вторник, 13 декабря 2011 г.

Сравнение танков Т-64, Т-80 и Т-72 (из личного опыта)

Меня постоянно упрекают за якобы предвзятое отношение к украинским танкам и танкостроителям. Уверяю, нет у меня никакого желания дискутировать с адептами Харькова. Я хочу только одного - что бы украинская бронетанковая пропаганда не забивала мозги людям. Я желаю и добиваюсь того, что бы люди знали о том что было и что есть на самом деле. Не питались мифами и легендами. Читатель может доверять или не доверять моим словам - это его право.  В отличие от некоторых, я не настаиваю на своей точке зрения. Но есть факты, против которых не попрешь, есть свидетели и непосредственные участники - прислушаться к их мнению однозначно стоит. 
На днях в редакцию сайта "ОТВАГА" пришло письмо от офицера-танкиста, в котором он излагает свой опыт "общения" с танками типа Т-64, Т-72 и Т-80. Его рассказ  без каких либо правок и  изменений мы  даем на "ОТВАГЕ" и в этом блоге.

   Давно слежу за полемикой между адептами «украинского» и российского танкостроения! Чтобы немного обосновать дальнейшее, немого расскажу о себе. Я начинал учиться в Ульяновском Гвардейском Танковом Училище (основой танк изучения – Т-72, дополнительный – Т-80), но в связи с его закрытием закончил Казанское Танковое Училище (основной – Т-80, дополнительный – Т-64), имею диплом с отличием. Так что с предметом споров знаком весьма основательно. Службу проходил на танке Т-72, в должностях командира взвода, командира роты, начальника штаба батальона в одном из танковых полках Приволжско-Уральского округа. Участвовал в первой Чеченской кампании взводным и ротным.
     А теперь по существу. Ходовая часть танка Т-64 – крайне капризная и, если можно так выразиться, неэксплуатабельая. При поворотах на первой передаче, на высоких оборотах и тяжелом грунте (мокрая пашня, танковая колея) невероятно высокий риск статься без гусеницы. На высоких скоростях, если чуть ослабла гусеница, и поворотах на более высоких передачах зрелище слетающей гусеницы с выворотом надгусеничных полок останется навсегда в памяти! А уж если гусеница слетела, то буксировка танка по тяжелому грунту и песку на катках абсолютно невозможна – тарелки опорных катков увязают выше балансиров!
О пресловутых торсионных валах не говорил, пожалуй, только ленивый. Чем тут гордятся наши украинские оппоненты – непонятно!
Т-64
 Читал недавно такое выражение: «ажурные гусеницы и ходовая часть танка Т-64». Бред! Ажурными могут быть дамские кружева и чулки! Ходовая часть танка должна быть НАДЕЖНОЙ и РЕМОНТОПРИГОДНОЙ! И точка! Честно говоря, удивляет та маниакальная приверженность харьковчан ущербной в принципе ходовой части. Такой ее тип применяется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на украинских танках – потомках первого Т-64. Если бы она была действительно настолько хорошей, как о ней говорят, то сие «гениальное» творение наверняка бы нашло себе применение где-нибудь еще в мире. Кроме танка Т-64 ходовая такого же типа была навязана для ПТС и ряда инженерных машин, что я считаю преступлением, учитывая их условия эксплуатации.
За девять лет службы при интенсивной эксплуатации танков Т-72 в горах и на равнине, при этом – совершенно варварской эксплуатации, а также боевого применения машин в Чеченской республике, я НИ РАЗУ не наблюдал слетевшей гусеницы с «семьдесятдвойки»! Естественно, исключаю подрыв танка на ПТ мине и прочие боевые повреждения. Не помню я также и замену торсионных валов. Буксировка танка без гусениц вообще проблем не вызывала. Чтобы «убить» ходовую часть Т-72 нужно быть исключительным «долбоюношей»! Даже слабое натяжение гусеницы не приводило к «разобутию» машины, а лишь к проскакиванию ведущего колеса по гусенице.
Из негативных моментов могу только припомнить не очень удобное соединение траков пальцем, а не серьгами (т.н. «биноклями»), как у Т-80 и Т-64, но это – скорее дело вкуса и сугубо субъективная оценка.
Т-64
Встречал также утверждения, что резиновые бандажи на опорных катках весьма ненадежны и часто выходят из строя. Чушь полная! Абсолютное большинство машин, уходящих в капитальный ремонт после положенного пробега, уходила на катках с теми же бандажами, с которыми они прибыли новенькими с завода. Срыв и разрушение бандажей происходил только в результате внешнего СИЛЬНОГО воздействия. А после внедрения гусеницы от танка Т-80, когда бандажи катков катятся по резиновой беговой дорожке гусеницы, ходовая Т-72 стала «вечной»!
 То же самое можно сказать и о ходовой части танка Т-80. Основной проблемой здесь были телескопические амортизаторы. Но они довольно легко и быстро менялись. В целом, безусловно, из трех типов ходовых наиболее любима в войсках практически по всем показателям – ходовая Т-80. Недаром ее элементы (гусеница) перешли на Т-90 и модернизованные Т-72.
Теперь о двигателе – «сердце» машины. Двигатель Т-64 (неважно какой – 5ТД, 5ТДФ, 6ТД и проч.) имеет только один плюс – хорошую габаритную мощность и ВСЕ! Этот плюс нивелируется большим количеством минусов. Прежде всего, эжекционная система охлаждения! После одного круга летом в жару по танкодрому приходилось «остужать» Т-64. Применение такой системы для тяжелых машин, на примере Т-64, показало свою бесперспективность. Крайне низкая надежность старта зимой холодного двигателя заставляла офицеров обеспечения учебного процесса приходить на службу задолго до начала занятий, чтобы успеть завести все машины для этих самых занятий.
По системе смазки. Если просто посмотреть на корму интенсивно эксплуатировавшихся танков Т-64, можно заметить что она вся буквально залита маслом. Расход масла превышал все назначенные нормы, вынуждая «выкручиваться» начальников службы ГСМ и командиров подразделений. Впрочем, подробно о недостатках двигателя Т-64 написано уже много и без меня.
Т-72БА
А теперь в противовес – немного о двигателях танков Т-72. Летом 1996 года, в ходе полкового тактического учения с боевой стрельбой, по теме «Танковый полк в наступлении», у одного из танков моей роты, вследствие повреждения радиатора на рубеже перехода в атаку выгнало всю воду. Танк продолжал выполнять задачу до достижения рубежа ближайшей задачи полка (в тех условиях это было, на минуточку, около 25 км). То есть машина «на сухую», в жару, в сложных условиях, на повышенных оборотах прошла ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ километров, прежде чем «застучать»!
Из проблем, конечно, прежде всего – это трудоемкость замены двигателя. Однажды в бытность комвзвода замена «двигуна» у меня, двух механиков-водителей и периодической помощи зампотеха батальона, с привлечением БРЭМ-1, заняла почти сутки.
Мощность двигателя В-84 для танка массой 46-48 тонн вполне адекватная.
Но из всех двигателей мое сердце отдано ГТД-1250. Знаю, что это вызовет шквал негатива, но я из всех проблем, на которые обратят мое внимание, признаю только повышенный расход топлива. Все остальные: сложность очистки воздуха, высокая температура выхлопа и прочие на последних газовых турбинах решены. Главная же проблема турбины – ее стоимость. Считаю, что причиной снятия с вооружения и отказ от разработки танков с ГТД в России является бедность нашего государства. В эксплуатации ГТД – песня! Легкость запуска, невозможность перегрева, простота замены, «всеядность». Впрочем, решение уже давно принято, и если челябинцам удастся сделать новый мощный и надежный дизельный «двигун», буду только рад! Разговоры о Х-образном двигателе идут еще с тех пор, когда я учился. Хотя, надо отметить, немцам удается создавать прекрасные дизеля MTU по классической V-образной схеме.
Т-72БА
Трансмиссии на всех танках, в принципе, почти одинаковые. Бортовые коробки передач уже давно устарели… Жаль, что в свое время харьковчане сначала поставили их на танке Т-64, а затем это решение перекочевало на Т-72 и Т-80. Остальной мир пошел по пути развития гидромеханичекой трансмиссии, в отличие от нашего пресловутого удешевления взамен качества…
Не вызывает сомнений, что на перспективных танках и тяжелых машинах должна стоять гидромеханическая трансмиссия. Рад, что в России это осознали и помимо, уже стоящей на БМП-3, эта трансмиссия будет стоять и на перспективных образцах бронетехники. Всякие экзотические дизель-электрические, гибридные и прочие трансмиссии – точно не для танков!
Огневая мощь. Как ни странно, но вернемся опять к ходовой части: ее несовершенство у Т-64 приводит к тряске и раскачиванию танка. И если, благодаря более продвинутой СУО танк Т-64Б (-БВ и проч. модификаций) выигрывает у Т-72Б (-М), то при одинаковой СУО «шестьдесятчетверки» с Т-80Б (-БВ) точность стрельбы с ходу заметно хуже последней.
Механизм заряжания (МЗ) Т-64 и Т-80, в принципе, одинаковый и сравнивать его можно только с автоматом заряжания (АЗ) танка Т-72. Преимущество только одно – емкость вращающегося транспортера: 28 выстрелов против 22. Но это компенсируется более удобным размещением выстрелов в немеханизированной укладке. Типичной схемой размещения боекомплекта в Т-72 при ведении боевых действий в Чеченкой республике являлось заполнение транспортера АЗ и укладка выстрелов в бак-стеллаж в боевом отделении перед перегородкой МТО, откуда они легко достаются и заряжаются в пушку, либо снаряжаются в АЗ. МЗ требует периодического контроля и регулировок. АЗ вообще не имеет регулировок, все сделано на заводе раз и навсегда. МЗ отличается ненадежностью и неудобностью тросикового привода ловушки, ненужностью такой операции, как перекладывание использованного поддона от выстрела в пустую кассету, который потом все равно придется доставать вручную, увеличивая время загрузки боекомплекта. Кроме того, эта ненужная операция приводит к высокой загазованности боевого отделения при интенсивной стрельбе. АЗ просто удаляет поддон из боевого отделения через лючок в башне. Необходимость при загрузке МЗ правильно размещать выстрел в лотке и закрывать кассету специальным ключом, который очень часто теряется в трясущейся машине, значительно увеличивает время загрузки боекомплекта. В АЗ фиксация выстрела в кассете происходит автоматически и не требует обучения личного состава «премудростям» крепежа снарядов.
Т-80БВ
Часто наши украинские друзья забывают, что время загрузки МЗ в два раза больше АЗ. Кроме того, вертикальная проекция стоящих «на попа» зарядов в МЗ в два раза больше лежащих зарядов АЗ, что при пробитии брони корпуса увеличивает вероятность пожара в боевом отделении. Привод МЗ электрогидравлический, что помимо сложности обслуживания (доливка жидкости) также усугубляет пожароопасность. У электрического привода АЗ таких недостатков нет.
Кроме всего прочего, в танках Т-64 и Т-80 из-за особенностей компоновки в случае необходимости практически невозможно выбраться из отделения управления в боевое отделение, что в некоторых случаях стоило жизни механику-водителю. Классическая ситуация для Т-72: после пробития кормы башни снарядом или гранатой в результате повреждения гидравлического привода вертикального наведения пушки, ствол орудия ложиться на люк мехвода. В башне возникает пожар, а до того как воспламенятся пороховые заряды есть в худшем случае 30 секунд, в лучшем же – до 15-20 минут (бывали случаи, когда пороховые заряды только обугливались, без возгорания!). За это короткое время мехводу вполне возможно выбраться из танка через боевое отделение, тем более, что пушка опущена максимально вниз, а значит казенник уперт в крышу башни и места в ней – предостаточно! На Т-64 и Т-80 такой возможности практически нет – только теоретически! Извлечь 3-4 кассеты с выстрелами и пролезть через освободившееся место самостоятельно мехвод не может! Это факт подтвержденный кровью. Совсем свежий пример: на учениях, проводившихся на Украине, танк Т-64 увяз носовой частью в ручье, механик-водитель находился в положении «по-боевому». Вода в машину поступала не быстро, так как люк был закрыт. Но мехвод так и не смог покинуть отделение управления и, к сожалению, погиб… Высокомерие, пренебрежение украинских конструкторов к явно удачным решениям на Т-72, не смотря на остатки авторитета, которые еще были у харьковского КБ, не позволили внедрить АЗ тагильского образца на танках Т-80УД при принятии решения о его серийном производстве в 1980-х годах…
О защите танков. Я как практик больше доверяю примерам из жизни, нежели теоретическим выкладкам. А тут, как известно, сравнивать нечего: Т-64 участия в боях не принимал (кроме довольно эпизодических боев в Приднестровье), а вот Т-72 и Т-80 ПОВОЕВАЛИ!
Т-80БВ
На всех трех вышеназванных танках применялась и применяется до сих пор динамическая защита типа «Контакт». Таких машин еще немало на вооружении и в нашей армии и на Украине, и по всему миру. Различаются лишь схемы расположения коробок на разных модификациях.
И тут приверженцы украинского танкостроения пытаются обратить недостатки в преимущества. Напомню, что крепеж коробок с элементами ДЗ на танках Т-64БВ по бортам корпуса осуществляется на силовую раму вдоль резинотканевых экранов, а на Т-72 и Т-80 – непосредственно на эти экраны. Утверждается, что это придает жесткость и не приводит к отрывам ДЗ. Это полная нелепица! При эксплуатации танков в Чечне именно благодаря гибкости экранов удавалось сохранить в целости бортовые экраны при соприкосновении их с препятствиями. Уверяю вас, что для махин весом за сорок тонн и мощностью за 700-800 и более л.с. нет никакой разницы: свернуть гибкий резинотканевый экран или «жиденькую» решетчатую ферму из тонких уголков. Тут гибкость – преимущество, а не недостаток. Кроме того, ремонт резинотканевых экранов гораздо проще.
Размещение элементов ДЗ на башне, видимо, оптимально на Т-80БВ и Т-64БВ – тут тагильцы пошли по пути упрощения. Тем не менее, уровня защищенности как Т-72, так и Т-80 хватало для ведения боев в конфликтах, подобных чеченскому. Повторяю, речь идет о навесной динамической защите «Контакт». О более поздних вариантах – «Контакт-V», «Реликт» и украинских образцах, я напишу в другой раз.
Конечно, можно спорить до бесконечности о преимуществах тех или иных образцов, но это будет как спор о том, чья любимая девушка лучше – субъективная и сугубо эмоциональная оценка. Объективно и трезво оценивая, чья боевая машина лучше: российские Т-72 и Т-80 или украинская Т-64, нужно признать, что Т-72 наиболее приспособлен под те условия, в которых он эксплуатировался и воевал.
 
В ближайшее время я хочу подробно рассказать о боевом применении танков Т-72 и Т-80 в различных вооруженных конфликтах, а также о тех случаях и примерах, свидетелем и участником которых был я лично. А сейчас хотелось бы написать несколько общих слов.
Возьму на себя смелость утверждать, что подавляющее большинство потерь наших танков во всех конфликтах на территории бывшего СССР произошли в результате неправильного их применения, слабой обученности экипажей и неправильного руководства действиями частей и подразделений. Потери танков советского производства в конфликтах на территории других государств, помимо вышеуказанных причин, обуславливаются также использованием старых образцов против более современных оппонентов, отсутствием взаимодействия с другими родами войск, неправильным планированием операций и действий войск командованием.
Первая операция против Ирака в 1990-91 гг. («Буря в пустыне») происходила во время моего обучения в училище. Спасибо моим преподавателям на кафедрах тактики, эксплуатации, вооружения и стрельбы, кафедры боевых машин, которые доносили до нас все аспекты боев, указывали на сильные и слабые стороны всех участников боев по обе стороны фронта, разбирали вместе с нами приемы и способы ведения боя, способы управления подразделениями и планирование действий, разбирали особенности устройства вооружения и военной техники, как говорится, «с пылу, с жару»! Отмечу, что панические настроения по поводу наших танков возникают, как правило, только у людей, не связанных непосредственно с вооруженными силами.
Я понимаю, что все что я написал, касается танков давно состоящих на вооружении, а сейчас танкостроение шагнуло далеко вперед и я со своей публикацией как бы несколько «отстал от жизни». Но все что сейчас внедряется (подчеркну – практически все) существовало в опытных образцах и, как минимум, в концепциях еще во время моего обучения в училище, т.е. более двадцати лет назад. Новым для меня обещает стать пресловутая «Армата». Ждем-с…
Идея об унифицированных платформах витает в воздухе очень давно. Но только теперь, когда есть все предпосылки чтобы определить конкретный облик машин будущего, появилась возможность приступить к проектированию и выпуску машин нового поколения. Может быть и хорошо, что мы пропустили этап насыщения войск машинами типа Т-80УД, «объект 187», Т-95. А ведь нередко встречаются мнения, буквально требующие от Министерства обороны то принять на вооружение Т-90АМ(СМ), то закончить разработку Т-95 и спешно принять его, то пустить в серию «объект 640» – «Черный Орел», то использовать опыт украинцев с их танком «Оплот» (по-моему – оплот косности, стагнации и украинского шовинизма!), то чуть ли не скопировать а американцев М1А2SEP!!! Зачем, товарищи дорогие?! Это все танки (некоторые из них, безусловно, хорошие) вчерашнего и настоящего. Сейчас есть прекрасная возможность дать Армии принципиально новую машину, машину будущего! Заложить в нее большой модернизационный потенциал на годы вперед!
К сожалению, призрак «больших» войн все отчетливее, и в будущем интенсивность и мощность конфликтов по всему миру будут только нарастать. И России, к сожалению, не миновать участия в них... У нас осталось не так много времени для насыщения войск современными образцами военной техники и подготовки войск к ее использованию.
 Александр «Антипов»
Капитан запаса Танковых Войск

 

понедельник, 12 декабря 2011 г.

Т-90А 136-й мсбр в Буйнакске


Wallpaper. T-72M1M


                                                  T-72M1M  TRIUMPH OF MODERNISATION
                                                                          1920x1357 1,41Mb

Первое видео обновленных Т-72БА

Все тайное рано или поздно становится явным... Стоило немного подождать, и вуаля...! Сначала нам показали фотографии, а сегодня вот дошла очередь и до видео, на котором засветились обновленные модернизированные "семдесятдвойки". Всплыли они в репортаже корреспондента НТВ Вахи Ацаева. Вот это видео:

Не обращаем внимания на первые кадры, а тем более на то, какую чушь там говорят. На них там показывают типичный Т-72Б обр.1984г., но наводчик-оператор Александр Андрианов, говоря про "боеукладку и четвертого члена экипажа" явно имеет ввиду Т-62, с которого вероятно ему пришлось переместиться на Т-72-ой. В это же самое время корреспондент Ваха Ацаев несет уже про модернизированную машину, которая появляется в кадре только на весьма короткое время - на отрезке 00:01:07 - 00:01:21. Там не менее, можно хорошо увидеть, что танк стал более подвижен - передвигается более резво. Что бы не смущало, отмечу - резина, которая болтается поверх передних блоков ДЗ - это не экраны - это передние грязевые щитки, снятые на время транспортировки по ЖД. Деревянная конструкция на башне - опять же служит при транспортировке обозначением габарита - чтоб не свернули случайно мачту с датчиком ДВЕ-БС, ну и за одно,  конечно, же, примитивная маскировка.
Вообще получается интересно... С одной стороны российское МО как бы и не заказывает Т-90А, но по факту получает машины ни сколько не хуже, и в бОльших количествах. Поясню. Отличие данного модернизированного Т-72БА от Т-90А: отсутствие ЗПУ, командирского прибора наблюдения "Агат", "Шторы", старая броневая конструкция корпуса и башни  - это пассив; а в активе СУО "Рогатка" с многоканальным прицелом "Сосна-У", такая же как у Т-90А пушка - 2А46М-5, новый АЗ под БПС L=740мм, тоже МТО с 1000-сильным В-92С2, таже ходовая, даже ДЗ и то одинаковая. Фактически это та же "Рогатка", но без "Реликта" - что-то никак этот комплекс ДЗ не может пробить себе дорогу в наши войска. В отличие от "Рогатки" на данных машинах нет устройства учета теплового изгиба ствола, вероятно нет автомата сопровождения целей, точно нет вспомогательного агрегата питания - вот вроде и все "утраты". В итоге если просуммировать все эти плюсы и минусы, то где-то приблизительно так и получится, что обновленный Т-72БА приближается к Т-90А. Но если Т-90А наше МО закупало максимум по 63 машины в год, то тут трехлетний контракт с темпом модернизации по 110 машин ежегодно - весьма недурно по нашим временам.
P.S. по только что поступившей достоверной информации из весьма компетентного источника:
1.официального обозначения у этой машины нет, поэтому правильнее называть ее "Модернизированный Т-72Б образца 2011 г. "
2. образец на фото не укомплектован полностью ДЗ - должно быть как на Т-72М1М и индийских Т-90С с литой башней

12 декабря - День Сухопутных войск Украины

От всей души поздравляем наших друзей и союзников с праздником!
 Указом Президента Украины № 1167/97 от 18 октября 1997 года в стране был установлен праздник — День Сухопутных войск, который ежегодно отмечается 12 декабря. Сухопутные войска Вооруженных Сил Украины были сформированы в 1996 году в составе Вооруженных Сил государства на основании Указа Президента в соответствии со статьей 4 Закона Украины «О Вооруженных Силах Украины». Эти войска являются главным носителем боевого могущества независимой Украины. По своему назначению и объему возложенных на них задач, они играют решающую роль в выполнении своих функций, как в мирное, так и в военное время. По численности Сухопутные войска составляют почти половину всех Вооруженных Сил Украины. Основу руководства группировкой Сухопутных войск составляют оперативные командования: Южное — со штабом в Одессе, Западное — во Львове и территориальное управление «Север» — в Чернигове. В состав Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины входят: механизированные и танковые войска, ракетные войска и артиллерия, армейская авиация, аэромобильные войска, войска противовоздушной обороны.
                                                             Музыкальный привет с Урала!

Видеоюмор

Немного видеоюмора на танковую тему от друга из Германии. Надеюсь улыбнет в начале трудовой недели...


пятница, 9 декабря 2011 г.

Ответ на пасквиль Тарасенко.


Опубликовав вчера свой ответ на грязный пасквиль Тарасенко, я начал получать от вас, уважаемые читатели, просьбы ответить и на остальные его выпады. Не хотел я ввязываться в эту грязную полемику, ибо сам весь измараешься, но данному субъекту все равно ничего не докажешь – поймите, работа это у него такая – лить грязь на российскую бронетехнику и очернять продукцию нижнетагильских танкостроителей – за это ему платят  в СБУ и «Укрспецэкспорте». Но это уже шаг в сторону – об «Андрее и его команде» я планирую написать отдельно. А вы, коль просите – извольте…
1.«В разделе «Парадоксы отечественного танкостроения» проводится очередная попытка оправдания государственного преступления – создания «танка аналога» Т-72. Последствия этого преступления, затормозившего развитие отечественного танкостроения, ощущаются сейчас. Его итог – сейчас уже открыто признано, что на данный период танкостроение в тупике, имеется отставание в сравнении с Западом, а Тагил все еще «жует резину» под названием Т-90».
Во-первых, правильно не в «разделе», а в «главе» - ибо все же книгу обсуждаем, а не бухгалтерский отчёт. Во-вторых, следуя логике Тарасенко, «жуют резину» немцы со своим «Леопардом», «жуют резину» американцы с «Абрамсом», израильтяне всё никак «пережевать» свою «Меркаву» не могут – видать слишком «толстая» :)) Одна только Украина ничего не жуёт – ей собственно «жевать» уже нечего и нечем.  Перспективный танк они так и не родили – хотя работали над ним аж с начала 1970-х годов – за двадцать лет, что у них было до развала СССР, при неограниченном финансировании, уже, наверное, можно было что-то сделать, но их «поделки» на эту тему даже на полноценные заводские испытания не смогли выйти. Для них Т-80УД, сворованный у питерцев и испорченный установкой «чемодана» (замечу, что установка «чемодана» была произведена путём откровенного саботажа решений Правительства СССР) – оказался действительно тупиком. Все остальные страны активно работают над перспективными машинами, в том числе и Россия. У нас есть практически готовый к серийному производству не имеющий аналогов и превосходящий всё и вся, что есть в мире танк «Объект 195». Сейчас в рамках ОКР «Армата» идёт работа над его «облегчённой» версией – танком «Объект 1х8». В конце концов, есть модернизированный вариант Т-90-го – Т-90МС – экспортная машина, но к ней уже  вовсю присматривается и наше Министерство обороны. Как там, у Тарасенко : «А не по объективным ли причинам отказались от Т-90?»?  А кто, простите, от него отказывался??? Контракты на экспорт подписываются и выполняются, а родное МО, ждёт результатов выполнения ОКР «Армата» - с 2004 по 2010 год включительно, армия РФ получила более 280  танков Т-90А – считают что пока такого количества достаточно. Ну, в самом деле, какая страна за этот же период закупила аналогичное или большее количество танков? Только Индия. Но там то же танки серии Т-90… Объективные результаты, полученные на контрольных испытаниях Т-90А в 2009-10 годах в 38НИИ МО РФ в Кубинке показали, что машина полностью соответствует современным требованиям , заданным Министерством обороны, а по многим показателям  он превосходит эти требования и соответствует таковым к перспективной машине уже нового поколения. В чем состоит «государственное преступление»? Т-64 был прекращён производством в 1987 году, как явно уступающий по всем показателям танкам типа Т-80 и Т-72. Следуя логике Тарасенко, предположим, что и Нижний Тагил и Ленинград и Омск все это время выпускали бы только Т-64 – что бы мы получили в итоге? Армию с абсолютно не боеспособными танками – дефективную Армаду!  Если бы «вдруг» история откатила назад и пошла по пути, пропагандируемому  «Андреем Тарасенко и его командой», то у нас к концу 20 века  так и не появились бы такие замечательные танки как Т-80У и Т-90. Мы до сих пор бы «жевали резину»  с убогим и самым неудачным танком «всех времён и народов» -  Т-64!  Впрочем, не стоит этим заморачиваться – говоря о «государственном преступлении»,  укропропагандисты  переваливают ответственность что называется «с больной головы на здоровую» - это их излюбленный приём – заставить оппонентов оправдываться. Но нам оправдываться не в чем – государственным преступлением являлось продолжение серийного производства танка Т-64, после принятия на вооружение танка Т-72 и тем более танка Т-80. Кстати, что, интересно,  имеет ввиду гражданин Республики Украина Андрей Тарасенко под определением «отечественное»?
Дополнительно в эту же тему отвечу на комментарий Василия Чобитка: "В разделе «Парадоксы отечественного танкостроения» проводится очередная попытка" - Слушай, а этот раздел - тот же самый пасквиль, что несколько лет назад был в ТиВ? Тебе не трудно будет его скан кинуть на мыло? chobitok на gmail Блин, было желание, таки придется пройтись - там куча фактических ошибок и вранья». Василий, в книге под этим заголовком совершенно оригинальный текст. Прежде чем обсуждать книгу или комментировать рецензию на неё, как минимум, эту книгу нужно прочесть. А то выходит как в славные старые времена: «… я не читал, но осуждаю!» - не серьёзно это как-то… Что до «фактических ошибок и вранья» в одноименной статье из журнала «Техника и вооружение», то в ответ на Ваше возмущённое обращение в редакцию журнала, главным редактором была высказана просьба  и сделано Вам официальное предложение подготовить аргументированную статью, которую можно былобы опубликовать в журнале в качестве полемики. Почему-то  после этого  все разговоры плавно сошли на нет,  а сейчас Вы тут "руками машете и слюнями брызжете" – такое поведение Вас, как специалиста , только дискредитирует…  Авторами журнальной статьи «Парадоксы отечественного танкостроения» являются весьма уважаемые люди, ветераны, в прошлом ответственные руководители НТК ГАБТУ П. Кириченко и Г.Пастернак, а кто, собственно, Вы такой?
2. «В тагильской книжке иногда между строк проскальзывают и вещи, определяющие ее истинную суть – уязвленные амбиции руководства УКБТМ, не желания производить «чужие» танки. Хотя сам автор очерков в этом откровенно признался - «На заводе (Уралвагонзавод) принимались все энергичные меры, чтобы уйти от этого танка, во первых это нам не позволяло чувство патриотизма такого завода как наш, и такого КБ как наше...»  
Между строк? Пусть укажет, между какой и какой, да на какой странице? Тарасенко цитирует отнюдь не книгу – в книге таких слов нет! Он цитирует фильм, при этом вырывая цитату (уточню – одного из сорока авторов очерков) из контекста. Ой, не хорошо это! 
3. «В качестве одного из аргументов в свое оправдания авторы книги приводят версию, что танк Т-64 был якобы сложен в серийном производстве. О данном вопросе стоит судить самим читателям – как более простой танк Т-72, Т-72А может быть в полтора раза дороже «сложного» Т-64, Т-64А?»
Андрею Тарасеко невдомёк, что сложность в производстве определяется отнюдь не ценой. Собственно откуда ему это знать? На производстве он никогда не работал и экономикой промышленных предприятий не занимался. Поэтому он не знает что «сложность в производстве» определяется понятием и величиной трудоёмкости. «Трудоёмкость» - это объективная величина, она не зависит от климата, политики, инфляции или курса валюты. Для тех, кто желает узнать подробнее, что это такое – трудоёмкость – дадим ссылку на словари – ознакомитесь. Так вот что касается трудоёмкости изготовления, то в 1974 году, в первый год серийного производства Т-72 его трудоёмкость составляла 5040 нормочасов, в этом же году, трудоёмкость Т-64А, находящегося в серии уже более 6 лет составляла 11045 н/ч. Цифры более чем наглядны! Т-64А на поверку оказывается более чем в два раза более трудоемким, то есть сложным. Ну а если мы сравним трудоемкость Т-72 в первый год серийного производства, с таковым параметром у Т-64А, то эта разница составит уже 3,62 раза (трудоёмкость Т-64А на 01.01.1969г составляла 18275 н/ч). Так какой танк был сложнее в производстве???   
Если говорить о стоимости танков обеих типов,  то по этому поводу можно написать отдельный и довольно объёмный трактат.  Тарасенко в этом вопросе откровенно «плавает» ибо у него по текстам идёт сплошная мешанина терминов и понятий: стоимость, себестоимость, цена и т.д. и т.п. В прочем, манипулирование понятиями и датами – это так же одна из его фирменный «фишек».  Так, критикуя ходовую часть Т-72 он даёт цифры по её стоимости на 1985 год. Признаюсь, у меня нет таких данных, и я не могу их проверить. Более того, он не даёт ссылку на их источник. Ну что ж, поверим в этот раз лгуну на слово. Пускай стоимость комплекта деталей и узлов ходовой части Т-64 будет, как он и пишет  11218 руб., а соответствующий комплект на Т-72 – 25265 руб. Теперь посмотрим , к примеру, сколько стоит двигатель на тот же год – 16000 руб. для Т-64 и 10000 руб. для Т-72 – то же не слабая разница, но уже в пользу Т-72, да при этом уральский дизель ещё и мощнее. А сколько стоили сами танки? В это время в Тагиле на конвейере стоял Т-72Б. Поскольку эта машина оснащалась КУВ, то уместно его сравнивать с Т-64Б. И так, Т-64Б стоил тогда 358000 рублей (данные на 1987 год – 11-й год серийного производства), а вот Т-72Б на тот же самый год (третий год серии) стоил 283370 рублей – более чем на четверть дешевле! Внимательные читатели могут задать мне вопрос – на Т-64Б стояла СУО 1А33 «Обь», а на Т-72Б полноценной СУО как бы не было?  Совершенно верно! Но вы верите в то, что СУО «Обь», которая тоже была далеко не шедевром, могло стоить четверть стоимости танка или даже больше??? Я, простите, в это не верю.  И, в этом случае, если один танк дешевле другого более чем на 26%, то какая разница, что у него ходовая в два раза дороже?! 
Да, в начале своего серийного производства, Т-72 стоил действительно дороже Т-64А. На третий год серии (1976г) его стоимость была «аж на целых» 18,5 тыс.рублей (12,25%) больше (Т-64А при этом находился в серии  девятый год). А дальше интереснее  –  уже в следующем, 1977 году, Т-72 подешевел на 6,5 тыс. руб., а Т-64А «почему-то» подорожал на 4 тысячи руб. Разница уменьшилась до 8 тысяч рублей (5,16%). Ну и насколько «критично» было такое удорожание оптовой стоимости? Да ещё если учесть, что при этом КВТУ (коэффициент военно-технического уровня, проще сказать, «коэффициент превосходства»), который для Т-72 был пусть не на много, но выше???
4. «Такую как искажение реальных фактов по приоритету в применении механизма заряжания на серийном танке Т-64, Т-64А»
«По уязвимости они ничем не отличаются от размещенных в МЗ выстрелов, только вот заряжать их вручную на порядок дольше».
«Но история расставила все по местам, для перспективных разработок УКБТМ запатентовали новый АЗ (патент РФ по заявке 2007136322/02) в котором обеспечен зазор зазора между днищем и автоматом заряжания».
Вот в чём проявляется вся сущность  харьковчан – для них вопрос приоритета наиважнейший! Стоит только «тагильчанину» или кому-либо ещё написать что «танк изобрели англичане», а «колесо – неандерталец по имени У-уж», то они тот час начинают с пеной бешенства доказыват,ь что все это так или иначе связано с их «хохляцким» гением. Смеюсь, конечно…  Что до сути, то в русском языке фигурируют два понятия «механизм заряжания» и «автомат заряжания», отражающие сущность одного принципа – уменьшения или вовсе исключения человека из процесса заряжания орудия. В англоязычных странах по этому поводу не парятся –  английский язык  менее художественен  - он чёткий, прагматичный, и я бы сказал «техничный». У них для этого механизма есть только один термин – «autoloader».  Так что если оперировать чистым техническим определением, то действительно выходит  что «впервые» на танках autoloader был применён отнюдь не на Т-64. Да, степень отработки и техническое совершенство предыдущих конструкций были менее совершенными, чем на Т-64 – об этом никто и не спорит. Но то, что у харьковчан в использовании autoloader нет приоритета – это факт! Более того, шли годы и появлялись другие машины, у других производителей, с ещё более совершенным autoloader. Вслед за харьковским autoloader , и почти одновременно с ним, появился autoloader, разработанный в Нижнем Тагиле. Свои варианты autoloader предлагали конструктора КБ-3 из Ленинграда и ГСКБ-2 из Челябинска. Если уж упоминали ГСКБ-2, то не грех вспомнить их танки «Объект  752» и «Объект 770», которые проектировались во второй половине 1950-х гг и которые так же имели в своей конструкции  autoloader. Разработанный в Тагиле autoloader был лучше хотя бы в силу того что появился чуть позже и учитывал недостатки харьковской конструкции. Пришло время делать принципиально новые танки, в Тагиле под них сконструировали и новый autoloader – что в этом такого?  Возвращаясь к Харькову – что, вы думаете что «Морозов и Ко» были настолько гениальны и свой механизм заряжания (autoloader) полностью с нуля сами делали-выдумывали? Об этом харьковчане, а вслед за ними и «тарасенки» помалкивают, но факт есть факт – «слизали» они свой autoloader с корабельных  флотских систем! От того и часть выстрела у них вертикально расположена, что изначально флотские установки такую компоновку боеукладки имели. Конечно, харьковчане серьёзно переработали прототип, но, тем не менее, корни технической конструкции харьковского autoloader надо искать в конструкциях артустановок «ЗИФ».
Теперь что касается уязвимости autoloader  - она напрямую зависит от площади проекции и конструктивной защиты.
Смотрим на схемы – тут все очень да же наглядно и пояснений не требует. Что касается времени загрузки выстрелов в autoloader, то существуют официальные цифры, прописанные в инструкциях и технических описаниях. Так , для танка Т-72 время загрузки транспортёра составляет 4-5 минут («Танк «Урал». Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга первая.» МО СССР, Воениздат,М.1975г. С.23). Точно такое же время на загрузку и у танка Т-72А – 4-5минут («Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга первая.» МО СССР, ГБУ, Воениздат,М.1986г. С.22).  Есть и немного иные цифры – нормативы для личного состава: на отлично – 5 минут 30 секунд, на хорошо 6 минут, на удовлетворительно – 6 минут 30 секунд («Руководство по действиям экипажа при вооружении танка Т-72». Введено в действие приказом главнокомандующего СВ  от 23.05.1979г № 029. МО СССР, Воениздат, М.1980г. С.152).  Для танка Т-64 (со 115мм пушкой Д-68) время на загрузку выстрелами конвейера  15-18 минут («Техническое описание танка Т-64». МО СССР, Воениздат,М.1969г. С.17). Для танка Т-64А время на загрузку выстрелами конвейера (в режиме полуавтоматической загрузки) – 13-15 минут («Танк Т-64А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга первая.» МО СССР, ГБУ, Воениздат,М.1984г. С.12) Таким образом, на основании этих документов мы видим, что самая минимальная разница во времени загрузки у autoloader танков  типа Т-72 и Т-64 составляет ровно 2 раза (6 мин.30сек. у Т-72 и 13 мин. у Т-64А), а максимум – в 4,5 раза (4мин. у Т-72 и 18мин. у Т-64) – далеко не на порядок, как пишет Тарасенко, и не в пользу Т-64!
Но время идёт, вместе с ним меняются подходы к боевой подготовке, корректируются и нормативы. Так «Сборник нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск. Книга 1.Для мотострелковых, танковых и разведывательных подразделений» Введён в действие приказом главнокомандующего СВ  от 21.12.1990г № 163. МО СССР, ГУ БП СВ, Воениздат, М.1991г. С.88. даёт уже следующие нормативы на загрузку транспортёра: для танков с МЗ ( 434, 437, 219, 447А, 219Р и их мод.) – на отлично -22мин.; на хорошо -24мин.; на удовлетворительно -29 мин. Для танков с АЗ (172, 172М, 184 и их мод.) – на отлично -16 мин.; на хорошо -18 мин.; на удовлетворительно -22мин. Ну как ни крути, а разница хоть и значительна, но ни на порядок, и опять же в пользу танков типа Т-72! Какой вывод? Правильно - Тарасенко откровенный, наглый лжец и фальсификатор!
Собственно на этом про механизм/автомат заряжания можно было бы и закончить – все основные мотивы внедрения АЗ собственной разработки и описаны в книге, но «раз пошла такая пьянка», то метну в сторону харьковского МЗ ещё одно замечание - у танка Т-64А в механизме заряжания находятся 28 выстрелов из 37. Ещё семь размещены в отделении управления, а два снаряда и заряда – на полу кабины. В бою экипаж может рассчитывать только на боеприпасы в кабине, так как ни наводчик, ни командир попасть в отделение управления не смогут. Совершенно очевидно, что после расстрела боеприпасов из МЗ или выхода его из строя, по каким-либо причинам, Т-64 практически теряет боеспособность. В инструкции по эксплуатации Т-64А глава о заряжании пушки руками командира и наводчика вообще отсутствует, то есть экипаж как бы заранее готовят к тому, что ему придётся рассчитывать только на 28 выстрелов в МЗ.  В танке Т-72 автомат заряжания имеет 22 выстрела, но всего их в танке 39 – на два больше. Все не механизированные укладки легко доступны для наводчика и командира.
5. «Еще один важнейший недостаток порочной конструкции тагильского АЗ заключается в его крайней уязвимости от подрывов мин и воздействия ударной волны (допустимый прогиб днища у Т-64 – 55мм, у Т-72 – 8 мм). Даже при малейшем изгибе днища танк становится небоеспособным и не подлежит ремонту».
Ну, это видимо так считает лично Тарасенко. Какой он «специалист» мы уже видели на примерах выше. Как видно, он ещё и «Сапромат» не знает.  Поясню, в чем дело…  А все дело в том, что у танка Т-64 крайне слабое днище. Это стало известно не сейчас, это и тогда знали. В  журнале «Вестник бронетанковой техники» №1 / 1972г. стр.15-18 была опубликована статья «НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОЧНОСТИ И ЖЕСТКОСТИ ДНИЩ ТАНКОВ», которую мы уже давали в своём блоге. Именно потому и принята была для Т-64 величина допустимого прогиба в 55 мм, что снизить его более конструктора в ХКБМ не смогли или не захотели.  Ну а что на Т-72? Порочность конструкции днища Т-64 стала ясна тагильским конструкторам практически сразу после первых испытаний на подрыв. Собственно пока на УВЗ не изготовили свой штамп для ванны днища, эту деталь для опытных танков «Объект 172» и «Объект 172М» поставляли из Харькова и соответственно тагильчане "беду" с жесткостью днища у Т-64 смогли прочувствовать хорошо.  Идти по пути утолщения листа днища, или применения арочной конструкции с полуперегородками, как того рекомендовала все та же статья, они не стали. Было применено изящное конструкторское решение. На жёсткость сильно влияют размеры и форма сечений. В случае растяжения-сжатия жёсткость пропорциональна квадрату, а при изгибе - четвертой степени размеров сечения (в направлении действия изгибающего момента). Поскольку влияние линейных параметров системы при изгибе велико, то в данном случае имеются эффективные способы увеличения жёсткости, позволяющие уменьшить деформации системы в десятки раз по сравнению с исходной конструкцией. Тагильчане переработали днище Т-64 – ввели в конструкцию мощные выштамповки – зиги большой высоты. Тем самым проблема с прогибами была полностью решена. Решение прошло проверку на испытательных полигонах путём имитации фронта избыточного давления ударной волны ядерного взрыва Δpф= 4 кГ/см2 и подрыва фугасных зарядов под днищем танка. Эти опыты полностью подтвердили правильность мероприятий проведённых тагильскими конструкторами и позволили уменьшить соответствующие зазоры даже не до 20-25мм, как того рекомендовала упомянутая выше статья, а до 8мм.  Что бы прогиб днища Т-72 стал больше этих самых 8мм, нужно чтоб под машиной взорвался фугас такой величины, что его не выдержит машина в целом, а не только её днище.
6. «Хотя постоянное приукрашивание и ввод в заблуждение руководства по проводимым  работам, интриги уже давно стало стилем работы УКБТМ. Об этом пишет генерал-майор Ю. М. Потапов, руководитель сравнительных испытаний танков Т-64, Т-72 и Т-80»
О! А это вообще любимая «жвачка» которую Тарасенко готов жевать постоянно. Собственно, как раз в книге мы и даём на неё ответ. Используя текст книги «Главный конструктор В.Н.Венедиктов. Жизнь, отданная танкам», я уже публиковал «наш ответ Чемберлену»  на сайте «ОТВАГА» в статье  «Тагильскийподход» – фальсификации не допустим!» - можно ознакомиться и с ним.
7. «Видимо автор не в курсе, что поставки Т-64А/Б в ГСВГ начались в 1976 году, а на период середины 86-87 года в ГСВГ находилось около 4 000 танков Т-64 различных модификаций».
Автор в курсе! А вот Тарасенко мы бы посоветовали почитать статью на сайте «ОТВАГА» - «РАЗВЕРТЫВАНИЕНОВЫХ ТИПОВ ТАНКОВ В ГСВГ/ЗГВ» - это весьма полезно! Ну и, разумеется, не вредно сделать из неё выводы на тему  «Роль и место Т-64 в ГСВГ». Позволю себе избранные цитаты: «…1 тд ПрибВО перешла на танки Т-64А в конце 1976 г., а уже зимой 1977-78 гг. отправила их на больших десантных кораблях ДКБФ из порта Балтийск в ГСВГ, взамен получив от промышленности танки Т-72А.»;  «В 1982 году начались поставки в ГСВГ танков Т-64Б, которые сначала поступали «россыпью» (то есть по одной роте в батальоны на Т-64А). Высвободившееся танки Т-64А частично отправлялись на замену Т-62 в другие части, частично оставались сверх штатной численности в своих частях и переводились в группу учебно-боевых машин. В этом же году было принято вынужденное решение иметь в ГСВГ два типа танков: Т-64 и Т-80. В принятии этого решения большую роль сыграла и низкая надежность танков Т-64. Например, для командования ГСВГ настоящим шоком стал массовый выход из строя танков Т-64 в период проведения крупных учений 1977-79 гг. В адрес оборонной промышленности посыпались разного рода упреки, вплоть до обвинений во вредительстве. Кое-какие меры промышленностью и командованием принимались, но радикальных улучшений это не приносило»; «с 1984 года было принято решение постепенно перевести на Т-80 все соединения ГСВГ»; «процесс перевооружения занял почти 10 лет, вместо первоначально планировавшихся 3-4 лет. За этот долгий период армии НАТО развернули производство и оснащение войск танками М1 «Абрамс» и «Леопард-2». Конкурировать с ними Т-64А был не в силах. Кроме того, в масштабах ВС СССР было принято решение постепенно заменить Т-64 на Т-80.» - без комментариев!
8. «Можно еще долго спорить о других мелочах, например, является ли преимуществом или недостатком выброс стреляных гильз (что например, приводит к разгерметизации танка при выстреле и возможности травмирования пехоты поддержки) но сути это не изменит – принятый на танке Т-72 вариант АЗ не имел каких-либо преимуществ перед МЗ и являлся лишь проявлением амбиций конструкторов УКБТМ».
О преимуществах тагильского АЗ над харьковским МЗ все написано в книге, выше я так же добавил от себя «5 копеек». Что до разгерметизации, то нужно сначала ответить на вопрос: «Для чего герметизация была введена?». А ведена она была с целью предотвращения попадания в танк летучих продуктов радиоактивного, химического и бактериологического заражения. Мы уже знаем, что Тарасенко  неграмотен ни в истории, ни в военном деле, он « не дружит» с экономикой и механикой – теперь мы убеждаемся, что у него ещё и нелады с физикой. Куда направляются потоки при разгерметизации некоего объёма с избыточным давлением внутри? Правильно – наружу!  Так какая нам разница, герметичен в момент открывания люка выброса танк или нет если продукты заражения и так и так в него попасть не могут ? К тому же возможность войны с применением ОМП, во всяком случае, сейчас, минимальна. Более актуальны локальные конфликты, где тупо приходится много стрелять из пушки. И вот тут мы видим, что при интенсивной стрельбе, да не то что в бою – на обычных учениях – экипажи Т-64 и Т-80 (у которых БО практически аналогично) просто начинают умирать от отравления продуктами горения пороха,  в то время как на танках Т-72 и Т-90 эти ядовитые газы вентилируются при открытии люка выброса поддонов. «Травмирование пехоты выброшенным поддоном» – да пусть Тарасенко не смешит, а приедет в Нижний Тагил на выставку и поглядит, как вылетает этот поддон, кого и как он может травмировать – это страшилка для абсолютно не сведущих в танках людей!  Танки типа Т-72/Т-90 состоят на вооружении вот уже почти сорок лет в десятках стран мира и мне не известен ни один случай подобного травматизма! Если он был – пускай Тарасенко приведёт конкретный факт и указание на источник. А вот, сколько случаев было, когда мехводы Т-64 и Т-80 гибли на своих рабочих местах лишённые возможности  сообщения с двумя остальными членами экипажа – примеров есть масса! Эти загубленные жизни на совести  конструкторов из Харькова.
9. «Не зря один из создателей танка Т-34 Н. Кучеренко утверждал – «танк Т-72 не пригоден к боевым действиям».
Просто так, к сведению, Н.Кучеренко во время войны был начальником КБ-520, в то время, как А.А.Морозов, будучи главным конструктором УТЗ , ему покровительствовал. После войны роли несколько поменялись – Кучеренко, будучи грамотным человеком пошёл на «верх» – начал делать министерскую карьеру, в то время как его бывший шеф, имевший за плечами церковно-приходскую школу, да техникум «Паровоздиза», засиделся в главных конструкторах. Теперь уже Н.Кучеренко покровительствовал А.А.Морозову – что говорить – «свои люди»! «Рука -руку моет»!  Отсюда вывод – ошибки конструктора Морозова с танком Т-64 усугублялись  решениями начальника министерского главка Кучеренко – именно эти люди в первую очередь несут ответственность перед  Страной за афёру с Т-64. Таким образом, эти слова Н.Кучеренко, опубликованные его дочерью в большой и толстой, но бестолковой книжке, с целью «отмыть папу» и вознести его на пьедестал, на меня лично впечатления не производят… К слову интересное наблюдение про эту "сладкую парочку" - оба этих деятеля ушли из танкостроения в один год. Правда один на пенсию, а второй сразу в мир иной. Думается мне что тут то же есть некая взаимосвязь...
10. Кроме того крайне негативное впечатление о книге создает абсолютно не уместное употребление всевозможных цитат типа «Наступил момент, который царь Соломон из библейской книги «Экклезиаст» определил, как «...время собирать камни». Неужели, таким образом, авторы этой низкопробной клеветнической литературы пытаются добавить книге хоть немного серьезности?   
Странное какое-то чувство юмора у Тарасенко, мы то, как раз думали, что данные цитаты,  вынесенные в эпиграфы, немного разрядят, в общем, серьёзную книгу, сделают её менее «скучной» и создадут соответствующий эмоциональный тон… ;)))
А вообще совет Андрею Тарасенко – попробовать сделать самому  хотя бы одну приличную книгу и выпустить ее в свет, а то так горлопанить у нас мастеров хватает.

Т-90А в Южном военном округе.

Военнослужащие Южного военного округа осваивают новую технику

Бойцы Южного военного округа осваивают новейшую технику, поставленную по программе перевооружения российской армии. Только в 136-ю отдельную мотострелковую бригаду поступили уже 150 новых боевых машин, в том числе танки Т-90.

Танки Т-90 теперь главная ударная сила бригады. На башне тепловизоры, поэтому огонь можно вести и ночью. Система самонаведения автоматически отслеживает любую цель. В боезапасе управляемые реактивные снаряды. Они предназначены для ликвидации злейшего врага всех танкистов — штурмовых вертолетов.

Новая техника не уступает зарубежным аналогам и готова к стремительным марш-броскам. А главное — хорошо адаптирована к обороне рубежей страны на юге. Техническое переоснащение бригады будет продолжаться и дальше. Здесь ждут не менее 100 новых БМП, которыми укомплектуют мотострелковые батальоны. Всего же за неполный год подразделения Южного военного округа обновили свой парк более чем на 7 тысяч боевых машин.

Т-55 получит ПТУР "Корнет", новую броневую защиту и научится…плавать

В Омске были разработаны несколько вариантов модернизированных Т-55. Две из них были воплощены в металле. Правда, одна из них, по сути, представляла собой ходовой макет, а вот Т-55М5 стал полноценным танком. 
 
 
Весьма интересна и украинская модернизация Т-55АГМ. Но пока, к сожалению, ни на омский, ни на харьковский танк официальные заказы не последовали. Хотя в одно время с помощью украинцев свои Т-55 собирались модернизировать перуанцы. В конце концов, сделка заглохла.
 
Относительно недавно с очень интересным предложением выступили инженеры ОАО "Специальное машиностроение и металлургия". Ими был предложен очень вариант модернизации Т-55. К имеющимся 100-мм пушке Д-10Т2С и пулемету ПКТМ предлагается добавить 4 контейнера с ПТУР "Корнет", а также 12,7 мм пулемет "Корд" и автоматический гранатомет АГ-30.
 
Наводчик-оператор и командир получат автоматизированную систему управления огнем. В частности, у наводчика будет интегрированный прицел-дальномер с тепловизионным каналом.  А также телетепловизионный автомат сопровождения цели. В результате появится возможность эффективно поражать выявленные цели как из пушки, пулеметов и гранатомета, так и с применением ПТУР "Корнет" в любое время дня и ночи, не взирая на наличие дымов и атмосферных осадков. Например, управляемая ракета может достать любую цель на дальности 5500 км и пробивать броню до 1200 мм. 
Полный материал читайте в "Вестнике Мордовии"

четверг, 8 декабря 2011 г.

Находка танка Т-34 в Ростоке. Финал истории.

     18 ноября мы сообщили о находке в предместье немецкого города Росток останков советского танка Т-34 и его экипажа. Благодаря активной работе участников интернет-форума ВИФ2NE (прежде всего участника с ником КарАн)  и телеканала "Звезда"  была проведена реконструкция последнего боя и уточнение обстоятельств гибели. Счастливым и трогательным финалом истории стало обнаружение родственников погибших героев-танкистов. Об этом репортаж канала "Звезда".
 

     В Германии дорожные рабочие, прокладывая новую трассу, случайно обнаружили советский танк Т-34 времен Великой Отечественной. Историки уверены, что именно эта боевая машина в мае 45-го первой вошла в город Росток, прокладывая путь, впоследствии названный Дорогой освобождения.
        Танковую башню перевезли на специальный полигон, и ей немедленно занялась немецкая служба разминирования. Прежде всего нужно было проверить, не осталось ли внутри неразорвавшихся снарядов. Специалисты сразу же сделали целую серию интересных находок: три гранаты Ф-1, так называемые «лимонки», полурасплавленный бронебойный снаряд, даже обрывки фронтовых газет. Башня лежала в песке и неплохо сохранилась.
     Найдены также останки экипажа. С помощью сотрудников российского посольства в Германии удалось установить их имена. Это командир Василий Кривенцов, механик-водитель Василий Клещев, радист Пантелей Липеев, командир орудия Николай Мартыненко, заряжающий Андрей Гусев. Награждены орденами Великой Отечественной войны II степени посмертно. Их танк, по словам историков и очевидцев, первым ворвался в город Росток 1 мая 1945 года, но мост через реку Варнов был заминирован и вместе с боевой машиной взлетел на воздух.
        Останки экипажа планируют похоронить на одном из мемориальных кладбищ Ростока. А танк, если корпус не слишком поврежден, и удастся соединить его с башней, отреставрируют. Боевая машина станет музейным экспонатом. Подготовить экспозицию уже предлагают военные историки Дрездена.

Два сюрприза.


    Все сегодняшнее утро я провёл на ногах – хлопот и забот у руководителя пусть небольшой, но все же самостоятельной компании хватает. И вот  будучи на пороге родного офиса  меня догнал телефонный звонок от друга из далёкого Санкт-Петербурга: «Леха! Ты видел что Тарасенко в своём ЖЖ про тебя и вашу книгу понаписал?» Признаться, я этого не видел – ну нет для меня никакой радости и интереса залезать в помойку «Живого Журнала»  от Andrei_bt. Имя его владельца – Андрея Тарасенко – давно и хорошо известно всем, кто мало-мальски интересуется историей и современностью российской/советской бронетанковой техники, можно сказать, стало нарицательным, синонимом фальшивок и провокаций.  Ну а так как я поставил себе задачу борьбы с разного рода историческим фальсификатом, то нет-нет, да приходится иногда окунаться в омут тарасенковских экскрементов. Включил компьютер, нашёл  его очередной опус: «Осторожно! Книги фальсификаторов» - почитал –посмеялся. При этом, почему-то у меня словно наяву возник образ некой мелкой потрёпанной шавки – Моськи – которая, визжала и брызгала ядовитой слюной от того, что ей слон прищемил хвост.  Это был первый сюрприз.  Собственно неожиданным его не назовёшь, напротив, он был очень даже прогнозируемым. Меня больше удивило иное – чего так поздно этот деятель среагировал? Собственно книгу  «Главный конструктор В.Н.Венедиктов. Жизнь,отданная танкам» мы выложили в открытый доступ для бесплатного скачивания ещё  15 ноября – больше трёх недель прошло. Ужель так старательно Тарасенко её изучал, выискивая к чему-бы придраться? Странно, но оказалось что набор «придиризьмов» у него оказался стандартным – ничего нового он по существу не сказал – всё те же «песни», густо замешанные на откровенной лжи. Ну что делать с таким моральным уродом? Отвечать – это как бы опускаться до его же уровня – молчать…? Ну уж нет! Есть хороший старый принцип – бить подлецов по морде, в данном случае в силу географии это вряд ли возможно, тогда остается одно – «умыть», разоблачив его гнусности.
И так по порядочку, по мере поступления, так сказать….
1. «В свободный доступ поступила очередная книжка из серии «боевые машины УВЗ» посвященная главному конструктору Венедиктову»
Нет, к серии «Боевые машины «Уралвагонзавода» эта книга не имеет никакого отношения – упоминания о какой-либо серии вообще отсутствуют – это не серийное издание, хотя тематическое продолжение вероятно все же будет. Более того, книги серии «Боевые машины «Уралвагонзавода» заказывал непосредственно сам «Уралвагонзавод» - в данном случае заказчик иной – УКБТМ. Как видим ложь в самом первом предложении…
2. «Новая книга не исключение, получила она известность и благодаря комичной выходке одного из ее авторов (хоть и не указанных)  А. Хлопотова, заключавшейся в так называемом «эмбарго» поставок этой «супер-книги» на Украину.»
Автор и вдруг не указан – это как? Вообще-то авторами данной книги являются сорок человек (40!), но я заверяю вас, автором или соавтором не являюсь и в число этих сорока весьма уважаемых человек не вхожу. В выходных данных чётко прописан мой функционал – я руководил этим издательским проектом, входил в состав редакционной коллегии, предоставлял материалы из собственного архива, предоставлял свои рукописи (там в одном месте есть на них ссылка по тексту), как издатель, я занимался макетированием и вёрсткой,  контролировал процесс типографского производства. Редактором, да, пожалуй, можно меня назвать, а вот к авторам, увы, отношения не имею…
Книга действительно получила известность – на её счёт нам поступило немало лестных, доброжелательных  откликов, в том числе и с Украины. «Но позвольте, а как же упоминаемое Тарасенко «эмбарго» - спросите вы? В том то и дело, что Тарасенко, в очередной раз пытается ввести читателей в заблуждение. Эмбарго, да, было! Оно и сейчас есть. Но, касается оно не только, и не столько этой книги, а ВСЕЙ продукции, которой торгует ООО «Рекламно-издательская группа «ДиАл», о чем есть, и до сих пор присутствует в официальных прайсах фирмы, соответствующее уведомление.  За неблаговидные  действия одного гражданина,  учредители и дирекция фирмы действительно решили «наказать» Украину – в смысле всю страну. Конечно это несколько необычный и, я бы сказал эксцентричный шаг, но пускай Страна знает своего «героя» - мы даже намеренно указали его почтовый адрес – чтоб каждый желающий мог лично занести ему свою «благодарность».  Не знаю, какие были последствия у данного решения – Украина, разумеется, без наших книг и дисков не прекратила своего существования, а вот для Тарасенко, видимо какие-то последствия все же были, раз он так бурно реагирует и до сих пор вспоминает этот наш шаг. Что же до факта наличия книги о Венедиктове на Украине – то эмбарго ни в коей мере не касалось личных подарков друзьям – оно распространялось исключительно на коммерческую составляющую – продажи.  Первопричиной же введения «эмбарго» стала попытка Тарасенко получить эту книгу себе в пользование, что называется «на халяву», прикрываясь добрым именем Ирины Александровны Морозовой, которой в личном телефонном разговоре я пообещал пару штук в подарок. Откуда он узнал об этом разговоре – лично меня мало интересует, но я твёрдо ему заявил, что после того, как он «обосрал» подаренную ему мною книгу «Основной боевой танк России. Откровенный разговор о проблемах танкостроения», на подарки он может больше не рассчитывать, в том числе и через Ирину Александровну. Это видимо ещё один повод его сегодняшней бесячки. Ну а на счёт «супер-книги» - таковой её ни я, ни кто либо иной и не называл. С чего он взял что книга «супер»? Впрочем, глядя на полиграфический и содержательный уровень книг издаваемых на Украине действительно можно сказать, что ЭТА книга – «супер»! Даже «супер-супер»!!!  Льщу, конечно, себе, но в реалиях, как издатель, стараюсь держать планку качества продукции на высоте.
3. Правда выходка эта видимо ничем хорошим не закончилась, тираж этой агитки удалось пристроить раздав сотрудникам УКБТМ к юбилею.
Ага, видимо г-н Тарасенко считает, что раз мы не пустили книгу торговаться в Украину, то она у нас залежалась и далее по тексту… Ню-ню! Этот пассаж Тарасенко у меня больше всего восторгов вызывает. Дело в том, что книга изначально печаталась для УКБТМ, как подарок коллективу сотрудников и ветеранов. Невдомёк Тарасенко, что Валерий Николаевич Венидиктов  до сих пор в КБ уважаем и почитаем, а лучший подарок, как известно всем культурным, не успевшим скурвиться людям – это книга! Так что тираж целиком и полностью определялся договором с КБ. То небольшое количество, которое по взаимной договорённости с заказчиком было напечатано издательством  за свой счёт сверх основного тиража, было распродано буквально в течение двух-трёх месяцев. Даже у меня, издателя остался всего лишь один свой личный экземпляр – и все! Я выгреб из типографии три последних экземпляра, которые были отложены вследствие незначительного полиграфического брака – ушли и они!  В прайсах я уже давно указываю, что книги нет в продаже, но заказы идут со всей России – буквально от Калининграда и до Владивостока. Очень жаль, но приходится отказывать людям. Перевожу «стрелки» на КБ, т.к. возможно что-то осталось у них в «заначках», хотя  знаю, что они и так заказывали, что называется «впритык», без особого запаса. Те, кто желают прочитать книгу, но не успели приобрести – выход для них сейчас только один – скачивать электронную PDF-версию. И её качают!  За три недели её скачали уже более 500 раз. Что это означает? А это означает, что книга интересна и востребована!
Тут как раз стоит сказать и о втором сюрпризе, который ожидал меня сегодня. Открыв почтовый ящик, я обнаружил больше дюжины писем с заказами на эту книгу, пришедшие практически разом. Чем объяснить это явление – я не знаю, на ум приходит только одно – поблагодарить Андрея Тарасенко за рекламу! Ибо умные люди понимают, что плохую книгу, «плохиши» так бы не распинали!  Так что спасибо тебе, Андрей!!!  Продолжай дальше строчить подобные рецензии – читать гадости из под твоего пера – это лучшая оценка проделанной нами работы.
Вот собственно и все что хотелось бы сказать – обо всем остальном говорит сама книга. Те факты, которые ниже излагает Тарасенко, не более чем очередная неудачная попытка подменить правду вымыслом. Да он собственно ничего нового там и не пишет – сплошные ссылки на свои предыдущие клеветнические компиляционные  «опусы» - видимо с посещением его ЖЖ совсем плохо, вот он и старается. Так что читайте книгу, думайте, анализируйте,делайте свои собственные выводы.
P.S. Еще хотелось бы обратить внимание читателей на комментарий к сообщению Andrei_bt, сделанный человеком, которого я некогда весьма уважал, пока он не стал подобен прочим «тарасенкам», находящимся на службе укропропагандистов. Вот он, этот чудный текст: «Смотрю два объекта 439 и 172М. Сравниваю визуально МТО - думаю, 100% близнецы только с разными СО, даже кормовой лист на 439 изменен и форма кормы как у Т-72. И тут читаю подпись: "Непредвзятый взгляд на оба чертежа показывает, что ничего общего в компоновке и конструкции МТО этих двух танков нет".Это трындец какой-то. Маразм на уровне камментов Хлопотова. Уже бы написали "большинство линий в чертежах не совпадают - ничего общего", так было бы формально верно».
Если ему не нравятся «комментарии Хлопотова», то вот текст, написанный главным конструктором ХКБМ, создателем танка Т-64, Морозовым А.А.: «13.11.72. … Вопросы к т.  Шкурко по изделию «439»:
-    согласование ТТХ двигателя В-46 мощностью 750 л.с.;
-    получить гитару из Нижнего Тагила;
-    получить чертежи МТО  танка Т-72.» Цит.по «Танки и люди. Дневник главного конструктора А.А.Морозова». Харьковский институт танковых войск НТУ «ХПИ», Харьков, 2007г. С.178
Думаю, слова Морозова объясняют «внешнюю» часть «претензий» В.Чобитка.  Что до внутреннего смысла, то замена системы охлаждения  на конструкцию принципиально иного типа, меняет как компоновку, так и конструкцию всего МТО кардинально. Но, вероятно «капитану запаса Вооруженных сил Украины» В.Чобитку этого не известно…  Справка: «Прославился своей скандальностью, и обилием оскорблений в речи. В русской Википедии был заблокирован 27 раз (один из самых высоких показателей), при чем не менее 25 раз из них — за оскорбления».

среда, 7 декабря 2011 г.

УВЗ отмечен за заслуги по выполнению ГОЗа

Руководство Федерального агентства по государственным резервам Управления по Уральскому федеральному округу отметило почетными грамотами работу коллектива Уралвагонзавода и лично генерального директора корпорации Олега Сиенко.
ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» и Олег Сиенко были удостоены этой чести за большой вклад в укрепление обороноспособности России, за заслуги в выполнении государственных оборонных заказов, обеспечение функционирования мобилизационных резервов, добросовестный труд, высокое профессиональное мастерство и в связи с 75-летним юбилеем головного предприятия.
Эта награда является по-настоящему заслуженной. Коллектив Уралвагонзавода – единственного производителя танков в России, вкладывает все свои силы и профессионализм, всегда вовремя выполняя государственный заказ на благо укрепления обороноспособности нашей страны.

РФ и Индонезия намерены договориться о поставках Т-90 и систем "Смерч"

ЛАНГКАВИ (Малайзия), 7 дек - РИА Новости. Россия и Индонезия планируют в ближайшее время подписать контракт на поставку в эту азиатскую страну партию танков Т-90 и систем залпового огня "Смерч", сообщил РИА Новости в среду во время работы оружейной выставки "Лима-2011" глава российской делегации на этой выставке, заместитель гендиректора Рособоронэкспорта Виктор Комардин.
"Сейчас готовится к подписанию контракт на шесть истребителей Су-30МК, впереди - танки Т-90 и "Смерчи", - сказал Комардин.
По его словам, российские предложения находятся на рассмотрении индонезийской стороны. "Эта техника - коммерческий проект", - сказал Комардин.
Кроме того, Индонезия проявляет интерес к российским вертолетам Ми-17, Ми-35, БМП-3, к авиасредствам для самолетов типа Су.
Комардин отметил, что Россия ведет предварительные переговоры с индонезийскими фирмами, занятыми в сфере ВПК, о создании базы для обслуживания ранее поставленной техники. "Мы последовательны, то есть по мере наращивания количества российской военной техники необходимо ее обслуживать на месте", - сказал он.
Собеседник подчеркнул, что ранее РФ поставила в Индонезию много различной техники, в том числе БМП, которые пользуются большой популярностью в этой стране, особенно у морской пехоты.
Россия уже поставила в Индонезию десять истребителей Су-30, десять вертолетов Ми-35, четырнадцать Ми-17, семнадцать БМП-3Ф, 48 бронетранспортеров БТР-80А и партию из 9 тысяч автоматов Калашникова Ак-102.
Gur Khan & T-90MS
  Gur Khan: только вчера мы писали о разного рода "намерениях" и "планах"  в отношении Индонезии. Правда планов Украины, а не России. Нынешнее сообщение РИА "Новости" еще раз подтверждает истину, что в мире есть только два коммерчески успешных танка - немецкий "Леопард" и русский Т-90С. Есть да же поговорка: " Кто побогаче покупает "Леопард", а кто победнее - покупает Т-90С". Судя по всему у нас появляется шанс наблюдать как на практике будет сей постулат реализовываться и каково в этом "подлунном мире" место Украины и ее не очень удачных танков.

вторник, 6 декабря 2011 г.

Тагил рулит!

 Мисс Кувалда и Олег Сиенко "презентуют" новый вариант модернизированного танка Т-72БА.

    Очередной матч Чемпионата Высшей хоккейной лиги – Всероссийского соревнования по хоккею стал настоящим праздником для всех тагильских любителей этой игры. В честь 75-летия научно-производственной корпорации «УВЗ» игру посетил генеральный директор Олег Сиенко, компанию которому составили воспитанница спортивного клуба «Спутник», абсолютная чемпионка мира по боксу Наталья Рагозина и основатель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман. А в составе команды-соперника тагильчан – нефтекамского «Тороса» на лёд вышли чемпионы мира Максим Сушинский и Олег Твердовский.

Олег Сиенко поздравил всех собравшихся с юбилеем корпорации и пожелал зрелищной игры и положительных эмоций: «УВЗ» всегда поддерживал и будет поддерживать спорт Нижнего Тагила. Хочу, чтобы тагильский хоккей жил и процветал!». И так как  корпорация является генеральным партнёром хоккейной команды, перед заполненными практически до отказа трибунами Олегу Викторовичу была вручена почётная именная майка  «Спутника» с цифрой «9» на спине. Этот номер означает «2009 год» - время, когда Олег Сиенко успешно возглавил корпорацию «УВЗ», которая продолжает оказывать системную поддержку тагильскому спорту.
Евгений Ройзман поблагодарил присутствующих на матче уралвагонзаводцев и руководителей «УВЗ»: «Сегодня, благодаря нашим общим усилиям, деятельность фонда «Город без наркотиков» успешна в Нижнем Тагиле. Желаю Уралвагонзаводу – процветания, а «Спутнику» - побед!».
    «Даже не вспомню, когда в последний раз была на хоккее, поэтому поход на хоккейный матч освежил в памяти некоторые подзабытые моменты присущие этому виду спорта. Из-за плотного игрового графика не смог приехать Саша Радулов, который, также является воспитанником тагильского хоккея. - пишет в своем блоге «мисс Кувалда» - Наталья Рогозина - Очень приятно, что местные жители до сих пор помнят и узнают меня. Последний раз я была в Нижнем Тагиле перед боем с Памелой Лондон в декабре 2009 года. Как же быстро летит время…С Олегом Сиенко нас связывает давняя дружба. Мы знакомы ещё до того, как Олег занял столь высокую руководящую должность. Сам Олег Сиенко всей душой болеет за спорт в городе. Мастер спорта международного класса по велоспорту принимает активное участие в финансировании спортшкол Нижнего Тагила». А после матча, Наталье предоставили возможность покататься на танке. Машину сняли прямо со сдачи, без какой либо особой подготовки и наведения «марафета». По случаю, это оказался новейший вариант модернизированного танка Т-72БА, который еще иногда называют «Т-72БА2».
 Модернизированный танк Т-72БА, который выпускается на «Уралвагонзаводе» с перерывами и незначительными изменениями с 1998 года (подробнее смотри статью «Танк Т-72БА» на сайте «Отвага» и  Хлопотов А. Танк Т-72БА: посредственная модернизация или модернизация по средствам? // Техника и вооружение. – 2009, №10) к началу второго десятилетия XXI века не отличается техническим совершенством конструкции - виной всему нежелание российского МО проводить полноценную «дорогую» модернизацию. Однако, начиная с 2011 года, в его конструкцию было внесено  одно, но принципиальное изменение, резко поднявшее боевые возможности машины. Этим нововведением стала установка новой, современного уровня, системы управления огнем «Сосна-У».
    СУО «Сосна-У» модернизированного танка Т-72БА  во многом сходна с СУО«Калина» модернизированного танка Т-90МС и отличается от него только отсутствием панорамного прицела командира и сохранением прицельного комплекса 1А40-1 в качестве резервного прицела, т.е. более чем на 3/4 по составу унифицирована с СУО «Калина». Вообще надо сказать, что научно-технический задел, созданный при разработке и модернизации танка Т-90 успешно реализуется при модернизации танков серии Т-72. Новый вариант модернизации танка Т-72БА в том является показательным примером.  В модернизированный танк Т-72БА постепенно внедряются отработанные основные технические решения с танка Т-90МС: вооружение (пушка 2А46М5, автомат заряжания под перспективный БПС), моторно-трансмиссионная установка с двигателем В-92С2 (1000л.с.), ходовая часть. При этом, из экономических соображений литая башня танков сохраняется. Исключение панорамы и сохранение штатной башни удешевляют модернизацию танков Т-72Б/Б1 при обеспечении высокой боевой эффективности и унификации с СУО унифицированного боевого модуля модернизированного танка Т-90.
На очереди осталось внедрение конструкции усовершенствованной универсальной динамической защиты, отработанной в рамках ОКР «Реликт». Однако пока приходится довольствоваться ДЗ предыдущего поколения – «Контакт – V». «Реликт» видимо слишком дорог для нашего российского Министерства обороны – как бы эта «экономия» потом ему же «боком» не обернулась, в случае если танки «пойдут на войну». В прочем «экономия» на защите похоже имеет свою тенденцию – так, приоритетом в модернизации танков Т-72 для Алжира, так же являются в первую очередь доведение СУО до уровня Т-90С, и улучшения подвижности за счёт унификации ходовой части и МТО все с тем же Т-90С.

     «Гордость «Уралвагонзавода»! Это самый настоящий танк, готовый выполнять все прописанные в техпаспорте функции. Всю мощь можно ощутить исключительно тогда, когда проедешься на этой махине» - вряд ли Наташа Рогозина знала все описанные выше подробности о машине, на которой для неё были устроены «покатушки», но написав эти слова, попала в самую точку!


По материалам:
Официальный сайт «Уралвагонзавода»
Блог Натальи Рогозиной
Домнин В.Б., Молодняков Н.А., Неволин В.М. Модернизация танков типа Т-72, Т-90 – эффективный путь повышения боевого потенциала сухопутных войск Российской Федерации. - «Танкостроение: состояние и перспективы»: сборник докладов 2-й научно-практической конференции, посвященной 70 – летию ФГУП «ПО УВЗ» и  65-летию ФГУП «УКБТМ» (7-8 сентября 2006г) /УГТУ-УПИ, Нижний Тагил, 2007г