пятница, 15 января 2016 г.

О гарантиях, рекламациях, надежности и контрактах жизненного цикла.

    Моя предыдущая публикация под заголовком "Российская армия не умеет эксплуатировать танки" вызвала достаточно значительный, и на удивление здоровый резонанс в массах. Действительно, те примеры, что были мною приведены, ничем не выделяются из ряда обычных штатных ситуаций. Банальные хозяйственные споры. Но... для того, что бы усилить свою позицию в этом вопросе, добавлю - это только те случаи рекламаций, которые дошли до судов и были преданы огласке.  В реальности их больше ( минус Российской Армии), но не намного (плюс "Уралвагонзаводу" как производителю). 
Угробить танк за 100 миллионов рублей? Легко!
     Рекламации были всегда - не только сейчас, но и в советское время. Причем, временами, они носили массовый характер. Например, неожиданно возникшая проблема так называемого "газового стыка" в начале 1980-х. Были весьма загадочные случаи - по факту диверсии.
Например, в 198...-каком-то году на танках, поставленных в разные в/ч стали выходить из строя движки из-за "масленого голодания". Долго не могли понять причину. Но все таки нашли - это была пробка из необычной бумаги в маслопроводе. Причем во всех случаях. Ее явно кто-то еще на сборке засовывал в трубопровод. Она плавала в нем, застревала и постепенно начинала разбухать. При этом времени хватало что бы успешно проходили сдаточные испытания и отгрузка танков войска. А уже там, на этапе эксплуатации со временем она так разбухала что начисто закупоривала маслопровод - движки вставали - только на выброс. Доблестное КГБ долго искало ( а может просто делало вид что искало) "диверсанта", но так никого и не нашло. При этом представители КБ и завода выезжали в войска только в некоторых, особых случаях. Основной поток рекламаций шел в виде обычной корреспонденции. Например, в 1977 году на УВЗ поступило 505 рекламаций, из них 47 по БКП. При этом, за все тот же 1977 год, УВЗ выпустил 1150 танков - это что бы было что с чем сравнивать.  Или вот данные за январь 1982 года: получено претензий 12, в т.ч. на покупные изделия 7, на свои комплектующие 5 (из них 3 - БКП). Штрафы по рекламациям составили 83 тыс. рублей, в т.ч. за свои узлы - 63 тыс. рублей. А себестоимость одного танка тогда составляла 173 443 рубля.

Фото из Бронетанкового музея "Уралвагонзавода"
Примеры приводить можно долго... Как вообще осуществлялась рекламационная работа на практике? Очень просто: каждый пытался отгрести вину от себя. Завод перевалить ее на эксплуатацию, военные, естественно на завод. Проходило все это с переменным успехом, но зачастую обе заинтересованные стороны попросту садились за стол, употребляли "чаю", и договаривались. вырабатывали некое компромиссное решение, по которому и "волки были сыты и овцы целы" и как бы никто не виноват. Причем это не только УВЗ касается - это была повсеместная практика. Причем, больше всех "химичили" с рекламациями как раз харьковчане - бесспорные лидеры в этом деле были. Но тогда ситуация была иная. 
    Во первых - подготовка самих военных. Не удержусь, приведу тут воспоминания, офицера служившего еще на Т-62 в Венгрии, которые он оставил в комментах к предыдущему моему материалу: "Раньше, когда служили по два года, пол года отводились учебке, где конкретно учили по технике (и по эксплуатации в том числе). Учёба, вождение, обслуживание техники после вождения. После каждого вождения, смотрели ходовую, уровень масла. В бортовых и коробке масло смотрели при обслуживании танков в боксах. Там же занимались регулировками бортовых передач (я на т-62 служил, у них бортовые были). В общем, и первые пол года в частях то же учёба. А уже следующий год технику эксплуатировал уже более-менее, специалист. Кстати сказать, в каждой танковой роте был ещё зампотех (прапор) который контролировал обслуживание и эксплуатацию техники. Поломки типа замены бортовой передачи выполнялись силами экипажа (лично у меня был такой случай). Что-то более сложное ремонтировала рем-рота (срочники + прапор). Представители завода, возможно и приезжали, но я о таком не слышал. Танк эксплуатировался, обслуживался и ремонтировался своими силами. Из части он убывал только на средний или кап.ремонт." Что происходит сейчас - известно всем: за один год службы выучить специалиста, грамотно эксплуатирующего технику просто не возможно; прапорщиков ликвидировали как класс; наполнять танковые части контрактниками - не спешат; ну и вершина сердюковской реформы - ликвидация зампотехов. Тяжелее удара по боеспособности наших танковых частей, последним решением, было просто не нанести! 
    Во вторых - деньги. Во времена советской "бесхозяйственности" они мало кого заботили. Тогда больше народ волновался за личные премиальные. Теперь же организации бьются за деньги буквально на смерть. Ну что для УВЗ 6 тысяч рублей, 14 тысяч рублей... по нынешним временам, когда в обороте десятки и сотни миллиардов? Ан нет же - рубятся в судах до конца, как практика показывает. Сейчас завод очень даже заинтересован срубить с МО лишнюю копеечку. По этому работе по рекламациям уделяется много-больше внимания. Опять же, никого не удивило, что гарантия на танк прописана аж 10-летняя? Сходите в автосалон, например таких лидеров по качеству как "Мерседес" или "Тоёта". Сколько там дают гарантии на авто? Три года максимум! Почему? Потому что фирмам нужно зарабатывать. А вот МО требует по ТЗ гарантию на танк в 10 лет. Изволь обеспечить! И завод вынужден обеспечивать. При этом, естественно, ему выгодно, что бы военные больше косячили - тогда все ремонты будут за счет МО, а это дополнительная выручка и объемы. Вот МО и платит. Ему то что, сейчас у военных денег много. Так к примеру, на создание парка "Патриот" и подготовку к форуму "Армия-2015", по различным слухам, было потрачено от 25 до 45 миллиардов (!) рублей. Желающие могут поискать в интернете. Пока еще можно наткнуться на отдельные публикации, но они уже стали пропадать. Или отдельные блоггеры "вдруг" поудаляли из своих сообщений "некоторые" цифры. Ну это так, к слову...  А по существу,  происходит безобразие: подготовка танкистов слабая, они косячат, заводчане ездят выявляют косяки, предъявляют МО, МО - платит. Иногда бывают накладки по какой-то причине. МО или просто забывает оплатить, или бумаги потеряет или вдруг иногда в принципиальную позу встанет - вот тогда только дело до суда доходит. 
Танк Т-72Б3, перевернувшийся через башню на соревнованиях "Танковый биатлон-2015". Надо отдать должное разработчику и производителю - травм экипажа и серьезных поломок при этом удалось избежать.
     Но опять же, нашим военным очень повезло с производителем. Он не только соглашается на кабальные условия по гарантии, но и делает действительно надежную технику. Сама она не ломается, и даже когда ее ломают  (или умышленно, но чаще по дурости и безграмотности), то поддается она этому крайне редко. Именно по этому - большинство формулировок в актах исследований заканчиваются "эксплуатационными причинами". Ведущий отраслевой институт ВНИИТМ регулярно издает "Информационно-аналитический справочник по анализу, оценке надежности и эффективности технического обслуживания изделий по результатам войсковой эксплуатации". Так вот, по данным войсковой эксплуатации (на основе все тех же рекламаций), количество танков Т-72 и его модификаций полностью отработавших свой ресурс до капремонта, в 1,7 раза больше чем прочих (напомню, что у нас до недавнего времени в войсках было примерно поровну танков типа Т-72 и типа Т-80); средние наработки между ресурсными отказами БКП танка Т-72 на 35% больше чем у "восьмидесяток"; за период пробега до капремонта по ресурсным отказам на танках типа Т-72 заменено в 2,8 раза меньше сборочных единиц чем на прочих; 85% первоначально установленных двигателей танков Т-72 обеспечили из работу до  капремонта, в то время как на Т-80 на каждом (!) танке поменяли движок как минимум 1, а иногда и до 6 раз. Ну и так далее... С буржуйскими танками еще хуже! Так стоимость эксплуатации так многими любимых немецких "Леопардов-2", выше стоимости эксплуатации танков типа Т-72 на порядок. Это на себе очень хорошо прочуствовали поляки. Я уже молчу про периодичность ТО и его объемы для леопардовских двигателей. Их по сути постоянно и непрерывно нужно обслуживать. И не дай Бог, в них ГСМ чуть-чуть не того качества зальешь... А вот случай с движком Т-90А, который я в прошлый раз описывал, он от чего произошел? От желания вояк уменьшить на параде дымление выхлопа. Но неть что бы специалистов с завода спросить, как это правильно сделать... мы ж сами умные! Вот и влили высокооктановое топливо... Дымит же Т-90А по одной простой причине - там на двигателе В-92С2 стоит не приводной нагнетатель, а центробежный турбокомпрессор. И по этому когда мехвод резко жмет на педаль газа, то дизелю тупо не хватает по началу воздуха (турбина компрессора не успевает раскручиваться) что бы качественно сжечь топливо - вот он и кадит. Вывод: имей инерцию (иди накатом), плавней работай акселератором и не нужно никаких "экспериментов" с топливом. А так из-за желания устроить показуху (вот вообще этого не понимаю!) угробили двигун...
    В общем, думаю, что сейчас всем, диагноз ясен и понятен. Вопрос: как лечить? 
Лечить можно по разному. Можно по-старинке: увеличить сроки подготовки, а заодно неплохо бы всех танкистов перевести на контракт. Естественно нужно вернуть зампотехов обратно в зад - на все уровни. К этому следует присовокупить модернизацию учебной базы. Последним сейчас как раз в МО активно занимаются, но этот процесс не до конца продуман, и прямо скажу, имеются некоторые ошибки, связанные с определением техзаданий и поставщиков - это я к тому, что некоторые тренажерные комплексы, что сейчас закупаются МО не так эффективны как хотелось бы. Нужны в обязательном порядке учебные машины! Имитирующие повадки и габариты боевых, но более дешевые, что б не жалко ломать было. о последнем уже не раз писал и в этом блоге, и в сентябрьском "Арсенале Отечества" за прошлый год была моя статья в соавторстве с Александром Васильевичем Яковлевым под заголовком "УБМ для ВГМ "Армата".

Прицеп для танка, разработки А.В.Яковлева (гл. конструктор "Инженерный центр-НТ")
     Можно лечить инновационными способами. Например, перевести систему эксплуатации танков на тот же принцип, что используется в ВВС. На каждый иметь по паре сменных экипажей и бригаду обслуживания. Тем же Яковлевым, для того что бы в боевых условиях танковые подразделения смогли сохранять свою мобильность при такой системе обслуживания (на самом деле мобильность даже увеличится), были разработаны прицепы к танкам, которые могут служить домом для сменных экипажей, техников, быть техничками, ну а кроме того, способные наводить ложные цели, тем самым дополнительно защищая и оберегая танк. Впрочем, эта "повозка" - тема для большого отдельного рассказа и не в блоге, а на страницах специализированных изданий. Надеюсь, что дойдет дело до этой публикации и не только. Самое главное, что такой способ организации службы  хорошо стыкуется с идеями, которые пытается реализовать департамент спецтехники "Уралвагонзавода". А именно: переход от классической структуры построения войск к автономным боевым мобильным группам. Так же на этом принципе намного проще и эффективнее будет реализация еще одного предложения "Уралвагонзавода" - контрактов жизненного цикла изделия. Такой контракт будет обеспечивать постоянный максимальный уровень боеготовности техники. Причем обеспечивать наиболее квалифицированно, что будет сберегать технику, продлевать сроки ее эксплуатации, снижать эксплуатационные расходы. Для завода же это выгодно тем, что предприятие будет иметь гарантированный стабильный доход даже тогда, когда МО вообще перестанет заказывать технику. Ведь ни для кого не секрет, что современной Российской Армии по всем ее доктринам уже не нужно такого количества тех же танков, как это было во времена СССР. Значит, спустя некоторое время Армия насытится танками. Заказы прекратятся. Но как сохранять мобмощности? Как поддерживать уровень персонала, или даже попросту его сохранить? Вряд ли государство согласится на какие-то дотации. В то же время КЖЦ позволит предприятию всегда находиться в "горячем" состоянии - не утратить способность к новому массовому развертыванию производства техники, либо для модернизации и обновления парка, либо в угрожаемый период. Вот об этом вопросе стоило бы очень серьезно задуматься дядькам с широкими лампасами. Ибо время неумолимо - это сейчас, можно проявлять безалаберность в отношении эксплуатации и содержания техники. 
Москва, Тушино. Замена моноблока силовой установки на танке Т-14 "Армата".

  Наш танковый парк до сих пор остается "советским" - проводимая модернизация танков Т-72 не решает вопрос модернизации парка в целом. И с Т-72/Т-90 такие штуки еще проходят. Но вот когда в войска пойдет "Армата", а этого уже не так долго осталось ждать, без новой системы службы и эксплуатации просто не обойтись! И об этом нужно было думать еще вчера. Но не заметно, что бы кто-то в МО чесался по этому вопросу... А ведь показательный случай с остановкой танка на Красной площади должен был наглядно показать всю глубину ямины - системного провала в области эксплуатации современной БТТ.
  Ну и напоследок, хотелось бы еще поднять тему войсковых ремонтов. Эта неплохо действовавшая со времен СССР система, была разрушена в ходе оптимизации армии министром-табуреткиным. Конечно, воссоздавать эту громозкую и экономически мало-эффективную систему (тут Сердюков был прав) смысла нет. Пока все БТРЗ МО переданы под оперативное управление Корпорации "Уралвагонзавод" - это безусловно правильное решение, но не достаточное в период войны. Собственно армия всегда должна быть готова воевать - иначе зачем вообще она? И вот в случае войны, у нас образуется существенный разрыв в структуре танкоремонта. Мощности штатных войсковых ремонтных подразделений совершенно недостаточны, а заводы  будут находиться далеко. Выход я вижу в экстренном создании мобильных танкоремонтных заводов. Способных к переброске и сосредоточению на нужном участке за максимально короткое время. Учитывая нашу разветвленную сеть железных дорог, как видится, лучше всего создать такие ремонтные заводы в виде специализированных ремонтных поездов. Вот сейчас у нас нет вообще танкоремонтных мощностей в Приморье. 206-й БТРЗ в Уссурийске угроблен окончательно и бесповоротно. Остался один в Атамановке под Читой.  ГШ похоже не представляют сибирские расстояния. А что будем делать если вдруг возникнет необходимость в массовых крупных ремонтах на Дальнем Востоке? Проблему легко могли бы решить такие заводы-составы. Где нужны соответствующие мощности - туда их подгоняем. Красивая элегантная идея. Вот только хватит ли ума у МО ухватиться за нее и довести дело до реализации? Поживем - увидим...

4 комментария:

  1. Это идея Халитова ПТРЗ-а на железнодорожной базе. Надо было сохранить то что имели, а не выдумывать велосипед заново. ПТРЗ-а совершал перемещения на двух ж/д составах.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравые мысли, только найдут ли отклик в руководстве! Автору уважение за неравнодушие!

    ОтветитьУдалить