Танки идут под воду - от Т-54 до Арматы: воспоминания военного эксперта, полковника запаса Виктора Мураховского
Вот уже 60 лет оборудование для
преодоления танками водных преград по дну - непременный атрибут всех
отечественных танков. Такими устройствами будут оснащены и перспективные
машины семейства "Армата".
Как отмечает известный военный
эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский, танки, идущие под воду,
это не только зрелищно, но и связано с многомесячной подготовкой,
определенным риском, в конце концов, сильным стрессом для экипажа.
Занятия по подводному вождению в Казанском высшем танковом командном училище. Подготовка изолирующих противогазов ИП-46М (Мураховский сидит первым справа, фото
из архива Виктора Ивановича)
"Впервые с этим я столкнулся в
военном училище. Все начиналось с занятий по легководолазной подготовке.
Это был как теоретический, так и практические курсы. Учились работать в
изолирующих противогазах, в то время у нас были ИП-46 и ИП-46М. Сначала
мы тренировались на суше – отрабатывали запуск, перевод в боевое
положение, другие операции. Затем в бассейне, на глубине порядка 2-2,5
метров. Сначала простейшие действия – хождение под водой. Затем уже
посложнее: перенос трака танка, установка и закрепление троса на
буксирном крюке танка. Бассейн был специально для этого оборудован.
Следующий этап - это тренировка
затопления танка и выхода из него. Для этого был специальный тренажер.
Он представлял собой макет отделения управления и боевого отделения. Там
мы также вначале тренировались по переводу противогаза в боевое
положение, затем затоплению танка и выходу из него. Завершающий этап -
действия в случае неисправности противогаза.
После прохождения всех этих этапов
тренировок начались уже практические занятия на боевой технике. Это
происходило на реке Мёша, неподалеку от Казани. Форсировали эту реку мы
на танках Т-55 и Т-62, действуя в качестве членов экипажа.
Занятия
по подводному вождению в Казанском высшем танковом командном училище.
Танки Т-55 с установленными трубами-лазами (фото из архива В.И.
Мураховского)
Сначала с учебно-тренировочным
оборудованием, когда на танк устанавливается труба-лаз, которая
позволяла выходить из танка без его затопления. Затем работа с так
называемым "боевым" оборудованием подводного вождения танка (ОПВТ),
когда воздухопитающая труба небольшого диаметра устанавливалась вместо
снятого прибора наблюдения заряжающего. Работы по полной подготовке
танка к преодолению водной преграды под водой на машинах Т-55, Т-62
занимали 30-40 минут.
Без приключений у нас не обошлось. Я
уже не помню точно дату, но на одном из таких занятий гирополукомпас и
ТПУ на танке Т-62 вышли из строя, и машина попала мимо прохода в
обрывистом берегу на выходе из воды, в результате танк перевернулся под
водой. Двигатель заглох, аккумуляторные батареи попадали, освещение в
танке погасло, аварийное освещение тоже отрубилось. Связи нет....
Комментариев нет:
Отправить комментарий