понедельник, 24 октября 2011 г.

Т-72 - выживаемость в бою

О танке российском замолвите слово - Т-72

Автор Геннадий Жилин. Фото автора.  журнал "Мир Оружия" №2 /2006г
Согласно рейтингу танков мира, подготовленному американским агентством Forecast International, лучшим танком в настоящее время является американский М1А2 SEP «Абрамс» корпорации «Дженерал дайнемикс», отлично зарекомендовавший себя во время войны в Ираке. На втором месте — израильский танк «Меркава» Мк IV от Israel Ordnance Corps. Он также продемонстрировал великолепные показатели в ходе боевых действий. На третьем месте — японский «Тип 90» от Mitsubishi Heavy Industries. Он создан на базе германского «Леопарда-2», однако за счет многочисленных нововведений «Тип 90» в технологическом плане можно считать наиболее передовым танком мира. Вместе с тем, отсутствует опыт его боевого применения. По тем же причинам последняя модификация германского танка «Леопард-2А6» (производитель — Krauss-Maffei Wegmann) заняла лишь четвертое место. 
Что примечательно и вполне закономерно, в рейтинге не нашлось места российским танкам Т-72 и Т-90С, которые весьма активно используются в различных локальных войнах и вооруженных конфликтах. Так, например, Т-90С уже успел отлично показать себя в танковых боях на индо-пакистанской границе. Более того, он является единственным в мире танком, успешно преодолевшим испытательные трассы в индийской пустыне Тар и джунглях Малайзии. Но самое главное, составителями рейтинга не были приняты во внимание результаты боевых действий в ходе операции в Дагестане и Чеченской Республике. Здесь российские танки Т-72 и даже «ветераны» Т-62 далеко превзошли по живучести хваленые «абрамсы», применявшиеся в ходе агрессии против Ирака.
Представленный американцами как неуязвимый и без меры восхваляемый американскими (а за хорошие деньги - и нашими) СМИ, «Абрамс», тем не менее, успешно поражался из устаревшего противотанкового вооружения советского производства, состоявшего на вооружении иракской армии. В том числе из ручных противотанковых гранатометов. Поражались, в основном, бортовые, кормовые и верхние части танка.

В связи с этим автор счел необходимым рассказать о двух из многих известных ему боевых эпизодах, в которых ярко проявилась высокая надежность и живучесть российских танков.

При проведении контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе РФ в составе Объединенной группировки войск (сил) действовали соединения и части как Северо-Кавказского, так и других военных округов. В данном случае речь пойдет о действиях подразделении 506 гв. мсп 27 гв. мсд Приволжского военного округа (с 1 сентября 2001 г. — Приволжско-Уральский военный округ). Этот полк очень хорошо показал себя при выполнении боевых задач еще в ходе первой чеченской кампании, в период с февраля 1995 г. до осени 1996 г. Также грамотно и самоотверженно сражались его подразделения и в ходе второй чеченской кампании, в том числе и воины танкового батальона. При этом в боях с боевиками были показаны не только хорошая подготовка, мужество и героизм военнослужащих, но и продемонстрирована высокая надежность и живучесть боевой техники.

Так, в начале января 2000 г. в ходе боевых действий по освобождению г. Грозного один из штурмовых отрядов полка вел ожесточенные бои в районе железнодорожного депо. Действия мотострелков, как и положено, поддерживали танки Т-72Б танкового батальона полка. Противник оборонялся упорно и отчаянно, умело применяя в большом количестве противотанковые гранатометы и даже ПТРК. Поэтому, несмотря на хорошо организованное и постоянно поддерживаемое взаимодействие танков с пехотой, мощное огневое поражение, наносимое противнику артиллерией, боевые машины все же подвергались неоднократным попаданиям гранат и даже ПТУР.
1,2. Танк Т-72Б №613 — «товарищ» танка №611, оба из 1-го танкового взвода. Отчетливо видны «раны» боевой машины. Ханкала, июнь 2000 г.

3. Танк 72Б №611, вид спереди и на левый борт. Подготовлен к следованию на станцию для погрузки на железнодорожный транспорт и отправки к месту постоянной дислокации. Башня повернута назад и застопорена, ствол дополнительно закреплен штатным буксирным тросом. На боевой машине хорошо видны следы активной боевой деятельности. Ханкала, июнь 2000 г.




4. Танк Т-72Б №611, вид сзади на правый борт. Ханкала, июнь 2000 г.
В ходе этих боев больше всего досталось танку с бортовым №611 из / тр. За 2 дня непрерывных боевых действий в эту машину попало 3 ПТУР класса «Фагот» и 6 гранат из РПГ-7.


Попадания пришлись в следующие части танка.

ПТУР — слева под башню (все):

• два — в топливные баки на надгусеничных полках под башней, которые в ходе боевых действий баки танкисты всегда держали «сухими». Баки раздуло и разорвало, далее сработали элементы навесной динамической защиты на башне, пробития брони не было;

• одно — в борт под башней; отражено сработавшим элементом навесной динамической защиты, смонтированной на резинометаллических бортовых экранах.

Гранаты из РПГ-7:

• одна — сверху в командирский люк башни; кумулятивная струя пробила люк и, не задев командира танка, ушла в кормовую стенку башни;

• две — слева в верхнюю лобовую часть башни; нейтрализованы сработавшими элементами навесной динамической защиты;

• три — в борт корпуса, 2 слева и 1 справа; все отражены элементами динамической защиты, закрепленными на резинометаллических бортовых экранах.


5. Топливный бак на правой надгусеничной полке танка №613, раздувшийся и разорвавшийся в результате попадания кумулятивной гранаты из РПГ (в боевой обстановке, как и положено, был пуст). Так же выглядели топливные баки на танке №611 в январе 2000 г. после попадания в них ПТУР. Ханкала, июнь 2000 г.
6. «Ожог» от попадания ПТУР в динамическую защиту башни одного из танков Т-72Б. Ханкала, июнь 2000 г.
7. Заваренное отверстие от кумулятивной гранаты ПГ-7 в кормовом листе корпуса танка Т-72Б №623. И никаких воспоминаний...
Ханкала, июнь 2000 г.

8,9. Фрагменты левого борта танка Т-72Б №623. Ханкала, июнь 2000 г.
В результате ни одно попадание не привело к потере боеспособности танка, который непрерывно продолжал выполнять боевую задачу. Данный факт был подтвержден в ходе личной беседы автора с командиром этого танка и командиром роты в июне 2000 г. Более того, командиры подразделений подтвердили, что и все остальные танки батальона неоднократно подвергались ударам ПТУР и реактивных гранат из РПГ, имели подрывы на минах и фугасах. Но все экипажи остались живы, а танки — боеспособны! После подрывов на минах и фугасах техника восстанавливалась в короткие сроки либо силами экипажей, либо войсковыми ремонтными органами, в зависимости от характера полученных повреждений.

На фотографиях, сделанных автором летом 2000 г., показаны и танк № 611, и некоторые другие с характерными следами воздействия ПТУР и кумулятивных гранат из различных РПГ, Боевые машины находились в полевом парке в Ханкале и готовились к перевозке железнодорожным транспортом к месту постоянной дислокации, поэтому у многих из них башни развернуты в сторону кормы.

Хотелось бы отметить, что у гораздо более новых и «неуязвимых» американских танков попадания гранат из РПГ в бортовые экраны, прикрывавшие борта над опорными катками, имели печальные последствия: пробивались и броневые экраны, и корпуса, после чего танки, как правило, выгорали.
10. Правая надгусеничная полка одного из танков 2-й танковой роты. Здесь тоже был топливный бак, разрушенный в результате попадания гранаты из РПГ. Досталось и соседнему баку. Ханкала, июнь 2000 г.
Весьма интересный и показательный случай произошел с танком №623 (2 тр этого же танкового батальона). В середине декабря 1999 г. входе боевых действий в 15-м городке г. Грозного, одно из подразделений 506 гв. мсп получило боевую задачу разблокировать окруженное подразделение МВД РФ и обеспечить его выход в расположение наших частей.

Задача была успешно выполнена. При прикрытии отхода подразделения Внутренних войск танк №623 вырвался вперед, на площадь и, оторвавшись от прикрытия мотострелков, действовал в одиночку, активно маневрировал и вел интенсивный и эффективный огонь по противнику, чем ошеломил боевиков, нанес им большие потери и в значительной степени способствовал успешному выходу наших подразделений из окружения.
После получения по радио команды на отход, танк стал отходить не задним ходом, а развернулся.

