суббота, 17 августа 2013 г.

Самый воюющий танк Т-72

Самый воюющий танк Т-72: уроки оборонного проекта

Тагильская школа конструирования бронетанковой техники
Сергей Устьянцев 
  7 августа 1973 года произошло событие, ставшее известным широкой публике лишь в 1990-х годах, – совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 554-172 на вооружение Советской армии был принят основной боевой танк (ОБТ) Т-72, созданный в Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения и производившийся на Уральском вагоностроительном заводе.
Сегодня это самый многочисленный, известный и «воюющий» ОБТ мира. По популярности его превосходит разве что автомат Калашникова. В отличие от множества других ОБТ Т-72 вызывает лишь два чувства: им либо восхищаются, либо, напротив, подвергают самой уничтожающей критике. Ни один солдат или инженер, имевший дело с «семьдесятдвойкой», не остался к ней равнодушным. А еще Т-72 – визитная карточка УВЗ и УКБТМ в 1970–1990-е годы.
«Семьдесятдвойка» – не просто боевая машина с определенным набором свойств и характеристик, но еще и овеществленный в металле памятник отечественной индустриальной культуры, сочетающий в себе опыт тагильской школы конструирования боевых машин, непревзойденное мастерство массового производства и оригинальный сплав отечественных и позаимствованных технологий.
Особую ценность сказанному придает тот факт, что список стран, сумевших самостоятельно разработать конструкцию и освоить технологии серийного производства ОБТ, – короче, чем перечень государств, имеющих собственную авиастроительную промышленность. Так что простого признания ценности советской и российской индустриальной культуры в области танкостроения совершенно недостаточно. Ее необходимо ее изучать, а выводы – учитывать при решении современных проблем и задач. И если обратиться к главному герою нашей публикации – танку Т-72, то гораздо важнее знать не то, какой это танк, а понимать, почему он такой. Иначе говоря, мы должны вникнуть в логику инновационного процесса, в систему мышления и ценностей конструкторов, технологов и военных, создававших и испытывавших Т-72.
Именно так прошлое может преподать уроки будущему.
                    УРОК ПЕРВЫЙ И ГЛАВНЫЙ: ПОСПЕШАЙ НЕ ТОРОПЯСЬ
Как известно, танкостроение возникло в Нижнем Тагиле в 1941 году в результате эвакуации Харьковского завода №183. В 1945 году в отличие от многих других перемещенных предприятий завод был оставлен на Урале, а в Харькове на базе уцелевших после оккупации цехов появился новый под № 75 и соответственно новое КБ. Таким образом, сегодня юридическим преемником довоенного харьковского завода № 183 является Уралвагонзавод.
В 1950-е годы харьковчане стали постепенно возвращаться на родину. К концу 1950-х годов все, кто хотел работать в Харькове, получили такую возможность. Тем не менее значительная группа уже добровольно осталась в Нижнем Тагиле, и вплоть до 1960-х годов ядро ведущих сотрудников и Харьковского, и Тагильского КБ в равной степени составляли бывшие работники довоенного завода № 183.
Сохранившиеся свидетельства позволяют утверждать, что в основе решения оставаться в Нижнем Тагиле или же возвращаться в Украину помимо массы личностных факторов лежал еще и различный подход к созданию перспективной бронетанковой техники. Сторонники «революционных» методов (новый танк – принципиально новые и самые прогрессивные узлы и агрегаты) во главе с Александром Морозовым собрались в Харькове, чтобы разрабатывать перспективную машину, не особенно заботясь о преемственности с танками-предшественниками. Сторонники эволюционного развития и постепенного совершенствования боевых машин остались в Нижнем Тагиле.
А дальше произошло следующее. Морозов с соратниками, освободившись от проблем обслуживания серийного производства танка Т-54, начиная с 1952 года занимались только перспективным танком. В конце 1966 года Т-64 удалось, не без проблем и интриг, протащить на вооружение Советской армии. Причем сразу же было известно, что это временная и промежуточная модель, которую в ближайшие годы должен был сменить более могущественный танк Т-64А – что и произошло в 1968 году. Причем обе машины оказались достаточно сырыми. Количество поломок и выявленных конструктивных недочетов оказалось таким, что в начале 1970-х годов министр обороны СССР Маршал Советского Союза Андрей Гречко всерьез ставил вопрос о прекращении выпуска «шестьдесятчетверок» – по крайней мере машин с базовым двигателем 5ТДФ. Однако обошлось: завод и КБ сумели довести свое детище до уровня армейских требований. В 1973–1974 годах танк Т-64А считался боеспособной и более или менее надежной машиной. Однако вот парадокс: к тому времени, когда технические трудности удалось преодолеть, машина уже уступала конкуренту из Нижнего Тагила (об этом речь пойдет ниже), причем выяснилось, что ее сложно модернизировать.
Общую «цену вопроса» сегодня вряд ли можно установить, но известно, что по итогам проекта пришлось списать 250 опытных танков Т-64 – в силу их полной несовместимости с серийными изделиями и невозможности переделки с умеренными затратами.
А что же тем временем происходило в Нижнем Тагиле? Уралвагонзавод нес всю полноту ответственности за вооружение танковых частей Советской армии машинами среднего класса, причем в самые опасные, преисполненные локальными конфликтами годы холодной войны. Чтобы не отстать в гонке вооружений, в течение 1950-х годов один за другим создавались и принимались в серийное производство все более совершенные модификации танка Т-54: Т-54А, Т-54Б, Т-55. Начало 1960-х годов ознаменовалось созданием танка Т-62 – истребителя вражеских машин, впервые в мире оснащенного гладкоствольным 115-мм орудием. И, наконец, в 1969 году также впервые в мире был принят на вооружение и в серийное производство истребитель на танковой базе ИТ-1 с управляемыми противотанковыми ракетами в качестве основного вооружения.
Необходимо отметить, что перспективное танкостроение в Нижнем Тагиле после «шестьдесятдвойки» осознанно тормозилось вышестоящими органами, дабы не создавать конкуренции харьковчанам. Однако запрет так или иначе обходился – главным образом под флагом модернизации серийных машин. Так появились опытные танки «объект 167», «объект 167Т», «объект 166Ж», «объект 166М» и другие. На них тагильчане обкатали перспективную ходовую часть, накопили опыт эксплуатации двигателей повышенной мощности, отработали собственный автомат заряжания вместе с установкой 125-мм орудия и т.д.
И когда в 1968 году открылась возможность проявить себя в создании «мобилизационного» варианта Т-64А, все это богатство немедленно перекочевало на опытные танки «объект 172» и «172М». Последний после самых жестоких испытаний, какие только могли измыслить обжегшиеся на Т-64 военные, стал танком Т-72. От «шестьдесятчетверки» на нем остались лишь внешние обводы корпуса и башни, а также бортовые коробки передач. При этом удалось ограничиться минимальными расходами. Количество опытных машин даже с учетом изделий первой половины 1960-х годов составило примерно 70 штук.
Что же касается военно-технического уровня созданного в Нижнем Тагиле ОБТ, то, по расчетам отраслевого института «ВНИИТрасмаш», выполненным уже в постсоветское время, он на 23% превосходил Т-64А образца 1969 года.
А теперь зададимся вопросом: почему харьковская команда, несмотря на великолепный замысел, свободу рук и благожелательное отношение руководства, к финишу утратила все свои преимущества? Причин личного свойства здесь нет: Александр Морозов и его ближайшие сотрудники представляли собой блестящий конструкторский коллектив. О недостатке государственной поддержки говорить не приходится: помощь в доводке харьковских танков оказывалась просто беспрецедентная; такого никогда не было в истории не только советского, но, пожалуй, и мирового танкостроения.
Дело, как нам представляется, кроется в другом, а именно – в методологии создания нового танка.
В докладе профессора генерал-майора Николая Груздева «Состояние танковой техники за годы войны», прочитанном в марте 1944 года на заседании Танковой секции Научно-технического комитета Наркомата танковой промышленности и оказавшем большое влияние на послевоенное развитие отечественного танкостроения, есть такие слова: «Опыт войны показывает, что только то проектирование обеспечивает быстрый ввод в серию, которое базируется на заранее отработанные агрегаты, то есть проектирование, как комбинирование отработанными агрегатами. Следовательно, необходимо непрерывное совершенствование агрегатов. Проектировать новый танк, одновременно создавая новые агрегаты, – это значит, как правило, сдавать в серию недоработанную машину».
Александр Морозов в стремлении резко, революционно оторваться в тактико-технических характеристиках от серийных изделий решил создать в буквальном смысле новый танк. Замысел был великолепным, однако ноша оказалось непосильной. Уже 5 июня 1958 года Морозов записал в своем дневнике: «Задача создания изд. «430» очень сложная, все практически новое. Я не решал раньше таких задач».
Тагильчане действовали последовательно и эволюционно – причем вполне сознательно. Об этом свидетельствуют слова главного конструктора того времени Леонида Карцева: «Мы всегда шли к одной цели, но разными путями. Харьковчане имели перед нами преимущество, так как в Москве все вплоть до ЦК делали ставку на них и всячески им помогали. С другой стороны, у харьковчан были колоссальные трудности, так как они, не имея задела отработанных узлов и механизмов, сразу решили значительно оторваться по тактико-техническим характеристикам от серийного танка. Мы же двигались отдельными шажками, беря и внедряя оперативно в серийный танк все, что появлялось нового в науке и технике».
Мнение Леонида Карцева подтверждают и сторонние наблюдатели.
Трудившийся рука об руку с тагильскими конструкторами армейский испытатель А.И. Лукьянов отметил позднее важную особенность работы Уральского КБ, проявившееся во время создания «объекта 172М»: «Что было показательным во всем этом деле? Это быстрота отработки. А обеспечена она была наличием заранее отработанных агрегатов. В результате весь цикл от начала разработки до принятия на вооружение занял всего три года. Так, казалось, нам надо делать и в дальнейшем: заказывать опережающие агрегаты, а потом на их базе создавать новый танк. До настоящего времени это, пожалуй, единственный пример. Обычно всегда получалось наоборот. Заказывали новый танк, и начиналась новая разработка – все от первого до последнего болта заново. Здесь срабатывают и амбиции главного конструктора, и попустительство заказчика».
Причем Лукьянов работал уже не с Карцевым, а с его преемником на посту главного конструктора Валерием Венедиктовым. Традиции эволюционного развития поддерживали затем и другие главные конструкторы: Владимир Поткин и Владимир Домнин. Сохраняются они и сегодня, когда УКБТМ возглавляет Андрей Леонидович Терликов.
К сожалению, стремление решать проблемы «кардинально и на годы вперед» было присуще не только и не столько конструкторам, но прежде всего высшим руководителям страны. Харьковские «революционеры» неизменно представляли блестящие эскизные проекты, на фоне которых скромные предложения тагильских «эволюционистов» смотрелись серо и неубедительно. Тот факт, что «революционные» варианты будут выполнены лишь частично, не вовремя и за счет гигантских затрат, а «эволюционные» осуществятся с великолепной точностью, слишком часто обнаруживался задним числом, когда игра уже была сыграна.
                                   УРОК ВТОРОЙ: ЦЕНА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
В специализированных изданиях время от времени появляются публикации на тему необходимости наряду с выпуском обычных ОБТ создания и мелкосерийного производства «танка предельных параметров», вобравшего в себе самые продвинутые идеи, разработки и лучшие материалы – невзирая на их стоимость.
Для 1980-х годов таковым танком являлся Т-80 с газотурбинным двигателем, противопоставлявшийся считавшему более примитивным и даже «дубовым» Т-72. «Восьмидесятки» в первую очередь и в полном объеме получали самые современные системы управления огнем, броневые стали электрошлакового переплава и т.д. На Т-72 шло то, что оставалось, или более дешевые заменители. В итоге танки с ГТД неизменно имели по сравнению с дизельными ровесниками хоть и не слишком большое, но неоспоримое преимущество в коэффициентах ВТУ.
Первым в непогрешимости устоявшихся оценок усомнился один из видных деятелей советского Танкпрома Юрий Костенко. Нет, он не оспаривал данные ВНИИТрансмаша, но счел недостаточными используемые критерии и, в частности, игнорирование фактора стоимости. Полагаем необходимым привести рассуждения Юрия Костенко более подробно: «Оценим конкретную ситуацию в отечественном танкостроении, имевшую место в начале 1989 года. Рассмотрим два однотипных танка, находившихся в серийном производстве и на вооружении. Условно обозначим их танк № 1 и танк № 2. В соответствии с существующей тогда методикой коэффициент технического уровня танка № 1 равен 1,25, а танка № 2 – 1,15. Без учета экономических характеристик некоторое преимущество имеет танк № 1. Каковы же значения этих характеристик? Стоимость танка № 1 равна 824 тыс. руб., в том числе двигателя – 104 тыс. руб. Стоимость танка № 2 составляет 280 тыс. руб., в том числе двигателя – 15 тыс. руб. Серийный выпуск танков № 1 значительно меньше, чем танков № 2, но не это обстоятельство определяет высокую стоимость танка № 1, а его конструктивная и технологическая сложность».
Обозначения Юрия Костенко – танк № 1 танк № 2 – не слишком сложная маскировка Т-80У и Т-72Б. Лишь один советский танковый двигатель – ГТД-1000ТФ – стоил 104 тыс. руб.; а оптовая цена танка Т-72Б, по данным за 1988 года, составляла 271,1 тыс. руб., то есть даже меньше цифры, принятой в расчетах Юрия Костенко.
Получается интересная картина: на сумму, потребную для производства одного танка Т-80У, можно было построить три танка Т-72Б. Поэтому Юрий Костенко ввел в расчет ВТУ еще один показатель – стоимость – и получил такие цифры: если ВТУ танка Т-80У равен 1,25, то танка Т-72Б – 3,38. Иначе говоря, в рамках критерия «эффективность – стоимость» Т-72Б в 2,7 раза превосходит Т-80У.
К сказанному можно добавить, что в советское время стоимость напрямую связывалась с трудоемкостью. А это значит, что затраты труда и мощности, необходимые для производства трех танков Т-72Б, обеспечивали выпуск всего одного Т-80. Разумеется, в бою одна «восьмидесятка» никак не может заменить три «семьдесятдвойки».
Разрыв в эксплуатационных расходах для Т-80 и Т-72 не столь велик, как в производственных, но тоже выражается в убедительных цифрах. Согласно расчетам, произведенным в 1997 году для Министерства обороны Украины, стоимость капитального ремонта и амортизационно-эксплуатационные затраты на 1 км пробега для «восьмидесятки» на десятки процентов выше, нежели для Т-72.
                                    УРОК ТРЕТИЙ: СЕМЕЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
К сожалению, поговорка «Все новое – это хорошо забытое старое» все еще не теряет своей актуальности. Все перспективы современного танкостроения связываются с разработкой «платформ» – легкой, средней и тяжелой. И каждая из них будет состоять из обширного семейства глубоко унифицированных, построенных по модульному принципу боевых и инженерных машин.
Идея сама по себе не новая: ее сформулировали еще в советские времена специалисты ВНИИТрансмаша. И тогда же были предприняты первые попытки осуществления. До модульного проектирования дело не доходило, но вот использование единой базы казалось делом перспективным.
По факту это получилось лишь применительно к танку Т-72. Усилиями нескольких КБ, прежде всего Нижнетагильского УКБТМ и Омского КБТМ, в 1970–1980 годах были созданы и поставлены на серийное производство бронированные ремонтно-эвакуационные машины, инженерные машины разграждения, мостоукладчики. Тогда же на вооружение поступила первая боевая машина на базе Т-72. Речь идет о тяжелой огнеметной системе ТОС-1 «Буратино». Несколько иначе обстояло дело с СГ «Мста-С». Ее создатели, конструкторы Уралтрансмаша, изначально ориентировались на использование относительно дешевой и, главное, доступной базы «семьдесятдвойки». Однако подвеска машины оказалась непригодной для использования на ведущей огонь на большие расстояния самоходке. Доводка была вполне осуществима, но высокие договаривающиеся стороны не сошлись в сроках исполнения. Уралтрансмашевцам пришлось использовать ходовую танка Т-80. Так появился гибрид в виде шасси с МТО танка Т-72 и ходовой частью «восьмидесятки».
В постсоветский период были созданы и начали производиться усовершенствованные ИМР, БРЭМ и МТУ на более современной базе танка Т-90. А в 2000-х годах УКБТМ стал предлагать потребителям проекты переделки в специальные и инженерные машины устаревших танков типа Т-72, в изобилии имеющихся в разных странах.
Одновременно появилась и новая техника для поля боя. Речь идет о бронированной машине разминирования и боевой машине поддержки танков – основоположнице совершенно нового класса бронетехники. Сегодня БМПТ существует в нескольких вариантах: вновь построенной машины на базе танка Т-90, переделки танков Т-72Б, а также различных более старых модификаций Т-72.
Отметим, что и за рубежом активно занимаются трансформацией танков Т-72 в различные боевые и инженерные машины. В настоящее время танки типа Т-72/Т-90 являются базой для самого крупного в мире семейства бронетехники и не имеют в этом отношении сколько-нибудь серьезных конкурентов.
А теперь зададимся вопросом: почему именно Т-72? В СССР к концу 1970-х годов имелась и более продвинутая база в виде танка Т-80. Некоторые технические проблемы с ее использованием существовали, но ничего неразрешимого не было. Здесь, видимо, сыграло совсем другое обстоятельство: высокая трудоемкость машины и, следовательно, недостаточное их количество не позволяли расходовать дорогую технику на вспомогательные нужды. Постоянно возникал соблазн применить что-то попроще. Основой для «платформы» может служить лишь относительно дешевая, а главное, простая в производстве и потому массовая машина – такая, как Т-72.

                                                                            ***
Масштабы газетной статьи, конечно же, не позволяют даже в первом приближении представить читателю все уроки и весь опыт отечественного танкостроения второй половины XX – начала XXI века. Однако сказанного полагаем достаточным, чтобы обратить внимание на необходимость тщательного изучения данной темы, причем в целях не столько исторических, сколько во имя практических целей не повторения прошлых ошибок и заблуждений.
Что же касается самого танка Т-72, то в наиболее совершенных своих серийных вариантах – Т-90А и Т-72Б3 – он еще лет 20 будет служить в Российской армии. Модернизация же «семьдесятдвоек» с установкой боевого модуля, представленного сегодня на танке Т-90МС, позволит старой машине дожить даже до середины XXI века.
Все указанные в статье предприятия, КБ и научные учреждения, кроме Харьковского завода, входят сегодня в научно-производственную корпорацию «Уралвагонзавод». 

На танковом биатлоне в Алабино рассекретили Т-72Б3

(СМОТРИМ ВИДЕОРОЛИК С ТАНКОМ Т-72Б3)

На проходящем в Алабино танковом биатлоне в рамках данного мероприятия состоялся показ боевой техники, которая состоит на вооружении российской армии. Кроме уже известных широкой публике бронемашин, впервые открыто был продемонстрирован танк Т-72Б3.
 
Следует отметить, что данная премьера почему-то не вызвала ажиотажа среди посетителей выставки, все старались сфотографироваться у стоящего рядом Т-90А. В принципе, в самом деле, внешне модернизированная семьдесятдвойка отличалась от засвеченных ранее на предварительных прогонах Т-72Б образца 1988 года лишь тем, что вместо привычного прицела-прибора наведения 1К-13-49 был установлен многоканальный прицел "Сосна-У". Но поскольку окна прицела были закрыты крышкой, даже не все танкисты поняли разницу. А она есть.    
 
Данный современный цифровой прицел оборудован тепловизионным каналом. Благодаря чему наводчик-оператор и командир танка в режиме "дубль" способны вести эффективное поражение различных целей из пушки и пулемета, а также запускать управляемые ракеты днем и ночью, в любую погоду. Он по всем характеристикам в настоящее время считается одним из лучших в мире. Подобный прицел, кстати, стоит на новейшем Т-90МС, а также на боевой машине поддержки танков (БМПТ).
 
Еще одной очень важной особенностью данного прицела является то, что он оборудован автоматом сопровождения цели. Это позволяет наводчику-оператору действовать по принципу "выстрелил-забыл". Необходимо найти цель, дальше сработает автоматика. А боец в это время может уже заняться поиском другой цели.
 
Правда, в отличие от Т-90МС, у которого прицел прикрыт открывающимися с мест экипажа створками, у обновленного Т-72 членам экипажа необходимо вручную снимать защитную крышку.
 
Бывший основным на ранних версиях уральских машин дневной прицел 1А40 также подвергся доработке и оставлен в качестве резервного (что любопытно он оснащен противолазерной защитой). На машине установлен датчик ветра, новейшие средства связи, усовершенствованы стабилизатор вооружения и комплекс защиты от оружия массового поражения. Также доработан автомат заряжания пушки под новые боеприпасы и усовершенствована ходовая часть, получившая гусеничные ленты с параллельным шарниром.
 
Когда Т-72Б3 впервые были замечены в воинских частях, у многих вызвало недоумение что правая сторона башни, находящаяся рядом с амбразурой пулемета ПКТ, вообще не прикрыта динамической защитой. Старый ночной прицел был активно-пассивного типа, то есть в определенных условиях применялась подсветка инфракрасного прожектора, который монтировался как раз в том месте, где и появилась эта  "дыра".
 
На представленных в Алабино модернизированных машинах данная "дыра" уже ликвидирована, там стоят блоки динамической защиты. Конечно, все это полумеры, давно уже назрела необходимость установки на российские танки типа Т-72, Т-90 и Т-80 динамической защиты нового поколения "Реликт", которую можно в настоящее время видеть на казахстанских боевых машинах поддержки танков. Но следует понимать, что Т-72Б3 это бюджетная модернизация, конструкторы машины были втиснуты в прокрустово ложе финансовых ограничений предыдущего руководства министерства обороны.
Поэтому, вместо 1000-сильного двигателя В-92С2, который установлен на Т-90А и предыдущей версии модернизированного Т-72БА, на этом танке оставили В-84-1 в 840 л.с. И поэтому характеристики подвижности не возросли.
 
По опыту двух чеченских войн и других военных конфликтов танкисты-практики и сами конструкторы давно предлагали к установке на обновленные Т-72 закрытые пулеметные установки (ЗПУ). Но на них бывшие чиновники также сэкономили. А нынешний конфликт в Сирии демонстрирует, что если бы у сирийских танков были ЗПУ, то многих потерь удалось избежать. Танкистам не нужно было бы вылезать из-под брони по пояс, что, сами понимаете, чревато под огнем.
 
Что любопытно, алжирская армия модернизирует свои Т-72 установкой таких пулеметных установок. Алжирцы нашли деньги на более совершенный прицел командира ТКН-4, а у нас по-прежнему стоит версия старого ТКН-3 с очень ограниченными характеристиками.
 
Конечно бы, очень здорово пригодился панорамный прицел типа "Соколиный глаз", который уже устанавливался на Т-72 специалистами 61 БТРЗ и демонстрировался на выставках оружия. Или на следующую версию Т-72Б3 можно было бы установить разработанный недавно в Ростове танковый прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4C-02 с тепловизионным каналом и лазерным дальномером. Это существенно повысило бы возможности командира по обнаружению и поражению целей.
Конечно, новая электроника это дорого, но стоит ли на этом экономить? Наши западные партнеры умеют считать деньги, но на свои модернизируемые машины они ставят все самое передовое. В чем мы, вероятно, сможет убедиться уже в следующем году, когда к нам приеду американцы и немцы на своих M-1A2 SEP V2, "Леопард-2А6"/А7. А ведь задачи российских танкистов - не только выступать на соревнованиях типа танкового биатлона.
 

Идеальный Т-72

  • Автор 
  • 40 лет назад был принят на вооружение танк Т-72. Боевая машина, признанная лучшим танком последней четверти XX века и занесённая в Книгу рекордов Гиннеса как самый массовый танк современности.
    Т-72 без всяких преувеличений стал целой эпохой в отечественном и мировом танкостроении. Идеальное сочетание стоимости и эффективности вместе с почти неисчерпаемыми резервами модернизации сделали «семьдесятдвойку» настоящей звездой на полях сражений.
    Т-72 – единственный из отечественных танков третьего поколения, поставки которого на экспорт стали осуществляться уже спустя пять лет после принятия на вооружение Советской Армии. Благодаря этому уральский танк стал основой бронетанковых подразделений многих зарубежных армий. Различные модификации «семьдесятдвойки» состоят на вооружении армий более 40 государств.
    Отметим, что именно на этих танках (Т-72Б) состязались лучшие танковые взводы и экипажи военных округов в ходе Всеармейских состязаний по «танковому биатлону», прошедших на полигоне в Алабино Московской области.
    Созданный  на Урале
    Т-72 был создан специалистами Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, входящего сегодня в структуру научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод». В конце 1960-х – начале 1970-х годов прошлого века Уралвагонзавод по заданию Министерства оборонной промышленности, как и два других предприятия - Харьковский завод транспортного машиностроения и КБ Кировского завода в Ленинграде, - получил задание на разработку массового танка нового поколения, сочетающего в себе огневую мощь и броневую защиту тяжёлых  машин и подвижность средних. В результате армия получила три танка: Т-72, Т-64 и Т-80, каждый из которых соответствовал требованиям современного боя, а их характеристики с очередной модификацией становились всё более впечатляющими. Все они претендовали на звание основного танка Советской Армии.
    В 1979-1986 годах состоялись масштабные испытания, получившие название «Звёздные бега» и призванные подтвердить тактико-технические характеристики боевых машин, проверить эффективность внедрённых конструктивных мероприятий, выявить дефекты. Проходили они в различных регионах страны и в тяжелейших условиях эксплуатации. При сравнении танков Т-64 и Т-72 стало ясно, что тагильская машина имеет более надёжные двигатель и ходовую часть. Подвижность «по паспорту» была примерно равной, но во время пробегов «семьдесятдвойка» неизменно превосходила Т-64.
    Танку Т-80 мощная турбина позволяла развивать невиданную скорость. На равнинных дорогах ему не было равных. Но на горных и степных трассах неизменно господствовала «семьдесятдвойка». Наводчики уральских танков нередко превосходили своих соперников по количеству подбитых мишеней и точности попадания. Системы управления огнём танков Т-80 и Т-64 были сложны в использовании - в отличие от простого и удобного прицела Т-72. Таким образом, «семьдесятдвойка» выиграла испытания и стала впоследствии самым массовым воюющим танком современности.
    Как рассказали в пресс-службе Уралвагонзавода, тагильские специалисты начали улучшать Т-72 – тогда ещё опытный образец «объект 172М» - сразу после его появления на свет в 1970 году. Новые модификации разрабатывались путём тщательного отбора наиболее удачных решений - как конструктивных, так и технологических. А их правильность проверялась на полигоне, в испытательных маршах и боях. Армия на протяжении двух десятилетий получала серийные танки Т-72А, Т-72Б и созданные на их основе инженерные машины - мостоукладчик МТУ-72 и бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-1. Модернизация семьдесятдвойки ведётся и по сей день.
    За разработку и освоение производства танка Т-72 Уралвагонзавод был награждён орденом Ленина (1970 год) и орденом Октябрьской Революции (1976 год), а Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения в 1986 году – орденом Октябрьской Революции. В ознаменование заслуг танкостроителей в Нижнем Тагиле стоит памятник создателям танка Т-72.
    Проверка боем
    Впервые Т-72 применили в боевых условиях в 1982 году в Ливане в долине Бекаа. Российские и сирийские источники утверждают, что израильским танкистам не удалось подбить ни одной такой машины советского производства. В то же время согласно западным (израильским) источникам было уничтожено до 20 T-72 . Тогда наш танк считался лучшим в мире, особенно по соотношению цена – функциональность – качество. А последние его модификации могут успешно конкурировать даже с самым современным американским танком М1 «Абрамс».
    В составе российских Вооружённых Сил танки Т-72 приняли участие в двух чеченских конфликтах и в операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года.
    Интересно, что в ходе первой чеченской кампании Т-72 были у обеих сторон. На вооружении так называемого танкового полка чеченской армии состояло несколько танков Т-72А.
    Известно немало случаев, когда умелые действия экипажа позволяли наносить поражение бандитам. Так, например, в январе 1995 года по танку Т-72Б из 131-й («майкопской») мотострелковой бригады вели огонь одновременно несколько расчётов РПГ-7 и СПГ-9. Умело маневрируя и ведя огонь из всех видов оружия, экипаж (в составе командира танка лейтенанта Цымбалюка, механика-водителя рядового Владыкина и наводчика младшего сержанта Пузанова) смог в конечном счёте уничтожить гранатомётчиков и благополучно выйти из боя. На корпусе и башне танка после этого насчитали семь попаданий гранат, но пробития брони зафиксировано не было.
    Тогда же, в январе 1995 года, всё там же, в Грозном, в танк Т-72Б одного из мотострелковых полков Уральского военного округа выстрелили из гранатомёта РПГ-7. Граната попала в правый борт, не прикрытый экраном, который сорвало в предыдущих боях. Кумулятивная струя пробила броню и правый топливный бак. Внутри танка возник пожар. Механик-водитель остановил машину, а экипаж по приказу находившегося в ней за командира начальника штаба танкового батальона покинул её, при этом двигатель продолжал работать. Начальник штаба занял место механика-водителя в горящем танке и привёл его в расположение своего батальона. Там подручными средствами пожар потушили. Боеприпасы, находившиеся в машине, от огня раскалились, а пороховые заряды артвыстрелов почернели…
    В дальнейшем, после обеспечения всех танков динамической защитой, при правильном их использовании танкисты выполняли поставленные задачи практически без потерь.
    В марте 1996 года в освобождении посёлка Гойское, который обороняли более 400 хорошо вооружённых боевиков, принимала участие танковая рота на Т-72Б одного из мотострелковых полков Уральского военного округа. Танки, находясь в боевых порядках мотострелков, пошли в атаку с рубежа, удалённого от позиций бандформирований на 1.200 м. Противник пытался отразить танковую атаку огнём из ПТРК ракетами 9М111 «Фагот». Всего было произведено 14 пусков ПТУР. Две ракеты не достигли цели благодаря умело проведённому экипажем одной из машин манёвру (обе ракеты предназначались одному танку), 12 ракет попали в танки, а в одну из машин попали сразу четыре ракеты. Тем не менее после этих попаданий экипаж и танк сохранили свою боеспособность и продолжали выполнять поставленную боевую задачу.
    Во вторую чеченскую кампанию потери бронетанковой техники Российской армии были значительно меньше, чем в первую. Сказались наличие у большинства офицеров боевого опыта, обученность экипажей и организация чёткого взаимодействия и всестороннего обеспечения боевых действий. При умелом использовании танки успешно применялись и в городских условиях, играя решающую роль. Своим огнём они уничтожали обнаруженные огневые средства противника, после чего пехота продвигалась вперёд. Так, например, действовала танковая рота 205-й отдельной мотострелковой бригады при освобождении Старопромысловского района Грозного в декабре 1999 - январе 2000 года. Удаление танков от мотострелков составляло не более 50 м, что обеспечивало их защиту от огня гранатомётчиков с флангов и с тыла, а огонь во фронтальные проекции машин не причинял им вреда. В Грозном от огня боевиков был повреждён только один танк этой роты, который в кратчайшие сроки был восстановлен ремонтным подразделением.
    Своим ходом экипажу удалось вывести машину из боя. Никто из военнослужащих не пострадал. Добавим, что в период с октября 1999 по август 2000 года в этой танковой роте не потеряли ни одного военнослужащего и ни одного танка.
    Машиной управляет человек
    Как отмечает автор журнала «Мир оружия» Геннадий Жилин (№ 2, 2006), слова которого приводит интернет-блог gurkhan.blogspot.ru, причина высокой живучести российских танков – прежде всего хорошо продуманная конструкция боевых машин, создаваемых в соответствии с принципами и правилами советской (по наследству - российской) танковой школы. Это касается и последующих модернизаций, проводимых в соответствии с нашим, российским, пониманием дальнейшего развития бронетанковой техники.
    Подчёркивается и достаточно высокое качество изготовления танков. При грамотной эксплуатации и своевременном обслуживании наша боевая техника никогда не подведёт.
    В ходе контртеррористической операции (второй чеченской кампании) высокой живучести боевых машин способствовали хорошая организация и осуществление технического обеспечения боевых действий, позволяющие своевременно и качественно обслуживать танки и в короткие сроки осуществлять ремонт техники, получившей боевые повреждения.
    Наряду с этим важнейшим условием успешного применения танков во второй чеченской кампании в отличие от первой стал гораздо более высокий уровень профессиональной подготовки военнослужащих. Это обеспечивало правильное применение боевых машин, поддержание в ходе боевых действий тесного взаимодействия с мотострелками, действующими в пешем порядке и уничтожающими приоритетные цели - гранатомётчиков противника, которым не давали беспрепятственно обстреливать танки из РПГ, особенно поражать их в верхнюю и кормовую части корпуса и башни. Своевременно и эффективно решались задачи инженерного обеспечения, что позволило свести до минимума подрывы боевых машин на минах и фугасах…
    Живучесть Т-72 подтверждают и многие танкисты, участвовавшие в операции по принуждению Грузии к миру. Но эта тема (к тому же ещё требующая тщательного разбора и изучения) - для отдельного разговора на страницах «Красной звезды».

Против "Абрамсов" и "Леопардов" нужно выставить Т-90АМ

 




  Над полигоном 2-й гвардейской мотострелковой Таманской дивизии, одного из самых именитых соединений Российской армии появился четырехдвигательный Ил-76. Самолет не спеша проплыл над изрытым танковыми гусеницами пространством "отбомбившись" несколькими десятками тонн воды.
 Кто хоть раз участвовал, в каких-нибудь учениях, знает, что поднимаемая техникой пыль мешает видеть происходящее, а на танковом биатлоне такого быть не должно. Ошибки в судействе исключены. На кону - шанс войти в историю Российских вооруженных сил, как первый экипаж, ставший победителем столь масштабного соревнования.
 Данное мероприятие посвящено 70-летию танкового сражения под Прохоровкой. А ведь недавно танкисты многих стран отмечали еще одну дату – 40-летие поступления на вооружение знаменитого Т-72, боевой машины, которую автор видел в деле в двух чеченских войнах и во время событий в Таджикистане. Танковый биатлон продемонстрировал, что "семьдесятдвойки" еще на многое способны.
 Кроме Т-72Б, задействованных в соревнованиях, на выставке оружия демонстрировался модернизированный Т-72Б3, который оборудован одним из лучших в мире прицелом "Сосна-У". Об этой модификации "Вестник Мордовии" обязательно расскажет в ближайшее время.
 Само соревнование было захватывающим: танки били из пушек и пулеметов, запускали управляемые ракеты, преодолевали различные препятствия. Когда еще увидишь летающую словно газотурбинный Т-80 дизельную "семьдесятдвойку". Кстати, о Т-80. Боевые машины этой модели были представлены танками знаменитой, также недавно воссозданной дивизии. Грозные 46-тонные машины демонстрировали великолепный танец, все удивлялись, что за рычагами обычные солдаты-срочники. Некоторые были уверены, что такое под силу лишь водителям-испытателям.
 Не исключено, что в следующем году в соревнованиях примут участие западные экипажи на своих машинах, а это придаст соревнованиям совсем другое качество. Как рассказал "Вестнику Мордовии" ведущий российский военный эксперт в области сухопутных вооружений, главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский, натовцы приедут на машинах последних модификаций, вероятно, что американцы выставят M-1A2 SEP V2, а немцы - "Леопард-2А6" или даже А7. Наш Т-90А уступает этим машинам по многим характеристикам, в частности, по возможностям системы управления огнем. Конечно, и на этом танке можно выиграть, но тогда за броню придется сажать офицеров с огромным опытом.
 А чтобы очень быстро выйти на уровень лучших западных танков, министерству обороны необходимо закупить хотя бы один батальонный комплект Т-90АМ. Они как раз ни в чем не уступают упомянутым выше западным моделям.
 На этом танке - новая пушка, которая по своим баллистическим характеристикам и по свойствам боеприпасов превосходит иностранные образцы, новая полностью цифровая система управления огнем.  
 И чтобы успеть к следующим состязаниям необходимо уже сейчас начать решать этот вопрос: машины нужно изготовить и их необходимо освоить в войсках, подготовить экипажи.  
     
А пока отметим замечательную организацию действа: все работало, как часы. В очередной раз появилась гордость за родную армию, которая на высочайшем уровне способна проводить мероприятия такого масштаба.  

пятница, 16 августа 2013 г.

Танк Т-95 был готов к серийному производству

Виктор Мураховский: перспективный российский танк Объект 195 был практически готов к серийному производству

Даже в самые тяжелейшие годы безденежья российские оружейники, невзирая на трудности, продолжали разработку самых современных систем вооружения. Одной из них является ставший уже легендарным российский танк Объект 195, который на много лет опередил самые передовые мировые разработки. Правда, в настоящее время делаются попытки принизить подвиг нижнетагильских танкостроителей. Подбрасывается дезинформация, что разработка перспективного российского танка полностью провалилась. Как все обстоит на самом деле, мы беседуем с одним из ведущих экспертов в области бронетанковой техники Виктором Мураховским.
 
- Новый танк успешно проходил государственные испытания и все технические вопросы его создания были практически решены. Давайте посмотрим на основные параметры, определяющие боевые и эксплуатационные свойства танка. По защищенности танк полностью соответствовал техническому заданию и даже перекрывал те требования, которое были выданы главным автобронетанковым управлением. По огневой мощи новая пушка по своим характеристикам превосходит все, что было у нас и что сегодня есть в мире. Поначалу были определенные шероховатости, поскольку надо было выйти на очень высокие параметры по крешерному давлению, начальной скорости бронебойного подкалиберного снаряда. Любая новая техника требует доводки, и в новой пушке поначалу не удавалось вписаться в требования по живучести ствола, но в итоге кропотливой работы орудие выдало все необходимые характеристики.
 
Что касается поражающего действия, то здесь совместная работа свердловских конструкторов-артиллеристов и боеприпасников московского Научно-исследовательского машиностроительного института позволила получить бронебойно-подкалиберный снаряд, с которым сегодня просто нечего сравнивать. Ничего равнозначного даже близко сейчас нет ни у нас, ни за рубежом. Когда говорят о защите самых совершенных современных зарубежных танков от кинетических боеприпасов, иногда называют завышенные цифры явно рекламного характера. Так вот подкалиберный снаряд орудия Объекта 195 пробивает что реальную, что "рекламную" броню с огромным запасом. Те люди, которые видели результаты испытаний, получали глубочайшее впечатление от возможностей пушки.
 
Если говорить о системе управления огнем, то на первом этапе работ не удалось реализовать первоначальные планы по созданию этой системы в полном объеме. Здесь сказалось отставание нашей промышленности в некоторых хайтек-технологиях, в основном по компонентной и элементной базе. Не секрет, что России в наследство из советских времен достались проблемы с выпуском матриц тепловизионных приборов, систем охлаждения, электроники, прецизионной механики, высокочастотных систем цифровой обработки данных. Финансово-экономический «голодомор», случившийся в отечественной промышленности в 90-е годы, лишь усугубил остроту проблем.
А ведь замысел создания многоканальной СУО был очень смелым, прорывным в техническом смысле. Планировалось почти полностью автоматизировать всю работу прицельного комплекса, вплотную подбираясь к роботизации процессов прицеливания, синтезировать единое изображение, выбирая опорные каналы в зависимости от погодных и иных условий. Это обеспечивало круглосуточность и всепогодность работы СУО с примерно равной эффективностью, его устойчивость к постановке помех в разных диапазонах.
Напомню, что сегодняшние самые современные системы управления огнем танков и другой бронетехники обеспечивают работу круглосуточно, но не обладают свойством всепогодности и резко снижают эффективность в условиях помех.
 
Поскольку в определенный момент вероятные сроки реализации требований к СУО в полном объеме отодвигались очень далеко и стали тормозить выход машины на финишный этап, комплекс был несколько упрощен и в таком виде успешно прошел испытания. По своим характеристикам он не уступает передовым мировым разработкам сегодняшнего дня.
 
Подвижности перспективного танка уделялось большое внимание, по всем основным параметрам она значительно превышала показатели машин предыдущего поколения. Сейчас уже не секрет, что был выбран вариант челябинского двигателя, который известен как А-85-3. Были выполнены длительные стендовые испытания, комплекс специальных испытаний (на надежность, в условиях высокогорья, на маловязких маслах, пусковые), а также межведомственные и ходовые испытания на объекте.
 
В конструкцию двигателя А-85-3 заложены технические решения, позволяющие ему многие годы оставаться на уровне зарубежных аналогов по основным показателям, а по габаритной мощности даже превосходить их. Установка мощного двигателя в ограниченный объем моторно-трансмисионного отделения потребовала длительного времени на решение вопросов с теплоотдачей. В итоге все проблемы были сняты и силовая установка вышла на заданные параметры. По трансмиссии с гидрообъемной передачей тоже первоначально были проблемы по надежности, но и они были успешно преодолены. Машины отходили многие тысячи километров и в плане работы силовой установки с трансмиссией укладывались в заданные требования.
 
Что касается ходовой части, то подвеска и другие элементы рассчитывались на повышенные скорости передвижения по пересеченной местности, в том числе за счет роботизации некоторых процессов. Применительно к подвижности можно вспомнить упоминаемые в прессе отечественные работы в области бронетехники по автоматизированному вождению машин в колонне, по автоматической адаптации подвески к условиям движения и прочее.
 
Самым большим преимуществом Объекта 195 является его революционная компоновка, которая в корне отличается от так называемой "классической компоновки", ведущей свою историю с французского танка Рено FT17. Основными элементами новой компоновки стали вынесенное вооружение, размещение экипажа в корпусе, обособленные функциональные отсеки.
 
Пожаро-взрыво-осколочно-радиационно защищенный обитаемый отсек (капсула) в передней части машины, по сути, обеспечивал почти равную защиту экипажу со всех ракурсов и в разы повышал выживаемость экипажа на поле боя даже в случае пробития броневой защиты. Это важнейший показатель для сегодняшней армии, когда взят курс на ее профессионализацию, а затраты на подготовку и содержание профессиональных экипажей за время жизненного цикла ВВТ приближаются к стоимости самой техники. Недаром компоновка перспективного танка "Армата" фактически унаследована от 195-го объекта.
 
К сожалению, российское министерство обороны отказалось от продолжения работ по Объекту 195 и прекратило их финансирование. Но это не означает, что машину надо сдавать в музей. В настоящее время есть определенная вероятность, что этот проект будет продолжен совместно с одной из зарубежных стран, с которой у нас существует стратегическое партнерство. Мне кажется, что у этого танка есть будущее.
 
Говоря о танке, нельзя не упомянуть людей, которые сыграли ключевую роль в его создании, возглавлявших большие коллективы разработчиков, промышленников и военных: Главный конструктор УКБТМ, председатель Совета главных конструкторов по Объекту 195 Поткин Владимир Иванович, директор "Уралвагонзавода" Малых Николай Александрович, начальники Главного автобронетанкового управления Галкин Александр Александрович и Маев Сергей Александрович. Придет время, и об этих людях, о революционном танке нового поколения можно будет рассказать в деталях.
 
Виктор Иванович, а если сравнить Объект 195 с более ранней машиной, которая разрабатывалась в Харькове?
 
- В конце 80-х к выходу на этап госиспытаний был почти готов Объект 477 разработки харьковского конструкторского бюро. Если сравнивать его с тагильской машиной, то можно понять, что это принципиально разные конструкции. 447-й объект разрабатывался в рамках идеологии машин предыдущего поколения. Это идеология фундаментально исходила из того, что будет массовая машина с экипажами из срочников, для участия в широкомасштабных боевых действиях, в составе крупных войсковых соединений, с традиционной схемой управления и связи, с полным комплектом средств боевого, технического и тылового обеспечения. Поэтому, идеологически она повторяла традиции харьковской школы танкостроения: плотная компоновка с раздельным расположением членов экипажа в обитаемых объемах, которые практически никак не отделялись от боеприпасов, горюче-смазочных материалов, важных узлов и агрегатов разных систем танка.
 
Чтобы обеспечить функционирование весьма сложного автомата заряжания, там были применены конструктивные решения высокой кинематической сложности, с длинной трассой подачи снаряда при заряжании пушки, с его эволюцией в различных плоскостях, что отразилась на надежности автомата заряжания, которая совершенно не удовлетворяла заказчика.
 
Ходовая часть там принципиально не отличилась от разработанной еще для Т-64, прицельный комплекс по параметрам примерно соответствовал тому уровню, который был достигнут на тот момент в мировом танкостроении. На мой взгляд, ошибочным был выбор пушки с унитарным заряжанием. 152-мм артиллерийский выстрел с бронебойно-подкалиберным снарядом по длине уже приближался к росту танкистов.
 
К исходу 80-х годов военные уже очень прохладно относились к Объекту 477. Не зря же в 1988 году была открыта опытно-конструкторская работа под шифром "Совершенствование-88", которая заложила основы разработки принципиально новой машины. Тем самым военные сказали, что им харьковский танк не нужен. На этом история этой машины закончилась, ее экземпляры находятся в Харькове, есть она и в Кубинке. В настоящее время она может представлять из себя только исторический и музейный интерес. Даже если бы не было распада Советского Союза, то этот танк все равно бы в серию не пошел. А в самостоятельную доводку и запуск в серию этой машины нынешними украинскими танкостроителями я не верю.

Замечена неизвестная модификация бронеавтомобиля "Тигр"

На днях на одной из железнодорожных станций трейнспоттеры запечатлели таинственную модификацию российского бронеавтомобиля "Тигр". Два "специальных транспортных средства" были тщательно укрыты от посторонних глаз и вандалов необычным способом.  
 

(СМОТРИМ ВИДЕОРОЛИК)

Выпускаемый в Арзамасе бронеавтомобиль "Тигр" пользуется популярностью не только в российских силовых структурах, но и у зарубежных заказчиков. В настоящее время машины данного семейства эксплуатируют около десятка стран, и не исключено, что число желающих купить российскую бронемашину возрастет. Также возрастает число модификаций данного бронеавтомобиля. На базе "Тигра" существуют различные как боевые (типа самоходного противотанкового ракетного комплекса "Корнет ЭМ"), так и специальные машины, вроде штурмового разградительно-заградительного спецавтомобиля  с чудным названием "Абаим-Абанат".
 
Что касается увиденных на железнодорожных путях бронемашин, то от привычных уже "Тигров" они отличаются смонтированными в задней части скобами, которые позволяют подниматься на крышу и спускаться с нее, а также неким устройством, которое проглядывает из-под полиэтилена.
 
Не исключено, что данные бронемашины предназначены под монтаж какого-то специального оборудования, вероятно, еще не установленного, поскольку режим их охраны тогда еще бы усилился.
 Так что, не исключено, что в скором времени официальные пресс-службы проинформируют о появлении нового варианта отечественного бронеавтомобиля. И, возможно, мы его увидим на какой-нибудь выставке оружия и военной техники.

Шойгу посетил Арзамасский машзавод

РОСИНФОРМБЮРО:

Шойгу посетил Арзамасский машзавод

Шойгу посетил Арзамасский машзавод
Министру обороны показали машину для спецназа, автомобиль с усиленной противоминной защитой и гибридный бронетранспортер.
«Министр обороны Российской Федерации, генерал армии Сергей Шойгу с рабочим визитом посетил ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», - сообщает пресс-служба Военно-промышленной компании. Глава военного ведомства осмотрел производственные цеха машзавода и полигон предприятия, где ознакомился с серийно выпускаемыми образцами бронетехники и новейшими разработками военно-промышленной компании.
Сначала  Шойгу осмотрел автомобиль специального назначения 233115 «Тигр-М СпН». Он разработан по заказу Минобороны для подразделений специального назначения Вооруженных Сил Российской Федерации. И уже в этом году первая партия таких бронеавтомобилей поступит в войска.

Затем главе военного ведомства продемонстрировали бронированный автомобиль с усиленной противоминной защитой ВПК-3924 «Медведь».
Сергей Шойгу подчеркнул, что бронеавтомобиль «Волк» должен завершить государственные испытания уже к концу 2014 года, после чего будет принято решение о принятии его на вооружение и закупке для Вооруженных сил России.  
На заводском полигоне министру обороны представили  макетный образец бронированной колесной машины с гибридной энергоустановкой и электротрансмиссией, созданный в рамках НИР «Крымск»
Специалисты компании рассказали, что в бронемашине «Крымск» принципиально улучшены  технические характеристики: увеличен ресурс в 2-3 раза, полезный объем на 20-30%, повышена степень автоматизации и энерговооруженности машины.
Главе военного ведомства были обозначены и направления дальнейшего совершенствования бронетранспортеров БТР-80 и БТР-82А и бронеавтомобиля «Тигр-М», такие как улучшение динамических характеристик и эргономики рабочих мест экипажа и десанта, улучшение защищенности, установка дистанционно управляемых боевых модулей.  
Кроме того, для руководства Минобороны на территории предприятия была развернута выставка продукции Группы ГАЗ, Заволжского завода гусеничных тягачей, автомобильного завода «Урал».
По завершению знакомства с выпускаемой компанией продукцией Сергей Шойгу провел совещание по вопросам производства и поставок перспективной военной техники в Российскую армию с участием руководящего состава Минобороны России, генерального директора компании «Базовый Элемент» Олега Дерипаска, губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, руководства Военно-промышленной компании и предприятия.

Gur Khan: "Главе военного ведомства были обозначены и направления дальнейшего совершенствования бронетранспортеров БТР-80 и БТР-82А ...  .... такие как улучшение динамических характеристик..." - вот хорошо бы скрестить БТР-82А с работами по НИР "Крымск" - получилась бы отличная машина! А потом можно подумать о ее добронировании панелями с бронекерамикой, модудем с ДУ... и нужен тогда "Бумеранг"?