среда, 19 октября 2011 г.

Прицелы "ПЕЛЕНГА"


БЕЛОРУССКАЯ ОПТИКА ДЛЯ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ
Владимир Покрышкин - генеральный директор ОАО «Пеленг»
ОАО «Пеленг» - ведущее предприятие по разработке и производству оптоэлектрон-ной продукции в Республике Беларусь.

Компания предлагает своим заказчикам полный спектр услуг: от разработки и производства оптоэлектронной аппаратуры специального назначения до ее установки на объектах и гарантийного, а также послегарантийного обслуживания.
Многоканальный прицел наводчика «Сосна-У»

Характеристики:
дневной оптический канал
тепловизионный канал (ТПВ-камера 2-го поколения, 8-12 мкм)
лазерный дальномер
канал управления ракетой
дальность обнаружения цели типа «танк» - до 5 км
независимая двухплоскостная стабилизация поля зрения

Начиная с момента своего создания ОАО «Пеленг» активно ведет работы по программам модернизации существующих образцов бронетехники советского и российского производства в части оснащения их современными прицелами.

Предприятие имеет богатый опыт работы с заказчиками из различных регионов. Приборы его производства эксплуатируются в России, ОАЭ, Южной Корее, Индии, Кувейте, Алжире, на Кипре и в других странах мира.
Панорамный прицел командира

Характеристики:
 дневной ТВ-канал
тепловизионный канал (ТПВ-камера 3-го поколения) лазерный дальномер
независимая двухплоскостная стабилизация поля зрения

При тесном взаимодействии с ОАО «НПК Уралвагонзавод» и УКБТМ (г. Нижний Тагил) ОАО «Пеленг» разработало и провело испытания многоканального прицела наводчика «Сосна-У» и предлагает его для модернизации одного из самых распространенных танков -Т-72. Модернизация выводит систему управления огнем (СУО) Т-72 на современный уровень и позволяет этой проверенной машине действовать как днем, так и ночью с одинаково высокой эффективностью.

Новая разработка ОАО «Пеленг» - панорамный прицел командира, испытанный совместно с ОАО «Курганмашзавод» и ОАО «СКБМ» на полигонах в ОАЭ и России, предназначен для установки как на БМП, так и на танки. При интеграции панорамного прицела распределение обязанностей по поиску и уничтожению целей между командиром и наводчиком выходит на новый уровень. Термин «охотник-стрелок» наиболее точно отражает суть такого взаимодействия. Командир занят именно поиском целей и принятием решения на уничтожение, наводчик же решает задачу эффективного поражения цели.

Особенностями панорамного прицела командира являются:

-              возможность применения в программах модернизации (интеграция в СУО ранее выпущенной техники);

-              модульная конструкция, дающая возможность быстрого ремонта путем замены блоков:

-              применение ТПВ-камеры 3-го поколения;

-              режимы работы: «охотник-стрелок», «дубль» (командир имеет возможность вести огонь всеми видами вооружения, в том числе и управляемой ракетой)
Для модернизации БМП-2 ОАО «Пеленг» разработало тепловизионный прицел «Рубеж-М», который позволяет не только увеличить дальность распознавания и обнаружения целей, но и улучшает условия работы наводчика и командира.
Тепловизионный прицел «Рубеж-М»

Характеристики:
дневной оптический канал
тепловизионный канал (ТПВ-камера 2-го поколения, 8-12 мкм)
лазерный дальномер
канал управления ракетой
дальность обнаружения цели типа «танк» - до 5 км
одноплоскостная стабилизация поля зрения

Наиболее успешными разработками ОАО «Пеленг» стали тепловизионные прицелы наводчика «Эсса» (для Т-90С), «Плиса» (для Т-80У), «Эсса-72» (для Т-72) и «Весна-К» (для БМП-3). С этими приборами стал возможен способ простой и эффективной модернизации танков, заключающийся в оснащении их тепловизионным каналом, который необходим для полноценного ведения боевых действий ночью. Работы по созданию тепловизионных приборов проводились в тесном взаимодействии с французской компанией THALES, с которой ОАО «Пеленг» осуществляет сотрудничество на протяжении более 10 последних лет. Будучи во многом унифицированными, эти приборы устанавливались на машины иностранных заказчиков (Индия, Алжир, Кипр и др. страны).
Одноканальный тепловизионный прицел наводчика «Эсса»

Характеристики:
тепловизионный канал (ТПВ-камера 2-го поколения, 8-12 мкм)
дальность обнаружения цели типа «танк» - до 5 км
независимая двухплоскостная стабилизация поля зрения

В настоящее время ОАО «Пеленг» совместно с Вологодским оптико-механическим заводом организовало производство и поставку прицелов «Эсса», «Плиса» и «Сосна-У» в интересах Министерства обороны Российской Федерации.

Из опыта работы ОАО «Пеленг» стало ясно, что современный заказчик оценивает не только краткосрочную перспективу сбалансированной и современной модернизации имеющейся бронетехники, но и обращает внимание на долгосрочную перспективу, где на первый план выходят такие задачи, как:

•             возможность проведения гарантийного и послегарантийного ремонта установленных во время модернизации систем;

•             наличие оборудования, позволяющего провести оперативную и углубленную диагностику без привлечения специалистов предприятия-производителя.
ОАО «Пеленг» оперативно отреагировало на такую ситуацию, и в настоящее время в состав комплексной услуги по модернизации танков и БМП российского и советского производства может входить не только обучение специалистов, но и поставка (по желанию Заказчика) оборудования для диагностики устанавливаемых в ходе модернизации прицелов. К такому оборудованию относится комплект приборов для проверки многоканального прицела наводчика «Сосна-У».

Комплект состоит из восьми приборов и позволяет выполнить следующие процедуры диагностики:

•             проверить работоспособность лазерного дальномера и имитировать дистанцию до цели от 300 до 7000 м;

•             провести контроль согласованности всех каналов прицела с линией выстрела (с использованием телевизионной трубки холодной пристрелки);

•             проверить основные оптические, электрические и временные параметры канала управления ракетой.

Весь комплект оборудования выполнен с учетом возможности его эксплуатации как в ремонтных мастерских, так и в полевых условиях на объекте и позволяет провести диагностику прицела до уровня блоков.

Использование комплекта оборудования для диагностики не только упрощает и ускоряет работы при плановых ТО и оперативной диагностике неисправностей, но и позволяет сократить расходы, так как при проверке не требуется выезда техники на полигон и наличия специальных инженерных сооружений. Дополнительно оборудование может обеспечивать оперативный контроль параметров при ремонте отдельных блоков прицелов в ремонтных подразделениях на специализированных ремонтных линиях и стендах.

Источник: журнал "Военный парад" №2 (104) 2011г

вторник, 18 октября 2011 г.

Индия купила две сотни ремонтно-эвакуационных машин для Т-72

Министерство обороны Индии заключило с национальной компанией Bharat Earth Movers (BEML) контракт на производство и поставку дополнительной партии из 204 бронированных ремонтно-эвакуационных машин, сообщает Defense News. Новые машины предназначены для полевого ремонта или эвакуации сильно поврежденных основных боевых танков Т-72, составляющих более половины танкового парка сухопутных войск Индии. О какой именно модели БРЭМ идет речь, не уточняется.

По данным агентства, БРЭМ будут выпускаться в Индии по лицензии польской компании Bumar, купленной BEML в 2003 году. Как ожидается, поставка всех 204 ремонтно-эвакуационных машин будет осуществлена в течение ближайших трех лет. Хотя точная стоимость заключенного контракта не разглашается, цена одной БРЭМ, выпущенной по польской лицензии, составляет около 1,4 миллиона долларов. Таким образом, покупка дополнительной партии машин могла обойтись министерству обороны Индии в 285,6 миллиона долларов.
Новые БРЭМ будут построены на базе шасси Т-72 и получат специальный кран грузоподъемностью до 15 тонн, две - основную и вспомогательную - лебедки и бульдозерный отвал, установленный спереди. Машины также будут вооружены пулеметом калибра 12,7 миллиметра. Учитывая описанную конфигурацию, вероятнее всего речь идет о производстве БРЭМ WZT-3, разработанных польской компанией Bumar на базе Т-72. В настоящее время на вооружении сухопутных войск Индии стоят два типа БРЭМ, построенных по польской лицензии - WZT-2 (на базе Т-55) и WZT-3.
В настоящее время парк БРЭМ сухопутных войск Индии состоит из 209 машин VT-72B, разработанных индийскими предприятиями совместно со Словенией, 200 Vijayanta (на базе танка Vickers Mk.1), 196 WZT-2 и 352 WZT-3. Как ожидается, новые бронированные машины, заказанные министерством обороны Индии у BEML заменят устаревшие Vijayanta.

Лента.ру.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ окончание


Алексей ГАЙДАЙ ,
журнал «Арсенал.Военно-промышленное обозрение» №5/2011г

Иностранный опыт техобеспечения

В настоящее время в армии США существует три типа бригад. «Тяжелые» (Heavy Brigade Combat Team) , «пехотные» (Infantry Brigade Combat Team) и «Страйкер» (Stryker Brigade Combat Team). Все три типа бригад являются модульными, то есть в своем составе имеют все необходимые части и подразделения для ведения боевых действий без привлечения сил и средств вышестоящего командования. Наибольший интерес для нашей темы представляет собой «тяжелая» бригада, которая по своей сути является аналогом мотострелковой бригады Российской Армии. В составе двух общевойсковых подразделений бригады - Combine Arms Battalion, - ремонтных органов нет. В «тяжелой» бригаде имеется Brigade Support Battalion (BSB), который состоит из подразделений материально-технического обеспечения и ремонтных органов. В составе BSB включены Forward Support Companies (FSC - рота передовой поддержки), по одной на каждый батальон и дивизион бригады, то есть всего их четыре. В мирное время FSC входят в состав BSB, но при выполнении учебных, учебно-боевых и боевых задач, эти роты придаются батальонам (дивизионам).

Ремонтные органы в роте передовой поддержки представлены двумя парками и одной секцией. Один парк предназначен для ремонта и восстановления автомобильной техники (а также БМП и БРМ), второй для ремонта и восстановления бронетанковой техники (танков и САУ). Секция занимается эвакуацией подбитой и вышедшей из строя вооружения и военной техники. При этом станочный парк BSB предназначен для осуществления всех видов агрегатного ремонта и ремонта электронных систем. Запасы агрегатов, узлов и механизмов перевозятся подразделениями МТО FSC, то есть непосредственно самой ротой. Для починки сложных электронных систем, стрелкового оружия, имущества РХБЗ и инженерного имущества в составе BSB есть секция, которая работает в интересах всей бригады.

В состав дивизии входят Sustainment Brigade (бригады поддержки). Эти бригады предназначены для организации материально-технического и технического обеспечения дивизии. Состоят они из четырех Combat Sustainment Support Battalions (CSSB), в состав каждого батальона входит одна ремонтная рота (4 взвода: ремонт БТ техники, AT техники, электроники и инженерного имущества). В состав каждого взвода входят по два полных ремонтных парка. Бригада поддержки перевозит силами своих частей и подразделений МТО ВТИ на все части и соединения, которые она обеспечивает. При необходимости в бригаду поддержки могут включаться более четырех CSSB.

В состав корпуса (армии) входят так называемые командования поддержки на театре военных действий - Sustainment Command (Theater) SC(T). Ремонтные органы этих командований входят в состав Expeditionary Sustainment Command, которые в свою очередь состоят из нескольких CSSB. Так что ремонтные органы армии США предусмотрены на всех оргштатных уровнях: «батальон - бригада - корпус (армия)». При этом агрегатный ремонт осуществляется на всех уровнях, начиная с батальонных FSC и заканчивая ESC.
 

Как видно, системы технического обеспечения армии США и ВС РФ «нового облика» имеют мало общего. В армии США ремонтных органов больше, существует их эшелонирование, ремонтные органы объединены с органами материально-технического обеспечения, что упрощает их снабжения, а также перевозку для них ВТИ. Американская система, в своей основе повторяет систему технического обеспечения Советской Армии, с ее делением на полковые, дивизионные, армейские и фронтовые ремонтные органы. При этом надо учитывать, что в армии США, в отличие от ВС РФ, нет линейных батальонов, все они являются отдельными воинскими частями.

 Получается, что система технического обеспечения армии США очень похожа на ту, к которой стремился маршал Огарков и которая закладывалась при создании отдельных мотострелковых (танковых) бригад. И в этом нет ничего удивительного. В книге «The Brigade:The History», автором которой является Джон МакГраф, изданной Combat Studies Institute (форт Ливенворт), прямо указывается, что одним из прообразов современных бригадных тактических групп армии США являются отдельные мотострелковые (танковые) бригады, входившие в состав 5-го и 48-го отдельных армейских корпусов Советской Армии.

Единая система материально-технического обеспечения

Слабости системы технического обеспечения ВС РФ «нового облика» были видны невооруженным глазом. Главная беда этой системы в том, что МО РФ и ГАБТУ сознательно отказались от введения в штат РВБ мсбр и ОРВБ-КР подразделений, которые бы осуществляли агрегатный ремонт. Если на уровне бригады и батальона материально-техническое обеспечение и обеспечение ВТИ ремонтных органов худо-бедно, но решено, то уже на уровне округа (оперативного командования) ситуация выглядит печально. В боевой же обстановке, в случае сосредоточения нескольких ОРВБ-КР на одном направлении, все это приведет к полному хаосу в системе технического обеспечения.


В начале 2010 года в Министерстве обороны появились планы по дальнейшему реформированию Вооруженных Сил, в некоторых СМИ они получили название «новейший облик». По мнению многих экспертов, в отличие от пресловутого «нового облика», к разработке «новейшего» подошли более ответственно. Было решено мсбр (тбр) переформировать в три типа бригад: «легкая», «средняя» и «тяжелая». Причем «тяжелые» бригады делились на «тип А» и «тип Б». Истоки таких решений очевидны: в ВС РФ решили создать новые бригады по образу и подобию армии США.


В конце 2010 года было объявлено, что тыловые и технические органы объединяются в единые органы материально-технического обеспечения. Что в принципе является подходом, общепринятым в армиях развитых стран. Должности заместителей командиров по технической части (по вооружению) сокращаются, а на их место должны прийти заместители командира по материально-техническому обеспечению. Еще со времен созданиях первых ремонтных органов в РККА сложилось так, что они существуют раздельно от органов материально-технического обеспечения. Традиции, складывавшиеся десятилетиями, поломать трудно, на это надо время.


Но уже в феврале 2011 года в войска пришли новые штаты. Согласно им, в составе бригады появляется новый батальон, созданный путем объединения батальона материального обеспечения и ремонтно-восстано-вительного батальона. После объединения, батальон получает наименование батальона материально-технического обеспечения (БМТО). В его состав будет входить 7 рот. В составе мсб (тб) появятся роты обеспечения (РО), в которые будут входить взвода материально-технического обеспечения и взвода технического обеспечения. Но при этом в разведывательном и инженерно-саперном батальонах, в дивизионах артиллерийских и ПВО, взвода обеспечения ликвидируют. Такие взвода объединяют в 3 роты (рота обеспечения подразделений артиллерии и ПВО, рота обеспечения подразделений боевого обеспечения, рота обеспечения разведывательного батальона) вновь созданного БМТО. Данные роты включат в себя не только взвода технического обеспечения, но и взвода материально-технического обеспечения. Не совсем понятно, как в одной роте будут совмещаться ремонтная техника для артиллерийских систем и систем ПВО. Так же неясно, по какой причине в мсб (тб) созданы роты обеспечения, а в остальных батальонах и дивизионах их не предусмотрели.


Штат БМТО и РО предусмотрен одинаковым для всех трех видов бригад. Различаются они только техникой. В состав рот обеспечения мотострелковых батальонов опять вернулись средства эвакуации, теперь в виде новых БРЭМ-Л на базе БМП-3, а в танковых батальонах в лице БРЭМ-3 . В составе БМТО осталась рота эвакуационных средств, которая оснащена смешанным комплектом из БРЭМ-1 и БРЭМ-Л.

Помимо трех рот обеспечения и одной роты эвакуационных средств, которые были перечислены выше, в состав БМТО войдут рота ремонта имущества РАВ, инженерных средств, средств связи и имущества РХБЗ, автомобильная рота подвоза, а так же рота обеспечения (которая будет являться органом МТО для самого батальона).


При анализе штатов новых органов материально-технического обеспечения в бригадах
«новейшего» облика складывается странное впечатление. С одной стороны, видна попытка перенять опыт армии США и создать свой аналог BSB в составе бригады, с аналогичными американским FSC ротами обеспечения в составе БМТО. С другой стороны, появляются «оригинальные» решения в виде рот обеспечения в составе мсб (тб) и объединения в одну роту подразделений материально-технического обеспечения средств ПВО и артиллерии.

Что получится на практике, пока сказать сложно. Однако настораживает отсутствие в реморганах «новейшего» облика сил и средств по восстановлению узлов и агрегатов. Будет ли решена эта застарелая проблема? Пока планы по реорганизации органов материально-технического обеспечения и технического обеспечения в составе армий и округов (оперативных командований) предусматривают объединение части батальонов комплексного ремонта с армейскими батальонами материально-технического обеспечения в армейские бригады материально-технического обеспечения (АБРМТО). В случае реализации такого объединения, система комплексного ремонта с ее унифицированными ремонтными органа-
ми, которые должны придаваться войсковым группировкам, прекратит свое существование. Что придет на ее место, пока не известно. Будут ли в новых АБРМТО ремонтные органы, занимающиеся восстановлением агрегатов и механизмов, тоже пока не ясно.


За последний год стало известно, что задачи ремонта и сложных видов технического обслуживания ВВСТ Минобороны полагает передать предприятиям-изготовителям и профильным сервисным организациям. Эти предприятия заключают контракт с Министерством обороны РФ на комплексное сервисное сопровождение ВВТ. Таким образом, МО РФ предполагает решить вопрос с качественным ремонтом техники, одновременно снимая проблему ремонта механизмов и агрегатов. Нет сомнения, что такой подход должен заметно повысить качество ремонта и технического обслуживания ВВТ в мирное время. Но как сможет эта система функционировать в случае боевых действий, под бомбами и снарядами? Этот важнейший вопрос остается открытым.


понедельник, 17 октября 2011 г.

Пламенное сердце русских танков-7




ДВИГАТЕЛЬ СЕРИИ «Т»- СОВРЕМЕННЫЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ

Челябинский тракторный завод всегда был и по праву остается одним из лидеров отечественного двигателестроения. Предприятие обладает колоссальным опытом проектирования и производства дизельных силовых установок для инженерных машин и бронетанковой техники. В настоящее время на ЧТЗ завершается разработка семейства
перспективных дизельных двигателей серии «Т»

   За годы существования Челябинского тракторного завода на нем сложилась собственная школа двигателестроения. Она имеет свои традиции, поскольку насчитывает, по меньшей мере, семьдесят пять лет. У нее есть свои достижения, есть знаковые личности, такие как Иван Яковлевич Трашутин и Владимир Иванович Бутов.
  Потерять такую школу было бы просто преступно. Как с позиции предприятия, так и с государственной точки зрения. Опасность подобного развития событий, после того как в 90-х годах произошел развал экономики страны, была вполне реальной.
   Не менее сложная обстановка в то время была и на Челябинском тракторном заводе, поскольку денег на проведение полномасштабных НИОКР не было. Однако нужно отдать должное руководству ЧТЗ, несмотря на все сложности, определенные средства все-таки выделялись, и даже в те годы конструкторы смогли продолжить начатые ранее работы по созданию перспективного семейства силовых агрегатов. Благодаря этому Челябинский тракторный завод имел определенный задел конструкторских наработок как по транспортным дизелям, так и по тракторным двигателям.
    Поэтому, когда Министерство промышленности и энергетики РФ объявило тендер на разработку нового семейства перспективных двигателей, было принято решение принять в нем участие и представить конкурсной комиссии силовые агрегаты серии «Т». В конкурсе мы вышли победителями, и 18 апреля 2008 года завод подписал с Минпромэнерго РФ государственный контракт «Создание модельного ряда дизельных двигателей жидкостного охлаждения». В нем было зафиксировано, что ЧТЗ берется за разработку конкурентоспособной «линейки» дизельных двигателей для гусеничной и внедорожной техники, и перечислены технические параметры, которым они должны соответствовать.

   В основу конструкции двигателей было заложено достижение следующих технико-экономических параметров:

- максимальной унификации по основным узлам, деталям и конструктивным элементам;
- запаса по крутящему моменту 30-40 %;
- удельного расхода топлива не более 155 г/л. с. ч;
- расхода масла на угар 0,2-0,4 % от расхода топлива;
- ресурса не менее 15000 моточасов;
- норм выбросов вредных веществ на уровне EURO-2 и EURO-3 в соответствии с требованиями правил ЕЭК-ООН № 96 и № 97/68.

   Заводу были определены сроки на проведение этой работы - с 2008 по 2012 годы и выделено бюджетное финансирование в размере 500 миллионов рублей.
   Нужно отметить, что и сроки, и ресурсы, запланированные для решения поставленной задачи, были предельно минимальные. Например, если взять зарубежный опыт, то там на разработку нового дизельного двигателя отводится 5-7 лет. Что касается объема финансирования, то, как правило, на подобные цели тратится от 200 до 300 миллионов долларов. При этом, хотя времени и денег было выделено меньше, но задачи, которые пришлось решать конструкторам ЧТЗ, были гораздо сложнее, чем у зарубежных коллег. Это связано с тем, что в настоящее время инвестиционные возможности отечественных машиностроительных предприятий в части обновления производственной базы для проведения НИОКР существенно сократились.
    Еще одна проблема заключается в том, что практически отсутствует рынок конкурентоспособных комплектующих отечественного производства. Из-за этого многие агрегаты челябинским двигателестроителям пришлось проектировать самостоятельно.
    При подготовке контракта был составлен подробнейший план-график проведения работ, определены контрольные сроки основных этапов, за каждый из которых ЧТЗ должен был отчитаться.
     На момент подписания контракта с Минпромэнерго РФ у Челябинского тракторного завода уже были определенные наработки по новому семейству двигателей. Начало этих работ было обусловлено пониманием руководства завода необходимости замены двигателя Д-180. Да, это очень надежный, неприхотливый в эксплуатации силовой агрегат, благодаря чему он широко используется и в настоящее время, но его показатели по расходу топлива и масла, удельной мощности, экологичности и ряду других параметров уже не соответствуют современным требованиям. Чтобы исправить ситуацию, в свое время и была начата разработка нового дизеля.
    Несмотря на все сложности, на ЧТЗ еще в 90-е годы выпустили опытный образец нового 6-цилинд-рового двигателя в рядном исполнении. Но показатели, которые он тогда выдавал, завод никак не могли устроить, было ясно, что придется потратить много сил и времени, чтобы довести его до ума. Это очень важный момент: хотя тот силовой агрегат и был «сырым», но на заводе понимали, что двигаются в правильном направлении, поскольку двигатель нуждался в доводке, а не в полной переделке.
    За время выполнения государственного контракта была проведена огромная работа. Фактически двигатель создавался заново. Были применены новые конструктивные и инженерные решения, благодаря чему сегодня двигатель серии «Т» по своим параметрам - это современный и, главное, конкурентоспособный силовой агрегат. Важная особенность этой работы заключалась в том, что при ее проведении использовался и учитывался передовой опыт мирового двигателестроения.

    Семейство двигателей серии «Т» представляет собой перспективный модульный ряд дизелей, состоящий из 4- и 6-ти цилиндровых рядных и 6-, 8-, 12-цилиндровых Ѵ-образных силовых установок с диапазоном мощности от 90 до 600 л. с. и высоким уровнем унификации. Все они отвечают самым современным требованиям, предъявляемым к двигателям инженерных и дорожно-специальных машин (табл. 1). Они имеют гораздо более высокие показатели по техническому уровню, надежности и экономической эффективности по сравнению со всеми моторами, которые применяются в нашей стране в настоящее время. Эти двигатели изначально разрабатывались для эксплуатации в условиях переменных режимов нагружения, частых перегрузок, работы на боковых уклонах. Особо оговаривалась возможность длительной работы в режиме максимального крутящего момента.
      Проведенные на ЧТЗ расчеты и испытания показывают, что при использовании двигателя серии «Т» только за счет меньшего расхода дизельного топлива и масла при обычной односменной работе будет достигаться экономия более 80 тысяч рублей в год (при действующих ценах на горюче-смазочные материалы) по сравнению с аналогичным дизельным двигателем отечественного производства, из числа выпускаемых в настоящее время. Еще одним существенным достоинством двигателей серии «Т» является высокая степень их унификации. Поскольку на разных модификациях силовых установок используется большое количество унифицированных деталей и узлов, достигается существенная экономия эксплуатационных расходов и обеспечивается снижение стоимости запасных частей. Сравнение основных параметров двигателей серии «Т» с характеристиками зарубежных аналогов приведено в таблице 2. По результатам выполненных работ можно сделать выводы, что основные технико-экономические показатели разработанных двигателей соответствуют параметрам технического задания государственного контракта и требованиям, предъявляемым к современным силовым установкам аналогичного класса.

     Двигатели серии «Т» предназначены для использования в модернизируемых и перспективных тракторах классов от 6 до 50 тонн тягового усилия, а также для применения в строительно-дорожных машинах, ряде сельскохозяйственных и промышленных агрегатов, предъявляющих свои специфические требования к силовым установкам. Это и переменные режимы нагружения, и частые максимальные перегрузки, и работа на боковых уклонах и спусках, и длительная эксплуатация в режиме максимального крутящего момента. Добавьте сюда повышенную запыленность и увеличение сроков между циклами технического обслуживания. Такие условия работы, например, характерны для инженерных машин ЧТЗ. Поэтому в перспективе они будут оснащаться двигателями семейства «Т». Но в таких же условиях работает и сельскохозяйственная техника. Есть и другие классы машин, где эти двигатели найдут свое применение. В этой связи не будет лишним уточнить, что мощностной диапазон двигателей серии «Т» лежит в пределах от 100 до 2000 л. с. Таким образом, в нашей стране они перекрывают потребности всех возможных потребителей.
       Если же оперировать цифрами, то специалисты маркетинговых служб ЧТЗ считают, что уже в 2012 году доля применения двигателей серии «Т» в рассматриваемых типах машин и агрегатов составит порядка 16 %, а к 2015 году (за счет восстановления и роста основных рынков техники в России) объем продаж этих силовых агрегатов может выйти на уровень 20 тысяч штук в год.
      Возникает естественный вопрос - способен ли Челябинский тракторный завод в настоящее время выпускать такое количество современных дизельных двигателей? Что касается опытно-промышленной партии двигателей, которая потребуется для проведения их испытаний, то в этом нет никаких сомнений. В дальнейшем обязательно встанет задача налаживания их серийного производства. Если вести речь об этом, то в данном случае есть и устоявшаяся мировая практика, и мнение руководства завода, что ЧТЗ должен изготавливать базовые детали двигателей и осуществлять их сборку. О каких базовых деталях идет речь? Это блоки цилиндров двигателей, коленчатые и распределительные валы, головки блоков, шатуны, а также оригинальные переходные детали. А вот остальные компоненты должны будут поставлять специализированные  предприятия. Сборка двигателей будет проводиться на ЧТЗ. Поэтому для завода разработка и производство двигателей серии «Т» жизненно необходимы. В этом случае ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» закрепляет свои позиции одного из лидеров отечественного двигателестроения. Однако нужно учесть, что производство дизелей серии «Т» фактически является по-настоящему реальным шагом в модернизации не только для ЧТЗ, но и для всего отечественного машиностроения, а значит - для всей России.
      О модернизации сегодня много говорится на самом высоком политическом уровне. И очень символично, что значимый шаг в этом направлении делает Челябинский тракторный завод - один из первенцев индустриализации страны.

М. Ш. Ахметжанов, генеральный директор по развитию - технический директор Челябинского тракторного завода 
Корпоративный журнал ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» № 1/2010

Опытный средний танк «Объект 172»

У каждого танка, как в прочем у любого культового объекта техники или фильма, музыки, личности - не важно, есть свои поклонники и противники. Это вполне объяснимо  с точки зрения психологии. Но вот танку Т-64, по иронии судьбы и так самому неудачному танку Советского Союза, не повезло. В силу своего географического происхождения, эта машина была выбрана в качестве объекта поклонения кучкой воинствующих интернет-фанатов, явного национализм-шовинистического толка. Им хоть в задницу кол вбей, но все равно ничего не докажешь, ибо эти люди хотят слышать только себя, либо только дифирамбы в адрес объекта своего поклонения. С завидной регулярностью на интернет-форумах проходят своеобразные "камлания" при которых культ Т-64 и его "всемудрейших создателей" возносится до небес, а все остальное и всех остальных просто "мочат" и "забрасывают какашками". Как и подобает настоящим шаманам, они тщательно скрывают свои личины под масками - никнеймами. Настоящих имен, биографий, прочих следов их земной жизни вы, да же если сильно захотите нигде не сыщите. В прочем, как бы известно имя их верховного жреца, но еще далеко не факт что и оно настоящее - ни в живую, ни на фотографии его еще никто не видел. Очередной раз эта не то камарилья, не то серпентарий, возбудился после публикации в моем блоге сообщения "Танк Т-64 отправят на переплавку до конца 2011 года". Казалось бы банальный перепост РИА НОВОСТИ и Известий, с моим весьма кратким комментарием, а страсти по нему не утихают вот уже неделю. Я прекрасно понимаю, что никакие доводы и объяснения этими "людьми" не будут восприняты, по этой причине сразу оговорюсь, что все, что ниже будет опубликовано - будет опубликовано не для них, а для тех моих читателей, которым интересна фактологическая сторона дела, кто не утратил способность мыслить разумно и логически. На основании документов и официальных публикаций специалистов отрасли я постараюсь показать, почему, после принятия на вооружение танков Т-64 и Т-64А, в СССР были развернуты форсированные работы по созданию еще сразу двух, почти аналогичных по характеристикам, но абсолютно разных по конструкции машин. Ну сами подумайте, если Т-64/-64А был такой "замечательный" и "революционный", то отчего в самом срочном порядке, два конструкторских бюро, при мощнейших на то время заводах:Ленинградском Кировском и Нижнетагильском "Уралвагонзаводе" в ускоренном темпе занялись переработкой его конструкции? Некоторые ответы Вы найдете ниже и затем в последующих публикациях на эту же тему.
С Уважением,
автор


Опытный средний танк «Объект 172»
Разработан танковым КБ Уралвагонзавода (отдел 520) под руководством главного конструктора Карцева Леонида Николаевича. В целом по машине руководство работами вел заместитель гл. конструктора Венедиктов Валерий Николаевич. Работа задана совместным Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «Об оснащении Советской Армии новыми средними танками Т-64А и развитии мощностей для их производства» №802-266 от 15 августа 1967 года и приказом министра оборонной промышленности от 5 января 1968 года. Создавался как мобилизационный вариант танка Т-64А («объект 434») для производства на УВЗ в «особый» период. В ходе работ исходная конструкция Т-64А была кардинально переделана. Особенностью машины была установка четырехтактного дизельного двигателя В-45К производства ЧТЗ, вентиляторная система охлаждения и автомат заряжания т.н. «бескабинного» типа. По первоначальным планам на танк «объект 172» предполагалось установить ходовую часть по типу ходовой части танка объект 167 и гидромеханическую трансмиссию (ГМТ). Таким образом, «объект 172» должен был воплотить в себя наработки и опробованные решения, воплощенные в танках «объект 434», «объект 167М», «объект 167» и «объект 166Ж». Однако планы изменения ходовой части Т-64А и внедрения ГМТ не нашли поддержку в МОП. Первые машины создавались путем переделки серийных танков Т-64А. Первые два опытных образца были изготовлены в 1968 году. В июле-декабре 1968 г. они прошли цикл испытаний на танкодроме завода и в Туркестанском военном округе. Эти и последующие испытания выявили ряд конструктивных и технологических недостатков, причем самыми критичными были дефекты ходовой части. Работа по устранению дефектов в последующем переросла в создание новой машины – «объект 172М». Всего за период 1968-70 гг. Уралвагонзаводом было изготовлено 17 танков «объект 172».
 
МОДИФИКАЦИИ
Объект 172М - дальнейшее развитие об.172
Объект 173 - опытный танк имеющий бОльшую степень унификации с исходной конструкцией об.434, нежели об.172 (оставлено БО об.434).

ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ
(по материалам отчета по теме 70055. в/ч 68054, 1970 г.)
-Установка в объекте 172 двигателя В-45К и автомата заряжания обеспечила по сравнению с объектом 434:
- улучшение боевой работы экипажа;
- уменьшение времени на техническое обслуживание и подготовку танка к преодолению водных преград;
- возможность работы двигателя на различных сортах топлива.
Остальные основные параметры ТТХ остались практически одинаковыми, за исключением боевого веса и запаса хода.
-Надежность объекта 172 в пределах гарантийного срока (3000 км пробега) пока является недостаточной по следующим причинам:
- в представленных на полигонные испытания объектах 172 были внедрены не все разработанные конструктивные мероприятия по двигателю В-45К, системе питания двигателя воздухом, соединениям системы охлаждения двигателя и системе энергоснабжения танка, что вызвало отказы и неисправности, аналогичные тем, которые были выявлены при полигонных испытаниях в 1969 г.;
- ряд узлов и агрегатов, заимствованных из объекта 434 (стабилизатор, прицел-дальномер, гидроподъемный механизм пушки, элементы ходовой части), как и в объекте 434, работали ненадежно и, тем самым, резко снизили общую надежность танка.
-Боевой вес танков объект 172 (танк №4 – 38650 кг; танк №5 – 38890 кг; танк №6 -38900 кг) превышает боевой вес танка объект 434 (равный по ТТТ 37,0т -1,5%) на 2,9 – 3,6% (максимальная разница 1350 кг – прим. А.Х.).
-Разгон объекта 172 протекает более интенсивно, чем разгон объекта 434 (при работе на дизельном топливе).
-Прицельная скорострельность из танков объект 172 и объект 434 получена практически одинаковая. Время на расстрел всего боекомплекта на объекте 172 составляет 23 минуты, на объекте 434 – 27 минут.
-Автомат заряжания на объекте 172 имеет ряд существенных преимуществ перед механизмом заряжания объекта 434. Конструкция автомата заряжания обеспечивает переход членов экипажа из отделения управления в боевое и обратно без подготовительных работ, заряжание пушки в ручную из всех и немеханизрованных укладок как на месте, так и в движении танка, а также пополнение конвейера АЗ выстрелами без разворота башни на корму и без помощи механика-водителя.
-Угол заряжания пушки в танке объект 172 на 2° больше, чем в танке объект 434, что уменьшает вероятность утыкания ствола во время заряжания при движении танка по пересеченной местности.
-Наибольшее количество отказов и неисправностей приходится на ходовую часть: 29,9% отказов и 53% неисправностей.
-Полученные в результате испытаний время простоя танка на обслуживании и трудоемкость технического обслуживания при выполнении работ штатным составом экипажа приведены в таблице и сравниваются с простоем танка объект 434 по данным отчёта в/ч 68054 инв.3793 за 1969 г.:
Виды обслуживания Продолжительность простоя на обслуживании, час
Объект 434 (1969 г.) Объект 172
КО перед выходом 0,5-0,6 0,5-0,6
КО на малых привалах 0,17 0,17
ЕТО 5,0-6,0 2,2-2,8 (3,5-4,0)
ТО№1 11,5-12,0 5,8-7,6 (7,0-8,8)
ТО№2 16,0-16,5 (21,0-22,0) 14,8-16,7 (16,0-18,0)
В скобках указано время и трудоемкость ТО с промывкой воздухоочистителя

Приведенные данные таблицы показывают, что простой танков объект 172, представленных на испытания, на всех видах обслуживания меньше простоя танка объект 434, что объясняется более простой и удобной конструкцией механизма заряжания, на обслуживание которого затрачивается 40-45 мин, а на объекте 434 - 5-7 часов, и также некоторым улучшением доступа к обслуживаемым агрегатам и узлам.
-В/часть 68054 считает целесообразным форсировать доработку силовой установки, стабилизатора вооружения, системы энергоснабжения, а также проведение коренной переработки ходовой части, гидроподъемного механизма пушки, системы коллективной защиты, с одновременным продолжением испытаний трех опытных образцов объекта 172 в в/ч 68054 по исследованию отдельных агрегатов и систем, и проведение контрольных полигонных испытаний после внедрения всех конструктивных мероприятий по предложениям в/ч 68054.
 
Подробнее на сайте "ОТВАГА"