Под знаком «страстей по Курганмашзаводу» прошли последние месяцы 2015 года
СМИ – и не только местные – сообщали о том, что на «Курганмашзаводе» задерживается выплата заработной платы; из-за задолженности завода ООО «Газпром межрегионгаз Курган» прекратил поставку газа на предприятие .
И не случайно в прямом эфире телепередачи ГТРК «Курган» «Наше время» за 19 декабря 2015 года первый вопрос, поступивший губернатору Алексею Кокорину, касался выплат заработной платы на ОАО «Курганмашзавод».
А.Г. Кокорин ответил, что он обсуждал ситуацию с собственником «Курганмашзавода» Михаилом Болотиным и «тот заверил, что наконец-то счета предприятия разблокированы, поступили деньги за выполненный гособоронзаказ; зарплата за ноябрь выплачена, пошли авансовые платежи по декабрю».
Но вопреки бодрым отчетам собственника ОАО «Курганмашзавод» о погашении долгов перед работниками, губернатору Зауралья продолжали поступать звонки от рабочих, которые сообщали, что за ноябрь получили лишь 3-5 тысяч аванса.
И на пресс-конференции по итогам 2015 года 24 декабря Алексей Кокорин вновь вернулся к теме «Курганмашзавода»:
— Собственники предприятия заверили меня, что зарплата выплачена. Однако потом стало понятно, что это не совсем так. Мне дважды приходилось вмешиваться в ситуацию. Сегодня предприятие работает, основные ограничения сняты, однако финансовые сложности остаются. Ситуация с выплатой зарплаты на предприятии находится на контроле. Было произведено и частичное погашение задолженности — 10 млн. рублей — перед ООО «Газпром межрегионгаз Курган», после чего на предприятие подали природный газ. Сейчас ОАО «Курганмашзавод» работает в плановом режиме. Полный расчет за потребленный газ предприятие планирует произвести до конца этого года.
Тем не менее, у губернатора был повод для недовольства: «Около 9,2 млрд рублей годовой оборот предприятия, однако налоговых отчислений в бюджеты не было. С этим мириться сложно, но нужен здравый смысл и всяческая поддержка. Это градообразующее предприятие, и необходимо сделать все возможное, чтобы не только выплата зарплаты была, но и отчисления в бюджет», — отметил Кокорин.
— И это о предприятии, которое в свое время давало 25% налогов в городской бюджет! — восклицает Владимир Сахаров.
Наша встреча с кавалером ордена Ленина, лауреатом Государственной премии СССР, заслуженным машиностроителем Российской Федерации, Почетным гражданином города Кургана, с бывшим главным инженером КМЗ Владимиром Севастьяновичем Сахаровым состоялась по его просьбе.
Он сразу объяснил свою настойчивость:
«Меня очень волнует судьба «Курганмашзавода»! Публикации последнего времени в различных изданиях напоминают сводку о состоянии здоровья тяжело больного человека. Но ведь сложная ситуация сложилась на заводе не в последние месяцы. На протяжении уже нескольких лет идет его медленное умирание. Поэтому я не могу молчать!».
И Владимир Севастьянович заговорил. Я лишь изредка задавала уточняющие вопросы. Но, по сути, это был монолог умного, неравнодушного, влюбленного в свое дело и в свой город человека…
«И мы его построили!»
После окончания Бежицского института транспортного машиностроения я, новоиспеченный инженер-механик, 19 августа 1955 года прибыл в Курган.
У повстречавшейся женщины спросил, где Курганский машиностроительный завод? «Это где танки делают?», — уточнила она. Так, кстати, я узнал, что предстоит работать на оборонном заводе. Которого еще не было: несколько старых корпусов и строительные краны в открытом поле.
Отдел кадров размещался в маленькой избушке.
Поселили меня в гостинице «Тобол», в которой уже жили ребята, приехавшие на Курганский машзавод из вузов других городов. Создать комфортные условия для молодых специалистов распорядилось областное руководство, и этот факт тоже указывал на важность того дела, которое нам предстояло.
Помню первое знакомство с директором завода Василием Петровичем Горбуновым. Он каждого из вновь прибывших спрашивал, где тот желает работать. Большинство попросились в отделы, а я — наверное, потому, что долго работал рабочим, потом бригадиром — поросился в цех мастером. Василию Петровичу это понравилось.
Обращаясь к нам, Василий Петрович сказал: «Недавно я был на ВДНХ, видел удивительные станки. Скоро они придут на наше предприятие. Это будет изумительный завод!».
И мы действительно построили выдающееся предприятие! Завод стал ведущим в области изготовления бронетехники. Выпущенные курганским заводом БМП были признаны среди лучших и в нашей в армии, но и в армиях зарубежных стран.
КМЗ был флагманом машиностроения не только Зауралья. Это был единственный завод в Советском Союзе по разработке и производству боевых машин пехоты.
В ту пору в «зауральской марке» было три основных составляющих: Г.А. Илизаров, Т.С. Мальцев и наша БМП.
… А потом пришла пора перестройки и конверсии, которую, на мой взгляд, правильнее назвать конвульсией, в которой завод бьется до сих пор.
«История ускоренной деградации»
В начале 2001 года 80% акций КМЗ консолидировала нефтехимическая компания «СИБУР». Тем самым компания, как заявляли ее руководители, начинает формировать машиностроительный холдинг для нужд «Газпрома».
Но идея, видимо, оказалась неудачной, да и руководство в компании поменялось. И уже в июне 2002 года оно заявило о намерении продать КМЗ, сославшись на то, что завод не является профильным предприятием для «СИБУРа». Зачем, спрашивается, было «огород городить»?!
Тот, кто более-менее интересуется судьбой «Курганмашзавода», наверняка помнит, какая возня началась вокруг этой продажи. И продолжалась она не один год.
На портале «Деловая пресса» была размещена публикация из «Ведомостей» за 4 августа 2003 года, в которой, в частности, сообщалось: «Некоторые источники, близкие к компании, утверждают, что с предложением о приобретении «Курганмашзавода» в «СИБУР» обращались государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт» и «Гута-банк»… По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, «Рособоронэкспорт» в последнее время проявляет интерес к владению пакетами акций оборонных предприятий. В этом смысле его интерес к «Курганмашзаводу», о котором известно уже давно, закономерен».
11 октября 2004 года kommersant.ru информировал: вопрос о смене собственника на КМЗ вновь был поднят на встрече губернатора Курганской области Олега Богомолова с председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером.
Источник, близкий к переговорам, сообщил Ъ, что Алексей Миллер «не высказал возражений против продажи КМЗ». Возможным покупателем был назван машиностроительный холдинг «Роспромавто» (РПА), подконтрольный компании Олега Дерипаски «Базовый элемент».
В «СИБУРе» комментировать переговоры с РПА не стали. Пресс-секретарь «СИБУРа» Геннадий Федотов заявил: «Желание приобрести КМЗ высказывали разные компании, но мы ведем переговоры со структурами «Рособоронпрома», так как намерены продать акции оборонного завода лишь той компании, которая удовлетворяет запросам Минобороны».
И вот наступил апрель 2005 года.
«В Зауралье сенсация: флагман зауральской промышленности «Курганмашзавод» совершенно неожиданно был продан малоизвестной чебоксарской компании. Фаворит тендера, входящая в холдинг «Базовый элемент» компания «Руспромавто», проиграла закрытый аукцион, несмотря на симпатии администрации области и все прогнозы экспертов, — сообщалось на портале prometal.com.ua.
По информации «УралПолит.Ru», «Газпром» вел переговоры именно с «Базовым элементом». Алюминиевый гигант не без оснований считался фаворитом в борьбе за КМЗ – у него были и соответствующие финансовые возможности, и поддержка федеральных властей, и симпатии областного правительства. Поэтому результаты закрытого аукциона прогремели словно гром среди ясного неба. Известие о том, что главный завод Зауралья достался малоизвестной чебоксарской компании, удивило всех.
В конкурсе участвовали три заявки. Продажа контрольного пакета акций КМЗ не заняла и 30 минут».
Вот как отреагировала на это событие 21 мая 2005 года газета «Красная Звезда»:
«Государство в очередной раз заняло нейтральную и не совсем понятную позицию. Оно не выкупило контрольный пакет акций КМЗ, что, казалось, стало бы вполне логичным шагом, если нашей армии нужны БМП. Более того, в аукционе победила компания, за которой стоит бизнесмен, прославившийся скупкой крупных заводов и последующим их банкротством…
Конечно же, не будем заочно приговаривать к этой судьбе и Курганский машиностроительный завод. Очевидно одно, что государство не вправе вмешиваться в рыночные отношения, но оно должно жестко отслеживать свои интересы, тем более касающиеся собственной обороноспособности».
Именно с того момента, когда завод вошел в Чебоксарскую корпорацию «Тракторные заводы», началось разрушение КМЗ.
Завод практически был обезглавлен. Вместо должности генерального директора была введена должность исполнительного директора. А кто это по своей сути? Диспетчер, который исполняет приказы распоряжения руководства концерна.
Сколько таких «исполнителей» сменилось за десять лет! И им, варягам, «засланным казачкам», не было никакого дела ни до Кургана, ни до завода, ни до заводчан!
К одному из них я пришел на прием с проектом развития завода, в котором постарался учесть и разработки чебоксарских специалистов, и иностранный опыт. Так он мне не предложил даже сесть; выслушав, не сказал ни слова, демонстрируя свое полное равнодушие к теме. А ведь я говорил о заводе, о том, что надо делать, чтобы он развивался.
Видимо, чтобы я не надоедал со своими идеями впредь, меня лишили бессрочного пропуска на завод, который мне торжественно вручили, провожая на пенсию.
Читать далее
Комментариев нет:
Отправить комментарий