Западные военные специалисты считают, что армия XXI века должна быть армией информационной борьбы. В связи с потребностью совершенствования методов и средств взаимодействия частей и подразделений различных родов войск в США выдвинута концепция «цифровой информатизации поля боя», согласно которой необходимо иметь компьютерную базу данных и сеть радиостанций, обеспечивать непрерывный обмен информацией между танками, вертолетами, пехотой, артиллерией и разведывательными подразделениями. Аналогичные концепции уже более полутора десятилетий отрабатывает и Китай на базе так называемых «цифровых дивизий».
В 1990-е годы с появлением за рубежом танков нового поколения и их модификаций (Abrams М1А2, Leopard 2А6, Chellendger II, Leclerc) наметилось отставание военно-технического уровня отечественных танков. После окончания холодной войны возобладало мнение, что России уже ничто не угрожает, и по этой причине нужна глубокая демилитаризация. В первую очередь, демилитаризация экономики. Были выбраны такие формы и методы конверсии военного производства, которые привели к деградации военно-промышленного и научно-технического комплекса, к резкому техническому ослаблению вооруженных сил, кризисному состоянию всей военной организации. Применительно к бронетанковой отрасли это выразилось в отсутствии четко сформулированной концепции использования танков и боевых бронированных машин, в распаде единого потока развития бронетанковой техники и вооружения на отдельные направления (танки, БМП, БТР, БМД и т.д.), тактику действий по которым замкнули на себя заказывающие управления родов войск, в падении роли научно-исследовательских организаций Минобороны России и бронетанковой отрасли в деле обоснования направлений развития системы бронетанковых вооружений, формирования тактико-технических требований, тактико-технических заданий и технического облика перспективных образцов.
В этих условиях решающую роль при определении перспективности создания того или иного образца техники и вооружения, а также возможности и целесообразности включения его в формируемые разделы программы вооружения и государственный оборонный заказ приобрели заказывающие управления Министерства обороны России. При этом в течение короткого времени в них сформировались группы и направления, проводящие протекционистскую политику и лоббирование интересов отдельных предприятий и конструкторских бюро. Конструктор перестал быть законодателем технических решений и впал в жесткую зависимость от руки и подписи военного чиновника.
В техническом плане отставание российских бронетанковых вооружений характеризовалось меньшим могуществом действия стоящих на вооружении БПС в сравнении с боеприпасами DM-43, DM-53 (Германия) и М-829А2/A3 (США), отсутствием в составе СУО тепловизионных прицелов, исключающим возможность всесуточного применения комплексов вооружения, недостаточным уровнем характеристик точности стрельбы с места и с ходу, в том числе при стрельбе в ночных условиях, недостаточной живучести танков на поле боя, отсутствием современных дизельных двигателей, топливной аппаратуры, турбокомпрессоров с высокими параметрами наддува и достаточным рабочим диапазоном, и главное - отсутствием командной управляемости в тактическом звене.
Для исправления создавшейся ситуации в конце 1990-х – начале 2000-х гг. был проведен ряд опытно-конструкторских работ (ОКР), направленных на разработку мероприятий по модернизации и совершенствованию серийной российской бронетанковой техники. Наиболее масштабными из них стали ОКР под шифрами «Мотобол» и «Рогатка-1», заданные еще в 1990-х гг. К сожалению, научно-технический задел, накопленный в ходе выполнения этих работ, начал реализовываться лишь спустя десятилетие. Такая задержка была вызвана отсутствием полноценного финансирования и государственного заказа. Фактически внедрение мероприятий по повышению военно-технического уровня российских танков произошло за счет средств иностранных заказчиков.
Контракт с Индией на поставку танков Т-90С, подписанный 15 февраля 2001 г., стимулировал внедрение в серийное производство на Уралвагонзаводе новой башни танка сварной конструкции с существенно улучшенными показателями защиты. Начались производство и установка турбопоршневого дизельного двигателя В-92С2 мощностью 1000 л.с., а в состав системы управления огнем (СУО) был введен тепловизионный прицел «Эсса», разработанный белорусской компанией «Пеленг» с использованием тепловизионной камеры «Catherine-FС» французской фирмы «Thales». Эти и другие мероприятия существенно улучшили характеристики Т-90С, приблизив его по ряду параметров к лучшим мировым образцам.
Однако, несмотря на рост показателей российской экономики в 2000-х гг., средств на оборону по-прежнему выделялось крайне недостаточно. Закупки танков для Российской Армии производились ограниченными партиями, а внедрение модернизационных мероприятий не было комплексным. Так, двигатели В-92С2 впервые установили лишь в 2003 г. на танках Т-72БА. Сварную башню начали монтировать только с 2004 г. на танках Т-90А. Тепловизионный прицел «Эсса», который штатно входил в состав СУО танков Т-90С, поставляемых в Индию и Алжир, на Т-90А, поставляемых в собственную армию, начал использоваться вообще только с 2006-2007 гг. До сих пор наши российские танки серийной модернизации (нового производства у нас нет с 2011 года, если не считать выпущенные для парада ходовые макеты БМ «Армата») не имеют современных средств связи, обмена данных, систем управления боем и движением, навигации, диагностики, имеют устаревшую защиту, не обеспечивающую выживание танка от средств поражения западного образца разработки начала-середины 1990-х годов.
Тем не менее, в начале 2000-х годов российская промышленность имела неплохие заделы для комплексной модернизации.
В ее основу предлагался модульный принцип, позволявший неоднократно и с минимальными издержками продлевать жизненный цикл изделия.
Понимая преимущества и перспективы модульности, УКБТМ в инициативном порядке предложило унифицированный боевой модуль (УБМ) высокой защищенности. ОКР получила весьма красноречивый шифр «Прорыв». Точнее, «Прорыв-2», так как являлась как бы продолжением работы «Прорыв-1» - одного из вариантов модернизации Т-72 на экспорт. При этом, поскольку МО РФ данную работу не заказывало, и, соответственно не финансировало, то разработка изначально позиционировалась тоже как «экспортная». В её идеологию был заложен принцип - побеждает тот, кто первым обнаружил, первым идентифицировал и первым произвел выстрел. Исходя из этого, состав бортового оборудования и комплекс вооружения танка, прежде всего, должен обладать высокими поисково-наблюдательными возможностями, обеспечивать быстрый переброс пушки на цель, иметь малое время для подготовки выстрела, точно поражать цели на больших дальностях, быть интегрированным в систему боевого управления. Одновременно требовалось обеспечить высокую живучесть экипажа и внутреннего оборудования танка. Работы по данной ОКР были развернуты с 2005 года. В какой-то мере они стали конкурентной альтернативой ОКР «Бурлак», заданной МО РФ, имеющей по сути туже тематику, исполнителем которой выступало КБТМ (г.Омск).
Комментариев нет:
Отправить комментарий