ДВИГАТЕЛИ «ЧТЗ-УРАЛТРАК» ДЛЯ
ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
Журнал «Арсенал.
Военно-промышленное обозрение» №5/2011
Производство дизельных двигателей военного назначения на ЧТЗ
организовано на Моторном заводе, на базе серийных технологий с широким
применением автоматизированного и специального металлообрабатывающего
оборудования. Выпускаемые двигатели, а их более 30 модификаций, предназначаются
для комплектования бронетанковой техники и инженерных машин на их базе, САУ,
шасси ракетных комплексов, легкобронной и другой военной техники. В России и за
рубежом существует развитая сеть обслуживания и ремонта таких двигателей.
Основным видом продукции моторного завода являются двигатели семейств
В2 и 2В.
Двигатели семейства В2
Двигателями В-59, В-46, В-84 и В-92С2 мощностью от 580 л.с. до 10ОО
л.с. комплектуется современная тяжелая бронетанковая техника, в том числе танк
Т-90С. Двигатель В-92С2 используется и для глубокой модернизации танков Т-72,
стоящих на вооружении ряда зарубежных армий. На базе двигателя В-92С2 создаются
двигатели В-92С2Ф и В-99 мощностью 1130 и 1200 л.с. Они полностью
взаимозаменяемы с двигателем В-92С2 и комплектуются узлами и деталями, разработанными
и изготовленными на отечественных предприятиях. Наш завод широко использует
кооперацию с отечественными специализированными предприятиями по разработке и
изготовлению высококачественных комплектующих деталей и узлов.
Двигатели семейства 2В
В связи с повышением тактико-технических требований к боевым машинам и
двигателям, на ЧТЗ разработано семейство унифицированных двигателей типа 2В,
состоящее из шести и восьми цилиндровых оппозитных, двенадцати и шестнадцати
цилиндровых Х-образных двигателей.
В настоящее время освоены в серийном производстве шестицилиндровые
двигатели 2В-06-2 мощностью 450 л.с. и 2В-06-2С мощностью 510 л.с. Двигатели
предназначены для использования в боевых машинах легкой категории по массе.
Специалисты Челябинского тракторного завода работают над проектом двигателя
2В-06-ЗВ мощностью 750 л.с.
Наиболее форсированным двигателем семейства 2В является двигатель
А-85-3. Его создание проводилось применительно к перспективному изделию. На
настоящий момент изготовлено 16 образцов этого двигателя. На первых 2-х образцах
проведены КДИ в объеме 1704 часа. Остальные образцы использованы для проведения
контрольных испытаний. Выполнены длительные стендовые испытания, комплексспециальных
испытаний (на надежность, в условиях высокогорья, на маловязких маслах,
пусковые испытания), а также МВИ и ходовые испытания.
В конструкцию двигателя А-85-3 заложены технические решения,
позволяющие ему многие годы оставаться на уровне зарубежных аналогов по
основным показателям, а по габаритной мощности даже превосходить их.
Разработанная и принятая на вооружение военная техника, в составе
которой эксплуатируются двигатели ЧТЗ, соответствует заданным
тактико-техническим требованиям. Имеющаяся инфраструктура эксплуатации,
снабжения и ремонта двигателей, выпускаемых Челябинским тракторным заводом,
создают объективные предпосылки экономической, технической и политической
нецелеобразности замены названных двигателей в существующей военной технике на
любые другие.
Двигатели ЧТЗ имеют необходимые резервы форсирования для обеспечения
заданной подвижности техники при ее возможной модернизации. Серийное
производство и ОКР по дальнейшему совершенствованию этих двигателей обеспечены
имеющейся производственной базой и коллективами специалистов, обладающих
многолетним опытом создания, доводки и производства танковых дизелей.
Заявленные параметры двигателей, находящихся в стадии ОКР, такие как мощность,
экономичность, удельные показатели, наработки и прочие, подтверждены
экспериментально.
Двигатели семейства «Т»
Дальнейшее развитие двигателей специального назначения в современных
условиях рыночной экономики возможно лишь при обеспечении рентабельности
промышленного производства. Для поддержания на должном уровне двигателей специального
назначения, становится жизненно необходимым переход к созданию двигателей
двойного назначения. Эти двигатели должны составлять единое семейство
унифицированных многоцелевых двигателей.
Руководством ЧТЗ было принято решение о разработке модельного ряда
дизельных двигателей серии «Т» с высоким уровнем межпроектной унификации.
Двигатели имеют диапазон мощности от 90 до 750 л.с. в гражданском исполнении и
от 300 до 1800 л.с. для изделий военной техники.
Одним из главных условий реализации этого мощностного ряда является
проведение комплекса опытно-конструкторских работ, в том числе с привлечением
зарубежных специализированных фирм, в обеспечение требуемой литровой мощности,
показателей экономичности и требований экологии. В обеспечение решения указанной
задачи Челябинский тракторный завод проводит широкое техническое перевооружение
заготовительных и основных производств.
ЧТЗ разработал модельный ряд дизельных двигателей жидкостного
охлаждения, включающий в себя 4 и 6 цилиндровые рядные, а также 8 и 12
цилиндровые Ѵ-образные двигатели с высоким уровнем унификации, соответствующий
современным и перспективным требованиям по техническому уровню и экономическим
показателям.
Организация серийного производства унифицированного семейства
двигателей двойного назначения с применением гибких технологий и получением
комплектующих от специализированных предприятий, позволит обеспечить высокую
рентабельность для народно-хозяйственных двигателей и минимальную себестоимость
военных модификаций.
Выводы
1. Отечественная
серийная и модернизируемая бронетанковая техника в настоящий момент обеспечена
двигателями, удовлетворяющими ее потребности. Эти двигатели находятся в
серийном производстве, имеют достаточно высокие удельные показатели и
обеспечены существующей инфраструктурой эксплуатации, снабжения и ремонта.
2. Новые разработки
Челябинского тракторного завода, в том числе и серии «Т», позволят обеспечить
перспективную бронетанковую технику надежными и эффективными двигателями,
ориентированными на отечественные комплектующие.
Владимир Станиславович МУРЗИН,
директор - главный конструктор ГСКБ «Трансдизель»
Комментариев нет:
Отправить комментарий