четверг, 25 апреля 2013 г.

Уралвагонзавод определяет перспективы

На головном предприятии ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» подвели итоги работы за первый квартал 2013 года и определили ближайшие перспективы работы предприятия.

В  2013 году на вагоносборочном производстве наблюдается небольшое снижение объемов по полувагонам, которое происходит из-за колебания спроса на рынке подвижного состава. Полная загрузка мощностей вагоносборки  осуществляется за счет изготовления других железнодорожных изделий, в том числе, цистерн, спрос на которые  уверенно растет. План производства цистерн в 2013 году уже обеспечен контрактами и составляет 6 615 единиц, что выше уровня 2012-го на 9%. Предусматривается расширение их модельного ряда. Среди новых разработок – цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов. По прогнозам они имеют хорошие рыночные перспективы. Инициирован проект по разработке и постановке на производство криогенных цистерн для перевозки и хранения сжиженных кислорода, аргона и азота. Расширяется производство специализированного подвижного состава, например, лесовозов и думпкаров.
Кроме того, делается ставка на производство запасных частей. Спрос на них также увеличивается. Соответственно в разы будет увеличено и их  производство. В феврале текущего года объемы реализации запчастей составили 127 млн рублей. В марте по предварительной оценке будут минимум 140 млн, в апреле - 250 млн рублей.
На фоне снижения спроса на вагонную продукцию идет увеличение нагрузки на механосборку. Наличие долгосрочных государственных контрактов, а также решение Минобороны России об увеличении с 2013 года заказа на капитальный ремонт с модернизацией спецтехники позволяют с уверенностью планировать загрузку и ритмичную работу механосборщиков.

среда, 24 апреля 2013 г.

Новое видео с танками в Нижнем Тагиле: боевая техника теперь ездит медленно и организованно

Уральские автомобилисты вновь сняли военные машины. Правда, теперь в кадре минимум «экшна» 
 
По всей, видимости, руководство «Уралвагонзавода» все-таки сделало выводы из недавних скандалов с участием их продукции. Напомним, в феврале Нижний Тагил отметился роликом, в котором перед носом ничего не подозревающего водителя легковушки на дорогу с огромной скоростью выскочил танк.
- Смотри, Алена, танк! - только и успел тогда сказать своей спутнице шофер.
Гаишники в тот раз встали на сторону военной техники. Мол, «гражданская» машина проехала на красный свет светофора, установленного специально на месте, где танки едут с Уралвагонзавода на полигон для испытаний. Ну, а танк соответственно двигался на законный зеленый.
В России эту видеозапись посмотрели тысячи человек. Даже в Америке ролик с тагильским танком показали в юмористическом телешоу. Казалось бы, после такой шумихи танкисты «УралВагонЗавода» должны были начать вести себя тише воды, нижнее травы. То есть ездить с самой минимальной скоростью и исключительно на зеленый свет. Но в апреле во всемирную паутину попала еще более скандальная видеозапись. На ней многотонная стальная махина выскакивает на проезжую часть на красный свет, подрезает легковушку и, как ни в чем не бывало, мчится дальше по своим делам.
После того, как этот ролик оказалось в интернете, на «боевого шумахера» тут же ополчилась и полиция, и руководство «УралВагонЗавода», которому и принадлежит техника. Тагильского лихача даже разжаловали на месяц из танкистов в грузчики и лишили премии. Но на этот дирекция УВЗ решила не останавливаться. Судя по кадрам, которые снял очередной автомобилист, теперь танки ездят на полигон исключительно стройной колонной, да еще и с машиной сопровождения. Автомобилисты теперь могут спать, а главное – ездить, спокойно.
Источник

"При мне танк родился, я его испытывал"

"При мне танк родился, я его испытывал"
С балкона Германа Анатольевича Моргунова отрывается вид на площадь Танкостроителей. Вот уже девять лет, как в ее центре на постаменте возвышается Т-72.
- Это моя судьба, - размышляет Герман Анатольевич, усаживаясь за широкий письменный стол. - При мне танк родился, я его испытывал.
Моргунов 53 года проработал в Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения УВЗ. В 1970-м испытывал танк Т-72. «Изделие», как говорили из-за строжайшей секретности, подвергалось дикой жаре и глубокому минусу. Лихорадочные скачки температур испытывали на себе и люди, которые, увы, не обладали железным панцирем.

«Харьковцы» и «тагильцы»
…Еще до появления легендарной машины, в Харькове был разработан танк Т-64. Замечательный по всем параметрам. Объем моторно-трансмиссионного отделения у него был в два раза меньше, чем у громоздкого американского аналога.
- А чем больше танк, тем легче в него попасть, - рассуждает Герман Анатольевич. - Следовательно, чтобы его сохранить, нужно больше брони. Это вес. Чем больше брони, тем более мощный двигатель необходим. Представляете, сколько топлива нужно возить на себе?
Совет Министров и ЦК КПСС постановили: на УВЗ запускать производство Т-64. Но на Вагонке начали разработку собственного, уральского танка.
- Чем взял Т-34? Парни, которые в своей жизни ничего кроме телеги не видели, ремонтировали его запросто. Мы должны были сделать уральский танк максимально простым, надежным и в то же время отвечающим требованиям времени. Нам это удалось, - вспоминает ветеран.
В 1970-м по инициативе главного конструктора Валерия Венедиктова на УВЗ было создано бюро эксплуатации. И в том же году Моргунова отправили на первые конструкторско-доводочные испытания: зимой - в Даурию, а летом - в пустыню Каракумы.

Каракумы: на термометре плюс 50
Бригаду тагильских конструкторов разместили на полигоне в Каракумах, в нескольких десятках километрах от Теджена.
- За несколько дней рубашки побелели от соли – столько воды уходило из организма! – начинает свой рассказ Герман Анатольевич. - Началось обезвоживание. Все худели, чернели, высыхали. Хотелось пить, пить, пить… Но горло пересыхало сразу же, как заканчивалась струя. Живот полон, булькает. Мы заваривали верблюжью колючку. Выпьешь литра три горячего напитка - и на два часа забываешь о жажде.
Местных жителей, туркменов, можно было узнать по стеганым халатам, шароварам, бараньим шапкам и сапогам. Мы, собираясь в пробег, надевали зимние шлемофоны с мехом внутри, чтобы влага хоть как-то увлажняла кожу. И обязательно – перчатки. Танк нагревался до 80 градусов.
Еду готовили сами. С одной стороны стояла бортовая машина, с другой - соорудили стену из ящиков запчастей, сверху натянули брезент. Вот и вся столовая.
Однажды из Ашхабада к нам приехал связной. Удивился: «Почему это у вас брезент не зеленый, а черный?». Я говорю: «Это не брезент черный, это мухи…Толя, поешь». Он как глянул на меня: «Не буду». Ему дали консервную банку. Он с головой накрылся полиэтиленовой пленкой и там ел.
В столовой завели жесткий, неукоснительный порядок: сварили еду, два часа прошло, выливаем. Не дай бог, отравление.
В Туркмении очень грязно. В лагере, особенно в первое время, маялись дизентерией. Заехал майор-медик: «Вы люди взрослые, грамм по 50 спирту, и все будет нормально». Я попал в тот же полк через 17 лет. Всюду, куда ни ступишь, была насыпана хлорка, а офицеры болели гепатитом почти поголовно.
…Пустыня – ровное, как стол, место. Но фауна там поразительно богатая! Дикобразы, шакалы, летучие мыши, ежики ушастые... Каждый из нас держал свой «зоопарк». В баночках сидели фаланги и богомолы. А сколько черепах натащили в казарму!

Даурия: ниже минус 40
- Ужасно холодно, - продолжает Герман Анатольевич. – Голая, бесснежная земля трескалась от мороза. Реки промерзали до дна. На окнах - лед в два сантиметра. Спали в одежде. Как-то принесли веточку багульника в казарму. Поставили в воду. Через полторы недели на ней распустился розовый цветок. Хоть какая-то отдушина.
Днем и ночью проводились пробеговые испытания. От ударов опорных катков о промороженный грунт гнулись балансиры. Помню, как в пробеге водитель весело сообщает: «Впереди нас чей-то каток прыгает!» Невесело комментирую: «Так это наш каток».
У нас с собой имелась канистра с жидкостью для борьбы с переохлаждением. Сделав такое открытие, командир полка, в котором «квартировала» наша бригада, живо заинтересовался нашей работой. Подарил бочонок превосходной селедки, хотя сам никогда не закусывал. Багровея, он информировал: «В сорок один с половиной буду генералом».
Спирт обменивали на бензин для техники.

На берегах Онона не видно больше халцедона…
Во всех командировках, как только выдавался свободный денек, Моргунов устраивал «охоту» за камнями. Так у Германа Анатольевича образовалась большая коллекция минералов: лазуриты, сердолики, ониксы, яшма... Есть даже обломок метеорита, найденный в кратере Жаманшин в Казахстане, халцедон из Забайкалья и его разновидность красного цвета – сердолик.
- Эпоха неолита, пятый век до нашей эры, - поясняет Герман Анатольевич, вкладывая ромбовидный сердолик в мою ладонь. – Из этого камня древние люди пытались сделать наконечник для стрелы, скалывали отщепы, но потом заготовку забраковали.
- Где нашли такое богатство, ведь не на дороге же валялось? – мой вопрос у ветерана вызывает улыбку.
- Халцедон как раз на дороге валялся! Зимой в Забайкалье резко понижается уровень воды в реках. А снега нет. Вот и выходят камешки наружу. Вместе с товарищем из московского института двигателей ходили на реку Онон. Я - в воскресенье утром, он – вечером. Однажды спрашиваю: «Ну как успехи, Слава?» А он мне: «Сегодня на берегах Онона не видно больше халцедона. Весь халцедон с реки Онон уж Моргуновым унесен».
У Германа Анатольевича хранятся советские календарики. В них отмечены даты командировок. Впервые заводчанин командировался в 1959-м в Белоруссию. Три месяца бригада, которой руководил Моргунов, вела работы по замене носовых топливных баков.
- Когда я прикинул, сколько лет непрерывно ездил в командировки, оказалось - сорок. Бывало, за год проводил больше времени в казармах, нежели дома, в Тагиле. Три новых года встретил в Забайкалье.
Конструктор объехал всю Россию, был в Туркмении, Грузии, Казахстане, Белоруссии, Киргизии, Украине…

Кстати. Россия – единственная в мире держава, которая выпускала сразу три однотипных танка: Т-72, Т-64 и Т-80. Чтобы выявить совершенную машину, с 1979-го по1986 год были развернуты массовые сравнительные испытания во всех климатических зонах.
Боевые машины всюду ждали «сюрпризы». Кварцевый песок в Белоруссии «резал» ходовую часть - зубчатку ведущего колеса, траки. В пустыне эти и другие обрезиненные детали плавились. На Украине танки вязли в черноземе. Шли с трудом по стерне: соломинки и полова забивались в двигатель.
Тагильские конструкторы, бывшие на испытаниях, выискивали причины поломок, чуть ли ежедневно отчитываясь перед Валерием Венедиктовым. Главный конструктор расспрашивал с пристрастием: почему наши танки отстают по глубокому снегу? Кк идет забор воздуха в двигатель? Что требуется улучшить?
На УВЗ танк дорабатывался. Беспрестанная генерация идей, поиск нестандартных решений – адский труд.
По воспоминаниям Германа Анатольевича, однажды во время войсковых испытаний в государственную комиссию поступило замечание, что в воскресенье тагильчане пьют:
- Профессор Развалов тогда сказал: «Чего вы хотите? Это тагильцы. Они или работают, или пьют. Третьего не дано». Действительно, мы работали как звери. А ленинградцы? Они хоть и пели романсы, когда выпивали, но работать с такой отдачей, ответственностью – не умели.
По результатам испытаний Т-72 обошел своих конкурентов Т-64 и Т-80. Производство танка было поставлено на конвейер. Всего в период с 1974-го по 1992 годы СССР выпустил порядка 30 000 «семидесятидвоек». В 1998 году на выставке сухопутных вооружений в Ле Бурже под Парижем Т-72 был признан самым лучшим и самым массовым танком в мире второй половины ХХ века. Он стоит на вооружении более чем 30 стран мира.
Анастасия ВАСИЛЬЕВА.
ФОТО НИКОЛАЯ АНТОНОВА.
газета "Тагильский рабочий"  17.04.2013

Новости ВДВ из блога Дениса Мокрушина

Из интервью Шаманова:

Про готовность к Пятидневной войне:
По прошествии пяти лет можно и нужно подводить первые профессиональные итоги. Для меня тоже была большим откровением ограниченная боеспособность моей любимой 58-й армии. Я знал, что есть проблемы в этом прославленном объединении, неслучайно ряд мероприятий боевой и оперативной подготовки были спланированы и проводились в этом регионе и многие из проблемных вопросов рассматривались в рамках учения "Кавказ-2008". Однако, когда наступили известные события, прежде всего на югоосетинском направлении была проявлена, с одной стороны, определенная нерешительность, а с другой стороны, реальная обученность войск и состояние техники и вооружения оказались, мягко говоря, не в нужном состоянии.
... Я в те августовские дни 2008-го планировал быть на Олимпийских играх в Пекине, но вместо Олимпийских игр оказался в Абхазии. Предложил мне возглавить группировку министр (обороны РФ) Сердюков в телефонном разговоре, по-моему, 9 августа. Через 2 часа я получил директиву в кабинете начальника Генерального штаба Макарова и улетел выполнять эту задачу.


Про реформирование и перевооружение ВДВ:
Действительно, ряд недобросовестных в профессиональном отношении должностных лиц Генерального штаба предпринимали попытки представить дело так, что в предстоящих боестолкновениях десантники будут иметь дело с разрозненными мелкими группами иррегулярных формирований. На чем основывалось это мнение – никто из них мне так и не объяснил, несмотря на то, что я неоднократно обращался с соответствующими вопросами к (главе Генштаба ВС РФ Николаю) Макарову.
При разработке боевой машины десанта БМД-4 под кодовым названием "Бахча" были учтены практически все особенности ведения боевых действий ВДВ, а БМД-4М, которую тоже еще предстоит довести до ума, стала ее развитием. У этой машины огромный потенциал модернизации как по двигателю, так и по вооружению, защищенности экипажа, снижению веса.
Безусловно, в ВДВ надо создавать и сегмент легкобронной автомобильной техники. Здесь, за исключением автомобиля "Тигр", который в ближайшее время поступит в разведывательные роты и батальоны ВДВ, ряд подразделений боевого обеспечения, мы можем рассчитывать и на наработки КамАЗа. У нас есть договоренности с руководством этого предприятия, и мы рассчитываем, что к сентябрю текущего года КамАЗ представит нам первые образцы десантируемых легкобронированных автомобилей.
По БМД-4М мы сегодня продолжаем весь переговорный процесс, который идет непросто. Надеемся, что во второй половине года мы первые образцы получим. До конца года планируем иметь порядка пяти этих машин, и еще пять – в первом квартале следующего года.

Об удорожании БМД-4М:
Есть в этих словах доля истины, но проблема не в Курганмашзаводе, а в позиции тульского Конструкторского бюро приборостроения, которое в 1,8 раза подняло цену на боевой модуль. Сегодня там идет тяжелый переговорный процесс, от которого мы сознательно дистанцировались, так как на 100% поддерживаем позицию министра обороны: избавьте нас от функций ценообразования, дайте нам готовое оружие и технику. Я думаю, что процесс этот под контролем у вице-премьера Рогозина. Знаю, что 26 апреля Дмитрий Олегович планирует провести очередное совещание в Туле, где одним из краеугольных вопросов станет вопрос по боевому модулю БМД-4М.

О беспилотниках:
Несмотря на то, что сегодня многие предлагают в различной упаковке те или иные аппараты, все разработки обладают теми или иными недостатками: малой продолжительностью полета, неустойчивостью в ветреную погоду, недостаточным качеством аппаратуры передачи данных и так далее. У нас сегодня нет малых и средних ударных комплексов с беспилотными летательными аппаратами.
Израильские аппараты, появившиеся недавно в войсках, показали низкую эффективность, особенно в холодное время года. Но они дали толчок нашей промышленности — помимо традиционных отечественных флагманов "беспилотья" появились Омский радиозавод имени Попова, Санкт-Петербургский Транзас и другие.
Сегодня такие подразделения [оснащенные беспилотниками] у нас уже имеются в войсковой и специальной разведке. На нештатной основе такие подразделения имеются у наших артиллеристов, саперов и в противовоздушной обороне. В будущем расчеты малогабаритных переносных беспилотных летательных аппаратов появятся и в парашютно-десантных, и в десантно-штурмовых подразделениях. Думаю, эту задачу мы решим в ближайшие 3-5 лет.

О создании на базе БМД-4М многофункционального комплекса с дистанционно управляемым модулем без людей внутри:
К сожалению, пока Тула нас в этом вопросе не поддержала. На 29 апреля у меня запланирована встреча с ученым советом Московского авиационного института – ректор МАИ любезно согласился встретиться и обсудить новые подходы по адаптации студентов в плане прохождения ими военной службы в период учебы. В рамках этой же встречи я хочу обсудить видение ВДВ следующего поколения боевой машины десанта, которая будет чем-то средним между легким бронеобъектом и средним вертолетом. Новая БМД станет многофункциональный, многоцелевой, способной совершать переброски на расстояния 50-100 километров, а со сложенными крыльями будет способна загружаться в самолеты Ан-124 "Руслан", Ил-76 для переброски на тысячи километров от места дислокации. Применяться она будет в самых различных ситуациях – от аналогичных эвакуации посольства из Кабула до решения точечных боевых задач с последующим возвращением на место. Поговорим с ректором МАИ о создании рабочей группы, которая сформулирует техническое задание, определимся с финансовыми затратами и сроками реализации задумки.

О миротворческих подразделениях в составе ВДВ:
Генеральным штабом нам поставлена задача иметь 31-ю гвардейскую бригаду как миротворческую, а также в четырех дивизиях создать по одному миротворческому батальону, полностью состоящему из военнослужащих по контракту. Что касается 31-й бригады, мы постараемся решить эту задачу к 1 июня, и не позднее 1 сентября 2013 года появятся миротворческие батальоны в дивизиях.

О силах специальных операций:
Силы специальных операций – достаточно специфический организм, мы с ними взаимодействуем. Мое твердое убеждение, что в рамках новой структуры – назовем ее, скажем, войска быстрого реагирования – под единым командованием под руководством Генерального штаба должны быть объединены ВДВ, Силы специальных операций, оперативно подчинены бригады спецназа, соединения и части морской пехоты на приморских направлениях. Тогда у страны, имеющей 50 тысяч километров сухопутной границы, омываемой с трех сторон морями и океанами, помимо четырех статических оперативно-стратегических командований появится пятое, мобильное оперативно-стратегическое командование, которое позволит комплексно реагировать на угрозы и вызовы как внутри страны, так и за ее пределами. Прежде всего я имею в виду миротворческие операции в рамках наших взаимоотношений с ООН и ОДКБ. Мы обозначили нашу позицию новому руководству Генштаба, сейчас этот вопрос прорабатывается.

Об учебных центрах для сил ССО:
элементы подобных центров созданы не только в Кубинке. Создание первоклассной учебно-материальной базы – первостепенная задача. Министром обороны принято решение создать на базе Рязанского училища ВДВ факультет специальной и войсковой разведки для нужд ВДВ, бригад спецназа, Сил специальных операций и Военно-морского флота.
Для решения этой задачи предусмотрены значительные финансовые средства, в общей сложности свыше 10 миллиардов рублей. За 2-3 года мы создадим достойную учебно-материальную базу, которая будет готовить специалистов мирового уровня не только для России, но и для наших союзников и партнеров по линии международного военного сотрудничества.

Блог Дениса Мокрушина

Шаманов: России нужен пятый военный округ, мобильный и миротворческий

О том, какую роль могут сыграть в развитии новой структуры самые воюющие российские войска – ВДВ, каким оружием будут воевать российские десантники и спецназовцы в будущем, и где будут готовить кадры для Сил специальных операций, рассказал корреспонденту РИА Новости Владимир Шаманов.

Командующий Воздушно-десантными войсками (ВДВ) генерал-полковник Владимир Шаманов
Менее двух месяцев тому назад начальник российского Генштаба заявил о создании в РФ по примеру ведущих держав Сил специальных операций. Некоторые эксперты связали этот шаг с выводами, сделанными военным руководством из так называемой пятидневной войны 2008 года. О том, какую роль могут сыграть в развитии новой структуры самые воюющие российские войска – ВДВ, каким оружием будут воевать российские десантники и спецназовцы в будущем, и где будут готовить кадры для Сил специальных операций, специальному корреспонденту РИА Новости Игорю Андрееву рассказал командующий Воздушно-десантными войсками, Герой России, генерал-полковник Владимир Шаманов.
— Владимир Анатольевич, в августе этого года исполнится пять лет с момента, когда грузинские войска вторглись на территорию Южной Осетии и обстреляли Цхинвали, и в рамках операции по принуждению Грузии к миру вы возглавили одну из группировок российских войск. За счет чего удалась операция, и почему решающую роль в операции сыграли не дислоцирующиеся в районе конфликта мотострелки, а прилетевшие издалека десантники?
— По прошествии пяти лет можно и нужно подводить первые профессиональные итоги. Для меня тоже была большим откровением ограниченная боеспособность моей любимой 58-й армии. Я знал, что есть проблемы в этом прославленном объединении, неслучайно ряд мероприятий боевой и оперативной подготовки были спланированы и проводились в этом регионе и многие из проблемных вопросов рассматривались в рамках учения "Кавказ-2008". Однако, когда наступили известные события, прежде всего на югоосетинском направлении была проявлена, с одной стороны, определенная нерешительность, а с другой стороны, реальная обученность войск и состояние техники и вооружения оказались, мягко говоря, не в нужном состоянии.
На абхазском направлении, на котором мне пришлось действовать, ситуация была несколько иная, потому что миротворцы находились по обе стороны границы. Обстановка в этом регионе стабилизировалась во многом благодаря переброшенному из Новороссийска десантно-штурмовому батальону 108-го десантно-штурмового полка. Когда мы захватили электронные версии вариантов развития событий, которые реально предусматривались грузинскими военными, то в первоначальных планах значилось нападение не на Южную Осетию, а на Абхазию. В итоге состоявшееся по согласованию с руководством Абхазии усиление миротворческой группировки десантным батальоном оказалось спасительным для этого государства.
В целом же ВДВ в очередной раз доказали наиболее ярым оппонентам, что, являясь резервом Верховного главнокомандующего и инструментом министра обороны и начальника Генерального штаба, войска способны адекватно отвечать на современные вызовы. Мы знаем, что руководством страны принят ряд мер по переоснащению армии и флота, и ВДВ на себе это самым позитивным образом ощущают.
Надеемся, что проведенное перевооружение поднимет на более высокий уровень боеспособность и боеготовность войск.
— Как получилось, что, вернувшись в армию после семилетнего перерыва и возглавив Главное управление боевой подготовки, вы вдруг стали командующим одной из группировок войск и почему ваше участие в конфликте так долго замалчивалось официальными источниками?
— Для меня, наверное, и сегодня это является некоторой профессиональной и личной загадкой. Я в те августовские дни 2008-го планировал быть на Олимпийских играх в Пекине, но вместо Олимпийских игр оказался в Абхазии. Предложил мне возглавить группировку министр (обороны РФ) Сердюков в телефонном разговоре, по-моему, 9 августа. Через 2 часа я получил директиву в кабинете начальника Генерального штаба Макарова и улетел выполнять эту задачу.
— Став командующим ВДВ, одной из приоритетных задач вы определили перевооружение войск на новую бронетехнику, после чего СМИ заговорили о конфликте между командованием ВДВ и Генштабом. Правда ли, что предыдущее руководство Генштаба намеревалось сделать десантников "легкой пехотой", вооружив их вместо бронетехники легкими бронеавтомобилями?
— То, что я ставил задачу перевооружения только на новую бронетехнику, не совсем точно. Действительно, ряд недобросовестных в профессиональном отношении должностных лиц Генерального штаба предпринимали попытки представить дело так, что в предстоящих боестолкновениях десантники будут иметь дело с разрозненными мелкими группами иррегулярных формирований. На чем основывалось это мнение – никто из них мне так и не объяснил, несмотря на то, что я неоднократно обращался с соответствующими вопросами к (главе Генштаба ВС РФ Николаю) Макарову.
При разработке боевой машины десанта БМД-4 под кодовым названием "Бахча" были учтены практически все особенности ведения боевых действий ВДВ, а БМД-4М, которую тоже еще предстоит довести до ума, стала ее развитием. У этой машины огромный потенциал модернизации как по двигателю, так и по вооружению, защищенности экипажа, снижению веса.
Безусловно, в ВДВ надо создавать и сегмент легкобронной автомобильной техники. Здесь, за исключением автомобиля "Тигр", который в ближайшее время поступит в разведывательные роты и батальоны ВДВ, ряд подразделений боевого обеспечения, мы можем рассчитывать и на наработки КамАЗа. У нас есть договоренности с руководством этого предприятия, и мы рассчитываем, что к сентябрю текущего года КамАЗ представит нам первые образцы десантируемых легкобронированных автомобилей.
— А что со сроками поставок в войска боевой машины десанта БМД-4М?
— По БМД-4М мы сегодня продолжаем весь переговорный процесс, который идет непросто. Надеемся, что во второй половине года мы первые образцы получим. До конца года планируем иметь порядка пяти этих машин, и еще пять – в первом квартале следующего года.
— По данным различных источников, после передачи функций головного предприятия по производству БМД-4М эта машина серьезно подорожала – чуть ли не на треть. Не уменьшится ли в связи с этим количество машин, которые придут в войска?
— Есть в этих словах доля истины, но проблема не в Курганмашзаводе, а в позиции тульского Конструкторского бюро приборостроения, которое в 1,8 раза подняло цену на боевой модуль. Сегодня там идет тяжелый переговорный процесс, от которого мы сознательно дистанцировались, так как на 100% поддерживаем позицию министра обороны: избавьте нас от функций ценообразования, дайте нам готовое оружие и технику. Я думаю, что процесс этот под контролем у вице-премьера Рогозина. Знаю, что 26 апреля Дмитрий Олегович планирует провести очередное совещание в Туле, где одним из краеугольных вопросов станет вопрос по боевому модулю БМД-4М.
Боевая машина десанта-4 модернизированная (БМД-4М)
— С наземной техникой все более или менее ясно. А как обстоят в подчиненных вам войсках дела с перевооружением на комплексы с беспилотными летательными аппаратами?
— Если говорить о беспилотниках как о средстве современного военного противоборства, то мы в этом вопросе, к сожалению, слишком долго задержались на старте. Несмотря на то, что сегодня многие предлагают в различной упаковке те или иные аппараты, все разработки обладают теми или иными недостатками: малой продолжительностью полета, неустойчивостью в ветреную погоду, недостаточным качеством аппаратуры передачи данных и так далее. У нас сегодня нет малых и средних ударных комплексов с беспилотными летательными аппаратами.
Израильские аппараты, появившиеся недавно в войсках, показали низкую эффективность, особенно в холодное время года. Но они дали толчок нашей промышленности — помимо традиционных отечественных флагманов "беспилотья" появились Омский радиозавод имени Попова, Санкт-Петербургский Транзас и другие.
С руководством Омского радиозавода я познакомился в одной из командировок, и они показали мне свои инициативные разработки – достаточно перспективные, не только с самолетным планером, но и с вертолетной идеологией. Я им дал тактико-техническое задание, первые испытания беспилотников этого предприятия на базе 106-й тульской дивизии пройдены, и мы продолжаем развивать наше сотрудничество.
— Так какими же комплексами будете оснащать беспилотные подразделения ВДВ, когда и в каких частях и соединениях такие подразделения будут созданы?
— Сегодня такие подразделения у нас уже имеются в войсковой и специальной разведке. На нештатной основе такие подразделения имеются у наших артиллеристов, саперов и в противовоздушной обороне. В будущем расчеты малогабаритных переносных беспилотных летательных аппаратов появятся и в парашютно-десантных, и в десантно-штурмовых подразделениях. Думаю, эту задачу мы решим в ближайшие 3-5 лет.
— В августе минувшего года вы сообщали о совместных с Тульским КБП планах по созданию на базе БМД-4М многофункционального комплекса с дистанционно управляемым модулем без людей внутри. Когда такой бронированный беспилотник может появиться на свет?
— К сожалению, пока Тула нас в этом вопросе не поддержала. На 29 апреля у меня запланирована встреча с ученым советом Московского авиационного института – ректор МАИ любезно согласился встретиться и обсудить новые подходы по адаптации студентов в плане прохождения ими военной службы в период учебы. В рамках этой же встречи я хочу обсудить видение ВДВ следующего поколения боевой машины десанта, которая будет чем-то средним между легким бронеобъектом и средним вертолетом. Новая БМД станет многофункциональный, многоцелевой, способной совершать переброски на расстояния 50-100 километров, а со сложенными крыльями будет способна загружаться в самолеты Ан-124 "Руслан", Ил-76 для переброски на тысячи километров от места дислокации. Применяться она будет в самых различных ситуациях – от аналогичных эвакуации посольства из Кабула до решения точечных боевых задач с последующим возвращением на место. Поговорим с ректором МАИ о создании рабочей группы, которая сформулирует техническое задание, определимся с финансовыми затратами и сроками реализации задумки.
 — Когда в ВДВ начнется формирование миротворческих подразделений и структур, в каких соединениях они появятся?
— Уже сейчас в КСОР ОДКБ от ВДВ участвуют 2 соединения: 98-я воздушно-десантная дивизия и 31-я отдельная десантно-штурмовая бригада, и отчасти поэтому решением министра обороны в ВДВ вновь вводится должность заместителя командующего по миротворческим силам и КСОР, у которого в непосредственном подчинении будет отдел из восьми человек. В число задач отдела войдет работа с объединенным штабом ОДКБ и со структурами Генерального штаба, взаимодействующими с ООН.
Генеральным штабом нам поставлена задача иметь 31-ю гвардейскую бригаду как миротворческую, а также в четырех дивизиях создать по одному миротворческому батальону, полностью состоящему из военнослужащих по контракту. Что касается 31-й бригады, мы постараемся решить эту задачу к 1 июня, и не позднее 1 сентября 2013 года появятся миротворческие батальоны в дивизиях.
— Будут ли отдельные части и соединения ВДВ подчинены недавно созданному в РФ Командованию сил специальных операций? Если да, то какие именно?
— Этот вопрос находится в компетенции Генерального штаба. Силы специальных операций – достаточно специфический организм, мы с ними взаимодействуем. Мое твердое убеждение, что в рамках новой структуры – назовем ее, скажем, войска быстрого реагирования – под единым командованием под руководством Генерального штаба должны быть объединены ВДВ, Силы специальных операций, оперативно подчинены бригады спецназа, соединения и части морской пехоты на приморских направлениях. Тогда у страны, имеющей 50 тысяч километров сухопутной границы, омываемой с трех сторон морями и океанами, помимо четырех статических оперативно-стратегических командований появится пятое, мобильное оперативно-стратегическое командование, которое позволит комплексно реагировать на угрозы и вызовы как внутри страны, так и за ее пределами. Прежде всего я имею в виду миротворческие операции в рамках наших взаимоотношений с ООН и ОДКБ. Мы обозначили нашу позицию новому руководству Генштаба, сейчас этот вопрос прорабатывается.
— Недавно в СМИ появились данные о том, что кадры для российских Сил специальных операций будут готовить в подмосковной Кубинке на базе межвидового учебного центра. Спецназ ВДВ будут готовить там же?
— Сегодня это открытый вопрос, потому что элементы подобных центров созданы не только в Кубинке. Создание первоклассной учебно-материальной базы – первостепенная задача. Министром обороны принято решение создать на базе Рязанского училища ВДВ факультет специальной и войсковой разведки для нужд ВДВ, бригад спецназа, Сил специальных операций и Военно-морского флота.
Для решения этой задачи предусмотрены значительные финансовые средства, в общей сложности свыше 10 миллиардов рублей. За 2-3 года мы создадим достойную учебно-материальную базу, которая будет готовить специалистов мирового уровня не только для России, но и для наших союзников и партнеров по линии международного военного сотрудничества. Сегодня свои национальные кадры в стенах Рязанского училища ВДВ воспитывают более 20 государств.
Иностранные курсанты, проходящие обучение в училище воздушно-десантных войск в Рязани

Боевая машина десанта, третья


 
  
К концу 1970-х гг. стало ясно, что возможности модернизации БМД-1 и БТР-Д по размещению на них более мощных комплексов вооружения и специального оборудования в целом исчерпаны. Хотя создание новых боевых и специальных машин на этих шасси продолжалось, не вызывала сомнений необходимость разработки авиадесантируемой машины большей грузоподъемности. Тем более что военно-транспортный самолет Ил-76 со значительно большими размерами грузовой кабины и грузоподъемностью и новые средства десантирования уже не накладывали на машину столь жестких ограничений по массе и габаритам, какие имели место при разработке БМД-1. Открывалась возможность создания перспективной БМД с качественно увеличенной боевой эффективностью и семейства авиадесантируемых машин на ее базе с учетом опыта эксплуатации БМД-1–БТР-Д и новых условий ведения боевых действий.
 
«Боевая машина десанта 90-х годов»
 История новой БМД поначалу была тесно увязана с разработкой новой боевой машины пехоты. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 декабря 1976 г. №1043-361 Курганскому машиностроительному заводу (КМЗ) была задана ОКР «Басня» по созданию БМП, единой для Сухопутных и Воздушно-десантных войск.
При формировании ТТЗ на ОКР «Басня» были использованы положения по шасси и авиадесантированию из проекта «Единых тактико-технических требований к шасси машин легкой категории по массе», разработанных научно-исследовательскими учреждениями Министерства обороны, организациями и предприятиями промышленности. Комплекс вооружения в основном заимствовался от курганской машины «Объект 675» (будущая БМП-2) с увеличением боекомплекта и добавлением 30-мм автоматического гранатомета АГС-17. Принципиальным отличием было размещение ПТУР «Конкурс» снаружи по обоим бортам башни.

Переброска военной техники для Парада Победы

ТВ "Звезда"