суббота, 4 августа 2018 г.

За пилю ка "Вездеход"!

    

   При нынешней насыщенности рынка моделей, хочется запилить что-то оригинальное. Тут на помощь приходят  небольшие фирмочки, выпускающие то, что больше не делает никто. В данном случае, мой выбор пал на модель "первого в мире" русского танка, который вошел в историю как "Вездеход" Пороховщикова. О истории этой машины писать тут не буду - она неплохо описана на Вики. Нового к ней я пока ничего не добавлю. Скажу лишь, что попытка была неплохая. И если бы не наш извечный российский бюрократизм,  да еще хроническое отставание промышленных технологий, идея Александра Александровича Пороховщикова вполне могла бы выстрелить - как в прямом, так и в переносном смысле. "Боевой" вариант машины, оставшийся, к сожалению,  только как идея, уже тогда имел классическую компоновку: впереди отделение управления, в центре боевое отделение с вращающейся башней, позади - моторный отсек. Привод - задний. Поперечное расположение двигателя. Две гусеницы. И даже композитная трехслойная броня! На практике же удалось собрать и испытать только макет, выполненный на базе автомобиля "Форд". 

   Модель в масштабе 1/35 выпускает фирма Early Armor Models. Если не ошибаюсь, из зауральского Кургана. Мастер-модель  для нее была выполнена замечательным российским моделистом, фанатом бронетехники Первой Мировой войны Александром Рогозиным. О своей модели Александр уже неоднократно писал сам. На "скале" и на "дише" - к примеру.

   Она представляет собой один из вариантов гипотетического облика боевой машины, который в свое время реконструировал еще один замечательный человек - художник-иллюстратор Михаил Петровский. Для меня и многих моих друзей, рожденных в 60-70-х годах прошлого века, это была легендарная личность. Светоч, показывающий нам во всей красе боевую технику, в то время, когда не было ни интернетов, ни цифровиков, а компьюторы были размером в целые этажи НИИ. Облик "Вездехода", реконструированный Петровским, является наиболее логичным с технической точки зрения. Однако и он не учитывал некоторые технологические особенности. Например, на оригинальном макете Пороховщикова, гусеница была выполнена из брезента. Петровский в 1979 году изобразил ее металлической мелкозвенчатой. Однако в ту пору такая "бесконечная лента "была попросту технологически невозможна. Соответственно, Александр Рогозин в своей модели выполнил ее "резиновой", по образцу реально существовавшей тогда гусеницы "прибора Кегресса". Еще одно изменение - отсутствие смотровых щелей по бортам башни. Они тогда тоже были "не в моде" на русских броневиках. 


     Впрочем, сейчас есть более  современная реконструкция от С.В.Ромадина и С.В.Зыкова. Они полагают, что двигатель на действующем макете Пороховщикова располагался спереди. Такое разночтение исходит из того, что непонятно назначение своеобразного "окна", в лобовой части корпуса машины. Ромадин и Зыков, полагают, что там располагался радиатор. Но на известном фото, так же видны створки моторного отсека позади места водителя. Рискну предположить, что двигатель все же располагался именно сзади, поперек корпуса, как это показано на эскизе одного из участников работ - В.Рабиновича. 
   Эскиз был правда выполнен исключительно по памяти и уже в 1952 году. Радиатор на ней, к стати, не показан вовсе. Вот я и думаю, что его для лучшей теплоотдачи вынесли вперед. Что же до боевого варианта машины, который должен был иметь уже как минимум два рабочих места: для стрелка и для водителя, то тут у Петровского все логично - вырез в передней части корпуса - смотровое окно водителя, а радиаторы расположены в МТО. Правда лично я расположил бы их на кормовой стенке корпуса... Сейчас, за неимением более достоверных сведений, можно гадать как угодно. тут  уже, как говорится, вопрос веры: верю-не верю - фига с два кто кому что докажет. Лично мне работа Петровского и Рогозина очень понравилась, что в купе со страстью ко всему редкому и необычному (модель выпущена в лимитированной серии - буквально несколько десятков наборов, если еще не меньше), предопредилило мое решение о ее приобретении. 

Собранная модель. Фото из официальной группы EA MODELS

Комплектация набора. Фото из официальной группы EA MODELS

     Где ее можно приобрести? Тем кто хочет сэкономить, рекомендую обратиться напрямую в фирму  Early Armor Models. Обратиться можно в ее группу в VK, а так же просто написав на e-mail: earlyarmourmodels@dmail.com . В данный момент  прайсовая стоимость "Вездехода" составляет 3850 рублей. Но лично я отдал за нее чуть дороже и приобретал ее в магазине Yellow House Club. Иван и Марина торгуют этим китом, как уже сказал, чуть-чуть подороже. Это объясняется тем, что они в дополнение к модели выпустили свою собственную декаль, в которой дается целых 7 (!) вариантов маркировки "Вездехода". Они предположили, какие обозначения он мог бы иметь на испытаниях в 1915-16гг (если бы таковые действительно проводились), а так же как бы он мог выглядеть в РИА в годы ПМв. Более того, авторы декали предположили, что "вездеходы" вполне могли бы повоевать и в Гражданскую - в Северо-Западной армии и в составе ВСЮР. Лично я решил делать "опытный" вариант, на бортах которого будет одна только надпись: "ВездеходЪ" - скромно, стильно и со вкусом. Остальные деки пойдут на броневики, коих в запасе есть у меня ;) 

    Кроме того, одновременно с "танком" в Yellow House Club я приобрел еще и фигурки, так же их собственного производства. Офицер броневых сил, унтер - водитель бронеавтомобиля и еще один офицер - на этот раз инженер. Номера по каталогу соответственно: YH35001, YH35002 и YH35008.  Первые двое скопированы с известной фотографии, где оные стоят на фоне броневика "Гарфорд". В целом, приобретением я оказался очень доволен. Если кого заинтересовал - пишите yellowhouseclub@gmail.com - будет вам счастье ! ;))

   Упаковка модели оказалась выше всяких похвал. Очень стильная, приметная, и в тоже время обеспечивает сохранность деталей. Более того, она имеет своеобразную пломбу, вскрыть которую без повреждений упаковки - невозможно. Это гарантирует фирменую комплектность. Как говорится, мелочь, а очень приятно!

  Очень четкая и понятная инструкция по сборке. Обычно среди "резин китов" инструкция - это одна из проблемных вещей. Но тут все в порядке, что так же не может не радовать. Да, и вдобавок, детали на литниках тоже пронумерованы!

  Вообще модель несложная. В ней всего 38 деталей. Мелочевка, с которой в смоле обычно бывают проблемы, только в деталях пулемета. Да, еще нужно будет самостоятельно из проволоки сделать 3 скобы - рукоятки люков в башне и над мотором. Никакого травления тут нет - да оно и не нужно. Качество литья - отменное. Точность и стыкуемость деталей - тоже на высоте. Благо мастер вначале разрабатывался в 3D. 
  Отдельно хочется сказать о самой смоле - серая полиуретановая смола из которой отлита модель, достаточно мягкая - скорее напоминает пластиковое литье под низким давлением. Отлично пролиты все мельчайшие нюансы. Очень продумано и отлично исполнено крепление деталей к литникам. При отделении от них пользовался в основном дизайнерским ножом - процарапывал и подрезал. При этом детали отделялись очень хорошо, мягко, не ломались. Для чего-то использовал тамиевскую пилку. Но, для чего - что-то совсем уже и не припоминаю. 


   Хорошая иллюстрация того, что никаких особых усилий и навыков для отделения не требуется. Кое где есть очень тонкий облой - убирается чаще всего даже просто ногтем. Надфилем работал только при обработке различных вырезов и опорных валиков. 




      Для остального использовал абразивную губку 3М (приобретается в автомагазинах).


    Бормашинку использовал только для того что бы убрать следы питателя - литника с внутренней стороны башни - отшарашил их абразивом. Но можно было и оставить так как есть - не заморачиваться - все равно не видно будет.


Поведенными оказались лишь две детали. Это боковые защитные щитки для пулемета (один из двух) и крупная деталь днища. 



На днище обнаружились и единственные дефекты литься - маленькая дырдочка от пузырька воздуха и след от питателя. Пара ямочек от пузырьков были и на опорных валах. 


   Но все эти дефекты настолько не значительны, что я даже не стал заморачиваться - дырки на валиках оставил как есть - в собранном виде их не видно, а на днище, при склейке с верхней частью она сама собой зашпатлевалась эпоксидкой. След питателя можно было зашпатлевать и зашкурить, но нафига? Его тоже не будет видно - закроется гусеницей. Поведенный щиток тоже как-то сам по себе расправился после отделения. А днище встало как надо при склейке с верхом. 

  Для склеивания деталей ходовой части использовал жидкий цианокрилатный клей ZAR Thin CA и универсальный секундный высокопрочный Супер-Момент. На нем же вклеивал жалюзи радиаторов и бронезаслонку окна водителя. Это нужно было сделать до сборки верха и низа корпуса. Сами же эти две самые крупные детали собирал на прозрачном эпоксидном "Супер Эпокси Момент": развел, нанес зубочисткой, состыковал половины, прижал их одна к другой на ровной поверхности, поджимая рукой носовую часть и так держал пару минут - все - никаких проблем. Предварительно правда линию стыка немного подправил шкуркой и надфилем. Но особо не усердствуя - подгонка деталей и стыковка, как уже говорил, очень хорошая. 
    Но тут я забежал несколько вперед. Вначале, согласно инструкции я собирал ходовую часть.  Сложностей так же никаких. Но нюансы все же есть. Расскажу об этом завтра. Интересно, что описывать модель и работу оказалось дольше, чем ее в реале собирать. Основные вещи, я сегодня собрал за время трансляции парада в честь Дня ВМФ. Так и работал у монитора...

Продолжаем...

Пардон, "завтра" растянулось больше чем на неделю. Увы, "не мы такие - жизня такая".  Сразу напоминаю правило по работе со смолой: перед работой детали обязательно мыть и еще раз мыть. в смысле - обезжиривать. Иначе ни склеить, ни покрасить не получится. Обратная сторона тонкого и аккуратного литья - использование специальной смазывающей химии. Эта смазка предохраняет форму от повреждения при извлечении из нее отливки, упрощает данный процесс. Смазка как правило остается на смоляных деталях. Если ее не убрать - фиг склеишь!
Почему так подробно об этом пишу, да потому что сам давно со смолой не работал - забыл об этом. Пытаюсь собрать ходовку, а супер-клей ее не берет! Да же не схватывает. И тут звонит Серега Трегуб:
-Чё делаешь?
- Да вот...
- А в ацетончике ты детальки искупал?
- Ааааааааа! Семён Семёныч....!
В общем, нужно или мыльной водой или водочкой или ацетончиком вначале все старательно вымыть. После этого процесс пойдет без проблем.


Теперь собственно что касается сборки ходовой части... Она в модели состоит в модели из 4 опорных валов и "гусеничного" полотна из 3-х частей. На удивление отличная стыковка. Подгонять части гусеницы межсобой вообще не пришлось. Стык вообще никак не зачищался - так, слеганца шкурочкой прошел для профилактики и все - все сошлось без каких либо зазоров. Линии стыка почти не видны. Что касается опорных валов, то тут есть нюансы. Крайние - типа ведущий и направляющий  встают на свои места без проблем.


Так же ясно и понятно куда устанавливается еще один направляющий - от которого ветвь гусеницы перегибается вверх. А вот место фиксации четвертого ни инструкцией ни чем либо еще четко не задается. Из инструкции складывается впечатление, что этот вал нужно клеить прямо на стык. Я так и сделал, но в последующем понял, что промахнулся на 2-3 мм. У меня вышло, что этот валик стоит чуть ближе к корме чем нужно. Нужно же его располагать под башней. Возьмите за ориентир ось первого с края стыка наружного "гребня" и совмещайте с ней ось валика. Тогда будет нормально.



Еще одна заморочка - оси этих самых валиков. они сделаны полукруглыми в сечении. Расчет на то, что своими площадками они будут вставать на посадочные места на днище корпуса. Так задумано. На практике отцентровать их нужным образом при склейке сложновато. Это вопервых. Во вторых, они оказались очень ломкие - при попытке примеке ходовой к корпусу я умудрился обломать три штуки, причем все с одного борта. Совет - нафиг эти оси! Смело их срезайте, стачивайте. Вместо них сверлите отверстие и вставляйте нарубленные куски стальных спиц (вязальных - идеально с точки зрения надежности). Приклеивать к днищу будете уже эти стальные оси. Все равно сверху они потом крышками закроются. Собственно, этим я сейчас и занимаюсь...


Комментариев нет:

Отправить комментарий