Blog about tanks and tankmen. Блог о танках и танкистах. Вся публикуемая информация является либо копипастом, либо полнейшей выдумкой и бредовой фантазией автора. Все совпадения с реалиями исключительно случайны.
Ходовой тренажер вождения ХТВ-80 на базе танка Т-80Б
Основной боевой танк из семейства "Армата" по своим
тактико-техническим характеристикам должен превзойти все боевые машины
мира. Тем самым произойдет, наконец, качественный скачок, который
отечественные танкисты ждут уже лет 20.
Разумеется, новая и, соответственно, значительно подорожавшая
техника будет требовать более высокого уровня подготовки личного
состава, а также эксплуатации и обслуживания.
Танк для обучения вождению на базе Леопарда-1
Вместе с бронетехникой в войска должны массово пойти новейшие
технические средства обучения личного состава, это всякого рода
тренажеры, макеты и учебные пособия.
Но, как известно, даже самые совершенные электронные симуляторы не
смогут заменить работу на реальной машине. С другой стороны, отдавать
"на убиение" новейший танк стоимостью в сотни миллионов рублей неопытным
солдатам невыгодно с точки зрения экономики.
В настоящее время в Российской армии в качестве учебных
используются танки старых моделей. Например, Т-72, выпущенные еще в 70-е
годы. Эти машины нещадно гоняют на танкодромах до полного
израсходования ресурса, а затем отправляют на утилизацию.
Из-за принципиальной новизны "Арматы" (расположение экипажа в
капсуле, новая трансмиссия, другие контрольные приборы и органы
управления) с ней такой номер не пройдет. Поэтому нам необходимо
вспомнить отечественный и зарубежный опыт.
Танк для обучения вождению на базе Леопарда-2
Например, в том же бундесвере использовали ходовые тренажеры
механиков-водителей танков. Их стали создавать еще в те годы, когда на
вооружение были приняты "Леопарды-1". В конце 70-х с поступлением
бронированных кошек второго поколения тамошние конструкторы также не
забыли о возможности подготовки тех, кто управляет этими танками.
FAB 172M ННА ГДР
В армии ГДР также проводились подобные работы уже на базе Т-72. В
Советском Союзе этим стали заниматься значительно позже, чем за рубежом.
Появились ходовые тренажеры вождения (ХТВ) Т-55, Т-64, Т-72 и Т-80.
Недостатком данных машин было отсутствие имитатора пушечного ствола.
Но, к сожалению, из-за распада Советского Союза работы в данной области развития не имели.
В современной России об учебных танках больше не вспоминали. Зачем?
Если на базах хранения есть тысячи боевых машин, которые, в принципе,
можно и не жалеть.
Лишь в Кургане, на предприятии, которое изготовляет на экспорт в
больших количествах БМП-3, был создан новый ходовой тренажер
механика-водителя БМП-3. Он предназначен для отработки упражнений по
вождению БМП-3 и машин на ее базе в дневных и ночных условиях, на суше и
на плаву с возможностью вмешательства инструктора в действия
обучаемого.
Ходовой тренажер оборудован кабиной, автоматической системой
пожаротушения в силовом отделении, встроенным бульдозерным
оборудованием, фильтровентиляционной установкой, дополнительным
отопителем, средствами внутренней и внешней связи.
Что-то подобное необходимо сделать и на базе "Арматы". Поскольку
танк будет учебным, можно существенно удешевить конструкцию данной
машины. Например, многослойная броня, динамическая защита, орудие,
полноценная система управления огнем ей уже не понадобятся.
Особенности компоновки "Арматы" (расположение экипажа в капсуле) -
большое благо в обучении, потому что сидящий рядом с водителем
инструктор сможет лучше контролировать действия обучаемого.
Здесь же в капсуле можно создать и учебные места других членов
экипажа. В макеты прицелов можно вмонтировать электронные приставки,
которые имитировали бы мишенную обстановку. Причем, обучаемый мог бы
видеть в прицелы самые различные цели, похожие на реальные боевые машины
потенциальных противников, с полным фактором внезапности.
Для еще большего повышения реалистичности процесса обучения можно
данные ходовые тренажеры оборудовать лазерными имитаторами стрельбы и
поражения, что позволило бы разыгрывать двухсторонние тактические учения
различного уровня.
Все это повысило бы качество подготовки, сэкономило ресурс и повысило безопасность тренировок.
Надеемся, что мысли по созданию таких разработок уже пришли в
головы нашим конструкторам, и учебные танки на базе "Арматы" появятся на
российских полигонах и танкодромах.
• Конференция "Танкпром..." • Экономичные
светильники • Новый манипулятор • Конкурс профмастерства контролеров
сварочных работ • Новый корт • Клуб ветеранов • Коллективный договор •
Чемпионат по баскетболу
Передача "Горизонты УВЗ" от 8 апреля 2013
•
Конференция "Танкпром..." • Разговор в студии с Ю.М. Батуриным,
членом-корреспондентом РАН, Героем России, директором института истории
естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН
Очередной факт несанкционированного выезда бронетехники с
«Уравагонзавода» на дорогу общего пользования был зафиксирован в Нижнем
Тагиле 30 марта. Напомним, в конце января тяжелая военная машина
неожиданно выехала прямо перед автомобилем на пересечении Восточного
шоссе и спецдороги УВЗ. Запись с видеорегистратора автовладельца попала в
Интернет и вызвала широкий общественный резонанс. Оказалась в сети и
запись второго «проезда».
В связи с этим фактом сотрудники полиции ММУ МВД России
«Нижнетагильское» провели проверку, в ходе которой обследовали
спецдорогу и изучили условия движения военной техники, которая следует
по этой дороге на полигон.
Выяснилось, что шлагбаум на спецдороге, предназначенный как раз для
исключения неконтролируемого выезда техники на Восточное шоссе, вовсе не
ограничивает движение бронемашин. Перед ним есть примыкание к
спецдороге, которым и пользуются водители бронетехники, чтобы объехать
препятствие.
В целях предотвращения возможных ДТП с участием бронетехники
сотрудники полиции направили в адрес исполнительного директора
«Уралвагонзавода» Владимира Рощупкина официальное письмо с просьбой
рассмотреть вопрос установки с двух сторон спецдороги, на расстоянии ста
метров от полигона, барьерного ограждения. Тогда, двигаясь по этому
«коридору», бронетехника не сможет уклониться от маршрута.
Кроме того, по факту несанкционированного выезда на дорогу общего
пользования 30 марта проведена проверка и руководством УВЗ. По ее итогам
водитель-испытатель, допустивший халатное отношение к своим должностным
обязанностям, переведен на участок комплектации и кооперации грузчиком
на один месяц. Нарушитель также лишен 100 процентов премии. Тем же
приказом руководству цеха, где работал нарушитель, предписано провести
внеочередной инструктаж всех водителей-испытателей.
Танкисты 201-ой российской базы в Таджикистане приступили к самому
ответственному этапу боевой подготовки — штатным стрельбам. На полигон
Ляур вышли Т-72. Стрельба ведется прямо на ходу штатными
125-миллиметровыми снарядами. Экипажу необходимо поразить три мишени,
которые находятся на разном расстоянии. Причем дается на это всего три
выстрела. С поставленной задачей военнослужащие успешно справились.
Большинство танкистов получили от командования оценку «отлично». Боевые
стрельбы завершатся 15 апреля. ТВ "Звезда"
Среди прочих автомобилей на VIII
Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов
RUSSIAN EXPO ARMS-2011 в Нижнем Тагиле демонстрировался четырехосный
грузовик Урал-5323-20 повышенной проходимости с колёсной формулой 8×8/4.
Производство этой машины ведется на
Уральском автомобильном заводе в Миассе как для гражданских целей, так и
для нужд Российской армии. Семейство грузовых автомобилей «Мотовоз»
Урал-5323 было принято на вооружение армии РФ в составе вариантов:
Урал-532301/02 (бортовой), Урал-532341/42 (многоцелевое шасси для
монтажа вооружения), Урал-532361/62 (с длинной базой), Урал-542301/02
(седельный тягач) и первого в России грузовика Урал-532303 со сварной
цельнобронированной кабиной противопульного исполнения.
Представленная на выставке модификация
Урал-5323-20 оснащена двигателем ЯМЗ-238Б и бескапотной кабиной КамАЗ.
Может оснащаться кузовом-фургоном К5323 или кузовом-контейнером КК5323.
Еще совсем недавно считалось, что танки ближайшего будущего должны
будут иметь двигатели большой мощности. Некоторые из конструкторов даже
утверждали, что мощность моторов должна быть повышена до 1800 -2000 л.с.
По некоторым данным, мощность двигателя перспективного танка
Объекта 195, известного также, как Т-95, была в 1500 л.с. Во всяком
случае, на сайте ЧТЗ в настоящее время совершенно открыто представлен двигатель 12Н360.
Данная силовая установка неоднократно демонстрировалась на
выставках в Нижнем Тагиле. Правда, там указывалось, что 12Н360 должен
был применяться в "нефтепромысловой установке для восстановления
производительности скважин и других машинах специального назначения". И
мощность у него была снижена до 1350 л.с.
Не исключено, что военный вариант этого двигателя займет свое место
в перспективном танке и других машинах унифицированного семейства
"Армата".
Вполне вероятно, что для увеличения ресурса мощность вообще будет
снижена до 1200 л.с. Об этой вероятности также упоминалось в Сети.
Наверняка двигатель, трансмиссия, и другие системы будут объединены
в единый силовой блок, что существенно упростит демонтаж данного блока в
случае необходимости. Стоит отметить, что данное решение давно уже
применяется в мировом танкостроении, например, на танке "Леклерк" замена
движка осуществляется за 30 минут.
У Т-72 на это тратится около 24 часов (правда, опытные техники делают это за 8-10 часов).
Военные эксперты отмечают, что на "Армате" обязательно будет ИУС
шасси - это информационно-управляющая система - "цифровой борт". С ее
помощью осуществляется запуск и управление, диагностика, регулировки,
защита и др. То есть, в случае поломки электроника сообщит, что
сломалось, и подскажет, что необходимо предпринять.
Разумеется, чтобы эффективно осваивать и эксплуатировать данную
технику, понадобится совершенно другой уровень подготовки личного
состава. И организационные меры в этом плане необходимо предпринимать
уже сейчас.
Gur Khan: на самом деле все гораздо интереснее, чем представляют это себе журналисты. Указанный двигатель имеет три номинала форсировки: 1200л.с., 1350л.с. и 1500л.с. В последнем случае гарантийный ресурс составляет 400 часов (на 1000-сильном В-92С2 - 300 часов), а вот на первом номинале, могу конечно соврать, но если мне не изменяет память, то что то около 12000 часов. Что весьма впечатляет и дает ощутимый выигрыш при эксплуатации в мирное время. При этом в т.н. "угрожаемый период" и тем паче в условиях боевых действий, электроника ИУСа перестраивается на максимальную мощность, что при массе танка до 50 тонн, дает превосходные показатели по удельной мощности - порядка 30л.с. на тонну массы танка (Т-80У что-то около 27л.с./т, у Абрамса около 25 л.с./т) . При этом, на танке использована адаптивная подвеска, позволяющая раскрыть боевой машине весь свой скоростной потенциал.
Украина очень любит хвастать удельными габаритными показателями своих дизелей серии 6ТД. И впрочем, вполне заслуженно, но вот российский дизель А85-3 их уверенно опережает. Что бы не быть голословным, отметим следующие параметры:
Габаритная мощность: у А85-3 1379 кВт./м3, а у 6ТД-2 - только 993кВт./м3
Удельная масса: у А85-3 1,32 кг/кВт, а у 6ТД-2 пусть немного, но все же больше 1,33 кг/кВт
Да, русский дизель на 275кг тяжелее украинского, да у него больше литраж и соответственно хуже литровые удельные показатели. Но большой литраж - это не недостаток, а большое благо, дающее и бОльший крутящий момент и бОльший ресурс (надежность). При этом расход топлива у них практически одинаков, при существенно меньшем расходе масла у А85-3. Не зря столько лет в России бились над его доводкой! Добавлю, что двигатель А85-3 является топовой моделью в унифицированном семействе. Так, на БМП "Курганец" устанавливается его "обрезанная" версия 2В-06-3В. Все работы по дизелям типа 2В идут по строго графику и к концу апреля 2014 года ЧТЗ должен поставить на "Уралвагонзавод" для установки в опытные машины уже десятый экземпляр двигателя. Заметим так же, что 10, это как бы не слишком большое число. Но это реальная потребность для опытного производства - больше пока не требуется - с одной стороны, а с другой, показатель отработанности и надежности. Вспомним все те же 5ТДФ и 6ТД - для их отработки понадобилось изготовление нескольких сотен, если не тысяч, экземпляров, и времени на их отработку ушло куда больше чем для отработки 2В (и это при полноценном финансировании времен СССР, когда деньги в Харьков лились рекой).
Начало января 1995-го… 245-й гвардейский
мотострелковый полк спешно пополняется солдатами-дальневосточниками и с
территории Нижегородской области отправляется в Чечню. Первые бои на
подступах к Грозному, в июне 95-го – взятие Ведено и Шатоя. Автору
удалось разыскать и опросить более 100 солдат и офицеров со всей России.
Из их воспоминаний – честных и полных драматизма – состоит эта книга.
Каждый бой описан глазами нескольких десятков человек, кому довелось
выжить. В 1-й кампании полк потерял 221 человека убитыми и более 400
ранеными.
16 апреля 1996 года колонна 245-го полка
попала в засаду бандформирований у селения Ярышмарды в Чечне. Эта
трагедия стала известна тогда всей России. Уцелевшие солдаты и офицеры
подробно рассказали в этой книге, что им тогда довелось пережить.
Цель проекта – издание книги, и я хотел
бы это сделать вместе с вами и вашей поддержкой. Книга будет издана
тиражом 3 тыс. экз., распределена среди семей погибших солдат и
офицеров, ветеранов полка, по воинским частям, школам и библиотекам
России.
Это будет одна из самых честных и драматических книг о войне в Чечне.
На VIII Международной выставке
вооружения, военной техники и боеприпасов RUSSIAN EXPO ARMS-2011 в
Нижнем Тагиле были показаны бронеавтомобили повышенной защищенности
семейства «Тайфун» – Урал-63095 и Урал-63099.
Семейство бронеавтомобилей «Тайфун»
предназначено для перевозки личного состава, специальных грузов и
буксировки прицепных систем по всем видам дорог и местности, а также для
установки на модульные варианты различного оборудования или систем
вооружений. Является аналогом западных бронемашин MRAP (Mine Resistant
Ambush Protected). «Тайфун» послужит единой унифицированной платформой
для «легких» бригад Сухопутных войск.
Все машины семейства унифицированы по
двигателям (ЯМЗ-536, 450 л.с.), БИУСу, противоминной и противопульной
защите и независимой гидропневматической подвеске. Возможна установка
дистанционно управляемого модуля с пулеметом или автоматическим
гранатометом. Комбинированная (керамика+сталь) бронезащита производства
НИИ Стали, а также бронестекло производства «Магистраль ЛТД»,
обеспечивают круговую защиту по 4-му уровню стандарта STANAG 4569 (от
14.5-мм бронебойных пуль типа Б-32). Противоминная защита обеспечивается
V-образным днищем и поглощающими энергию взрыва сидениями и
соответствует уровню 3b в соответствии со STANAG 4569 (взрывное
устройство до 8 кг в ТЭ). В крыше имеются люки для экстренного покидания
в случае опрокидывания. Также на всех вариантах бронемашин по периметру
установлены видеокамеры, что позволяет наблюдать за обстановкой изнутри
транспортного модуля, или использовать для управления бронемашиной
установленные в кабине мониторы в случае невозможности использования
лобового стекла. Обитаемое пространство герметично, с искусственно
поддерживаемым избыточным давлением, фильтрация поступающего внутрь
воздуха обеспечивается установкой ФВУ-100. Все машины семейства могут
выполняться в трёхосных или четырёхосных вариантах.
Боевая машина пехоты БМП-2 долгие годы считалась одной из лучших в
мире. Но как говорится, время идет, и в настоящее время краса и гордость
советской военной промышленности считается уже устаревшей. По целому
ряду характеристик данная машина существенно уступает иностранным
аналогам. Так, дальность стрельбы БМП-2 ночью составляет 800 м, в то
время как большинство современных танков и БМП оснащены тепловизионными
приборами наблюдения с дальностью действия не менее 2000-2500 м.
Ранее отмечалось, что перезаряжание противотанкового комплекса
"Конкурс" связано с большими потерями времени и опасностью поражения
одного из членов экипажа осколками или огнем стрелково-пушечного
вооружения. Кроме этого, нет возможности применять ПТУР в движении.
Для значительного повышения характеристик БМП-2 разработан вариант
модернизации боевого отделения, который получил обозначение "Бережок". В
ходе работ производится
замена основных узлов системы управления огнем, установка
современного противотанкового комплекса "Корнет" и автоматического 30-мм
гранатомета АГ-17 "Пламя".
Установка комбинированного унифицированного прицела наводчика
позволяет увеличить точность стрельбы всеми видами боеприпасов, в том
числе с ходу, и вести круглосуточную боевую работу.
В прицел встроен лазерный дальномер, он же – прибор наведения ПТУР.
Также устанавливается цифровой баллистический вычислитель с системой
датчиков (угла наклона цапф пушки, параметров атмосферы, типа снаряда,
угловой скорости цели и др.).
Командир машины получил панорамный прицел. У него появилась возможность дублировать работу наводчика-оператора.
В боекомплект пушки введен новый бронебойный подкалиберный снаряд
"Трезубка" с улучшенными, по сравнению с БТ, характеристиками
бронепробиваемости (эффективная дальность по БТР – 2200 м).
ПТРК "Корнет" с лазерно-лучевой полуавтоматической системой
наведения за счет более высокой бронепробиваемости (до 1200 мм) поражает
почти все существующие танки, в том числе оснащенные динамической
защитой, на дальности до 5500 м.
Он устанавливается на многозарядной пусковой установке, не
требующей перезарядки в ходе боя. При этом, кроме повышения могущества
действия, увеличивается боевая скорострельность и снижается опасность
поражения экипажа. Предусмотрена стрельба залпом из двух ракет.
В качестве дополнительного вооружения в состав модернизированной
БМП-2 включен 30-мм автоматический гранатомет АГ-17. Стабилизированная
по вертикали установка с бронированным магазином на 250-300 гранат
размещена на тыльной части башни.
Использование гранатомета в бою, в том числе при стрельбе с ходу,
позволяет успешно бороться с живой силой в окопах, в складках местности,
за преградами на дальности до 1700 м.
В итоге боевая эффективность по сравнению со штатным вариантом возрастает в 3,2 раза.
В настоящее данный вариант модернизации вызывает большой интерес на
международных рынках вооружений. Так вооруженные силы Алжира
модернизировали свои БМП-2. Ожидается, что поступят заказы от других
государств.
Боевые машины 1980-х годов выпуска отремонтируют и оснастят планшетами
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Шалгин
Минобороны решило модернизировать 3 тыс. боевых машин пехоты —
БМП-2. Это основная гусеничная боевая машина Российской армии, несмотря
на то что ее выпуск был прекращен еще в конце 1980-х. До конца
десятилетия ее должна заменить новая бронемашина «Курганец»,
производство которой начнется в 2016 году. Однако пока Сухопутным
войскам приходится воевать на старых БМП-2.
Как рассказали
«Известиям» в Минобороны, модернизацию планируется поручить Курганскому
машиностроительному заводу («Курганмаш»), который выпускал БМП-2. В
марте между Главным автобронетанковым управлением (ГАБТУ) Генштаба и
«Курганмашем» начались переговоры, которые должны завершиться осенью
подписанием трехлетнего контракта.
— Работы по модернизации всех БМП-2 должны занять от трех
до пяти лет. Машины пройдут капитальный ремонт с восстановлением узлов и
агрегатов, а также получат новые цифровые системы управления и связи, —
пояснил собеседник «Известий».
Модернизация будет состоять из двух этапов. Сначала
машину разберут, проверят исправность механизмов (двигатель, главный
фрикцион, радиооборудование, планетарные передачи), не подлежащие
ремонту детали заменят на новые. После этого БМП-2 соберут обратно и
оснастят планшетными компьютерами общевойсковой системы управления.
Через
компьютер и новую цифровую радиостанцию Р-168 экипаж будет общаться с
командованием, передавать данные о своем местонахождении, картинку с
поля боя, получать координаты цели, которую нужно уничтожить, смотреть,
чем занимаются соседние машины.
—
Цифровой комплекс управления заменит старые советские аналоговые
станции связи Р-173. Это выведет управление боем на принципиально новый
уровень, при этом за сравнительно небольшие деньги, в рамках обычного
капитального ремонта, — пояснил представитель Минобороны.
Сейчас в армии более 5 тыс. БМП-2, из них 2 тыс. на базах хранения.
—
Модернизировать машины с баз хранения мы не будем. Только те, что
сейчас используются в войсках. Нам надо подписать договор до конца 2013
года, чтобы деньги на модернизацию были бы заложены в бюджет, — пояснил
представитель ГАБТУ.
По его словам, в прошлом году Минобороны уже заказало
ремонт пробной партии в 145 БМП-2, которые должны пройти модернизацию.
По предварительным оценкам ГАБТУ, модернизация одной машины обойдется в
10,5 млн рублей. Однако окончательная цена работ будет утверждена в ходе
переговоров.
На «Курганмаше» подтвердили факт переговоров с военными, однако отказались назвать сроки их окончания и стоимость работ, которую хочет отстоять завод.
— До 31 декабря этого года мы все подпишем, не сомневайтесь, — заверил «Известия» один из руководителей завода.
Однако в боевых частях перспектива еще 10 лет воевать на старых машинах офицеров не радует.
—
БМП-2 — машина хорошая, но старая. Новая связь, конечно, хорошо, но там
не будет ни новых противотанковых ракет, ни прицелов. Как была машина
1980-х годов, так она ей и останется. Лучше бы заменили на БМП-3, —
рассказал «Известиям» командир мотострелковой роты Южного военного
округа.
Однако от закупок БМП-3 Минобороны
отказалось в 2010 году, поскольку тогдашний замминистра по вооружению
Владимир Поповкин посчитал их «гробами на колесах». По словам офицера, для борьбы с боевиками на Кавказе, БМП, помимо новой связи, нужно оснастить тепловизорами и новыми прицелами для наводчика-оператора и командира.
Виталий Моисеев, редактор сайта «Отвага-2004», пояснил
«Известиям», что решение модернизировать БМП-2 Минобороны приняло от
безысходности.
—
Парк БМП-2 находится в ужасном состоянии, более половины машин с
неисправными узлами и агрегатами. Такие БМП нельзя нормально
эксплуатировать, не говоря о том, чтобы идти на них в бой. Поэтому
срочно нужно что-то делать, иначе пехота останется без бронированных
машин. Самый быстрый и дешевый вариант — отремонтировать БМП-2, —
считает Моисеев.
Эксперт пояснил, что если принимать на вооружение БМП-2 с
новыми прицелами и комплексом вооружения, то потребуется готовить заново
специалистов-ремонтников, вносить изменения в программу боевой
подготовки, по-новому учить солдат и офицеров. Пока это все случится,
БМП-2 уже успеет заменить «Курганец», и все придется делать по новой.
Проще сохранить БМП-2 в рабочем состоянии до насыщения войск новыми БМП.
Боевая
машина пехоты, БМП-2, была принята на вооружение в 1977 году. Сейчас в
армии эксплуатируется чуть более 3 тыс. этих машин.
Василий
Мельниченко, председатель успешного фермерского хозяйства, выступил на
Московском экономическом форуме и в одночасье стал знаменитым. Его фраза
«В России уровень бреда превысил уровень жизни» превратилась в афоризм.
мелые высказывания бизнесмена из села Галкинское Свердловской области
о коррупции и бестолковом управлении страной вызвали поддержку у тысяч
пользователей рунета. В интервью «МН» Мельниченко рассказал о том,
почему русский мужик не вышел на Болотную, чего боится Путин и как
обустроить Россию за четыре года.
— Расскажите про село Галкинское. Чем вы там занимаетесь?
— У нас очень хорошие земли. В свое время там был крупный совхоз. Так
получилось, что в 90-е его разрушили и разграбили до ноля. Скотины ни
одной головы не осталось, техники нет, здания разрушены. А в 2009 году
сельчане на собрании посоветовались и решили пригласить меня, чтобы я
возглавил это хозяйство. Сейчас мы одни из крупнейших производителей
сельхозпродукции в регионе. Мы пытаемся создать такое хозяйство, которое
могло бы наполнить местный муниципальный бюджет и обеспечивало людям на
селе рабочие места с достойной зарплатой.
— А до этого чем занимались?
— До этого у меня был первый колхоз.
— Кто у вас работал? Местные?
— Не только. В те годы бежали переселенцы из Казахстана, Узбекистана,
Туркмении, мы приняли много семей. Мы даже назывались переселенческим
поселком. Таких у нас было 25 семей. В поселке было все: хорошие дороги,
пекарня, мельница, кондитерский цех, молочная ферма, свиноферма. Мы
делали мебель, делали натяжные потолки. Я абсолютный сторонник того, что
крестьяне не мешки с соломой, а граждане, которые имеют право выбирать
профессию. Как человек может остаться в деревне, если он хочет быть
строителем? А мы строили свою экономику так, чтобы был выбор профессий, и
никто не хотел уезжать. Зарплата приличная, место отличное, выбор
работы есть, интернет — пожалуйста. У нас в те годы работал класс
дистанционного образования в школе. Несколько человек получали
образование в московских вузах, не выезжая из деревни. Мы показывали
тогда государству и Минобразования, как дешево можно учить людей, не
срывая их с места и не делая проблем в городах. После четырех лет работы
деревня стала идеальной. Четыре года — это срок, за который можно
перестроить и страну.
— И все это было организовано без какой-либо государственной поддержки?
— Абсолютно. Хотя государство, конечно, не забывало про нас.
Например, оно периодически нас штрафовало. То приедет технадзор, то
Роспотребнадзор, и все говорят, что мы неправильно живем и работаем.
Забыть о себе государство не давало. Так же как телевизор не дает забыть
о том, что у нас есть президент и премьер-министр.
Выступление Мельниченко на МЭФ
— И что в итоге стало с вашим первым колхозом?
— В 1998 году его сожгли.
— Конкуренты?
— Да какие конкуренты! Обычные бандиты, которые работали вместе с
администрацией и с милицией. Я единственный в районе не платил дань
казакам. Такие нормальные русские мужики, ходили в голубых штанах с
лампасами и всех облагали данью. Крыша, как они говорили. Так как у нас в
совхозе все крыши были отремонтированы, нам не требовалась крыша, и мы,
конечно, отказывались платить. По своему принципу я бы никогда не
согласился платить никому, кроме государства. Достаточно было того, что я
всегда исправно платил налоги. Я понимал, что не может такого быть,
чтобы с крестьян, которые производят продукцию, какие-то ублюдки
собирали дань. Но многие платили.
Мы были очень богатым хозяйством на тот момент. У нас были молодежные
программы, давали дома молодым семьям. Заключали с сотрудниками
договор, что после рождения третьего ребенка дом переходит в их
собственность.
— Чем все закончилось?
— В итоге мне удалось через суд добиться ликвидации казачьей дружины
как незаконного военного формирования. Бился за это два года. Никакую
военизированную форму эти бандиты не имеют права носить.
— Наверное, истерия вокруг казаков в последнее время вам не очень нравится.
— Ну власти же нужно кого-то любить. Людей ведь больше всего, как
известно, любят людоеды. Мне, конечно, не нравятся все эти прыганья.
Кажется, что президента просто подставляют его пиарщики. Вот взять,
например, это собрание Кургиняна. Я не против общественных движений,
просто считаю, что в них должен быть здравый смысл, а каждый шаг
президента должен быть выверен.
— Вы думаете, президента подставляют?
— Вот смотрите: неожиданно меняется министр обороны, и у села
забирают весь госзаказ. Говорят, Сердюков что-то воровал. Так это или
нет, мы не знаем, но мы хотя бы картошку поставляли военным. А теперь
Шойгу пришел, и весь заказ на 100 млрд руб. передали какому-то
московскому ресторатору. Получается, что 300 тыс. крестьянско-фермерских
хозяйств просто должны закрываться из-за одного глупого решения. Я
понимаю, что президенту надо доносить, что невменяемых министров держать
нельзя.
— На форуме вы говорили о коррупции, всю жизнь боретесь с рейдерством. Неужели вы думаете, что наверху об этом не знают?
— Когда смотрю телевизор, такое ощущение создается, что не знают.
Смотрю с другой стороны — все знают. У нас правительство как дети малые:
все понимают, все чувствуют, а какать не просятся.
— И тем не менее вы пытались обращаться к президенту.
— Я в свое время, когда молод был, все думал: вот докричаться бы до
президента, и все решим. Мужики ж ведь, договоримся. Докричался. Ничего
не решили, впечатление такое, что не с кем разговаривать.
— До кого докричались?
— Я встречался с господином Медведевым. Кроме того, что я
председатель колхоза, я еще считаюсь журналистом. Я задавал ему вопросы и
как председатель колхоза, и как журналист. И задавал вопросы,
касающиеся сельских территорий.
Биография
Василий Мельниченко родился на Украине в 1954
году. Вырос в селе, окончил сельскую школу. Поступил в Уманскую
сельскохозяйственную академию. В 1987 году переехал на Урал. По словам
Мельниченко, с Украины его выслали из-за работ о несправедливости
советской пенсионной системы и бесполезности низовых партийных
организаций. Работы не понравились местному партийному руководству.
На Урале занялся изготовлением мраморных
надгробий. Через два года председатель исполкома попросил его
возглавить совхоз, который как раз покинуло прежнее руководство. В
1995 году предприятие победило на всероссийском конкурсе проектов
социально-экономического развития сельских территорий, на тот момент в
селе проживало 260 человек. Но уже в 1998 году поселение сожгли местные
казаки, которым, как утверждает бизнесмен, он отказался платить.
В 1999 году Мельниченко начал борьбу с
рейдерством и создал бесплатную юридическую консультацию для граждан
Камышловского района Свердловской области. Тогда же он начал работать в
газете «Территория народной власти». Как журналист Василий Мельниченко
стал лауреатом премии имени Сахарова и премии имени Артема Боровика,
победил на всероссийском конкурсе журналистов, пишущих
антикоррупционные материалы. После обращений и публикаций о рейдерстве и
коррупции в регионе он неоднократно подвергался избиениям и незаконным
задержаниям.
В 2008 году Мельниченко стал председателем
СПК «Галкинский». С января 2013 года в селе Галкинское при поддержке
Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина реализуется собственный
проект фермера «Новое село — новая цивилизация». Цель проекта —
создание сельской многопрофильной экономики и развитие предприятий,
способных наполнить местные муниципальные бюджеты.
— На форуме вы ругали вступление России в ВТО. Как это отразится на вашем колхозе?
— Оно уже отразилось. Первый удар нанесли по свинине. Те
свинокомплексы, которые строились, были, конечно, плохими, но в них ведь
вложили огромные деньги. Вдруг границы открылись, и российские
производители стали неконкурентоспособными. Высокие проценты банковские.
Мы же не можем конкурировать с фермером, у которого 1% годовых. Мы же
даже со всеми субсидиями все равно меньше 8-10% не платим. Как я могу
конкурировать с китайским фермером, у которого 1%, да еще и на 30 лет? К
тому же есть еще и монополист в виде продавца электроэнергии, который
говорит, что не может брать с меня меньше 5 руб. Как же так — этот столб
строили еще при Брежневе, этот трансформатор чуть позже появился, а они
не вложили ни рубля и теперь пишут цены с потолка. Опять же, если
китайский фермер платит 2 руб., а я пять, разве я могу с ним
конкурировать? Получается, что в ВТО мы вступили не подготовившись. Мы
тоже хотим продавать свою продукцию на Запад и Восток, но сейчас мы ведь
даже Россию не обеспечиваем продовольствием. Зайдите в любой магазин и
увидите, что вся наша доктрина продовольственной безопасности зиждется
на компании «Доширак». Не будь этой компании, вся продовольственная
безопасность пропала бы.
— Что нужно было сделать?
— Если 18 лет вели переговоры — вступить в ВТО или не вступить,
неужели никто не догадался, что надо бы и крестьян перевооружить. А
теперь мы на тракторах 70-х годов будем вступать в конкуренцию. Мы ведь
все погубили, причем абсолютно умышленно. Коррупцию развели страшную.
Когда власть поворачивается к народу лицом, народ обычно кричит от ужаса
— У вас есть какой-то рецепт, как победить коррупцию?
— Я считаю, что это довольно легко. Просто нужна политическая воля
одного-единственного человека. Если президент позовет всех губернаторов к
себе в кабинет и скажет: «С завтрашнего дня у нас акция — всем
губернаторам надо повеситься», поверьте — 99% повесятся. Это приказ
президента. Если он скажет не воровать, никто не будет воровать.
— Так почему не дает приказ?
— Я думаю, боится. Трусит.
— А политические оппоненты нынешней власти с коррупцией могли бы справиться?
— А они есть?
— Ну вот про Алексея Навального слышали ведь?
— Слышал, конечно. Хороший парень, хороший мужик.
— Вот он мог бы коррупцию победить?
— Так в обществе нет серьезного запроса на борьбу с коррупцией.
Почему нет борьбы и протестов? Потому что жизнь худо-бедно наладилась:
еда есть в магазинах, пенсии платятся. Страшно менять ведь. А вдруг не
получится? Поэтому мы вынуждены в такой стагнации жить.
— По-моему, есть запрос.
— А где? После того как эпопея с Сердюковым началась, я ожидал, что
через день-два на Красной площади будет каре из 5-10 тыс. офицеров,
которые скажут: «Заряжай Царь-пушку, залезай, товарищ Сердюков». Ведь
офицер — это не должность, не звание, это понимание чести. Мы же от них
видим только нытье вечное: не могут квартиры получить, не могут еще
что-то получить. Но если вы за честь мундира постоять не можете, вы на
что претендуете?
— Так как все-таки быть с президентом?
— Россия производит впечатление великой страны, но больше ничего не
производит. Надо менять эту ситуацию. Мне кажется, что даже я бы
справился. Какая разница, что тремя курицами править, что двадцатью.
Чтобы быть президентом, нужно иметь вокруг десять честных человек,
которые бы просто между собой договорились не воровать.
— Готовы баллотироваться?
— Нет, конечно. Я хороший председатель колхоза, у меня капуста
хорошая растет, свекла прекрасная, такие кролики красивые. Я не променяю
свою деревню ни на что и буду людей поднимать. У нас прекрасные женщины
живут в селе. Вот они могут за себя постоять. Когда в нашу деревню
вошли казаки, наши русские мужики, как положено русским богатырям,
попрятались. А бабы вышли драться и дрались насмерть за село и за детей.
На Болотной не за кем было идти. Тогда все
возмутились, что власть повела себя по-хамски, но ведь она и продолжает
себя так вести
— Это был 98-й?
— Да. Я тогда прилетел из командировки, собрал мужиков и спросил, как
так вышло. А они ответили: «Думали, нас бить будут». Трусость. Вот эта
коррупция, ее что, кто-то нам делает? Это приехали американцы, или
поляки, или грузины, может быть, нам ее сделали? Это мы позволяем к себе
такое отношение.
— Вот вы говорите, запроса на борьбу нет. А как же Болотная?
— Я был на Болотной, специально приехал. Дело-то хорошее.
Поучаствовать, посмотреть, кто и что. Но на Болотной не за кем было
идти. Тогда все возмутились, что власть повела себя по-хамски, но ведь
она и продолжает себя так вести. К тому же вышли на Болотную ведь не
мужики, которые от сохи. Мы просто потеряли этот класс.
— А они-то почему не выходят?
— Они ведь русские, а русский мужик всегда до поры до времени боится. Они уже не выйдут.
— Но Болотная — это тоже русские.
— А на Болотной были не простые мужики. Я представляю, как был удивлен Путин: «А вам-то чего надо?»
— Получается, что средний класс оказался смелее?
— Конечно. Правда, это не средний, а скорее посредственный класс,
потому что среднего класса в России вообще нет. Средний класс — это не
кто больше получил, а кто больше заработал. Все вот говорят, что у нас
рост ВВП, а я все объясняю, что ВВП нашему уже 60 лет, в этом возрасте
люди не растут. Не на чем ему расти, мы не производим продукцию, мы друг
другу все услуги какие-то оказываем. Мы дошли до того, что у нас в
обществе выгодно быть инвалидом, выгодно быть липовыми многодетными
матерями. Во что народ-то превращается? А я бы хотел, чтобы мою страну
уважали искренне, чтобы у нас было подлинное местное самоуправление, и
тогда вопроса с гражданским обществом не будет. Разве это так трудно?
— Наверное, трудно.
— А я думаю, что верховная власть этого местного самоуправления
просто боится. Боится, что люди будут нелояльные. А я, наоборот, уверен,
что более лояльных людей, чем самостоятельные крестьяне, мир никогда не
знал.
— Так они и сейчас лояльны, зачем стараться?
— Они не лояльные, они безразличные. Какая им разница, если из 800
человек в селе 600 безработных, будет у них избранный губернатор или им
его Владимир Владимирович назначит. Вся государственная машина и
направлена на то, чтобы мы все такими и были. Мы не пробовали ни разу
избрать себе честных и порядочных людей во власть, мы все выбирали
лучших, а получалось вот так.
— Где взять честных?
— Ну, 140 млн людей в стране. Есть те, кто смотрит концерты Бори
Моисеева и «Дом-2», это слабость человеческая. Но есть и те, кто не
смотрит, надо из них выбирать.
— Но мы же не можем их силком в Кремль приволочь.
— Да я бы даже попробовал лотерею вместо выборов устроить. Кто
выиграл, тот и будет президентом. Разницы не будет никакой, но хотя бы
есть шанс, что из тысячи билетов попадется один толковый.
— Вы объясняете все это своим работникам? Чего вы хотите от них добиться?
— Я хочу, чтобы они вышли и поговорили с властью по-мужски: «Если ты
наш президент и ты готов работать, то давай работать, а если нет, то
какие проблемы, можно другого президента себе взять». Можно и нанять за
деньги. Ничего страшного не будет.
Мы дошли до того, что у нас в обществе выгодно
быть инвалидом, выгодно быть липовыми многодетными матерями. Во что
народ-то превращается?
— И насколько на селе люди готовы к такому разговору? Какие там настроения?
— Безнадега. И не только на селе. То же самое и в малых городах, и в
моногородах. Причем мы умеем работать. Мы сельские люди, но мы
разработали новые фильтровальные материалы, запустили завод, нас
покупают за рубеж, разработали кучу новых материалов на основе кремния.
Мне кажется, мы уже больше пользы, чем «Сколково», принесли. Потому что
мы делаем, чтобы выжить, а «Сколково» — чтобы деньги попилить.
Процветает только околобюджетный бизнес. Есть связи — ты бизнесмен, нет —
ты разорен, трижды обанкрочен и посажен в тюрьму, если вдруг почему-то
не захотел делиться.
— Что бы вы президенту посоветовали?
— Чем выше должность человека, тем лучше ему кажется страна. Но мы-то
живем в самом низу, видим, как все на самом деле. Я думаю, что
президент должен просто делать свою работу честно и порядочно. Хотел
было сказать, повернуться лицом к людям, но лучше, наверное, не нужно.
Потому что когда власть поворачивается к народу лицом, народ обычно
кричит от ужаса.
Завершила свою работу всероссийская конференция «Танкпром, век ХХ:
история, историография, источники и музейное воплощение», которая
проходила на базе Уралвагонзавода – головном предприятии корпорации
«УВЗ». Были подведены итоги работы и принята резолюция.
Пленарное заседание конференции постановило, что сформулированная
оргкомитетом тематика конференции является актуальной и имеет большой
интерес для дальнейшей работы. Организаторам конференции ОАО
«Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод», Институту истории
естествознания и техники РАН им. С. И. Вавилова и Политехническому музею
требуется создать постоянно действующую группу по изучению и музейному
воплощению истории отечественной танковой промышленности. А для
обсуждения и публичной презентации результатов работ считать необходимым
проведение регулярных научных встреч, конференций и семинаров с
периодичностью один раз в 1,5-2 года.
Участники конференции поблагодарили организаторов за отличный уровень
организации мероприятия. Стелла Морозова, старший научный сотрудник
Дирекции по управлению проектной деятельностью Политехнического музея
Москвы, в своем выступлении подчеркнула, что участники обогатились
контентом с широким спектром глубоких тем для работы над предстоящим
проектом.
Заведующий отделом истории техники и технических наук Института
истории естествознания и техники РАН Владимир Гвоздецкий отметил
высочайший уровень основного массива докладов: специалисты из Нижнего
Тагила, Екатеринбурга, Челябинска и Москвы в своих докладах
продемонстрировали глубокую аналитическую работу с использованием
широкой хронологии, глубинности докладов с точки зрения архива. Он
обратил внимание на отраслевую широту материалов, в которых участники
конференции связали танковую промышленность с химией, металлургией,
атомной промышленностью и т.д.
- Здесь я получил большой урок, и мне есть чему поучиться у мощного
корпуса исследователей с Урала. Каждый доклад – это образец
академического исследования. Мы получили большой фундамент для работы
над проектом «Танкпрома»,- уточнил он.
Подводя итоги, Герой России, летчик-космонавт, член-корреспондент
РАН, директор института истории естествознания и техники им С. В.
Вавилова РАН города Москва Юрий Батурин сказал:
- Конференция все свои задачи выполнила полностью. На конференции
воедино сошлось много идей, которые ещё нужно объединить и реализовать.
Считаю, что сохранение индустриального наследия в наше время составляет
одну из главных мировых тенденций сбережения культурного богатства, а
памятники техники, безусловно, являются его частью.
Очень хорошо, что в Нижнем Тагиле задумали такой проект. Здесь есть
что сохранять, ведь танки – это очень интеллектуальный продукт. Пришло
время задуматься, что все это надо оставить для будущих поколений.
В рамках конференции «Танкопром, век XX: история, историография,
источники и музейное воплощение» прошло обсуждение концепции музея
Танкпрома. В ходе обсуждения были рассмотрены вопросы целевой аудитории
музея, специальных программ, которые будут работать при нем,
целесообразность выбранного названия и местоположения музея, наличие
экспозиционного материала на сегодняшний день и многое другое.
Свои предложения по научно-исследовательскому и музейному проекту
«Музей Танкпрома» дали сотрудники музейного комплекса Уралвагонзавода.
Они поставили глобальную задачу - обобщить опыт отечественной
танкостроительной промышленности, сохранив её великое наследие, и
обосновали расположение музея – в Нижнем Тагиле, поскольку именно здесь
находится Уралвагонзавод – головное предприятие корпорации «УВЗ»,
внесший весомый вклад в развитие отрасли. Кроме того, на сегодняшний
день это единственный в России производитель танков. Под именем «УВЗ» в
масштабную корпорацию объединены известные разработчики самого
инновационного и перспективного вооружения. Бронетанковый музей
Уралвагонзавода является одним из самых привлекательных экскурсионных
объектов Свердловской области. Поэтому создание в Нижнем Тагиле
выставочного комплекса всей танковой промышленности является логичным и
оправданным.
По мнению участников мероприятия, проект должен быть рассчитан на
восприятие широкими кругами посетителей – от школьников до руководителей
промышленности и академических ученых. А основные информационные блоки
экспозиции - на молодого специалиста, студента технического вуза и
техникума, старшеклассника, а на эмоциональном уровне - и на младшего
школьника. Экспозиция должна быть создана на основе широкого применения
музейных интерьеров, инсталляций и информационных технологий,
позволяющих избежать перегрузки экспозиционного пространства.
Участники конференции выступили со своими предложениями по созданию и
функционированию «Музея Танкпрома». Старший научный сотрудник Института
истории и археологии УрО РАН (г. Екатеринбург) Никита Мельников
считает, что важнейшей составляющей музея должен стать серьезный научный
комплекс с возможностью доступа к научной базе для её исследования. С
его помощью возможно будет продвигать собственные исследования и
готовить молодые кадры для танковой отрасли.
С конструктивным предложением выступил Юрий Батурин,
член-корреспондент РАН, Герой России, директор института истории
естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН (г. Москва). Он
посоветовал начинать историю создания бронемашин с первых прообразов
танка, например, с самодвижущейся тележки Леонардо да Винчи. А также
шагнуть за пределы одной отрасли и одной страны. Его главная идея
создать не музей Танкпрома, который будет интересовать узкий круг
посетителей, а музей Танка, который будет интересен всем.
Участники круглого стола отметили важность максимальной
интерактивности музея, размещения различных тематических тренажеров,
создание интернет-музея для возможности доступа к нему в любой точке
страны, виртуальные экскурсии, удаленный доступ к оцифрованным архивным
документам и многое другое. Закономерным стало также и обсуждение
расширения инфраструктуры города в районе постройки музея.
Ученые сошлись на том, что открытию музея будет предшествовать
огромная совместная работа по изучению истории Танкпрома. Предстоит еще
не одна встреча, где сформируется окончательное понимание концепции
музейного комплекса. Необходимы дополнительные исследования истории
формирования и развития структуры танковой промышленности и комплексное
изучение истории предприятий отрасли.
Самый главный результат круглого стола, как считают специалисты
Уралвагонзавода, – это высокий интерес научного сообщества к поднятому
вопросу и озвученные предложения о сотрудничестве.
Техника Челябинского тракторного завода в девятый раз проедет по
площади Революции в парадном строю – дебют сохраненных и восстановленных
на предприятии гусеничных реликвий состоялся на юбилейном параде 2005
года.
Открывать показ исторических образцов будет легендарный Т-34. Именно
«тридцатьчетверками» производства ЧТЗ была укомплектована вошедшая в
состав Уральского добровольческого танкового корпуса 63-я Челябинская
бригада, начавшая воевать под Орлом и проложившая ратный путь до Берлина
и Праги. Ее 70-летие будет отмечаться в этом году. Так совпало, что
именно 9 мая в 43-м году челябинцы провожали на фронт
танкистов-добровольцев. Тогда на площади перед главпочтамтом проходил
торжественный митинг, на котором добровольцам вручили Наказ трудящихся
Южного Урала. Среди выступавших от имени молодежи завода была бригадир
фронтовой комсомольской бригады Александра Садикова, сегодня –
президент клуба «Уралочка» ДК ЧТЗ.
Поэтому нынешний показ музейных машин завода – это еще и дань памяти
воинам уральского добровольческого корпуса, среди которых было немало
заводчан, а также труженикам Танкограда, делавшим столь необходимые
фронту танки и артсамоходы.
В парадной колонне вновь пройдет «зверобой» – гроза «тигров» и
«пантер» ИСУ-152, самоходка, чей 50-килограммовый снаряд срывал башни
вражеских броненосцев. А также ИС-3 – последняя и самая совершенная
модель тяжелого танка, созданная челябинскими конструкторами в годы
войны. В колонну современной боевой техники организаторы показа
зачислили четвертый экспонат производства ЧТЗ – боевую машину пехоты
БМП-1, ставшую в 60-е годы родоначальницей совершенно нового класса
бронетанковой техники.
На днях музейные машины ЧТЗ оснастят новыми аккумуляторами и
перегонят из бокса, где они хранятся, на сборочный участок для
проведения профилактических работ. Все они в прошлом году были
поставлены на хранение в исправном состоянии. У машин заменят масло,
топливо, проведут проверку всех систем. После того, как дороги
подсохнут, состоятся небольшие ходовые испытания на территории завода.
После этого бронетехнику заново покрасят, чтобы вернуть грозному оружию
Победы парадный вид.
Накануне 80-летия Челябинского тракторного завода, которое будет
отмечаться 1 июня этого года, руководство предприятия обратилось к
сити-менеджеру областного центра Сергею Давыдову с предложением
присвоить одной из новых улиц города имя выдающегося конструктора и
ученого Николая Духова. Идею поддержали профсоюзный комитет и совет
ветеранов ЧТЗ.
Заявку тракторостроителей рассмотрела экспертная комиссия по
присвоению наименований улицам, площадям, иным территориям проживания
граждан, муниципальным объектам и установлению мемориальных объектов в
Челябинском городском округе. Аналогичное предложение направила туда и
строительная компания «Челябинскгражданстрой», возводящая жилые дома в
поселке Чурилово.
Члены комиссии под руководством заместителя главы администрации по
социальному развитию Игоря Лопаткина поддержали тракторостроителей и
компанию-застройщика. Но это лишь первый этап дальнейших согласований:
решающее «да» должна сказать Городская дума. Не исключено, что депутаты
успеют дать новой улице имя Духова до дня юбилея ЧТЗ.
В 2004 году, к столетию Николая Леонидовича, в Южно-Уральском
государственном университете открыли мемориальную доску. Барельеф на
одном из домов по проспекту Ленина также напоминает о том, что там жил
выдающийся конструктор. Логично будет, считают челябинские
тракторостроители, если его имя будет увековечено и в городской
топонимике. Тем более что именами коллег Духова, героев Танкограда
Исаака Зальцмана и Ивана Трашутина, несколько лет назад уже названы
улицы в Чурилово.
Трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и пяти
Государственных премий, обладатель многих других наград и званий Николай
Леонидович Духов проработал на Челябинском тракторном с 1941 по 1948
год, успев вписать незабываемую страницу в летопись Танкограда.
Под руководством Духова в рекордные сроки на Южном Урале был налажен
выпуск танка Т-34. Позднее он возглавлял конструкторские разработки по
совершенствованию танков серии «КВ», создавал грозные ИС-3 и ИС-4,
первый послевоенный трактор С-80. Николай Леонидович активно занимался и
научно-преподавательской деятельностью – в Южно-Уральском
государственном университете его почитают как одного из основателей
автотракторного факультета.
В ноябре 1948 года главный инженер ЧТЗ Духов получил назначение в
закрытый город Арзамас-16 (ныне Саров), где создавалась первая советская
атомная бомба. Его вклад в разработку нового оружия оказался не менее
весом, чем в развитие бронетанковой техники. Руководитель Атомного
проекта, трижды Герой Соцтруда Юлий Харитон считал, что Николай Духов
обладает врожденной конструкторской гениальностью. Коллеги неизменно
отмечали его высокую культуру, образованность, человечность.
В 80-е годы минувшего столетия намечалась новая гонка танкового
вооружения. На Западе стали писать, что в СССР началась разработка новых
танков с пушками калибра 135 мм, поэтому не удивительно, что там стали
работать над орудиями еще более крупного калибра.
Можно предположить, что советской стороной была умело подброшена
дезинформация, в любом случае, западные конструкторы решили превзойти
советских, и в ведущих странах НАТО (и не только в них) началась
отработка 140-мм орудий.
Танк "Лепард-2" со швейцарской 140-мм пушкой
Данный калибр, как единый, был официально согласован специалистами США, Германии, Англии и Франции.
Уже в 90-е за океаном появилась 140-мм пушечная система АТАСS,
состоящая из гладкоствольной пушки ХМ 291 и автомата заряжания ХМ91.
Данное орудие имело дульную энергию, в два раза превышающую
показатели 120-мм пушки танка "Абрамс". Кроме того, она на 90 кг легче
предыдущего образца.
Орудия увеличенного калибра появились также во Франции, Англии и
Швейцарии. Сообщалось, что израильский танк "Меркава-4" будет с 140-мм
орудием.
Модернизированный вариант "Абрамса"
Китайцы также решили среагировать на это, и для своего
перспективного на то время танка Тип 98 начали конструировать систему
аналогичного калибра.
Можно было представить, какой шок испытали иностранные военные
специалисты, когда узнали настоящий калибр советских перспективных
танков. Отнюдь не 135-мм! Вражеские танки намечалось превращать в
металлолом из супер-пушек в 152 мм.
Танк "Объект 477"
Такое орудие установили на харьковский танк Объект 477 "Молот". По
некоторым данным, отработка этой пушки велась на Украине даже после
распада Советского Союза.
Немного позже в Ленинграде на базе танка Т-80 был создан опытный
Объект 292. На нем также смонтировали 152-мм гладкоствольное орудие,
хотя первоначально конструкторы хотели нарезную пушку. На испытаниях
были достигнуты обнадеживающие результаты, но прекращение финансирования
навсегда заморозило данные работы.
Объект 292
В 1997 году в Омске был впервые продемонстрирован Объект 640
"Черный орел", а после премьеры заявили, что на данный танк также
возможна установка орудия калибра 152-мм.
Во время повторной демонстрации танк ездил по полигону с
брезентовым чехлом на стволе и многие тогда подумали, что с новым
орудием. Но позже наступило разочарование, пушка оказалась старой.
"Черный Орел"
Много спекуляций было по поводу артсистемы российского
перспективного танка Объект 195, некоторое время продолжали писать о
пушке в 135-мм. Об этой машине до сих пор официально мало что известно.
Однако в Сети есть сведения, что и на этом танке стоит 152-мм орудие.
К счастью, гонка танковых арткалибров закончилась ничем. Западные
140-миллиметровки так и остались опытными. Это произошло по причине
распада Советского Союза и исчезновения "красной танковой угрозы". В
результате конструкторы сосредоточились на улучшении пушек калибра 120
мм.
Например, в США была разработана новая 120-мм пушка ХМ360, в которой как раз был и учтен прежний опыт.
После отказа от перспективного танка Объект 195 в России началась
работа над машинами унифицированного семейства "Армата". Опять же, по
данным, появившимся в Сети, перспективный основной боевой танк будет со
125-мм орудием. Некоторыми данный факт расценивается как проявление
застоя.
"Армата"
На самом деле, у пушек большого калибра есть и недостатки, их
снаряды по размерам больше традиционных, и, соответственно, значительно
уменьшается боекомплект, а в условиях современных маневренных действий
возимое большое количество снарядов очень важно.
К тому же, налаживание производства принципиально новых боеприпасов
может вылиться в круглую сумму. Проще развивать то, что есть. Те же
американцы достигли значительных успехов в создании бронебойных
подкалиберных снарядов семейства М829. С завидной регулярностью там
появляются новые модификации, которые по характеристикам значительно
превосходят предыдущие.
Поэтому и в России стоило пойти по такому же направлению. К тому
же, российские конструкторы до сих пор - одни из лидеров по созданию
управляемого танкового вооружения. И, можно предположить, что на
"Армате" данное направление получит новое качественное развитие.
Хорошая пушка при слабой системе управления огнем не сможет
продемонстрировать заложенные в нее характеристики, поэтому сейчас
важно, чтобы танк хорошо видел днем и ночью, в любых погодных условиях.
Необходимо, чтобы танкисты получали информацию в реальном времени. Можно
предположить, что именно такие возможности будут и у экипажей танков
"Армата".
Созданный в 90-е годы российский БТР-90 должен был стать базой для
целого семейства различных образцов боевой и вспомогательной техники.
Кроме непосредственно бронетранспортера с башней от БМП-2 были созданы и
другие бронированные машины. Одним из них стал вариант с боевым модулем
"Бахча-У", который существенно повысил огневую мощь машины.
Эта модификация впервые была представлена на выставке вооружений
IDEX-2001 в Абу-Даби. Как отмечали тогда, "новая машина принципиально
отличалась от своего прототипа, так как сочетала в себе подвижность и
вместимость БТР и огневую мощь боевой машины с тяжелым вооружением".
Новый боевой модуль "Бахча-У", установленный на бронетранспортере,
является разработкой КБ приборостроения. Ранее он уже прошел обкатку на
БМП-3М.
Система управления огнем нового боевого модуля включает
стабилизированный прицел наводчика с дальномером и тепловизором,
панорамный прицел командира, информационно-управляющую систему с
датчиками, автомат сопровождения цели, стабилизатор вооружения и
цифровой баллистический вычислитель.
Такой состав CУO позволяет обнаруживать и вести эффективную
стрельбу всеми видами вооружения с места и с ходу как по наземным, так и
по воздушным целям, а командиру полностью дублировать функции
наводчика. Механизм заряжания обеспечивает заряжание как короткого
выстрела 100-мм ОФС, так и длинного с ПТУР.
При этом техническая скорострельность осколочно-фугасными снарядами
составляет 10-12 выстр./мин, а время заряжания ПТУР не превышает 6
секунд.
В конструкции боевого отделения практически исключена
загазованность при стрельбе 100-мм боеприпасами, а боекомплект, по
сравнению с боекомплектом БМП-3, увеличен в 1,5 раза. В него входят
управляемая ракета 9М117М1 "Аркан" (дальность до 5500 м), новый 100-мм
осколочно-фугасный выстрел ЗУОФ19 с повышенной эффективностью поражения,
новый 30-мм бронебойный подкалиберный снаряд "Кернер".
Масса бронетранспортера возросла почти до 22 тонн, а погон под
башню пришлось приподнять, так как высота подбашенного отделения не
умещалась в корпусе.
Двигатель мощностью в 510 л.с. разгонял модернизированную машину до
80 км/ч по суше и до 10 км/ч по воде. Запас хода составил до 700 км.
К сожалению, поскольку после долгой разработки и попыток внедрения в
серийное производство БТР-90 был признан бесперспективным, и данная
модификация бронемашины так и не нашла своего заказчика.
Однако, в настоящее время решения по установке боевого отделения
БМП-3 на колесное шасси по-прежнему актуальны. В частности, вооруженные
силы ОАЭ планируют принять на вооружение французские БМП Vextra с
российской башней.
Вместо камуфляжа наземная техника Минобороны будет снова покрашена в зеленый
Фото: архив редакции
Министр обороны Сергей Шойгу утвердил временный регламент
нанесения защитной и «деформирующей» (скрывающей форму) раскраски на
вооружение и военную технику. Как рассказали «Известиям» в Минобороны, главное в новой системе — отказ от камуфляжа. Теперь вся техника будет краситься в сплошной цвет.
—
В зависимости от региона это будет либо темно-зеленый, либо
светло-зеленый, либо хаки, — пояснил изданию офицер Сухопутных войск,
знакомый с ситуацией. В 15-м
Центральном научно-исследовательском институте инженерных войск,
который отвечает за разработку схем камуфлирования и подбора цветов,
«Известиям» пояснили, что сейчас для нанесения камуфляжа используют 10
основных цветов: светло-зеленый, темно-зеленый, серо-зеленый, хаки, серо-желтый, серо-коричневый, светло-желтый, серый, светло-серый, черный.
Он
добавил, что управление начальника инженерных войск Минобороны до конца
лета подготовит проекты раскраски для каждого типа боевых машин — по
ним военные будут красить технику в частях. —
Как такового единого регламента в нанесении камуфляжа сейчас нет. Есть
различные методические пособия, наставления и эскизы. А на основе всех
этих документов командир и выбирает, как покрасить технику своего
подразделения, — пояснил офицер-инженер. В
одной из бригад Южного военного округа «Известиям» рассказали, что в
среднем на танк типа Т-72 (Т-90) уходит около 40 кг краски. —
Красится техника по регламенту два раза в год. Перед каждым учебным
периодом (весна-осень). А так как краска выгорает и на учениях
обдирается, то подкрашиваем и закрашиваем технику минимум раз в месяц, —
пояснил офицер-танкист Южного военного округа.
Главный
редактор отраслевого журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский
рассказал «Известиям», что однотонный окрас удобнее, поскольку позволяет
машины быстро перекрасить в камуфляж в зависимости от местности, на
которой планируется бой.
— Покраска танка занимает 1–1,5
часа. Ее может выполнить экипаж даже в полевых условиях. В зависимости
от того, в какой местности предстоит воевать, можно оперативно менять
окраску техники. А в мирное время она вся должна быть однотонная, как
было в СССР, — пояснил Мураховский.
Военный
эксперт по бронетанковой технике Алексей Хлопотов, в свою очередь,
заявил «Известиям», что ранее военные отказывались от камуфляжа из-за
сложности его нанесения в условиях воинской части, поскольку хорошо
маскирует технику только заводской камуфляж.
— На танк в камуфляжной раскраске сложнее сфокусировать оптические приборы. В
армиях стран НАТО, в частности в Германии и США, для европейской
местности существуют сложные многоцветные схемы камуфлирования. Но они
наносятся на заводах со строжайшим соблюдением регламента. У нас же в
армии красят кустарно, толку от такого камуфляжа нет. Поэтому лучше
пусть будут одноцветные, — сказал Хлопотов.
В управлении материально-технического обеспечения
Центрального военного округа пояснили, что гонять танки на заводы для
перекраски нерентабельно.
— Два раза в год танки на завод никто для покраски
перегонять не будет, проще покрасить в частях, — отметил собеседник
«Известий».
Первые
образцы камуфляжной краски были в Советской армии в 1930-е годы. Во
время войны техника периодически камуфлировалась, но это носило
эпизодический характер. После войны и до середины 1980-х годов техника
во всей армии была однотонной. Затем новые танки Т-80У и БМП-3 стали поступать в войска в камуфляжной расцветке.
С 2004 по 2009 год техника поставлялась в войска с заводов в однотонной раскраске, что объяснялось экономией. А в 2009 году Анатолий Сердюков установил для наземной техники трехцветный камуфляж.
Во Дворце культуры Уралвагонзавода начала свою работу Всероссийская
научно-практическая конференция «Танкпром, век XX: история,
историография, источники и музейное воплощение». Ее организаторами стали
ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», Институт
истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова Российской Академии
Наук и Политехнический музей Министерства культуры РФ.
В конференции приняли участие крупнейшие учёные отрасли, работники
музеев танковой промышленности, известные журналисты, давно работающие в
отрасли, ветераны и действующие работники системы Танкпрома. Всего – 81
участник.
Корпорацию «УВЗ» представили предприятия дивизиона спецтехники. Это
нижнетагильские ОАО «НПК Уралвагонзавод» и ОАО «УКБТМ», ОАО
«Уралтрансмаш» и ОАО «УралНИТИ» из Екатеринбурга, а также омский ОАО
«КБТМ», челябинский ОАО «ЧТЗ-УРАТРАК», ОАО ЦНИИ «Буревестник» из Нижнего
Новгорода и другие.
Приветствие участникам конференции направили директор
Политехнического музея (г. Москва) Борис Салтыков и заместитель
председателя Правительства Свердловской области Александр Петров. В
своих телеграммах они отметили высокую значимость мероприятия не только
для Уралвагонзавода, Нижнего Тагила и Уральского региона, но и России, и
машиностроительной отрасли в целом.
Открыл пленарное заседание заместитель генерального директора ОАО
«Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Алексей Жарич. В
своем выступлении он сказал, что идея создания музея танковой
промышленности возникла как возможное центральное событие 100-летия
отечественной танковой промышленности, которое будет отмечаться в 2020
году. Жарич обозначил основные задачи конференции: это начало
экспертного диалога ученых, музейщиков и производственников о самой
возможности создания такой экспозиции, формирование общего понимания
предмета и направления работы, выявление тех экспертов и специалистов,
которые могли бы войти в рабочую группу по реализации проекта.
Также на заседании-открытии выступил с докладом Ю.М. Батурин,
член-корреспондент РАН, Герой России, директор института истории
естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН. Он рассказал об истории
создания танка и высказал первые идеи по поводу концепции будущего
музея.
Глава города Нижний Тагил Сергей Носов, как доктор технических наук,
рассказал об истории броневого производства на Магнитогорском
металлургическом комбинате. Из его уст прозвучала идея, что в проекте
должны участвовать представители крупнейших металлургических компаний,
на предприятиях которых изготавливалась и изготавливается броня для
танков.
Отвечая на вопросы журналистов, Юрий Батурин сказал:
- Создание музея Танкпрома - очень интересный проект. В России нет
ничего подобного. Сотрудники института истории естествознания и техники
обязательно войдут в рабочую группу по его созданию.
После пленарного заседания участники конференции продолжили работу в
«Музейной секции» и «Память Танкпрома: памятники, архивные исследования и
издательская работа». С докладами выступили сотрудники Политехнического
музея (г. Москва), Независимого института истории материальной культуры
(г. Екатеринбург), Государственного комитета по делам архивов
Челябинской области (г. Челябинск), ОАО «Электромедь» (Верхняя Пышма),
Нижнетагильского музея заповедника, Уралвагонзавода (г. Нижний Тагил) и
др.
В рамках конференции гости Нижнего Тагила посетили Уралвагонзавод.
Они побывали в цехах вагоносборочного производства: цехе колесных пар,
вагоносборочном, малярно-сдаточном и других – где познакомились с
процессом изготовления подвижного состава. Кроме того, участники
конференции побывали в музеях Выставочного комплекса предприятия –
историческом и бронетанковой техники.
Gur Khan: очень интересное и полезное мероприятие, с великолепным уровнем организации: Уралвагонзавод - браво! Подробности может быть попозже, а то просто сил нет на комментарии...
Индия
проводит программу модернизации свыше двух тысяч боевых машин пехоты
наряду с принятием на вооружение большого количества танков Т-90С,
обновлением парка Т-72 и разработкой перспективного "умного танка" после
2020 года.
Начальник штаба сухопутных войск Индии генерал Бикрам Сингх заявил,
что настаивает на скорейшей модернизации армии, в частности оружия
пехоты, артиллерии и механизированных войск. В последние годы программы
по оснащению вооруженных сил современным оружием зашли в тупик из-за
плохой системы управления проектами, передает "Военный Паритет".
Руководство
армии намерено держать в боевом состоянии 63 танковых полка и более 30
механизированных батальонов, которые должны обладать стратегической
мобильностью.
В рамках модернизации боевые машины пехоты БМП-2 и
БМП-2К будут оснащены тепловизионными системами наблюдения и
прицеливания, получат новое оружие, в том числе ПУ ПТУР 2-го поколения и
30-мм автоматические гранатометы. Кроме того, БМП получат
усовершенствованный двигатель мощность 360 л.с. Модернизация будет
завершена к середине 2014 года. Сейчас 950 единиц БМП-2 уже оборудованы
ночными системами. Между тем на вооружение сухопутных войск
Индии уже принято 800 танков Т-90С из заказанных 1657, а также 124 танка
местной разработки и производства arjun. Также продолжается
модернизация парка Т-72. Источник.