5 декабря на демонстрационно-выставочном центре полигона «Старатель» по Нижним Тагилом погиб водитель-испытатель колесно-гусеничных машин «Уралвагонзавода». Родное предприятие публично отделалось скромным, буквально двумя-тремя словами, соболезнованием родным и близким, при этом скрыв от общественности и подлинные обстоятельства произошедшего и имя погибшего человека.
Было заявлено, что трагедия произошла во время испытаний. «Испытаниями» у нас можно обозвать любую движуху. По факту это была очередная показуха, как я и предполагал ранее. Показательный заезд перед иностранной делегацией. Ранее, каждое такое мероприятие тщательно готовилось. Но ныне, это похоже превратилось в рутину и на подготовку в очередной раз забили. В самом деле, ну что может случиться? А вот случилось…
Машина выскочила на лед вододрома, глубина которого 5 метров. Между прочим, в прежние времена, точнее в первые годы существования этого «бассейна», вода из него на зиму сливалась. Позже с этим решили не заморачиваться. И вот машина вылетела на лед, лед – провалился, и не подготовленный танк ушел под воду. Надо сказать, что водитель не растерялся. Он сумел открыть люк и покинуть танк. Будь другое время года, тем бы все и обошлось. Но наверху оказался лед, который не дал возможности человеку всплыть на поверхность. Он не сумел найти пробитую танком полынью, как потом выяснилось, пытался головой пробить ледяную корку, но увы, безуспешно.
Теперь вспомним, телевизионный сюжет, который менее чем полгода назад, с подачи "Уралвагонзавод"а крутили все каналы – гидроиспытания танков. Вспомнили? Так вот, получается, что сглазили… до хвастались, как говорится.
Но что же заставило водителя выехать на вододром? Программой показа это не предусматривалось. Именно поэтому никто даже не готовился ни к каким спасательным операциям на вододроме, как это предписано инструкциями по безопасности. Скорей всего, виной тому плохая обзорность с места водителя. Зимой, на свежем белом снегу он мог запросто потерять ориентировку и пойти не по той трассе. Нужно учитывать еще психологическое давление, которое возникает вовремя ответственных показов. Да и тот факт, что на смотровой прибор мог попасть снег, ухудшив и без того плохую видимость.
Есть еще два вопроса: Почему командир, у которого с наблюдением дела обстоят получше не предупредил водителя? Почему экипаж не предупредили руководители движения? На эти вопросы пока ответов нет. По предприятиям, что УВЗ, что НТИИМ, прошла команда «всем заткнуться и молчать» - времена гласности и открытости закончились. Могу лишь от себя выдвинуть две версии. Первая – экипаж мог быть не полным, вполне могло быть так, что в танке находился только один водитель. Вторая – управления движением, которое обычно осуществляет команда «хозяев» полигона – НТИИМовцев, так же могло не быть. Просто из целей экономии. А чего? Все и так давно отработано, мы ж крутые! Надеюсь, в этих аспектах разберутся правоохранители и надзорные ведомства. Уверен, что виноватых найдут. Но как думается, руководство, благодаря которому на предприятиях «бронеколхоза» создалась атмосфера развала и пофигизма, в очередной раз уйдет от личной, персональной ответственности.
А пока хочется вспомнить добрым словом замечательного человека, отдавшего долгие годы советскому и российскому танкостроению – Виталия Федоровича Попова. Вечная ему память!
Виталию Федоровичу было 62 года. С 1977 года он работал водителем - испытателем боевых и специальных машин сборочного цеха «Уралвагонзавода». Награжден: Орден Почета, 1986; Ударник 11-й пятилетки, 1986; Почетная грамота Главы города Нижний Тагил, 1997; Нагрудный знак Министерства обороны РФ «За создание бронетанкового вооружения и техники», 2005; Орден "За труды во благо Уралвагонзавода", 2011; В 2013 году Указом президента за заслуги в области машиностроения и многолетний добросовестный труд ему было присвоено почетное звание «ЗАСЛУЖЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Его имя навечно занесено в списки зала славы Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области.
В 2013 году, накануне Дня танкистов вот что о Виталии Федоровиче Попове писала местная городская газета «Тагильский рабочий»:
Для Виталия Федоровича Попова, водителя-испытателя боевых и специальных машин Уралвагонзавода, танковый полигон – стихия. Выйдя на работу после отпуска, он сразу отправился в пробег.
Виталий Федорович трудится в сборочном цехе УВЗ 36 лет. Он объездил полмира – его самую знойную часть. Был на кромке экватора - в Малайзии. Южнее не заезжал ни один танк. Наш Т-90 бороздил рисовые чеки, джунгли, побережье Индийского океана.
Попов родился в небольшом поселке Пермской области. Закончил десятилетку. Служил в городке Елань недалеко от Свердловска, а затем в Чехословакии механиком-водителем танка Т-62.
За несколько дней до мобилизации армейцам сообщили о наборе специалистов на уральское предприятие. Желающих набралось 15 человек. Танкисты вылетели в Свердловск, но аэропорт рейс не принял. Самолет сделал судьбоносный крюк и приземлился в Караганде. В Нижний Тагил приехало пять человек. Остальные разъехались по домам. А остался в городе только Виталий Федорович.
- Понравилась профессия – настоящая, мужская, - рассказывает он. – Попасть в сборочный цех раньше было практически невозможно: глубокая секретность. Три месяца ждали допуска. 11 января 1977 года я пришел на УВЗ и работаю здесь по сей день.
Первая командировка выпала на 1987-й и затянулась на 2,5 года. Индия закупила на Уралвагонзаводе партию танков, сотрудники предприятия должны были вести гарантийное обслуживание.
- Индия - своеобразная страна, - делится Виталий Федорович. – Резкий специфический запах, аромат специй и благовоний. Такого сочетания я больше нигде не встречал.
На смену эпохи «железного занавеса» пришли тяжелые 90-е. Времена были сложные, застойные. Производство Уралвагонзавода фактически остановилось. Но для целой команды конструкторов и испытателей это был период интенсивной работы, модернизации танка Т-90. Впервые он был показан миру в Абу-Даби (Арабские Эмираты) в 1997 году.
- Поехал в командировку – должен выложиться по максимуму. Ты представляешь великую страну, - говорит Виталий Федорович. - Никто просто так технику не покупает: ее нужно показать. Устраиваются бега, стрельбы, демонстрируется ремонтопригодность.
В Абу-Даби мы проехали великолепно, на машину обратили внимание. Уже в 1999-м три танка на «Русланах», большегрузных лайнерах, перегнали в Индию. Мы проводили испытания в пустыне Тар, при температуре 40-50 градусов. В результате контракт с Индией был заключен. Сотрудничество продолжается до сих пор.
Выучиться вождению танка, по словам Попова, несложно. Но ездить на машине можно по-разному.
Т-62 в управлении более жесткий. Перейти с него на Т-72 все равно, что сесть за руль «Жигулей» после трактора.
Виталий Федорович – представитель старой школы танкистов. У специалистов, которые начинали с «шестидесятидвойки», остались навыки бережного вождения. А от плавной езды зависит точность прицела. Это ценится испытателями системы управления огнем.
Орден «Знак Почета» Попов получил очень рано – в 30 лет. А минувшей весной заводчанин удостоился звания «Заслуженный машиностроитель РФ». Но самая дорогая для Виталия Федоровича награда – медаль Министерства обороны. Она носит имя Михаила Кошкина, создателя легендарного Т-34.
В июле Попов побывал в Москве на Международном танковом биатлоне. Танкисты предприятия продемонстрировали возможности модернизированной машины Т-72Б.
В Тагиле у Виталия Федоровича уютный домик. Жена Дина Петровна занимается хозяйством, держит гусей и кур. Два года назад, когда Попов уехал на 16 месяцев в командировку, она побывала у мужа с разрешения индийских властей.
- Все-таки Индия – для индусов. Там пустыня. Есть и зелень, но не наша, не моя, - откровенничает заводчанин. – Мне хорошо дома. Когда приезжаю на родину весной, я попадаю словно в сказку.
Анастасия ВАСИЛЬЕВА.
«Тагильский рабочий» №168 7 сентября 2013 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий