![](https://warhead.su/system/images/000/131/600/content/9165d428f76b0a39bca0f8f1a568f5ef445d4aff.jpg?1533037333)
«Цезарь» для бедных: советская гаубица Д-30 и жажда мобильности
«Пулемётная» скорострельность, ствол крутится на 360 градусов, простая как три копейки, снарядов — завались. Что ещё нужно от надёжной и неприхотливой советской гаубицы Д-30? Конечно, большая подвижность и защищённость! Какие же делают по всему миру эрзац-САУ при помощи советского гаубичного хита?
Алексей Бортников
Просто, надёжно, убойно
122-мм гаубицу Д-30 приняли на вооружение в СССР в 1963 году. Она пришла на смену легенде Второй мировой, гаубице М-30 — орудию, несомненно, прекрасному, но морально устаревшему. Впервые советскую гаубицу разместили на станке с круговым вращением. Это сильно повысило практическую скорострельность — для радикального изменения горизонтального угла наводки уже не требовалось разворачивать лафет вручную.
По хорошей дороге Д-30 можно перевозить со скоростью до 80 километров в час, а подготовить гаубицу к бою — за полторы минуты.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/240/content/c1d2b6bebc6814317935f2c9d98fb60416ddc7f3.jpg?1533027540)
Орудие получилось простым, надёжным, точным и убойным. Эти характеристики — а также тот факт, что советское правительство раздавало гаубицы и лицензии на их производство — сделало Д-30 одной из самых популярных артсистем в мире. Стран-операторов этого орудия можно насчитать с полсотни.
В российской армии Д-30 остаются на вооружении только в соединениях ВДВ, немного в Сухопутных войсках и Росгвардии. И то — в скором будущем они должны уступить место самоходкам. Задумываются о повышении мобильности буксируемых гаубиц и в других странах. При современных средствах артразведки и тучах дронов батарее важно не только быстро отстреляться, но и ещё быстрее смыться от ответного удара. Если денег у вас в военном бюджете немного, а САУ (самоходную артиллерийскую установку) хочется, надо срочно поставить наличные гаубицы на какое-нибудь шасси.
Египетские скворечники и ливанские тираны
Совсем недавно перуанцы решили скрестить ужа с ежом: натовские гусеницы с советским «дрыном». В армии Перу мало денег, но достаточно много напрочь устаревших лёгких танков AMX-13. Штук 30 или 40 из них(может, несколько всё же оставят в качестве «светляков-барабанщиков») планируют переделать в самоходные артиллерийские установки со 122-мм гаубицами Д-30 (без колёс и опорных станин). Ко всей этой красоте добавили прибор ночного видения и современную рацию. Получившееся чудо назвали AMX-D30 Vulcano.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/250/content/4ef0bd9257a5eb5f6ea7ff63cf2f8a23c717cf6c.jpg?1533027652)
Могучая перуанская оборонка уже усиливала АМX-13/105 советскими противотанковыми ракетами«Малютка» и украинскими Р-2 «Барьер», а французов с 75-мм пушками превращала в самоходные ПТРК(противотанковый ракетный комплекс) Alacran с российскими ПТУР «Корнет-Э». «Вулканами» станут избежавшие пока модернизации танки.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/260/content/61b442a24f06db3b6d3bcc88a091897821a72b23.jpg?1533027784)
Перу в деле подобного САУ-строения далеко не первопроходец. История присобачивания буксируемых гаубиц Д-30 на танки началась на Ближнем Востоке. К 70-м годам в египетской армии ещё осталось достаточное количество танков Т-34, присланных «большим советским другом», но безнадёжно устаревших. Являться на дуэль даже с израильскими «супершерманами» со 105-мм пушками с калибром 85 мм было уже как-то некомильфо.
Поэтому решили переделать часть устаревших танков в САУ с суперсовременной на тот момент гаубицей Д-30. Потомки фараонов подошли к делу творчески и соорудили вокруг тела орудия огромный«бронескворечник» на частично срезанной башне.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/270/content/71b20530899e0703ea9acc9fcf3578c28219c4d5.jpg?1533027869)
Собственные конверсии на базе знаменитого танка Второй мировой делали и сирийцы. Некоторое количество гаубичных САУ захватили израильтяне и хвастают ими в экспозиции танкового музея в Латруне.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/280/content/6dd1353eee507fd05c5d4d1a47622cad6b60b15e.jpg?1533027931)
С Т-34 радикально решили разобраться и кубинцы. Они уже десятки лет рихтуют остатки советского наследия, чтобы хоть как-то усилить огневую мощь старой бронетехники. Когда-то в Заливе Свиней Т-34 бодро били по контрреволюционному десанту, а сейчас служат базой для тех же Д-30. Гаубицу умело вмонтировали в разрезанную родную башню, обеспечив круговое вращение.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/290/content/e9ccd6840673aa6747e6bcef346b3e5cc79d256c.jpg?1533028155)
В Ливане поступили очень просто. Д-30 с урезанными станинами просто приварили к корпусу танка Т-55. Зато расчёту легко дышать горным ливанским воздухом — и никакой проблемы загазованности в боевом отделении. В итоге получился «Тиран», который впервые показали в 2014-м году. Похожие системы поставлял Израиль для армии Южного Ливана во время Гражданской войны в этой стране.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/330/content/b979c26de26a3923c5835eef34ff94a23b96117b.jpg?1533029407)
Эритрейские товарищи собрали свою вариацию Су-122 на базе китайского танка Тип-69 (копия советского Т-55). Получилось на вид не хуже, чем у Ливана, да ещё и откидные боковые бронелисты есть для защиты экипажа.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/340/content/19f811344662a34e3e0a68637e406569089ad315.jpg?1533029478)
Йеменцы решили объединить Д-30 и советский арттягач АТС-59, который таскает эти самые гаубицы. Такие машины даже делали небольшой серией для йеменской армии.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/350/content/36f16d693a1d081a1e3ef1b99f338500fcdad414.jpg?1533030138)
В стране, осиянной светом единственно верного учения Чучхе, рассчитывают только на свои силы, ракеты и тысячи пушек. А гаубицы серийно ставят на переделанные бронетранспортёры модели 1973. Тело орудия со щитом — в открытом сверху корпусе БТРа. Дешёвое и сердитое решение в стиле немецких САУ времён Второй мировой. Впрочем, северным корейцам не впервые швейцарский нож изобретать.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/360/content/7aac1f5529f26e4c6a99e04544b9b95429bcb51f.jpg?1533030245)
Получился своеобразный вариант советской «Гвоздики». Именно «Гвоздику» и её многочисленных клонов можно назвать самым массовым типом самоходок под данное орудие. Хотя и для САУ 2С1 на базе Д-30 разработали специальную версию орудия под индексом Д‑32.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/380/content/1bd761177e49151b7b460437c4fdf29d5603187e.jpg?1533030324)
А вот на китайский аналог поставили не Д-32, а вполне стандартную лицензионную копию Д-30. На шасси БТРа YW 531Н построили несколько сотен машин «Тип-85» для китайской армии. Сейчас им на смену приходят более современные PLZ-07.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/400/content/141c6fffd7adcda46a817b4b33d701a409a4019a.jpg?1533030525)
В том же Египте применяют ещё один советско-натовский гибрид. На корпус американской САУ М-109 водрузили гаубицу Д-30 в бронерубке. Получилась установка SP-122, которую выпустили достаточно большой серией в 120 единиц.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/410/content/a165a073adbc76adaafa0df2d8033b65172c0080.jpg?1533030585)
Свою вариацию на шасси бронетранспортёра М113 соорудили и в Ливии, водрузив гаубицы в десантном отделении — для чего предварительно срезали крышу. Судя по снимку, можно даже говорить о некоей«серийности».
![](https://warhead.su/system/images/000/131/420/content/051ca1fdf298bba057ed322bec41dc2838c11bd8.jpg?1533030670)
Но сейчас всё большую популярность обретают колёсные САУ и автолафеты с орудиями среднего и крупного калибра.
«Цезари» для бедных
В чём преимущество колёсной САУ? Эксплуатация дешевле, ремонт проще, дороги целее. Даже зажиточные французы предпочитают колёсных «цезарей». «А мы чем хуже?» — спросили сербы.
Вдохновившись успехом 155-мм колёсной САУ NORA — которая не только стоит на вооружении у сербской армии, но и отправилась в Кению, Бангладеш и Мьянму, — в Сербии разработали SORA со 122-мм лицензионной гаубицей D-30J и прикрутили к ней автомат заряжания. Как заправский ковбой, САУ может выпустить за минуту два «револьверных» барабана по шесть выстрелов. Упоры откидываются в автоматическом режиме, а огонь можно вести с безопасного расстояния с помощью пульта. В «патронташе»-укладке такой ганфайтер возит ещё 40 выстрелов. Кроме того, есть система спутниковой связи и целеуказания.![](https://warhead.su/system/images/000/131/440/content/5662e1f5051591b10d7d2cf7578675e7df1a3a17.jpg?1533030832)
В Китае корпорация «НОРИНКО», известная множеством креативных экспортных проектов, решила поставить гаубицу на… джип. Заботливо скопированную у русских гаубицу смонтировали на базе хамвиподобного внедорожника, назвав всё это SH-2. Систему показали в 2007-м, а её 155-мм предшественница SH-1 успела поступить на вооружение той же Мьянмы. Сразу видно, что у бирманцев страсть к колёсам и гаубицам.![](https://warhead.su/system/images/000/131/450/content/0a7086777ef8a229d3994d2f0b0eac54c10189d4.jpg?1533030917)
Вездесущие китайцы впихнули Д-30 и на универсальные колёсные платформы ZBL-09, на базе которых построили целую линейку машин: от БТРов до истребителей танков. Колёсная САУ поступила на вооружение НОАК, однако «НОРИНКО» активно продвигает её на внешних рынках.![](https://warhead.su/system/images/000/131/460/content/5bc60db4f6ce959dd791bbc12c03e72e96e9a66e.jpg?1533031030)
А вообще у КНР в рукаве всегда несколько вариантов. На любой вкус, цвет и бюджет.![](https://warhead.su/system/images/000/131/470/content/72f951c2fd371b52b7b0b32035173b7d71c6c706.jpg?1533031087)
Традиционная «Гвоздика» — это скучно, решили в Минобороны Казахстана. Нам нужно такое оружие, которое отражало бы наш степной дух и соответствовало национальному театру военных действий! Сказано — Израилем сделано. На не боящийся грязи КАМАЗ в земле обетованной поставили Д-30 на поворотной платформе.![](https://warhead.su/system/images/000/131/480/content/539eadd76a8584482806d098d814fa1770e318d5.jpg?1533031192)
Система получила навороченную автоматизированную систему управления огнём. Аналогичная стоит на ATMOS 2000. Кстати, именно на ATMOS Израиль меняет старые американские гусеничные М109.
Все это назвали Semser («меч» по-казахски). Вскоре восемнадцать «мечей» поступили на вооружение армии Казахстана. Но гладко было на бумаге подписанного договора. Система оказалась не такой быстрой, как предполагалось. Есть информация, что к данному моменту часть САУ не готова. А некоторых участников контракта ищут с собаками и Интерполом. Но, позвольте, существует ли вообще военный контракт без распила?
В Иране тоже пошла мода на автолафеты: санкции, эмбарго на поставку оружия и скромный военный бюджет способствуют. Берём Д-30 с автоматом заряжания, как у сербов, и КрАЗ-5352. Получаем САУ «Хейдар-41» со скорострельностью до 15 выстрелов в минуту.![](https://warhead.su/system/images/000/131/490/content/134546d6a4f5167f449dd785ad5d6a7814e858d5.jpg?1533031365)
В активно вооружающемся Алжире — одном из лучших клиентов российского ОПК — тоже дошли до такой несложной идеи и исполнили свою вариацию Д-30 в грузовике с четырьмя аутригерами и зарядными ящиками по бортам.![](https://warhead.su/system/images/000/131/500/content/2ad8f6a2ff2c3d82f80ecf59ff522f5415985729.jpg?1533031455)
В Судане решили забронировать колёсную базу КамАЗ-43118. Khalifa GHY02 получила качающуюся часть Д‑30.![](https://warhead.su/system/images/000/131/510/content/fb056adce4bf795fea54546e79d2289d8176227a.jpg?1533031553)
Стрельба ведётся с опущенными упорами, а в зарядных ящиках помещается 45 выстрелов. Впервые установку представили на IDEX-2013.
В чём преимущество колёсной САУ? Эксплуатация дешевле, ремонт проще, дороги целее. Даже зажиточные французы предпочитают колёсных «цезарей». «А мы чем хуже?» — спросили сербы.
Вдохновившись успехом 155-мм колёсной САУ NORA — которая не только стоит на вооружении у сербской армии, но и отправилась в Кению, Бангладеш и Мьянму, — в Сербии разработали SORA со 122-мм лицензионной гаубицей D-30J и прикрутили к ней автомат заряжания. Как заправский ковбой, САУ может выпустить за минуту два «револьверных» барабана по шесть выстрелов. Упоры откидываются в автоматическом режиме, а огонь можно вести с безопасного расстояния с помощью пульта. В «патронташе»-укладке такой ганфайтер возит ещё 40 выстрелов. Кроме того, есть система спутниковой связи и целеуказания.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/440/content/5662e1f5051591b10d7d2cf7578675e7df1a3a17.jpg?1533030832)
В Китае корпорация «НОРИНКО», известная множеством креативных экспортных проектов, решила поставить гаубицу на… джип. Заботливо скопированную у русских гаубицу смонтировали на базе хамвиподобного внедорожника, назвав всё это SH-2. Систему показали в 2007-м, а её 155-мм предшественница SH-1 успела поступить на вооружение той же Мьянмы. Сразу видно, что у бирманцев страсть к колёсам и гаубицам.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/450/content/0a7086777ef8a229d3994d2f0b0eac54c10189d4.jpg?1533030917)
Вездесущие китайцы впихнули Д-30 и на универсальные колёсные платформы ZBL-09, на базе которых построили целую линейку машин: от БТРов до истребителей танков. Колёсная САУ поступила на вооружение НОАК, однако «НОРИНКО» активно продвигает её на внешних рынках.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/460/content/5bc60db4f6ce959dd791bbc12c03e72e96e9a66e.jpg?1533031030)
А вообще у КНР в рукаве всегда несколько вариантов. На любой вкус, цвет и бюджет.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/470/content/72f951c2fd371b52b7b0b32035173b7d71c6c706.jpg?1533031087)
Традиционная «Гвоздика» — это скучно, решили в Минобороны Казахстана. Нам нужно такое оружие, которое отражало бы наш степной дух и соответствовало национальному театру военных действий! Сказано — Израилем сделано. На не боящийся грязи КАМАЗ в земле обетованной поставили Д-30 на поворотной платформе.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/480/content/539eadd76a8584482806d098d814fa1770e318d5.jpg?1533031192)
Система получила навороченную автоматизированную систему управления огнём. Аналогичная стоит на ATMOS 2000. Кстати, именно на ATMOS Израиль меняет старые американские гусеничные М109.
Все это назвали Semser («меч» по-казахски). Вскоре восемнадцать «мечей» поступили на вооружение армии Казахстана. Но гладко было на бумаге подписанного договора. Система оказалась не такой быстрой, как предполагалось. Есть информация, что к данному моменту часть САУ не готова. А некоторых участников контракта ищут с собаками и Интерполом. Но, позвольте, существует ли вообще военный контракт без распила?
В Иране тоже пошла мода на автолафеты: санкции, эмбарго на поставку оружия и скромный военный бюджет способствуют. Берём Д-30 с автоматом заряжания, как у сербов, и КрАЗ-5352. Получаем САУ «Хейдар-41» со скорострельностью до 15 выстрелов в минуту.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/490/content/134546d6a4f5167f449dd785ad5d6a7814e858d5.jpg?1533031365)
В активно вооружающемся Алжире — одном из лучших клиентов российского ОПК — тоже дошли до такой несложной идеи и исполнили свою вариацию Д-30 в грузовике с четырьмя аутригерами и зарядными ящиками по бортам.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/500/content/2ad8f6a2ff2c3d82f80ecf59ff522f5415985729.jpg?1533031455)
В Судане решили забронировать колёсную базу КамАЗ-43118. Khalifa GHY02 получила качающуюся часть Д‑30.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/510/content/fb056adce4bf795fea54546e79d2289d8176227a.jpg?1533031553)
Стрельба ведётся с опущенными упорами, а в зарядных ящиках помещается 45 выстрелов. Впервые установку представили на IDEX-2013.
Ирак и Сирия: земля войны
Было бы наивным полагать, что возможностью сделать разнообразные колёсные САУ не воспользуются правительственные и террористические силы в Сирии и Ираке. Подобную импровизированную установку, например, использует федеральная полиция Ирака.
Д-30 на базе грузовика. Всё предельно просто, и орудие можно спрятать под тент, не выдавая до времени передвижение батареи недоброму наблюдателю
Но не всякая база подходит для такого мощного орудия, как гаубица. Из-за сильной отдачи попасть в цель из раскачивающегося коммерческого грузовика будет очень сложно, да и рама такой машины переживёт не слишком много выстрелов. Впрочем, террористам главное жахнуть в сторону противника.![](https://warhead.su/system/images/000/131/530/content/4ee935ed6064995de8abd06bfa56b14d3c3f2504.jpg?1533031841)
Упарываются подобным образом и правительственные войска Асада, поставив гаубицу на шасси внедорожного пикапа GMC. Интересно, на много ли выстрелов хватит несчастной машины?![](https://warhead.su/system/images/000/131/540/content/cc6247c14824c65f597a971c98a240f9e2c44f62.jpg?1533032022)
«Инженеры» запрещённого в РФ ИГИЛ попросту водрузили на грузовой тягач гаубицу, даже не снимая колёс. Подъехать, пострелять и убежать. Вот и вся тактика.![](https://warhead.su/system/images/000/131/550/content/fe2191b6ffaf0737755258948aca18b028a2d96a.jpg?1533032155)
Во всемирной автолафетизации не отстают даже жестокие террористы из нигерийского «Боко Харам». Тут уже никакой брони — максимальная открытость всем ветрам и ласковому африканскому солнышку. Судя по тому, что орудие стоит на жёсткой сцепке, конструкцию используют как тачанку. Подлетел, развернулся, пальнул прямой наводкой — и смылся.![](https://warhead.su/system/images/000/131/560/content/a86522cfd0e66dbff66047358d60b56356ed86b5.jpg?1533032219)
Было бы наивным полагать, что возможностью сделать разнообразные колёсные САУ не воспользуются правительственные и террористические силы в Сирии и Ираке. Подобную импровизированную установку, например, использует федеральная полиция Ирака.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/520/content/f75ad1b5a46735b45745af84bb358e6557d6e278.jpg?1533031779)
Но не всякая база подходит для такого мощного орудия, как гаубица. Из-за сильной отдачи попасть в цель из раскачивающегося коммерческого грузовика будет очень сложно, да и рама такой машины переживёт не слишком много выстрелов. Впрочем, террористам главное жахнуть в сторону противника.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/530/content/4ee935ed6064995de8abd06bfa56b14d3c3f2504.jpg?1533031841)
Упарываются подобным образом и правительственные войска Асада, поставив гаубицу на шасси внедорожного пикапа GMC. Интересно, на много ли выстрелов хватит несчастной машины?
![](https://warhead.su/system/images/000/131/540/content/cc6247c14824c65f597a971c98a240f9e2c44f62.jpg?1533032022)
«Инженеры» запрещённого в РФ ИГИЛ попросту водрузили на грузовой тягач гаубицу, даже не снимая колёс. Подъехать, пострелять и убежать. Вот и вся тактика.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/550/content/fe2191b6ffaf0737755258948aca18b028a2d96a.jpg?1533032155)
Во всемирной автолафетизации не отстают даже жестокие террористы из нигерийского «Боко Харам». Тут уже никакой брони — максимальная открытость всем ветрам и ласковому африканскому солнышку. Судя по тому, что орудие стоит на жёсткой сцепке, конструкцию используют как тачанку. Подлетел, развернулся, пальнул прямой наводкой — и смылся.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/560/content/a86522cfd0e66dbff66047358d60b56356ed86b5.jpg?1533032219)
А что в России?
В России от Д-30 хотят отказаться, хотя хранить эти прекрасные орудия наверняка будут ещё долго. Сухопутные силы в качестве основного калибра видят 152 мм, а воздушно-десантные войска больше смотрят в сторону универсальных 120-мм гаубиц-пушек-миномётов, какие, например, стоят на «нонах». ОПК предлагает десанту обзавестись взамен буксируемых Д-30 самоходным 120-мм универсальным орудием на базе бронемашины «Волк III».![](https://warhead.su/system/images/000/131/570/content/f0f9b8bc278ff06b649c161f152cbf9d76d26623.jpg?1533032321)
Тут же можно вспомнить инициативную разработку УВЗ с очередным цветочным названием — «Флокс». Не говоря уж о проектировании советской колёсной 152-мм САУ «Мста-К» на базе КАМАЗа — и её современного опытного аналога «Коалиция-СВ-КШ» в артиллерийском береговом комплексе «Берег».![](https://warhead.su/system/images/000/131/580/content/9386930768b5e9bc25dd5df589c31bad8336dff9.jpg?1533032359)
Даже на базе «Тигра-М» сконструирован самоходный миномёт калибра 120. Но это уже совершенно другая история.![](https://warhead.su/system/images/000/131/590/content/83455a73b8f9f9abd72c3b33a19f22532edb2013.jpg?1533032432)
Связка «гаубица плюс гусеничный (а чаще автомобильный) лафет» становится обязательным элементом джентльменского набора для стран с небольшим военным бюджетом и скромными возможностями ОПК, а также для всяких нерегулярных партизанских и террористических формирований. И очень часто именно старая добрая гаубица Д-30 встаёт на шасси и обретает самоходную сущность.
Не всегда от этого польза: порой страдает точность и даже скорость приведения в боевое положение. Но возможность не отцеплять орудие, а вести огонь прямо с тягача, владеет умами военных теоретиков и практиков по всему миру.
Ведь, как говорят опытные артиллеристы, «в нашем деле главное — вовремя смыться».
В России от Д-30 хотят отказаться, хотя хранить эти прекрасные орудия наверняка будут ещё долго. Сухопутные силы в качестве основного калибра видят 152 мм, а воздушно-десантные войска больше смотрят в сторону универсальных 120-мм гаубиц-пушек-миномётов, какие, например, стоят на «нонах». ОПК предлагает десанту обзавестись взамен буксируемых Д-30 самоходным 120-мм универсальным орудием на базе бронемашины «Волк III».
![](https://warhead.su/system/images/000/131/570/content/f0f9b8bc278ff06b649c161f152cbf9d76d26623.jpg?1533032321)
Тут же можно вспомнить инициативную разработку УВЗ с очередным цветочным названием — «Флокс». Не говоря уж о проектировании советской колёсной 152-мм САУ «Мста-К» на базе КАМАЗа — и её современного опытного аналога «Коалиция-СВ-КШ» в артиллерийском береговом комплексе «Берег».
![](https://warhead.su/system/images/000/131/580/content/9386930768b5e9bc25dd5df589c31bad8336dff9.jpg?1533032359)
Даже на базе «Тигра-М» сконструирован самоходный миномёт калибра 120. Но это уже совершенно другая история.
![](https://warhead.su/system/images/000/131/590/content/83455a73b8f9f9abd72c3b33a19f22532edb2013.jpg?1533032432)
Связка «гаубица плюс гусеничный (а чаще автомобильный) лафет» становится обязательным элементом джентльменского набора для стран с небольшим военным бюджетом и скромными возможностями ОПК, а также для всяких нерегулярных партизанских и террористических формирований. И очень часто именно старая добрая гаубица Д-30 встаёт на шасси и обретает самоходную сущность.
Не всегда от этого польза: порой страдает точность и даже скорость приведения в боевое положение. Но возможность не отцеплять орудие, а вести огонь прямо с тягача, владеет умами военных теоретиков и практиков по всему миру.
Ведь, как говорят опытные артиллеристы, «в нашем деле главное — вовремя смыться».
Комментариев нет:
Отправить комментарий