пятница, 26 июля 2013 г.

Проволока против троса

или 
Как мы возим БТТ?
  Широкомасштабные учения, проводившиеся на восточных окраинах нашей любимой и необъятной Родины, еще раз показали важность вопросов, связанных с обеспечением логистических операций. И в особенности операций, связанных с перебросками военной техники и грузов по железной дороге.
  Так, в самом начале учений по "внезапной проверке", МО генерал армии Сергей Шойгу сообщил, что «в перевозках задействовано 16 воинских железнодорожных эшелонов общей численность 562 вагона и платформы. Уже доставлено в пункты назначения 482 единицы техники, 320 тонн материальных средств». А Зам.МО генерал армии Дмитрий Булгаков, отвечающий за тыловое обеспечение ВС РФ, на одном из совещаний заявил, что все войска, привлекаемые к внезапной проверке боевой готовности, на 100% были обеспечены войсковыми запасами по всей номенклатуре: "Всего для перевозки войск, которые спланированы в соответствии с решениями командующих войсками военных округов, поданы 700 железнодорожных платформ и 50 вагонов. Темп перевозки войск составляет 1000 километров в сутки вместо 650 километров в сутки, предусмотренных плановыми показателями". Слова Булгакова о переброске техники по ЖД прокомментировала пресс-служба МО: "Расчетная среднесуточная скорость выдвижения войск по железной дороге составляет 650 километров в сутки, сообщает Управление пресс-службы и информации Минобороны. Однако, в рамках проводимой проверки боевой готовности железнодорожные составы следуют со среднесуточной скоростью 800-1000 километров в сутки. Значительное увеличение среднесуточной скорости стало возможным за счет использования специальных погрузо-выгрузочных платформ на железнодорожных станциях погрузки, позволивших более чем в 1,5 раза сократить время формирования и отправки воинских эшелонов". Всего, по словам С.Шойгу,  в ходе учений, были задействованы 160 тысяч человек, 130 авиационных судов, более 70 кораблей, более 13 тысяч наземной техники - более 5 тысяч танков и бронемашин", переброска осуществлялась на расстояниях до 3000-8000 км (источник). Из них по воздуху было переброшено перевезено более 10 тысяч военнослужащих, 482 единицы вооружения и военной техники, а также свыше 930 тонн материальных средств. Для этого потребовалось совершить более 200 самолето-рейсов, было задействовано более 50 экипажей военно-транспортной авиации, 28 военно-транспортных самолетов Ил-76 (источник).  
  Но на лицо явная лажа в сообщениях информагенств и пресс-служб с цифрами. Задуматься об этом дает основание одна и та же цифра - 482 единицы техники, которые были переброшены как авиацией, так и по ЖД. Еще большая  лажа с цифрами по тоннажу перевезенных грузов. Ну и вообще, оглашенная цифирь не вяжется с общим числом привлеченного личного состава и техники. Так получается, что бОльшая часть сил, либо вовсе уже находилась на месте проведения учений, либо совершала марши своим ходом. Но не об том сейчас речь. Речь о важности железнодорожных перевозок в военном деле и их скорости.
   Всем понятно, что учитывая географию России, важнейшей стратегической задачей, является быстрейшая переброска войск именно по железной дороге. Да, ВТА может обеспечить  скорость переброски войск и техники, но только ЖД может обеспечить массовость этих перебросок, поддерживать снабжение группировок на должном уровне. Вообще перевозка военной техники железнодорожным транспортом широко применялась в разных военных компаниях, и по сей день она крайне актуальна. Удобство заключается в том, что дает возможность экономии моторесурса и горючего, сохранять силы личного состава и техники от износа. Дает возможность обеспечить быстрое передвижение, вне зависимости от времени года. Но как она собственно осуществляется?
  Погрузка техники осуществляется на территории воинских подразделений, в других случаях в районе ожидания состава, на расстоянии 3-5 км от станции погрузки, подготавливаются укрытия для военной техники и тщательно маскируют. Железнодорожные перевозки военной техники проводят скрытно с соблюдением безопасности. Организуется охранение и наблюдение за радиационной, химической, биологической обстановкой, воздушным пространством. Организуется противопожарная безопасность. Военную технику располагают в полувагонах и на платформах.   Загружают военную технику своим ходом или с помощью кранов и, после размещения, надежно закрепляют (как правило, растяжками из отожженной проволоки). Машины ставятся на низшую передачу и тормоз, застопориваются поворотные устройства у башен, а сами стопоры пломбируются. В заключение поднимаются борта платформ и закрепляются запорами или, в случае невозможности поднятия, закрепляются в опущенном состоянии. Загружаемая техника по длине не должна выходить более чем на 400 мм от торцевого борта платформы. Всю военную технику в полувагонах и платформах тщательно маскируют. Погрузку и крепление военной техники осуществляют погрузочно-разгрузочными командами вместе с экипажами машин. Закончена погрузка должна быть за 10 минут до отправления железнодорожного состава. За погрузку/разгрузку отвечает начальник воинского эшелона, он же решает и все вопросы, которые связаны с перевозкой на путях сообщения с военным комендантом или начальником станции. Запрещается перевозить посторонних лиц, а так же технику, не имеющую отношение к воинской. При перевозке опасных грузов, осуществляется постоянный контроль ответственных лиц эшелона, органов военного сообщения и транспорта в строгом соответствии с нормативно-техническими требованиями, действующими на железной дороге. Охраной и наблюдением за эшелоном занимаются специальные наблюдательные посты расположенные в голове, хвосте и промежутке состава, а также дежурные расчеты. Промежуточные остановки в пути следования состава с военной техникой запрещены. Перевозка военной техники считается законченной с прибытием в назначенный пункт и выгрузкой из подвижного состава на территории получателя. Выгрузку и дальнейшую транспортировку осуществляют военные подразделения.
    Как мы увидели в ходе учений ВВО, МО уже озаботилось скоростью проведения погрузочно-разгрузочных операций, для чего использовали специальные погрузочно-разгрузочные платформы, хотя никакого "ноу-хау" на самом деле в этом нет.  Но можно ли еще более увеличить скорость погрузки? Можно!
  На многочисленных фотографиях российской бронетехники размещённой на железнодорожном подвижном составе видно, что, её до сих пор крепят «по-старинке» – растяжками из 6 мм отожженной стальной проволоки. У этого метода крепления есть существенные недостатки:
- проволоку для закрепления техники на ж/д подвижном составе можно использовать только один раз;
- формирование растяжек требует определённых навыков у экипажей и значительного запаса времени на их установку;
- проволочные растяжки в пути следования быстро ослабевают и их приходится периодически подкручивать.


Российская бронетехника по прежнему крепится на платформах самым "инновационным" способом - проволокой 6мм.
 Вот такой интересный эпизод "с проволокой" описан "партизаном", послужившим совсем недавно, правда в рядах белорусской армии (у нас, в принципе, все тоже самое):  
"Как бы то ни было, техника после стрельб шла ж/д транспортом. Перед этим мы получили проволоку. Сколько я доказывал, что она отожженная. Сколько я ни говорил, что 5 легковых колес проволоку не отожгут, не помогло. Полковник приказал отжечь. Ну, приказал и приказал – поджигай.



И занялось все это красным пламенем. Проволоку только закоптили."



Но что можно предложить взамен? 
1) Использовать троса с талрепами и зажимами вместо проволочных растяжек при перевозке техники по ж/д. Причём, для этого не потребуется дополнительных согласований с железной дорогой, т.к. порядок замены проволочных растяжек тросами оговорён в Главе 1 Приложения 14 к СМГС.
2) Отправлять новую бронетехнику закреплённую тросами с заводов в адрес МО, а в дальнейшем – МО будет использовать упомянутые троса в качестве штатных элементов её крепления при дальнейших перевозках этой техники по ж/д.
По стоимости крепления груза: оно будет не намного дороже проволоки, но обладает преимуществом – является многооборотным средством, которое можно использовать многократно. А главное преимущество, это – ВРЕМЯ.
Танк закрепить на платформе за несколько часов сможет даже плохо обученный (что нормально) для этих целей экипаж. Таким образом, в «угрожаемый период» воинский эшелон не будет простаивать под погрузкой на станции несколько суток (пока найдут необходимые для этого объёмы проволоки, пока закрепят технику.....), а будет готов к перевозке (максимум) за полдня. Полагаю что, несколько гаечных ключей и "фомка" у экипажа наверняка найдутся для натяжения тросов.
А вот так крепят наши же Т-72 в "отсталой" Индии. Правда, РЖД крепление цепями прямо запрещает...
 
А вот танк супостата закреплен тросами при перевозке из Вентспилса в Ропажи год назад
Предлагаемые к внедрению варианты тросовых креплений
Давайте представим - «час Х».

Внезапно поступил приказ: батальону выдвигаться своим ходом на станцию для погрузки на ж/д платформы с последующей отправкой к месту назначения (боевых действий). Будем считать, что, платформы в требуемом количестве к месту погрузки поданы.

Вариант 1 (крепим проволокой «по - старинке»).
Командир части вместе с зампотехом и зампотылом лихорадочно соображают: где можно раздобыть (любым способом) в требуемых количествах эту самую проволоку ?
Маловероятно, что проволока в «товарном» количестве будет в части. Поскольку, чтобы закрепить одну единицу техники необходимо порядка от 100 до 200 кг проволоки. Помножьте её на количество техники в батальоне и получите по весу и объёму почти полувагон с проволокой, то задача будет не из лёгких.....
Вариантов раздобыть проволоку несколько:
1) с армейских складов (если вдруг припасли заранее и в требуемых кол-вах);
2) у коммерсантов (не факт, что последние не захотят на этом еще и дополнительно заработать);
3) государство реквизирует у тех же коммерсантов нужные объёмы проволоки для чего задержит на сортировочной станции проходящие вагоны с этой самой проволокой;
 Далее: эту проволоку необходимо выгрузить из вагонов и отжечь (из неотожженной проволоки сформировать растяжки и обвязки будет крайне затруднительно) проволоку, далее – доставить эту проволоку к месту погрузки эшелона. Всё это займём довольно много времени.
   Только после этого – экипажи начнут устанавливать растяжки и обвязки. Учитывая что, опыт у них - отсутствует, то данный процесс будет продолжаться очень и очень долго....и трудно. Причём, потребует постоянного и полного контроля со стороны командиров.
 Как вариант: можно обратиться за помощью к сторонним гражданским организациям занимающихся такелажными работами, чтобы те выполнили работы по закреплению бронетехники на подвижном составе. Этот вариант будет немного меньшим по временным затратам, но очень сильно «ударит по карману» МО, т.к. подобные услуги весьма недёшевы.
 Затраты по времени для данного варианта получим: оптимально сутки – двое, реально – больше.

Вариант 2 (закрепление бронетехники на подвижном составе растяжками из тросов с талрепами).
 Командиром части распечатываются схемы крепления техники на подвижном составе и копии вручаются (для контроля) командирам подразделений. (Схемы крепления в формате PDF и распечатываются в формате А4 (лучше А3) на обычном принтере с обычного компьютера. Это всё - можно сделать заранее). Экипажи получают в парке со склада комплекты штатных элементов крепления (уже готовые троса с талрепами) и организованно убывают к месту погрузки (на станцию). Далее: погрузка на платформы и закрепление техники. Поскольку, элементы крепления подготовлены заранее, то установка растяжек много времени не займёт. Ключи и "фомки" у экипажей наверняка найдутся. Утрируя можно сказать, что, при погрузке эшелона из 50 платформ с торцевой рампы, можно сказать, что, пока последние танки будут заезжать на платформы, танки находящиеся в голове эшелона будут уже закреплены.
 Затраты по времени: 12- часов, но не более суток.  Вы как и все, наверняка, служили в армии и помните, как в «учебке» во время КМБ сержанты проводили занятия «подъём-отбой» с л/с, добиваясь того, что бойцы укладывались в требуемый норматив – 45 секунд. Так и в этом случае: можно тренировать танкистов в «учебке» погрузке на железнодорожные платформы (тем более, что, троса – не проволока, их можно использовать многократно). Разу к десятому – они будут выполнять эти операции осмысленно и в самые кратчайшие сроки.
 Чтобы посчитать разницу, давайте возьмем среднюю скорость движения воинского эшелона (50 км/ч) и умножим его на разницу времени погрузки эшелона (12-36 часов), то получим «сумашедшие цифры». На «Транссибе», эти цифры будут еще больше ;) Иначе – будет как в ТВ-сюжете (РТР) с одной в/ч грузившейся несколько дней под Волгоградом, но на войну в Южную Осетию так и не попавшую.
 Вот для этого  и предлагается: отгружать новую (или отремонтированную) технику с заводов для МО в обязательном порядке применяя в качестве элементов крепления троса с талрепами вместо проволочных растяжек и обвязок. После перевозки техники, элементы крепления хранить комплектами отдельно от остального ЗиП, выдавая его экипажу только перед погрузкой на железнодорожные платформы. Учитывая, что на всю имеющуюся в войсках технику имеются отдельно разработанные схемы крепления на железнодорожном подвижном составе, МО должно внести изменения согласно требований п. 9.17 Главы 1 Приложения 14 к СМГС в применении элементов крепления (заменив проволоку на троса) и согласовать эти изменения с РЖД. Постепенно (за несколько лет) обеспечить всю технику такими элементами крепления.
  Всё это позволит обеспечить переброску техники и войск в более короткие сроки и на большие расстояния, если рассматривать логистику как элемент повышения боеготовности.

Глубочайшая признательность и благодарность за инициативу в этом полезном деле участнику форума ВИФ2NE Александру. 

P.S.  «Скажите Государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, война, а они стрелять не годятся". Да, это тот самый случай, прямо по Лескову. Надеюсь, что нас УСЛЫШАТ.....и чтобы русские ребята "кровью не умывались", если не дай Бог, опять война...

12 комментариев:

  1. Ради бога, проволку отжигают, а не обжигают.
    Обжиг — это как-то больше к рудам всяким.
    Отжиг — вид термической обработки металлов и сплавов, главным образом сталей и чугунов, заключающийся в нагреве до определённой температуры, выдержке и последующем, обычно медленном, охлаждении. При О. осуществляются процессы возврата (отдыха металлов), рекристаллизации и гомогенизации. Цели О. — снижение твёрдости для повышения обрабатываемости, улучшение структуры и достижение большей однородности металла, снятие внутренних напряжений.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да Вы совершенно правы - отожженная, а не обожженная. Исправил.

      Удалить
  2. Уважаемый Алексей, это все конечно хорошо, цепные растяжки, спец платформы и так далее, но в условиях современного состояния РЖД это не реально, воп ервых спецплатформы для погрузки техники это моветон и никто заниматься этим не будет, чтобы переделать универсальную платформу в спец-состав нужно много всяких бумажек, согласований изыскательских работ, затратно и трудоемко. Во вторых где этот парк платформ отстаиваться будет между периодами использования, я вам скажу: нигде!!! Последние 10 лет количество путей на станциях только уменьшается, особенно на второстепенных поэтому тут тоже засада. Так что будем пользоваться проволокой 6 мм, гвоздями на 200-250 мм длиной и четырехосными универсальными платформами так как это проще для начальников всех мастей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, во всяком случае понял я именно так, что пресс-служба МО, говоря о "специальных платформах" имела ввиду не какой-то новый вид подвижного состава, а давно известный и прописанный в инструкциях способ погрузки техники, когда при использовании боковой погрузочной площадки для заезда/съезда машины подгоняется еще одна 4-х осная платформа. Только и всего. Разумеется что никто не будет делать какой-то узкоспециализированный подвижной состав под это дело.

