пятница, 7 октября 2011 г.

Пламенное сердце русских танков-5


ВИКТОР ЗАХАРОВ:
«Двигатель серии «Т» — это современный конкурентоспособный силовой агрегат»
Челябинский тракторный завод всегда по праву считался и считается одним из лидеров отечественного двигателестроения. Предприятие обладает колоссальным опытом проектирования и производства дизельных силовых установок для инженерных машин и бронетанковой техники. Разработке на ЧТЗ семейства перспективных дизельных двигателей серии «Т» было посвящено интервью заместителя генерального директора Челябинского тракторного завода по перспективным двигателям Виктора Ивановича Захарова.

Захаров Виктор Иванович
Заместитель генерального директора по перспективным двигателям ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК». Родился 19 апреля 1952 года в Челябинске. Закончил Челябинский машиностроительный техникум, Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (ныне — Челябинская государственная агроинженерная академия). Кандидат технических наук (2004 год). Трудовую деятельность начал в 1970 году токарем цеха МХ-3 ЧТЗ. В 1971-1973 гг. служил в Советской Армии. После демобилизации вернулся на ЧТЗ, где с 1973 по 1993 гг. прошел путь от рядового инженера-технолога до главного технолога — начальника управления главного технолога предприятия. В 1993-1994 гг. работал техническим директором проектно-производственной фирмы «Гипро». После возвращения на ЧТЗ (1994 г.) был назначен на должность главного технолога — начальника управления главного технолога. В 1997-2007 гг. работал заместителем технического директора по подготовке производства — начальником управления главного технолога, начальником управления главного технолога — главным технологом, первым заместителем технического директора ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК». С 2007 года по настоящее время является заместителем генерального директора по перспективным двигателям. Награжден: Юбилейной Почетной грамотой (1983 год), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2003 год), Золотым знаком «За отличие в труде» (2006, 2008 гг.). Лауреат Премии «ЧТЗ» (2000 год). Заслуженный технолог РФ (1993 год).
           С момента своего основания Челябинский тракторный завод был известен как производитель двух основных видов продукции — промышленных тракторов и двигателей. В последнее время ЧТЗ существенно расширил спектр выпускаемых инженерных машин, что требует соответствующей «линейки» двигателей. Как решается эта проблема?
-              Наверное, нужно начать с констатации того бесспорного факта, что за годы существования Челябинского тракторного завода, на нем сложилась собственная школа двига-телестроения. Она имеет свои традиции, поскольку насчитывает, по меньшей мере, семьдесят пять лет. У нее есть свои достижения, есть знаковые личности, такие как И.Я. Трашутин и В.И. Бутов. Потерять такую школу было бы просто преступно. Как с позиции предприятия, так и с государственной точки зрения. Опасность подобного развития событий, после того как в 90-х годах произошел развал экономики страны, была вполне реальной. В тот период из-за недостатка финансирования в стране практически остановились работы по созданию новых двигателей, прекратили свое существование многие моторные заводы. В качестве примера достаточно привести Барнаул, где в советское время успешно работали два прекрасных предприятия подобного профиля — Алтайский моторный завод и Завод транспортного машиностроения, которых больше нет. Не менее сложная обстановка была и у нас на заводе, поскольку денег на проведение полномасштабных НИОКР не было. Но, нужно отдать должное руководству ЧТЗ, несмотря на все сложности, определенные средства все-таки выделялись, и мы даже в те годы смогли продолжить работы по разработке перспективного семейства силовых агрегатов, начатые ранее. Благодаря этому мы имели определенный задел конструкторских наработок как по транспортным дизелям, так и по тракторным двигателям. Поэтому, когда Министерство промышленности и энергетики РФ объявило тендер на разработку нового семейства двигателей, мы решили принять в нем участие и представить конкурсной комиссии силовые агрегаты серии «Т». В конкурсе мы вышли победителями, и 18 апреля 2008 года завод подписал с Минпромэнерго РФ государственный контракт «Создание модельного ряда дизельных двигателей жидкостного охлаждения». В нем было зафиксировано, что ЧТЗ берется за разработку конкурентоспособной «линейки» дизельных двигателей, и перечислены технические параметры, которым они должны соответствовать.  Нам были определены сроки на проведение этой работы — с 2008 по 2012 годы и выделено бюджетное финансирование в размере 500 миллионов рублей. Сразу хотел бы отметить, что и сроки, и ресурсы, запланированные для решения поставленной задачи, предельно минимальные. Например, если мы возьмем зарубежный опыт, то там на разработку нового дизельного двигателя отводится 5-7 лет. Что касается объема финансирования, то, как правило, на подобные цели тратится от 200 до 300 миллионов долларов. При этом, хотя времени и денег нам выделили меньше, но задачи, которые пришлось решать, были гораздо сложнее, чем у зарубежных коллег. Это связано с тем, что сегодня, как я уже говорил, существенно сократились инвестиционные возможности отечественных машиностроительных предприятий в части обновления производственной базы для проведения НИОКР. Не скрою, только финансирование, полученное нами по контракту, позволило перевооружить наши конструкторские подразделения, оснастить их современной вычислительной техникой и необходимым стендовым оборудованием. Так, нами были приобретены новейшие исследовательские центры фирмы AVL. Один из них был установлен на заводе, а другой — на кафедре ДВС Южно-Уральского государственного университета. Без всего этого проведение эффективных разработок новых двигателей в настоящее время просто невозможно. Еще одна проблема заключается в том, что практически отсутствует рынок конкурентоспособных комплектующих отечественного производства. Из-за этого многие агрегаты мы вынуждены были проектировать сами. Кроме того, нужно понимать, что разработка модельного ряда новых двигателей сопряжена с решением целого ряда сложных научных проблем, для чего необходима постоянно действующая тесная интеграция научных и производственных подразделений. Говоря откровенно, в прошедшие годы такие связи у отечественных предприятий были серьезно подорваны. В этом отношении мы оказались в более выгодных условиях, поскольку всегда тесно сотрудничали и продолжаем взаимодействовать в настоящее время с кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания» Южно-Уральского государственного университета. При работе над контрактом был составлен подробнейший план-график ее проведения, определены контрольные сроки основных этапов, за каждый из которых мы должны были отчитаться. Сейчас, например, идет пятый календарный этап, в ходе которого мы должны представить уже не отдельные экспериментальные образцы дизельных двигателей, а выпустить их опытную партию, с тем, чтобы получить требуемые показатели не на исследовательских стендах, а непосредственно на тех образцах техники, для которых двигатели серии «Т» предназначены. Это не просто, но у меня нет никаких сомнений в том, что мы справимся с этой задачей.

— Вы сказали, что на конкурс, объявленный Минпромэнерго РФ в 2008 году, ЧТЗ представил двигатели серии «Т». Означает ли это, что к тому времени данный силовой агрегат на заводе уже был создан, и если да, то когда начались работы но его созданию?
- Выше уже говорилось, что на момент подписания контракта с Минпромэнерго РФ, у ЧТЗ действительно уже были определенные наработки но новому семейству двигателей. Начало работ по их созданию было связано с тем, что на заводе отдавали себе отчет в том, что основной силовой агрегат, выпускаемый ЧТЗ,— дизельный двигатель Д-180 нуждается в замене. Да, это очень надежный, неприхотливый в эксплуатации силовой агрегат, благодаря чему он широко используется и в настоящее время, но его показатели по расходу топлива и масла, удельной мощности, эко-логичности и ряду других параметров уже не соответствуют современным требованиям. Чтобы исправить ситуацию, в свое время и была начата разработка нового дизеля. Важная особенность этой работы заключалась в том, что мы использовали не только опыт наших конструкторов, но и учитывали тенденции мирового двигателестроения. Несмотря на все сложности, мы тогда выпустили опытный образец нового 6-цилиндрового двигателя в рядном исполнении. Но показатели, которые он тогда выдавал, нас никак не могли устроить, было ясно, что придется потратить много сил и времени, чтобы довести его до ума. Вот это очень важный момент: хотя тот силовой агрегат и был «сырым», но мы понимали, что движемся в правильном направлении, поскольку двигатель нуждался в доводке, а не в полной переделке. Именно поэтому в тендере 2008 года на разработку перспективного семейства дизельных двигателей мы участвовали уже непосредственно с ним. Как уже отмечалось, за время выполнения государственного контракта была проведена огромная работа. Фактически двигатель создавался заново. Были применены новые конструктивные и инженерные решения, благодаря чему сегодня двигатель серии «Т» по своим параметрам — это современный и, главное, конкурентоспособный силовой агрегат.

           Не могли бы Вы подробней рассказать об особенностях нового семейства двигателей Челябинского тракторного завода?
           Семейство двигателей серии «Т» включает в себя 4-, 6-, 8- и 12-ци-линдровые дизельные силовые установки. Все они, как я уже сказал, отвечают самым современным требованиям, предъявляемым к двигателям промышленных машин. Они имеют гораздо более высокие показатели но техническому уровню, надежности и экономической эффективности по сравнению со всеми моторами, которые применяются в нашей стране в настоящее время. Эти двигатели изначально разрабатывались для эксплуатации в условиях переменных режимов нагружен ия, частых перегрузок, работы на боковых уклонах. Особо оговаривалась возможность длительной работы в режиме максимального крутящего момента. Проведенные нами расчеты и испытания показывают, что при использовании двигателя серии «Т» за счет меньшего расхода дизельного топлива и масла при обычной односменной работе будет достигаться экономия более 80 тысяч рублей в год (при действующих ценах на горючесмазочные материалы) по сравнению с аналогичным дизельным двигателем отечественного производства, из числа выпускаемых в настоящее время.  Еще одним существенным достоинством двигателей серии «Т» является высокая степень их унификации. Поскольку на разных модификациях силовых установок используется большое количество унифицированных деталей и узлов, достигается существенная экономия эксплуатационных расходов и обеспечивается снижение стоимости запасных частей.

           Понятно, что двигатели серии «Т» создавались с учетом возможности их применения на инженерных машинах, выпускаемых Челябинским тракторным заводом. А где еще они могут быть востребованы?
-              Двигатели серии «Т» разрабатываются для использования в строительно-дорожных машинах, ряде сельскохозяйственных и промышленных агрегатов, предъявляющих свои специфические требования к силовым установкам. Как я уже говорил, это и переменные режимы на-гружения, и частые максимальные перегрузки, и работа на боковых уклонах и спусках, и длительная эксплуатация в режиме максимального крутящего момента. Добавьте сюда повышенную запыленность и увеличение сроков между циклами технического обслуживания. Такие условия работы характерны для инженерных машин ЧТЗ? Безусловно. Поэтому в перспективе они будут оснащаться двигателями семейства «Т». Но примерно в таких же условиях работает и сельскохозяйственная техника, а раз так, то среди потребителей наших силовых установок мы видим «Россельмаш» и выпускаемые им сельскохозяйственные комбайны. Есть и другие классы техники, где они найдут свое применение. Не секрет, что из-за отсутствия в стране полноценной «линейки» силовых установок, многие российские производители промышленных машин и агрегатов вынуждены в настоящее время устанавливать на них либо неоптимальные двигатели отечественного производства, либо закупать требуемые моторы за рубежом. Нужно учесть, что широко используемые у нас дизельные двигатели белорусского производства фактически также зарубежная продукция. Понятно, что если будет предложен свой конкурентоспособный дизель, то все отечественные производители перейдут на него. В этой связи не будет лишним уточнить, что мощностной диапазон двигателей серии «Т» лежит в пределах от 100 до 2000 л.с. Таким образом, в нашей стране они перекрывают потребности всех возможных потребителей. В качестве подтверждения приведу такой пример. Недавно, во время командировки на «КАМАЗе» я побывал в центре «КАМАЗ-Мастер», где готовят технику к участию в ралли-рейдах. Так вот, нашим 8-цилиндро-вым двигателем серии «Т» заинтересовались даже там, поскольку условия, для работы в которых он создавался,— это как раз то, с чем сталкиваются «камазовские» машины во время ралли-рейдов. Я пообещал, что один из первых промышленных образцов такого мотора мы им предоставим. Так что не исключено, что мы увидим двигатель серии «Т» и на трассах «Дакара». Если же оперировать цифрами, то мы считаем, что уже в 2012 году доля применения двигателей серии «Т» в рассматриваемых типах машин и агрегатов составит порядка 16 %, а к 2015 году, за счет восстановления и роста основных рынков техники в России, объем продаж этих силовых агрегатов может выйти на уровень 20 тысяч штук в год.
Испытания экспериментального образца двигателя серии «Г» на стенде исследовательском центре AVL
 — А способен Челябинский тракторный завод в настоящее время выпускать такое количество современных дизельных двигателей?
- Что касается опытно-промышленной партии двигателей, которая потребуется для проведения их испытаний, то в этом нет никаких сомнений. В дальнейшем, как мы рассчитываем, встанет вопрос о налаживании их серийного производства. Если вести речь об этом, то в данном случае есть и устоявшаяся мировая практика, и наше мнение, что ЧТЗ должен изготавливать базовые детали двигателей и осуществлять их сборку. О каких базовых деталях идет речь? Это блоки цилиндров двигателей, коленчатые и распределительные валы, головки блоков, шатуны, а также оригинальные переходные детали. А вот остальные компоненты нам должны будут поставлять специализированные предприятия. Сборка двигателей, как я уже сказал, будет проводиться на ЧТЗ.  Скажу прямо, вопросов по производству двигателей пока много. Они касаются и основной промпло-щадки, и поставщиков комплектующих. Мы прекрасно понимаем, что без технического перевооружения соответствующих производств завод с подобной задачей сегодня не справится. Чтобы провести такую модернизацию предприятия, нужны серьезные инвестиции. С этой целью мы составили бизнес-план и передали его в ВЭБ для проведения соответствующей экспертизы, после чего рассчитываем на предоставление под эти цели кредитных ресурсов.
— На разработку перспективного семейства дизельных двигателей завод уже получил 500 миллионов рублей, для проведения технического перевооружения предприятия, необходимого для организации их производства, потребуется не меньше. Получаются очень серьезные вложения. Вы не боитесь, что в руководстве страны может возникнуть мысль, что может быть и не стоит выделять такие инвестиции для развертывания собственного производства двигателей, а взять и просто купить необходимое их количество у западных производителей. Наверное, такой вариант решения проблемы может потребовать даже меньших затрат?
- Не скрою, такая точка зрения существует, и даже во властных структурах есть отдельные люди, отстаивающие подобный вариант решения проблемы. Но могу ответственно сказать, что в руководстве России понимают, что страна, называющая себя великой, не может существовать только за счет экспорта энергоносителей. К тому же на все случаи жизни двигатели купить не удастся. Вы представляете себе российский танк с немецким или американским двигателем? Я нет. Поэтому сегодня необходимость обеспечения собственными силовыми установками разные отрасли техники осознается на всех уровнях руководства страны. Более того, в последнее время этой теме начинает уделяться все большее внимание. Так, в декабре прошлого года на специальном совещании правительственной комиссии под руководством вице-премьера С.Б. Иванова было признано целесообразным разработать Федеральную целевую программу по развитию дизельного двигателестроения в России. Сейчас концепция такой программы уже создана, она проходит все необходимые согласования в правительственных структурах. Мы также передали в Минпромторг РФ свои предложения по концепции этой программы. Мы считаем, что преодоление технического отставания российского двигателестроения возможно путем создания нескольких Федеральных центров по основным направлениям дизе-лестроения. Основной целью создания подобных центров должна стать интеграция накопленного в стране научного и производственного потенциала для разработки и освоения производства конкурентоспособных дизельных двигателей. Создание Федеральных центров позволит устранить существующее распыление оставшегося интеллектуального потенциала и сократит, тем самым, финансовые затраты.
           О каких направлениях дизелестроения идет речь?
           Мы считаем, что таких направлений, как минимум, три. Прежде всего, это двигатели большой мощности, необходимые для железнодорожного подвижного состава, судостроения и стационарных энергетических установок. Второе самостоятельное направление дизелестроения — это двигатели для автомобилей и колесной военной техники. И наконец, третье — это двигатели для тракторов, сельскохозяйственных машин и гусеничной военной техники. Вот это направление мы готовы взять на себя, поскольку его полностью закрывают двигатели семейства «Т». Мы считаем, что создание Федеральных центров позволит решить и еще одну важнейшую народнохозяйственную задачу. Я уже говорил, что в стране сложилась напряженная ситуация с разработкой и производством современных комплектующих для дизелей. К сожалению, нужно признать, что многие из подобных производств мы уже потеряли. В этой связи создание Федеральных центров двигателестроения имеет первостепенное значение, поскольку они будут заниматься и созданием компонентной базы, которую смогут использовать все отечественные производители. К счастью, нужно отметить, что интересные наработки по агрегатам дизелей в стране есть, и сейчас нужно грамотно распорядиться имеющимся потенциалом.
           Получается, что запуск в серию двигателей семейства «Т» важен не только для Челябинского тракторного завода, но и для России в целом.
           Совершенно верно. Для завода разработка и производство двигателей серии «Т» жизненно необходимы. В этом случае мы закрепляем свои позиции одного из лидеров отечественного двигателестроения. Но нужно учесть, что производство дизелей серии «Т» фактически является по-настоящему реальным шагом в модернизации не только для ЧТЗ, но и для всего отечественного машиностроения, а значит — для всей России. О модернизации сегодня много говорится на самом высоком политическом уровне. И очень символично, что значимый шаг в этом направлении делает Челябинский тракторный завод — один из первенцев индустриализации страны.

Корпоративный журнал ЧТЗ-Уралтрак №1 (13) /2010

Курсанты в Елани

Курсанты Еланского гарнизона сдают экзамен на меткость

Курсанты Еланского гарнизона сдают главный экзамен. Помимо навыков, нужны меткий глаз и твердая рука — иначе поразить цель из движущейся боевой машины просто невозможно.

Денис Горюнов – без пяти минут командир танка. Как водитель он себя уже показал на «отлично». Сегодня он – за наводчика. Предстоящие стрельбы для курсанта — возможность исправить ошибки. Цели находятся на расстоянии почти в два километра. Для неопытного наводчика это задача не из простых — стрельба ведется в движении.

Прицел сбивается, пушка трясется. В реальных боевых условиях даже один промах может стать роковым для всего экипажа. Курсант справился с волнением, цель поражена. Три месяца занятий не прошли даром. За этого бойца командиры могут быть спокойны.

Стрельба штатным артиллерийским выстрелом для наводчиков-операторов — главный и последний экзамен перед отправкой в части постоянной боевой готовности. Треть курсантов предыдущего выпуска получили за экзамен высший балл. Остальные заработали твердую «четверку». Их незначительные ошибки поправят уже в войсках.

После сдачи экзамена выпускники Еланского учебного центра получат сержантские звания. Лучшие из курсантов, как заведено у танкистов, будут награждены командирскими часами с гравировкой «от командира батальона за отличную учебу».

МКПК "Универсал": работы по БМД-4, "Спруту" и парашютным системам заморожены...

ВДВ 5 лет не получают новую технику для десантирования - конструктор

 МОСКВА, 7 окт - РИА Новости. Воздушно-десантные войска на протяжении пяти лет не могут получить необходимые в войсках парашютные системы для боевых машин БМД-4 и противотанковых пушек "Спрут", заявил в пятницу РИА Новости директор Московского конструкторско-производственного комплекса "Универсал" Сергей Родионов.

"Из-за недофинансирования опытно-конструкторских работ, принятые на вооружение еще в 2005 году БМД-4 и "Спрут" до сих пор не имеют средств десантирования", - сказал Родионов по итогам выездного совещания Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, которое состоялось накануне в Туле.
По его словам, финансирование уже фактически созданных систем десантирования для БМД-4 и "Спрута" прекращено. Работа по первой заморожена на стадии заводских испытаний, а по второй - на стадии государственных испытаний.

"Подобное игнорирование руководством Минобороны потребностей ВДВ в средствах десантирования техники нам объясняют новой позицией Генштаба, предполагающей, что ВДВ достаточно иметь не более 50% десантируемой техники. Остальную - посадочным способом", - пояснил причины сложившейся ситуации Родионов.
 Из-за недофинансирования предприятия ВДВ также не имеет возможности десантировать более 300 новейших автомобилей "КамАЗ", которые заменили в войсках устаревшие "ГАЗ-66". До сих пор не объявлен конкурс на серийное производство сотни комплектов парашютно-бесплатформенных систем для БМД-2 и артиллерийской самоходной установки "Ноны".
В свою очередь источник в российском оборонно-промышленном комплексе сообщил, что весь объем новых боевых машин десанта БМД-4М и противотанковых пушек "Спрут" в ВДВ также в этом году поставлен не будет. Одной из причин того, что войска не получат технику, является разногласие Минобороны и предприятий ОПК по цене.
Источник в Генштабе в свою очередь сообщил, что отсутствие средств десантирования для техники в ВДВ из-за новых предпочтений военного ведомства были видны на недавних учениях "Центр-2011".
"Когда командующий ЦВО генерал-полковник Владимир Чиркин принял решение усилить российскую группировку, действующую по легенде учения в Таджикистане в составе сил КСОР еще одним батальоном ульяновской 31-й отдельной десантно-штурмовой бригады, средства десантирования пришлось везти из Коломны", - сказал источник.
Как сообщил Родионов, претензий по цене к его предприятию не может быть, поскольку за те три года, которое его предприятие занимается серийным производством средств десантирования для БТР-Д и "Ноны", цена на них в результате конкурентной борьбы упала на 40%.
"Но из-за того, что военное ведомство до октября-ноября затягивает проведение конкурса на производство предусмотренных ГОЗом средств десантирования, а затем требует поставить десятки комплектов за один месяц, выполнить подобный заказ нереально, а в итоге - десантники остаются без средств десантирования. Уже второй года подряд десантникам не поставляются необходимые для их техники парашютные системы", - сказал Родионов.
Gur Khan: отличное дополнение к материалам о БМД-4М на REA-2011 и заявлениям  по этому поводу начальника Генштаба Николая Макарова. Думаю, что тут явственно видна "забота" МО об укреплении своей материально-технической базы, реальном, а не показушном перевооружении, радение за безопасность граждан России.

Модернизация танков Т-72

Сердюков: Модернизация танков Т-72 дорогая, но того стоит

Модернизация танков Т-72 до уровня Т-90 обходится дорого, но это стоящее дело, заявил министр обороны России Анатолий Сердюков.

«Мы взяли курс на то, чтобы в ходе реконструирования танков Т-72 довести их до уровня Т-90, а, может быть, и выше. Модернизация этих машин - дело дорогое. За обновление только одного танка приходится выкладывать почти 38 млн рублей. Но, как говорится, овчинка стоит выделки», - заявил Сердюков «Комсомольской правде».
 Министр обороны России ответил на вопросы «Комсомолки»
Виктор БАРАНЕЦ — 06.10.2011
Военный обозреватель КП» Виктор БАРАНЕЦ встретился с министром обороны России Анатолием Сердюковым и попросил его ответить на ряд вопросов, касающихся нынешнего состоянии армии и перспективах ее реформирования. Вот что ответил «Комсомолке» глава военного ведомства.
О военной реформе
Первый этап военной реформы был связан главным образом с изменениями организационно-штатной структуры Вооруженных сил. Сейчас мы приступили ко второму этапу, когда главная задача будет связана с перевооружением войск. В соответствии с Госпрограммой, рассчитанной до 2020 года.
О гособоронзаказе
При формировании гособоронзаказа у нас к оборонщикам было две претензии - по цене и качеству вооружений. Мы добивались, чтобы они открыли нам «историю себестоимости» продукции. То есть, показали нам все прозрачно. Нам надо было понять, откуда и что берется. После долгих споров компромисс, в конце концов, найден. Определились мы и с критериями качества. Гособоронзаказ почти полностью уже размещен. Из 580 миллиардов рублей осталось «пристроить» чуть более 20 миллиардов. Но и сделали выводы из уроков этого года. Теперь очередной гособоронзаказ будет формироваться в Минобороны до декабря с таким расчетом, чтобы с января они уже начал выполняться. Причем, мы стремимся к тому, чтобы гособоронзаказ был проплачен оборонщикам на все 100%  вперед. Таких удобных условий для ВПК нет, пожалуй, ни в одной другой стране мира.
О военной полиции
Мы завершаем формирование нормативной базы Военной полиции. Разрабатываем ее структуру, задачи, права и обязанности, форму. Продумываем систему подготовки. Военная полиция возьмет на себя многие задачи - поддержание дисциплины и порядка в гарнизонах, охрана грузов и объектов, дознание и тд. Численный состав Военной полиции пока точно не определен.
О беспилотниках
Те беспилотные летательные аппараты, которые мы закупили у Израиля, показали себя очень неплохо. Сейчас присматриваемся и к итальянским. А одновременно наши конструкторы разрабатывают и отечественные образцы.
О новых зенитных ракетных комплексах
Для производства новейших зенитных ракетных комплексов С-400 будут построены два завода. Они уже проектируются, и, надеюсь, к 2015 году мы получим первую продукцию.
О танках
Мы взяли курс на то, чтобы в ходе реконструирования танков Т-72 довести их до уровня Т-90, а, может быть, и выше. Модернизация этих машин - дело дорогое. За обновление только одного танка приходится выкладывать почти 38 миллионов рублей. Но, как говорится, овчинка стоит выделки.
 Об автоматах Калашникова
Говорить о том, что армия отказалась от АК-74 - неверно. Это оружие остается в строю. Мы просто его решили больше не закупать, потому что на армейских складах таких стволов набралось почти 17 миллионов единиц. Часть из них будет продолжать эксплуатировать, часть попытаемся модернизировать, часть продать или передать в другие силовые структуры, где более сильного оружия и не надо. Все сделаем по-хозяйски.
О деньгах для военных
Думаю, что по тем законам, которые рассматриваются сейчас в Госдуме, военные пенсии с 2012 года увеличатся в 1,5-1,6 раза. А что касается денежного довольствия кадровых военнослужащих, то установки, насколько мне известно, остались прежние: лейтенант будет получать от 50 тысяч рублей. Солдаты и сержанты-контрактники - от 25 тысяч и более. Все будет во многом зависеть и от должности. Если человек служит на боевой должности, скажем, снайпер, то он, не исключаю, будет получать и более 30 тысяч рублей.
О жилье
Надеюсь, что вопрос об обеспечении жильем уволенных военных будет закрыт в 2013 году. Затем активно займемся служебным жильем для офицеров и контрактников. Вопрос, безусловно, сложный. И потребует немало времени и средств. Чтобы снять остроту проблемы, на мой взгляд, можно будет какое-то время платить солдатам и сержантам-контрактникам деньги на поднаем жилья. А тем временем приобретать или строить служебное жилье там, где оно нужно. Но «квартирные деньги» - это пока как вариант. Тут надо все хорошенько обмозговать.
Gur Khan: относительно модернизации Т-72 стоит напомнить, что в модернизационныйпакет входят: новая пушка 2А46М-5, СУО с пятиканальным прицелом "Сосна-У", двигатель В-92С2 в 1000л.с., трансмиссия, КПП, новые цифровые средства связи и т.п. За сумму чуть превышающую $1000000 это совсем не дорого!

четверг, 6 октября 2011 г.

Артиллерийский Завод №9


Блог «Gur Khan attacks!», военно-патриотический сайт «ОТВАГА» и фирма «КомпьютерЛэнд» представляют:
Корпорация «Уралвагонзавод» - крупнейший оборонный машиностроительный холдинг России.

ОАО «Артиллерийский «Завод №9»
г.Екатеринбург
   ОАО  «Артиллерийский «Завод №9» научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» является основным разработчиком и производителем ствольных артиллерийских систем в России и единственным в стране разработчиком основного вооружения танков.

    Основу огневой мощи российских танков составляют пушки 2А46М, 2А46М-1 с высокими боевыми и эксплуатационными качествами. В этих пушках
- обеспечивается возможность замены ствола без демонтажа башни;
-  увеличенная точно­сть стрельбы;
-  удобство в эксплуатации;
-  возможность применения управляемых снарядов;
-  увеличение точности сходу в 1,2 раза, по сравнению с изделием 2А46.

     В пушках, принятых на вооружение в 2005 году:  2А46М-4 и 2А46М-5 повышена точность стрельбы за счет:
-  увеличения жёсткости ствола и динамиче­ской уравновешенности;
-  ужесточения геометрии ствола;
-  улучшения фиксации ствола  в люльке.

Пушки 2А46М-4 и 2А46М-5 так же имеют
-        повышенную кучность стрельбы на 15%;
-        уменьшенное вибрационное рассеивание при стрельбе сходу в 1,7 раза;
-        имеется устройство для автоматического учёта изгиба ствола;
-        хромирование канала позволяет увеличить живучесть ствола в 1,5 раза.

     Одной из самых распространенных в мире является 122-миллиметровая буксируемая гаубица Д-30А, созданная «Заводом №9», и ее модификации, которые стоят на вооружении 35 стран мира, проверены во всех послевоенных локальных конфликтах. В настоящее время эта гаубица модернизирована - оборудована полуавтоматическим механизмом досылки снарядов.
Углы вертикальной наводки: от -7 до +70 градусов
Горизонтальный обстрел: 360 градусов
Скорострельность: 6-8 выстрелов в минуту
Дальность стрельбы: 15,3 км

Большую актуальность в борьбе с международным терроризмом имеет создание легких артиллерийских орудий. ОАО «Завод №9» разработал 122-миллиметровое штурмовое орудие М-392, предназначенное для размещения в боевых порядках пехоты и оказания ей непосредственной боевой поддержки. Масса орудия при буксировке: 1300кг. Горизонтальный обстрел: по 25 градусов влево и вправо. Дальность стрельбы: 8,6 км

           К типу легких относится и 152-миллиметровая гаубица 2А61. Трехстанинный лафет орудия обеспечивает круговой обстрел. Возможно использование управляемого артиллерийского снаряда «Краснополь». 152-мм гаубица 2А61. Скорострельность: 8 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы: 15,2 км

            На трехстанинном лафете выполнена самодвижущаяся 125-мм противотанковая пушка 2А45М. Пушка может вести стрельбу всеми существующими и перспективными боеприпасами российских танков, в том числе управляемым снарядом 9М119М «Рефлекс». На ее базе в интересах экспорта разработана 155-мм гаубица 2А45М-155 с длиной ствола 39 калибров под боеприпасы стандарта НАТО. Скорость самодвижения: 14 километров в час. Горизонтальный обстрел: 360 градусов. Дальность стрельбы: 30 км

          В настоящее время «Заводом №9» ведется капитальный ремонт и осваивается производство 152-миллиметровой гаубицы 2А64 для самоходной артиллерийской гаубицы «МСТА-С», которая  может вести стрельбу осколочно-фугасными, ОФС с газогенератором, кассетными и специальными снарядами. Могут быть использованы штатные боеприпасы для орудий Д-20, 2С3М, дымовые снаряды-целеуказатели, а также управляемые боеприпасы с лазерной подсветкой 3ОФ39 «Краснополь». Дальность стрельбы:
- снарядами ОФС: 24,7 км.
- снарядами ОФС с газогенераторами: 29 км.
- УАС «Краснополь»: 20 км.

          Кроме классических образцов ствольной артиллерии, для защиты кораблей военно-морского флота от подводных лодок и атакующих торпед  ОАО «Завод № 9» может  производить реактивные бомбометные установки РБУ-1000 и РБУ-6000. РБУ-1000 и РБУ-6000. В них предусмотрено использование современных самонаводящихся ракет 90Р.

         Сегодня Завод №9 осуществляет:

-  поставку запасных частей для изделий, находящихся в эксплуатации в ВС РФ и многих странах мира для изделий полевой, самоходной артиллерии, танковых пушек и реактивных бомбомётных установок;

-  оснащение инструментом и нестандартным оборудованием мобильных и стационарных сервисных и ремонтных центров на территории инозаказчика.;

-  обучение специалистов техническому обслуживанию и ремонту военной техники.

Артиллерийские системы предприятия стоят на вооружении России, стран СНГ, а также в странах Европы, Азии, Африки и Южной Америки.

Русские боевые лазеры


За ними будущее
Андрей ГАРАВСКИЙ, "Красная звезда".
При подготовке статьи использованы материалы пресс-службы
ГСКБ «Алмаз-Антей».


Лазерное оружие уже давно будоражит умы как обывателей, так и инженеров и военных. Действительно, лазер вполне подходит под определение «самое перспективное и совершенное оружие будущего». Почему?
    
Преимущества и достоинства

     Комплексы лазерного оружия на основе мощных лазеров обладают целым рядом потенциальных достоинств. Среди них: возможность неожиданной для противника атаки и практическая мгновенность доставки поражающего фактора на цель, относительная дешевизна «выстрела» - расходуемых компонент для обеспечения цикла передачи энергии, возможность выполнения боевой задачи не только за счёт физического разрушения элементов цели, но и за счёт функционального подавления её оптико-электронных средств, а также отсутствие необходимости накопления арсеналов «боеприпасов» в мирное время, высокая точность доставки поражающего фактора строго на цель и практическое отсутствие ущерба окружающей среде.
     Авиационные лазерные комплексы дополнительно обладают рядом важных, присущих только им достоинств: всепогодностью, возможностью работы в спектральных диапазонах, высокой мобильностью и маневренностью, возможностью длительного нахождения вблизи заданной зоны противника, универсальностью ключевых технологий.
   

История создания: от КБ-1 до ГСКБ «Алмаз-Антей»
     В июне 1965 года состоялась встреча академиков A.M. Прохорова, М.Д. Миллионщикова и А.А. Расплетина, которая послужила началом развёртывания на предприятии работ по лазерной проблематике. Под научным руководством Б.В. Бункина в составе возглавляемого им в то время ОКБ был создан сравнительно небольшой коллектив работников, который возглавили опытные разработчики зенитной ракетной техники. В состав коллектива в течение нескольких лет была введена группа молодых специалистов из лучших вузов Москвы. А в августе 1973 года в связи с интенсификацией работ по созданию лазерных систем на базе этого коллектива и большой группы опытных специалистов из ряда подразделений предприятия было создано специальное конструкторское бюро по разработке лазерных комплексов. На стадии становления работ была создана обширная кооперация институтов и заводов во главе с «Алмазом». Результаты этих работ стимулировали развитие многих направлений отечественной науки и техники. В 1970-х и 1980-х годах в «Алмазе» и на предприятиях кооперации широким фронтом развернулись научно-исследовательские работы. Создали специальные стенды по исследованию основных устройств лазерных комплексов, были тщательно отработаны уникальные устройства для генерации, формирования и наведения мощного излучения на удалённые цели. В результате выполненных исследований под научным руководством академиков A.M. Прохорова, Б.В. Бункина и Е.П. Велихова коллективами, которые возглавлялись профессором Л.Н. Захарьевым, академиком В.А. Глухих и членом-корреспондентом В.Д. Письменным, с участием ряда НИИ и КБ впервые в СССР были созданы и успешно испытаны в натурных условиях образцы наземных лазерных комплексов для теплового поражения воздушных целей в полёте. Впоследствии совместно с ТАНТК имени Г.М. Бериева и рядом НИИ и КБ был создан авиационный лазерный комплекс на самолёте А-60.
     В ходе стендовых и полигонных испытаний были разработаны оригинальные измерительные устройства, сформулированы методы совершенствования характеристик основных устройств лазерных комплексов. И самое главное, созданы научно-технические школы и коллективы в «Алмазе» и на предприятиях кооперации. За крупные достижения в этой области в 1980-е годы большая группа работников «Алмаза» удостоена высоких почётных званий и правительственных наград. Успехи коллектива в области разработки лазерных комплексов определялись в значительной мере тем вниманием, которое уделяло этим работам руководство страны, ведущие учёные и руководители отрасли и предприятий, в том числе предприятий, которые, как и «Алмаз», имели большой опыт разработки сложнейших систем вооружения. Это позволяло привлекать опытных специалистов и использовать уже отработанные технологии, которыми располагал «Алмаз» и предприятия его кооперации.
     Увы, распад СССР и последовавший вслед за этим резкий спад отечественной экономики крайне негативно сказался на темпах разработки КЛО. Ввиду общего резкого сокращения ассигнований на оборонные программы финансирование работ по созданию лазерных комплексов с конца 1990-х годов снизилось до уровня, не позволявшего продолжать серьёзные разработки. Тем не менее коллектив разработчиков хотя и значительно сократился, но продолжал работать, пользуясь значительной финансовой поддержкой НПО «Алмаз» из внебюджетных источников. Тем не менее даже в этих сложных условиях, используя колоссальный научный задел и развернутую экспериментальную базу, учёные продолжали научно-исследовательские работы и добились существенного успеха в совершенствовании характеристик основных устройств лазерных комплексов, за что большая группа специалистов была удостоена в 1998 году Премии Правительства РФ. Кооперация в эти годы, предпринимая активные попытки сохранить задел в области оружейных лазерных технологий, искала и находила не связанные с Министерством обороны заказы на создание лазерных комплексов.


   

А что сегодня? И перспективы
     В конце 1980-х годов специалисты пришли к выводу о значительном снижении эффективности действий противника при подавлении оптико-электронных средств разведки лазерным излучением, которое благодаря своему главному свойству - мгновенности транспортировки энергии - позволяло решать задачи, которые в принципе невозможно было решить другими способами из-за ограничения баланса времени. Было признано, что предпочтительным видом базирования лазерных комплексов является их размещение на самолёте-носителе. Благодаря своим фокусирующим свойствам ОЭС многократно (на несколько порядков величины) увеличивают плотность мощности и плотность энергии лазерного излучения на своих приёмных элементах и внутренних оптических фильтрах. При прочих равных условиях предельная дальность подавления (функционального поражения) оптико-электронных средств излучением лазерного комплекса может быть в сотни и тысячи раз больше в сравнении с предельной дальностью теплового поражения.
     Исследования, выполненные НПО «Алмаз» и предприятиями промышленности, показали перспективность разработок авиационного лазерного направления и достаточность научно-технического задела для решения в заданные сроки с малой долей научно-технического риска задач подавления (функционального поражения) ОЭС.
     Ещё в начале 1990-х годов были все возможности для создания такого авиационного лазерного комплекса. В последние годы благодаря финансированию работ по Государственному оборонному заказу, а также весомой поддержке коллектива лазерщиков руководством ГСКБ «Алмаз-Антей» работы по созданию авиационного лазерного комплекса получили дальнейшее развитие. Возобновлены полномасштабные натурные работы. Впервые в отечественной практике 28 августа 2009 года осуществлён комплексный эксперимент, в котором при наведении лазерного луча с борта летающей лаборатории на космический аппарат с высотой полёта 1.500 км был зарегистрирован отраженный сигнал. Для подготовки этого эксперимента был выполнен в лётных условиях цикл работ по обнаружению и сопровождению нескольких десятков космических аппаратов различного назначения. При проведении указанных работ со стопроцентным результатом было обеспечено обнаружение и угловое сопровождение космических аппаратов.
     В это же время лазерная тематика активно разрабатывается и в США. Специалисты ГСКБ «Алмаз-Антей» внимательно следят за ходом разработки, результатами испытаний, анализируя потенциальные возможности этого комплекса. Естественным шагом в этом случае является сравнение АЛК России и США, которое показывает, что эти комплексы не являются техническими аналогами, предназначены для решения принципиально разных военно-технических задач, имеют разные тактико-технические характеристики, значительно отличаются по стоимости, имеют разные уровни научно-технического риска при создании.
     Отечественный авиационный лазерный комплекс будет максимально использовать достоинства лазерного оружия в интересах решения важных задач воздушно-космической обороны России.
                                                                Состав комплекса
     В состав комплекса лазерного оружия входят: мощный лазер, система транспортировки и формирования мощного излучения, информационно-прицельная система, система наведения и удержания мощного излучения на цели, система автоматического управления.
     Работа типового комплекса лазерного оружия осуществляется так. По информации предварительного целеуказания оптико-механического устройства разворачивается в направлении на заданную цель. Информационно-прицельная система обнаруживает цель. Информация передаётся на исполнительные элементы системы наведения, которые автоматически сопровождают цель и совмещают оптическую ось системы с направлением на цель. В заданное время мощный лазер начинает генерацию излучения. Через систему зеркал излучение попадает в выходной телескоп с крупногабаритным рефлектором, который формирует его в узконаправленный пучок в направлении оптической оси системы. Система наведения обеспечивает стабилизацию пучка на цели в течение всего периода энергопередачи. Система наведения достаточно быстро изменяет ориентацию мощного луча в пространстве, поэтому любой защитный маневр цели не является препятствием для её поражения.

 Gur Khan: что касается наземных комплексов, о которых я уже писал тут и тут, то оказывается что комплексы 1К11 и 1К17 были отнюдь не в единичных, опытных экземплярах. По информации, поступившей от источников на "Уралтрансмаше", уже после публикации моих материалов, в период с 1981 по 1991 год шло их серийное производство с темпом примерно по 3 машины в год.