вторник, 29 января 2013 г.

Состояние и перспективы развития ствольной артиллерии 21 века.


СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТВОЛЬНОЙ АРТИЛЛЕРИИ 21 ВЕКА
 В. И. Наседкин
ФГУП «Завод № 9», Екатеринбург
"Материалы научно-технической конференции "Проектирование систем и измерительных комплексов" 9 июля 2004г. НТИ УГТУ-УПИ". Нижний Тагил, 2004г.,С.67-69

Начальник – главный конструктор ОКБ-9 Наседкин Валерий Иванович. В докладе приведены результаты выполняемых в ОКБ-9 им. Ф.Ф.Петрова разработок новых образцов, рассмотрены тенденции и проблемные вопросы современной ствольной артиллерии.

  В 2002 году исполнилось 60 лет создания в октябре 1942 г. ОКБ-9 на базе артиллерийского КБ Уралмашзавода и 100 лет со дня рождения Ф.Ф. Петрова - первого главного конструктора ОКБ-9.
За время существования ОКБ-9 им. Ф.Ф. Петрова разработано более 350 и принято на вооружение свыше 40 артиллерийских систем.
  Начиная с 1942 года, были разработаны пушки лучших танков Второй мировой войны: 85-мм пушка Д-5Т для танков Т-34 и ИС-1, 122-мм пушка Д-25Т для танков ИС-2 и ИС-3. Все послевоенные массовые отечественные танки вооружались пушками завода: 100-мм пушками Д-10Т, Д-10ТГ, Д-10Т2С - танки Т-54, Т-55; 115-мм пушкой У5ТС - танк Т-62; 125-мм пушками семейства Д-81 - танки Т-72, Т-64, Т-80, Т-90.
   У пушек 2А46М, 2А46М-1, принятых на вооружение в 1984 г по сравнению с пушками 2А46, 2А46-1 ДДС по бронецелям сходу увеличена в 1,5 раза. В настоящее время завершены ГИ в составе танков Т-80У, Т-90 разработанные заводом пушки 2А46М-4, 2А46М-5 с дальнейшим повышением точностных характеристик. Кучность увеличена на 15 %, суммарное вибрационное рассеивание при стрельбе сходу уменьшено в 1,7 раза.
  Ведется разработка танковой пушки 2А82 повышенного могущества с автоскрепленным и частично хромированным стволом, использующей все существующие 125-мм боеприпасы, а также новые перспективные, обеспечивающие пушке по техническому уровню превосходство в 1,2... 1,25 раза над лучшими отечественными и зарубежными аналогами. Выполнен большой объем испытаний на макетном (787 выстрелов) и опытном (515 выстрелов) образцах пушки.

   Ведутся работы по пушке нового поколения 2А83. Для обеспечения высоких ТТХ потребовалась отработка новейших технологических процессов - производство высокопрочных сталей с повышенными требованиями к качеству металла; проведение автоскрепления трубы ствола; нанесение на внутреннюю поверхность канала ствола эрозионостойкого гальванического хромового покрытия для обеспечения требуемой живучести; ЭХО хромируемой части трубы, обеспечивающей более качественную подготовку поверхности трубы под хромирование; ЭХХ каморы, позволяющее получить требуемую чистоту поверхности переходных конусов трубы; УЗК качества металла труб; изготовление высокоточных стволов длиной до 7 м из стали с повышенной категорией прочности.
  Самоходная артиллерия в истории ОКБ-9 представлена орудиями:
— 122-м гаубица 2А31 и 152-мм гаубица 2АЗЗ для первых современных отечественных самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика» и 2СЗ «Акация».
— завершены ГИ и оформляется принятие на вооружение 125-мм пушки 2А75 в составе легкой плавающей, авиадесантируемой СПТП 2С25 , которая обеспечивает эффективность поражения целей на уровне основных танков Т-80, Т-90 при стрельбе сходу и на плаву.
    Для модернизации СГ 2СЗМ «Акация» и 2С19 «Мcта» разрабатываются 152-155 мм орудия. В калибре 155-мм используются боеприпасы стандарта НАТО с достижением уровня ТТХ самых современных зарубежных образцов.

  В классе буксируемой артиллерии продолжается производство для экспорта 122-мм гаубиц 2А18М (Д-З0А) с круговым обстрелом. Около 3,5 тысяч этих простых в эксплуатации, проверенных боевым использованием орудий, состоит на вооружении 35 стран мира.
  Продукция завода экспортировалась более чем в 50 стран мира, в 9 стран проданы лицензии.
  В ОКБ-9 были разработаны первые отечественные пушки с самодвижением 57-мм СД-57 и 85-мм СД-44 и СД-48.
    Полный объем ГИ прошли 125-мм буксируемая с самодвижением ПТП 2А45М «Спрут-Б» и легкая 152-мм гаубица 2А61 «Пат-Б» с механизированной досылкой снаряда и переменной длиной отката. Установленные на трехстанинных лафетах типа гаубицы Д-З0А, они обеспечивают круговой обстрел. Пушка 2А45М может вести стрельбу всеми 125-мм боеприпасами российских танков и может быть оборудована для стрельбы управляемым снарядом «Рефлекс». Гаубица 2А61 имеет массу 4350 кг и по могуществу превосходит 122-мм гаубицу Д-З0А в 2 раза. Возможно использование управляемого снаряда «Краснополь».
   На базе ПТП 2А45М и гаубицы 2А61 изготовлен экспериментальный образец 155-мм гаубицы с использованием 155-мм снарядов стандарта НАТО и АСУ БО.
   В соответствии с обращением Председателя комитета по обороне Гоcдумы РФ генерала А.Николаева разработан и изготовлен макет 122-мм легкого штурмового орудия М-392 для частей быстрого реагирования массой 1300 кг, буксируемого за автомобилем ГАЗ-69.
    Анализ разработанных за 60 лет в ОКБ-9 артиллерийских орудий позволяет проследить основные тенденции, характерные для развития отечественного и зарубежного артиллерийского вооружения. За это время огневая мощь орудий (дульная энергия) увеличилась в 4...6 раз, максимальное давление в канале ствола - в 2... 3 раза, категория прочности металла ствола - в 2,2.. .2,5 раза.
  Опыт боевых действий в локальных конфликтах последних лет и прогноз их характера в возможных локальных, региональных и крупномасштабных войнах в будущем, подтверждают возрастающую роль артиллерии по поражению противника. Артиллерия остается единственным всепогодным и всесуточным средством, способным выполнять основную часть огневых задач.
   С целью повышения технического уровня АВ на период до 2010 г. необходимо существенно улучшить ТТХ, влияющие на уровень боевой эффективности - увеличить дальность стрельбы в 1,2... 1,8 раза, скорострельность - в 1,5...3 раза, точность -в 1,3...3 раза, сократить время реагирования в 5...6 раз, повысить мобильность, защищенность и др. характеристики. Достижение этих целей возможно в основном за счет повышения точности наведения, начальной скорости снаряда, увеличения интенсивности ведения огня, совершенствования всех подсистем ствольной артиллерии от средств поражения до средств управления и разведки. Немаловажными являются тенденции современного зарубежного ствольного артвооружения: использование единого калибра 155-мм, широкое применение модернизации при сохранении унифицированных технических решений, создание семейства высокоточных дальнобойных до 50 км снарядов (по программе «Экскалибур»).
     Для успешного решения стоящих перед ствольной артиллерией 21 века задач необходимо решить ряд сложных научно-технических проблем по всем составляющим арт комплексов (ствольной части, механизмам, прицелам, приводам, и т.п.), в частности:
—использование новых высокопрочных материалов и средств контроля их качества с целью повышения прочности и живучести стволов, в том числе автоскрепленных, что особенно актуально с учетом термосилового воздействия выстрелов с М3 из ВЭП;
—создание ММЗ с автоматом комплектации и обеспечением безопасности их использования;
—разработка устройства лазерного воспламенения выстрелов с ММЗ;
—обеспечение полной автоматизации процессов топопривязки, ориентирования, прицеливания, наведения, заряжания, слежения за целью;
—создание системы автоматической дигностики;
—совершенствование приборно-измерительной базы для современного уровня давлений (до 700...800 МПа) и частотного состава динамических нагрузок (до 100 кГц);
—совершенствование конструкции выстрелов с целью исключения механического воздействия ведущих элементов калиберных и подкалиберных снарядов путем применения высокомодульных композиционных материалов;
—развитие НТД по обеспечению прочности, живучести и долговечности стволов современных арторудий при термосиловом воздествии М3 из ВЭП.
     В решении указанных проблем большую роль должна сыграть фундаментальная и отраслевая наука при координирующем влиянии РАРАН.
  Дальнейшее развитие БТВ в XXI веке, по нашему мнению, будет происходить в направлении разработки артиллерийских орудий с нетрадиционными схемами метания: применением зарядов с ЖЗТ, присоединенных зарядов, зарядов конвективного горения. Более далекую перспективу составят пушки на основе ЖМВ, электромагнитные пушки и ЭТХАС в силу сложности сопряженных с их внедрением технических проблем по получению необходимых источников энергии требуемой единичной мощности.
  Ближайшую перспективу (20...30 лет), тем не менее, составят - поэтапная модернизация штатных орудий, разработка новых систем повышенного могущества.
Новые задачи в артиллерии требуют использования новых технологий на всех этапах жизненного цикла орудия - при проектировании, изготовлении, испытаниях, эксплуатации.
Целесообразно решить вопрос централизованного обеспечения предприятий ОПК материальным обеспечением для проведения математического моделирования функционирования узлов и деталей и орудия в целом в различных условиях эксплуатации для снижения затрат на дорогостоящие натурные испытания.
   Скорейшее решение отмеченных проблемных вопросов позволит ускорить сроки внедрения ведущихся разработок и создать арторудия нового поколения.

понедельник, 28 января 2013 г.

Мужество сирийских танкистов -3

После публикации двух вариантов разбора случая уничтожения террористами танка Т-72М1 сирийских правительственных войск: первого (признаюсь - ошибочного) и второго (исправляющего ошибки) на YouTube появился более полный вариант видео - с "предысторией" и более полным окончанием.
На видео хорошо видна подготовка нападения, применяемое оружие. Видно как профессионально работает команда "убийц". Гранатометчик высовывается лишь на считанные секунды только для того чтоб сделать выстрел. Место видимо заранее подготовлено, известно где находятся танки, гранатометчика фактически ведут на место выстрела. Сразу после удара - быстрое отступление. Ничего удивительного что команду "охотников за танками" не удается вовремя засечь. Подтверждается идентификация оружия - таки это действительно РПГ-29. Подтверждается наш запоздалый вывод о том что попадание было в район наружного топливного бака над пятым катком.  На что хотелось бы дополнительно акцентировать внимание, так это на тот факт, что данное видео очень наглядно опровергает факт непременной детонации боекомплекта при пожаре в танке Т-72 и "улетающих башнях".


Мужество сирийских танкистов-2

 Не ошибается только тот , кто ничего не делает.
народная мудрость
  В результате продолжения обсуждения видео и нашего предыдущего сообщения на форуме "Сила России", возникли сомнения в правильности первоначального описания ситуации. Участники форума привели ряд доводов, с которыми трудно не согласиться. В связи с этим, посчитал правильным изложить тут альтернативную версию, а так же некоторые дополнительные наблюдения.
Согласно второй версии, стрельба из РПГ-29 ( тут твердо остаюсь на изначальном мнении) велась с противоположной стороны улицы и соответственно попадание ракетой было не в корму а в правый борт корпуса - в наружный топливный бак над пятым опорным катком.
За это говорит вспышка взрыва именно в этом месте (при первоначальном разборе этот момент как раз очень смущал).
А так же состояние бака до и после попадания:
Это хорошо объясняет почему танк №3 не видел стреляющего. Будь это выстрел РПГ-7 или СПГ-9, возможно ничего страшного не случилось бы. Но тандемный РПГ-29 своим лидирующим зарядом пробил бак, а основным борт корпуса танка чуть ниже погона. 
При этом воспламенил заряд, находящийся почти под командиром танка. Возможно кумулятивная струя смогла достигнуть и бака-стеллажа с зарядами. Если поглядеть на разрез танка (заряды обозначены желтым, снаряды розовым) то ее траектория как раз упирается в него. Хотя судя по силе и продолжительности горения, возможно что горели только те заряды, что были рассованы по боевому отделению и находились вне укладок автомата заряжания и стеллажей.  Остается вопрос - что произошло с моторной перегородкой. На кадрах видео четко видно пламя в районе кормы. Ранее мы его приняли за огонь из пробоины в корме. Однако, размер "дырочки" от "кумы" и величина пламени как-то не соответствовали. При более внимательном просмотре, стало ясно, что пламя вырывается из выходных окон вентилятора системы охлаждения. Так же видно, что находящиеся под давлением газы как бы наддули изнутри весь танк и соответственно вырываются из всех щелей - в районе МТО это радиаторы и выходные окна вентилятора. 
 При первоначальном разборе так же смущал огонь, ясно видимый в передней части танка, перед башней. Смущал до тех пор, пока не пришло осознание, что это огонь из открытого люка механика-водителя. 
Все остальное собственно остается соответствовать тексту предыдущего разбора. Единственно, что была предложено весьма правдоподобное описание момента связанного с выстрелом этого танка: пушка заряжена, руки наводчика на "чебурашке", попадание гранаты, пробитие, пожар, все очень быстро, рефлекторное сжатие пальцев наводчика-выстрел....
В заключение, хочу поблагодарить всех участников форума "Сила России" за ценные советы и умные мысли.


воскресенье, 27 января 2013 г.

Мужество сирийских танкистов

 Гражданская война в Сирии, развязанная Аль-Каидой при поддержке, с фактического согласия ООН и НАТО, преподносит очередной пример живучести в бою танков советского производства. Мы уже видели, как подорваный на фугасе Т-55 вытащил из боя экипаж и лишь потом сгорел. Мы видели как выдерживают расстрелы из СПГ-9 танки Т-72 самых ранних экспортных серий, демонстрируя при этом удивительную живучесть. Мы видели как сгорает подорванный на мощнейшем фугасе Т-72М1, но при этом спасает экипаж, вывозя его из под обстрела, в результате пожара боеукладки, снаряды, вопреки многочисленным басням, не детонируют, и башня, как ни странно, не отлетает. И вот 25 января на YouTube был опубликован еще один, новый, всего 36-секундный ролик, но зато весьма интересный.

  Сейчас в Интернете на ряде форумов ведется его активное обсуждение. Не смотря на в целом верные оценки запечатленного на этом видео, некоторые пропагандисты, воспевающие достижения террористов сирийского крыла Аль-Каиды, старающиеся очернить технику российского производства, намеренно дают ошибочную интерпретацию фактов. "Отличились" и некоторые центральные каналы. Так "Россия 24" выдала следующий перл: " ... во время залпа заклинило боекомплект вследствие чего взорвался...", - еще раз подтверждая крайне низкий интеллектуальный уровень современной российской журналистики. Так или иначе, но у нас есть все, что бы с достаточной степенью точности восстановить картину убийства экипажа сирийских правительственных танкистов.
  Место действия город Дарайя, недалеко от Дамаска. Город был захвачен боевиками группировки «Джебхат ан-Нусра». По официальной информации, город был освобожден 4 января, но судя по всему, зачистки городских кварталов продолжаются, в городе действуют хорошо подготовленные группы боевиков-наемников, возможно из числа инструкторов. В том числе группы "танк-киллеров" - охотников за танками. Такие группы используя различные укрытия пробираются к местам сосредоточения танков правительственных войск, обходят их, нанося удар с наиболее безопасного и выгодного направления, либо устраивают засады. При этом действуют скоординировано, ведя интенсивный радиообмен. Зачастую, против одной правительственной бронегруппы действуют две-три группы "охотников" при поддержке сил отвлечения и обеспечения. Для ознакомления с общей обстановкой можно посмотреть вот этот ролик от 09 января:

 Так же интересную информацию можно почерпнуть из интервью генерала сирийской армии, данному Марату Мусину "ANNAnews" 11 января:
   Вернемся к разбору нашего исходного сюжета. И так, как мы видим с самых первых кадров, на улице города, в очень плотной многоэтажной застройке действуют три правительственных танка Т-72М1. Танки не оснащены современной прицельной оптикой, не имеют динамической, либо какой либо иной дополнительной защиты. Такие танки фактически устарели уже к середине 1980-х годов.
 Боевой порядок в целом выстроен грамотно: два танка, встав уступом,  контролируют улицу, третий, прикрыв свою корму зданием, контролирует улицу в противоположном направлении. Однако, это ему плохо удается - выслеживать из под брони через устаревшую оптику действия пеших террористов, вооруженных переносными противотанковыми средствами, очень сложно, фактически невозможно. Опыт боевых действий в условиях города требует совместных действий пехоты и бронетехники. При этом бронетехника подавляет выявленные очаги сопротивления, а пехота производит зачистку и в свою очередь прикрывает бронетехнику. В данном случае, пехота судя по всему, оторвалась от танков и выдвинулась вперед.  Как печальный итог, уничтожение одного из танков с наиболее уязвимого кормового направления. Попадание ракетой, пожар боеукладки. В момент взрыва, пораженный танк производит выстрел (что дало повод для безграмотной инсинуации "России 24"). Спасся только один член экипажа - наводчик, выброшенный через люк газами в результате взрывного горения зарядов. Человеку очень повезло!
     В ходе детального разбора, некоторые участники обсуждения первоначально предположили, что этот человек не член экипажа, а террорист-смертник, бросившийся под танк, однако вскоре эта версия была опровергнута, и ниже мы детально в этом убедимся. Вопросы вызывает место попадания. По одной, сразу скажу, ошибочной версии, попадание произошло в борт башни. По второй - в борт корпуса в район топливных баков. По третьей - в корму корпуса танка. Что в свою очередь повлекло за собой пару вопросов: 
Первый - если попали в корму корпуса, то как так получилось что тут же загорелась боеукладка в боевом отделении? Неужели двигатель не обеспечивает экранирование и защиту? 
Второй - чем стреляли? Назывались в качестве версий СПГ-9 и РПГ-29 "Вампир".
  Начнем разбираться. HD качество видео позволяет нам сделать достаточно качественные скриншоты. На первом мы видим подлетающий к танку с кормы некий "объект".
  Его форма позволяет определить траекторию движения и место попадания.
Как хорошо видно, попадание приходится не на башню (район погона башни) как утверждают некоторые фальсификаторы, а примерно в верхний левый угол кормового листа. Увеличим изображение, и попробуем идентифицировать объект:
В результате специальной программной обработки изображения, он достаточно легко читается как выстрел РПГ-29 "Вампир". Силуэт очень характерен, четко видно лидирующий заряд тандемной кумулятивной БЧ. Это не просто серьезная, а очень серьезная штука! Вспомним, что в середине 2000-х годов "Вампиры" весьма успешно применялись иракскими повстанцами против американских оккупантов. На этот счет нашлось даже весьма любопытное видео:
В 2006 году, во время операции против палестинских патриотов в Ливане, израильские танки "Меркава", в том числе самой совершенной модификации Mk.4,  начали нести ощутимые потери от переносных противотанковых средств. В ходе последующего "разбора полетов" выполненного достаточно профессионально и скрупулезно израильскими любителями истории бронетанковой техники, выяснилось, что большинство потерь и повреждений "Меркавы" несли от ПТУР. Однако, в этом случае вызывает удивление вой, поднятый в прессе заявлениями израильских официальных лиц. Министр внутренней безопасности Израиля Ави Дихтер, а вслед за ним и министр обороны Амир Перец, заявили,что в боях на юге Ливана «Хезболлах» использует современные противотанковые комплексы российского производства и, в частности, РПГ-29. Тут показательно, что был выделен и назван именно этот образец ПТС. Наконец, в 2007 году в том же Ираке, из РПГ-29 была пробита лобовая броня корпуса британского танка «Челленджер-2». 
Механику-водителю при этом оторвало три пальца ноги, ранения получили и два других члена экипажа танка. Так что ничего удивительного в поражении "старичка" Т-72М1 этим мощным РПГ нет. На следующем скрине мы видим сработку лидирующего заряда его тандемной БЧ (2).
Через мгновение следует основной взрыв (1).
Вероятно крышка люка наводчика-оператора на пострадавшем Т-72 не была полностью закрыта и застопорена. Взрывом основного заряда ее открыло, и мы видим вспышку  вырывающуюся через этот открытый люк. Одновременно мы видим сноп пламени, вырывающийся из пробитой кормы. Практически одновременно со взрывом происходит выстрел из пушки танка. Вероятно она была к тому моменту заряжена и готова к выстрелу. В момент удара РПГ, наводчик непроизвольно нажал на спуск, либо, возможно, произошло какое-то нештатное замыкание проводки, ибо сразу после выстрела наблюдается отказ стабилизатора вооружения с электро-гидравлическим приводом - пушка свободно раскачивается вверх-вниз, что красноречиво свидетельствует о поврежденной гидравлике и кабельных трассах. От взрыва РПГ начинают гореть заряды, находящиеся за спиной наводчика у моторной перегородки. Тот факт, что наводчик не был убит на месте, показывает что мощности РПГ-29 едва хватило пробить 45 мм корму танка, пройти через МТО и преодолеть тонкую моторную перегородку. Что бы понять траекторию снаряда внутри МТО и тот факт, почему двигатель не экранировал боевое отделение, посмотрим на схемы:

На них мы постарались максимально наглядно реконструировать то как происходило поражение. Видно, что кумулятивная струя задела двигатель буквально по касательной, с самого края, зацепив край крышек головок блоков цилиндров, а до того прошла вдоль радиаторов системы охлаждения.  Стрелял явно профессионал высокого класса и метил он отнюдь не в корму - попади ракета чуть ниже и двигатель не дал бы ей поразить укладки, находящиеся в боевом отделении. Целились в весьма уязвимый с кормы погон башни. 
   Некоторые эксперты утверждают, что будь танк оборудован современной быстродействующей системой ППО, например "Иней", то пожар можно было бы предотвратить. К сожалению это не так. Никакое ППО не может погасить кумулятивную струю и тем более загоревшиеся заряды. Последние не залить водой, не загасить ни пеной, ни порошком, ни инертным газом. Изоляция от кислорода воздуха тут не поможет ибо окислитель уже входит в состав заряда. Если заряд загорелся - все - горение уже никак не остановить. А вот что касается распространения огня в МТО, то мы как раз наблюдаем, что распространения огня в МТО не произошло, возможно сработало штатное ППО. На последующих кадрах виден слабый чадящий дым, медленно поднимающийся через радиаторы - последствие термического воздействия кумулятивной БЧ и горения зарядов в БО, но не более того.
   Теперь о по истине чудесном спасении наводчика. Сложно сказать, в каком состоянии он находился после собственно взрыва. Скорей всего был контужен и потерял сознание. Внимательно наблюдая за развитием событий, видим, что заряды вспыхнули не сразу, а разгорались постепенно. Какие-то мгновения после взрыва не происходит вообще ничего, но потом из распахнутого взрывом люка начинает валить дым. Давление газов внутри боевого отделения нарастает - заряды разгораются один за другим, после чего мы видим мощный столп пламени. Но до этого момента, человек не предпринимает никаких попыток покинуть горящую машину - не видно что бы он пытался вылезть самостоятельно через люк.  Напротив, по кадрам проматывая запись, видно, что его тело падает на землю где-то на 13 секунде ролика, в то время как горение зарядов только-только прошло максимальную стадию. 
Потоком раскаленных газов его попросту выкинуло через люк. При этом его одежду наддуло и разорвало клочьями. Сорвало обувь, разодрало штанины, останки которых болтаются только благодаря ремню на поясе. Куртку задрало вверх и вывернуло на изнанку. К стати, в последствии мы видим, что человек уверенно поднимается с земли и действует весьма разумно, во всяком случае продолжает хорошо ориентироваться в пространстве. Значит он не потерял зрение! Еще важнее то, что, находясь в "огненном шаре" он не заглотил раскаленный воздух в легкие - это была бы почти мгновенная смерть. По нашему мнению, все это случилось именно благодаря задравшейся вверх куртке, которая спасла и глаза и органы дыхания. На следующем скрине, хорошо виден открывшийся люк наводчика через который продолжает вырываться ослабевшее пламя. Видно, что пламя вырывается так же из кормовой части танка через дыру пробитую предзарядом. Видно, что человек лежит на спине вдоль танка ногами по направлению к корме. Такое положение невозможно в случае если человек сознательно
 спрыгивает на землю, за исключением случая если покинув люк он  катится по броне и падает "кулем" на землю. Но в последнем случае он находился бы непосредственно подле танка в районе башни и был бы не виден нам. Описанное выше так же опровергает и измышления о боевике -"камикадзе". 
Удивительно, но очутившись на земле, наш героический наводчик тот час приходит в себя, поднимаясь на ноги. Его ноги и туловище сильно обгорели - буквально черные от ожогов. Наверняка он испытывает страшнейший болевой шок, но как уже говорили выше, действует при этом осознанно. Он понимает, что по нему ведется огонь из стрелкового оружия - беспощадные террористы его хотят добить, возможно он видит откуда ведется огонь. Быстро поднимается и не опуская руки (иначе куртка будет задевать обожженное тело), обегает танк, скрываясь в здании у которого стоит танк №3,  в котором он возможно будет ощущать себя под защитой товарищей по оружию.
 В след ему продолжают звучать выстрелы, пули бьются о колонну здания, рядом с которой он только что пробежал.
 К сожалению, запись на этом обрывается. Нам не известно, что произошло дальше, как далее развивались события. Вероятно оператору боевиков-террористов вместе со своей группой убийц пришлось очень быстро уносить ноги с места преступления.  Мы не знаем что стало с нашим героем. Ожоги очень коварная вещь - летальный исход может наступить не сразу, а по прошествии 4-6 дней. Но будем надеяться, что безымянный наводчик Т-72 сильный человек, что удача будет продолжать благоволить герою и он сумеет выкарабкаться.Пожелаем ему выжить, а сирийскому народу победить!
   Подводя черту под разбором события, можно сделать шаг в сторону, и по теоретизировать на счет "не допущения" подобного в дальнейшем. В том числе и в родной Российской армии.
Некоторые лгуны начали бессовестно врать, что на каждом нашем ученье, сгорает "по два танка Т-72". Оставим этот бред на их совести, тем более, что в отличие от танков, скажем украинского производства, российские если и горят в мирное время, так только от безалаберности и безграмотности тех кто их эксплуатирует, а не по причинам конструктивного характера. Так или иначе, но пожары боевой техники и в мирное время действительно не редкость, что требует более активно заниматься оснащением экипажей специально защитной экипировкой (вопросы обучения - тема отдельного разговора). Не будем сейчас говорить о том, плох или хорош костюм "Ковбой", главное, он разработан, но войска практически не поступает, а если и поступил в отдельные части, то используют его исключительно на "показухах", а не при рутинной боевой учебе. Необходимо чтоб его внедрение было по настоящему массовым! При этом, необходимо продолжать заниматься его модернизацией. Приведенный случай - наглядный пример и повод для размышлений на эту тему - необходимо задуматься о защите лица. В первую очередь глаз и органов дыхания. Забыть о сапогах - нужна обувь плотно сидящая на ноге, фиксирующая штанины. Необходимо вести все дальнейшие конструкторские разработки новых образцов боевой техники используя принцип отделения экипажа от топлива и боеприпасов. К сожалению, очень много лет наше танкостроение, благодаря так называемой "морозовской школе", шло по ложному, вредительскому пути - пути уплотнения компоновки. Имея в качестве фетиша цель безудержного снижения массы танка и его габаритов, главный конструктор харьковского КБ А.А.Морозов уделял эргономике  самое малое значение, а боевой выживаемости экипажа и тому меньшее. В результате во всех конструкциях ХКБМ, как серийных, так и опытных, экипаж фактически сидел окруженный топливом и боезапасом. Это касается не только Т-64 с его ужасным механизмом заряжания "кабинного типа" - "карусели смерти", но и перспективных танков об.450 (Т-74), об.490, об.477. Задачу разнесения боекомплекта, топлива и экипажа, в результате удалось решить только российским конструкторам. В начале в проекте перспективного газотурбинного танка об.299, а затем и дизельного - об.195. Эти машины по различным причинам остались в проектах и опытных экземплярах (как в прочем и украинские "перспективники"), однако уже в этом году нам, ну или во всяком случае руководителям Министерства обороны, обещают показать новые платформы с вынесенным вооружением и экипажем отделенным от БК. Такими платформами являются танк и тяжелая БМП "Армата", а так же БМП среднего класса "Курганец-25" о которых мы неоднократно писали. Ничего подобного в мире пока не реализовано, во всяком случае в отношении танков. Предлагаемая некоторыми лжеэкспертами компоновка с выносом боеукладок за башню танка, подобно тому как это сделано на танках США, Германии, Франции и проч. стран, не "работает" применительно к машинам весовой категории до 50 тонн. Работы по ОКР "Бурлак", проводимые омским КБТМ это наглядно показали. Созданные опытные образцы, не решая задачу повышения боевой живучести коренным образом по массе превысили указанное значение, что не вписывается в концепцию  применения российских танковых войск, предусматривающую повышенную стратегическую мобильность, что в свою очередь предъявляет ограничения по массе из-за условий авиатранспортабельности. Таким образом - модернизация существующего парка танков путем вынесенного за башню автомата заряжания горизонтального типа - есть тупиковый вариант. 
 В то же время, боевые действия в сирийских городах, еще раз показывают необходимость  наличия в войсках машин огневой поддержки, имеющих танковый уровень защиты, но улучшенные прицельно-наблюдательные возможности и мощные эффективные автоматические пушки калибра 45-57мм (на первое время и 30мм сойдут) с углами возвышения до 70-80 градусов. На следующем видео из Сирии хорошо видно, что угла возвышения танковых пушек не хватает для поражения террористов, засевших на высоких этажах. Так же не хватает мощи 125мм танковых ОФС, чтоб 1-2 выстрелами развалить такой дом: 
В тоже время, существующая машина огневой поддержки БМПТ "Терминатор", имея угол возвышения блока с АП всего в 45 градусов, так же не эффективна в указанной ситуации
Еще одним крайне необходимым направлением в создании машин огневой поддержки, является создание "штурмовых танков" - тяжело бронированных боевых машин с гаубичным вооружением калибра 122-152мм умеренной или низкой баллистики, с увеличенным боекомплектом. 
Сирийский опыт, как и опыт антитеррористических операций в Чечне, показывает необходимость применения на танках и прочей бронетехнике защиты из рещетчатых экранов, применение современных комплексов активной и динамической защиты. Все это у нас есть, но только в разработках - серийно ничего из вышеперечисленного нашей армией не закупается.

суббота, 26 января 2013 г.

Российская армия готова к крупномасштабной войне, заявил Генштаб

МОСКВА, 26 янв — РИА Новости. Вооруженные силы Российской Федерации готовы к крупномасштабной войне, заявил в субботу начальник Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Валерий Герасимов.

«Крупномасштабную войну никто не отрицает, и о неготовности к ней речи быть никакой не может», — сказал Герасимов, выступая на Общем собрании Академии военных наук.
Говоря об аутсорсинге, начальник Генштаба отметил, что он нужен, чтобы разгрузить солдат от несвойственных им функций. «Но аутсорсинг нужен только в мирное время и только в пунктах постоянной дислокации», — пояснил Герасимов, добавив, что на всех учениях и при ведении боевых действий эти функции будут выполняться войсками.
Президент Академии военных наук (АВН) генерал армии Махмут Гареев, в свою очередь, считает, что систему аутсорсинга в Вооруженных сил необходимо в корне пересмотреть.
«На наш взгляд, систему этих аутсорсингов нужно в корне пересмотреть: издать законы, предусматривающие в случае войны, перевод их на военное положение и полное подчинение командирам частей», — сказал Гареев, добавив, что в противном случае тыловое и техническое обеспечение будет сорвано.
Говоря о военном образовании, президент АВН отметил, что система бакалавриата, предусматривающая основную подготовку в училище и затем только дополнительную подготовку в академиях видов ВС, для военной службы не годится.
По его словам, подготовка офицерских кадров — важнейшая задача для главкомата. «Никто, кроме главкомата с его высококвалифицированными специалистами, не может обеспечить вузы сложнейшей учебно-материальной базой, программами обучения и литературой», — пояснил Гареев.
Gur Khan: иногда в голове мелькает крамольная мысль: "А не пора ли сворачивать все эти реформы и тупо вернуть все как было в советские времена?"  Хватит, на экспериментировались. Сломали все что можно, а как-то по иному, по новому ничего не получается. Так может быть Back In the USSR это и есть лучший выход... ?

Концепция по модернизации БМП

17 января 2013 года в ОАО «КБ приборостроения» прошло совещание, на котором рассматривалась концепция по модернизации БМП. В рамках перевооружения российской армии к 2020 году сегодня стоит вопрос о развитии легкой бронетанковой техники.
Облик новой машины для пехоты и мотострелковых дивизий активно обсуждается в военных кругах. ОАО «КБП» в свою очередь решило выйти с предложением по модернизации этой техники на ближайшие 10-15 лет.
Совещание провёл генеральный директор ОАО «НПО «Высокоточные комплексы» А. В. Денисов. В работе приняли участие управляющий директор ОАО «КБП» Д. В. Коноплев, первый заместитель управляющего директора - научный руководитель А. Г. Шипунов, первый заместитель управляющего директора Н. М. Муравьёв, заместитель управляющего директора по планированию деятельности предприятия А. А. Афанасенков,  заместитель научного руководителя - главный конструктор по БТТ и ПТРК  Н. И. Хохлов, главный инженер А. В. Морозов и главные конструкторы по направлениям.
На совещании были заслушаны доклады о ходе выполнения ряда перспективных работ по бронетанковой тематике, о комплексе «Корнет-ЭМ» на базе автомобиля «Тигр». С докладом о концепции развития БМП для нужд Минобороны России, в том числе о его модернизации, а также о новейшем комплексе вооружения перспективной БМП выступил А. Г. Шипунов.
КБП стало первым заниматься разработкой вооружения для танков на качественно новом уровне, это было управляемое вооружение. Основными достоинствами новой техники стали – автоматизированная всесуточная система управления огнём с автоматом сопровождения цели и комплекс управляемого вооружения. Предприятие, занимаясь разработкой концепции новых систем оружия для бронетанковой техники, сформировало концепцию модернизации вооружения ранее выпущенных образцов БТТ. Были определены основные направления модернизации, дающие наибольший эффект. В 2005 году на вооружение Российской армии была принята БМД «Бахча-У», которую высоко оценили военные специалисты.
Сегодня в КБП, являющемся одним из мировых лидеров в области разработки комплексов вооружения и боевых модулей для бронетанковой техники, рассматриваются перспективы и пути создания новых БМП на качественно новом уровне. Основная задача, которую здесь решают по этому направлению, – разработка БМ нового поколения для всех унифицированных межвидовых колесных и гусеничных платформ, её решение определит облик всей легкобронированной техники на ближайшие 15-20 лет.
 Первый заместитель управляющего директора - научный руководитель ОАО «КБП», академик РАН А. Г. Шипунов подчеркнул, что «…проблема выбора вооружения БМП заключается в двух аспектах: в обеспечении поражения разнотипных целей  и массовости самих целей на поле боя. Такую задачу можно решать только сочетанием пушечно-гранатомётного вооружения и управляемого вооружения. Должен быть новый скачок в обеспечении ведения ночного боя и автоматическом наведении оружия, а также усовершенствовании боеприпасов и артсистем, оптимизации калибра автоматической пушки».
Академик РАН А. Г. Шипунов в своём выступлении констатировал, что состоящие на вооружении Российской армии БМП не соответствуют современным требованиям по решению главных задач – поражению живой силы и противодействующих боевых машин и нуждаются в скорейшей замене. При несомненной значимости таких свойств боевых машин как подвижность, защищенность, основная роль принадлежит огневой мощи, которая у современных образцов определяется характеристиками вооружения и систем управления огнем (СУО). При этом необходимо учитывать тенденции развития вооружений вероятного противника, возможные изменения в тактике ведения боевых действий, экономические и технологические ограничения.
Боевые свойства БМП определяются вооружением, которое в свою очередь определяет возможности машины по выполнению боевых задач. «Ситуация на сегодняшний день такова, - подчеркнул А. Г. Шипунов, - что основные задачи по поражению целей существующим КВ БМП в российской армии не выполняются. Заданные к разработке варианты комплекса вооружения не отвечают указанным условиям.
В КБП уверены, что решение задачи заключено в повышении эффективности комплекса вооружения БМП. При этом повышение боевых возможностей военной техники можно обеспечить двумя путями. Во-первых, модернизация комплексов вооружения (в КБП завершены разработки «Бережок», «Бахча»), обеспечивающих эффективное решение не менее пяти боевых задач. И, во-вторых, создание машин с принципиально новым комплексом вооружения, обеспечивающим качественное решение проблемы, то есть решающим семь основных типов задач, и превосходство над конкурентами на ближайшие десятилетия».
А. Г. Шипунов подробно изложил участникам совещания концепцию построения комплекса вооружения для перспективной БМП, ещё раз подтвердив, что действенным способом обеспечения эффективного выполнения боевых задач является применение наиболее приспособленного для их решения – управляемого вооружения по целям, имеющим заметную вертикальную проекцию, и автоматической пушки гранатометной баллистики для поражения живой силы. При этом управляемое вооружение должно быть двух типов: тяжелое («Корнет-ЭМ») для поражения всех типов танков, мощных оборонительных сооружений и вертолетов на максимальной дальности, и легкое и дешевое для массового поражения легкобронированной и небронированной военной техники, полевых оборонительных сооружений, огневых точек в зданиях, современных танков и пр.
Небольшой комментарий по данному вопросу дал главный инженер ОАО «КБП» А. В. Морозов, в частности он сказал: «Та техника, которая сегодня есть в войсках, устарела, это и БМП-1, и БМП-2. Но было бы нерационально отказываться от неё совсем, поскольку есть возможность её дальнейшей эффективной эксплуатации в войсках. Мы предлагаем вариант модернизации этих машин с установкой на них комплекса «Бережок» с учетом нашего положительного опыта. В КБП было изготовлено и поставлено инозаказчику более 400 изделий БМП-2М «Бережок». Эта красивая, серийно отлаженная техника высоко зарекомендовала себя у инозаказчика. То есть большинство наших технических решений уже апробировано, что исключает риски при разработке. Мы предлагаем новый облик боевой машины, с новым высокоэффективным вооружением: артиллерийским – это 57-мм пушка и ракетным – ПТРК «Корнет-ЭМ».
19 января в Москве состоялась презентация предлагаемой концепции для заместителя министра обороны РФ Ю. И. Борисова и главкома Сухопутных войск В. В. Чиркина. Военное руководство и эксперты дали высокую оценку предложенной ОАО «КБП» концепции построения комплекса вооружения для перспективной БМП.

пятница, 25 января 2013 г.

Кто нанес ущерб обороноспособнсти и бюджету страны?


25 января депутат-коммунист Государственной Думы Н.Ф. Рябов обратился с протокольным поручением, касающимся вопросов обороноспособности страны.
Рябов Николай Федорович, Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией "Коммунистическая партия Российской Федерации" Член фракции Коммунистической партии Российской Федерации. Член Комитета ГД по земельным отношениям и строительству. Родился 20 марта 1949 года

сайт КПРФ
Живой Журнал депутата 
 

Министерством обороны Российской Федерации был заключен договор на поставку бронемашин «РЫСЬ» (IVECO) и танков на колесах «КЕНТАВР» итальянского производства на сумму более 1,5 миллиардов долларов. За 2012 год российская армия получила бронеавтомобилей «РЫСЬ» (IVECO) (более 1700 штук). В настоящее время установлено, что итальянские бронеавтомобили значительно уступают по технико–экономическим и боевым качествам нашему бронеавтомобилю «ТИГР», выпускаемому Горьковским автомобильным заводом. На основании чего министерство обороны Российской Федерации отказалось от дальнейшей поставки бронемашин «РЫСЬ» (IVECO) и танков «КЕНТАВР». Решение министерства обороны закупать итальянскую военную технику с последующим отказом явно нанесло финансовые убытки нашим вооруженным силам и бюджету страны.
На основании изложенного прошу поручить Комитету по обороне обратиться в Главную военную прокуратуру Российской Федерации: провести расследование, кто вел переговоры по данной теме, кто подписывал договора и кто содействовал  продвижению данного проекта поставки иностранной техники в Российские Вооруженные Силы. Результаты проверки довести до сведения депутатов Государственной Думы Российской Федерации.

Министр обороны дал поручение уточнить требования к новой БМД-4М



Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу поручил командующему Воздушно-десантными войсками (ВДВ) посетить Курганмашзавод, который производит модернизированную боевую машину десанта БМД-4М, и уточнить требования к этой технике, сообщила 22 января 2013 года пресс-секретарь главы российского оборонного ведомства Дарья Затулина.  С. Шойгу 22 января 2013 года посетил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени Маргелова. В Рязани министр обороны РФ провел совещание по вопросам образовательных учреждений военного ведомства. Об этом пишет РИА Новости.


Фото d.img22.rian.ru
"Сергей Шойгу напомнил, что министерство обороны будет заказывать машину БМД-4М, и поручил генерал-полковнику Владимиру Шаманову вылететь в Курган для корректировки требований к машине", — сказала Д.Затулина.
 Она добавила, что министру обороны на практике были продемонстрированы боевые возможности основной боевой машины десанта БМД-2 и модернизированной боевой машины десанта БМД-4М, которая в соответствии с его решением проходит войсковые испытания и планируется к принятию на вооружение Воздушно-десантных войск.
 ОАО "Курганмашзавод" (КМЗ, входит в концерн "Тракторные заводы") производит военную технику и многоцелевые коммунально-строительные машины. Концерн "Тракторные заводы" является одним из крупнейших российских интеграторов научно-технических, производственно-технологических и финансовых ресурсов в машиностроении.
 В управлении холдинга находится более 20-ти крупнейших предприятий, расположенных в десяти субъектах РФ — Москве, Алтайском и Красноярском краях, Волгоградской, Владимирской, Курганской, Липецкой областях, Чувашской, Карельской и Мордовской республиках, а также в Дании, Германии, Австрии, Нидерландах, Сербии и на Украине.
 Машиностроение специального назначения "Тракторных заводов" представлено единственными в РФ производителями боевых машин пехоты (БМП) и боевых машин десанта (БМД) — ОАО "Курганмашзавод" и и ООО "Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ"", а также ООО "Липецкий завод гусеничных тягачей" и конструкторской организацией по проектированию и разработке БМП и машин на их базе — ОАО "Специальное конструкторское бюро машиностроения".

МОСКВА , 23 января 2013 , ОРУЖИЕ РОССИИ , Стахий Заремба
www.arms-expo.ru

четверг, 24 января 2013 г.

Военнослужащие Сухопутных войск испытали уникальный комплекс тренажеров


Военнослужащие Сухопутных войск тренируются в виртуальной реальности. Целую батарею военной техники — от танков до артиллерийских установок — заменил уникальный комплекс тренажеров, который разместился на очень небольшой площади. Все максимально приближено к реальности. Через два года этот комплекс должен занять свое место в новом центре боевой подготовки для сухопутчиков на полигоне Мулино.
ТВ "Звезда"

среда, 23 января 2013 г.

Контракт на закупку итальянских бронемашин для российской армии приостановлен

Ижевск. 23 января. INTERFAX.RU - Минобороны России, закупив полторы тысячи бронемашин Iveco, приостановило дальнейшую закупку этих машин и не планирует закупать в дальнейшем, сообщил главком Сухопутных войск РФ Владимир Чиркин журналистам в Ижевске.
"Контракт на дальнейшую закупку этих машин с итальянцами приостановлен. Почти полторы тысячи уже проплачено, мы почти их собрали, собираем", - сказал Чиркин. Он подчеркнул, что дальнейших закупок не будет.По словам главкома, это изделие "в целом неплохое". Вместе с тем "оно по своим боевым качествам уступает "Тигру" однозначно", - подчеркнул Чиркин.
GurKhan: по другим данным это все же не совсем так и закупки "Рысей" хоть и в меньшем объеме, но будут продолжаться.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ДИЗЕЛИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ОАО “НИИД”:
Виктор Моисеевич Подгаецкий, заместитель начальника НТЦ, к.т.н.
Татьяна Николаевна Смирнова, начальник НТЦ, к.т.н.
В настоящее время в России проводится начатая в 2008 г. реформа Вооружённых Сил. За это время в отечественных средствах массовой информации опубликовано большое количество материалов, посвященных этой реформе. Авторы публикаций высказывают своё мнение о качестве различных объектов вооружения и военной техники, сравнивая отечественные ВВТ с зарубежными. Как правило, предпочтение при этом отдаётся последним.
Наибольшее количество материалов на указанную тему посвящено объектам бронетанковой техники. Среди обсуждаемых элементов боевых машин (БМ) находятся: вооружение, защита, средства связи и, конечно, двигатели.
Анализ опубликованных материалов показал, что многие из них весьма субъективны и не отвечают современным профессиональным требованиям к составлению подобного рода оценок такой высокотехнологичной продукции. Тем не менее, будучи опубликованными в печати, они неизбежно влияют на принятие важных решений в рамках реформы. При этом ошибочные отрицательные мнения о качестве отечественной военной техники (ВТ) вызывают затруднения с её дальнейшим развитием, а ошибочные положительные - могут стимулировать её необоснованное развитие.
В настоящей статье приведены данные о разрабатываемом ООО "ЧТЗ-Уралтрак" семействе дизельных двигателей двойного (военно-гражданского) применения - семействе двигателей серии "Т" - в сравнении с зарубежными двигателями аналогичного диапазона мощности и назначения.
Технические характеристики двигателей. В настоящее время выполнены разработки и выпущена опытно-промышленная партия двигателей серии "Т" гражданского назначения (для тракторов и инженерных машин) с перспективой их форсирования для применения в ВТ.
Новое семейство двигателей двойного назначения (ДДН) - это 4-тактные дизели жидкостного охлаждения с размерностью D/S = 130/150 мм. Семейство включает рядные 4- и 6-цилиндровые двигатели и V-образные 8- и 12-цилиндровые двигатели. Угол развала блоков цилиндров - 60°. Каждый цилиндр имеет индивидуальную головку. Силовая установка включает систему турбонаддува с охлаждением наддувочного воздуха. Жидкостно-масляный теплообменник закреплен на блоке цилиндров. Топливная система снабжена топливным насосом высокого давления "Компакт-40" производства ЯЗДА, проходит испытания новая топливная система с высокими давлениями впрыскивания и электронным управлением подачей производства НЗТА.
Двигатели имеют современную конструкцию, которая при сохранении неизменными в ней размерности цилиндропоршневой группы, межцилиндрового расстояния, шатунов, головок цилиндров, деталей механизма газораспределения и др. может быть реализована в виде военной или гражданской модификаций ДДН.
Семейство унифицированных многоцелевых дизельных двигателей предназначено для применения в составе силовых установок бронетанковой техники (военные модификации дизелей), на тракторах, инженерных машинах и в промышленных установках (модификации народно-хозяйственного назначения).
Заявленный мощностной диапазон нового семейства составляет 90…1500 л.с. (в дальнейшем до 1800 л.с.) при частоте вращения 1650...2100 об/мин.
Модульный ряд тракторных двигателей ООО "ЧТЗ-Уралтрак" обеспечивает достижение следующих основных технико-экономических параметров:
- максимальной унификации по основным узлам и деталям, а также конструктивным элементам;
- запаса по крутящему моменту 30...40%;
- удельного расхода топлива не более ~155 г/л.с.·ч;
- расхода масла на угар 0,2...0,4% от расхода топлива;
- ресурса не менее 12000 ч;
- норм выбросов вредных веществ на уровне Tier 3 и Tier 4 (с системой нейтрализации отработавших газов).
При разработке дизелей серии "Т" был изучен положительный опыт проектирования и производства дизельных двигателей соответствующего уровня мощности и назначения в РФ и за рубежом.
Для сравнения внешние виды некоторых из рассматриваемых двигателей показаны на рис. 1-3.
 
рис. 1
рис. 2
рис. 3
Для сопоставления характеристик двигателей гражданского применения разных производителей были приняты шесть наиболее важных мощностных, топливо-экономических и эксплуатационных показателей: мощность агрегатная, мощность литровая, удельный расход топлива, удельная масса двигателя, запас по крутящему моменту, ресурс и проведена оценка согласно отраслевой методике (ИМСА-0086) величин коэффициента технического уровня (Кту).
Оценка выполнялась для следующих двигателей: Д-4601("Алтай-дизель"), ЯМЗ-7601 (Ярославль), Д-260.4 (Беларусь, Минск), "Катерпиллер-3306Т" (США), "Дойц-1015" и "Даймлер ОМ-501LA" (Германия), "Коматцу S6D125-1" (Япония).
При определении технического уровня перечисленных выше дизелей и двигателей семейства "Т" рядный 6-цилиндровый двигатель 6Т370 был принят в качестве базового (эталонного).
Анализ результатов расчётной сопоставительной оценки Кту рассматриваемых дизелей позволяет отметить следующее.
По уровню технического развития двигатель 6Т370 (Кту = 1,0) практически не уступает большинству из сравниваемых с ним аналогов, включая тракторный дизель "Катерпиллер 3306Т" (Кту = 1,05), который считается в настоящее время одним из наиболее совершенных зарубежных двигателей рассматриваемого класса.
Сравнение основных параметров двигателя 6Т370 с аналогичными показателями отечественных и зарубежных дизелей позволяет отметить также, что двигатель ООО "ЧТЗ-Уралтрак" не уступает им по величине удельного расхода топлива, удельной массе, ресурсу и др. показателям, значительно превосходя аналоги по запасу крутящего момента.
Суммируя сказанное, можно утверждать, что технические параметры, заложенные в дизели новой серии "Т" ООО "ЧТЗ - Уралтрак", соответствуют уровню их лучших современных аналогов, а намеченные пути совершенствования (топливная аппаратура с высокими давлениями впрыскивания и электронным управлением, регулируемый ТКР, система нейтрализации отработавших газов и др.) находятся в русле современных тенденций развития двигателестроения.
Анализ технического уровня и перспектив развития военных модификаций транспортных дизелей показывает, что в настоящее время лидерами зарубежного транспортного двигателестроения являются фирмы "МТУ", ФРГ и "Детройт Дизель", США. Их дизели серий "2000"/"199" и "890-HPD" в наибольшей мере удовлетворяют ТТТ к СУ перспективных БМ XXI века, а величины параметров этих двигателей отражают наиболее высокий технический уровень, достигнутый в настоящее время в области транспортного (танкового) двигателестроения.
Следует отметить при этом, что двигатели названных зарубежных семейств ("2000" и "890") обладают несколько отличающейся целевой направленностью. Так, например, дизели серии "2000" ориентированы на применение в перспективных БМ, в основном, традиционного конструктивного исполнения, обладающих существенно улучшенными боевыми характеристиками, а также для существующих модернизируемых БМ, в то время как дизели ряда "890" разрабатываются для БМ, создаваемых в рамках принципиально иной концепции (программы GCV, США и FRES).
Поэтому для сравнения с военными модификациями дизелей ООО "ЧТЗ-Уралтрак" следует принять дизели серий "2000"/"199" фирм "МТУ" и "Детройт Дизель". Что же касается дизелей ряда "890", то сравнение с ними новых дизелей "ЧТЗ-Уралтрак" может быть проведено с учётом перспектив дальнейшего развития последних и концептуальных требований к отечественным БМ на более поздний период.
Сравнение основных параметров военных модификаций дизелей "ЧТЗ-Уралтрак" с показателями их зарубежных аналогов - дизелями серий "2000"/"199" фирм "МТУ"/"Детройт Дизель", показывает, что дизели "ЧТЗ-Уралтрак" (при одинаковой размерности и близкой частоте вращения коленчатого вала):
- не уступают зарубежным двигателям по величине среднего эффективного давления;
- имеют практически одинаковые с ними удельные расходы топлива и равные литровые мощности;
- обладают несколько более высокой габаритной мощностью;
- незначительно уступают по величине удельной массы.
Последнее свидетельствует об отставании литейных технологий в отечественном двигателестроении.
Следует отметить, что дизели ООО "ЧТЗ-Уралтрак" обладают существенным резервом повышения уровня основных параметров, связанным с перспективой их применения в составе гибридных электрических силовых установок (ГЭСУ), в новых БМ или в ГЭСУ модернизируемых БМ (по опыту перевода СУ английского танка "Челленджер-2" на ГЭСУ).
ООО "ЧТЗ-Уралтрак" совместно с предприятиями-партнерами намечены принципиальные направления технических решений при создании и дальнейшем развитии двигателей семейства. К ним отнесены:
- совершенствование процесса сгорания (путём повышения давления впрыскивания топлива до 150…200 МПа с применением электронной системы топливоподачи, повышения степени сжатия и среднего эффективного давления до 2,0…2,5 МПа и максимального давления сгорания до 20 МПа);
- совершенствование системы воздухоснабжения, в том числе повышение к.п.д. турбокомпрессора, внедрение регулируемого турбонаддува и эффективных охладителей наддувочного воздуха.
 
рис. 4
рис. 5
Так, для обеспечения работоспособности цилиндропоршневой группы форсированных двигателей военного назначения (литровая мощность Nл = 50…75 л.с./л) ОАО "НИИД" разработал цельнолитые стальные поршни и сочлененные поршни со стальной головкой и алюминиевой юбкой (рис. 4 и 5). Оптимальные температуры поршней обеспечиваются их охлаждением маслом.
Для реализации электронно-регулируемой подачи топлива НЗТА (г. Ногиск, Московской обл.) разработал для двигателя 6Т370 и испытал совместно с ОАО "НИИД" (на стенде Hartridge 4500) топливную аппаратуру, которая сейчас проходит апробацию на моторном стенде "ЧТЗ-Уралтрак". Система обеспечивает максимальное давление впрыскивания Рвпр = 160 МПа.
Для защиты двигателя военного назначения от поражающего действия электромагнитного излучения ОАО "НИИД" разработал и запатентовал систему подачи топлива, в которой встроена дублирующая механическая система, автоматически заменяющая электронную систему при ее поражении.
рис. 6Для обеспечения теплосъема от двигателя повышенной мощности ОАО "НИИД" разработал и испытал высокоэффективные теплообменные аппараты (рис. 6). Сердцевина (матрица) этих алюминиевых пластинчато-ребристых теплообменников, изготовлена методом вакуумной пайки.
рис. 7Сотрудничество с ведущими иностранными фирмами: "АВЛ" (Австрия), "Рикардо" (Англия), "Бош" (Германия) и др. позволило ООО "ЧТЗ-Уралтрак" в кратчайшие сроки обеспечить эффективный рабочий процесс и необходимые экологические требования (Tier 4, Stage 4), выполнить конструкторско-технологическую оптимизацию проекта.
Вместе с тем очевидно, что предприятие ООО "ЧТЗ-Уралтрак" (как и все двигателестроительные заводы РФ) нуждается в дальнейшем техническом перевооружении производственной и испытательной базы, для успешной реализации которого необходима государственная финансовая поддержка.
Суммируя сказанное, можно утверждать, что создаваемое новое семейство двигателей ООО "ЧТЗ-Уралтрак" военно-гражданского назначения (ДДН) соответствует уровню их лучших современных зарубежных аналогов. Семейство ДДН обеспечит транспортные средства современными дизельными двигателями в диапазоне мощностей от 90 до 1800 л.с.
Развитие отечественного двигателестроения, в том числе и двигателей нового семейства ДДН, удовлетворит в значительной мере потребности военной и гражданской техники, а также позволит снять (или существенно уменьшить) многочисленные разговоры о закупке двигателей за рубежом.