Для прикрытия отхода его башня была развернута назад. Таким образом, он подставил противнику слабо защищенную корму. Ошибки на войне не прощаются: боевики сразу же открыли сильный и точный огонь из гранатометов. В результате боевая машина за короткий промежуток времени получила 3 попадания противотанковых гранат из РПГ-7:

• первое — в металлическую бочку на корме для дополнительного горючего (в боевой обстановке на танках эти бочки всегда были «сухими»). Кумулятивная струя насквозь пробила бочку, сразу треснувшую по сварным швам, но корпус танка пробит не был

• второе — в борт корпуса; было нейтрализовано элементами навесной динамической защиты, закрепленными на резинометаллических бортовых экранах;

• третье — в нижнюю часть кормового листа, при этом стрелявший наемник-араб был «срезан» пулеметной очередью из танка; кумулятивная струя, пробив кормовой лист, пробила и нижнюю часть картера двигателя и «заглохла» у перегородки в боевое отделение.


Тем не менее, танк своим ходом с разбитым снизу картером двигателя (!), на большой скорости прошел еще 300 м и укрылся на соседней улице, в расположение наших войск. Там экипаж остановил машину и быстро ее покинул. Танкисты доложили, что внутри танка начал появляться масля-но-топливный туман и что может произойти возгорание и взрыв. Вскоре двигатель заглох. Но ничего не загорелось и не взорвалось. В короткие сроки двигатель был заменен, входное отверстие от кумулятивной гранаты заварено, и танк снова с тем же экипажем выполнял боевые задачи до вывода из Чечни.
11. Автор статьи с экипажем танка Т-72Б, призванным из Самарской области, перед выходом на сопровождение транспортной колонны в Веденское ущелье. Поверх блоков с навесной динамической защитой на башне закреплены ящики с патронами для спаренного пулемета ПКТ. Танк имел противоминный катковый трал КМТ-7 (на фото не виден) и ходил в голове колонны. Ханкала, апрель 1996 г.
В целом, танковый батальон 506 гв. мсп, имевший по штату 31 танк Т-72Б, за 8 месяцев (осень 1999 — зима и весна 2000 г.г.) непрерывных боевых действий на равнинной местности, в городе и горных районах Чечни безвозвратных потерь в танках не имел. Исключение составил лишь один танк, который постоянно и слишком часто «находил» мины и фугасы, а экипаж, соответственно, получал контузии. Он был признан «несчастливым», «жутко невезучим» и после очередного подрыва, по настоятельным просьбам командования батальона и полка, сдан в ремонтно-восстановительный батальон для отправки на ремонтный завод. «Невезения» с частыми подрывами прекратились. Объяснить это с научной точки зрения невозможно, но на войне такое бывает.

Причинами высокой живучести российских танков является, прежде всего, хорошо продуманная конструкция боевых машин, создаваемых в соответствии с принципами и правилами советской (по наследству — российской) танковой школы. То же самое касается последующих модернизаций, проводимых в соответствии с нашим, российским, пониманием дальнейшего развития бронетанковой техники.

Наряду с этим, следует отметить и достаточно высокое качество изготовления танков. Именно так. Конечно, есть недостатки и в конструкции, имеет место и заводской брак в ходе постройки боевых машин. Без этого не бывает. Но все же это в большей степени исключение из правил, чем закономерность. При грамотной эксплуатации и своевременном обслуживании наша боевая техника никогда не подведет.

Важной причиной высокой живучести боевых машин явилось и то, что в ходе контртеррористической операции неплохо было организовано и осуществлялось техническое обеспечение боевых действий. Это позволяло своевременно и качественно обслуживать танки и в короткие сроки осуществлять ремонт техники, получившей боевые повреждения.

Наряду с этим, важнейшей причиной успешного применения танков во второй чеченской кампании, в отличие от первой, является гораздо более высокий уровень профессиональной подготовки военнослужащих. Это обеспечивало правильное применение боевых машин, поддержание в ходе боевых действий тесного взаимодействия с мотострелками, действующими в пешем порядке и уничтожающими гранатометчиков противника (приоритетные цели!). Противнику не давали беспрепятственно обстреливать танки из РПГ и, особенно, поражать их в верхнюю и кормовую части корпуса и башни. Своевременно и эффективно решались задачи инженерного обеспечения, что позволило свести до минимума подрывы боевых машин на минах и фугасах противника.

Пламенное сердце русских танков-8

"Союз -СТ" - старт с Куру

Русский старт под тропическим дождем

Из Французской Гвианы впервые стартовала ракета-носитель «Союз-СТ»

ФОТО: Reuters

Читать полностью: http://www.gazeta.ru/social/2011/10/20/3807566.shtml

Российская ракета-носитель «Союз» впервые стартовала с космодрома в Южной Америке. Запуск с Куру во Французской Гвиане прошел успешно. Ближе к вечеру российский разгонный блок «Фрегат» выведет на орбиту европейские навигационные спутники Galileo — будущие конкуренты GPS и ГЛОНАСС.
 В пятницу с космодрома Куру стартовала российская ракета-носитель «Союз-СТ» с разгонным блоком «Фрегат-МТ». Гвианский космический центр — европейский космодром, расположенный во Французской Гвиане (департамент Франции в Южной Америке). Его географическое расположение — всего чуть более 500 км к северу от экватора — делает космодром наиболее подходящим местом для запуска спутников на геостационарную орбиту. Преимущество при выводе на орбиту полезной нагрузки составляет 15%, если сравнивать с запусками в восточном направлении с космодрома на мысе Канаверал, и 40%, если сравнивать с запусками с Байконура.
С начала 1970-х годов прошлого века с Куру стартуют европейские ракеты-носители семейства Arian. Российский «Союз-СТ» стартует с космодрома в Южной Америке впервые.
Соглашение о размещении «Союза-СТ» в гвианском центре было подписано между Россией и Европейским союзом в 2003 году. К тому моменту уже шла активная разработка проекта, но первая партия наземного оборудования прибыла во Французскую Гвиану только летом 2008 года. Еще через два года Роскосмос и европейская компания Arianespace подписали договор на десять миссий запуска «Союза-СТ».
В Гвиане влажный жаркий климат, поэтому российским специалистам пришлось серьезно переработать и стартовый комплекс, и саму ракету-носитель. «Союз-СТ» — модификация трехступенчатого «Союза-2» (производит ЦСКБ «Прогресс») с разгонным блоком «Фрегат» (НПО им. Лавочкина). Но собирается ракета не традиционным для российской практики способом: три ступени «Союза» вывозятся на старт горизонтально, а головная часть — вертикально; затем, когда ступени ракеты стоят на пусковой установке, к ним приделывается головная часть. Все это происходит внутри мобильной башни обслуживания. Эта башня сейчас самое высокое сооружение в Гвиане. Она защищает ракету и обслуживающий ее персонал от тропических ливней и жары.
Первый старт «Союза-СГ» с Куру был запланирован на четверг, 20 октября. Но во время заправки ракеты-носителя возникли технические проблемы, которые потребовали дополнительных проверок. Как пояснил журналистам президент компании Arianespace Жан-Ив Легаль, «в половине третьего утра мы начали заполнять баки топливом, но при загрузке третьей ступени разгонного блока «Фрегат» произошла ошибка». «Автоматическая система подачи топлива, которая расположена на стартовом комплексе, дала сбой. Процесс запуска был остановлен», — уточнил он. Топливо пришлось слить, однако специалисты быстро разобрались в причинах проблемы и устранили ее, назначив новую дату пуска.
В пятницу заправка ракеты прошла штатно, и в 13.30 мск мобильная башня обслуживания начала медленно отходить в сторону, раскрывая подготовленный к старту «Союз». Незадолго до старта на космодроме начался дождь, однако это не повлияло на решение о запуске.
В 14.30 мск ракета-носитель успешно стартовала.
 Прямая трансляция предстартовой подготовки и самого старта шла на сайтах Роскосмоса и Arianespace. На космодроме за запуском наблюдали российский вице-премьер Сергей Иванов, главы Российского и Европейского космических агентств Владимир Поповкин и Жан-Жак Дорден, представители российской и европейской ракетно-космической отрасли, десятки журналистов.
На 15.00 мск намечено первое включение разгонного блока «Фрегат», а на 18.10 мск — второе, и еще через 9 минут над Индийским океаном должно произойти отделение двух спутников Galileo.
Космические аппараты — прототипы серийных спутников европейской навигационной системы Galileo, аналога американской GPS и российской ГЛОНАСС.
Спутники построены компаниями EADS Astrium и Thales Alenia Space по заказу Европейского космического агентства. Сейчас на околоземной орбите работают два тестовых спутника, запущенные в 2005 и 2008 годах. В 2012 году
«Союз-СТ» запустит еще два испытательных аппарата. Всего же группировка Galileo будет состоять из 30 спутников, но это к 2020 году. До 2015-го в группировке должны появиться 14 рабочих и 4 испытательных спутника, а годом ранее европейцы планируют ввести систему в строй с ограниченным пакетом услуг. Разработчики Galileo заявляют, что их система будет более точной, чем GPS, и обеспечит европейцам независимость как от американской GPS, так и от российской ГЛОНАСС, и перспективной китайской Compass.
Gur Khan: ну что ж, старт удачный - в добрый путь! Наконец, мы получили видимый результат более 10 лет работы над этим проектом. Однако, давайте попробуем разобраться, насколько с точки зрения российских государственных интересов он нам необходим. Сразу оговорюсь, что я не специалист по космосу, могу ляпнуть что-то не то - пожалуйста поправьте меня в этом случае. Выскажу свои мысли. Главная, основная мысль у меня, собственно, одна - этот проект всего лишь еще один шаг в деле  превращения России в колонию для стран Запада. Попробую аргументировать. Итак, роль российской стороны в данном проекте заключается в строительстве стартового комплекса, его обслуживании, предоставлении носителей для вывода полезной нагрузки. Суть есть "черновая" работа. И хотя она, разумеется, тоже неплохо оплачивается, мы ни коим образом не участвуем в распределении прибыли от коммерческих запусков и использования тех аппаратов что нашими руками будут выводиться. Более того, учитывая географию космодрома  в Куру, мы своими же руками создали и передали конкурентам в лице Европейского Космического Агентства инструмент, способный оказать серьезное влияние на сокращение количества космических запусков с российских стартовых площадок, именно тех запусков, доходами с которых мы ни с кем не должны делиться. Прежде Россия имела в космосе лишь одного серьезного конкурента - Соединенные Штаты, европейские "Арианы" имели очень узкий сегмент на рынке и не могли оказать существенного влияния на российскую монополию по выводу КА в околоземное пространство, образовавшуюся после закрытия американской программы "Шатлл". Теперь, с вводом в действия стартового комплекса "Союза" в Куру, позиции ЕКА серьезно усилились, т.к. вывод 1кг полезной нагрузки с него обходится значительно дешевле чем с Байконура или Плесецка. Пикантность ситуации еще и в том, что денег от продажи РН и предоставления услуг наших стартовиков Россия не увидит! Как так? Да очень просто! РФ заключила с Францией встречный контракт, оценивающийся практически в те же деньги что и проданные "Союзы", на приобретение французских десантных вертолетоносцев типа "Мистраль" - кораблей, абсолютно не нужных российскому ВМФ по оценкам большинства независимых экспертов. Мало того что "Мистрали" на фиг не нужны русскому флоту, так они априори а) не приносят коммерческой выгоды от эксплуатации, в отличие от тех же "Союзов"; б) требуют весьма немалых постоянных расходов на эксплуатацию в течении всего жизненного цикла - российский флот, эксплуатирующий эти посудины, попадает в зависимость Франции по поставкам запасных частей, лишается возможности их "дешевой" модернизации, как средства продления срока службы. Было бы логично направить выручку, получаемую от продажи Франции наших РН, на скорейшее завершение работ по созданию российской перспективной космической транспортной системы. Однако этого не происходит. В целях сокращения расходов, главой Роскосмоса, создание данной системы было закрыто (см.: Пилотируемая космонавтика осталась без «будущего»). В комментариях к моему сообщению о закрытии Поповкиным проекта "Русь-М" звучало,что, дескать, это правильно и ничего страшного, собственно, не произошло, у нас, типа, есть РН "Ангара" находящаяся в более высокой стадии готовности и КА "Русь-М" мы сможем выводить на ней. Не сможем! Во первых - это уже будет не "система", а "сборная солянка" отдельных компонентов с соответствующей степенью надежности, во вторых - "Ангара" планируется под полезную нагрузку до 37 тонн, в отличие от "Русь-М", способной выводить до 50 тонн - согласитесь что разница  в 35 процентов по максимальной полезной нагрузке - это весьма существенно! В третьих, и это самое важное, "Ангара" никогда не планировалась под пилотируемые полеты, она планировалась исключительно под грузовые перевозки, как замена "Протону"!  Мы угробили "Буран", мы угробили "Клипер", мы уже угробили и без того подрезанную возможностям, по сравнению с предшественниками, "Русь-М". На весь Советский Союз у нас было два космодрома: Байконур и Плесецк, сейчас в Российской Федерации их уже четыре: мы продолжаем эксплуатировать два выше названных, но еще возвели в статус космодрома стартовые площадки РВСН "Свободный" и "Восточный" (в прочем "Свободный" в 2007 году уже успели расформировать). Зачем нам столько "космодромов"? Ответ так же прост до банальности - строительство весьма выгодный бизнес. Как мне кажется, кто-то вверху на этом просто очень хорошо "греет руки".  Прикрываясь красивыми словами и лозунгами о модернизации экономики, развитии науки и технологий, международном сотрудничестве, проводится планомерное отодвигание России с передовых позиций в космонавтике, искусственно сдерживается развитие русского космоса в угоду американским и европейским конкурентам. Идет бездумное разбазаривание государственного бюджета, перекачка денег государства в частные карманы. Создание стартового комплекса "Союза" в Куру лишь маленькое звено в цепи преступлений против России. Кому весе это выгодно - думайте сами.

пятница, 21 октября 2011 г.

Каддафи мертв? Нет, он вечно будет жив!

Позор НАТО - убийцам и кровавым маньякам! Позор натовским лицемерным приспешникам!

Вечная память павшим героям ливийской народной джамахирии, борцам за истинную демократию и свободу независимой Ливии!
Муамма́р бен Мухаммад Абу Менья́р Абде́ль Саля́м бен Хами́д аль-Кадда́фи 
- святой мученик -
имена твоих убийц скоро забудут, их кости сгниют, и души будут гореть в аду 
твое гордое имя будет жить вечно, мощи твои станут нетленными, а душа вознесется к райским кущам и будет хранить народ Ливии притязаний от варваров-неоколонизаторов!




Каддафи пообещал биться"до последней капли крови" и он сдержал свое слово!



ПТК АСУ ТЗ "Созвездие-2М"


    На выставке вооружения, военной техники и боеприпасов "RUSSIAN EXPO ARMS" , прошедшей с 8 по 11 сентября в танковой столице России - городе Нижний Тагил, на крупнейшем в России артиллерийско-боеприпасном полигоне  "Старатель", который принадлежит ФКП "Нижнетагильский институт испытания металлов" среди прочих новинок демонстрировались новейшие разработки Концерна "Созвездие" - програмно-технические комплексы для обеспечения автоматизированного управлениявоинскими формированиями в тактическом звене.
     
  ОАО «Концерн «Созвездие» - крупнейшее российское предприятие радиоэлектронной промышленности. В него входят 20 ведущих научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов отрасли. Концерн является разработчиком Единой системы управления войсками и оружием в тактическом звене Вооруженных Сил Российской Федерации. ОАО «Концерн «Созвездие» специализируется на разработке и создании систем, комплексов и средств связи для Вооруженных Сил, иных воинских формирований, ведомств и силовых структур, а также для отраслей промышленности.
Основные направления производственной деятельности Концерна:
-           автоматизированные системы управления и связи стратегического звена;
-           автоматизированные системы управления и связи тактического звена;
-           системы телекодовой, речевой и проводной связи для комплексов ПВО-ПРО;
-           автоматизированные системы связи и управления специального назначения;
-           автоматизированные системы и средства радиоэлектронной борьбы;
-           профессиональные (корпоративные) системы и средства связи;
-           системы и средства связи общего пользования;
-           радиорелейное оборудование с повышенной помехозащищенностью.
Начиная с середины 90-х годов до 2007 года предприятие работало над созданием автоматизированных систем управления и гибкопро-граммируемых систем многофункциональных средств радиосвязи с адаптацией к внешним воздействиям. В 2007 году завершены работы по второму этапу создания систем управления и связи для тактического звена. Организовано промышленное производство базового комплекса АСУ ТЗ Сегодня осуществляются поставки комплекта в Сухопутные войска для опытной войсковой эксплуатации.