Демонстрация
нового танка "Армата" — это, пожалуй, самый заметный стороннему
наблюдателю результат деятельности Уралвагонзавода (УВЗ) в 2015 году.
Однако танк лишь видимая часть проведенной работы, которая включает в
себя выполнение долгосрочных контрактов в рамках гособоронзаказа и
расширение географии экспортных поставок вооружения и военной техники.
Об основных достижениях корпорации BG рассказал генеральный директор УВЗ
ОЛЕГ СИЕНКО.
BUSINESS GUIDE: Ушедший год оказался
для корпорации и для промышленности в целом очень непростым ввиду
сложившихся и в стране, и в мире экономических отношений. Расскажите о
главных достижениях компании.
ОЛЕГ СИЕНКО: Несмотря на все внешние и
внутренние негативные факторы, в жестких условиях санкционной политики
мы добросовестно, строго в установленные сроки и в полном объеме
выполнили задания Государственного оборонного заказа на 2015 год.
Нельзя также не отметить успешное решение
таких важнейших государственных задач, как участие в подготовке и
проведении юбилейного Парада Победы на Красной площади 9 Мая, в ходе
которого мы показали исторические, современные и перспективные образцы
вооружения производства Корпорации. Кроме этого техническое
сопровождение вооружения и подготовка экипажей при проведении
международных военных игр "Танковый биатлон" и "Суворовский натиск". Все
команды, за исключением китайской, состязались на Т-72Б3 производства
УВЗ.
Эти машины в 2014-2015 годах прошли плановый капитальный ремонт с
модернизацией на "Омсктрансмаше". Потом участие в форуме "Армия-2015",
проведение в его рамках закрытого показа перспективных изделий "Армата" и
"Коалиция-СВ", демонстрационный показ боевых свойств модернизированного
танка Т-72Б3. И, конечно, проведение совместно с Минпромторгом и
Минобороны России 10-й юбилейной международной выставки вооружения,
военной техники и боеприпасов RAE-2015. Как вы знаете, эта выставка
побила немало рекордов: и по количеству людей, посетивших ее, и по
количеству участников.
Несомненно, наращивание экспортных поставок
как военной, так и гражданской продукции — это то направление
деятельности, на которое делался основной упор в прошлом году. Для
поиска новых партнеров и демонстрации новейших образцов продукции
корпорация успешно приняла участие в четырех специализированных военных
выставках и восьми выставках гражданской продукции. УВЗ — практически
единственная корпорация, экспонирующая на стендах выставок вооружений и
военной техники натурные образцы своей продукции. В 2015 году, несмотря
на кризисную ситуацию, на выставках было продемонстрировано более 40
единиц военной и 15 единиц гражданской продукции, причем некоторые из
них были впервые представлены широкой публике и являются самыми
современными разработками (Т-14, Т-15, 2С35, КЦХ-ПКМ-25/0,4, вагонная
тележка 18-555). Тем самым корпорация подтверждает свой высокий
научно-технический, технологический и производственный потенциал. А
внимание к экспозиции Уралвагонзавода членов правительства Российской
Федерации, иностранных делегаций и количество проведенных переговоров, а
главное, подписанных контрактов — вот главные результаты нашей активной
деятельности.
Накопленный запас прочности позволил
корпорации достойно перенести все негативные внешнеэкономические
факторы, связанные с отсутствием рынка подвижного состава, девальвацией
рубля, введением санкций, дефицитом на финансовых рынках. Сформирована и
находится на утверждении в правительстве РФ программа финансового
оздоровления, получены государственные гарантии в адрес УВЗ (первый
этап), прорабатывается получение дальнейшей государственной
поддержки/субсидий в адрес УВЗ и ЧТЗ. Совместно с правительством РФ
прорабатывается вопрос о дозагрузке предприятий корпорации со стороны
Министерства обороны и РЖД, что позволит существенным образом укрепить
экономику УВЗ в текущем году и успешно реализовать все поставленные
задачи. Я не раз говорил, что трудности только закаляют и нужно с
оптимизмом смотреть в будущее.
BG: Танк "Армата", который многие
видели в телетрансляции военного парада 9 Мая в Москве, считается
совершенно новой бронемашиной. Но и в СССР, и в России существует
большой опыт создания подобной техники, уже давно выпускаются
современные танки. В чем принципиальная новизна "Арматы" и зачем
понадобилось ее создавать?
О. С.: Т-14 — это машина нового
поколения, фактически первый российский танк. То, что делалось до него,
было продолжением советской школы танкостроения, модернизацией успешных
машин прошлых лет. Поэтому Министерством обороны было принято решение о
разработке самого новаторского танка в мире.
Вообще, "Армата" — это не танк, а
унифицированная платформа, на базе которой можно разместить самые разные
виды вооружения: от зенитно-ракетного комплекса до тяжелой огнеметной
системы. Сейчас на базе платформы "Армата" разработано три образца. Это
собственно танк Т-14, тяжелая боевая машина пехоты Т-15 и бронированная
ремонтно-эвакуационная машина Т-16. Основными в 2015 году для корпорации
стали мероприятия по подготовке производства к серийному выпуску этих
изделий.
BG: Как долго готовилось производство новой машины?
О. С.: От первого принятого эскиза до
готовой машины прошло два года. В этом проекте, как говорится, сошлись
все звезды: технический задел, бесперебойное финансирование,
замечательный коллектив конструкторов, отличное управление и
своевременное создание корпорации. Торговые санкции нам не помешали, так
как на "Армате" практически все отечественное. Свой вклад в создание
этой машины внесло более 100 российских предприятий.
BG: Когда первые "Арматы" попадут в боевые части?
О. С.: Изготовлена первая
опытно-промышленная партия из 20 машин, которые прошли на Параде Победы.
По прогнозу начиная с 2017-2018 годов пойдет серийная закупка нашей
армией бронетехники на базе универсальной платформы "Армата". Это
подразумевает подготовку производства и освоение серийного производства.
В 2015 году для производства первых 20 машин были разработаны
технологические карты, проектно-технологическая документация,
подготовлены производственная оснастка, испытательное оборудование.
Министерство обороны поставило перед нами
задачу: Т-14 должен быть эффективен в бою и при температуре -50°C, и при
температуре +50°C. Разработчики с задачей справились, что показали
испытания, которые прошли в самых разных климатических условиях: и на
Дальнем Востоке? и в Арктике. Мы, кстати, предлагаем Министерству
обороны заключать не просто контракт на поставку, а контракт на весь
жизненный цикл изделия, как, например, в авиации.
Раньше профессии танкиста и летчика ценились
на равных, были схожи как по сложности подготовки, так и по уровню
заработной платы. Потом авиация вырвалась вперед. Теперь все
возвращается. Танк тоже стал очень сложной системой, и эта система
требует специального подхода. Поэтому целесообразно и в танковых частях
по примеру авиации вводить должность техника танка, который
квалифицированно подготовит сложную боевую машину к применению. Задача
экипажа — занять свои места и выполнить боевую задачу. При этом
подготовка экипажей тоже должна быть особенной, как и содержание
"Арматы" в войсках: все-таки машина пятого поколения.
BG: Дорого ли обойдутся новые танки?
О. С.: "Армата" — опытный образец.
Цена на опытный образец никак не может быть ниже стоимости серийной
машины. С началом серийного производства она заметно подешевеет.
Возможно, через несколько лет "Армата" может
стать полностью дистанционно управляемой. Пока же экипаж машины
насчитывает три человека. И в их распоряжении на борту Т-14 целый
армейский арсенал. Например, 125-миллиметровая пушка, которая может
стрелять как современными, так и перспективными боеприпасами повышенного
****?????могущества. В машине установлена автоматизированная
всесуточная и всепогодная система управления огнем, которая позволяет
существенно сократить время подготовки выстрела. Есть и дистанционная
пулеметная установка.
BG: Помимо Т-14 выпущены и первые образцы машины Т-15. Расскажите о ней подробнее...
О. С.: Тяжелая БМП Т-15 — боевая
машина переднего края фронта. Подобной в мире нет, хотя попытки создать
тяжелую БМП с защищенным обитаемым отделением на базе танка
предпринимались и у нас, и за рубежом. Эта машина незаменима в городских
условиях и при проведении военных операций в горной местности.
Т-15 обладает высоким уровнем баллистической
защиты, у нее большое обитаемое отделение, дистанционно управляемое
вооружение, высокоавтоматизированная система управления огнем с
мультиспектральным прицельным комплексом, цифровые
информационно-управляющие системы и семиопорная ходовая часть.
Конструктивно Т-15 имеет переднее отделение, в
котором расположен двигатель, за ним — боевой модуль и только потом —
обитаемый отсек. Стоит подчеркнуть, что тяжелая БМП на платформе
"Армата" не только не уступает по защищенности танку, но по некоторым
характеристикам превышает его, в частности по защищенности обитаемого
отделения.
BG: Планируется ли экспорт продукции на платформе "Армата" в ближайшее время?
О. С.: Гриф секретности с машины будет
снят после того, как завершится опытно-конструкторская работа и машина
будет принята на вооружение Министерством обороны РФ и обретет паспорт
экспортного облика. Только после этого появится возможность продажи уже
иностранным партнерам.
BG: Изучая конструкцию сверхновой
самоходной артиллерийской установки 2С35 "Коалиция-СВ", многие эксперты
используют слова "впервые", "не так, как раньше". В чем инновационность
этой машины?
О. С.: В боевых действиях на суше
самоходная артиллерия сухопутных войск остается основным средством
огневого поражения. Практика последних десятилетий показывает, что на
долю артиллерии приходится до 70% от общего объема огневых задач в
общевойсковом бою. И с развитием высокоточного оружия роль артиллерии в
обозримой перспективе еще более возрастет.
Поэтому в рамках стратегии инновационного
развития мы создали 152-миллиметровое САО "Коалиция-СВ" — боевую машину,
не имеющую аналогов в мире благодаря внедрению в конструкцию САО
инновационных технических решений. Комплекс включает в себя
автоматизированное САО на гусеничном или колесном шасси и
транспортно-загрузочную машину на колесном шасси. Он создан кооперацией
ведущих предприятий артиллерийской отрасли во главе с ЦНИИ "Буревестник"
на основе существовавшего научно-технического задела по увеличению
скорострельности орудий полевой артиллерии, автоматизации и
дистанционному управлению орудийным комплексом, повышению точности
стрельбы.
"Коалиция-СВ" на сегодняшний день превосходит
в несколько раз лучшие мировые и отечественные аналоги по дальности и
точности стрельбы, скорострельности и времени решения боевой задачи.
Стала реальной возможность построения на базе этого САО
высокоэффективных разведывательно-огневых систем.
Артиллерийские комплексы такого уровня в
отечественной практике создаются впервые. Именно они будут определять
облик вооруженных сил РФ в предстоящие четверть века. В настоящее время
идут испытания опытных образцов, а боевые машины из состава
опытно-промышленной партии САО "Коалиция-СВ" прошли 9 мая 2015 года по
Красной площади на параде в честь 70-летия Победы в Великой
Отечественной войне.
Для организации промышленного производства
комплекса "Коалиция-СВ" в рамках федеральной целевой программы мы
проводим реконструкцию и техническое перевооружение производственной
базы предприятий.
BG: Каковы основные отличия БТР
"Арктика", который вы продемонстрировали на RAE-2015, от существующих
машин, кроме того, что он двухзвенный? И для кого он предназначен?
О. С.: Двухзвенный тягач ДТ-3ПМ — это
прототип будущего бронетранспортера, предназначенного для ведения боевых
действий в сложных климатических и географических условиях. В
частности, такие машины создаются для вооружения "арктических" бригад,
которые сейчас формируются Минобороны России.
Двухзвенный означает сочлененные между собой
два звена: в первом звене находится непосредственно силовая установка,
отделение управления, во втором — десантное отделение или различные
системы вооружения.
Шасси нового бронетранспортера будет
уникальным, а корпус специально разработанный для этого проекта. Огневую
мощь, защищенность и подвижность будущей машины проработают под условия
Арктики. Вооружение же выберет сам заказчик. У нашей корпорации есть
возможность установить дистанционно управляемые боевые модули любого
калибра: от 7,62 до 57 мм.
Обязательное условие для нового
бронетранспортера: это должен быть снего- и болотоход. Он должен легко
преодолевать сложно проходимые, например заболоченные, участки
местности. И при этом перевозить как минимум мотострелковое отделение.
Мы представили пока только прототип —
концепт-проект. После того как, мы надеемся, в этом году окончательно
защитим перед Минобороны этот проект, начнем опытно-конструкторскую
работу. Как правило, на разработку нового образца техники уходит не
менее трех-четырех лет.
BG: Какие еще образцы продукции,
выпускаемые на предприятиях корпорации, по вашему мнению, имеют большое
будущее и найдут себе широкое применение?
О. С.: Я бы хотел отметить специальную
пожарную машину производства Омского завода транспортного
машиностроения, которая была разработана омскими специалистами в 2012
году. Это один из тех редких случаев, когда от замысла создания машины
до его воплощения в жизнь прошел всего год. Мы презентовали ее на
выставке RAE в 2013 году в Нижнем Тагиле, где машина вызвала огромный
интерес у специалистов.
После успешного прохождения государственных
испытаний машина получила официальное название "Специальная пожарная
машина" и весной прошлого года была принята на снабжение вооруженных сил
РФ. Соответствующий приказ был подписан первым заместителем Министра
обороны РФ Валерием Герасимовым в начале апреля.
Пожарная машина создана с использованием
узлов и агрегатов танков Т-72 и Т-80. Предназначена она для тушения
пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на арсеналах, складах и
базах хранения взрывоопасных веществ, расчистки проходов к очагам
пожаров, прокладки противопожарных полос при лесных пожарах. Экипаж
машины в составе трех человек надежно защищен внутри герметичной и
теплоизолированной кабины. Запас огнегасящего состава — 25 куб. м,
причем дальность его подачи достигает 100 м при производительности
100 л/сек. в секунду.
Принятие пожарной машины на снабжение
вооруженных сил РФ позволило "Омсктрансмашу" начать подготовку к ее
серийному производству. Первые две машины будут отгружены заказчику уже в
начале этого года.
BG: УВЗ принимает участие в ряде
проектов в рамках военно-технического сотрудничества с иностранными
партнерами. Какие направления работы вы считаете наиболее
перспективными?
О. С.: Мы работаем над проектом
адаптации российского боевого модуля 57 мм на зарубежные платформы. Хотя
сейчас по понятным внешнеполитическим причинам сотрудничество с прежним
французским партнером заморожено, наша работа над проектом
продолжается.
В 2015 году мы представили публике наш боевой
модуль с 57-миллиметровой пушкой, установленный на БМП-3. Этот проект
ориентирован в том числе на иностранных заказчиков. Модуль разработан
входящим в корпорацию УВЗ нижегородским предприятием "Буревестник". Он
может быть адаптирован для установки на уже существующие машины —
БТР-80, БМП-3, БМП-4. Кстати, разрыв с французскими партнерами направил
работу УВЗ в более рациональное русло. Ведь наши потенциальные заказчики
в основном ориентированы на использование шасси наших
легкобронированных машин, поставленных еще в советские времена. Вот мы
им и предлагаем вариант модернизации этого шасси с использованием нового
боевого модуля. Орудие калибра 57 мм — это уже более серьезные огневые
возможности. На этой основе можно создавать боеприпасы более высокого
***???могущества, в том числе управляемые артиллерийские,
бронебойно-подкалиберные, осколочно-фугасные снаряды, снаряды с
системами дистанционного подрыва и т. д. Поэтому мы делаем ставку на
этот калибр и считаем, что многих иностранных заказчиков данный вариант
заинтересует.
Большой экспортный потенциал и у нашей
тактической огнеметной системы ТОС. Иракские военные довольны
поставленными ТОС: они показали себя очень эффективными. У нас в
настоящее время уже есть несколько заявок от других стран на поставку
этих машин.
BG: В 2013 году вы фактически
перезапустили выставку вооружения в Нижнем Тагиле. RAE-2015 уже заняла
достойное место в ряду мировых смотров достижений ВПК. Что вы показали
потенциальным покупателям в ушедшем году?
О. С.: В выставке приняло участие
беспрецедентное количество иностранных делегаций — 65. Из них 13 было
представлено министрами обороны, начальниками генеральных штабов и
командующими сухопутными войсками. Для освещения RAE-2015 было
аккредитовано 800 журналистов, в том числе 100 иностранных. Каждый день в
демонстрационном показе было задействовано 62 образца наземной и
воздушной техники, которые впервые показали взаимодействие различных
родов войск и техники. За четыре дня работы выставку посетило около
50 тыс. человек.
Наибольший интерес у иностранных делегаций вызвали танки Т-90СМ, Т-90С, Т-72Б3 и другие перспективные разработки.
Кроме того, участники и гости выставки смогли
в полной мере оценить в статической экспозиции технику на платформе
"Армата", а также САО "Коалиция-СВ", глубоко модернизированный БТР-80,
пожарную машину, изготовленную на базе танка Т-72, и прототип
бронетранспортера из двух звеньев, предназначенный для арктических
бригад. Обращаю ваше внимание, что пожарная машина делается на базе
танка Т-72, который снимается с вооружения. Мы снимаем башни, а на шасси
делаем уникальную пожарную машину, предназначенную для тушения огня и
ведения спасательных работ в арсеналах.
Танком Т-90СМ, представленным на RAE, заинтересовались Саудовская Аравия и Кувейт.
Для УВЗ одной из главных целей на ближайшие
годы станет расширение географии поставок запасных частей как за счет
стран--традиционных партнеров, сотрудничество с которыми было прервано в
1990-е годы, так и со странами, которые прежде ориентировались на
западных производителей. Одним из наиболее потенциально емких рынков
является Латинская Америка.
Я уверен, что работа на перспективных рынках,
поиск новых партнеров и реализация долгосрочных контрактов — это тот
фундамент, который позволит нам сформировать оптимальную программу
развития всех предприятий, входящих в интегрированную структуру
корпорации.
BG: Раз уж вы заговорили о
долгосрочных контрактах. Как складываются ваши отношения с Минобороны
РФ, удовлетворены ли вы параметрами гособоронзаказа?
О. С.: С Министерством обороны РФ
заключены долгосрочные контракты, в том числе трехлетние. Корпорация
регулярно поставляет военную технику в войска с опережением назначенных
сроков. В 2015 году мы, согласно заданию Госпрограммы вооружений,
поставили около 1,5 тыс. единиц новой и модернизированной военной
техники и вооружения. Это и бронетехника, и артиллерийские системы, и
минометы, другие виды оружия.
Основными в 2015 году для корпорации стали
мероприятия по подготовке производства к выпуску изделий семейства
"Армата", "Коалиция-СВ" и специальной пожарной машины. Но кроме этого
велись работы по созданию робототехнических комплексов специального
назначения, по созданию семейства лесозаготовительных машин и комплексов
пожаротушения, планирование и реализация мероприятий по
импортозамещению комплектующих изделий и электронной компонентной базы,
осуществление программы альтернативных поставщиков.
Наша напряженная работа по разработке и
освоению новых видов продукции в 2015 году позволила в совокупности
обеспечить относительную устойчивость предприятий в этот непростой для
всей промышленности страны период, предотвратив массовые сокращения и
сохранив уникальный кадровый потенциал корпорации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий