четверг, 4 мая 2017 г.

Танк в помощь — часть I

Что заменит шайтан-арбу в XXI веке
Сергей Маев 
начальник эксплуатации вооружения и военной техники ВС РФ – начальник ГАБТУ (1996–2004), генерал-полковник
В последние годы боевой машине поддержки танков (БМПТ) уделяется исключительное внимание на различных выставках и показах. Высокий уровень защищенности сочетается в ней с серьезными огневыми возможностями поражения или подавления живой силы противника, других, преимущественно наземных целей. Но ее будущее, как ни странно, до сих пор под вопросом.
В БМПТ воплощены новые конструкторские решения, в основе которых лежат современные научные достижения и технологические возможности. Как свежее направление развития бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) она интересна и специалистам в организации боевых действий, и разработчикам ВВТ.


БМПТ создавали для повышения эффективности выполнения боевых задач пехотными частями и подразделениями, значительного снижения потерь личного состава, БТВТ. В ТТЗ заложили возможности выше, чем у существующих тяжелых образцов БТВТ, по плотности огневого воздействия на пехоту противника на дистанциях до 1500 метров, подвижности и защищенности экипажа. Конструктивные особенности обеспечивают боевую живучесть лучшую, нежели в танке и тем более в БМП.
Машина имеет круговую защиту, мощный комплекс вооружения, предназначенный для поражения и подавления противотанковых средств противника (ПТС) в режиме «увидел-выстрелил», способна на удалении до пяти километров уничтожать танки, другую защищенную технику и низколетящие цели до нанесения ими удара.
Но до сего дня большинство военных специалистов рассматривали БМПТ исключительно как средство снижения боевых потерь танков. К этому выводу подталкивает название машины. К сожалению, именно оно и явилось причиной негативного отношения к БМПТ. Критики рассуждали просто: какую поддержку могучему танку может оказать машина с двумя 30-мм пушками?

