пятница, 26 апреля 2013 г.

Российская армия получит двуствольный гранатомет «Крюк»

Благодаря двойному заряду РПГ-30 способен уничтожить любой современный танк

Российская армия получит двуствольный гранатомет «Крюк»
Фото: wikipedia.org
Минобороны определилось со сроками поставок в войска новейших ручных двуствольных гранатометов РПГ-30 «Крюк» разработки НПО «Базальт». Они начнутся в ноябре нынешнего года. «Известия» выяснили, что пока военные заказали 1 тыс. гранатометов стоимостью 83 тыс. рублей за штуку.
— Контракт на поставку РПГ-30 на сумму 83 млн рублей был заключен в конце прошлого года. При этом госиспытания гранатометы успешно прошли еще в 2009 году, — сообщил изданию представитель Минобороны.
«Базальт» начал разрабатывать новый гранатомет в 2007 году. Он задумывался как ответ на современные серийные комплексы активной защиты танков типа израильских систем Trophy и Iron Fist, а также российской «Арены». Такая техника способна сбивать гранаты и ракеты на подлете к танку.
— «Крюк» стреляет двумя реактивными гранатами сразу. Первой идет имитатор, вызывающий срабатывание активной защиты танка, следом — основная граната калибра 105-мм, как у предыдущего варианта РПГ-29 «Вампир», — пояснил «Известиям» офицер Минобороны.
Имитатор выстреливается из дополнительного ствола, расположенного над основным. РПГ-30 превосходит РПГ-29 в компактности — длина чуть более 1 м против почти 2 м. Отметим, что и «Вампир» хорошо зарекомендовал себя на войне в Сирии, где неоднократно демонстрировал потрясающую пробивную мощь.
— Нынешние штатные гранатометы РПГ-22 и РПГ-26 обходятся примерно в 30 тыс. рублей за штуку. Цена «Крюка» выше в два с лишним раза потому, что имитатор достаточно дорогое удовольствие, — сказал «Известиям» независимый военный эксперт Алексей Хлопотов.
В войсках говорят, что переход на РПГ-30 не должен быть сложным для личного состава.
— Конечно, в новом гранатомете требуется особый хват, так как там два ствола. Вначале кажется, что держать его неудобно, но после пары занятий привыкаешь. Особенность только в том, что имитатор там довольно хрупкий и «Крюк» надо использовать осторожно, — рассказал офицер службы ракетно-артиллерийского вооружения Южного военного округа.
По мнению редактора сайта «Отвага-2004» Виталия Моисеева, закупки пока еще секретного гранатомета — это продолжение противостояния техники защиты и нападения.
— Российская армия должна быть готова к борьбе с любым противником, имеющим устаревшее или высокотехнологичное вооружение. Возможно, в ближайшее время многократно вырастет количество стран, оснастивших свои танки комплексами активной защиты. А у нас уже будет «Крюк», — заявил Моисеев «Известиям».
Первая тысяча РПГ-30 поступит на окружные склады Южного и Центрального военных округов, откуда их передадут в бригады.
Источник

четверг, 25 апреля 2013 г.

К ветеранам Вооруженных сил и боевых действий!

Уважаемые ветераны боевых действий!

 Работая в войсках, корреспонденты газеты Министерства обороны РФ «Красная звезда» часто проводят читательские конференции, в ходе которых солдаты, сержанты и младшие офицеры ставят вопрос о публикации статей и корреспонденций, в которых бы освещался боевой опыт недавних военных кампаний.

 Вот, например, что написал один из военнослужащих:

«В газете, на мой взгляд, надо больше освещать события на Северном Кавказе. Интересно было бы прочитать о героях и подвигах, которые они совершили в ходе двух чеченских компаний, о тактике ведения тех же городских боёв. Сейчас в «Красной звезде» публикуются дневники афганской войны, и это очень интересно, потому что о конкретных боях, о фронтовом быте рассказывается от первого лица».
Поэтому редакция намерена впредь чаще давать слово тем, кто воевал, чтобы они могли рассказать о своем опыте, дать советы по применению оружия, высказать свое мнение.
Редакция газеты обратилась с предложением о сотрудничестве к администраторам сайта «Отвага» (http://otvaga2004.ru/). Мы собираемся сделать беседу с авторами этого сайта и договариваемся о совместном проекте. Редакция газеты «Красная звезда» будет со ссылкой на сайт www.otvaga2004.ru публиковать материалы, которые вы, уважаемые ветераны боевых действий, будете присылать для обсуждения на данном сайте. Нас интересуют ваши рассказы об участии в боевых действиях, ваше мнение, ваш опыт. Нам очень понравился, например, материал Алексея Соколова «Война в Чечне глазами командира танкового взвода», опубликованный на сайте. С согласия администраторов сайта «Отвага» материалы вы можете пересылать одновременно и для газеты «Красная звезда» — ссылку на сайт мы будем всегда давать. В редакции газеты «Красная звезда» эту тему – боевого опыта — будет вести специальный корреспондент газеты полковник ВДВ запаса, ветеран боевых действий в Афганистане Александр Александрович Колотило. Его электронный адрес: aleksandrkolotilo@yandex.ru
Желательно также, чтобы авторы присылали свои фотографии, которые будут также опубликованы в газете.

Умер конструктор Аркадий Шипунов

Умер известный тульский конструктор Аркадий Шипунов
Ему было 85 лет.

25 апреля, в возрасте 85 лет скончался выдающийся советский конструктор, разработчик автоматического стрелкового вооружения Аркадий Георгиевич Шипунов.
Биография
  • Родился 7 ноября 1927 года в городе Ливны Орловской области.
  • В 1950 году с отличием окончил машиностроительный факультет Тульского механического института по специальности «Стрелковые и артиллерийские системы и установки».
  • Трудовую деятельность начал в 1950 году в НИИ-61 (позднее – ЦНИИточмаш) в городе Климовске Московской области, где прошел путь от инженера до заместителя главного инженера.
  • В 1955 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук.
  • В 1962 году стал руководителем и генеральным конструктором ЦКБ-14, в дальнейшем преобразованное в государственное унитарное предприятие «Конструкторское бюро приборостроения» в городе Тула.
  • Награды и звания
Государственные награды Российской Федерации и СССР:
  •     Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР («закрытый») от 1979, орден Ленина и медаль «Серп и Молот»)
  •     Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 октября 2002)
  •     Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 ноября 1997) — за заслуги перед государством, большой личный вклад в создание специальной техники и укрепление обороноспособности страны[2]
  •     Орден Ленина (1984)
  •     Орден Октябрьской Революции (1971)
  •     Орден Трудового Красного Знамени (1989)
  •     Орден Знак Почёта (1966)
  •     Медаль За боевые заслуги (1966)
  •     Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  •     Медаль Жукова (1996)
Премии:
  •     Лауреат Государственных премий СССР (1968, 1975, 1981)
  •     Лауреат Ленинской премии (1982)
  •     Лауреат Государственных премий РФ (1998, 1999)
  •     Лауреат премии им. С. И. Мосина (1966, 1975, 1981, 1986, 2002)
  •     Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники (2005)
  •     Лауреат премии «Человек года» (2000, 2005)
Звания:
    Почётный гражданин Тулы (14 ноября 1997) и Тульской области
    Почётный работник высшего профессионального образования РФ (2000).

К 70-летию Уральского добровольческого танкового корпуса

К 70-летию Уральского добровольческого танкового корпуса
Без семьи
Но Коля Самойлов, который в 1943-м  вместе с другими тагильскими подростками оказался воспитанником 19-го танкового полка 2-й танковой бригады 10-го УДТК, тогда и предположить не мог, какой славной  станет история корпуса, выполнявшего боевые задачи и приближавшего Победу. Еще за несколько лет до окончательного разгрома врага в корпусе занимались патриотическим воспитанием юных советских граждан, которым предстояло жить в послевоенной стране.
- В семье Александра Федоровича Орлова я был младшим сыном, - рассказывает Николай Александрович Самойлов. -  В голодные  30-е годы воспитывать второго ребенка, особенно в деревне, было сложно. Ну и меня, еще крошкой, отдали  бездетным материной сестре и ее мужу – Александру Михайловичу Самойлову. Я считал их папой и мамой, а настоящих родителей - тетей Зиной и дядей Сашей. Но после ссоры между сестрами (я учился уже в первом классе) Самойловы объявили: «Мы тебе не родители»  и  отправили меня в Черноисточинск.
Родной брат принял «пополнение» с недовольством: «Вот еще, нахлебник прибыл». Из-за неурожая в 1943-м, чтобы заработать на еду, я  поехал промывать золото. Нас, двоих пацанов, взяли в бригаду старателей на полпая. Надо было скатать 400 тачек, один доставлял их, другой выкидывал то, что промыто. Работали до октября, пока не стало подмерзать. Учиться дальше возможности пока не было – к тому времени за плечами было всего пять классов.
Дед и бабушка по материнской линии Мартын Сергеевич и Лукерья Артемьевна Мусатовы жили в Тагиле. Мать собрала меня, дала мешок картошки и велела добираться к ним по узкоколейке. Но билеты на паровоз  продавали только прошедшим санобработку. Так что путь до Тагила я прошагал пешком.  
У Мусатовых квартировал в то время начальник штаба 19 танкового полка. Как-то  вечером мы разговорились. «Пришло распоряжение собирать ребятишек, у которых нет родителей,  или беспризорных. Может, пойдешь к нам сыном полка?» - «Кормить-одевать будете?» - «Будем!» - «А учить?» - «И учить тоже». Конечно, я согласился. С запиской для командира полка прибыл на проходной пункт. На Вые, где сейчас находится рынок, располагались и штаб полка, и первый батальон. Второй – на Липовом тракте, а третий – за плотиной.
Из воспитанников я оказался самым первым. В столовой меня накормили, дали с собой хлеба. Но на ночлег пока ходил к бабушке, а утром возвращался в полк. Постепенно  набралось 16 мальчишек. Обмундирование для нас – гимнастерки, брюки, шинели, сапоги – перешивали из вещей для взрослых. Нам выдавали и летнюю, и зимнюю  форму, спальные принадлежности, водили в баню. Меня направили в школу, опять в пятый класс. Но дружил я с ребятами постарше.
После официального зачисления в полк в 1944-м (это событие праздновали всем полком)  жизнь в погонах продолжалась до сентября 1946 года. Погоны у нас были, как у рядовых танкистов. Когда вышла повесть Валентина Катаева «Сын полка» воспитанников стали называть и сынами. С запада на Урал приехало много ребят – и эвакуированных, и сирот, и даже раненых. Заботы о них брала на себя воинская часть, а средства выделяло правительство. Мы тогда об этом не задумывались, а сейчас я понимаю: так нас спасали от голода и холода, давали образование.
Под «Прощание славянки»
Наш взвод был музыкальным, в духовом оркестре я играл на кларнете. В репертуаре у нас были популярные произведения: марши «Прощание славянки», «Егерский», краковяк, разные вальсы. Выглядело все солидно: мальчишки в форме, капельмейстер Александр Апполонов, которого мы звали «дядя Саша». Играли не только для военнослужащих, но и для гражданских, выступали в клубе Горького, на танцплощадках.
Самые ответственные  концерты были в армейском клубе перед солдатами. Три месяца они учились  на танкистов, осваивали  новую технику. Потом меняли грязное, засаленное обмундирование на чистую форму и отправлялись в запасной полк, который стоял на Вагонке. Оттуда, после получения танков с завода, их провожали на фронт. Торжественно, с теплыми напутствиями, под музыку. У нас горели глаза, мы с восхищением смотрели на бойцов.
Да и военные понимали, какая ответственность на них лежит. Так мы проводили танкистов не одного набора. Механик-водитель, артиллерист-наводчик, стрелок-радист и командир танка – это был экипаж боевой машины Т-34.
Мы, мальчишки, ездили на танкодром – на Зай-гору. Видели учения, стрельбы, нам даже разрешали покататься на танке.
Но куда конкретно шла отправка машин, был большой секрет, по крайней мере, мы этого не знали. Все танкисты были молоденькими. Старших-то к тому времени сколько повыбило, сколько попало в плен…
В сентябре 1946 года меня нашел приемный отец Александр Самойлов. Он  жил, как оказалось, совсем рядом - в 40-квартирном доме и увидел меня из окна. При встрече пригласил в гости. Я стал часто бывать в этой семье. А когда Самойловы предложили  переехать к ним, обрадовался, объяснил все командиру, и меня отпустили. Так что учебу  я продолжал уже в гражданской школе.
Удостоверение ветерана Великой Отечественной войны мне выдали  в феврале 2004 года (на основании статьи 17 ФЗ «О ветеранах» -  как служившему в действующей армии, но не ходившему в атаку). Когда отмечалось 65-летие УДТК, меня удостоили Знака в честь этой даты. Таких, как я, из нашей области приехало в Екатеринбург человек пять.
За те несколько лет, что Коля Самойлов носил погоны в полку, он привык к дисциплине, порядку, научился носить форму, быть подтянутым, опрятным, стал крепким, приобрел навыки армейской жизни, настоящую военную выправку. Все это позднее пригодилось и  на срочной службе. Его ставили в пример другим.  «Где учился?» - поинтересовался командир. «Был сыном полка». – «Будешь моим помощником». И это во многом предопределило жизнь Николая, когда он попал на курсы подготовки офицеров запаса в Еланские лагеря. Уволился со службы лейтенантом. Работал школе №23 - преподавал  военное дело и физкультуру. А вечерами сам превращался в ученика – заканчивал 10-й класс в школе рабочей молодежи. После педагогического института три года проработал в школе №64.
В Коммунистическую партию Николай Александрович вступил в 50-е годы прошлого века, имеет награды от ЦК КПСС. Как коммуниста его начали продвигать по партийной линии. В Ленинском районе курировал образовательные учреждения. Когда Самойлов совместно с первым секретарем обкома КПСС Г.В.Колбиным, первым секретарем Тагилстроевского райкома КПСС М.П.Шапошниковым, коллегами из Ленинского райкома партии, руководителями треста «Тагилстрой» и домостроительного комбината взялись за  строительство новой школы - №12, на него потребовалось всего шесть месяцев. Организовали  работу так, что плановые сроки  были перекрыты.  
- Новостройка готова к сдаче, а ни оборудования, ни мебели нет, - выполнение этого партийного задания запомнилось Николаю Александровичу на всю жизнь. -  Поехал в область и пошел по кабинетам: «Требуется вот это, это и это». – «Так ведь школа должна сдаваться только на будущий год!» - «Но мы пустим ее в сентябре. Как же быть?» Все разводят руками.
Тут я вспомнил про Колбина и добился приема у него. Геннадий Васильевич  пригласил меня на заседание обкома: «Как раз строителей  буду заслушивать, вот тогда и решим ваши вопросы». Он поднимал всех руководителей по очереди: «Сколько денег не освоено? Почему?  Записывайте номер счета, деньги переведете на него». И на другой день без волокиты все уже было в  порядке.
Последующая биография полковника МВД России Николая Александровича Самойлова была связана  с управлением внутренних дел нашего города, откуда он «в 58 лет ушел на покой». Но вскоре его  вызвали в область, где создавалась служба собственной безопасности – дело, которому Самойлов отдал еще десять лет. Он долгое время работал в совете ветеранов Свердловской области.  Жизнью, как говорит, вполне доволен: «Меня уважают, не забывают, часто приглашают на встречи с учащимися».
У него сохранилась  фотография, с которой исподлобья смотрит «сын полка» в гимнастерке. Из  «наград» - только блестящие пуговицы. Сегодня на сером парадном кителе Самойлова   среди медалей и орденов особое место занимает  «Знак почета 1 степени «За особые заслуги»,  врученный  Николаю Александровичу советом ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск Свердловской области. Этот человек многое успел, многим помог. Сам ковал свой характер и выстраивал свою судьбу. Но один из главных кирпичиков в ней был заложен в  сороковые  (прошлого века) - командирами и бойцами Уральского добровольческого танкового корпуса.
Нина СЕДОВА. 

Уралвагонзавод определяет перспективы

На головном предприятии ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» подвели итоги работы за первый квартал 2013 года и определили ближайшие перспективы работы предприятия.

В  2013 году на вагоносборочном производстве наблюдается небольшое снижение объемов по полувагонам, которое происходит из-за колебания спроса на рынке подвижного состава. Полная загрузка мощностей вагоносборки  осуществляется за счет изготовления других железнодорожных изделий, в том числе, цистерн, спрос на которые  уверенно растет. План производства цистерн в 2013 году уже обеспечен контрактами и составляет 6 615 единиц, что выше уровня 2012-го на 9%. Предусматривается расширение их модельного ряда. Среди новых разработок – цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов. По прогнозам они имеют хорошие рыночные перспективы. Инициирован проект по разработке и постановке на производство криогенных цистерн для перевозки и хранения сжиженных кислорода, аргона и азота. Расширяется производство специализированного подвижного состава, например, лесовозов и думпкаров.
Кроме того, делается ставка на производство запасных частей. Спрос на них также увеличивается. Соответственно в разы будет увеличено и их  производство. В феврале текущего года объемы реализации запчастей составили 127 млн рублей. В марте по предварительной оценке будут минимум 140 млн, в апреле - 250 млн рублей.
На фоне снижения спроса на вагонную продукцию идет увеличение нагрузки на механосборку. Наличие долгосрочных государственных контрактов, а также решение Минобороны России об увеличении с 2013 года заказа на капитальный ремонт с модернизацией спецтехники позволяют с уверенностью планировать загрузку и ритмичную работу механосборщиков.

среда, 24 апреля 2013 г.

Новое видео с танками в Нижнем Тагиле: боевая техника теперь ездит медленно и организованно

Уральские автомобилисты вновь сняли военные машины. Правда, теперь в кадре минимум «экшна» 
 
По всей, видимости, руководство «Уралвагонзавода» все-таки сделало выводы из недавних скандалов с участием их продукции. Напомним, в феврале Нижний Тагил отметился роликом, в котором перед носом ничего не подозревающего водителя легковушки на дорогу с огромной скоростью выскочил танк.
- Смотри, Алена, танк! - только и успел тогда сказать своей спутнице шофер.
Гаишники в тот раз встали на сторону военной техники. Мол, «гражданская» машина проехала на красный свет светофора, установленного специально на месте, где танки едут с Уралвагонзавода на полигон для испытаний. Ну, а танк соответственно двигался на законный зеленый.
В России эту видеозапись посмотрели тысячи человек. Даже в Америке ролик с тагильским танком показали в юмористическом телешоу. Казалось бы, после такой шумихи танкисты «УралВагонЗавода» должны были начать вести себя тише воды, нижнее травы. То есть ездить с самой минимальной скоростью и исключительно на зеленый свет. Но в апреле во всемирную паутину попала еще более скандальная видеозапись. На ней многотонная стальная махина выскакивает на проезжую часть на красный свет, подрезает легковушку и, как ни в чем не бывало, мчится дальше по своим делам.
После того, как этот ролик оказалось в интернете, на «боевого шумахера» тут же ополчилась и полиция, и руководство «УралВагонЗавода», которому и принадлежит техника. Тагильского лихача даже разжаловали на месяц из танкистов в грузчики и лишили премии. Но на этот дирекция УВЗ решила не останавливаться. Судя по кадрам, которые снял очередной автомобилист, теперь танки ездят на полигон исключительно стройной колонной, да еще и с машиной сопровождения. Автомобилисты теперь могут спать, а главное – ездить, спокойно.
Источник

"При мне танк родился, я его испытывал"

"При мне танк родился, я его испытывал"
С балкона Германа Анатольевича Моргунова отрывается вид на площадь Танкостроителей. Вот уже девять лет, как в ее центре на постаменте возвышается Т-72.
- Это моя судьба, - размышляет Герман Анатольевич, усаживаясь за широкий письменный стол. - При мне танк родился, я его испытывал.
Моргунов 53 года проработал в Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения УВЗ. В 1970-м испытывал танк Т-72. «Изделие», как говорили из-за строжайшей секретности, подвергалось дикой жаре и глубокому минусу. Лихорадочные скачки температур испытывали на себе и люди, которые, увы, не обладали железным панцирем.

«Харьковцы» и «тагильцы»
…Еще до появления легендарной машины, в Харькове был разработан танк Т-64. Замечательный по всем параметрам. Объем моторно-трансмиссионного отделения у него был в два раза меньше, чем у громоздкого американского аналога.
- А чем больше танк, тем легче в него попасть, - рассуждает Герман Анатольевич. - Следовательно, чтобы его сохранить, нужно больше брони. Это вес. Чем больше брони, тем более мощный двигатель необходим. Представляете, сколько топлива нужно возить на себе?
Совет Министров и ЦК КПСС постановили: на УВЗ запускать производство Т-64. Но на Вагонке начали разработку собственного, уральского танка.
- Чем взял Т-34? Парни, которые в своей жизни ничего кроме телеги не видели, ремонтировали его запросто. Мы должны были сделать уральский танк максимально простым, надежным и в то же время отвечающим требованиям времени. Нам это удалось, - вспоминает ветеран.
В 1970-м по инициативе главного конструктора Валерия Венедиктова на УВЗ было создано бюро эксплуатации. И в том же году Моргунова отправили на первые конструкторско-доводочные испытания: зимой - в Даурию, а летом - в пустыню Каракумы.

Каракумы: на термометре плюс 50
Бригаду тагильских конструкторов разместили на полигоне в Каракумах, в нескольких десятках километрах от Теджена.
- За несколько дней рубашки побелели от соли – столько воды уходило из организма! – начинает свой рассказ Герман Анатольевич. - Началось обезвоживание. Все худели, чернели, высыхали. Хотелось пить, пить, пить… Но горло пересыхало сразу же, как заканчивалась струя. Живот полон, булькает. Мы заваривали верблюжью колючку. Выпьешь литра три горячего напитка - и на два часа забываешь о жажде.
Местных жителей, туркменов, можно было узнать по стеганым халатам, шароварам, бараньим шапкам и сапогам. Мы, собираясь в пробег, надевали зимние шлемофоны с мехом внутри, чтобы влага хоть как-то увлажняла кожу. И обязательно – перчатки. Танк нагревался до 80 градусов.
Еду готовили сами. С одной стороны стояла бортовая машина, с другой - соорудили стену из ящиков запчастей, сверху натянули брезент. Вот и вся столовая.
Однажды из Ашхабада к нам приехал связной. Удивился: «Почему это у вас брезент не зеленый, а черный?». Я говорю: «Это не брезент черный, это мухи…Толя, поешь». Он как глянул на меня: «Не буду». Ему дали консервную банку. Он с головой накрылся полиэтиленовой пленкой и там ел.
В столовой завели жесткий, неукоснительный порядок: сварили еду, два часа прошло, выливаем. Не дай бог, отравление.
В Туркмении очень грязно. В лагере, особенно в первое время, маялись дизентерией. Заехал майор-медик: «Вы люди взрослые, грамм по 50 спирту, и все будет нормально». Я попал в тот же полк через 17 лет. Всюду, куда ни ступишь, была насыпана хлорка, а офицеры болели гепатитом почти поголовно.
…Пустыня – ровное, как стол, место. Но фауна там поразительно богатая! Дикобразы, шакалы, летучие мыши, ежики ушастые... Каждый из нас держал свой «зоопарк». В баночках сидели фаланги и богомолы. А сколько черепах натащили в казарму!

Даурия: ниже минус 40
- Ужасно холодно, - продолжает Герман Анатольевич. – Голая, бесснежная земля трескалась от мороза. Реки промерзали до дна. На окнах - лед в два сантиметра. Спали в одежде. Как-то принесли веточку багульника в казарму. Поставили в воду. Через полторы недели на ней распустился розовый цветок. Хоть какая-то отдушина.
Днем и ночью проводились пробеговые испытания. От ударов опорных катков о промороженный грунт гнулись балансиры. Помню, как в пробеге водитель весело сообщает: «Впереди нас чей-то каток прыгает!» Невесело комментирую: «Так это наш каток».
У нас с собой имелась канистра с жидкостью для борьбы с переохлаждением. Сделав такое открытие, командир полка, в котором «квартировала» наша бригада, живо заинтересовался нашей работой. Подарил бочонок превосходной селедки, хотя сам никогда не закусывал. Багровея, он информировал: «В сорок один с половиной буду генералом».
Спирт обменивали на бензин для техники.

На берегах Онона не видно больше халцедона…
Во всех командировках, как только выдавался свободный денек, Моргунов устраивал «охоту» за камнями. Так у Германа Анатольевича образовалась большая коллекция минералов: лазуриты, сердолики, ониксы, яшма... Есть даже обломок метеорита, найденный в кратере Жаманшин в Казахстане, халцедон из Забайкалья и его разновидность красного цвета – сердолик.
- Эпоха неолита, пятый век до нашей эры, - поясняет Герман Анатольевич, вкладывая ромбовидный сердолик в мою ладонь. – Из этого камня древние люди пытались сделать наконечник для стрелы, скалывали отщепы, но потом заготовку забраковали.
- Где нашли такое богатство, ведь не на дороге же валялось? – мой вопрос у ветерана вызывает улыбку.
- Халцедон как раз на дороге валялся! Зимой в Забайкалье резко понижается уровень воды в реках. А снега нет. Вот и выходят камешки наружу. Вместе с товарищем из московского института двигателей ходили на реку Онон. Я - в воскресенье утром, он – вечером. Однажды спрашиваю: «Ну как успехи, Слава?» А он мне: «Сегодня на берегах Онона не видно больше халцедона. Весь халцедон с реки Онон уж Моргуновым унесен».
У Германа Анатольевича хранятся советские календарики. В них отмечены даты командировок. Впервые заводчанин командировался в 1959-м в Белоруссию. Три месяца бригада, которой руководил Моргунов, вела работы по замене носовых топливных баков.
- Когда я прикинул, сколько лет непрерывно ездил в командировки, оказалось - сорок. Бывало, за год проводил больше времени в казармах, нежели дома, в Тагиле. Три новых года встретил в Забайкалье.
Конструктор объехал всю Россию, был в Туркмении, Грузии, Казахстане, Белоруссии, Киргизии, Украине…

Кстати. Россия – единственная в мире держава, которая выпускала сразу три однотипных танка: Т-72, Т-64 и Т-80. Чтобы выявить совершенную машину, с 1979-го по1986 год были развернуты массовые сравнительные испытания во всех климатических зонах.
Боевые машины всюду ждали «сюрпризы». Кварцевый песок в Белоруссии «резал» ходовую часть - зубчатку ведущего колеса, траки. В пустыне эти и другие обрезиненные детали плавились. На Украине танки вязли в черноземе. Шли с трудом по стерне: соломинки и полова забивались в двигатель.
Тагильские конструкторы, бывшие на испытаниях, выискивали причины поломок, чуть ли ежедневно отчитываясь перед Валерием Венедиктовым. Главный конструктор расспрашивал с пристрастием: почему наши танки отстают по глубокому снегу? Кк идет забор воздуха в двигатель? Что требуется улучшить?
На УВЗ танк дорабатывался. Беспрестанная генерация идей, поиск нестандартных решений – адский труд.
По воспоминаниям Германа Анатольевича, однажды во время войсковых испытаний в государственную комиссию поступило замечание, что в воскресенье тагильчане пьют:
- Профессор Развалов тогда сказал: «Чего вы хотите? Это тагильцы. Они или работают, или пьют. Третьего не дано». Действительно, мы работали как звери. А ленинградцы? Они хоть и пели романсы, когда выпивали, но работать с такой отдачей, ответственностью – не умели.
По результатам испытаний Т-72 обошел своих конкурентов Т-64 и Т-80. Производство танка было поставлено на конвейер. Всего в период с 1974-го по 1992 годы СССР выпустил порядка 30 000 «семидесятидвоек». В 1998 году на выставке сухопутных вооружений в Ле Бурже под Парижем Т-72 был признан самым лучшим и самым массовым танком в мире второй половины ХХ века. Он стоит на вооружении более чем 30 стран мира.
Анастасия ВАСИЛЬЕВА.
ФОТО НИКОЛАЯ АНТОНОВА.
газета "Тагильский рабочий"  17.04.2013