вторник, 29 января 2013 г.

Глубокая модернизация навигационной аппаратуры БМП/ БМД и танков Т-90/Т-72 на основе комплекса “ГАЛС - Д2М”

ООО “НПО “ПРОГРЕСС” (Россия, Москва)
Государственная программа вооружения и ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011–2020 годы» нацелены на создание новых образцов вооружения. Кардинальное решение проблем в оснащении Вооруженных Сил Российской Федерации современным бронетанковым вооружением (БТВТ) может быть достигнуто как за счет перевооружения перспективными образцами, так и за счет осуществления глубокой модернизации существующих образцов, доводя их параметры до требуемых значений тактико-технических характеристик (ТТХ).

Рисунок 1. Образцы бронетанкового вооружения Вооруженных Сил России
В современном бою для выполнения поставленных боевых задач БТВТ должна иметь новые информационно-навигационные системы, которые в ближайшей перспективе будут работать в одном информационно-навигационном поле Сухопутных войск, авиации и средств противовоздушной обороны, будут интегрированы в единую систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ «Созвездие М2»). По анализу информации из зарубежных источников, концепция разработки специализированной танковой информационно-управляющей системы (ТИУС) в интересах БТВТ была признана армией США в итоге ошибочной, что привело к принятию решения по созданию единой FBCB-2 EPLRS системы [ 5 ], примерная структура, которой показана на рисунке 2.
 Рисунок 2. Концепция построения системы FBCB2-ERLRS для БТВТ армии США 
Следует отметить, что разработчики БТВТ оборонно-промышленного комплекса России, в силу ряда причин, не могли за последние годы предложить ничего аналогичного ни ТИУС, ни, тем более, системе FBCB-2 EPLRS, кроме модернизации навигационной танковой аппаратуры ТНА-4. Для замены морально устаревшей танковой аппаратуры ТНА-4 предприятиями оборонно-промышленного комплекса разработано семейство навигационной аппаратуры - «Гамма», «Гамма-1» и «Гамма-2». Семейство навигационной аппаратуры «Гамма» представляет собой навигационную систему боевого управления танками, самоходной артиллерией и подвижными объектами ракетных войск и ПВО. Аппаратура «Гамма-1» - система средней точности для командирских машин в бронетанковых подразделениях. «Гамма-2» - массовая навигационная аппаратура для оснащения линейных подвижных объектов сухопутных войск (танков, БТР, БМП, автомобилей).
 Рисунок 3. Состав навигационной аппаратуры «Гамма» [ 3 ].
Анализ технических характеристик и функциональных возможностей семейства аппаратуры системы «Гамма» показывает, что на 2012 год они значительно отстают от передовых образцов и современных требований по времени готовности к работе, по точности местоопределения и навигации, времени наработки на отказ. Сравнительный анализ основных характеристик бортовой навигационной аппаратуры в сравнении с рассматриваемым в данном материале изделием ГАЛС-Д2М, разработанным в инициативном порядке НПО ПРОГРЕСС, приведен в таблице № 1.
Таблица № 1.
Сравнительный анализ основных характеристик применяемых инерциально - навигационных систем ведущих производителей в сравнении с ГАЛС-Д2М (БИНС-4, НПО ПРОГРЕСС) приведен в таблице № 2.
Таблица № 2.
Условные обозначения таблицы № 2: ВОГ - волоконно-оптический гироскоп; КЛГ – кольцевой лазерный гироскоп; ДНГ – динамически настраиваемый гироскоп; СКО – среднеквадратичная ошибка. 
Примечание: Навигационная система LN-270 используется в боевых танках армии США типа M1A1 “Abrams”. 
 Используемое в составе аппаратуры ТНА-4 и “Гамма” изделие “ССГККУ” (самоориентирующаяся гироскопическая система курсокреноуказания) представляет собой трехосный гиростабилизатор блочно-модульного исполнения на базе динамически настраиваемых гироскопов. Именно ССГККУ определяет точностные характеристики всей навигационной аппаратуры БТВТ и имеет характерные черты: наличие механических и подвижных деталей и, как следствие, сложность конструкции; большое время начального запуска и низкая чувствительность; высокая потребляемая мощность и низкая радиационная и удароустойчивось; небольшой срок службы; потенциально высокая стоимость. Отсюда следует, что для улучшения параметров, в том числе и функциональных возможностей навигационной аппаратуры, существующая линейка навигационных изделий различных модификаций БТВТ нуждается либо в дальнейшей глубокой модернизации, либо замене на более совершенные системы.
Бортовой вычислительно-навигационный комплекс ГАЛС-Д2М Для модернизации морально устаревшей навигационной системы БТВТ ООО “НПО “ПРОГРЕСС” (Россия, Москва) в инициативном порядке на протяжении ряда лет проводило работы по разработке и созданию бортового вычислительно-навигационного комплекса “ГАЛС-Д2М” [ 1 ]. Изделие “ГАЛС-Д2М” состоит из основных узлов (рисунок 4): Устройство отображения командира; Центральный блок управления и навигации; Бесплатформенная инерциальная навигационная система; Курсоуказатель водителя; Допплеровский датчик скорости и радарный блок дистанции (опционально); Антенна спутниковой навигационной системы.

Рисунок 4. Вариант состава изделия ГАЛС-Д2М для БТВТ
Центральный блок управления и навигации
Центральный блок управления и навигации обеспечивает:
- возможность работы с автоматизированным навигационно-телекоммуникационным комплексом для высокоточного позиционирования вооружения и военной техники (изделие “ГАЛС-ВТ”);
- возможность работы с единой системой управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) «Созвездие М2»;
- УКВ/КВ радиостанциями тактического звена управления;
- возможность работы со спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС по сигналам L1 и L2 с ВТ-кодом при использовании режимов затруднения «Штора» и исключения несанкционированного доступа;
- возможность совмещенной работы с спутниковыми навигационными системами ГЛОНАСС L1(СТ/ВТ-код) + L2(СТ/ВТ-код) и GPS L1(C/A-код);
- определение координат и дирекционного угла БТВТ;
- автоматическое отображение параметров движения БТВТ (координат, скорости и направления движения) на устройстве отображения и курсоуказателе водителя;
- автоматическое отображение трехмерного пространственного положения танка на устройстве отображения и курсоуказателе водителя: углов ориентации в трехмерном пространстве, скорости поворота относительно трех осей, скорости и ускорения перемещения по трем направлениям;
- автоматическое определение дирекционного угла на пункт назначения;
- автоматическое определение курсового угла на пункт назначения;
- отображение местоположения БТВТ на устройстве отображения с электронной навигационной картой;
- автоматическое определение дальности до пункта назначения;
- автоматическое отображение пунктов назначения, контрольных точек и целей на электронной навигационной карте после их введения в устройство отображения;
- работу с электронной навигационной картой при движении БТВТ;
- хранение электронных навигационных карт на встроенной защищенной электронной карте памяти;
- автоматическая запись и хранение маршрута движения БТВТ (до 5 лет);
- автоматический поиск контрольных точек и целей по адресу;
- автоматический поиск контрольных точек и целей по координатам;
- автоматическое определение максимальной и средней скорости движения БТВТ;
- автоматическое определение времени в пути до контрольных точек и целей;
- масштабирование электронной навигационной карты на устройстве отображения;
- автоматическое определение координат неизвестной точки по дальности и углу на точку;
- работу в режимах: автономном, спутниковом и интегрированном;
- возможность диагностики систем и узлов с отображением на устройстве отображения параметров и кодов неисправностей систем и узлов танка; Вариант структурно-функциональной схемы изделия “ГАЛС-Д2М” показан на рисунке 5.
  Рисунок 5. Вариант структурно-функциональной схемы изделия “ГАЛС-Д2М” (НПО ПРОГРЕСС) 
Условные наименования для структурно-функциональной схемы изделия “ГАЛС-Д2М” приведены в таблице № 3.
Таблица № 3
 Изделие “ГАЛС-Д2М” предназначено для повышения оперативных возможностей БТВТ по ориентации и навигации в движении, стабилизации и прицеливанию системы вооружения, в том числе по неплановым оперативным целеуказаниям. В “ГАЛС-Д2М” воплощены лучшие технические решения, не уступающие мировым аналогам в области инерциально-навигационных, информационно-компьютерных, телекоммуникационных и спутниковых технологий. В основу построения “ГАЛС-Д2М” заложен одометрический принцип. В тоже время, комплекс “ГАЛС-Д2М” комплексирован с приемником спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS, что позволяет исключить накапливающиеся систематические ошибки одометрического канала и случайные ошибки спутникового. Автономный режим работы “ГАЛС-Д2М” обеспечивается за счет комплексирования бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) с одометрами (механическими и/или доплеровскими датчиками скорости). Комплекс “ГАЛС-Д2М” позволяет работать в едином информационно-навигационном пространстве с системой вооружения и наведения при совершении марша или ведения боя. Механик-водитель имеет возможность не только видеть трехмерное пространственное положение и курс БТВТ, но наблюдать обзор заднего вида при маневрировании задним ходом на устройстве отображения при помощи аналоговых камер (возможно подключение до 4 аналоговых камер). Для механика-водителя радарным блоком обеспечивается автоматический расчет дистанции до впереди находящегося препятствия, что обеспечивает безопасность при движении и повышает возможности БТВТ.
  Рисунок 6. Вариант использования “ГАЛС-Д2М” в Т-90.
Командир БТВТ имеет возможность работы с электронными навигационными картами в движении, что обеспечивает повышение боевой эффективности на марше и в боевых условиях.
Устройство отображения
Управление режимами “ГАЛС-Д2М” и ввод-вывод информации осуществляется с устройства отображения, которое имеет жидкокристаллический дисплей с разрешением 800x480, диагональю 7’’ (178 мм) и функцией Touch Screen. Габариты устройства отображения не более 198 x 123,5 x 36 мм, масса до 2000 г, отвечает требованиям ГОСТ РВ 20.39.304-98 (диапазон рабочих температур: от -50°С до + 55°С). Устройство отображения обеспечивает работу командиру БТВТ в движении с электронными навигационными картами всех военных округов размещенных в защищенной от копирования электронной карте памяти. Устройство отображения совместно с центральным блоком навигации и управления образуют контур автоматизированного рабочего места командира БТВТ.

Рисунок 7. Устройство отображения изделия “ГАЛС-Д2М”
Бесплатформенная инерциальная навигационная система 
Бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС) предназначена для определения и выдачи параметров ориентации и навигации с возможностью использования данных спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS и одометрического/доплеровского датчика скорости. Все используемые в ГАЛС-Д2М БИНС построены на российских легких кремниевых акселерометрах и российских волоконно-оптических гироскопах. Технология НПО ПРОГРЕСС позволила, сохранив присущий традиционным бесплатформенным инерциальным навигационным системам высочайший уровень помехозащищенности и надежности, создать систему с уникальными сочетаниями весовых, стоимостных и точностных характеристик. БИНС имеет возможность выдачи данных по стабилизации, ориентации и навигации через центральный блок управления и навигации (ЦБУН) в системы вооружения и управления оружием БТВТ. Обмен цифровой информацией между БИНС и ЦБУН комплекса “ГАЛС-Д2М” осуществляется по каналу информационного обмена с частотой не менее 100 Гц. Основные тактико-технические характеристики инерциально-навигационных систем различных вариантов исполнения ГАЛС-Д2М приведены в Таблице № 4.
Таблица № 4
На рисунке 8 представлено семейство БИНС, применяемых в различных вариантах исполнения изделия ГАЛС-Д2М. Как видно, размеры и конструкция отличаются друг от друга. Корпуса представляют собой сварные установочные комплекты - кронштейны с системой специальных амортизаторов и приспособлены для компенсации экстремальных ударных воздействий, неизбежных при применении в БТВТ. Например, изделия выдерживают максимальные перегрузки 189,8 g длительностью 0,5 мс и 100,5 g при длительности 1 мс. Применение таких кронштейнов неизбежно приводит к некоторому увеличению общих весовых характеристик изделия, но зато обеспечивает работоспособность изделия на протяжении длительного времени эксплуатации БТВТ. В БИНС использованы отечественные волокно - оптические гироскопы (ВОГ), так как получение аналогичных ТТХ на кольцевых лазерных гироскопах в настоящее время не представляется возможным, не говоря о механических. Для инерциально-навигационной аппаратуры не менее важны температурные характеристики. Обеспечение работоспособности изделия в диапазоне от -50 до +55, градусов Цельсия заведомо обеспечивает безотказность во всех климатических зонах.

 Рисунок 8. БИНС для различных вариантов исполнения изделия “ГАЛС-Д2М”
В режиме работы «Ходовой компас» БИНС выдаёт показания углов крена и тангажа, выполняет медленное приведение курсовой оси в плоскость текущего меридиана, производит счисление координат относительно запомненных перед предыдущим выключением питания прибора или при наличии сигнала от спутниковой навигационной системы (СНС) ГЛОНАСС относительно последних полученных координат. Для бронетанкового вооружения особенностью является то, что навигационная информация должна быть получена от инерциальной системы навигации, как основного канала, а спутниковый и одометрический каналы являются дополнительными. Навигационные данные - являются основой для принятия решения при движении и маневре на поле боя. Однако, для выполнения боевой задачи БТВТ требуется еще решение задач по стабилизации и ориентации оружия. Боевая стрельба, преодоление водных преград, движение в горной местности, лесных массивах и в условиях РЭБ противника, невозможны в принципе без использования инерциально-навигационных систем в БТВТ. Основной задачей системы стабилизации БТВТ является приведение орудия в нужное время в нужное положение при наведении и стрельбе по цели. Система стабилизации должна позволять наводчику сопровождать движущуюся цель без больших отклонений линии прицеливания. Основным требованием к системе стабилизации является точная стрельба по неподвижным и движущимся целям во время высокоскоростного движения танка. Лишь хорошая система стабилизации приводит к высокой вероятности попадания первым выстрелом [4]. Анализ ТТХ (таблица № 4) БИНС ГАЛС-Д2М показывает, что изделие может быть использовано не только для ориентации и навигации БТВТ, но и стабилизации оружия. Антенна СНС
Антенна спутниковых навигационных систем (СНС) предназначена для приема сигналов от спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS.
Доплеровский датчик скорости Доплеровский датчик скорости (ДДС) предназначен для бесконтактного измерения скорости танка с высокой точностью (до 0,3%), определения направления движения. ДДС может выполнять функции радарного блока дистанции. Допплеровский датчик скорости осуществляет через последовательный интерфейс передачу информации в ЦБУН о пути, скорости, ускорении БТВТ, а также сигналов состояния. ЦБУН передает данные от допплеровского датчика скорости в БИНС. Для справки, габариты датчика около 700 мм и диаметр 120 мм (размеры приведены с антенной), вес не более 800 грамм, работа в К-диапазоне при мощности около 30 мВт. Курсоуказатель водителя Курсоуказатель водителя имеет жидкокристаллический дисплей с разрешением 800x480, диагональю 7’’ (178 мм), габариты не более 198x123,5x36 мм. Курсоуказатель водителя используется для индикации дирекционного угла БТВТ. Курсоуказатель водителя имеет возможность автоматического отображения трехмерного пространственного положения БТВТ на дисплее: углов ориентации в трехмерном пространстве, скорости поворота относительно трех осей, скорости и ускорения перемещения по трем направлениям, изображения с внешних камер, параметров дистанции. Боевое применение ГАЛС-Д2М Комплекс “ГАЛС-Д2М” имеет возможность работы в едином информационно-навигационном пространстве системы тактического звена управления “Созвездие М2“ и имеет встроенный УКВ модем и цифровой модем для работы с аналоговыми УКВ радиостанциями. По стыку С2 (RS232C) ГАЛС-Д2М имеет возможность подключения к любым цифровым УКВ/КВ радиостанциями тактического звена управления. Вариант использования изделия ГАЛС-Д2М в составе цифровой информационно-навигационной системы ГАЛС-Н1 [ 2 ] представлен на рисунке 9.

Рисунок 9. Вариант использования изделия ГАЛС-Д2М в составе цифровой информационно-навигационной системы ГАЛС-Н1.
Изделие ГАЛС-Д2М имеет возможность комплексирования с системой стабилизации комплекса вооружения БТВТ и представлет собой не только вычислительно-навигационый комплекс, по сути это комплесное решение для создания единого информационно-навигационного пространства в интересах БТВТ. “ГАЛС-Д2М” объединяет в себя контур автоматизированного рабочего места командира, комплексную систему стабилизации, ориентации и навигации, систему диагностики узлов и агрегатов БТВТ. Возможности использования изделия в едином информационно-навигационном пространстве БТВТ показаны на рисунке 10.

Рисунок 10. Вариант использования изделия ГАЛС-Д2М в едином информационно-навигационном пространстве БТВТ
Примечание: Блок диагностики изделия “ГАЛС-Д2М” работает с определенными марками дизельных двигателей имеющих электронный блок управления (для использования данной функции с существующими потребуется модернизация дизельных двигателей БТВТ электронными датчиками). 
Важной особенностью комплекса ГАЛС-Д2М является то, что в одном из вариантов исполнения, изделие имеет встроенный УКВ модем, который имеет возможность работы в TCP/IP сети образованной мобильным навигационным центром (МНМ-1М) цифровой информационно-навигационной системы тактического звена управления (индекс “ГАЛС-Н1”). По сути, это открывает новые возможности для БТВТ, такие как повышение скорости информационного обмена до 345 кбит/с с возможностью приемопередачи видеоданных, голоса и данных. Применение высокоскоросных УКВ модемов в ГАЛС-Д2М обеспечит возможность работы БТВТ в едином информационном поле разведки, в том числе и получение видеоданных от беспилотных летательных аппаратов. Использование в системе доплеровского датчика скорости (ДДС) и радарного датчика дистанции (опционально) позволяет механику-водителю поддерживать равномерную скорость при совершении марша в колонне БТВТ, повышает безопасность движения как в колонне, так и при самостоятельном маневрировании БТВТ, повышает боевые возможности машины. При использовании инерциально-навигационных систем ГАЛС-Д2М и средств связи с ППРЧ в линейных БТВТ, командиры подразделений и частей Сухопутных войск и ВДВ Вооруженных Сил России, при активном применении противником средств радиоэлектронного подавления, будут сохранять возможность непрерывного и устойчивого управления БТВТ, что обеспечит выполнение боевой задачи БМП, БМД и танков в бою. Заключение Анализ программ агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA - Defense Advanced Research Projects Agency), показал повышенный интерес агентства к инновационным разработкам в области спутниковых инерциально-навигационных систем для вооружения и военной техники США (Program: All Source Positioning and Navigation (ASPN), Solicitation Number: DARPA-BAA-11-14). Изделие “ГАЛС-Д2М-Т” НПО ПРОГРЕСС решает не только инновационные задачи, обозначенные в программе ASPN агентства DARPA в области бесшовных навигационных решений для военных пользователей, но и реализует инновационный подход к архитектуре единого информационно-навигационного пространства для вооружения и военной техники Вооруженных Сил Российской Федерации. Бортовой вычислительно-навигационный комплекс “ГАЛС-Д2М” имеет высокую надежность и тактико-технические характеристики не уступающих мировым аналогам в области спутниковых инерциально-навигационных систем для БТВТ, перспективен для дальнейшего наращивания функциональных возможностей. Заложенные в изделии “ГАЛС-Д2М” технические решения и программное обеспечение позволяют в перспективе развивать и расширить вычислительные и функциональные возможности системы для навигации и ориентации на марше БТВТ, повышения точности позиционирования и стабилизации систем вооружения в бою. Изделие “ГАЛС-Д2М” имеет сокращенный срок производства (до 7 месяцев) и конкурентную цену за изделие, что позволяет успешно провести модернизацию старой и оснащение новой бронетанковой техники. 
Источники:
1. Бортовой вычислительно-навигационный комплекс (изделие “ГАЛС-Д2М) http://www.mriprogress.ru/_files/G3.pdf 
2. Цифровая информационно-навигационная система тактического звена управления (индекс “ГАЛС-Н1”) - http://www.mriprogress.ru/_files/G1.pdf 
3. Системы навигации - http://www.vniisignal.ru/ru/activity/navigation 
4. Stabilization Systems in Modern Tanks. Military Technology, 2001, Special Issue No 3, p. 78-79 5. Force XXI Battle Command, Brigade-and-Below - http://www.fas.org/man/dod-101/sys/land/fbcb2.htm Контактная информация на сайте разработчика и производителя изделия “ГАЛС-Д2М” ООО “НПО “ПРОГРЕСС” - http://www.mriprogress.ru/

В Венесуэлу прибыла очередная партия российских вооружений

Очередная партия российского оружия и боевой техники доставлена в главный венесуэльский порт Puerto Cabello на борту грузового судна Ulosy-10, сообщает испанский оборонный интернет-портал Infodefensa со ссылкой на информацию венесуэльской газеты Notitarde.
В Венесуэлу, в частности, были доставлены ЗРК "Печора-2М" производства межгосударственной ФПГ (МФПГ) "Оборонительные системы", - говорится в сообщении.
Издание отмечает, что в общей сложности в новом году в Венесуэлу прибыли пять кораблей с российской боевой техникой и вооружением.
Газета публикует снимок, на котором изображена колонна грузовиков, транспортирующая 152-мм самоходные гаубицы 2С19 "Мста-С".
Infodefensa отмечает, что поставка самоходных гаубиц 2С19 "Мста-С" Сухопутным войскам Венесуэлы началась в 2011 году. По имеющейся у издания информации, они уже поступили на вооружение 415-й артиллерийской группы 41-й бронетанковой бригады, 431-й самоходной группы артиллерии и 433-й смешанной артиллерийской группы 43-й бригады полевой артиллерии.
41-я бронетанковая бригада и 43-я бригада полевой артиллерии входят в 4-ю бронетанковую дивизию, дислоцированную в г. Маракайе, штат Арагуа. Для управления огнем самоходных гаубичных установок 2С19 "Мста-С" Сухопутным войскам Венесуэлы поставлены автоматизированные комплексы управления огнем "Машина-М".
На другом снимке изображен грузовик, перевозящий ракеты В-601, используемые ЗРК "Печора".
Поставки ЗРК С-125 "Печора-2М", отмечает Infodefensa, также начались в 2011 году и предназначены для Объединенного командования воздушно-космической обороны Венесуэлы (CADAI - Comando Aereo de Defensa Aeroespacial Integral), в состав которого должны войти 5 формируемых бригад ПВО.
В сообщении отмечается, что Венесуэла также приобрела российские мобильные системы ПВО средней дальности - ЗРК "Бук-М2" и большой дальности - С-300ВМ "Антей-2500", поставка которых, по информации издания, пока еще не началась, передает "Интерфакс".

Дерзкие уральские танки

 Вот уже пару дней Рунет и даже центральные российские телеканалы зашлись в приступе сумасшествия.  Мир "офисных хомячков" с удивлением узнал, что "человеки труда"  ездиют на танках, и иногда, о Боже, пересекают на них дороги общего пользования! И более того, они там в своем Тагиле танками чистют улицы. Какой кошмар и форменное безобразие!
  В общем-то совсем невинный и тривиальный ролик, выложенный в соцсетях, привлек внимание  "желтых" ньюсмейкеров, и понеслось... Очень хотелось сесть за руль, съездить на место и отснять свое фото и видео - показать что запечатленное, это абсолютно "штатная" ситуация, к которой в Тагиле все давным-давно привыкли и не обращают на танки практически никакого внимания (ну может за исключением "девушки Алены", девушки они такие...). Однако, пока суть да дело, в Сети уже появился подобный материал. Роман Серебряный в своем ЖЖ достаточно популярно все разжевал - не бойтесь "хомячки", вас не задавют!
    В городе Нижний Тагил, что на Урале, есть завод который собирает танки. Единственный в стране. Ну и естественно то, что после сборки боевые машины нужно испытывать на полигоне. А полигон находится за пределами завода. Уралвагонзавода. Ну и соответственно чтобы попасть на полигон танки должны покинуть территорию предприятия и пересечь шоссе соединяющее город Нижний Тагил с городами Верхняя Салда/Нижняя Салда. На пересечении с шоссе и светофор имеется, это значит что когда танчики выезжают с завода для автотранспорта включается красный свет (я сам редко обращаю внимание на светофор, но танки на дороге попадаются регулярно).

Выезд машины с Уралвагонзавода
1

Переезд. Как видно он покрыт специальными металлическими пластинами чтобы в этом месте каждый год асфальт не перекладывать.
2

Ну и ставшее в последние дни популярным видео

В основном конечно Т-90С катаются, можно увидеть Т-90М, на видео похоже что Т-72 с модернизации. Если повезет то увидите Армату или объект 195. Какие бы они не были секретные на полигон то их все равно надо гнать, и только по этому переезду и никак иначе.
Gur Khan: ну и пара кадров от себя, в подтверждение слов Романа.
 Вот те же ворота лет несколько назад и через них выходит на полигон БРЭМ-1М.
А вот с артиллерийского полигона "Старатель" везут обратно на завод тот самый "таинственный" Т-95-й...
Собственно официальные объяснения так же соответствуют действительности:

А вот свежие кадры как "танки" в Нижнем Тагиле чистят улицы (то же с видеорегистратора):
Ну и что в этом такого? Ну да, климат у нас тут суровый. В эту зиму снега выпало особенно много, а городские власти заключили договора на его уборку только 17 января, как будто не знали что зимой бывают снегопады (92% проголосовали за мэра из "ЕдРа"). Так что приходится принимать "экстренные" меры - нормально передвигаться то все хотят - не только пассажиры "Ленд Крузеров" и "Геленденвагенов", но и вазовских "пузатерок". Как видите, все очень четко организовано. Уборка идет ночью, чтоб не создавать проблем на нагруженных транспортным потоком дневных улицах, и в сопровождении ГИБДД. Это далеко не первый случай. Вот еще ролик, трех или четырех летней давности:
Так, то расслабтесь граждане Великой Страны и спите спокойно. Если вас засыплет снегом, или чего хуже, какой враг нагрянет, уральские парни, как и в 41-м, придут на помощь - выручат. Не в первой чай...

Состояние и перспективы развития ствольной артиллерии 21 века.


СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТВОЛЬНОЙ АРТИЛЛЕРИИ 21 ВЕКА
 В. И. Наседкин
ФГУП «Завод № 9», Екатеринбург
"Материалы научно-технической конференции "Проектирование систем и измерительных комплексов" 9 июля 2004г. НТИ УГТУ-УПИ". Нижний Тагил, 2004г.,С.67-69

Начальник – главный конструктор ОКБ-9 Наседкин Валерий Иванович. В докладе приведены результаты выполняемых в ОКБ-9 им. Ф.Ф.Петрова разработок новых образцов, рассмотрены тенденции и проблемные вопросы современной ствольной артиллерии.

  В 2002 году исполнилось 60 лет создания в октябре 1942 г. ОКБ-9 на базе артиллерийского КБ Уралмашзавода и 100 лет со дня рождения Ф.Ф. Петрова - первого главного конструктора ОКБ-9.
За время существования ОКБ-9 им. Ф.Ф. Петрова разработано более 350 и принято на вооружение свыше 40 артиллерийских систем.
  Начиная с 1942 года, были разработаны пушки лучших танков Второй мировой войны: 85-мм пушка Д-5Т для танков Т-34 и ИС-1, 122-мм пушка Д-25Т для танков ИС-2 и ИС-3. Все послевоенные массовые отечественные танки вооружались пушками завода: 100-мм пушками Д-10Т, Д-10ТГ, Д-10Т2С - танки Т-54, Т-55; 115-мм пушкой У5ТС - танк Т-62; 125-мм пушками семейства Д-81 - танки Т-72, Т-64, Т-80, Т-90.
   У пушек 2А46М, 2А46М-1, принятых на вооружение в 1984 г по сравнению с пушками 2А46, 2А46-1 ДДС по бронецелям сходу увеличена в 1,5 раза. В настоящее время завершены ГИ в составе танков Т-80У, Т-90 разработанные заводом пушки 2А46М-4, 2А46М-5 с дальнейшим повышением точностных характеристик. Кучность увеличена на 15 %, суммарное вибрационное рассеивание при стрельбе сходу уменьшено в 1,7 раза.
  Ведется разработка танковой пушки 2А82 повышенного могущества с автоскрепленным и частично хромированным стволом, использующей все существующие 125-мм боеприпасы, а также новые перспективные, обеспечивающие пушке по техническому уровню превосходство в 1,2... 1,25 раза над лучшими отечественными и зарубежными аналогами. Выполнен большой объем испытаний на макетном (787 выстрелов) и опытном (515 выстрелов) образцах пушки.

   Ведутся работы по пушке нового поколения 2А83. Для обеспечения высоких ТТХ потребовалась отработка новейших технологических процессов - производство высокопрочных сталей с повышенными требованиями к качеству металла; проведение автоскрепления трубы ствола; нанесение на внутреннюю поверхность канала ствола эрозионостойкого гальванического хромового покрытия для обеспечения требуемой живучести; ЭХО хромируемой части трубы, обеспечивающей более качественную подготовку поверхности трубы под хромирование; ЭХХ каморы, позволяющее получить требуемую чистоту поверхности переходных конусов трубы; УЗК качества металла труб; изготовление высокоточных стволов длиной до 7 м из стали с повышенной категорией прочности.
  Самоходная артиллерия в истории ОКБ-9 представлена орудиями:
— 122-м гаубица 2А31 и 152-мм гаубица 2АЗЗ для первых современных отечественных самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика» и 2СЗ «Акация».
— завершены ГИ и оформляется принятие на вооружение 125-мм пушки 2А75 в составе легкой плавающей, авиадесантируемой СПТП 2С25 , которая обеспечивает эффективность поражения целей на уровне основных танков Т-80, Т-90 при стрельбе сходу и на плаву.
    Для модернизации СГ 2СЗМ «Акация» и 2С19 «Мcта» разрабатываются 152-155 мм орудия. В калибре 155-мм используются боеприпасы стандарта НАТО с достижением уровня ТТХ самых современных зарубежных образцов.

  В классе буксируемой артиллерии продолжается производство для экспорта 122-мм гаубиц 2А18М (Д-З0А) с круговым обстрелом. Около 3,5 тысяч этих простых в эксплуатации, проверенных боевым использованием орудий, состоит на вооружении 35 стран мира.
  Продукция завода экспортировалась более чем в 50 стран мира, в 9 стран проданы лицензии.
  В ОКБ-9 были разработаны первые отечественные пушки с самодвижением 57-мм СД-57 и 85-мм СД-44 и СД-48.
    Полный объем ГИ прошли 125-мм буксируемая с самодвижением ПТП 2А45М «Спрут-Б» и легкая 152-мм гаубица 2А61 «Пат-Б» с механизированной досылкой снаряда и переменной длиной отката. Установленные на трехстанинных лафетах типа гаубицы Д-З0А, они обеспечивают круговой обстрел. Пушка 2А45М может вести стрельбу всеми 125-мм боеприпасами российских танков и может быть оборудована для стрельбы управляемым снарядом «Рефлекс». Гаубица 2А61 имеет массу 4350 кг и по могуществу превосходит 122-мм гаубицу Д-З0А в 2 раза. Возможно использование управляемого снаряда «Краснополь».
   На базе ПТП 2А45М и гаубицы 2А61 изготовлен экспериментальный образец 155-мм гаубицы с использованием 155-мм снарядов стандарта НАТО и АСУ БО.
   В соответствии с обращением Председателя комитета по обороне Гоcдумы РФ генерала А.Николаева разработан и изготовлен макет 122-мм легкого штурмового орудия М-392 для частей быстрого реагирования массой 1300 кг, буксируемого за автомобилем ГАЗ-69.
    Анализ разработанных за 60 лет в ОКБ-9 артиллерийских орудий позволяет проследить основные тенденции, характерные для развития отечественного и зарубежного артиллерийского вооружения. За это время огневая мощь орудий (дульная энергия) увеличилась в 4...6 раз, максимальное давление в канале ствола - в 2... 3 раза, категория прочности металла ствола - в 2,2.. .2,5 раза.
  Опыт боевых действий в локальных конфликтах последних лет и прогноз их характера в возможных локальных, региональных и крупномасштабных войнах в будущем, подтверждают возрастающую роль артиллерии по поражению противника. Артиллерия остается единственным всепогодным и всесуточным средством, способным выполнять основную часть огневых задач.
   С целью повышения технического уровня АВ на период до 2010 г. необходимо существенно улучшить ТТХ, влияющие на уровень боевой эффективности - увеличить дальность стрельбы в 1,2... 1,8 раза, скорострельность - в 1,5...3 раза, точность -в 1,3...3 раза, сократить время реагирования в 5...6 раз, повысить мобильность, защищенность и др. характеристики. Достижение этих целей возможно в основном за счет повышения точности наведения, начальной скорости снаряда, увеличения интенсивности ведения огня, совершенствования всех подсистем ствольной артиллерии от средств поражения до средств управления и разведки. Немаловажными являются тенденции современного зарубежного ствольного артвооружения: использование единого калибра 155-мм, широкое применение модернизации при сохранении унифицированных технических решений, создание семейства высокоточных дальнобойных до 50 км снарядов (по программе «Экскалибур»).
     Для успешного решения стоящих перед ствольной артиллерией 21 века задач необходимо решить ряд сложных научно-технических проблем по всем составляющим арт комплексов (ствольной части, механизмам, прицелам, приводам, и т.п.), в частности:
—использование новых высокопрочных материалов и средств контроля их качества с целью повышения прочности и живучести стволов, в том числе автоскрепленных, что особенно актуально с учетом термосилового воздействия выстрелов с М3 из ВЭП;
—создание ММЗ с автоматом комплектации и обеспечением безопасности их использования;
—разработка устройства лазерного воспламенения выстрелов с ММЗ;
—обеспечение полной автоматизации процессов топопривязки, ориентирования, прицеливания, наведения, заряжания, слежения за целью;
—создание системы автоматической дигностики;
—совершенствование приборно-измерительной базы для современного уровня давлений (до 700...800 МПа) и частотного состава динамических нагрузок (до 100 кГц);
—совершенствование конструкции выстрелов с целью исключения механического воздействия ведущих элементов калиберных и подкалиберных снарядов путем применения высокомодульных композиционных материалов;
—развитие НТД по обеспечению прочности, живучести и долговечности стволов современных арторудий при термосиловом воздествии М3 из ВЭП.
     В решении указанных проблем большую роль должна сыграть фундаментальная и отраслевая наука при координирующем влиянии РАРАН.
  Дальнейшее развитие БТВ в XXI веке, по нашему мнению, будет происходить в направлении разработки артиллерийских орудий с нетрадиционными схемами метания: применением зарядов с ЖЗТ, присоединенных зарядов, зарядов конвективного горения. Более далекую перспективу составят пушки на основе ЖМВ, электромагнитные пушки и ЭТХАС в силу сложности сопряженных с их внедрением технических проблем по получению необходимых источников энергии требуемой единичной мощности.
  Ближайшую перспективу (20...30 лет), тем не менее, составят - поэтапная модернизация штатных орудий, разработка новых систем повышенного могущества.
Новые задачи в артиллерии требуют использования новых технологий на всех этапах жизненного цикла орудия - при проектировании, изготовлении, испытаниях, эксплуатации.
Целесообразно решить вопрос централизованного обеспечения предприятий ОПК материальным обеспечением для проведения математического моделирования функционирования узлов и деталей и орудия в целом в различных условиях эксплуатации для снижения затрат на дорогостоящие натурные испытания.
   Скорейшее решение отмеченных проблемных вопросов позволит ускорить сроки внедрения ведущихся разработок и создать арторудия нового поколения.

понедельник, 28 января 2013 г.

Мужество сирийских танкистов -3

После публикации двух вариантов разбора случая уничтожения террористами танка Т-72М1 сирийских правительственных войск: первого (признаюсь - ошибочного) и второго (исправляющего ошибки) на YouTube появился более полный вариант видео - с "предысторией" и более полным окончанием.
На видео хорошо видна подготовка нападения, применяемое оружие. Видно как профессионально работает команда "убийц". Гранатометчик высовывается лишь на считанные секунды только для того чтоб сделать выстрел. Место видимо заранее подготовлено, известно где находятся танки, гранатометчика фактически ведут на место выстрела. Сразу после удара - быстрое отступление. Ничего удивительного что команду "охотников за танками" не удается вовремя засечь. Подтверждается идентификация оружия - таки это действительно РПГ-29. Подтверждается наш запоздалый вывод о том что попадание было в район наружного топливного бака над пятым катком.  На что хотелось бы дополнительно акцентировать внимание, так это на тот факт, что данное видео очень наглядно опровергает факт непременной детонации боекомплекта при пожаре в танке Т-72 и "улетающих башнях".


Мужество сирийских танкистов-2

 Не ошибается только тот , кто ничего не делает.
народная мудрость
  В результате продолжения обсуждения видео и нашего предыдущего сообщения на форуме "Сила России", возникли сомнения в правильности первоначального описания ситуации. Участники форума привели ряд доводов, с которыми трудно не согласиться. В связи с этим, посчитал правильным изложить тут альтернативную версию, а так же некоторые дополнительные наблюдения.
Согласно второй версии, стрельба из РПГ-29 ( тут твердо остаюсь на изначальном мнении) велась с противоположной стороны улицы и соответственно попадание ракетой было не в корму а в правый борт корпуса - в наружный топливный бак над пятым опорным катком.
За это говорит вспышка взрыва именно в этом месте (при первоначальном разборе этот момент как раз очень смущал).
А так же состояние бака до и после попадания:
Это хорошо объясняет почему танк №3 не видел стреляющего. Будь это выстрел РПГ-7 или СПГ-9, возможно ничего страшного не случилось бы. Но тандемный РПГ-29 своим лидирующим зарядом пробил бак, а основным борт корпуса танка чуть ниже погона. 
При этом воспламенил заряд, находящийся почти под командиром танка. Возможно кумулятивная струя смогла достигнуть и бака-стеллажа с зарядами. Если поглядеть на разрез танка (заряды обозначены желтым, снаряды розовым) то ее траектория как раз упирается в него. Хотя судя по силе и продолжительности горения, возможно что горели только те заряды, что были рассованы по боевому отделению и находились вне укладок автомата заряжания и стеллажей.  Остается вопрос - что произошло с моторной перегородкой. На кадрах видео четко видно пламя в районе кормы. Ранее мы его приняли за огонь из пробоины в корме. Однако, размер "дырочки" от "кумы" и величина пламени как-то не соответствовали. При более внимательном просмотре, стало ясно, что пламя вырывается из выходных окон вентилятора системы охлаждения. Так же видно, что находящиеся под давлением газы как бы наддули изнутри весь танк и соответственно вырываются из всех щелей - в районе МТО это радиаторы и выходные окна вентилятора. 
 При первоначальном разборе так же смущал огонь, ясно видимый в передней части танка, перед башней. Смущал до тех пор, пока не пришло осознание, что это огонь из открытого люка механика-водителя. 
Все остальное собственно остается соответствовать тексту предыдущего разбора. Единственно, что была предложено весьма правдоподобное описание момента связанного с выстрелом этого танка: пушка заряжена, руки наводчика на "чебурашке", попадание гранаты, пробитие, пожар, все очень быстро, рефлекторное сжатие пальцев наводчика-выстрел....
В заключение, хочу поблагодарить всех участников форума "Сила России" за ценные советы и умные мысли.


воскресенье, 27 января 2013 г.

Мужество сирийских танкистов

 Гражданская война в Сирии, развязанная Аль-Каидой при поддержке, с фактического согласия ООН и НАТО, преподносит очередной пример живучести в бою танков советского производства. Мы уже видели, как подорваный на фугасе Т-55 вытащил из боя экипаж и лишь потом сгорел. Мы видели как выдерживают расстрелы из СПГ-9 танки Т-72 самых ранних экспортных серий, демонстрируя при этом удивительную живучесть. Мы видели как сгорает подорванный на мощнейшем фугасе Т-72М1, но при этом спасает экипаж, вывозя его из под обстрела, в результате пожара боеукладки, снаряды, вопреки многочисленным басням, не детонируют, и башня, как ни странно, не отлетает. И вот 25 января на YouTube был опубликован еще один, новый, всего 36-секундный ролик, но зато весьма интересный.

  Сейчас в Интернете на ряде форумов ведется его активное обсуждение. Не смотря на в целом верные оценки запечатленного на этом видео, некоторые пропагандисты, воспевающие достижения террористов сирийского крыла Аль-Каиды, старающиеся очернить технику российского производства, намеренно дают ошибочную интерпретацию фактов. "Отличились" и некоторые центральные каналы. Так "Россия 24" выдала следующий перл: " ... во время залпа заклинило боекомплект вследствие чего взорвался...", - еще раз подтверждая крайне низкий интеллектуальный уровень современной российской журналистики. Так или иначе, но у нас есть все, что бы с достаточной степенью точности восстановить картину убийства экипажа сирийских правительственных танкистов.
  Место действия город Дарайя, недалеко от Дамаска. Город был захвачен боевиками группировки «Джебхат ан-Нусра». По официальной информации, город был освобожден 4 января, но судя по всему, зачистки городских кварталов продолжаются, в городе действуют хорошо подготовленные группы боевиков-наемников, возможно из числа инструкторов. В том числе группы "танк-киллеров" - охотников за танками. Такие группы используя различные укрытия пробираются к местам сосредоточения танков правительственных войск, обходят их, нанося удар с наиболее безопасного и выгодного направления, либо устраивают засады. При этом действуют скоординировано, ведя интенсивный радиообмен. Зачастую, против одной правительственной бронегруппы действуют две-три группы "охотников" при поддержке сил отвлечения и обеспечения. Для ознакомления с общей обстановкой можно посмотреть вот этот ролик от 09 января:

 Так же интересную информацию можно почерпнуть из интервью генерала сирийской армии, данному Марату Мусину "ANNAnews" 11 января:
   Вернемся к разбору нашего исходного сюжета. И так, как мы видим с самых первых кадров, на улице города, в очень плотной многоэтажной застройке действуют три правительственных танка Т-72М1. Танки не оснащены современной прицельной оптикой, не имеют динамической, либо какой либо иной дополнительной защиты. Такие танки фактически устарели уже к середине 1980-х годов.
 Боевой порядок в целом выстроен грамотно: два танка, встав уступом,  контролируют улицу, третий, прикрыв свою корму зданием, контролирует улицу в противоположном направлении. Однако, это ему плохо удается - выслеживать из под брони через устаревшую оптику действия пеших террористов, вооруженных переносными противотанковыми средствами, очень сложно, фактически невозможно. Опыт боевых действий в условиях города требует совместных действий пехоты и бронетехники. При этом бронетехника подавляет выявленные очаги сопротивления, а пехота производит зачистку и в свою очередь прикрывает бронетехнику. В данном случае, пехота судя по всему, оторвалась от танков и выдвинулась вперед.  Как печальный итог, уничтожение одного из танков с наиболее уязвимого кормового направления. Попадание ракетой, пожар боеукладки. В момент взрыва, пораженный танк производит выстрел (что дало повод для безграмотной инсинуации "России 24"). Спасся только один член экипажа - наводчик, выброшенный через люк газами в результате взрывного горения зарядов. Человеку очень повезло!
     В ходе детального разбора, некоторые участники обсуждения первоначально предположили, что этот человек не член экипажа, а террорист-смертник, бросившийся под танк, однако вскоре эта версия была опровергнута, и ниже мы детально в этом убедимся. Вопросы вызывает место попадания. По одной, сразу скажу, ошибочной версии, попадание произошло в борт башни. По второй - в борт корпуса в район топливных баков. По третьей - в корму корпуса танка. Что в свою очередь повлекло за собой пару вопросов: 
Первый - если попали в корму корпуса, то как так получилось что тут же загорелась боеукладка в боевом отделении? Неужели двигатель не обеспечивает экранирование и защиту? 
Второй - чем стреляли? Назывались в качестве версий СПГ-9 и РПГ-29 "Вампир".
  Начнем разбираться. HD качество видео позволяет нам сделать достаточно качественные скриншоты. На первом мы видим подлетающий к танку с кормы некий "объект".
  Его форма позволяет определить траекторию движения и место попадания.
Как хорошо видно, попадание приходится не на башню (район погона башни) как утверждают некоторые фальсификаторы, а примерно в верхний левый угол кормового листа. Увеличим изображение, и попробуем идентифицировать объект:
В результате специальной программной обработки изображения, он достаточно легко читается как выстрел РПГ-29 "Вампир". Силуэт очень характерен, четко видно лидирующий заряд тандемной кумулятивной БЧ. Это не просто серьезная, а очень серьезная штука! Вспомним, что в середине 2000-х годов "Вампиры" весьма успешно применялись иракскими повстанцами против американских оккупантов. На этот счет нашлось даже весьма любопытное видео:
В 2006 году, во время операции против палестинских патриотов в Ливане, израильские танки "Меркава", в том числе самой совершенной модификации Mk.4,  начали нести ощутимые потери от переносных противотанковых средств. В ходе последующего "разбора полетов" выполненного достаточно профессионально и скрупулезно израильскими любителями истории бронетанковой техники, выяснилось, что большинство потерь и повреждений "Меркавы" несли от ПТУР. Однако, в этом случае вызывает удивление вой, поднятый в прессе заявлениями израильских официальных лиц. Министр внутренней безопасности Израиля Ави Дихтер, а вслед за ним и министр обороны Амир Перец, заявили,что в боях на юге Ливана «Хезболлах» использует современные противотанковые комплексы российского производства и, в частности, РПГ-29. Тут показательно, что был выделен и назван именно этот образец ПТС. Наконец, в 2007 году в том же Ираке, из РПГ-29 была пробита лобовая броня корпуса британского танка «Челленджер-2». 
Механику-водителю при этом оторвало три пальца ноги, ранения получили и два других члена экипажа танка. Так что ничего удивительного в поражении "старичка" Т-72М1 этим мощным РПГ нет. На следующем скрине мы видим сработку лидирующего заряда его тандемной БЧ (2).
Через мгновение следует основной взрыв (1).
Вероятно крышка люка наводчика-оператора на пострадавшем Т-72 не была полностью закрыта и застопорена. Взрывом основного заряда ее открыло, и мы видим вспышку  вырывающуюся через этот открытый люк. Одновременно мы видим сноп пламени, вырывающийся из пробитой кормы. Практически одновременно со взрывом происходит выстрел из пушки танка. Вероятно она была к тому моменту заряжена и готова к выстрелу. В момент удара РПГ, наводчик непроизвольно нажал на спуск, либо, возможно, произошло какое-то нештатное замыкание проводки, ибо сразу после выстрела наблюдается отказ стабилизатора вооружения с электро-гидравлическим приводом - пушка свободно раскачивается вверх-вниз, что красноречиво свидетельствует о поврежденной гидравлике и кабельных трассах. От взрыва РПГ начинают гореть заряды, находящиеся за спиной наводчика у моторной перегородки. Тот факт, что наводчик не был убит на месте, показывает что мощности РПГ-29 едва хватило пробить 45 мм корму танка, пройти через МТО и преодолеть тонкую моторную перегородку. Что бы понять траекторию снаряда внутри МТО и тот факт, почему двигатель не экранировал боевое отделение, посмотрим на схемы:

На них мы постарались максимально наглядно реконструировать то как происходило поражение. Видно, что кумулятивная струя задела двигатель буквально по касательной, с самого края, зацепив край крышек головок блоков цилиндров, а до того прошла вдоль радиаторов системы охлаждения.  Стрелял явно профессионал высокого класса и метил он отнюдь не в корму - попади ракета чуть ниже и двигатель не дал бы ей поразить укладки, находящиеся в боевом отделении. Целились в весьма уязвимый с кормы погон башни. 
   Некоторые эксперты утверждают, что будь танк оборудован современной быстродействующей системой ППО, например "Иней", то пожар можно было бы предотвратить. К сожалению это не так. Никакое ППО не может погасить кумулятивную струю и тем более загоревшиеся заряды. Последние не залить водой, не загасить ни пеной, ни порошком, ни инертным газом. Изоляция от кислорода воздуха тут не поможет ибо окислитель уже входит в состав заряда. Если заряд загорелся - все - горение уже никак не остановить. А вот что касается распространения огня в МТО, то мы как раз наблюдаем, что распространения огня в МТО не произошло, возможно сработало штатное ППО. На последующих кадрах виден слабый чадящий дым, медленно поднимающийся через радиаторы - последствие термического воздействия кумулятивной БЧ и горения зарядов в БО, но не более того.
   Теперь о по истине чудесном спасении наводчика. Сложно сказать, в каком состоянии он находился после собственно взрыва. Скорей всего был контужен и потерял сознание. Внимательно наблюдая за развитием событий, видим, что заряды вспыхнули не сразу, а разгорались постепенно. Какие-то мгновения после взрыва не происходит вообще ничего, но потом из распахнутого взрывом люка начинает валить дым. Давление газов внутри боевого отделения нарастает - заряды разгораются один за другим, после чего мы видим мощный столп пламени. Но до этого момента, человек не предпринимает никаких попыток покинуть горящую машину - не видно что бы он пытался вылезть самостоятельно через люк.  Напротив, по кадрам проматывая запись, видно, что его тело падает на землю где-то на 13 секунде ролика, в то время как горение зарядов только-только прошло максимальную стадию. 
Потоком раскаленных газов его попросту выкинуло через люк. При этом его одежду наддуло и разорвало клочьями. Сорвало обувь, разодрало штанины, останки которых болтаются только благодаря ремню на поясе. Куртку задрало вверх и вывернуло на изнанку. К стати, в последствии мы видим, что человек уверенно поднимается с земли и действует весьма разумно, во всяком случае продолжает хорошо ориентироваться в пространстве. Значит он не потерял зрение! Еще важнее то, что, находясь в "огненном шаре" он не заглотил раскаленный воздух в легкие - это была бы почти мгновенная смерть. По нашему мнению, все это случилось именно благодаря задравшейся вверх куртке, которая спасла и глаза и органы дыхания. На следующем скрине, хорошо виден открывшийся люк наводчика через который продолжает вырываться ослабевшее пламя. Видно, что пламя вырывается так же из кормовой части танка через дыру пробитую предзарядом. Видно, что человек лежит на спине вдоль танка ногами по направлению к корме. Такое положение невозможно в случае если человек сознательно
 спрыгивает на землю, за исключением случая если покинув люк он  катится по броне и падает "кулем" на землю. Но в последнем случае он находился бы непосредственно подле танка в районе башни и был бы не виден нам. Описанное выше так же опровергает и измышления о боевике -"камикадзе". 
Удивительно, но очутившись на земле, наш героический наводчик тот час приходит в себя, поднимаясь на ноги. Его ноги и туловище сильно обгорели - буквально черные от ожогов. Наверняка он испытывает страшнейший болевой шок, но как уже говорили выше, действует при этом осознанно. Он понимает, что по нему ведется огонь из стрелкового оружия - беспощадные террористы его хотят добить, возможно он видит откуда ведется огонь. Быстро поднимается и не опуская руки (иначе куртка будет задевать обожженное тело), обегает танк, скрываясь в здании у которого стоит танк №3,  в котором он возможно будет ощущать себя под защитой товарищей по оружию.
 В след ему продолжают звучать выстрелы, пули бьются о колонну здания, рядом с которой он только что пробежал.
 К сожалению, запись на этом обрывается. Нам не известно, что произошло дальше, как далее развивались события. Вероятно оператору боевиков-террористов вместе со своей группой убийц пришлось очень быстро уносить ноги с места преступления.  Мы не знаем что стало с нашим героем. Ожоги очень коварная вещь - летальный исход может наступить не сразу, а по прошествии 4-6 дней. Но будем надеяться, что безымянный наводчик Т-72 сильный человек, что удача будет продолжать благоволить герою и он сумеет выкарабкаться.Пожелаем ему выжить, а сирийскому народу победить!
   Подводя черту под разбором события, можно сделать шаг в сторону, и по теоретизировать на счет "не допущения" подобного в дальнейшем. В том числе и в родной Российской армии.
Некоторые лгуны начали бессовестно врать, что на каждом нашем ученье, сгорает "по два танка Т-72". Оставим этот бред на их совести, тем более, что в отличие от танков, скажем украинского производства, российские если и горят в мирное время, так только от безалаберности и безграмотности тех кто их эксплуатирует, а не по причинам конструктивного характера. Так или иначе, но пожары боевой техники и в мирное время действительно не редкость, что требует более активно заниматься оснащением экипажей специально защитной экипировкой (вопросы обучения - тема отдельного разговора). Не будем сейчас говорить о том, плох или хорош костюм "Ковбой", главное, он разработан, но войска практически не поступает, а если и поступил в отдельные части, то используют его исключительно на "показухах", а не при рутинной боевой учебе. Необходимо чтоб его внедрение было по настоящему массовым! При этом, необходимо продолжать заниматься его модернизацией. Приведенный случай - наглядный пример и повод для размышлений на эту тему - необходимо задуматься о защите лица. В первую очередь глаз и органов дыхания. Забыть о сапогах - нужна обувь плотно сидящая на ноге, фиксирующая штанины. Необходимо вести все дальнейшие конструкторские разработки новых образцов боевой техники используя принцип отделения экипажа от топлива и боеприпасов. К сожалению, очень много лет наше танкостроение, благодаря так называемой "морозовской школе", шло по ложному, вредительскому пути - пути уплотнения компоновки. Имея в качестве фетиша цель безудержного снижения массы танка и его габаритов, главный конструктор харьковского КБ А.А.Морозов уделял эргономике  самое малое значение, а боевой выживаемости экипажа и тому меньшее. В результате во всех конструкциях ХКБМ, как серийных, так и опытных, экипаж фактически сидел окруженный топливом и боезапасом. Это касается не только Т-64 с его ужасным механизмом заряжания "кабинного типа" - "карусели смерти", но и перспективных танков об.450 (Т-74), об.490, об.477. Задачу разнесения боекомплекта, топлива и экипажа, в результате удалось решить только российским конструкторам. В начале в проекте перспективного газотурбинного танка об.299, а затем и дизельного - об.195. Эти машины по различным причинам остались в проектах и опытных экземплярах (как в прочем и украинские "перспективники"), однако уже в этом году нам, ну или во всяком случае руководителям Министерства обороны, обещают показать новые платформы с вынесенным вооружением и экипажем отделенным от БК. Такими платформами являются танк и тяжелая БМП "Армата", а так же БМП среднего класса "Курганец-25" о которых мы неоднократно писали. Ничего подобного в мире пока не реализовано, во всяком случае в отношении танков. Предлагаемая некоторыми лжеэкспертами компоновка с выносом боеукладок за башню танка, подобно тому как это сделано на танках США, Германии, Франции и проч. стран, не "работает" применительно к машинам весовой категории до 50 тонн. Работы по ОКР "Бурлак", проводимые омским КБТМ это наглядно показали. Созданные опытные образцы, не решая задачу повышения боевой живучести коренным образом по массе превысили указанное значение, что не вписывается в концепцию  применения российских танковых войск, предусматривающую повышенную стратегическую мобильность, что в свою очередь предъявляет ограничения по массе из-за условий авиатранспортабельности. Таким образом - модернизация существующего парка танков путем вынесенного за башню автомата заряжания горизонтального типа - есть тупиковый вариант. 
 В то же время, боевые действия в сирийских городах, еще раз показывают необходимость  наличия в войсках машин огневой поддержки, имеющих танковый уровень защиты, но улучшенные прицельно-наблюдательные возможности и мощные эффективные автоматические пушки калибра 45-57мм (на первое время и 30мм сойдут) с углами возвышения до 70-80 градусов. На следующем видео из Сирии хорошо видно, что угла возвышения танковых пушек не хватает для поражения террористов, засевших на высоких этажах. Так же не хватает мощи 125мм танковых ОФС, чтоб 1-2 выстрелами развалить такой дом: 
В тоже время, существующая машина огневой поддержки БМПТ "Терминатор", имея угол возвышения блока с АП всего в 45 градусов, так же не эффективна в указанной ситуации
Еще одним крайне необходимым направлением в создании машин огневой поддержки, является создание "штурмовых танков" - тяжело бронированных боевых машин с гаубичным вооружением калибра 122-152мм умеренной или низкой баллистики, с увеличенным боекомплектом. 
Сирийский опыт, как и опыт антитеррористических операций в Чечне, показывает необходимость применения на танках и прочей бронетехнике защиты из рещетчатых экранов, применение современных комплексов активной и динамической защиты. Все это у нас есть, но только в разработках - серийно ничего из вышеперечисленного нашей армией не закупается.