воскресенье, 12 мая 2019 г.

Бензин против дизеля

Почему немецкие танки всю войну ходили на бензине?


4-тактный дизельный двигатель водяного охлаждения В-2-34 мощностью 400л.с. танка Т-34

Рудольф Дизель был немцем. Поэтому вопрос: «Почему немецкие танки, в отличие от русских всю войну ходили на бензине?» - задается очень и очень часто, особенно сегодня, в праздничные «победные» майские дни. Ответ же на него находится на стыке экономики, стратегии и... традиций.


4-тактный дизельный двигатель водяного охлаждения В-2-34 мощностью 400л.с. танка Т-34

В отличие от СССР, промышленность Германии находилась на более высоким технологическом уровне, в особенности, промышленность химическая. А вот с сырьем были серьезные проблемы – своей нефти в Германии не было. По этой причине немцы научились синтезировать бензин из каменного угля. Синтезировать же солярку из него было нельзя.

В то же время, дизельное топливо в огромных количествах поглощал немецкий флот. Линкоры и крейсера, находясь в норвежских фьордах, даже на якоре требовали просто океан мазута. Еще больше солярки уходило весьма многочисленный подводный флот, тиранивший союзников не только в Атлантике, но даже в Индийском океане. Поэтому для танков дизельного топлива просто не оставалось.

Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Крупп 60PS мощностью 60 л.с. танка PzKpfw I

  Но, оно им не особо и требовалось. Первые немецкие танки. Да, собственно, не только немецкие, но и советские и британские – все были бензиновыми. Даже легенда американского танкпрома – средний танк «Шерман», выпускался уже в ходе войны параллельно как с дизелем, так и с бензиновым двигателем. Всё потому, что бензиновый двигатель был проще и дешевле. Его мощности и крутящего момента вполне хватало большинству танков – они были не такие уж и тяжелые. В особенности это касалось ранних немецких машин.

  В 1939-42 годах, Германия выпускала преимущественно легкие танки.

Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Майбах NL-38 мощностью 95 л.с. танка PzKpfw II

  Самый массовый – PzKpfw III, в зависимости от модификации весил от 15,4 до 23,3 тонн. Карбюраторные бензиновые двигатели вполне справлялись с такой нагрузкой. Кроме того, особенность бензинового двигателя, в отличие от дизеля – высокие обороты. Это вполне подходило для скоростных машин «Блицкрига». Уже, как говорится «в процессе» большой войны, была осознана необходимость повышения защиты танка, а, следовательно, и рост его массы. Вот тут, и у немцев «запахло керосином». Но было уже поздно – создать дизельные двигатели для своих тяжелых и сверх тяжелых танков они уже не успевали.

Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Майбах NL-62 мощностью 140 л.с. танка PzKpfw IIB

  Пытались они делать дизельные двигатели и меньшей мощности. Иногда даже вполне успешно. Но тут в полный рост вставал вопрос логистики – снабжать Вермахт и бензином, и дизтопливом было очень сложно, особенно при дефиците последнего. Вот потому дизельные модификации танков практически не приживались. По сути, применение бензинового движка для немецких машин, стало «традиционным».

Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Майбах NL-120 мощностью 300 л.с. танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Два таких же двигателя ставились на САУ "Фердинанд"

Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Майбах NL-210 мощностью 650 л.с. танка "Тигр"



Карбюраторный двигатель водяного охлаждения Майбах NL-230 мощностью 650 л.с. танка "Пантера"

Был еще один – чисто технический момент. Как я уже говорил, дизельные движки, "от природы" низко оборотисты, но при этом имеют очень большой крутящий момент. Поэтому для танка нужно было создавать трансмиссию, способную выдерживать такие нагрузки. А это опять рост массы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.