Когда "Курганец" поступит на вооружение, в чем отличие машины
от предыдущих версий, а также о том, почему пульт управления БМП похож
на геймпад для "Sony Playstation", в интервью ТАСС
рассказал вице-президент и совладелец концерна "Тракторные заводы"
Альберт Баков.
- Что принципиально нового в "Курганце"?
- Любая военная техника разрабатывается на основе
тактико-технического задания Министерства обороны. И нередко
конструкторам приходится ломать голову над тем, как совместить, казалось
бы, несовместимое.
Так, на "Курганце" приоритетным требованием стало обеспечение
комплексной защиты личного состава. И мы предложили на сегодняшний день
беспрецедентный ее уровень, предусмотрев, кроме пассивной брони с
керамическими панелями, своеобразный "защитный купол", состоящий из
комплексов активной защиты и защиты с верхней полусферы, систем
постановки завес и электромагнитной защиты. Это привело к увеличению
массы машины, но конструкторы вместе с тем сумели обеспечить машине
способность преодолевать водные преграды без предварительной подготовки,
а это бесспорное превосходство по проходимости.
Существенное отличие "Курганца" - необитаемое боевое отделение. С
одной стороны, нам нет необходимости обеспечивать высокий уровень его
защиты, с другой, возникает вопрос - как обеспечить качественное
управление боевым отделением, ведь ситуации могут возникать самые
непредсказуемые. И тут еще много дилемм предстоит разрешить.
На "Курганце" реализован принцип идеологии цифрового борта,
расширяющий автоматизацию процессов управления и вооружением, и машиной в
целом, а также интеграцию машины в единую систему управления
тактическим звеном. Прицельные комплексы с тепловизионными каналами
обеспечивают возможность ведения боевых действий как днем, так и ночью. А
командир машины при необходимости может полностью взять управление
вооружением на себя. Программно-технический комплекс позволяет
передавать информацию об обнаруженных или пораженных целях вышестоящему
командиру, и получать такую же информацию от разведывательных и других
боевых подразделений в реальном масштабе времени.
- Какие нововведения в управлении машиной?
- Два года потратил на то, чтобы убедить конструкторов сделать пульт в
"Курганце" похожим на геймпад "Sony Playstation", чтобы молодому бойцу
было проще ориентироваться. Мы исходили из функциональности: правая
рука, левая рука. Тем более, подобную форму люди отрабатывали
десятилетиями. По большому счету можно и руль поставить. Это же,
понимаете, вопрос объема, места. Проводили испытания на манекенах,
потому что какие-то выступы обычно и не заметны. Рулевая колонка, как
оказалось, реально опасна для грудной клетки при ударе, при вылезании.
Она занимает много места, но ничего не дает.
- Почему на "Курганце" вернулись к переднему расположению двигателя?
- Дело в том, что переднее расположение мотора обеспечивает более
безопасную высадку десанта через кормовую аппарель под прикрытием
корпуса машины. Кроме того, подобная компоновка позволяет увеличить
пространство десантного отделения в корме. Но тут же возникает проблема:
из-за переноса двигателя смещается центр тяжести, и нос машины при
форсировании водной преграды может "зарываться" в волну. На
"Курганце" нашими разработчиками найдено техническое решение для
балансировки задней и передней части машины, идущей по водной
поверхности.
- Когда БМП на платформе "Курганец-25" может поступить на вооружение?
- Опытно-конструкторская работа по созданию машин на платформе
"Курганец-25" не завершена. Опытные образцы будут подвергнуты
предварительным, а затем и государственным испытаниям. Так что
касательно новой платформы, то могу сказать так: Минобороны России уже
заказало для опытной эксплуатации партию БМП "Курганец". Если все пойдет
хорошо, то полноценное серийное производство машин планируется
организовать в 2017-2018 годах.
- Как вообще проходят испытания машин такого типа? Что проверяется? На что военные обращают внимание больше всего?
- В ходе государственных испытаний таких машин военными проверяется
выполнение каждого требования, изложенного в тактико-техническом
задании. Испытаниям подвергаются несколько образцов, а сами испытания
проходят в разных климатических районах России. Проверяется даже
способность выхода с десантных кораблей и захода на них в морских
условиях при волнении до 3 баллов. По поводу "Курганца" министерство
обороны идет достаточно широким шагом, желая получить их быстрее. Машины
поступают в разные военные части, каждая из которых имеет свои
конкретные задачи. Что скажут химики, разведчики? Почему и нужны
модификации.
Когда мы отдали партию БМД-4М десантникам, они начали их "убивать",
специально естественно. Набирают скорость 90 км/час, и раз за разом
делают поворот на 90 градусов. И ждут, когда что-нибудь сломается. После
40-го поворота, к примеру, появляется трещина на балансире. КБ считает –
это реально конструктивный дефект, требующий корректировки
конструкторской документации для его исключения в будущем. Испытание -
это серьезная вещь.
Мы, кстати, специально просили командующего ВДВ Владимира
Анатольевича Шаманова, чтобы он прислал к нам командира той части, где
испытывали БМД-4М. Разговор получился нелицеприятный. Десантник
справедливо заметил одну вещь, которую, в общем, мы иногда не ощущаем.
Он сказал: "Вы воспринимаете нас, как людей, которые в этих машинах
будут воевать, а мы - те люди, которые в этих машинах будут умирать. И
нам не хотелось бы, чтобы это случилось из-за того, что отказала
трансмиссия или сломался балансир". Это, кстати, произвело очень большое
впечатление на наших конструкторов, они долго потом не могли прийти в
себя.
Военные принимают машины неимоверно жестко – можете не сомневаться.
Отправляясь за рубеж, она проходит жесточайшую военную приемку, потому
что никто не может допустить позора. Так же и у себя в стране. С каким
бы партнером ни работали, сроки соблюдаются - хоть умри, а поставь день в
день. У военных все правильно сделано, не проскочишь.
Беседовал Алексей Паньшин(ТАСС, Москва)
Gur Khan: отличное честное интервью, без понтов и шапкозакидательства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий