четверг, 24 декабря 2020 г.

Как мы просрали суперброню…

Чего уж юлить – будем говорить честно и прямо: да, действительно просрали… 


Ниже публикуется письмо Владимира Андреевича Паршина. Владимир Андреевич - инженер-металлург. Окончил Уральский политехнический институт (1954). В 1954—1979 гг. — на Ново-Тагильском металлургическом заводе (с 1957 г. — НТМК): мастер, главный инженер, в 1975—1979 гг. — директор; в 1979—1984 гг. — заведующий прокатным отделом Уральского НИИ черных металлов; с 1984 г. — в ЦНИИЧМ им. Бардина (Москва). 

Под его руководством началось строительство коксовой батареи № 9 и продолжено строительство кислородно-конвертерного цеха, комбинат вошел в пятёрку крупнейших металлургических предприятий СССР. 

Кандидат технических наук (1970). Имеет 25 авторских свидетельств на изобретения. Автор более 50 печатных работ. Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями. 

Как человек старой советской закалки, Владимир Андреевич до конца жизни верил в правду, справедливость, силу печатного слова. Направляя нижеследующее письмо он откровенно надеялся, что руководство страны прислушается к словам специалиста. 



ГЛАВНОМУ РЕДАКТОРУ ГАЗЕТЫ «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ» Н. И. ЗЯТЬКОВУ ОТ АКАДЕМИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ТЕХНОЛОГИИ В. А. ПАРШИНА 

Уважаемый Николай Иванович! 

В газете «Аргументы и факты» от 24 - 30 декабря 2014 г. № 52 напечатана статья с ответами на Ваши вопросы Вице-премьера правительства России по оборонной промышленности Д.О.Рогозина о положении дел в оборонной индустрии нашей страны. Статья называется: «Вооружаем армию, чтобы не воевать». Вопросы и ответы данной статьи сегодня чрезвычайно актуальны. Мне, русскому человеку и гражданину России с 60-ти летним стажем активной деятельности в металлургии, есть что сказать, а главное, есть, что предложить для того, чтобы, как сказано в статье, наша оборонка не начала бы снова «клепать сковородки». С этого я и начну. И в первую очередь с того, что на Уралвагонзаводе (УВЗ) в Нижнем Тагиле уже создана опытная серия новых танков «Армата», как сказано в статье, на порядок превосходящие американские, немецкие и израильские танки. Однако защита этого уникального танка выполнена из брони, произведенной не в Нижнем Тагиле. Тагильские танки и тагильская броня в течение более 60-ти лет, включая годы танковых сражений Великой Отечественной войны, своим непревзойденным качеством на весь мир прославили их создателей - тагильских танкостроителей и тагильских металлургов. Поэтому для меня, проработавшего на Нижнетагильском металлургическом комбинате (НТМК) 35 лет, причем многие годы в тесном контакте с инженерными службами УВЗ, возникшая ситуация, когда тагильские танки оказались без тагильской брони представляется глубоко ошибочной и недопустимой. Недопустимой тем более потому, что сегодня российская металлургическая наука может предложить оборонной промышленности марки стали, в том числе и для танковой брони, с прочностью в два раза выше действующих стандартов и в три раза выше современных стандартов по вязкости стали, что особо важно для танковой брони. При этом следует отметить, что промышленная технология производства такого уровня качества стали впервые в мире была создана тагильскими металлургами в 1993 году, т. е. ещё 22 года назад. Рост в 2 раза прочности и в 3 раза пластичности обеспечивает снижение веса всех видов стальных конструкций и всех видов техники, в том числе танков до 25%. Срок эксплуатации стальных машин и механизмов увеличивается в 2 раза. 

Получение стали с такими высочайшими свойствами стало результатом решения сложнейшей для металлургов проблемы - выполнения Государственной научно-технической программы (1986 г.) резкого повышения качества массовых видов стального проката, обеспечивающее снижение металлоемкости (веса) всех видов стальных конструкций на 20%, всех видов машин и механизмов на 15% и повышения их хладостойкости до -65°С. Выполнение столь сложной научно-технической проблемы металлургии на первом этапе (1987 - 1997 гг.) было достигнуто инженерным решением (созданием технологии) внедрения в производство научного открытия ученых Российской академии наук (1960 г.) высочайшего энергетического потенциала атомарного азота, превышающего в десять тысяч раз энергетический потенциал молекулярного азота азотированных ферросплавов. Была создана и реализована дифференцированная, непростая в исполнении, технология, получившая название «процесс легирования стали атомарным азотом», изменяющая саму природу процесса легирования стали, что обеспечило формирование субмелкокристаллической структуры и чистого межзеренного пространства кристаллической решетки стали. Такая структура и явилась главным аргументом резкого скачка физических свойств и, соответственно, роста потребительского качества металлопродукции и снижения металлоемкости стальных изделий для всех металлопотребляющих отраслей промышленности страны. На НТМК новая технология была внедрена в массовое производство широкополочных балок для строительной индустрии. Дальнейшее внедрение атомарной технологии осуществляла научно-производственная фирма «Техномет-НТ» в производство высокопрочной арматуры на Западносибирском металлургическом комбинате, железнодорожных рельсов на Кузнецком металлургическом комбинате, толстого листа на «Северстали», листа для автопрома на Оскольском электрометаллургическом комбинате. Потребительские качества металлопроката, изготовленного по новой технологии, исследовались совместно с научно-исследовательскими институтами металлопотребляющих отраслей. На основании положительных результатов исследований металла для строительной индустрии ЦНИИ стальных конструкций выпустил новые технические условия, а Госстрой России ввел в СНИП (строительные нормы и правила) указания по снижению веса металлоконструкций на 20% и их эксплуатации до -65°С без пересчета элементов конструкций и их соединений. 

Таким образом, в металлургии России в 90-е годы начала работать промышленная, высокоэффективная, ресурсосберегающая технология производства массовых видов стального проката. Это был технологический прорыв в мир атомарных управляемых процессов с громадной эффективностью и мизерными затратами (1,5 S на тонну стали), прорыв, которому не было тогда аналогов в мировой металлургии, нет их и в настоящее время. 

О выполнении Государственной научно-технической программы по металлургии отчитался Союз металлургов страны (Министерство металлургии уже было ликвидировано). В 1997 году группе специалистов Нижнетагильского металлургического комбината была присуждена Государственная премия России. 

Технология легирования стали атомарным азотом была заложена в основу производства магистральных газопроводных труб большого диаметра с увеличенным в 2 раза номинальным сроком их службы. Правительство страны по представлению Союза металлургов (С. В. Колпаков) и Академии наук (Н. П. Лякишев) приняло в 2001 году решение о строительстве завода по производству таких труб на НТМК г. Нижний Тагил. Создавался самый современный комплекс по производству труб высочайшего качества с увеличенным в 2 раза сроком службы до 50 лет против 25 лет, производимых до настоящего времени. Сортамент стана включал производство броневого листа с термообработкой и повышенной в 2 раза прочностью и в 3 раза пластичностью. Все технологические и технические решения нового комплекса были выполнены российскими научно-исследовательскими проектными организациями. Финансировалась стройка из средств государственного бюджета. В течение двух лет был выполнен нулевой цикл, созданы все коммуникации, смонтирована и запущена в работу установка непрерывного литья слябов. Но бюджетные деньги закончились, стройка остановилась и не возобновляется уже более 8 лет. В этот период на НТМК был срезан на металлолом броневой стан «3600». 

Строительство нового комплекса по производству магистральных газопроводных труб и броневого листа на НТМК являлось реальным фактом создания первого промышленного объекта атомарной металлургии 21 века. Остановка этого строительства не одна и не главная беда. Другая беда более значительного масштаба - это начавшийся в те годы развал отраслевой научно-технической науки и 100% уничтожение проектно-конструкторского корпуса, в том числе ликвидация ГИПРОМЕЗа (Государственного института по проектированию металлургических заводов). В результате российская металлургия из двигателя научно-технического прогресса мировой металлургии превратилась в сырьевой придаток всей сырьевой экономики страны. 

Несмотря на деградацию российской металлургии и металлургической науки, работы по атомарной металлургии продолжались. На втором этапе работ (2000 - 2013 гг.) на базе разработок академической науки и ее научных открытий, проведения новых опытно-промышленных плавок позволило сформулировать новую научную концепцию технологического прорыва в достижении более значительного повышения физических свойств стали в 3- 4 раза, а также глобального снижения материальных и энергетических затрат на ее производство. Основой концепции является использование громадной энергии атомов в процессах металлургии стали на базе современных открытий академической науки 20-го века. 

Практическая реализация новизны и эффективность инженерных решений, соответственно, новая концепция физики интенсивных атомарных процессов в металлургии стали признана научной общественностью и подтверждена российскими и международными патентами. 

Возвращаясь к интервью Д. О. Рогозина, хочу заметить, что высказанные им полезные мысли о перетоке технологий сегодня можно реализовать в особо крупных размерах. Во-первых, организовать реальное производство брони на отечественных действующих предприятиях без каких-либо конструктивных изменений оборудования, в режиме ноу-хау (т. е. без исследований). Практически такое производство может быть реализовано в виде реальной кооперации: например, выплавка, легирование и разливка стали в слябы на НТМК, где уже отработана атомарная технология, а производство листа из тагильской заготовки осуществлять на Выксунском металлургическом заводе г. Выкса. В том числе данной кооперацией может быть решена проблема производства отечественных магистральных труб со сроком службы в 2 раза больше, чем у закупаемых труб в Германии и Бельгии. Таким образом, новые тагильские танки «Армата» вытянут российскую металлургию в атомарный мир металлургических процессов и оденут уникальные тагильские танки в уникальную атомарную броню! Внедрение атомарных технологий в металлургию стали станет началом лавинного перетока технологий во все металлообрабатывающие отрасли промышленности страны. Ведь сегодня металл - это всё то, с помощью чего добываются и перерабатываются все ресурсы нашей планеты - хлеб, золото, уран, нефть, газ, само железо и остальные природные богатства. Только из стали производится всё то, что движется по земле и в самой земле - миллионы железнодорожных составов, сотни миллионов машин, агрегатов шахт, рудников и разрезов. Сталь - это то, из чего строятся мосты, металлургические комбинаты, линии электропередач, газовые и нефтепроводы, это всё то, что летает в атмосфере и космосе, плавает по воде и под водой, сталь - это все виды вооружений. В наши дни сталь является основным конструкционным материалом планеты Земля и будет оставаться таковым в необозримом будущем. Всё что достигнуто в результате многовекового служения железа человечеству будет преумножено и принесет не только большую пользу, но и будет всесторонне способствовать развитию самого человека. 

12.01.2015 г. 

Gur Khan: что тут можно еще добавить? Действительно броневой «стан 3600» на Нижнетагильском металлургическом комбинате был уничтожен. Взамен был заложен «стан 5000», на котором должны были катать лист для труб большого диаметра под нужды Газпрома. Закладку этого стана производил гендиректор НТМК Сергей Константинович Носов в присутствии президента России Владимира Владимировича Путина. Однако вскоре Носов покинул Тагил, а строительство стана 5000 было перенесено в Магнитогорск. С тех пор народ шутит, что это самый длинный стан в мире: начат строительством в Тагиле, а закончен в Магнитогорске. Носов после НТМК возглавил и развалил «Русспецсталь» - предприятие заточенное как раз на броневые и орудийные сплавы. Были обанкрочены входившие в это объединение волгоградские металлургические заводы. Сам же Носов стал обладателем состояния в более чем 100 млн $ и уехал на ПМЖ во Францию. Однако в 2012 году его вернули в Россию, в Нижний Тагил под проект т.н. «Путинграда». Проект этот так же ожидаемо провалился, однако Носов вместо того, что бы сесть в тюрьму, пересел из кресла мэра Путинграда в кресло губернатора Магаданского края… Что касается броневой стали для «Арматы», то в свое время в прессе широко звучала марка «сталь 44С-св-Ш», разработанная НИИ Стали (Москва). Однако эта сталь – тонколистовая и предназначается для защиты оптических систем, боевых модулей и внешних элементов, но не для основных броневых конструкций.
Что касается письма Паршина, то оно тогда так и небыло опубликовано...

Комментариев нет:

Отправить комментарий