      Удалить
    2. Комментарий от Александра:
      1) Переделка платформ не требуется. Техника грузится на
      обыкновенные универсальные платформы парка железных дорог.
      2) Специально отстаиваться (постоянно находиться в техническом резерве ж/д)
      универсальным платформам как раз не требуется. В обычной (мирной) жизни
      на этом подвижном составе, по заказам коммерческих организаций перевозится техника (гусеничная, колёсная),
      разного рода длинномерные и проектные грузы. Т.е. эти платформы приносят прибыль
      их владельцам («дочки» ОАО «РЖД»: ПГК и ВГК.) и др. частным компаниям-перевозчикам и очень востребованы и грузовладельцев.
      Соответственно: нет никакой
      необходимости строить станции (парки) для долговременного хранения этих
      платформ, содержать пути, стрелочные переводы и т.д.
      3)То что «проще», т.к. не надо думать – это верно, но стоит человеку
      один раз подумать и …….(Мужчина должен быть - слегка ленивым, но –
      изобретательным !) и процесс погрузки станет легче и проще.
      4) Бруски и гвозди (как элемент крепления техники согласно схем погрузки) - никто не отменял, но их так же можно заготовить комплектами заранее. Впрочем, если для крепления гусеничной бронетехники использовать струбцины (крепя гусеницы к полу платформы), то от использования деревянных брусков наверное можно будет отказаться. Впрочем - это уже может привести к полной переработке схем крепления бронетехники, а это - действительно сложно и долго по времени.

      Удалить
  3. Почему нельзя использовать цепи для крепления к платформам? Существуют же цепные стропы для кранового оборудования, они в некоторых случаях гораздо удобнее стальных тросов,

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Цепи РДЖ не признаёт.

      Удалить
    2. Цепи не признаются мз-за того, что при обрыве цепи её фрагментами возможно повреждение тормозного оборудования платформ и инфраструктуры системы сигнализации и управления движением, с проволкой такой фигни не происходит, у меня было несколько случаев обрыва цепей при перевозке пакетов Рельсошпальной решетки, во всех случаях малое что сносили это карликовые светофоры, а так в основном коробки комутационные управления стрелками.

      Удалить
  4. Если использовать талреп тип В, вместе с цепями,то на мой взгляд самый удобный и простой вариант, который позволяет крепить технику, а цепь - произвольно менять длину связи.

    ОтветитьУдалить
  5. Комментарий от Вячеслава Попова (репост с e-mail):
    Здравствуй, Алексей!
    Ознакомившись со статьёй из твего блога счёл нужным дать свой комментарий. Текст приведён ниже.

    "Для крепления танка на стандартной ж/д платформе цепи не нужны - хватает стандартных шпор. В особых случаях можно использовать распорные клинья. Главное здесь совместить центр массы машины с с центром платформы. Но, когда "горит", можно перевезти технику и так, особо не заморачиваясь.
    А если выполнять все требования инструкции по креплению , можно и не успеть..
    См. выше( случай с в/ч из Волгоград)
    Обычная танковая рота может грузиться и выставляться на платформы за 50 минут, сам засекал время, а вот крепить её ( "ставить" на шпоры) можно и в процессе.
    Пока на станцию погрузки ( а все ППД беспособных бригад имеют соответствующие погрузочные дебаркадеры) подадут маневровый тепловоз, да оттащат на магистральную станцию, можно не то, что закрепить технику, но и ещё раз разрузиться ..
    реально, при нормальном комбате ( правильной организации службы и достаточном уровне танко-технической подготовки, сюда , в частности входят и необходимые запасы и уже отожённой и нарубленной проволоки, и нарезанные,в " размер", распорные брусья) ,погрузить на платфрмы танковую роту, и при этом уложиться в час - вполне рельный срок.
    Естественно, при загрузке с торца .
    Приходится ,с горечью, констатировать , что при зарузке с боковой рампы, уже не каждый командир может заехать на платформу,уложившись в приемлемое время.
    Что же можно спрашивать со штатных механов, даже "отличников"? Как этому ( да и прочим штукам) можно научить за год?
    Знающие специфику погрузки негабаритных объектов не станут со мной спорить.
    Вообще, вся подаваемая в СМИ информация об учениях ВВО - как о количестве перевезённой техники, так и о темпах движения представляется весьма сильно притянутой за уши..
    В чудеса мы же не верим?
    Чтобы перебросить всю технику, предполагаемую к переброске, надо иметь соответствующий организационный , материальный и технологический ресурс, вполне сопоставимый с уровнем Советской поры ( я не говорю про уровень организации учений, типа "Запад-82", но всё же..)
    При нынешнем уровне управления в РЖД и МО РФ( не касаясь персоналий - там могут нынче обсуждать лишь планы строительства высокоскоростных магистралей, которые населению РФ никуда не "грохали" , извините, конечно...), такие темпы и количества перебрасываемой техники просто недостижимы .
    И уж тем более, можно не обсуждать сроки возвращения техники в ППД.
    Кое-где, она еще и не прибыла, несмотря на заверения весьма ответственных руководителей.
    Резюме. Даже используя быстросъёмные многооборотные средства крепления военной техники , если , не дай бог, потребуется массированная переброска военной техники в Приморье ( да не важно куда еще, но на расстояние больше 1500 км), реально, не успеть...
    Соответственно, все проведенные мероприятия ВВО отдают мистицизмом, как ни жаль."
    С уважением,
    Слава

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Комментарий Александра (репост с e-mail):
      ...по поводу варианта использования "шпор", предлагаемых Вячеславом:

      Крепление гусеничной бронетехники при помощи «шпор» - самый простой и лёгкий вариант, но при условии того, что, деревянное покрытие пола платформы - будет в очень хорошем состоянии, а железнодорожники - будут полностью соблюдать все требования инструкции по маневровой работе.
      В реальности мы имеем: пол у большинства платформ в очень плохом состоянии - многочисленные трещины или вообще сломаны доски (50 мм) , а часто – они еще и гнилые. Маловероятно, что, у командиров в/ч будет время и желание заниматься ремонтом вагонов для перевозки бронетехники, а бронетехнику необходимо разместить довольно точно относительно продольной и поперечной оси платформы……
      Учитывая то обсотятельство, как железнодорожники относятся к соблюдению инструкции по маневровой работе, ожидать от них чудес не приходится. Самому приходилось неоднократно сталкиваться с тем что, не смотря на наличие в перевозочных документах на груз отметки «С горки не спускать !», продольные упорные брусья (200 х 200 мм) были выбиты или смещены, а тросовые растяжки от удара – расслаблены. Фактически, груз удерживался только благодаря наличию тросовых растяжек. Словом: "умеют, когда - не надо".

      Тоже самое, может произойти и бронетехникой, гнилой пол может не удержать её от смещения и последствия Вы сами можете представить……

      На мой взгляд, всё же будет оптимально: крепить гусеничную бронетехнику используя струбцины и тросовые растяжки. Времени этот процесс много не займет, но техника в таком случае будет закреплена надёжно и может безопасно перевозиться на большие расстояния.

      Удалить
  6. А сколько стоят растяжки цепные и проволочные?

    ОтветитьУдалить