В
свое время автору довелось пообщаться с танкистом, который в далеком
1938 году начал службу на танках БТ-5 и БТ-7. Александр Иванович
Большаков родился в 1918 году в селе Обшаровка Приволжского района
Куйбышевской области. В Армию его призвали в августе 1938 года - в
Песчанку, танковое подразделение под Читой. Впоследствии ему пришлось
воевать с японцами на реке Халхин-Гол.
- Наше учебное подразделение было
единицей танковой бригады, Она стояла в Монголии, а учили в Песчанке.
Потом мы тоже попали за границу. Я должен был быть командиром танка. У
командиров ставка в учебе была на овладение всеми специальностями.
Чтобы, если нужно, я мог заменить и водителя.
- Что представляли собой учебные стрельбы?
- Стреляли по мишеням-щитам 1х1 с
дистанции 600-800 метров. Чтобы произвести выстрел, обязательно
останавливались, т.к. считалось, что сцепление могло сорвать отдачей. На
БТ с ходу вообще стрелять запрещалось. Нужно было обязательно
остановиться. Когда едем, я кричу механику: "Дорожка!", - заряжающему:
"Заряжай!". Как только выстрел произведен, механик отпускает педаль, и
пошел вперед, до следующего выстрела. Можно сказать, что все было
доведено до автоматизма.
- Как часто занимались стрельбами?
- Часто, по программе командира
роты. Например, упражнение по движущимся мишеням: Т-26 тянул мишень, по
ней мы и работали. Если откровенно, полигон был знакомым, и стрелять
было легко.
-Правда ли, что танкисты не любили стабилизаторы на БТ-7?
- В самом деле, сложные они для нас
были, поэтому мы их отключали. Как? Сами не занимались, обращались к
ремонтникам, там были специалисты по прицелам. Со стабилизатором нужно
точно определить дистанцию, иначе наводи не наводи, пушка не выстрелит. А
дистанцию определяли на глаз, помножишь в уме и получишь, сколько
нужно.
- Много нареканий было по поводу
трехскоростной коробки. Что та, якобы, была настолько сложной в
обращении, что ее эксплуатировать мог только опытный механик-водитель. А
неопытный, чтобы переключить, вынужден был даже останавливаться.
- Мы переключали на ходу эти
трехскоростные коробки (четвертая скорость на ней задняя), я не помню,
чтобы были какие-либо проблемы.
- Расскажите по зенитные пулеметы.
- ДТ ставили не на все танки. Но
они у нас были, хотя тогда мы считали, что реально в летящий самолет
попасть очень трудно. В принципе, это возможно, вот только какой ущерб
нанесет оно, такое вот попадание...
- Радиостанции были на всех машинах или только на командирских?
- На БТ-7 на всех, БТ-71-ТК-1.
Станции работали хорошо, но были громоздкими. Устанавливались в нише
башни: с одной стороны приемник, с другой передатчик, а в середине
"унформер", он электроэнергию вырабатывал.
- Насколько в БТ было тесно? Угорали от пороховых газов?
- Насколько, не знаю, но тесно.
Развернуться негде, в бою гильзы летят, дым, дышать нечем. Вентиляции
нет, вот на "тридцатьчетверке" вентиляция уже появилась. По поводу
угорали или нет, вот, что мне вспомнилось. В году 43-м, зимой, мы танки в
землю закапывали, устраивали "парники", чтобы они всегда теплыми были.
Рыли ров глубиной 4 м, шириной 3,5 м и длиной 25 м. Загоняли танки по
три штуки, накладывали настил из бревен, из брезента делали "ворота". И
начинали внутри топить. В это время в Монголии морозы были под 60. А мы
были в полной боевой: боекомплект, топливо и масло. Если что, готовы
выехать по первому приказу. Правда, когда приказ пришел, вышел инцидент.
Первым завели танк, который стоял последним. В результате экипажи двух
первых машин угорели. Не насмерть - сознание потеряли.
-Кстати, какую максимальную скорость Вы выжимали на занятиях? И как много упражнялись в езде на колесах?
- На колесах мы очень мало ездили. А
на гусеницах спокойно делали 65-70 км/час. Если говорить о плавности
хода, то по кочкам, конечно, трясет. А по нормальной дороге все было
хорошо. Часто даже высыпался во время марша.
- Танк от руля управлялся легко?
- Да, у меня особых проблем не
было. Надо отметить, что я на БТ-7 6 лет служил. Из них полтора года на
учебном танке. Мы два двигателя за это время сменили. Двигатель его мне
запомнился надежным, по 450 часов отрабатывал. Помню, меняли двигатель в
полевых условиях, что-то вроде практических занятий было. Подошла
летучка, на ЗиС-5 кажется. Мастера сняли верхнюю броню моторного
отделения, жалюзи, радиатор, краном убрали старый мотор. Кроме того,
заменили коробку передач, отцентровали ее. Стали ставить новый двигатель
и все остальное в обратном порядке. На поле мы приехали часов в 10
утра, а в 7 вечера танк уже был на готов. Механик Вася Паньков забрался в
танк, проверил его, прогазовал. Потом говорит: "Давай обкатку сделаем".
Все уселись на броню, и Вася начал на всех скоростях гонять. Меня их
начальник спрашивает: "Ну как, претензии будут?" Я своему механику:
"Мол, как?". А он: "Капризов нет". Подписали акт и рванули в парк боевых
машин.
-Когда Вы узнали о предстоящих боевых действиях с японцами?
После "учебки" попал служить в 11-ю
бригаду легких танков в городе Ундурхан. Город хоть и был третьим по
величине в Монголии, но деревня деревней. Всего где-то полторы сотни
строений, из них всего два десятка бревенчатых домов, остальные -
большие юрты. Кстати, граница с Монголией была почти условной – лишь
вспаханная контрольная полоса. Не было даже столбов с колючей
проволокой. Лишь на переездах дежурили монгольские пограничники в нашей
советской форме. В моем экипаже, кроме меня еще были парень из Саратова,
башнер Иван Сатаров, и механик-водитель - украинец Вася Панькин. Личный
состав жил в казармах, а боевые машины стояли в парках под брезентом,
там же были маслогрейки - вода, масло, аккумуляторы. У меня танк был
учебный, и его гоняли почти каждые сутки, а те, что на консервации,
только обслуживали и почти не заводили. В первых числах июля сыграли
боевую тревогу
-К месту боев передвигались, сняв гусеницы?
- 600 км, даже меньше, проехали на
колесах. Всего в нашей колонне было около 200 танков. Чтобы пыль не
мешала, шли несколькими маршрутами. Всего управились за 10 часов, с
одной короткой остановкой на дозаправку.
- Какую максимальную скорость развивали?
- Какую максимальную скорость развивали?
- Те танки, что шли впереди, километров 50, а задние – по 70 давали. Ехали внутри машин с открытыми люками. Механики – в очках.
Читать полностью.
Читать полностью.
По видео: На Линии Сталина есть БТ-7, и он тоже на ходу. Так что в Кубинки не единственный сохранившийся на ходу танк БТ-7.
ОтветитьУдалить