суббота, 17 августа 2013 г.

Идеальный Т-72

  • Автор 
  • 40 лет назад был принят на вооружение танк Т-72. Боевая машина, признанная лучшим танком последней четверти XX века и занесённая в Книгу рекордов Гиннеса как самый массовый танк современности.
    Т-72 без всяких преувеличений стал целой эпохой в отечественном и мировом танкостроении. Идеальное сочетание стоимости и эффективности вместе с почти неисчерпаемыми резервами модернизации сделали «семьдесятдвойку» настоящей звездой на полях сражений.
    Т-72 – единственный из отечественных танков третьего поколения, поставки которого на экспорт стали осуществляться уже спустя пять лет после принятия на вооружение Советской Армии. Благодаря этому уральский танк стал основой бронетанковых подразделений многих зарубежных армий. Различные модификации «семьдесятдвойки» состоят на вооружении армий более 40 государств.
    Отметим, что именно на этих танках (Т-72Б) состязались лучшие танковые взводы и экипажи военных округов в ходе Всеармейских состязаний по «танковому биатлону», прошедших на полигоне в Алабино Московской области.
    Созданный  на Урале
    Т-72 был создан специалистами Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, входящего сегодня в структуру научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод». В конце 1960-х – начале 1970-х годов прошлого века Уралвагонзавод по заданию Министерства оборонной промышленности, как и два других предприятия - Харьковский завод транспортного машиностроения и КБ Кировского завода в Ленинграде, - получил задание на разработку массового танка нового поколения, сочетающего в себе огневую мощь и броневую защиту тяжёлых  машин и подвижность средних. В результате армия получила три танка: Т-72, Т-64 и Т-80, каждый из которых соответствовал требованиям современного боя, а их характеристики с очередной модификацией становились всё более впечатляющими. Все они претендовали на звание основного танка Советской Армии.
    В 1979-1986 годах состоялись масштабные испытания, получившие название «Звёздные бега» и призванные подтвердить тактико-технические характеристики боевых машин, проверить эффективность внедрённых конструктивных мероприятий, выявить дефекты. Проходили они в различных регионах страны и в тяжелейших условиях эксплуатации. При сравнении танков Т-64 и Т-72 стало ясно, что тагильская машина имеет более надёжные двигатель и ходовую часть. Подвижность «по паспорту» была примерно равной, но во время пробегов «семьдесятдвойка» неизменно превосходила Т-64.
    Танку Т-80 мощная турбина позволяла развивать невиданную скорость. На равнинных дорогах ему не было равных. Но на горных и степных трассах неизменно господствовала «семьдесятдвойка». Наводчики уральских танков нередко превосходили своих соперников по количеству подбитых мишеней и точности попадания. Системы управления огнём танков Т-80 и Т-64 были сложны в использовании - в отличие от простого и удобного прицела Т-72. Таким образом, «семьдесятдвойка» выиграла испытания и стала впоследствии самым массовым воюющим танком современности.
    Как рассказали в пресс-службе Уралвагонзавода, тагильские специалисты начали улучшать Т-72 – тогда ещё опытный образец «объект 172М» - сразу после его появления на свет в 1970 году. Новые модификации разрабатывались путём тщательного отбора наиболее удачных решений - как конструктивных, так и технологических. А их правильность проверялась на полигоне, в испытательных маршах и боях. Армия на протяжении двух десятилетий получала серийные танки Т-72А, Т-72Б и созданные на их основе инженерные машины - мостоукладчик МТУ-72 и бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-1. Модернизация семьдесятдвойки ведётся и по сей день.
    За разработку и освоение производства танка Т-72 Уралвагонзавод был награждён орденом Ленина (1970 год) и орденом Октябрьской Революции (1976 год), а Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения в 1986 году – орденом Октябрьской Революции. В ознаменование заслуг танкостроителей в Нижнем Тагиле стоит памятник создателям танка Т-72.
    Проверка боем
    Впервые Т-72 применили в боевых условиях в 1982 году в Ливане в долине Бекаа. Российские и сирийские источники утверждают, что израильским танкистам не удалось подбить ни одной такой машины советского производства. В то же время согласно западным (израильским) источникам было уничтожено до 20 T-72 . Тогда наш танк считался лучшим в мире, особенно по соотношению цена – функциональность – качество. А последние его модификации могут успешно конкурировать даже с самым современным американским танком М1 «Абрамс».
    В составе российских Вооружённых Сил танки Т-72 приняли участие в двух чеченских конфликтах и в операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года.
    Интересно, что в ходе первой чеченской кампании Т-72 были у обеих сторон. На вооружении так называемого танкового полка чеченской армии состояло несколько танков Т-72А.
    Известно немало случаев, когда умелые действия экипажа позволяли наносить поражение бандитам. Так, например, в январе 1995 года по танку Т-72Б из 131-й («майкопской») мотострелковой бригады вели огонь одновременно несколько расчётов РПГ-7 и СПГ-9. Умело маневрируя и ведя огонь из всех видов оружия, экипаж (в составе командира танка лейтенанта Цымбалюка, механика-водителя рядового Владыкина и наводчика младшего сержанта Пузанова) смог в конечном счёте уничтожить гранатомётчиков и благополучно выйти из боя. На корпусе и башне танка после этого насчитали семь попаданий гранат, но пробития брони зафиксировано не было.
    Тогда же, в январе 1995 года, всё там же, в Грозном, в танк Т-72Б одного из мотострелковых полков Уральского военного округа выстрелили из гранатомёта РПГ-7. Граната попала в правый борт, не прикрытый экраном, который сорвало в предыдущих боях. Кумулятивная струя пробила броню и правый топливный бак. Внутри танка возник пожар. Механик-водитель остановил машину, а экипаж по приказу находившегося в ней за командира начальника штаба танкового батальона покинул её, при этом двигатель продолжал работать. Начальник штаба занял место механика-водителя в горящем танке и привёл его в расположение своего батальона. Там подручными средствами пожар потушили. Боеприпасы, находившиеся в машине, от огня раскалились, а пороховые заряды артвыстрелов почернели…
    В дальнейшем, после обеспечения всех танков динамической защитой, при правильном их использовании танкисты выполняли поставленные задачи практически без потерь.
    В марте 1996 года в освобождении посёлка Гойское, который обороняли более 400 хорошо вооружённых боевиков, принимала участие танковая рота на Т-72Б одного из мотострелковых полков Уральского военного округа. Танки, находясь в боевых порядках мотострелков, пошли в атаку с рубежа, удалённого от позиций бандформирований на 1.200 м. Противник пытался отразить танковую атаку огнём из ПТРК ракетами 9М111 «Фагот». Всего было произведено 14 пусков ПТУР. Две ракеты не достигли цели благодаря умело проведённому экипажем одной из машин манёвру (обе ракеты предназначались одному танку), 12 ракет попали в танки, а в одну из машин попали сразу четыре ракеты. Тем не менее после этих попаданий экипаж и танк сохранили свою боеспособность и продолжали выполнять поставленную боевую задачу.
    Во вторую чеченскую кампанию потери бронетанковой техники Российской армии были значительно меньше, чем в первую. Сказались наличие у большинства офицеров боевого опыта, обученность экипажей и организация чёткого взаимодействия и всестороннего обеспечения боевых действий. При умелом использовании танки успешно применялись и в городских условиях, играя решающую роль. Своим огнём они уничтожали обнаруженные огневые средства противника, после чего пехота продвигалась вперёд. Так, например, действовала танковая рота 205-й отдельной мотострелковой бригады при освобождении Старопромысловского района Грозного в декабре 1999 - январе 2000 года. Удаление танков от мотострелков составляло не более 50 м, что обеспечивало их защиту от огня гранатомётчиков с флангов и с тыла, а огонь во фронтальные проекции машин не причинял им вреда. В Грозном от огня боевиков был повреждён только один танк этой роты, который в кратчайшие сроки был восстановлен ремонтным подразделением.
    Своим ходом экипажу удалось вывести машину из боя. Никто из военнослужащих не пострадал. Добавим, что в период с октября 1999 по август 2000 года в этой танковой роте не потеряли ни одного военнослужащего и ни одного танка.
    Машиной управляет человек
    Как отмечает автор журнала «Мир оружия» Геннадий Жилин (№ 2, 2006), слова которого приводит интернет-блог gurkhan.blogspot.ru, причина высокой живучести российских танков – прежде всего хорошо продуманная конструкция боевых машин, создаваемых в соответствии с принципами и правилами советской (по наследству - российской) танковой школы. Это касается и последующих модернизаций, проводимых в соответствии с нашим, российским, пониманием дальнейшего развития бронетанковой техники.
    Подчёркивается и достаточно высокое качество изготовления танков. При грамотной эксплуатации и своевременном обслуживании наша боевая техника никогда не подведёт.
    В ходе контртеррористической операции (второй чеченской кампании) высокой живучести боевых машин способствовали хорошая организация и осуществление технического обеспечения боевых действий, позволяющие своевременно и качественно обслуживать танки и в короткие сроки осуществлять ремонт техники, получившей боевые повреждения.
    Наряду с этим важнейшим условием успешного применения танков во второй чеченской кампании в отличие от первой стал гораздо более высокий уровень профессиональной подготовки военнослужащих. Это обеспечивало правильное применение боевых машин, поддержание в ходе боевых действий тесного взаимодействия с мотострелками, действующими в пешем порядке и уничтожающими приоритетные цели - гранатомётчиков противника, которым не давали беспрепятственно обстреливать танки из РПГ, особенно поражать их в верхнюю и кормовую части корпуса и башни. Своевременно и эффективно решались задачи инженерного обеспечения, что позволило свести до минимума подрывы боевых машин на минах и фугасах…
    Живучесть Т-72 подтверждают и многие танкисты, участвовавшие в операции по принуждению Грузии к миру. Но эта тема (к тому же ещё требующая тщательного разбора и изучения) - для отдельного разговора на страницах «Красной звезды».

1 комментарий: