина испытывалась большую часть времени в наиболее подходящем для ее силовой установки температурном режиме (мягкая украинская осень - весна, чистый не запыленный воздух), в местности с мягкими грунтами, наиболее благоприятными для ее ходовой части. Однако и в этом щадящем режиме у "Оплота-М" возникали определенные проблемы. Так двухтактные оппозитные дизельные двигатели типа 5ТД-6ТД очень плохо переносят не только жару (от чего подстраховались исключив испытания жарким летом), но даже незначительные похолодания.
На приведенных фото, мы видим что при неожиданном похолодании для разогрева двигателя пришлось устанавливать навес-палатку. Кстати, на этой же фото хорошо видна "экологичность" выхлопа двигателя 6ТД-2Е ("Е"- от экологичный, с более чистым выхлопом под стандарты ЕВРО).
На другом фото, видно как серийный Т-84У"Оплот" буксирует за собой утратившего возможность самостоятельно передвигаться "Оплота-М". Есть и еще одна интересная фотография:
испытания на подводное вождение заменили "купанием" в специальном бассейне - что надо признать далеко не одно и тоже. Подобных условностей за время ГИ "Оплота-М", надо полагать, было не мало...
Вывод: украинский танк БМ "Оплот" - "Оплот-М" - никогда бы не выдержал Государственных испытаний, если бы они проводились по ГОСТам СССР или Российской Федерации. Результаты его испытаний более чем сомнительны. "Усовершенствованный танк "Оплот" будет принят на вооружение украинской армии" - так выглядели заголовки украинских СМИ от февраля 2009 года,  акт о проведенных испытаниях, как мы помним, начали рассматривать  28 апреля, а приказ о принятии на вооружение спустя месяц -28 мая. Получается, что принятие "Оплота-М" было предопределено независимо от итогов испытаний!