Клин клином

Опыт использования танков в Первой и особенно во Второй мировой войне показал, что без сопровождения пехоты «броня» несет большие потери. В связи с этим появился так называемый танковый десант. Он прикрывал от вражеской пехоты, вооруженной легкими противотанковыми средствами, и решал задачи по овладению населенными пунктами, оборонительными рубежами и объектами, используя прорыв танков в тактической зоне обороны противника и действиях в оперативной глубине.
Необходимость всесторонней организации взаимодействия танков и пехоты была четко выражена в приказе наркома обороны СССР № 325 от 16 октября 1942 года «О боевом применении танковых и механизированных частей и соединений». В нем указано: практика войны с немецкими фашистами показала, что в применении танковых частей мы имели серьезные недостатки. Наши танки в атаке отрывались от пехоты, теряли с ней взаимодействие. А отсеченная пехота не поддерживала бронемашины своим огнем и огнем артиллерии. В результате и танкисты, и пехотинцы несли большие потери.
Сейчас положение много тяжелее, нежели во Вторую мировую, что обусловлено широчайшим распространением автоматического стрелкового оружия. Увеличилась скорострельность автоматов и пулеметов, появились пушки малого калибра, но с эффективнейшим воздействием боеприпасов на цели. Автоматические ручные гранатометы стали штатным оружием в каждом пехотном отделении, а реактивные противотанковые гранаты и РПГ с боеприпасами кумулятивного и осколочно-фугасного действия – каждого солдата. Наличие такого арсенала средств поражения на поле боя создает невыносимые условия для солдата, какими индивидуальными средствами защиты его ни оснащай.
Более глубокий анализ характера современных боев дает полное основание рассматривать БМПТ главным средством снижения потерь в первую очередь личного состава механизированных и мотострелковых соединений в столкновении с противником. Но тогда почему так тернист путь БМПТ в серию при ее неоспоримой нужности?
Логика противников новшества проста: что это за танк, если он нуждается в прикрытии и поддержке? Она довольно часто срабатывала на самом высоком уровне и определяла дальнейшее отношение к разработке.
Для выяснения истины вернемся к истории создания танков. Их появление на полях Первой мировой не случайно и связано с появлением полуавтоматического и автоматического стрелкового оружия, в первую очередь пулеметов и минометов, возросшей мощью инженерных заграждений, насыщением воюющих армий артиллерией.
Основная задача танков – поддержать пехоту при прорыве обороны противника. Они двигались впереди атакующих, разрушая заграждения пушечным и пулеметным огнем, устрашающим видом парализовали волю неприятеля. Эффективность воздействия при прорыве англичанами обороны немцев на реке Сомме 15 сентября 1916-го (32 танка) и битве при Камбре 20 ноября 1917-го (476 танков) была ошеломляющей. Тем не менее тогда это не дало ожидаемых результатов. Пробив брешь в обороне на 10–15 километров, танки останавливались, поскольку без поддержки пехоты и легкой артиллерии их наступление захлебывалось. В оперативной паузе немцы контратаковали и возвращали утраченные позиции.
В Первую мировую войну начали создавать танковые группы. В них входили тяжелый танк прорыва, танки-транспортеры боеприпасов и топлива, танки-тягачи артиллерии… К концу 1917-го появляется МК-9 – танк-транспортер пехоты. Во Второй мировой появились крупные танковые соединения и объединения, «клинья». Они уже развивали оперативный успех в глубине обороны противника. Этот опыт внес существенные изменения в систему вооружения Сухопутных войск. Начался интенсивный поиск противодействия их главной ударной силе. На первый план вышло создание мощной системы противотанковой обороны. В ее основу закладывались новые переносные ПТРК типа «Шмель», «Малютка», ручные гранатометы и реактивные противотанковые гранаты (от РПГ-7 до РПГ-23, РПГ-26, РПГ-28), другие средства. Подобное вооружение появилось также у противника, стало применяться массово.
Родилось понятие «танкоопасная живая сила» – личный состав, вооруженный современными переносными ПТРК, РПГ, автоматическим стрелковым оружием обычного и крупного калибра, способный эффективно его использовать на дистанции до 1000 метров и хорошо защищенный. Угроза оказалась фатальной. Обладая мощным, но по сути одноканальным вооружением, танки не могли эффективно вести борьбу с таким существенным и массовым фактором, как «танкоопасная живая сила», – сказывались конструктивные особенности.
Кроме того, в танках, БТР и БМП огонь из основного вида оружия может вести только один член экипажа, даже если другими обнаружены более опасные цели. Боекомплект танков относительно невелик, его нерационально использовать для выполнения по существу артиллерийских задач – поражения площадных целей, в том числе насыщенных плохо наблюдаемой «танкоопасной живой силой».
Противодействие ей актуально при ведении боевых действий не только с регулярными армиями, но и с НВФ, о чем говорит опыт локальных конфликтов в Ираке, Йемене, Сирии. ПТС, способных нанести урон бронетанковой технике, у инсургентов на четверть больше, чем в регулярной армии, а их удельный вес порой составлял 95 процентов от всего имеющегося в НВФ вооружения.
В связи с этим для эффективного выполнения боевых задач в передовом эшелоне и возникла необходимость иметь машину, идущую в одной линии с танками (или чуть впереди), с мощным многоканальным автоматическим оружием, способную взять на себя уничтожение «танкоопасной» пехоты противника, значительно сокращая этим вероятность поражения личного состава и бронетехники.

Мишени и цели

Необходимость решить проблемы взаимодействия пехоты и танков в новых боевых условиях привела к замечательной идее – создать специальную бронированную машину. Так появилась БМП, основное назначение которой – транспортировка мотострелков к месту выполнения боевых задач, повышение мобильности, огневой мощи и защищенности механизированных подразделений на поле боя, а также совместного действия с танками, в том числе при применении ОМП.
В Советской армии БМП появились в начале 60-х, затем ими начали оснащать сухопутные войска многих стран. БМП, БМД и машины на их базе увеличили боевую эффективность как общевойсковых соединений и частей, так и формирований видов и родов войск ВС в первую очередь за счет большей мобильности. БМП-1, БМП-2, БМП-3 стали основой мотострелковых соединений и частей. В ВС СССР к концу 80-х годов насчитывалось около 20 тысяч боевых машин пехоты. Они стремительно совершенствовались.
Но одновременно с БМП интенсивно развивались средства их поражения. Попытка сберечь солдата в легкобронированном корпусе привела к противоположному результату. Попадание даже одного снаряда малокалиберной пушки, реактивной противотанковой гранаты, подрыв на мине или СВУ вызывали детонацию боеприпасов, пожар и гибель уже не одного солдата, как это случается на открытой местности, а группы до 10 человек. Как результат – мотострелки боялись передвигаться внутри машины даже на марше, при отсутствии опасности обстрела. При ведении боевых действий в Афганистане, на Северном Кавказе невозможно было добиться того, чтобы десант БМП размещался на штатных местах. Все были на «броне», так же, как во время Великой Отечественной войны. Особенно убедительно непригодность БМП как средства поддержки и защиты пехоты была продемонстрирована в Грозном в декабре 1994-го – январе 1995-го.
Не только модернизация, но и попытки создания нового типа тяжелых БМП для повышения защиты экипажа и десанта делались ранее и достаточно активны сейчас. Как правило, они оканчиваются значительным увеличением веса и габаритов БМП, что не только снижает ее основное достоинство – высокую маневренность, но и сохраняет прежнюю вероятность гибели отделения мотострелков внутри машины.
Нельзя забывать, что насыщение поля боя перспективными, более мощными средствами огневого воздействия возрастет и от них будет «доставаться» личному составу, находящемуся внутри бронированных машин, до подхода к рубежу атаки.
В таких условиях пехота будет спешиваться и преодолевать большие расстояния маршем, что значительно снизит эффективность мотострелковых подразделений и частей. С переходом в атаку вероятность гибели БМП будет еще выше за счет массового применения противником РПГ на первой полосе обороны.
Как участник боевых действий в Афганистане знаю, что ни одна операция, в том числе проводка колонн, боевые действия в горах или «зеленке», обеспечение сторожевых застав и постов, охрана пунктов дислокации и маршрутов, без участия бронетанковой техники не проводилась. Тогда остро встал вопрос о необходимости иметь в боевых порядках, кроме штатных танков, БМП и БТР, специальную высокозащищенную, в первую очередь от РПГ, машину с мощным стрелковым вооружением.
Проведенная модернизация – усиление защиты Т-62 и использование его как огневого средства для прикрытия мотострелковых подразделений проблемы не решила. Танкисты, действуя на большом расстоянии, особенно в горах, среди дувалов и глинобитных построек, не могли своевременно обнаружить и локализовать огневые средства ближнего боя. Танк стал приоритетной целью для душманов. Но более всего доставалось БМП с загруженной в них пехотой. Поражение одной БМП сразу уносило жизни пяти – семи десантников. Яркий пример тяжелых потерь личного состава в БМП – операция 860-го отдельного мотострелкового полка в Афганистане в 1984 году.
Возникла острая потребность в машине с мощными огневыми средствами, способными уничтожать опасную живую силу противника на расстоянии до двух километров, прикрывать своим огнем пехоту и десантников. Такой стала тогда четырехствольная зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка», прозванная душманами «Шайтан-арба».
Объектами поражения были моджахеды, засевшие с автоматами, пулеметами, ручными противотанковыми гранатометами, ПЗРК за дувалами, в горных щелях, кяризах, постройках, «зеленке». Огонь «Шилки» буквально сметал противника и был лучшей защитой для пехоты, где бы она ни находилась: в поле, в БМП, БТР, на автомобилях. По возможности ЗСУ-23-4 использовали везде: при проводке колонн, проведении боевых действий, в пустыне и «зеленке», на охране коммуникаций и сторожевых гарнизонов, расположения войск. Недостаток у нее был в слишком слабом бронировании.
Первый опыт создания машины, обеспечивающей более надежную защиту экипажа и поддержку пехоты, нежели БМП, провели в Омском конструкторском бюро транспортного машиностроения.
Окончание 

 Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий