понедельник, 23 января 2012 г.

Боеприпасы: радикальное реформирование

© Виктор Мураховский
Известные проблемы отрасли боеприпасов и спецхимии связаны с двумя сторонами одной «медали» - советского наследия в области военной доктрины и обеспечивающей ее воплощение промышленности. СССР готовил вооруженные силы и промышленность к полномасштабной войне и создавал производства боеприпасов и спецхимии в огромных объемах, обеспечивающих накопление запасов и текущие потребности для такой войны.
Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Вооруженные силы РФ значительно сократились, военная доктрина изменилась, а промышленность боеприпасов и спецхимии осталась практически в прежнем состоянии. К тому же Минобороны до последнего времени не могло определиться, какие у него потребности по номенклатуре и объемам боеприпасов. Лишь недавно начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров заявил, что общая потребность ВС РФ в запасах боеприпасов составляет 900 тыс тонн, что более чем в десять раз меньше имевшегося запаса в 10 млн тонн. Очевидно, что такое масштабное сокращение потребностей Минобороны потребует и радикального сокращения мощностей для производства боеприпасов.
С разъяснением сегодняшней позиции главного заказчика на совещании в Туле выступил первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков. Он доложил, что в Минобороны проведена большая работа по определению расчетной потребностей войсковых, оперативных запасов, запасов центра по всей номенклатуре боеприпасов. Начиная от
осветительных ракет и заканчивая оперативно-тактическими и тактическими ракетами. В 2011 году Минобороны заключены контракты на поставку боеприпасов на сумму более 3 млрд руб.
Сухоруков сообщил, что из общего объема запасов ракет и боеприпасов современные составляют незначительную долю. Например, по кассетным боеприпасам реактивной артиллерии – только 5%, по патронам к стрелковому оружию – чуть более 15%. По остальным типам боеприпасов современные образцы отсутствуют.
 В Минобороны принято решение в рамках ФЦП «Утилизация боеприпасов» передать на утилизацию боеприпасы в объеме 1 млн 113 тыс. тонн за последующие 5 лет. Кроме этого подготовлена заявка на всю номенклатура боеприпасов, в первую очередь, высокоточных ракетных и реактивных, по Гособоронзаказу на 2012-2014 годы.
В связи с наличием излишних запасов боеприпасов Генеральным штабом подготовлены изменения в планах боевой подготовки войск по всем видам и родам, чтобы увеличить в ходе плановой боевой подготовки на 70% расход тех боеприпасов, сроки хранения которых истекают. Это позволит освободить оперативные запасы, войсковые запасы, запасы центра от имеющихся в огромных количествах боеприпасов.
 На совещании отмечалось, что среди проблемных вопросов деятельности федеральных казенных предприятий отрасли боеприпасов и спецхимии – снижение серийных закупок боеприпасов до 2015 года. Эти предприятия также являются соисполнителями 3-5 уровня кооперации и выполняют работу в основном в интересах интегрированных структур. И учитывая изменения в Гособоронзаказе, по линии ВТС, ожидаются дополнительные сокращения закупок боеприпасов.
В изменившихся условиях, в соответствии с проводимой реструктуризацией, идет процесс технологического перевооружения и перепрофилирования избыточных мощностей. Минпромторгом направлены в Правительство предложения по реструктуризации мощностей, используемых при производстве боеприпасов, включая ликвидацию и перепрофилирование, и также предложения по мерам поддержки государством предприятий – исполнителей Госборонзаказа на переходный период.
 Новый облик промышленности боеприпасов и спецхимии предусматривает сохранить 74 предприятия из имеющихся сейчас 122. В дальнейшем, после институциональных преобразований в составе интегрированных структур, а также в процессе объединения и слияния казенных предприятий к концу 2015 года в составе отрасли должно насчитываться не более 53-55 предприятий и организаций с общей численностью работающих около 90 тыс. чел.
В числе мер поддержки предусматривается сохранение и поддержание мобилизационных мощностей, ликвидация результатов хозяйственной деятельности предыдущих периодов, субсидии предприятиям в связи с недостающими объемами закупок военной продукции, программы по снижению социальной напряженности на рынке труда и реализации комплексных инвестиционных планов моногородов.
 Несмотря на принимаемые меры поддержки, сокращение более чем вдвое числа предприятий и на 15% - числа занятых, станет весьма болезненным мероприятием. Но без таких радикальных реформ выживание отрасли боеприпасов и спецхимии вообще не гарантировано.
 Gur Khan: "доктрина поменялась..." , "нам столько боеприпасов не нужно..."  - ну-ну! Обратившись к истории, мы увидим, что Россия оказывается вечно не готовой к войне. Точнее, готова, но не к той! Потом, отхаркиваясь кровью, начинаем совершать подвиг. Вот лежат боеприпасы на складах - есть-пить не просят - просят только охраны, но зато это страховка на случай большого "бара-бума". Нет, кому-то, под надуманным предлогом "о просроченных сроках хранения" хочется лишить Российскую армию этих запасов. Почему предлог надуман? Да потому что существуют арсеналы, существуют снаряжательные заводы, где можно и нужно в плановом порядке проводить ремонт и переснаряжение. Та часть, которая действительно подлежит утилизации, должна утилизироваться бережно и бережливо, ибо это запасы ВВ, вокорое еще может послужить в промышленности, это черный и цветной металл, который тоже денег стоит. Технологии такой утилизации давно существуют в России, только МО "выгодней"  просто взрывать. Все то что сейчас говорят про высокоточное вооружение - это полный бред. С началом сколь-либо серьезных боевых действий, все это ВТО закончится в лучшем случае спустя месяц боев (и не только у нас, но и у "продвинутых" американцев или НАТОвцев), а в ход пойдут именно те запасы, которые бережно сохранялись еще со Второй Мировой войны.  Простейший пример: "новые" снаряды "Алагёз" для гаубиц "Мста" были расстреляны за время активной фазы Второй Чеченской компании полностью. Выпуск их на боеприпасных заводах был к тому времени прекращен - считали что накопили достаточно. Потребовалось восстановление производства, на которое ушло несколько лет. Конечно, я понимаю, что новые современные боеприпасы нужны, но... они разработаны, они даже освоены промышленностью, а вот закупок со стороны МО нет. Почему? Большой вопрос к руководству МО! Что это: новый "заговор генералов"?

1 комментарий:

  1. 27 декабря выходит постановление правительства по ГПВ-2020, 31 декабря Президент утверждает ГПВ-2020, а уже 7 января (!) министр обороны своим решением (!!) изменяет Гособоронзаказ, сформированный в соответствии с ГПВ-2020 (!!!). В частности, практически полностью "срезает" закупку боеприпасов. Указы Президента - ему не указ...

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.