понедельник, 10 октября 2011 г.

Последние Т-55 России.

В комментариях к одной из  публикаций, меня упрекнули, что танков Т-62 и Т-55 уже нет на вооружении Российской Армии. Все так, да только последние "пятьдесят пятые" были сняты с боевого дежурства всего лишь год назад. Гениальный танк, гениального конструктора Леонида Карцева, был принят на вооружение на кануне Дня Победы - 8 мая 1958 года, и в течении более 50 лет верой и правдой служил Отечеству. Последние российские танки Т-55 были вывезены на утилизацию с островов Курильской гряды. Об этом фоторепортаж профессионального сибирского фотографа Shapran
Корабль ходит по островам и собирает вооружение. Наше вооружение. Боеприпасы и техника отправляются на материк и на смену им привозят новые. Смотреть на многотонные боевые машины, которые через пару месяцев попадут на переплавку - больно и обидно. Отдавать в частные руки военные машины будут наверное еще нескоро.  Но, честное слово, первой техникой, которой обзавелся бы для путешествий по тундре и горам или просто - по деревне гонял бы - был бы ТАНК. Съемка производилась по заданию российского Geo на острове Кунашире.
осень 2010г остров кунашир
пляж на тихоокеанском побережье
 Вообще для обороны наших Дальневосточных островов Т-55, считаю, что был идеален - мощная нарезная 100мм пушка Д-10Т2С имела хороший осколочно-фугасный снаряд, била на хорошие дистанции и при том точнее чем современные "гладкостволки". Оснащенные лазерным дальномером, они были идеальными "убийцами" вражеских десантно-высадочных средств. При этом обладали достаточным уровнем защиты, вполне адекватным для данного ТВД, и подвижностью. Как видим, не смотря на свой малопривлекательный внешний вид - все машины находятся на ходу. Этому способствует неприхотливость в обслуживании и потрясающая надежность. Все машины в так называемом "атомном" исполнении поздних серий выпуска омского завода - на них усилена защита от ОМП - весьма актуально в свете событий на Фукусиме... Главное, танки Т-55 были обеспечены парком вспомогательных и инженерных машин на единой унифицированной платформе - что нынче модно, в 1950-е годы было просто логично. На фото кроме собственно танков мы видим мостоукладчик МТУ-20 и тягач БТС-4. В современной Российской Армии больше мостоукладчиков нет - разработанные на шасси танков Т-72 и Т-90 мосты МТУ-72 и МТУ-90 так и остались в единичных экземплярах (по просьбе "друзей" из НАТО Мишка-меченный свернул только что начатый выпуск МТУ-72, а армии РФ уже и дела до них не было). Так же в современной армии России наблюдается дефицит ремонтно-эвакуационных средств - запоздав с выпуском БРЭМ-1, мы так и не смогли наполнить ими в достаточном количестве Сухопутные войска - потому да же сейчас, в частях укомплектованных танками типа Т-72 и Т-80, исправно служат тягачи БТС-4 созданные на базе Т-54/55/62. Россия распрощалась с Т-55, но эти танки по прежнему весьма популярны во многих странах  - сейчас мы можем их наблюдать в репортажах из той же мятежной Ливии. Думается, что Т-55 еще долго не сойдет со сцены в Африке, Южной Америке и Юго-Восточной Азии.

Солдат убивает новая форма?

"Известия"

Юрий Мацарский беседует в Острогожске с заболевшими срочниками, их командирами, врачами и жителями города

Солдат убивает новая форма?
фото: Александр Мельников/ИЗВЕСТИЯ
Для 30-тысячного Острогожска автомобильная бригада номер 20115 – почти градообразующее предприятие. Значительная часть населения города так или иначе живет за счет части, прославившейся на всю страну рекордным числом заболевших пневмонией солдат.
— Хлопцы, хата не нужна? Здесь, рядом с частью совсем, — острогожские старушки выискивают в центре города неместных, зная, что подавляющее число приезжих — родственники, друзья и подруги солдат. — Я, если надо, и подворотник подошью солдатику, и форму отстираю — все, с житьем, 700 рублей за сутки. А если хворый служивый, отвар заварю лечебный. Только заселяйтесь.
Крупных производств в городе нет, Острогожск, похоже, живет исключительно за счет сферы услуг. Две центральные улицы, застроенные, как и остальная часть города, двух-трехэтажными оштукатуренными домами, пестрят вывесками одежных ателье и салонов дамского белья. Но на рабочей неделе они практически пустуют. Выручку магазины делают в пятницу-субботу, когда в Острогожск со всей Центральной России стягиваются невесты солдат-автомобилистов, принаряжающиеся перед свиданием с любимым. Похожая ситуация и с местными кафе. С понедельника по четверг клиент здесь  редкий гость, а вот начиная с вечера пятницы свободного столика не найти. Поэтому каждая нештатная ситуация в части оборачивается локальным кризисом для экономики городка.
В части болеют сотни срочников
В части болеют сотни срочников
фото: Александр Мельников/ИЗВЕСТИЯ

— Стою здесь полдня, замерзла — ног не чую, а командование, оказывается, карантин объявило, увольнительные отменены, — жалуется в последнюю пятницу сентября одна из дежурящих у ворот части бабушек-арендодателей. — Без заработка, стало быть.
При этом дежурные по контрольно-пропускному пункту про карантин ничего не знают, но на территорию части чужих не пускают.
— Все командование на обеде, не имею права без приказа пускать посторонних, — старший прапорщик с лакированной кобурой на боку, охраняющий центральный вход в часть, запирает остекленные створки на засов и, ухмыляясь, добавляет уже через закрытую дверь. — И вообще, они через другой КПП ходят.
На других КПП, где службу несут исключительно призывники, в диалог не вступают вовсе. Солдаты просто прячутся за воротами. Звонок в кабинет командира ситуацию проясняет ненамного.
— Командир части на месте отсутствует. Нет, я не могу подтвердить информацию о том, что он отправлен в отпуск по распоряжению вышестоящего командования. Да, в части карантин. В увольнения никто не ходит, покидать пределы части в принципе запрещено, — докладывает не представившийся обладатель отрывистого офицерского голоса в то время, как из ворот бригады строевым шагом выходит с десяток бойцов с лопатами на плечах. – Из-за карантина также запрещено посещение части посторонними.
Пока командование прикрывается от журналистов карантином, солдаты маршируют по городу
Пока командование прикрывается от журналистов карантином, солдаты маршируют по городу
фото: Александр Мельников/ИЗВЕСТИЯ

 Объявленный командным голосом карантин нарушается не только бойцами с лопатами — на полигоне, расположенном за пределами части в общедоступной части города, вовсю идет обучение военных автомобилистов управлению тяжелыми армейскими тягачами. Кроме того, несколько рядовых и сержантов в сопровождении старшего лейтенанта усаживаются в маршрутное такси на остановке возле КПП.
Причем на виду только нарушения, допущенные по приказу офицеров. А забор, которым бригада обнесена, испещрен ходами, пролезть через которые способен даже упитанный воин. У одного из этих лазов вечером в пятницу встречаем рядового, отправившегося в самоволку. Одет в гражданское, уставная стрижка спрятана под капюшоном куртки-дождевика. Военная форма аккуратно уложена в непрозрачный пакет. Именно эту форму боец, просивший называть его рядовым Ивановым, винит в эпидемии пневмонии.
Забор, которым бригада обнесена, испещрён ходами, пролезть через которые способен даже упитанный воин
Забор, которым бригада обнесена, испещрён ходами, пролезть через которые способен даже упитанный воин
фото: Александр Мельников/ИЗВЕСТИЯ

— Это же дрянной мешок с воздухом, — «рядовой Иванов» достает из пакета пухлый синтетический бушлат, разукрашенный угловатым пиксельным камуфляжем, — тепло не держит вообще, а влагу впитывает дай боже, сутками не высыхает. Все заболевшие в такой форме ходили. Те, кто старую донашивает, — не кашляют даже.
По словам «самоходчика», пневмония пришла в часть с сентябрьскими дождями. К середине месяца в бригадном лазарете и в госпитале в Воронеже с воспалением легких лежало человек сорок. 18 сентября один из них умер.
— Только после этого командиры зашевелились. Тем более что летом еще один боец помер. От менингита. И его, и тех, что с пневмонией, лечили этим… парацетамолом. Вот и сгорели пацаны.
Под «зашевелились» рядовой подразумевает отправку больных в госпиталь. По его словам, всех тяжелых уже вывезли из бригады в Воронеж и Курск — за сто и двести километров от части. Ближе госпиталей нет. А объявленный в день его самоволки карантин «рядовой Иванов» объясняет желанием командования максимально обезопасить себя от московских журналистов и их неудобных вопросов.
— Часть у нас строгая. Что не предусмотрено уставом — реально запрещено. У ребят даже мобильников нет. Их ротные отнимают и выдают только на увольнительные. Поэтому о том, что происходит в части, родственники, а тем более журналисты знают по слухам, — говорит, сидя на больничной койке, рядовой Алексей Щеголев, которого журналисты «Известий» нашли в воронежском госпитале. — На деле больных уже столько, что часть готовят к расформированию. Это, конечно, тоже пока только слухи, но ни одного бойца нового призыва в части нет — это факт. 
Алексей говорит, что попал в госпиталь, пойдя наперекор командирам.
— Младший сержант Литвинов не пускал меня в лазарет, хотя мне больно было, дышать тяжело, — рядовой гладит себя по впалой груди. — Грозил, что посадит меня за отлынивание от службы путем симуляции болезни. Но я все равно пошел. А на Литвинова докладную написал. В части теперь расследование, мне майор уже несколько раз звонил, уточнял мою историю, здоровьем интересовался.
Пока рядовой Щеголев проходит лечебные процедуры в Воронеже, в Острогожской бригаде карантин, к радости владельцев квартир и хозяев кафе, отменяют. В первой половине дня охраняемые старшим прапорщиком двери открываются для родственников солдат. Выходя, они делятся информацией, полученной от своих сыновей и братьев:
Субботним утром двери открываются для родственников
Субботним утром двери открываются для родственников
фото: Александр Мельников/ИЗВЕСТИЯ

— Пятьсот человек по госпиталям из бригады. Все с пневмонией. Все из-за формы этой, будь она неладна, продувается всеми ветрами. Ровно как голый в ней, спасибо Юдашкину. Он поди на пару вилл заработал себе, продав это фуфло армии. А на пацанов наших плевать.
По информации Воронежского областного отделения Союза солдатских матерей, форма у служащих бригады даже не от Юдашкина.
— По нашим данным, одежда для бригады пошита в Китае из какого-то некачественного материала и неясно, каким образом она оказалась в Острогожске, — сообщила активистка областного отделения Союза солдатских матерей Галина Шатунова, не сообщив, впрочем, откуда у нее эта информация.
— Да вроде никакой не Китай, отечественное фуфло, — не соглашается с солдатскими матерями ушедший в субботнюю увольнительную рядовой Евгений. — Холодное жутко. В этом наряде пневмония гарантирована даже в жару. Пот впитывает, мокнет. Попал на сквозняк — все, ложись под капельницу. Только, ради бога, офицеров наших не ругайте, это ж не они нас в эти клоунские камуфляжи нарядили. Они мужики по большей части толковые.
Родным предстоит самим заботиться об укреплении солдатских организмов
Родным предстоит самим заботиться об укреплении солдатских организмов
фото: Александр Мельников/ИЗВЕСТИЯ

Толковые мужики-офицеры в это время объясняли родителям отправляющихся на выходные солдат:
— Каждый час горячим поите, витамины купите и лук с чесноком. А то, слышали, пневмония у нас тут, надо организм укреплять.

Gur Khan: В одном их номеров журнала "Техника и вооружение", кажется в статье, касающейся модернизации танков Т-72, я уже затрагивал вопрос о том, что наша новая форма от кутюрье Юдашкина, кроме как внешней "красявости" не несет за собой ничего. Оказывается что таки несет... - вред здоровью, и не просто вред, но и прямую опасность! Мои друзья-журналисты, вернувшиеся с недавних учений "Центр-2011" в Чебаркуле "в стихах и красках" рассказывали о том, что русские солдаты и офицеры, в условиях промозглой уральской осени, оказались все сплошь больны простудными заболеваниями. Униформа от "Юдашкина и Ко" не спасала от ветра и потери тепла, насквозь промокала. Изготовленная из синтетики она прогорала при попытках сушки на открытом огне. Упаси Боже оказаться облаченным в такой "от кутюр" в горящей машине...

Танк Т-64 отправят на переплавку до конца 2011 года

Больше тысячи машин вывезут из танковых учебок и хранилищ

Танк Т-64 отправят на переплавку до конца 2011 года
фото: РИА НОВОСТИ/Владимир Смоляков
Минобороны отправит на переплавку более тысячи танков Т-64, которые сейчас остаются самыми старыми танками в российской армии. В прошлом году на «дембель» были отправлены такие реликты, как Т-62 и Т-55, которые встречались в танковых учебках в Забайкалье. Теперь пришла очередь и «64-ки».
— Все танки будут выведены из эксплуатации и переданы промышленности для утилизации. Это где-то тысяча с лишним машин, — рассказали «Известиям» в Минобороны.
Последние 20 лет Т-64 использовался в России в основном для обучения механиков-водителей. Ненужных запасов этой машины так много, что при поломке танка его даже не ремонтировали, а сразу списывали. Однако на Украине его продолжают производить в Харькове. Сегодня Т-64БМ «Булат», который до сих пор выпускается в Харькове, находится на вооружении украинской армии.
Т-64 был принят на вооружение в 1960-е годы и стал первым танком с автоматической системой заряжания орудия. Во всех предыдущих танках пушку заряжали специальные бойцы, которых после появления Т-64 пришлось сократить.
Кроме того, в новом танке впервые стали использовать танковый дальномер, составную броню и мощную пушку нового калибра — 125 мм, который с тех пор стал эталонным для всех российских танков. Т-64 хорошо показал себя в Афганистане, в Приднестровье, использовался в военных операциях в Чечне и Грузии.
Однако слабая ходовая часть и частые поломки двигателя вынудили военных уже через три года заказать разработку Т-72, который постепенно вытеснил Т-64 из армии. Сейчас Т-64 — это высококачественный металлолом.
— Единственная польза от него — это 30–35 т хорошего металла при переплавке, — рассказал «Известиям» танковый эксперт, главный редактор журнала «Арсенал» Виктор Мураховский.
По его словам, до появления принципиально нового танка «Армата», презентация которого ожидается в 2015 году, основу бронетанковых сил составят танки Т-80, Т-90 и модернизированные Т-72.
До 2008 года вооруженные силы имели на вооружении 20 различных модификаций шести видов танков — Т-55, Т-62, Т-64, Т-80, Т-72 и Т-90. Сейчас остается всего три последних. Около 60% этих машин служат уже больше 20 лет.
Это порождало дополнительные затраты на производство, обслуживание и ремонт боевой техники. Поэтому в Минобороны был принят курс на унификацию. К 2015 году войска получат тяжелую платформу «Армата», на основе которой будут разработаны основной танк, боевая машина пехоты, бронированная ремонтно-эвакуационная машина и другие тяжелые бронемашины.
Gur Khan: Собственно Т-64 можно было начинать отправлять в мартен уже с началом поступления в войска Т-72 и Т-80. Его агония слишком затянулась. Туда ему и дорога. Ну а "Известия" конечно "отожгли" по полной: "Т-64 хорошо показал себя в Афганистане, в Приднестровье, использовался в военных операциях в Чечне и Грузии" - ни слова правды! Ибо Т-64 показал себя в войсках очень плохо - достаточно "погуглить", поискать отзывы о нем все того же В.Мураховского. в Афганистане он просто не был - там сражались тагильские Т-34-85, Т-54, Т-55 и, конечно же, в основной массе - Т-62. В Приндестровье Т-64 тупо жгли 100мм противотанковыми пушками "Рапира". В Чечню Т-64 поначалу планировали вводить - по военкоматам да же прошла разнарядка для привлечения на контракт бывших танкистов проходивших Т-64 срочную, но генералы вовремя опомнились - в Первую Чеченскую кампанию воевали Т-72 и Т-80, во Вторую - исключительно Т-72! В Грузии Т-64 были только у морпехов и так же не принимали никакого участия в боевых действиях - просто году в 1992-93-м высаживались в Потив. В августе 2008-го в Грузии и Южной Осетии в бой, причем с обеих сторон,  шли Т-72-е...

пятница, 7 октября 2011 г.

Создание новой ракеты «Русь-М» прекращено

  "Разработку новой ракеты, пока мы не вышли из бумаги на железо, мы прекратили", - сказал сегодня глава Роскосмоса Владимир Поповкин, выступая перед депутатами Государственной Думы России. На космодроме Восточный, который будет построен в Амурской области, вместо стартового комплекса для ракеты "Русь-М" будет создан стартовый комплекс для модернизированной ракеты "Союз-2".

  «Русь-М» — семейство разрабатываемых ракет-носителей тандемной схемы, включало в себя носители трёх классов — от среднего до тяжёлого — в диапазоне грузоподъемностей от 6,5 («Русь-МС») до 50 («Русь-МТ») тонн на низкую опорную орбиту при старте с космодрома «Восточный». Также в перспективе планировалось разработать ракету с грузоподъёмностью до 100 тонн.

   Название семейства было выбрано «Русь-М», потому что предыдущий проект имел название «Русь». Предполагалось, что «Русь» будет модернизированной версией «Союза» с возможностью доставки полезного груза на низкую опорную орбиту до 18 т, но потом было принято решение об увеличении полезного груза до 23,8 т, что и привело к созданию новой ракеты-носителя.
Головным разработчиком и производителем РН семейства «Русь-М» является ЦСКБ-Прогресс.
Ракета-носитель «Русь-М» была частью Перспективной пилотируемой транспортной системы (ППТС) (головное предприятие — РКК «Энергия») и предназначалась в первую очередь для выведения перспективных пилотируемых и грузовых космических кораблей.
  До настоящего  времени РН «Русь-М»  находился в стадии рабочего проектирования по эскизному проекту, успешно защищенному в сентябре 2010 года. С прекращением разработки РН "Русь-М" автоматически ставится крест на всей российской перспективной пилотируемой транспортной системе, тем самым развитие российской космонавтики замораживается на неопределенный срок. Стоит напомнить, что РН "Союз-2" - это N-ная модернизация знаменитой королевской "семерки", выводившей на орбиту еще наш первый спутник и Гагарина. Сейчас, с закрытием в США программы "Space shuttl", Россия имеет полное господство в пилотируемом космосе и шанс на дальнейший технологический рывок в этом направлении. 
Стараниями генерала В.А.Поповкина, назначенного на пост руководителя  Федерального космического агентства  29 апреля 2011 года — тот шанс Россия потеряла. За то время, пока мы будем летать на "Союзе-2", Соединенные Штаты планируют создать свою новую перспективную систему, способную не только более полно и экономично обслуживать запросы на вывод объектов в околоземное пространство, но направленную прежде всего на выполнение транспортных операций в т.н. "дальнем космосе" - доставку людей и грузов к Луне и Марсу. Ранее, в 2009 - 2010 гг, Владимир Поповкин, будучи в должности первого заместителя Министра обороны РФ, курировал разработки и закупки новых систем сухопутных вооружений. 
Именно его решением были прекращены работы "Совершенствование-88" по перспективному российскому танку нового поколения Т-95, находящиеся в финальной стадии Государственных испытаний (прекращены в пользу новой ОКР "Армата", являющейся по сути сильно урезанной по своим характеристикам и возможностям версии танка Т-95 - прямая аналогия с "Союзом-2"), переведены в вялотякущую стадию работы по созданию перспективной российской артиллерийской системы "Коалиция-СВ", закрыты работы по модернизации танков (ОКР "Бурлак"), было заявлено об отказе в закупках таких новейших и не имеющих, в буквальном смысле слова, аналогов в мире образцов БТВТ как танк Т-90А, машина огневой поддержки БМПТ, боевой машины десанта БМД-4М, противотанкового самоходного орудия для ВДВ - "Спрут-СД", новейшего бронетранспортера БТР-90 (ОКР "Росток") и многих других. Именно Поповкин ратовал за закупку боевой техники и вооружения иностранного производства. Фактически, действиями господина Поповкина, развитие системы сухопутных вооружений Российской Армии было свернуто и отброшено назад на 5-10 лет. Сейчас бравый генерал принялся разрушать ту единственную передовую отрасль машиностроения России в которой мы имели мировое лидерство - космос. Спрашивается, в чьих интересах господин Поповкин разрушает российскую промышленность, подрывает обороноспособность России? Налицо прямые действия по подрыву национальной безопасности российского государства, налицо прямой ущерб экономическим интересам России. Куда смотрит Президент? Куда смотрит премьер-министр? Куда смотрит ФСБ и Генпрокуратура? Не настала ли пора, дать юридическую оценку действиям Поповкина?
      Может я "близорук" и нечего не понимаю в государственной политике и государственном устройстве, но как обычный гражданин, я вижу что действия В.А. Поповкина и еще целого ряда генералов - высших чинов МО, это измена Родине!

Пламенное сердце русских танков-5


ВИКТОР ЗАХАРОВ:
«Двигатель серии «Т» — это современный конкурентоспособный силовой агрегат»
Челябинский тракторный завод всегда по праву считался и считается одним из лидеров отечественного двигателестроения. Предприятие обладает колоссальным опытом проектирования и производства дизельных силовых установок для инженерных машин и бронетанковой техники. Разработке на ЧТЗ семейства перспективных дизельных двигателей серии «Т» было посвящено интервью заместителя генерального директора Челябинского тракторного завода по перспективным двигателям Виктора Ивановича Захарова.

Захаров Виктор Иванович
Заместитель генерального директора по перспективным двигателям ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК». Родился 19 апреля 1952 года в Челябинске. Закончил Челябинский машиностроительный техникум, Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (ныне — Челябинская государственная агроинженерная академия). Кандидат технических наук (2004 год). Трудовую деятельность начал в 1970 году токарем цеха МХ-3 ЧТЗ. В 1971-1973 гг. служил в Советской Армии. После демобилизации вернулся на ЧТЗ, где с 1973 по 1993 гг. прошел путь от рядового инженера-технолога до главного технолога — начальника управления главного технолога предприятия. В 1993-1994 гг. работал техническим директором проектно-производственной фирмы «Гипро». После возвращения на ЧТЗ (1994 г.) был назначен на должность главного технолога — начальника управления главного технолога. В 1997-2007 гг. работал заместителем технического директора по подготовке производства — начальником управления главного технолога, начальником управления главного технолога — главным технологом, первым заместителем технического директора ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК». С 2007 года по настоящее время является заместителем генерального директора по перспективным двигателям. Награжден: Юбилейной Почетной грамотой (1983 год), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2003 год), Золотым знаком «За отличие в труде» (2006, 2008 гг.). Лауреат Премии «ЧТЗ» (2000 год). Заслуженный технолог РФ (1993 год).
           С момента своего основания Челябинский тракторный завод был известен как производитель двух основных видов продукции — промышленных тракторов и двигателей. В последнее время ЧТЗ существенно расширил спектр выпускаемых инженерных машин, что требует соответствующей «линейки» двигателей. Как решается эта проблема?
-              Наверное, нужно начать с констатации того бесспорного факта, что за годы существования Челябинского тракторного завода, на нем сложилась собственная школа двига-телестроения. Она имеет свои традиции, поскольку насчитывает, по меньшей мере, семьдесят пять лет. У нее есть свои достижения, есть знаковые личности, такие как И.Я. Трашутин и В.И. Бутов. Потерять такую школу было бы просто преступно. Как с позиции предприятия, так и с государственной точки зрения. Опасность подобного развития событий, после того как в 90-х годах произошел развал экономики страны, была вполне реальной. В тот период из-за недостатка финансирования в стране практически остановились работы по созданию новых двигателей, прекратили свое существование многие моторные заводы. В качестве примера достаточно привести Барнаул, где в советское время успешно работали два прекрасных предприятия подобного профиля — Алтайский моторный завод и Завод транспортного машиностроения, которых больше нет. Не менее сложная обстановка была и у нас на заводе, поскольку денег на проведение полномасштабных НИОКР не было. Но, нужно отдать должное руководству ЧТЗ, несмотря на все сложности, определенные средства все-таки выделялись, и мы даже в те годы смогли продолжить работы по разработке перспективного семейства силовых агрегатов, начатые ранее. Благодаря этому мы имели определенный задел конструкторских наработок как по транспортным дизелям, так и по тракторным двигателям. Поэтому, когда Министерство промышленности и энергетики РФ объявило тендер на разработку нового семейства двигателей, мы решили принять в нем участие и представить конкурсной комиссии силовые агрегаты серии «Т». В конкурсе мы вышли победителями, и 18 апреля 2008 года завод подписал с Минпромэнерго РФ государственный контракт «Создание модельного ряда дизельных двигателей жидкостного охлаждения». В нем было зафиксировано, что ЧТЗ берется за разработку конкурентоспособной «линейки» дизельных двигателей, и перечислены технические параметры, которым они должны соответствовать.  Нам были определены сроки на проведение этой работы — с 2008 по 2012 годы и выделено бюджетное финансирование в размере 500 миллионов рублей. Сразу хотел бы отметить, что и сроки, и ресурсы, запланированные для решения поставленной задачи, предельно минимальные. Например, если мы возьмем зарубежный опыт, то там на разработку нового дизельного двигателя отводится 5-7 лет. Что касается объема финансирования, то, как правило, на подобные цели тратится от 200 до 300 миллионов долларов. При этом, хотя времени и денег нам выделили меньше, но задачи, которые пришлось решать, были гораздо сложнее, чем у зарубежных коллег. Это связано с тем, что сегодня, как я уже говорил, существенно сократились инвестиционные возможности отечественных машиностроительных предприятий в части обновления производственной базы для проведения НИОКР. Не скрою, только финансирование, полученное нами по контракту, позволило перевооружить наши конструкторские подразделения, оснастить их современной вычислительной техникой и необходимым стендовым оборудованием. Так, нами были приобретены новейшие исследовательские центры фирмы AVL. Один из них был установлен на заводе, а другой — на кафедре ДВС Южно-Уральского государственного университета. Без всего этого проведение эффективных разработок новых двигателей в настоящее время просто невозможно. Еще одна проблема заключается в том, что практически отсутствует рынок конкурентоспособных комплектующих отечественного производства. Из-за этого многие агрегаты мы вынуждены были проектировать сами. Кроме того, нужно понимать, что разработка модельного ряда новых двигателей сопряжена с решением целого ряда сложных научных проблем, для чего необходима постоянно действующая тесная интеграция научных и производственных подразделений. Говоря откровенно, в прошедшие годы такие связи у отечественных предприятий были серьезно подорваны. В этом отношении мы оказались в более выгодных условиях, поскольку всегда тесно сотрудничали и продолжаем взаимодействовать в настоящее время с кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания» Южно-Уральского государственного университета. При работе над контрактом был составлен подробнейший план-график ее проведения, определены контрольные сроки основных этапов, за каждый из которых мы должны были отчитаться. Сейчас, например, идет пятый календарный этап, в ходе которого мы должны представить уже не отдельные экспериментальные образцы дизельных двигателей, а выпустить их опытную партию, с тем, чтобы получить требуемые показатели не на исследовательских стендах, а непосредственно на тех образцах техники, для которых двигатели серии «Т» предназначены. Это не просто, но у меня нет никаких сомнений в том, что мы справимся с этой задачей.

— Вы сказали, что на конкурс, объявленный Минпромэнерго РФ в 2008 году, ЧТЗ представил двигатели серии «Т». Означает ли это, что к тому времени данный силовой агрегат на заводе уже был создан, и если да, то когда начались работы но его созданию?
- Выше уже говорилось, что на момент подписания контракта с Минпромэнерго РФ, у ЧТЗ действительно уже были определенные наработки но новому семейству двигателей. Начало работ по их созданию было связано с тем, что на заводе отдавали себе отчет в том, что основной силовой агрегат, выпускаемый ЧТЗ,— дизельный двигатель Д-180 нуждается в замене. Да, это очень надежный, неприхотливый в эксплуатации силовой агрегат, благодаря чему он широко используется и в настоящее время, но его показатели по расходу топлива и масла, удельной мощности, эко-логичности и ряду других параметров уже не соответствуют современным требованиям. Чтобы исправить ситуацию, в свое время и была начата разработка нового дизеля. Важная особенность этой работы заключалась в том, что мы использовали не только опыт наших конструкторов, но и учитывали тенденции мирового двигателестроения. Несмотря на все сложности, мы тогда выпустили опытный образец нового 6-цилиндрового двигателя в рядном исполнении. Но показатели, которые он тогда выдавал, нас никак не могли устроить, было ясно, что придется потратить много сил и времени, чтобы довести его до ума. Вот это очень важный момент: хотя тот силовой агрегат и был «сырым», но мы понимали, что движемся в правильном направлении, поскольку двигатель нуждался в доводке, а не в полной переделке. Именно поэтому в тендере 2008 года на разработку перспективного семейства дизельных двигателей мы участвовали уже непосредственно с ним. Как уже отмечалось, за время выполнения государственного контракта была проведена огромная работа. Фактически двигатель создавался заново. Были применены новые конструктивные и инженерные решения, благодаря чему сегодня двигатель серии «Т» по своим параметрам — это современный и, главное, конкурентоспособный силовой агрегат.

           Не могли бы Вы подробней рассказать об особенностях нового семейства двигателей Челябинского тракторного завода?
           Семейство двигателей серии «Т» включает в себя 4-, 6-, 8- и 12-ци-линдровые дизельные силовые установки. Все они, как я уже сказал, отвечают самым современным требованиям, предъявляемым к двигателям промышленных машин. Они имеют гораздо более высокие показатели но техническому уровню, надежности и экономической эффективности по сравнению со всеми моторами, которые применяются в нашей стране в настоящее время. Эти двигатели изначально разрабатывались для эксплуатации в условиях переменных режимов нагружен ия, частых перегрузок, работы на боковых уклонах. Особо оговаривалась возможность длительной работы в режиме максимального крутящего момента. Проведенные нами расчеты и испытания показывают, что при использовании двигателя серии «Т» за счет меньшего расхода дизельного топлива и масла при обычной односменной работе будет достигаться экономия более 80 тысяч рублей в год (при действующих ценах на горючесмазочные материалы) по сравнению с аналогичным дизельным двигателем отечественного производства, из числа выпускаемых в настоящее время.  Еще одним существенным достоинством двигателей серии «Т» является высокая степень их унификации. Поскольку на разных модификациях силовых установок используется большое количество унифицированных деталей и узлов, достигается существенная экономия эксплуатационных расходов и обеспечивается снижение стоимости запасных частей.

           Понятно, что двигатели серии «Т» создавались с учетом возможности их применения на инженерных машинах, выпускаемых Челябинским тракторным заводом. А где еще они могут быть востребованы?
-              Двигатели серии «Т» разрабатываются для использования в строительно-дорожных машинах, ряде сельскохозяйственных и промышленных агрегатов, предъявляющих свои специфические требования к силовым установкам. Как я уже говорил, это и переменные режимы на-гружения, и частые максимальные перегрузки, и работа на боковых уклонах и спусках, и длительная эксплуатация в режиме максимального крутящего момента. Добавьте сюда повышенную запыленность и увеличение сроков между циклами технического обслуживания. Такие условия работы характерны для инженерных машин ЧТЗ? Безусловно. Поэтому в перспективе они будут оснащаться двигателями семейства «Т». Но примерно в таких же условиях работает и сельскохозяйственная техника, а раз так, то среди потребителей наших силовых установок мы видим «Россельмаш» и выпускаемые им сельскохозяйственные комбайны. Есть и другие классы техники, где они найдут свое применение. Не секрет, что из-за отсутствия в стране полноценной «линейки» силовых установок, многие российские производители промышленных машин и агрегатов вынуждены в настоящее время устанавливать на них либо неоптимальные двигатели отечественного производства, либо закупать требуемые моторы за рубежом. Нужно учесть, что широко используемые у нас дизельные двигатели белорусского производства фактически также зарубежная продукция. Понятно, что если будет предложен свой конкурентоспособный дизель, то все отечественные производители перейдут на него. В этой связи не будет лишним уточнить, что мощностной диапазон двигателей серии «Т» лежит в пределах от 100 до 2000 л.с. Таким образом, в нашей стране они перекрывают потребности всех возможных потребителей. В качестве подтверждения приведу такой пример. Недавно, во время командировки на «КАМАЗе» я побывал в центре «КАМАЗ-Мастер», где готовят технику к участию в ралли-рейдах. Так вот, нашим 8-цилиндро-вым двигателем серии «Т» заинтересовались даже там, поскольку условия, для работы в которых он создавался,— это как раз то, с чем сталкиваются «камазовские» машины во время ралли-рейдов. Я пообещал, что один из первых промышленных образцов такого мотора мы им предоставим. Так что не исключено, что мы увидим двигатель серии «Т» и на трассах «Дакара». Если же оперировать цифрами, то мы считаем, что уже в 2012 году доля применения двигателей серии «Т» в рассматриваемых типах машин и агрегатов составит порядка 16 %, а к 2015 году, за счет восстановления и роста основных рынков техники в России, объем продаж этих силовых агрегатов может выйти на уровень 20 тысяч штук в год.
Испытания экспериментального образца двигателя серии «Г» на стенде исследовательском центре AVL
 — А способен Челябинский тракторный завод в настоящее время выпускать такое количество современных дизельных двигателей?
- Что касается опытно-промышленной партии двигателей, которая потребуется для проведения их испытаний, то в этом нет никаких сомнений. В дальнейшем, как мы рассчитываем, встанет вопрос о налаживании их серийного производства. Если вести речь об этом, то в данном случае есть и устоявшаяся мировая практика, и наше мнение, что ЧТЗ должен изготавливать базовые детали двигателей и осуществлять их сборку. О каких базовых деталях идет речь? Это блоки цилиндров двигателей, коленчатые и распределительные валы, головки блоков, шатуны, а также оригинальные переходные детали. А вот остальные компоненты нам должны будут поставлять специализированные предприятия. Сборка двигателей, как я уже сказал, будет проводиться на ЧТЗ.  Скажу прямо, вопросов по производству двигателей пока много. Они касаются и основной промпло-щадки, и поставщиков комплектующих. Мы прекрасно понимаем, что без технического перевооружения соответствующих производств завод с подобной задачей сегодня не справится. Чтобы провести такую модернизацию предприятия, нужны серьезные инвестиции. С этой целью мы составили бизнес-план и передали его в ВЭБ для проведения соответствующей экспертизы, после чего рассчитываем на предоставление под эти цели кредитных ресурсов.
— На разработку перспективного семейства дизельных двигателей завод уже получил 500 миллионов рублей, для проведения технического перевооружения предприятия, необходимого для организации их производства, потребуется не меньше. Получаются очень серьезные вложения. Вы не боитесь, что в руководстве страны может возникнуть мысль, что может быть и не стоит выделять такие инвестиции для развертывания собственного производства двигателей, а взять и просто купить необходимое их количество у западных производителей. Наверное, такой вариант решения проблемы может потребовать даже меньших затрат?
- Не скрою, такая точка зрения существует, и даже во властных структурах есть отдельные люди, отстаивающие подобный вариант решения проблемы. Но могу ответственно сказать, что в руководстве России понимают, что страна, называющая себя великой, не может существовать только за счет экспорта энергоносителей. К тому же на все случаи жизни двигатели купить не удастся. Вы представляете себе российский танк с немецким или американским двигателем? Я нет. Поэтому сегодня необходимость обеспечения собственными силовыми установками разные отрасли техники осознается на всех уровнях руководства страны. Более того, в последнее время этой теме начинает уделяться все большее внимание. Так, в декабре прошлого года на специальном совещании правительственной комиссии под руководством вице-премьера С.Б. Иванова было признано целесообразным разработать Федеральную целевую программу по развитию дизельного двигателестроения в России. Сейчас концепция такой программы уже создана, она проходит все необходимые согласования в правительственных структурах. Мы также передали в Минпромторг РФ свои предложения по концепции этой программы. Мы считаем, что преодоление технического отставания российского двигателестроения возможно путем создания нескольких Федеральных центров по основным направлениям дизе-лестроения. Основной целью создания подобных центров должна стать интеграция накопленного в стране научного и производственного потенциала для разработки и освоения производства конкурентоспособных дизельных двигателей. Создание Федеральных центров позволит устранить существующее распыление оставшегося интеллектуального потенциала и сократит, тем самым, финансовые затраты.
           О каких направлениях дизелестроения идет речь?
           Мы считаем, что таких направлений, как минимум, три. Прежде всего, это двигатели большой мощности, необходимые для железнодорожного подвижного состава, судостроения и стационарных энергетических установок. Второе самостоятельное направление дизелестроения — это двигатели для автомобилей и колесной военной техники. И наконец, третье — это двигатели для тракторов, сельскохозяйственных машин и гусеничной военной техники. Вот это направление мы готовы взять на себя, поскольку его полностью закрывают двигатели семейства «Т». Мы считаем, что создание Федеральных центров позволит решить и еще одну важнейшую народнохозяйственную задачу. Я уже говорил, что в стране сложилась напряженная ситуация с разработкой и производством современных комплектующих для дизелей. К сожалению, нужно признать, что многие из подобных производств мы уже потеряли. В этой связи создание Федеральных центров двигателестроения имеет первостепенное значение, поскольку они будут заниматься и созданием компонентной базы, которую смогут использовать все отечественные производители. К счастью, нужно отметить, что интересные наработки по агрегатам дизелей в стране есть, и сейчас нужно грамотно распорядиться имеющимся потенциалом.
           Получается, что запуск в серию двигателей семейства «Т» важен не только для Челябинского тракторного завода, но и для России в целом.
           Совершенно верно. Для завода разработка и производство двигателей серии «Т» жизненно необходимы. В этом случае мы закрепляем свои позиции одного из лидеров отечественного двигателестроения. Но нужно учесть, что производство дизелей серии «Т» фактически является по-настоящему реальным шагом в модернизации не только для ЧТЗ, но и для всего отечественного машиностроения, а значит — для всей России. О модернизации сегодня много говорится на самом высоком политическом уровне. И очень символично, что значимый шаг в этом направлении делает Челябинский тракторный завод — один из первенцев индустриализации страны.

Корпоративный журнал ЧТЗ-Уралтрак №1 (13) /2010

Курсанты в Елани

Курсанты Еланского гарнизона сдают экзамен на меткость

Курсанты Еланского гарнизона сдают главный экзамен. Помимо навыков, нужны меткий глаз и твердая рука — иначе поразить цель из движущейся боевой машины просто невозможно.

Денис Горюнов – без пяти минут командир танка. Как водитель он себя уже показал на «отлично». Сегодня он – за наводчика. Предстоящие стрельбы для курсанта — возможность исправить ошибки. Цели находятся на расстоянии почти в два километра. Для неопытного наводчика это задача не из простых — стрельба ведется в движении.

Прицел сбивается, пушка трясется. В реальных боевых условиях даже один промах может стать роковым для всего экипажа. Курсант справился с волнением, цель поражена. Три месяца занятий не прошли даром. За этого бойца командиры могут быть спокойны.

Стрельба штатным артиллерийским выстрелом для наводчиков-операторов — главный и последний экзамен перед отправкой в части постоянной боевой готовности. Треть курсантов предыдущего выпуска получили за экзамен высший балл. Остальные заработали твердую «четверку». Их незначительные ошибки поправят уже в войсках.

После сдачи экзамена выпускники Еланского учебного центра получат сержантские звания. Лучшие из курсантов, как заведено у танкистов, будут награждены командирскими часами с гравировкой «от командира батальона за отличную учебу».

МКПК "Универсал": работы по БМД-4, "Спруту" и парашютным системам заморожены...

ВДВ 5 лет не получают новую технику для десантирования - конструктор

 МОСКВА, 7 окт - РИА Новости. Воздушно-десантные войска на протяжении пяти лет не могут получить необходимые в войсках парашютные системы для боевых машин БМД-4 и противотанковых пушек "Спрут", заявил в пятницу РИА Новости директор Московского конструкторско-производственного комплекса "Универсал" Сергей Родионов.

"Из-за недофинансирования опытно-конструкторских работ, принятые на вооружение еще в 2005 году БМД-4 и "Спрут" до сих пор не имеют средств десантирования", - сказал Родионов по итогам выездного совещания Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, которое состоялось накануне в Туле.
По его словам, финансирование уже фактически созданных систем десантирования для БМД-4 и "Спрута" прекращено. Работа по первой заморожена на стадии заводских испытаний, а по второй - на стадии государственных испытаний.

"Подобное игнорирование руководством Минобороны потребностей ВДВ в средствах десантирования техники нам объясняют новой позицией Генштаба, предполагающей, что ВДВ достаточно иметь не более 50% десантируемой техники. Остальную - посадочным способом", - пояснил причины сложившейся ситуации Родионов.
 Из-за недофинансирования предприятия ВДВ также не имеет возможности десантировать более 300 новейших автомобилей "КамАЗ", которые заменили в войсках устаревшие "ГАЗ-66". До сих пор не объявлен конкурс на серийное производство сотни комплектов парашютно-бесплатформенных систем для БМД-2 и артиллерийской самоходной установки "Ноны".
В свою очередь источник в российском оборонно-промышленном комплексе сообщил, что весь объем новых боевых машин десанта БМД-4М и противотанковых пушек "Спрут" в ВДВ также в этом году поставлен не будет. Одной из причин того, что войска не получат технику, является разногласие Минобороны и предприятий ОПК по цене.
Источник в Генштабе в свою очередь сообщил, что отсутствие средств десантирования для техники в ВДВ из-за новых предпочтений военного ведомства были видны на недавних учениях "Центр-2011".
"Когда командующий ЦВО генерал-полковник Владимир Чиркин принял решение усилить российскую группировку, действующую по легенде учения в Таджикистане в составе сил КСОР еще одним батальоном ульяновской 31-й отдельной десантно-штурмовой бригады, средства десантирования пришлось везти из Коломны", - сказал источник.
Как сообщил Родионов, претензий по цене к его предприятию не может быть, поскольку за те три года, которое его предприятие занимается серийным производством средств десантирования для БТР-Д и "Ноны", цена на них в результате конкурентной борьбы упала на 40%.
"Но из-за того, что военное ведомство до октября-ноября затягивает проведение конкурса на производство предусмотренных ГОЗом средств десантирования, а затем требует поставить десятки комплектов за один месяц, выполнить подобный заказ нереально, а в итоге - десантники остаются без средств десантирования. Уже второй года подряд десантникам не поставляются необходимые для их техники парашютные системы", - сказал Родионов.
Gur Khan: отличное дополнение к материалам о БМД-4М на REA-2011 и заявлениям  по этому поводу начальника Генштаба Николая Макарова. Думаю, что тут явственно видна "забота" МО об укреплении своей материально-технической базы, реальном, а не показушном перевооружении, радение за безопасность граждан России.