понедельник, 5 сентября 2011 г.

Минно-тральные страдания…. Часть IV.

Окончание. Начало: ЧастьI, ЧастьII, ЧастьIII.
Итак, в начале 2007 года, после успешно проведённых испытаний БМР-3МА с тралом сплошной полосы траления ТМТ-С, был принят на вооружение и даже попал в «новые» штаты. Однако заказа на эти машины «Уралвагонзавод» снова не получил. В место этого, УКБТМ озадачили новой работой – создание ИМТ. ИМТ – это «инженерный минный тральщик». Такая аббревиатура уже упоминалась мной в контексте предистории создания БМРов (см. ЧастьI ) Однако в настоящее время никто (!), ни разработчик ТЗ, ни его исполнитель, не могут внятно ответить на вопрос – в чем принципиальное отличие в классификации БМРа и ИМТ. «Непонятка» становится ещё более непонятной, когда узнаешь, что тот же «Вепрь» - «Объект 197А» - «Бронированная Машина Разминирования -3МА» создавалась по ТЗ в котором фигурировало определение ИМР, а вовсе не БМР. Чудны дела твои…
Инженерный минный тральщик ИМТ. Эскиз из презентации 15ЦНИИ МО РФ.

  В рамках новой ОКР с шифром «Корт-К» предполагалось создание машины «Объект 198» с использованием шасси перспективного танка, оснащённой бойковым минным тралом. Все бы ничего, но смущение исполнителей темы вызывали два момента – первый и основной – шасси.  Ну, вот какой логикой объяснить желание иметь машину, которая будет работать в прямом смысле «на убой», на дорогой, да ещё не серийной базе? В несколько видоизменённой форме повторялась история с ИМТ  на базе танка Т-10. Только тогда маршал Чуйков отебухал «нерадивых» конструкторов за попытку разбазаривания «дорогих» шасси, а в данном случае было наоборот – МО не слушало конструкторов и настаивало на своём. Второй момент – почему-то всем хотелось изобрести нечто «новое». Дело в том, что российский бойковый трал был давным-давно разработан и испытан в Челябинске на «Станкомаше» - теперь его предстояло «изобрести» вновь, но уже в Тагиле. ОКР погрязла в бюрократической переписке.  Очень быстро стала ясна вся бредовость первоначального замысла по шасси, и тема была закрыта. Однако тут же был заключён новый договор. 29 мая 2007 года МО РФ заключило с УКБТМ госконтракт за №72-29 на выполнение опытно-конструкторской работы по теме: «Инженерный минный тральщик с комплектом средств траления», шифр «Подгруппа-Т». Средства траления предполагалось оставить те же что и на «Корте-К», а в качестве базы было выбрано шасси серийного танка Т-90А. Машина «Объект 145» получалась реально «аццкая». Помимо «молотилки» она была оборудована массой других, весьма полезных для сапёров опций, включая устройства борьбы с противобортовыми минами типа «нашей» ТМ-83 и «их» DM-12, ARGES
Противобортовая мина ТМ-83
Эффективность траления полученная в ходе опытов и экспериментов оказалась очень хорошая. Тут даже моральный эффект играл свою роль – только представьте панику в стане врага  если на его линию обороны выпустить такое «чудо-юдо». Весьма продуктивная работа шла почти 2,5 года, пока 4 сентября 2009 года от Минобороны РФ поступило письмо исх. № 561/3/1584, в котором поставлен вопрос о нецелесообразности дальнейшего выполнения работ по ОКР «Подгруппа-Т».  В нем так же имелось предписание с 5 сентября 2009 года приостановить выполнение всех работ по данной ОКР. 29.10.2009 года исходящим №561/3/1995 войсковая часть №64176 сообщила, что дальнейшее исполнение государственного контракта не представляется возможным, и поэтому Заказчик отказывается от исполнения государственного контракта, прекращает выполнение обязательств по контракту, но при этом возмещает фактические затраты Исполнителю, для чего УКБТМ было предложено в кратчайшие сроки представить Заказчику материалы по фактическим затратам, согласованные установленным порядком с ВП МО РФ. УКБТМ это предложение исполнил - исходящим №520-33/4838 от 05.11.2009 года УКБТМ направил материалы по фактическим затратам для рассмотрения и согласования с 3018 ВП МО РФ. Согласованные фактические затраты ОАО «УКБТМ» на этап 3 «Изготовление опытных образцов и проведение предварительных испытаний их» были направлены государственному заказчику (в/ч 64176) при исх. №520-33/5264 от 30.11.2009г. и были приняты им в сумме 36 665 440 рублей, согласно протоколу согласования фактических затрат №КР-168 от 08.12.2009г.
Инженерный минный тральщик ИМТ об.145. Рисунок из презентации 15 ЦНИИ МО РФ.
Случилась в общем-то рядовая ситуация – у нас масса НИР и ОКР открываются и закрываются в совершенно произвольном порядке. Россия богатая страна – она все ещё способна содержать огромный чиновничьей аппарат, который не вылезает из «закромов Родины» как в личных корыстных целях, так и просто в силу своей дурости и безголовости. Так и в этот раз – более миллиона долларов оказались «выброшенными на ветер». Почему бы сразу не напрячь мозги, и подумать о целесообразности/не целесообразности создания такой машины? В место этого, российское Министерство обороны не придумало ничего лучшего, как попросту «кинуть» исполнителя на деньги – «На дворе Кризис, господа-конструкторы! Что вы! Какие деньги?! Вы о чем???». В сложившейся ситуации УКБТМ ничего другого не оставалось, как припереть МО через суд. Все основания для этого имелись. Рассмотрение дела шло в Мосгорсуде.
В соответствии с пунктом 2 Соглашения от 17.11.2009 года о расторжении государственного контракта № 72-29 от 29.05.2007 г. «Исполнитель обязуется представить, Заказчик обязуется принять научно-техническую продукцию, разработанную в соответствии с ведомостью исполнения в ходе выполнения работ по этапу 3 (ОКР «Подгруппа-Т», на момент их прекращения...». Работа Исполнителем выполнена, что подтверждалось актом приёмки работ от 11.12.2009г. Согласно абз. 3 п.2 Соглашения от 17.11.2009 года о расторжении государственного контракта № 72-29 от 29.05.2007 г. «Заказчик обязуется возместить Исполнителю фактические затраты по этапу 3 ОКР «Подгруппа-Т» за предоставленную научно-техническую продукцию...» Согласно ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом. Ответчик, т.е. Министерство обороны, своих обязательств по оплате фактических затрат исполнил частично, оплатив лишь 9 255 630 руб. Доказательств оплаты 27 409 810 руб. Министерство обороны РФ суду не представило. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона № 213-ФЗ от 27.12.1995 года «О государственном оборонном заказе» и п. 9 ст. 9. Федерального закона 94-ФЗ от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (на основании ч. 1 ст. 64 указанного Федерального закона), согласно расчёту за просрочку оплаты с ответчика должны быть взысканы пени на день подачи искового заявления (01.03.2010 г.) в сумме 317 953 руб. Таким образом, сумма основного долга по состоянию на 09.03.2010г. составила 27 409 810 руб., а сумма пени - 317 953 руб. согласно представленному расчёту истца. При этом истец – УКБТМ – в порядке доброй воли сделал ещё и реверанс в сторону МО - в судебном заседании представители УКБТМ заявили об отказе от взимания с МО пеней. Министерство обороны в суде, как водится, возражало, выдумывая какие-то несуразные «отмазы», однако возражения ответчика суд посчитал необоснованными и противоречащими материалам дела и иск УКБТМ к МО удовлетворил. Решение суда и материалы дела в соответствии с законом были размещены на сайте Мосгорсуда, благодаря чему и стали известны в таких «пикантных» подробностях.
 Что же дальше? А дальше, как мы помним, в войска нужно было направлять принятые на вооружение и забитые в штаты БМРы. Минное оружие – это бич современных армий, который проявляет свою дьявольскую сущность как раз в наиболее распространённых в наше время конфликтах «низкой интенсивности». От того потребность войск в эффективных и главное безопасных средствах траления и преодоления минно-взрывных заграждений невероятно велика.  Но как Вы, уважаемый читатель, думаете, о ком и о чем в сложившейся ситуации начало думать наше родное Министерство обороны? О солдатиках, гибнущих в минных ловушках боевиков, об их матерях, о мирных жителях, возделывающих свои пашни на минных полях? Да как бы ни так! Министерство обороны действительно начало закупать тральщики, но не те, что созданы профессиональными инженерами и отвечающие всем самым жёстким требованиям по стойкости к подрыву (БМР-3М, БМР-3МА, ИМТ), МО стало закупать все тот же «эрзац» – БМР-3, так и не прошедший ГИ, в силу неудовлетворительной безопасности для экипажа! Именно такую новенькую машину и поймал в объектив Тимур Геннадьевич (см.Часть I). Атамановский БТРЗ возобновил их выпуск. Но почему БТРЗ, а не «Уралвагонзавод»? Все просто, и даже очень. Заходим на сайт российского МО и видим, что отныне все БТРЗ стали частными заводиками и вошли в концерн «Оборонсервис». Если быть более точным, то там создана хитрая структура по принципу «матрешки»: 103 БТРЗ, как и другие бывшие танко- и авторемонтные предприятия МО, в одночасье стали ОАО, и вошли в структуру под наименованием ОАО «Спецремонт», а уже сам «Спецремонт», входит как составная часть в этот самый «Оборонсервис». Заказывая БМР-3 в Атамановке, МО берет деньги из одного своего кармана – бюджетного, и перекладывает в другой свой карман, но уже частный, и всем плевать на исполнение, качество, характеристики… Не пора ли стать честнее, «открыть карты» и учредить новое АО – ОАО «Министерство обороны»?

На этом я подошел к логичному окончанию  истории о создании минных тральщиков, однако несколько позднее планирую вернуться к этой теме, дав несколько дополнений как о нескольких неизвестных или мало известных машинах этого назначения, так и о масштабных моделях БМР-3/БМР-3М. Сильно не пинайте - рассказанное мной не научное-историческое исследование, а всего лишь что-то вроде популярных заметок "на полях"...

Российские ракеты на белорусских шасси

Боевая машина новой версии широко известного зенитного ракетного комплекса (ЗРК) "Бук" — "Бук-М2" (SA-17 Grizzly/SA-N-12) привлекла внимание посетителей авиасалона МАКС-2011. На этой прошедшей в августе под Москвой выставке был раздел, посвященный современным вооружениям для противовоздушной обороны. Примечательно, что новая версия "Бука" выполнена на базе колесного шасси МЗКТ-6922, которое производит Минский завод колесных тягачей.
ЗРК Бук-2

Своим появлением это колесное шасси в некоторой степени обязано разработчикам зенитной ракетной системы (ЗРС) "Тор" c Ижевского электромеханического завода (Россия), задумавших создать ее версию с улучшенными характеристиками. В 2005 году они обратились к конструкторам Минского завода колесных тягачей с предложением разработать полноприводное колесное шасси для замены гусеничного транспортера ГМ-5955, на котором изначально базировалась система "Тор". Предполагалось, что это не только удешевит саму ЗРС, но и снизит затраты на ее эксплуатацию, увеличит запас хода и срок эксплуатации шасси, сделает удобнее работу экипажа.

Минчане откликнулись на эту просьбу, и в мае 2006 года в Москве был защищен технический проект трехосного полноприводного шасси МЗКТ-6922 для модифицированной ЗРС "Тор". В августе того же года был заключен контракт на поставку. Работа спорилась, и уже 12 июня 2007 года первый образец специального колесного шасси МЗКТ-6922 был передан Ижевскому электромеханическому заводу для монтажа на нем боевого модуля зенитной ракетной системы "Тор-М2Э".

Разработка эта была поистине новаторской, так как впервые в практике Минского завода колесных тягачей было создано не рамное, а корпусное (так называемое "вагонное") шасси. Сварной корпус был изготовлен из стальных листов со встроенными усиливающими элементами.

Машина получилась относительно низкой (2 345 мм) и длинной (9 550 мм), но в тоже время и широкой (3 100 мм), так что в кабине свободно размещаются четыре человека. Она оборудована кондиционером и независимым отопителем, что обеспечивает эксплуатацию шасси при температуре наружного воздуха от —40°С до +50°С.

На панели у водителя размещены табло впервые примененной бортовой информационно-управляющей системы на базе компьютера. Это позволяет своевременно контролировать состояние всех агрегатов и систем машины.

Помимо кабины (отсека управления), корпус имеет операторский, аппаратный и моторно-трансмиссионный отсеки. Силовой агрегат, как и у танка, расположен в заднем отсеке. По желанию заказчика предусмотрен вариант машины с локальным бронированием.

Специально для МЗКТ-6922 была разработана и оригинальная независимая гидропневматическая подвеска с регулируемым клиренсом. Высокая подвижность и проходимость машины обеспечена гидромеханической трансмиссией ГМП-400, двухскоростной раздаточной коробкой, мощным (420 л.с.) восьмицилиндровым с турбонаддувом дизелем ЯМЗ-7513.10, шинами 525/70R21(Бел-66А) с протекторами повышенной проходимости и регулируемым давлением воздуха.

Шасси МЗКТ-6922 способно передвигаться по дорогам всех видов и разведанной местности, максимальный радиус поворота составляет 12,5 м, глубина преодолеваемого брода — до 1,2 метра, максимальная скорость — до 80 км/час, грузоподъемность — 12 000 кг, полная масса — 30 000 кг. Экономичный двигатель и два топливных бака емкостью 530 и 200 литров обеспечивают запас хода в 1 000 км.

Столь замечательные характеристики не могли остаться незамеченными, и версия шасси МЗКТ-6922 была использована белорусским предприятием "Тетраэдр" при глубокой модернизации ЗРК "Оса". Прежде "Оса" размещалась на плавающем шасси БАЗ Брянского автозавода, но оно уже давно не выпускается. Новая версия комплекса получила обозначение 9К33-1Т "Оса-1Т".

Этот доработанный ЗРК, в свою очередь, стал базовым для автономного мобильного зенитного ракетного комплекса малой дальности "Стилет", размещенного все на том же МЗКТ-6922. На нем же базируется и один из вариантов многоцелевого ракетно-пушечного комплекса A3 (Anti-air, Anti-armor, Anti-terrorism), созданного предприятием "Тетраэдр".

И наконец, как убедились недавно посетители авиасалона МАКС-2011, это же шасси было использовано при создании очередной модификации ЗРК средней дальности "Бук" — "Бук-М2"/"Бук-М2Э". И есть основания предполагать, что на этом эпопея МЗКТ-6922 не заканчивается.

Как следует из прогноза, подготовленного специалистами российского Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), в период с 2010 по 2013 год объем рынка систем ПВО вырастет до 22,9 миллиарда долларов. При этом наибольший рост спроса будет зафиксирован в сегменте систем ПВО малой и средней дальности, а увеличение объема продаж придется на 2012 - 2013 годы. Эти системы будут пользоваться наибольшим спросом, потому что их стоимость относительно невысока.

Соответственно, у продукции Минского завода колесных тягачей – большие перспективы.

Александр Алесин NAVINY.BY 

воскресенье, 4 сентября 2011 г.

Куба обвинила НАТО и ООН в захватнической войне в Ливии





Кубинский МИД заявил о том, что Гавана не признает Переходный национальный совет Ливии, обвинив НАТО в убийстве тысяч мирных граждан, а ООН — в пособничестве захватнической войне на ливийской территории.
МИД страны заявил, что, по мнению Гаваны, политика Североатлантического альянса в регионе направлена на создание условий, способствующих военной интервенции в Сирии, потребовав прекращения иностранного вмешательства во внутренние дела этой страны.
«Республика Куба не признает ни Переходный национальный совет, ни другие временные органы власти (в Ливии), и признает лишь то правительство, которое будет создано в этой стране легитимным образом и без иностранного вмешательства, путем (выражения) свободной, суверенной и единственной воли братского сирийского народа», — отмечается в заявлении МИД Кубы.
Североатлантический альянс, отмечает кубинский МИД, «под неуклюжим предлогом» защиты гражданского населения, уничтожил тысячи гражданских лиц, не заметил конструктивных инициатив Африканского союза и других стран.
Кроме того, утверждает Гавана, альянс «нарушил проблемные резолюции, навязанные Совету Безопасности ООН», в частности, «при нападении на гражданские объекты, финансировании и поставках вооружений одной из сторон, и развертывании оперативного и дипломатического персонала на территории». ООН, по мнению Гаваны, «не обратила внимания» на «крики международного общественного мнения в защиту мира», став «соучастником захватнической войны».
«Куба заявляет, что ничто не может оправдать убийства невинных людей», — отмечается в документе.
«МИД Кубы требует немедленного прекращения бомбардировок со стороны НАТО, которые продолжают уносить жизни, и настаивает на срочной необходимости позволить ливийскому народу найти путем переговоров и без иностранного вмешательства мирное решение», — отмечается в документе.
Это, как отмечает МИД страны, станет выражением права ливийского народа на «независимость, самоопределение и суверенитет над природными богатствами», а также права на территориальную целостность. При этом МИД Кубы заявил, что приступил к отзыву кубинского дипперсонала из страны, передает РИА Новости.
В середине февраля в Ливии начались массовые демонстрации с требованием ухода правящего страной более 40 лет Муамара Каддафи, которые впоследствии переросли в вооруженное противостояние между правительственными силами и оппозицией. В ходе почти шести месяцев боевых действий противникам режима Каддафи удалось установить контроль почти над всей территорией Ливии. Перелом в боевых действиях наступил в третьей декаде августа, когда силы оппозиции при поддержке авиации НАТО заняли ливийскую столицу Триполи. О судьбе Муамара Каддафи до сих пор ничего не известно. Часть его семьи бежала в Алжир. В феврале оппозиция сформировала в Бенгази Переходный национальный совет (ПНС), который объявила единственным легитимным органом власти в стране. ПНС признали порядка 60 стран, включая Россию.

 Gur Khan: видать остались еще на этой планете честные люди и правительства!

Viva La Republica!
Да здравствует народная Джамахирия!

суббота, 3 сентября 2011 г.

Пять вопросов китайского авианосца

Уж простите, опять не про танки, но на мой взгляд очень интересно. Эту тему я уже поднимал тут и тут, так что не грех продолжить...

По материалам он-лайн варианта газеты «Жэньминь жибао» 

Пять вопросов китайского авианосца



27 июля пресс-представитель Министерства обороны КНР Гэн Яньшэн осведомил, что в настоящее время осуществляется реконструкция старого авианосца для проведения научных исследований и тренировок. Корреспондент газеты «Жэньминь жибао» взял интервью у научного сотрудника Военно-морского института Ли Цзе, в ходе которого эксперт поделился своим мнением по некоторым вопросам, связанным с авианосцем Китая.

В чем главное назначение авианосца?

«Жэньминь жибао»: Расскажите подробнее об этом авианосце, который носит название «Варяг». Почему Китай реконструирует старый авианосец, а не строит новый? В чем главное назначение этого военного корабля?

Ли Цзе:Прежнее название этого старого авианосца «Варяг», который после реконструкции станет военным кораблем ВМС КНР для испытаний и тренировок. «Варяг» - обычный авианосец, строительство которого началось в 80-е года прошлого века. После распада СССР, строительный проект необходимо было в срочном порядке прекратить. В 1998 году непригодный «Варяг» был куплен одной китайской компанией, в марте 2002 года причалил в порт Далянь.

После реконструкции авианосец будет в основном использоваться для научных экспериментов и тренировок. Кроме того, он выступит в качестве площадки для обучения военных. Например, обучение офицеров на палубных самолетах сейчас проходит только на земле, в будущем можно будет тренироваться на авианосце.

Это решение было принято в соответствии с положениями в стране. Китай начал с реконструкции старого авианосца, выбрал путь заимствования, усваивания, восприятия и инноваций. Кроме того, при реконструкции авианосца можно сэкономить время, что также является важным фактором.

Зачем Китаю авианосец?

«Жэньминь жибао»:Какое значение для Китая имеет наличие авианосца?

Ли Цзе: Авианосец на сегодняшний день является самой передовой военной площадкой, которую имеет и использует человечество, рассматривается как символ комплексной мощи и военно-морской силы государства.

В последние годы в мире наблюдается следующая тенденция: некоторые страны строят крупные, передовые авианосцы, другие – проектируют и создают небольшие авианосцы, которые отвечают потребностям страны. Китай считается новичком в области изучения и строительства авианосца. КНР обладает морской территорией в 300 кв. км., а также протяженной береговой линией. В целях защиты этой территории необходимо иметь крупный военный корабль, который мог бы прибывать туда, куда необходимо, а также охранять морские границы. В особенности в эпоху развития крупных военных кораблей, вооруженным силам страны необходимо защищать безопасность, территориальный суверенитет, а также морские права и интересы государства, выполнять свой священный долг – все это невозможно без авианосца.

Поэтому реконструкция авианосца окажет благоприятно влияние на защиту безопасности страны, иметь авианосец – это мечта нескольких поколений китайцев. Одновременно, это важный шаг в процессе модернизации ВМС.

Как относиться к так называемой теории «китайской угрозы»?

«Жэньминь жибао»: Как Вы относитесь к очередному возрождению так называемой теории «китайской угрозы» в связи с реконструкцией старого авианосца?

Ли Цзе: Изучение и развитие авианосца Китаем проходит в целях повышения способностей защиты безопасности страны, а также сохранения мира, основано на повышение оборонных способностей, и не проводиться в целях угрозы другим странам.

На мой взгляд, так называемая теория «китайской угрозы» не имеет под собой оснований. Среди пяти постоянных членов Совета ООН, Китай – единственная страна, которая не имеет авианосца. Около шести-семи государств, расположенных близ Китая уже имеют или будут обладать авианосцами или подобного рода военными кораблями, в том числе Индия, Таиланд, Япония, РК, Россия, США и Австралия.

ВМС КНР не изменят свою стратегию береговой охраны после появления авианосца, не претерпит изменений и оборонная политика государства.

Какие нужны технологии для строительства авианосца?

«Жэньминь жибао»: Какие нужны ключевые технологии для строительства авианосца?

Ли Цзе: Авианосец является результатом современных технологий, представляет собой очень сложную «крупную систему», необходимо огромное количество ключевых технологий. Предъявляются высокие требования в техническом плане к летательным палубным аппартам, вооружению и комплектованному оборудованию, многое необходимо решать техническими методами.

Высокие технологии и передовое оружие авианосца должны стимулировать инновации в области научных исследований. Будучи комплексной машиной, которая включает в себя индустриальную, научно-техническую, организационную и системную силы, авианосец может способствовать реформам и развитию в определенных сферах. При строительстве авианосца, с одной стороны, необходимо опираться на комплексные способности страны, с другой, повышать их.

«Жэньминь жибао»: Какие технические трудности пришлось преодолевать Китаю в ходе реконструкции авианосца?

Ли Цзе: Китай впервые проводить реконструкцию и строительство авианосца, поэтому всесторонне сталкивается с различными вызовами.

КНР относится к странам, в которых происходит переход от механизации к информатизации, сталкивается со множеством трудностей. Очень много работы, которую нужно начинать с нуля, однако путем усилий, большинство вопросов разрешаются, некоторые зрелые передовые технологии получают свое применение.

Конечно же, сравнивая с самыми передовыми на сегодняшний день авианосцами мира, Китай отстает во многом. КНР необходимо еще пройти длительный путь в области технических инноваций, чтобы получить передовой авианосец. 
И в продолжение темы не менее интересная ссылка: Китайский авианосец в фокусе внимания всего мира.

Тагил поздравляет Харьков!

ГК «Укрспецэкспорт» поставит Таиланду 49 танков на сумму более 200 млн.долл. США 
1 сентября 2011 года руководство ГК «Укрспецэкспорт» подписало контракт с представителями Вооруженных Сил Королевства Таиланд относительно поставки новой партии бронетехники. Согласно достигнутым договоренностям украинская сторона изготовит и поставит в эту страну 49 единиц основного боевого танка (ОБТ) «Оплот». Общая стоимость контракта существенно превышает 200 млн. долл. США. Выполнять заказ будут предприятия, которые вошли в состав ГК «Укроборонпром».
Украинский танк БМ "Оплот-М" на испытаниях в 2009 году.
   Напомним, что в предыдущие годы ГК «Укрспецэкспорт» были заключены договоренности с Королевством Таиланд о поставке в эту страну БТР-3Е1 украинского производства. По оценкам экспертов, нынешний танковый контракт – наибольший со времени заключения Украиной известного «пакистанского» контракта.
По данным "Интерфакс-Украина" сумма сделки составляет около 240 млн. долл. США. при цене $4,9 млн. за экземпляр. Конкретная комплектация танков и условия сделки не раскрывается. Ранее в украинских изданиях, в частности Defense Express, называлась ориентировочная стоимость БМ "Оплот" в $3,5-6 млн.
Нижнетагильские танкостроители сердечно и от души поздравляют харьковских коллег с почином! Желают им процветания и новых успехов в сфере экспорта бронетехники. 
В то же время, накануне открытия в Нижнем Тагиле VIII Международной  выставки вооружения, военной техники и боеприпасов"RUSSIA EXPO ARMS-2011" и предстоящей на ней презентации нового российского танка Т-90МС сообщается о том,  что пакет экспортных контрактов, практически готовых к подписанию, насчитывает более 300 танков Т-90С на сумму около 1,5 миллиардов долларов США. Собственно на самой выставке будут проведены переговоры с представителями еще 11 государств, заинтересованных в приобретении лучших в мире русских танков Т-90С и Т-90МС. Экспертная оценка рыночного потенциала танка Т-90МС на ближайшие 5 лет составляет более 1500 единиц на сумму около 8 миллиардов долларов США.
Российский новейший танк Т-90МС на показе руководству России 14.07.2010 года.

пятница, 2 сентября 2011 г.

Танки Т-90. Эксплуатировать их одно удовольствие!

"Ещё один важный козырь в процессе обучения и воспитания танкистов Буйнакской бригады - новая современная техника. На вооружении танкового батальона - танки Т-90. Эксплуатировать их одно удовольствие. И большая гордость. Лейтенант Артур Гимадеев рассказал, что его подчинённые неоднократно признавались, что им повезло.
     - Не каждому такой шанс выпадает, - рассуждают они.
     И верно. Даже в Южном военном округе пока ещё не все танковые подразделения перевооружены на новые бронемашины. Буйнакцы в числе счастливчиков. Они это понимают. Поэтому на заботу государства отвечают своей заботой. О России. О её стабильности и покое в Северо-Кавказском регионе"
 Подробности в газете "Красная звезда"
Основной боевой танк России Т-90А "Владимир" фото Дмитрия Пичугина, журнал "Техника и вооружение"

У границ России зреет серьёзный конфликт

По сообщению Direct News  со ссылкой на Ленту.ру:
Китай, ставя на вооружение своего военного флота авианосцы, серьёзно нарушает баланс сил в регионе. С таким заявлением выступило японское Министерство обороны. В связи с этим японское военное ведомство потребовало у китайской стороны объяснить, с какой целью КНР укрепляет свой флот.
Японцы напомнили, что авианосцы являются наступательным видом вооружений, поэтому им хотелось бы знать, для чего Китаю потребовались такие суда. КНР, между тем, планомерно заканчивает модернизацию украинского крейсера "Варяг", который после покупки переименовали в "Ши Лан". Ожидается, что этот военный корабль поступит в китайский флот уже в будущем году.
В китайском Министерстве обороны ранее сообщали, что "Ши Лан" необходим КНР для научных целей. Вообще, по разным данным, Китай собирается вооружить свой военный флот 4-6 авианосцами. Они, как ожидается, будут базироваться в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.

Комментарий от Gur Khan: японцы задают вполне логичные вопросы относительно усиления китайского флота авианосцами, однако нам с вами более актуальны не  эти "плавучие аэродромы", а китайские танковые дивизии сосредоточенные у границ Российской Федерации, усиленная модернизация китайского танкового парка. Интересное исследование провело издание "Частный корреспондент" еще в 2009 году и продублированное на форуме Рядовой.ру. Оцените серьезность ситуации:

"Сухопутные войска были, есть и будут основой боевой мощи НОАК, поскольку гигантское население страны, да еще и избыток мужчин в младших возрастных группах, дает командованию ВС КНР уникальный ресурс, о котором военно-политическое руководство других стран не может и мечтать. Даже имея определенное техническое отставание от ряда армий мира, Китай способен задавить массой любого противника, с которым встретится в традиционной наземной войне. А кого в Китае считают противником, можно судить по дислокации его армейских группировок.

Из семи военных округов Китая наиболее мощными являются округа со штабами в Пекине и Шэньяне, прилегающие к границе с РФ (первый ориентирован на Сибирский военный округ ВС РФ, второй — на Дальневосточный). На эти округа приходится 4 из 9 танковых и 6 из 9 механизированных дивизий, 6 из 12 танковых бригад сухопутных войск НОАК. Еще 2 танковые дивизии и 1 бригада входит в состав округа со штабом в Ланьчжоу (занимает западную часть страны, ориентирован на Центральную Азию, Монголию и Сибирь к западу от Байкала), а 1 танковая, 1 механизированная дивизии, 2 танковые и единственная в НОАК механизированная бригады — в состав Цзинаньского округа, который находится в центре страны и является стратегическим резервом для Пекинского, Шэньянского, Ланьчжоуского и Нанкинского округов
В частности, 38-я армия Пекинского ВО представляет собой полигон для отработки новых оргштатных мероприятий и способов применения новых видов боевой техники. Артиллерия в этой армии полностью автоматизирована, она еще уступает по точности американской, но уже превзошла российскую. Быстро обновляются бронетанковые войска, темп их наступления по опыту учений выше, чем в ВС РФ. В частности, в состав 38-й армии входит полностью автоматизированная 6-я танковая дивизия, оснащенная танками Туре 96. Темп наступления 38-й армии достигает 1000 км в неделю (150 км в сутки). Наконец, в состав этой же армии входит 4-я зенитно-ракетная бригада, наиболее современное соединение войсковой ПВО Китая (включает, в частности, дивизион ЗРК «Тор»).
Вторым полигоном для отработки новых способов применения СВ является резервный Цзинаньский округ, включающий, в частности, образцовые и оснащенные новейшей техникой 8-ю танковую и 127-ю легкую мотопехотную дивизию.
Остальные подвижные соединения СВ НОАК (танковые и механизированные дивизии) входят в состав Нанкинского военного округа, ориентированного на захват Тайваня. В частности, здесь дислоцированы обе амфибийные механизированные дивизии, единственная амфибийная танковая бригада и единственная десантная бригада спецназа. Общая численность этих соединений составляет 25 тыс. человек. С учетом морской пехоты ВМС Китай обладает вторым в мире после США контингентом морской пехоты.
Наиболее слабыми являются округа со штабами в Чэнду и Гуанчжоу, прилегающие к границам с Индией и странами Индокитая. Они, в частности, не имеют ни одной танковой и механизированной дивизии, то есть на южном направлении китайское командование не предполагает вести какие-либо наступательные действия. Войска этих округов состоят в основном из мотопехотных (бывших пехотных) дивизий, наиболее архаичного типа соединений СВ НОАК. В других округах большинство дивизий этого типа преобразуется в бригады. Переход от дивизий к бригадам происходит достаточно активно, хотя этот процесс нельзя абсолютизировать. Танковые и механизированные дивизии, представляющие собой основную ударную силу СВ, никто преобразовывать в бригады не собирается.
На вооружении СВ НОАК состоит около 10 тыс. основных танков (450 Туре 90II, 1200 Туре 96, 200 Туре 99, 400 Туре 88С, 500 Туре 88В, 1000 Туре 80, 500 Туре 79, 200 Туре 69, 5500 Туре 59) и 2 тыс. легких (1200 Туре 62, 800 Туре 63). К современным можно отнести танки Туре 90II, Туре 96 и Туре 99, причем последний, как считается, почти не уступает лучшим западным танкам (М1А2, «Леопард-2А6»). Все эти три типа танков вооружены 125-миллиметровой пушкой, подобной той, что установлена на российских танках (начиная с Т-64А). Все остальные танки СВ НОАК являются бесконечными вариациями на тему созданного в СССР в конце 40-х Т-54 (его прямой копией был Туре 59), поэтому существенно уступают по своим боевым качествам лучшим западным и российским машинам.
Другие типы бронетехники (до 3 тыс. БМП, 100 БМД, не менее 8 тыс. БТР) либо являются копиями советских образцов и их доработками, либо разработаны в самой КНР (иногда с использованием западных технологий).

Примерно то же самое можно сказать об артиллерии НОАК (до 15 тыс. орудий, в том числе 1200 САУ, до 10 тыс. минометов, до 4 тыс. РСЗО). В Китае очень значительное внимание уделяют реактивной артиллерии, мощь которой китайцы испытали на себе во время второго боя за остров Даманский. Здесь разработан целый ряд тяжелых РСЗО (Туре 83, А-100, WM-80, WS-1) калибром от 273 до 320 мм. Сравниться с ними по огневой мощи могут только американская MLRS и российский «Смерч».

На вооружении СВ НОАК также состоят до 8 тыс. ПТРК и примерно столько же противотанковых орудий, 150 мобильных ЗРК («Тор», HQ-7, HQ-61, LY-60, PL-9D), до 15 тыс. зенитных орудий (калибром от 23 до 100 мм). Можно отметить, что такое огромное количество зенитных орудий не может компенсировать нехватки ЗРК, поэтому ПВО СВ НОАК требованиям современной войны не отвечает. Впрочем, учитывая фактический коллапс ВВС РФ, Китаю может хватить и такой ПВО.

Большим разнообразием отличается парк армейской авиации, включающий российские (128 Ми-17, 30 Ми-8), американские (22 S-70C) и европейские (100 НС-120, 110 Z-9 [SA-365], 8 SA-342, 30 Z-11, 10 Z-8 [SA-321]) машины. Для такой огромной армии, какую имеет Китай, подобного количества вертолетов, разумеется, недостаточно. Самое главное в том, что НОАК до сих пор не имеет ударного вертолета, что является, видимо, ее крупнейшим недостатком.
Сухопутные войска НОАК очень активно занимаются боевой учебой, причем некоторые ее аспекты не могут не настораживать.
Так, в сентябре 2006 года были проведены беспрецедентные по масштабам 10-дневные учения Шэньянского и Пекинского военных округов. В ходе учений части Шэньянского ВО совершили бросок на расстояние 1000 км на территорию Пекинского ВО, где провели учебное сражение с частями этого округа. Передислокация проводилась как своим ходом, так и по железной дороге. Целями учений стали отработка навыков маневрирования армейскими соединениями на большом удалении от мест базирования и повышение уровня управления тыловым обеспечением войск.
Подобный сценарий учений можно рассматривать только как подготовку к войне с Россией, причем отрабатывается наступление, а не оборона. Применительно к Тайваню (а также, например, к Юго-Восточной Азии или Корейскому полуострову) указанный сценарий не имеет смысла из-за несравненно меньшей глубины ТВД и других природно-климатических условий. Отрабатывались глубокие наступательные операции на суше, в горно-степной местности, их объектами для Китая могут быть лишь Россия и Казахстан. Рельеф той местности, где проходили учения, аналогичен забайкальскому, а 1000 км — это расстояние от российско-китайской границы по реке Аргунь до Байкала. Против Казахстана расположен Ланьчжоуский военный округ НОАК, он в указанных учениях участия не принимал. Учения проводили именно Шэньянский и Пекинский округа".

вторник, 17 марта 2009 года
"Частный корреспондент"

Комментарий от Gur Khan: в то же время российские Центральный и Восточный военные округа (командования) имеют на вооружении преимущественно устаревшую бронетанковую технику, закупок новых образцов танков, самоходных артиллерийских орудий, БМП до 2015 года да же не планируется! Модернизация имеющегося парка ведется крайне слабыми темпами, при этом машины в основном капиталятся, но не модернизируются. А если и модернизируются, то для этого выбираются самые простые и дешевые варианты (см. Т-72БА - модернизация по средствам или посредственная модернизация? а так же журнал "Техника и вооружение" №10`2009г). Танкоремонтные предприятия Министерства обороны приватизируются, растаскиваются, уничтожаются. В то же время, наша промышленность в рамках ОКР "Рогатка-1" и "Прорыв-2" разработала варианты полноценной комплексной модернизации, существенным образом повышающей боевой потенциал российских бронетанковых частей, она готова проводить эту самую модернизацию в количествах, необходимых для скорейшего восполнения потенциала. Почему правительство Казахстана проявляет заботу о повышении обороноспособности своей Страны и активно модернизирует свои Сухопутные войска, а наше, российское Министерство обороны занимается исключительно утилизацией боевой техники ( в 2011 году планируется утилизировать согласно информации сайта госзакупок свыше 800 боевых танков, при том что ни одного нового танка в этом году не заказано) и распродажей имущества? Глупо надеяться только на одни стратегические ядерные силы - у Китая то же есть своя и не маленькая дубина, да и вертолетоносный "Мистраль" при всем желании нам в Амур не загнать, а в Желтом море (вспомним начало статьи) уже хозяйничают китайские авианосцы. Да, сейчас мы дружим с Китаем, активно развиваем сотрудничество в рамках ШОС, БРИК, однако продолжительность этой дружбы, надо признать, зависит не от России, а от Китая. Китай в свою очередь будет дружить с Россией ровно до того момента, пока эта "дружба" будет выгодна собственно Китаю. Исторический прецедент серьезного охлаждения отношений мы уже имеем. Большинство природных ресурсов конечно, при все продолжающемся росте населения Китая, восполнение их дефицита за счет соседа - вполне логичный шаг, а природные и техногенные катастрофы, лишь укорачивают путь к этому моменту. Господа генералы, вспомните о тех кто вас кормит - о российском народе - и сделайте все возможное и не возможное для его защиты от возможной агрессии с Востока - она реальна!