вторник, 11 октября 2011 г.

Бронетанковые перспективы

Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда».
В подмосковной Кубинке комиссия по вопросам военного строительства и научным исследованиям в сфере безопасности Общественного совета при Минобороны России провела очередное выездное заседание на базе Научно-исследовательского и испытательного центра бронетанковой техники (НИИЦ БТ) 3-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны РФ. 
 На встрече с представителями военно-научного комплекса члены комиссии обсудили актуальные вопросы отечественной бронетанковой отрасли, текущее состояние кадрового и научного потенциала центра, а также ознакомились с научно-испытательной базой головной научно-исследовательской организации в области танкостроения. Тон обсуждению задал председатель комиссии, президент Фонда содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука-XXI» генерал-лейтенант запаса Рафаэль Тимошев, поинтересовавшись, насколько тесно на сегодняшний день организовано взаимодействие Министерства обороны и оборонно-промышленного комплекса в области создания перспективных образцов и модернизации существующей бронетехники и совпадают ли взгляды военного руководства и представителей промышленности в области танкостроения.
Не убиваемый русский супер-танк Т-90А
      Вопрос был задан, что называется, по адресу, поскольку НИИЦ БТ является уникальной научной организацией, которая занимается исследованием и испытанием существующих и перспективных образцов отечественной бронетанковой техники, а также участвует в формировании военно-технической политики и гособоронзаказа в области танкостроения. Межвидовая научно-исследовательская организация отвечает за научное сопровождение не только танков, но и любой другой подвижной бронированной наземной военной техники.
     Сегодня в НИИЦ БТ на различных этапах испытаний, военно-научного сопровождения, анализа и оценки боевых возможностей находятся модернизированные боевые машины пехоты, БМД-4, танки различных модификаций, в том числе Т-90А, а также различные элементы вооружения, защиты и силовых установок бронетехники.
БМД-4М - русская боевая машина десанта, не имеющая мировых аналогов.
     Отвечая на поставленный вопрос, заместитель начальника центра по научной работе полковник Алексей Шевченко отметил, что в этом году перед коллективом Центра поставлена задача по определению перспективного облика бронетанковой техники на период до 2030 года. На основе прогнозирования вероятных сценариев боевых действий, анализа и оценки зарубежных и отечественных образцов военной техники специалистами центра формируются тактико-технические требования для создания перспективного отечественного бронетанкового комплекса вооружения.
Т-90А: "Пусть сдохнут те, кто нас не уважает!"
      В этой связи научно-исследовательскими и испытательными подразделениями НИИЦ БТ организовано тесное взаимодействие с оборонными предприятиями.
     Касаясь вопроса об уровне развития бронетанковой техники за рубежом, сотрудники Центра в Кубинке отметили, что не все заявленные характеристики техники иностранного производства соответствуют её реальным возможностям. По их словам, как и любое сложное устройство, бронетанковые машины нужно оценивать не по отдельным показателям, а в совокупности. И если по каким-то позициям они и могут похвастаться более высокими достижениями, это обязательно сказывается на других характеристиках комплекса.
     К тому же отдельные образцы военной техники, принятые на вооружение за рубежом, не всегда соответствуют специфике задач наших войск и условиям эксплуатации в различных климатических условиях.
     Словом, члены комиссии Общественного совета при Минобороны смогли убедиться, что военные учёные учитывают в своей работе новые императивы времени и Центр в Кубинке по-прежнему на высоте.

«Семейная» машина

Дед – разработчик, внук – командир

На входящем в корпорацию «Уралвагонзавод» Уральском заводе транспортного машиностроения успешно работает специальное конструкторское бюро, которое создало ряд изделий военной техники, соответствующих мировому уровню. У некоторых из них нет мировых аналогов. Один из примеров – представленная на  выставке вооружения «REA-2011» 152-миллиметровая самоходная гаубица 2С19М1.
Юрий Томашов - дед

Эта современная боевая гусеничная машина имеет мощное артиллерийское вооружение, броневую защиту, повышенный запас хода и маневренность на уровне танков Т-72 и Т-90. Гаубица способна вести огонь 152-миллиметровыми снарядами стандарта НАТО, а также управляемыми снарядами «Краснополь», способными поражать мишени на расстоянии до 20 км.
На демонстрационном показе громовой звук выстрела гаубицы выделялся из всех залпов орудий. Только за одну минуту батарея из восьми единиц боевой машины смогла выпустить на цель три тонны снарядов.
Командовал экипажем самоходной гаубицы на «REA-2011» Юрий Томашов. Он понимал, какая большая ответственность лежит на плечах его команды – представление гаубицы всему миру.
– Необходимо не терять уверенности и настроить ребят на слаженную работу, – поделился командир.
Юрий Томашов - внук

Что особо примечательно: его дед – Юрий Томашов, работая главным конструктором на Уралтрансмаше, принимал участие в разработке и освоении в производстве различных самоходных артиллерийских систем: гаубицы 2С3 «Акация», миномета 2С4 «Тюльпан», пушки 2С5 «Гиацинт-С» и многих других самоходных установок, радиолокационных станций, многоцелевых транспортеров. Юрий Васильевич – лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Герой Социалистического Труда. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
– Мы годимся тем, что на нашем предприятии работает следующее поколение Томашовых, – сказал заместитель главного конструктора ОАО «Уралтрансмаш» Александр Волков. – Гаубица – их «семейная» машина, а значит, она в надежных руках.
Екатерина Евлашина
газета "Машиностроитель" выпуск №75 от 07.10.2011г

Пилотируемая космонавтика осталась без «будущего»

 В комментах на мое сообщение  "Создание новой ракеты «Русь-М» прекращено" прозвучало упоминание РН "Ангара". Я не спец по ракетам, и мне то же не совсем понятен сокральный смысл работ по двум близким системам, однако вчера в "Известиях" прочел интересную мысль на этот счет. Предлагаю вам ознакомиться и с этим материалом. 
 

Пилотируемая космонавтика осталась без «будущего». Разработки перспективной транспортной космической системы «Русь» решено заморозить

В пятницу на правительственном часе в Госдуме руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин заявил, что агентство отказалось от реализации проекта ракеты-носителя нового поколения «Русь-М». Ее первый пилотируемый запуск, по планам предыдущего руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова, должен был состояться в 2018 году с нового российского космодрома «Восточный», который еще предстоит построить в Амурской области.

Макетный образец капсулы «Русь» был представлен Роскосмосом на авиасалоне МАКС-2011. Макет показали премьер-министру Владимиру Путину, и он сказал, что это будущее российской космонавтики. Россия до сих пор эксплуатирует космические корабли «Союз», разработка которых началась в 60-х годах прошлого века.
КК "Русь-М" - увы, его уже не будет...
Их замена считалась делом решенным, и в прошлом году Роскосмос объявил тендер на разработку проекта новой системы космического транспорта «Русь». За год самарское предприятие ЦСКБ «Прогресс» проект разработало, и в сентябре там состоялся научно-технический совет, предзащита предварительного проекта РН «Русь-М». В заседании приняли участие представители заказчика — Роскосмос, руководство и специалисты ведущих ракетно-промышленных предприятий.

Судя по всему, предзащиту проект не прошел. В ЦСКБ «Прогресс» «Известиям» сообщили, что засекретили результаты обсуждения. И никаких обычных в этом случае сообщений об успешной защите проекта на сайте Роскосмоса не появлялось.

Проработка интерьера КК "Русь-М"
Спустя месяц Поповкин сообщил, что «Руси» не будет. Что это значит с точки зрения перспектив российской пилотируемой космонавтики?

Высокопоставленный источник в руководстве РКК «Энергия» на этот вопрос ответил так: «Это значит, что в плане космических технологий мы отброшены на 30 лет назад. Но мы это так не оставим, будем им доказывать необходимость продолжения работ по данной тематике».

Из существующих у России сегодня ракет вывести на орбиту корабль «Русь» (его вес от 12 т) способен только «Зенит». В 80-е годы прошлого века «Зенит» планировали использовать для пилотируемых программ, но потом эту идею похоронили. Тонкий момент в том, что «Зенит» — ракета украинская, выпускаемая днепропетровским КБ «Южмаш». Если делать ставку на «Зенит», то российская пилотируемая космонавтика попадет в зависимость от поставщика из страны, с которой у России по два раза в год случаются обострения экономических отношений, рискующие перерасти в торговую войну.

Обитаемый отсек КК "Русь-М"
Статс-секретарь Роскосмоса Виталий Давыдов предположил, что для вывода нового пилотируемого корабля может использоваться новый носитель «Ангара», разрабатываемый сейчас Космическим центром имени Хруничева. Однако первый вариант «Ангары» должен выйти на летные испытания в 2013 году, причем это будет самый легкий вариант ракеты. Пока «Хруничев» разработает и испытает тяжелую модификацию «Ангары» и новая ракета накопит должное количество успешных стартов, чтобы на ней можно было отправлять в космос людей, пройдет как минимум лет десять. За это время Россия может окончательно утратить позиции в пилотируемой космонавтике.

Этим летом NASA обьявило, что новый пилотируемый ракетно-космический комплекс, который пока обозначается как MPCV с космический капсулой Orion, сможет совершить пилотируемый полет к МКС уже в 2014 году. Также в США уже создан первый частный космический корабль Dragon, грузовая версия которого проходит сейчас летные испытания.

В «Энергии» тем не менее сохраняют оптимизм.

— Разработка многоразовой космической капсулы «Русь»  идет в нормальном режиме, финансирование выделяется по ФЦП космических исследований и разработок, — сообщил «Известиям» президент РКК «Энергия» Виталий Лопота. —  Если не будет перебоев, мы закончим техническое проектирование в срок, то есть в 2012 году, и будем готовы защитить проект к концу следующего года. А там уже заказчик решит, нужен ему такой космический корабль или нет.

Начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов отказался от комментариев по поводу перспектив российской пилотируемой космонавтики.

Артем Куйбида

понедельник, 10 октября 2011 г.

ЧТЗ-Уралтрак


Блог «Gur Khan attacks!», военно-патриотический сайт «ОТВАГА» и фирма «КомпьютерЛэнд» представляют:
Корпорация «Уралвагонзавод» - крупнейший оборонный машиностроительный холдинг России.

Челябинский тракторный завод
УРАЛТРАК



        Видео на Ru Tube
         Видео на  Yandex 
         скачать HD 
          download HD
 ООО “Челябинский тракторный завод -УРАЛТРАК”  – промышленное предприятие по производству и продаже широкой гаммы колесной и гусеничной дорожно-строительной техники, запасных частей и прочей высокотехнологичной машиностроительной продукции как для оборонной промышленности, так и для народно-хозяйственного комплекса.
   Потребителями продукции ЧТЗ являются тысячи предприятий России, стран СНГ и дальнего зарубежья различных отраслей деятельности, таких как нефтегазовая, горнорудная, строительная, лесная и других, а также государственные министерства и ведомства различных стран.
Производственный потенциал завода обеспечивает полный технологический цикл создания инженерных машин: от заготовки до сборки и испытания.
На ЧТЗ широко используются современные технологии: термообработка в среде инертных газов, листогибка, механообработка на станках с ЧПУ и обрабатывающих центрах, роботизированная сварка, плазменная, лазерная резка металла и др.
Общее количество единиц технологического оборудования - около 20 000 штук.
В состав объединения входят литейный, кузнечный, прессово-сварочный, механосборочные и другие заводы.
ЧТЗ производит дизельные двигатели, которые используются в создании гражданских и ряда боевых машин. Среди них более 30 модификаций дизелей типа В-2:  В-31, В-46, В-58, В-59, В-84 и В-92 в различном исполнении мощностью от 335 до 1130 л.с.
Самый мощный и совершенный из двигателей этого типа - многотопливный дизельный двигатель В-92С2Ф. Это четырехтактный, V-образный, 12-цилиндровый, с газотурбинным наддувом, жидкостного охлаждения двигатель. Применяемость: танк Т-90 и его модификации, модернизированные танки типа Т-72, боевая машина поддержки танков БМПТ, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1М, инженерные машины разграждения ИМР-2МА/-3МА, бронированная машина разминирования БМР-3М, танковый мостоукладчик МТУ-72.
- Частота вращения 2000 об/мин
- Максимальная мощность … 1130 л.с.
- Коэффициент приспособляемости 1,25
- Удельный расход топлив 158 г/л.с.ч
- Масса 1100 кг
Многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2, 2В-06-2С и 2В-06-2М четырехтактные, оппозитные, 6-цилиндровые, с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением надувочного воздуха, жидкостного охлаждения.
 Применяемость двигателей: боевые машины десанта БМД-3 и БМД-4, самоходная противотанковая пушка СПТП 2С25,    бронетранспортер БТР-90.
- Частота вращения 2000 об/мин
- Максимальная мощность  455 –  510 л.с.
- Коэффициент приспособляемости 1,4
- Удельный расход топлива 165 г/л.с.ч
- Масса 910 … 1000 кг
Многотопливный дизельный двигатель 12Н360, четырехтактный, Х-образный, 12-цилиндровый, с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха, жидкостного охлаждения.
 Применяемость двигателя: нефтепромысловые установки для восстановления производительности скважин  и другие машины специального  назначения.
- Частота вращения 2100 об/мин
- Максимальная мощность  1500 л.с.
- Коэффициент приспособляемости 1,2
- Удельный расход топлива 156 г/л.с.ч
- Масса 1500 кг
ЧТЗ производит двигатели  серии «Т» для народно-хозяйственного комплекса.
Это многотопливные дизельные двигатели 4Т371, 6Т370, 8ТВ372.
Применяемость: экскаваторы, промышленные тракторы, бульдозеры, карьерные самосвалы, сельскохозяйственные тракторы, комбайны, дизель-генераторные установки  и др.
ЧТЗ обеспечивает эффективную работу выпущенной техники в течение всего срока её использования в любом регионе.
Сегодня предприятие выпускает более 30 марок дизелей для бронетанковой техники, ракетных самоходных комплексов и машин двойного назначения.
Высококвалифицированные кадры способны решать сложные задачи конструирования дизельных двигателей специального назначения, их испытания и производства по заказу потребителей.
      Помимо стран СНГ, техника с маркой ЧТЗ поставляется в 16 стран дальнего зарубежья.

Индия разместит танки на границе с Китаем и Пакистаном


Индия разместит танки Т-72 советского производства в Гималаях в приграничных зонах с Китаем и Пакистаном, сообщает Hindustan Times со ссылкой на источник в Минобороны страны.
По информации источника издания, вопрос о размещении танков обсуждался с главой Северного командования Сухопутных сил Индии генерал-лейтенантом К.Т. Парнаиком (KT Parnaik). По словам Парнаика, чье командование отвечает за контроль целостности штата Джамму и Кашмир, оборону в регионе необходимо укрепить.
Ранее, 5 октября, начальник штаба Сухопутных войск Индии генерал Виджай Кумар Сингх (Vijay Kumar Singh) объявил о том, что в пакистанском штате Кашмир (который Индия считает незаконно оккупированным) обнаружены "около четырех тысяч китайцев", включая военнослужащих из числа Народно-освободительной армии КНР. В частности, по данным Truth Dive, Индию обеспокоило наличие на "оккупированной территории" китайских инженерных войск и большого количества строительной техники.
Как пояснил Парнаик, Индия всерьез встревожена повышенной активностью китайских войск вдоль линии фактического контроля на границе с Китаем, протяженность которой превышает четыре тысячи километров. В 1996 году Индия и Китай подписали соглашение, согласно которому стороны обязуются не предпринимать каких-либо действия по пересмотру границы. Кроме того, по мнению индийских военных, дружественные отношения между Пекином и Исламабадом ставят под угрозу целостность линии фактического контроля на границе Индии и Пакистана.
Индия и Пакистан давно оспаривают принадлежность Кашмира, расположенного на северо-западе полуострова Индостан. Де-факто регион состоит из индийского штата Джамму и Кашмир и самопровозглашенного государства Азад Кашмир ("Свободный Кашмир"), находящегося под контролем Пакистана. Однако официальными соглашениями раздел региона не закреплен.
Лента.ру

Войсковая ПВО: проблемы трансформации

ВКО: Как изменится противовоздушная оборона сухопутных войск к 2020 году?

Создание воздушно-космической обороны России потребует не только новых современных средств поражения воздушного противника, автоматизированных систем управления, но и структурных преобразований существующей системы войск ПВО. Как все это затронет Сухопутные войска? Над этим размышляет начальник войск противовоздушной обороны Сухопутных войск генерал-майор Александр Леонов.

 

Чтобы выдержать основные направления строительства войск ПВО СВ, потребуется сохранить на достаточном уровне качественные параметры и боевой потенциал войск ПВО до 2015 г. и дальнейшую перспективу. Фото: Вадим САВИЦКИЙ
Основная цель строительства войск ПВО СВ на 2011–2015 гг. – создание высокомобильных соединений, воинских частей и подразделений ПВО в рациональной организационно-штатной структуре, оснащенных современными образцами вооружения, военной и специальной техники, имеющих высокие полевую выучку и боевую слаженность. Однако для этого придется решить несколько принципиально важных задач.
БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Прежде всего придется усовершенствовать систему управления войсками ПВО СВ на стратегических направлениях. А воинские части и подразделения переоснастить современными образцами вооружения, военной и специальной техники, отвечающими требованиям времени. Под формируемые соединения ПВО создать необходимые запасы материальных средств. Сейчас с учетом решения таких задач сформировано семь зенитных ракетных бригад.
Кроме того, обязательно нарастить возможности по борьбе с перспективными средствами воздушного нападения и осуществить интеграцию в единую систему нестратегической противоракетной обороны группировок войск (сил) на театрах военных действий. Чтобы выдержать основные направления строительства войск ПВО СВ, потребуется сохранить на достаточном уровне качественные параметры и боевой потенциал войск ПВО до 2015 г. и на дальнейшую перспективу.
В связи с переходом Вооруженных Сил Российской Федерации на новый боевой состав, изменением административно-территориального деления и существенным пространственным увеличением границ ответственности военных округов сейчас основными мероприятиями строительства войск ПВО СВ определены формирование новых зенитных ракетных бригад и переход подразделений ПВО общевойсковых соединений на новые организационно-штатные структуры. Потребуется провести и мероприятия по комплектованию военнослужащими по контракту, что с учетом последних изменений не так просто. Естественно, все это будет завязано на современную систему подготовки специалистов войсковой ПВО всех категорий. Для этого на базе 167-го учебного центра боевого применения войск планируется создание центра боевой подготовки нового поколения.
Не обойтись нам и без наращивания боевых потенциалов группировок войск ПВО СВ на стратегических направлениях за счет перевооружения бригад и дивизионов ПВО на новые (модернизированные) образцы ВВТ, которые будут объединены единой АСУ и иметь на вооружении современные средства активной и пассивной разведки (в перспективе – РЭБ и РЭП).
Все это в свою очередь повлечет за собой необходимость создания командных пунктов АУВ ПВО военных округов и армий, унифицированных по технике и сопрягаемых со всеми КП и ПУ видов и родов войск, способных осуществлять управление силами и средствами, привлекаемыми к решению задач ПВО. В наших планах – обеспечение с 2012 г. войск современными (модернизированными) образцами ВВТ, способными адекватно реагировать на угрозы из воздушно-космической сферы. Надо не только сохранить существующую эшелонированную структуру войск ПВО СВ, но и перейти от традиционного четырехуровневого деления зенитных систем (комплексов) к трехуровневому делению в зависимости от возлагаемых на них задач.
Особые требования к выполнению государственного оборонного заказа (ГОЗ) на 2011 г. В его рамках будет закуплено свыше 400 единиц ракетно-артиллерийского вооружения и средств АСУ, в том числе КСА «Поляна-Д4М1», «Барнаул-Т», средства радиолокационной, радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы (зрбр, омсбр), новый переносной зенитный ракетный комплекс, зенитные управляемые ракеты и ракеты-мишени. Хотя на отдельных участках, конечно, проще провести капитальный ремонт с модернизацией имеющейся техники. Так, например, в настоящее время проводится модернизация (в ходе капитального ремонта) ЗРК «Оса» и ЗПРК «Тунгуска».

Без наращивания боевых потенциалов группировок войск ПВО СВ на стратегических направлениях за счет перевооружения бригад и дивизионов ПВО на новые (модернизированные) образцы ВВТ, которые будут объединены единой АСУ и иметь на вооружении современные средства активной и пассивной разведки (в перспективе – РЭБ и РЭП), никак не обойтись
Фото: Вадим САВИЦКИЙ
Что даст выполнение ГОЗ-2011? Есть конкретные цифры. Это позволит оснастить три командных пункта зенитных ракетных бригад средствами АСУ и одну омсбр КСА «Барнаул-Т». Поставить современную ЗРС для перевооружения подразделений ПВО Восточного военного округа. Дооснастить современным ВВТ зрбр комплексами семейства «Бук» Центрального военного округа. А также оснастить подразделения ПВО перспективными ПЗРК.
Особый разговор о НИОКР. Войска ПВО к 2015 г. должны быть оснащены современным вооружением до 30 процентов, а к 2020-му – не менее 70. Но для этого необходимо в период действия ГПВ-2020 дополнительно осуществить ряд основных мероприятий. В частности, провести НИОКР в 2011–2014 гг. – по совершенствованию средств управления оперативного звена и унифицированных средств обучения уровня зрбр, в 2011–2015 гг. – по разработке мобильного зенитного комплекса ближнего действия с пассивными средствами разведки и сопровождения ВЦ для подразделений ПВО СВ, в 2012–2015 гг. – по дальнейшей модернизации ЗРС оперативного и оперативно-стратегического уровня, в 2012–2016 гг. – по разработке перспективных мобильных многодиапазонных многопозиционных средств разведки воздушных целей.
Для дальнейшего развития системы вооружения войск ПВО СВ в 2011–2015 гг. спланировано открытие, проведение и завершение ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В частности, в 2011 году будет завершено шесть ОКР, работа по созданию перспективного ЗРК средней дальности и перспективной ЗРС малой дальности, а также нового переносного ЗРК. Идет работа и над системой обеспечения требований безопасности при боевой работе на полигонах зенитных комплексов ближнего действия (для полигонов и секторов стрельбы).
С учетом темпов закупки ВВТ номенклатуры войск ПВО в спланированных в рамках ГПВ-2020 объемах и сроках окончание формирования зенитных ракетных бригад представляется возможным в 2017 г. В последующем до 2020 г. планируется переоснащение имеющихся в настоящее время соединений ПВО современными типами ЗРС (ЗРК).
«АСТРА», «ОРЛАН» И ДРУГИЕ Все эти проблемы поднимались на XVIII военно-научной конференции «Проблемы теории и практики развития войск ПВО СВ в современных условиях», которая состоялась в Военной академии войсковой противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского (г. Смоленск) и где мне довелось выступить с докладом. Участники подняли и рассмотрели вопросы развития соединений и воинских частей войск ПВО СВ для поддержания их боевого потенциала на самом современном уровне, укрепления административных и научных связей с научно-исследовательскими учреждениями и вузами Минобороны России, организациями и предприятиями, разрабатывающими и производящими ВВТ.

В перспективных планах – обеспечение с 2012 г. войск ПВО СВ современными (модернизированными) образцами ВВТ, способными адекватно реагировать на угрозы из воздушно-космической сферы
Фото: Вадим САВИЦКИЙ
Всего в конференции приняли участие около 400 человек, в том числе представители Министерства обороны, Генерального штаба ВС РФ, Главного командования Сухопутных войск, командований ВДВ и военных округов, ФГУП «Рособоронэкспорт», ведущие конструкторы и руководители предприятий оборонной промышленности, представители научных организаций и высших учебных заведений Министерства обороны РФ.
Большой интерес вызвали доклады представителей промышленности, выступивших на пленарном заседании: генерального директора ЗАО «Корпорация ОБОРОНСОФТ» Владимира Черемисинова, генерального директора – главного конструктора «НИИДАР-РЕЗОНАНС» Эфира Шустова, заместителя генерального директора по научной работе ФГУП «ФНПЦ «Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники» Александра Бляхмана, представителя ГК «Ростехнологии» по Смоленской области Николая Царева, генерального директора ЗАО «НПП «Русбал» Александра Таланова.
Во время работы конференции прошла выставка образцов продукции более 30 предприятий ОПК из различных регионов Российской Федерации. В частности, ОАО «НПО «Лианозовский электромеханический завод», входящее в состав Концерна ПВО «Алмаз-Антей», продемонстрировало ВИП-117М – выносной индикаторный пост с пунктом съема информации от местных радиолокационных станций и рабочими местами операторов. Изделие принимает, обрабатывает, аккумулирует данные и передает обработанную информацию на вышестоящие пункты. С данной модификацией может сопрягаться до трех аналоговых источников и до 16 цифровых. На выставке изделие экспонировалось в стационарном исполнении, в настоящее время идет разработка мобильной версии. Программное обеспечение, разработанное для пункта, позволяет делать компьютерную модель боевой обстановки, имитируемой на учениях, в том числе с участием реальной авиации, находящейся в воздухе, экстраполяцию положения целей, прогнозирование конфликтных ситуаций, управление режимами опознавания, решение задач наведения (перехвата), анализ и отображение метеоинформации, статистическую оценку работы РЛС и т. д. Все управление осуществляется с помощью манипулятора типа клавиатуры и мыши с использованием оконного меню.
Еще одно ведущее предприятие Концерна ПВО «Алмаз-Антей» – ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол» экспонировало модель ЗРК Тор-М2Э. В частности экспортную модификацию модернизированного зенитно-ракетного комплекса малой дальности. От своего прототипа – Тор-М1 новую модификацию отличает целый комплекс изменений. Создано новое программное обеспечение, изменена конструкция антенны станции обнаружения, применение щелевой фазированной антенны позволило увеличить дальность обнаружение до 32–35 км. Введены новые алгоритмы обработки сигнала. Предусмотрено применение тепловизорной электронно-оптической системы собственной разработки и производства.
В ЗРК Тор-М2Э интегрирована автоматическая система распознавания «свой-чужой» с применением жидкокристаллических индикаторов, что позволило сократить расчет до трех человек. Расширены границы зоны поражения: по высоте (до 10 км) и курсовому параметру. Если Тор-М1 могла одновременно вести обстрел только двух целей, то Тор-М2Э – четырех, летящих с одного углового направления. В комплексе используются зенитные управляемые ракеты производства вятского машиностроительного предприятия «Авитек».
ЗРК Тор-М2Э предлагается как зарубежным заказчикам, так и Минобороны России. Ряд стран уже готовит программу перевооружения с учетом Тор-М2Э. Замена находящихся в войсках ЗРК Тор-М1 новыми ЗРК типа Тор-М2 предусмотрена Государственной программой вооружения на период до 2020 г.
АО «НТЦ «ЭЛИНС» представил портативные моноблочные ЭВМ и ноутбуки для носимой техники, в основном для радиолокационных средств обнаружения наземных целей. Экспонировался натурный образец, прошедший госиспытания в составе станций наземной радиолокационной разведки. Ряд ЭВМ, выпускаемых НТЦ «ЭЛИНС», уже принят на вооружение. В частности, они использованы в оперативно-тактическом ракетном комплексе «Искандер» и ракетных комплексах стратегического назначения «Тополь». При этом ЭВМ НТЦ «ЭЛИНС» хорошо адаптируются для использования в модернизируемой или вновь разрабатываемой технике. Ноутбуки НТЦ «ЭЛИНС» отличает от зарубежных аналогов возможность апгрейда, что удешевляет их эксплуатацию за период жизненного цикла в войсках. Используемая элементная база – как российская, в том числе собственной разработки, так и импортная.

Надо не только сохранить существующую эшелонированную структуру войск ПВО СВ, но и перейти от традиционного четырехуровневого деления зенитных систем (комплексов) к трехуровневому делению в зависимости от возлагаемых на них задач
Фото: Вадим САВИЦКИЙ
ОАО «НИИ современных телекоммуникационных технологий» (г. Смоленск), занимающееся разработкой радиоприемных, радиопередающих, навигационных устройств, оборудования комплектации автомобилей, презентовало гиростабилизированную камеру для установки на беспилотные летательные аппараты, в том числе БПЛА семейства «Орлан», производство которых разворачивается на предприятии. В НИИ создан большой задел по навигационным устройствам, ряд образцов которых получил сертификат средств измерения военного назначения. Представлены различные модификации имитатора сигнала «Астра», в том числе в защищенном исполнении, для применения при обучении войск. Показаны радиоприемные устройства в самом широком диапазоне – от нескольких мегагерц до 18 гигагерц и разрабатываемый 40-гигагерцовый комплект. Эти устройства рассчитаны на прием как аналоговых, так и цифровых сигналов, в том числе стандартов GSM, Wi-Max, спутниковых.
На выставке показал свои достижения и новинки ряд других предприятий и организаций: ЗАО «Корпорация ОБОРОНСОФТ», ЗАО «Инженерный центр «Электролуч», ЗАО «НПП «Грань», ОАО «Смоленский завод радиодеталей», ЗАО «Брянский автомобильный завод», ОАО «Сафоновский завод «Гидрометприбор».
Ряд кафедр Военной академии войсковой ПВО ВС РФ представил свои достижения в области информационных технологий и радиолокационных средств. Например, была показана компьютерная модель, имитирующая воздушную обстановку и позволяющая проводить математический анализ алгоритмов сверхрелеевского разрешения эхосигналов от групповых сосредоточенных воздушных целей, неразрешаемых по дальности и скорости. Данный метод, позволяющий определить точное количество целей и вести прицельный обстрел, предложен сотрудником Смоленской академии А. Чижовым в докторской диссертации и апробирован на базе полигона Смоленской академии полетами реальных воздушных целей.
СМОЛЕНСКОЙ АКАДЕМИИ БЫТЬ Участники выставки отметили, что Смоленская академия по-прежнему является одним из важнейших центров, на базе которого ведутся разработки и проходят испытания новых и модернизированных образцов ВВТ войсковой ПВО. Совместная работа на выставке представителей промышленности и научных школ академии позволила определить направления их дальнейшего сотрудничества.
Военная академия войсковой противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского представляет собой единый учебно-научный технический центр, осуществляющий многоуровневое обучение офицеров с высшей оперативно-тактической и полной военно-специальной подготовкой для органов управления, соединений и воинских частей войсковой ПВО и других ведомств, а также подготовку квалифицированных научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского образования, а именно – в военной докторантуре, адъюнктуре и путем соискательства ученых степеней.
Для реализации Концепции воздушно-космической обороны до 2016 г. и на дальнейшую перспективу в части наращивания возможностей группировок войск ПВО по борьбе с перспективными средствами воздушно-космического нападения и последующей функциональной интеграции в единую систему нестратегической ПРО в 2012–2015 гг. планируется перейти к трехуровневому делению зенитных ракетных систем (в зависимости от возлагаемых на них задач). При этом следует отметить, что при выполнении ряда планируемых мероприятий войска ПВО СВ, сохраняя качества мобильности войсковой системы, смогут обладать характеристиками, присущими системам противоракетной обороны ближнего перехвата.
В результате выполнения спланированных мероприятий в ближайшей перспективе мы ожидаем повышение боевых возможностей группировок войск ПВО в границах ответственности военных округов по ряду показателей от 10 до 40 процентов.
Значительный вклад в этот процесс внесет оснащение войсковой ПВО новыми средствами управления и ЗРК. В частности, продолжается поставка в войска комплексов средств автоматизации «Барнаул-Т» производства ОАО «НПП «Рубин» (г. Пенза): в этом году запланирована закупка до 250 новейших ПЗРК, на 2011 г. в части войсковой ПВО планируется поставить более 400 единиц ракетно-артиллерийского вооружения и провести капитальный ремонт с модернизацией около 100 единиц техники. До 2015 г. ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» должен завершить разработку шести новых комплексов противовоздушной-противоракетной обороны, часть из которых предназначена для оснащения войск ПВО Сухопутных войск.
Последовательная реализация предлагаемых мер при соответствующем финансировании позволит создать рациональные по структуре и составу войска ПВО СВ, обладающие высоким уровнем профессионализма личного состава, прочной материально-технической базой, оснащенные современными и перспективными образцами вооружения, способными гарантированно выполнить задачи по предназначению.
Александр Петрович ЛЕОНОВ
генерал-майор, начальник войск противовоздушной обороны Сухопутных войск

Последние Т-55 России.

В комментариях к одной из  публикаций, меня упрекнули, что танков Т-62 и Т-55 уже нет на вооружении Российской Армии. Все так, да только последние "пятьдесят пятые" были сняты с боевого дежурства всего лишь год назад. Гениальный танк, гениального конструктора Леонида Карцева, был принят на вооружение на кануне Дня Победы - 8 мая 1958 года, и в течении более 50 лет верой и правдой служил Отечеству. Последние российские танки Т-55 были вывезены на утилизацию с островов Курильской гряды. Об этом фоторепортаж профессионального сибирского фотографа Shapran
Корабль ходит по островам и собирает вооружение. Наше вооружение. Боеприпасы и техника отправляются на материк и на смену им привозят новые. Смотреть на многотонные боевые машины, которые через пару месяцев попадут на переплавку - больно и обидно. Отдавать в частные руки военные машины будут наверное еще нескоро.  Но, честное слово, первой техникой, которой обзавелся бы для путешествий по тундре и горам или просто - по деревне гонял бы - был бы ТАНК. Съемка производилась по заданию российского Geo на острове Кунашире.
осень 2010г остров кунашир
пляж на тихоокеанском побережье
 Вообще для обороны наших Дальневосточных островов Т-55, считаю, что был идеален - мощная нарезная 100мм пушка Д-10Т2С имела хороший осколочно-фугасный снаряд, била на хорошие дистанции и при том точнее чем современные "гладкостволки". Оснащенные лазерным дальномером, они были идеальными "убийцами" вражеских десантно-высадочных средств. При этом обладали достаточным уровнем защиты, вполне адекватным для данного ТВД, и подвижностью. Как видим, не смотря на свой малопривлекательный внешний вид - все машины находятся на ходу. Этому способствует неприхотливость в обслуживании и потрясающая надежность. Все машины в так называемом "атомном" исполнении поздних серий выпуска омского завода - на них усилена защита от ОМП - весьма актуально в свете событий на Фукусиме... Главное, танки Т-55 были обеспечены парком вспомогательных и инженерных машин на единой унифицированной платформе - что нынче модно, в 1950-е годы было просто логично. На фото кроме собственно танков мы видим мостоукладчик МТУ-20 и тягач БТС-4. В современной Российской Армии больше мостоукладчиков нет - разработанные на шасси танков Т-72 и Т-90 мосты МТУ-72 и МТУ-90 так и остались в единичных экземплярах (по просьбе "друзей" из НАТО Мишка-меченный свернул только что начатый выпуск МТУ-72, а армии РФ уже и дела до них не было). Так же в современной армии России наблюдается дефицит ремонтно-эвакуационных средств - запоздав с выпуском БРЭМ-1, мы так и не смогли наполнить ими в достаточном количестве Сухопутные войска - потому да же сейчас, в частях укомплектованных танками типа Т-72 и Т-80, исправно служат тягачи БТС-4 созданные на базе Т-54/55/62. Россия распрощалась с Т-55, но эти танки по прежнему весьма популярны во многих странах  - сейчас мы можем их наблюдать в репортажах из той же мятежной Ливии. Думается, что Т-55 еще долго не сойдет со сцены в Африке, Южной Америке и Юго-Восточной Азии.