Gur Khan: весьма занятный разбор от Алексея Бортникова
С конца 60-х на свет появилось более 55 тысяч многоцелевых транспортёров-тягачей лёгких бронированных (именно так расшифровывается аббревиатура МТ-ЛБ). Машина получилась чрезвычайно удачной — десятитонный гусеничный транспортёр разгоняется до 60-80 километров в час, умеет плавать, везёт на себе 2,5 тонны груза или 11 «пассажиров», таскает пушки и служит базой для различных установок оружия и спецмашин. Короче, тащит! Производился он не только в СССР, но и на заводах в Польше и Болгарии. Появилась машина, когда стало понятно, что действующие тягачи Советской армии не удовлетворяют мечтаниям военных. А хотелось в первую очередь защиты — ведь артиллерию порой нужно доставлять на позицию под огнём. Среди пользователей МТ-ЛБ не только страны постсоветского пространства и Варшавского договора, но и Ирак, Сирия, Нигерия, Уругвай. Даже Швеция во время большой распродажи оружия ГДР отхватила несколько сот тягачей, которые подверглись потом адаптации к местным условиям и стандартам. Определённое количество закупила у России в 90-х и Финляндия. Больно уж удачное соотношение цена — эффективность — стоимость обслуживания.
В войсках МТ-ЛБ получил нежное прозвище «мотолыга». Он также прост, доступен и полезен, как холодец, сваренный из мотолыжной кости, — и как кость крепок. Неудивительно, что отечественные и иностранные владельцы МТ-ЛБ не спешат с ними расставаться, а находят им все новые применения. В том числе пытаются сделать из скромных тягачей настоящие боевые машины.
Проблема только в том, что МТ-ЛБ никогда не претендовал на место в первых рядах. Его броня лишь во лбу (не во всём) достигает скромных 14-мм, а в остальных местах — всего семь. Максимум — защитить от шальных осколков близких разрывов или автоматного огня на средней дистанции. МТ-ЛБ — это такой гусеничный грузовик, слегка прикрытый бронёй. Но кого и когда это останавливало?
Дева, Рак и другие знаки Зодиака
МТ-ЛБ стал базой для 122-мм гаубичной САУ «Гвоздика» и самоходки «Хоста», ЗРК «Стрела», самоходного ПТРК «Штурм-С» и 82-мм миномётов «Поднос» и «Василёк», а также массы разнообразных специальных машин. Однако зачастую из «мотолыги» стремятся сделать настоящую машину поля боя. Но обо всём по порядку. Первые кастомизации «мотолыг» начали делать во время Афганской войны. Для оперативной переброски и манёвра огнём миномёты стали ставить на крышу тягача, используя при этом все доступные средства и материалы. На скорую руку ставили, например, автоматические миномёты «Василёк», пулемёты ДШК, НСВ, гранатомёты СПГ-9 и тому подобное. Зачем? Во-первых, штатного вооружения в виде пулемёта было мало. Да и угол возвышения ПКТ был маловат. Во-вторых, благодаря своим замечательным ходовым свойствам, «мотолыги» не застревали там, где пасовали БТР и БМП, и часто приходили на подмогу первыми даже в горах.
Уже в начале 2010-х была создана серийная версия с 82-мм миномётом с романтичным именем «Дева». Можно вести круговой обстрел прямо с машины или устанавливать миномёт на земле. В миномёты перелицевали 36 машин.
Да что там! Существовал даже проект четырёхствольного миномёта на «мотолыге».
Подобные самоходные миномёты создавались и в странах Варшавского договора. Например, болгарский «Тунджа-Сани» с 82-мм и 120-мм миномётами. Уже в постсоветской Польше разработали универсальный боевой модуль Rak со 120-мм миномётом в башне. Он может устанавливаться как на колёсное шасси БТР «Росомаха», так и на адаптированный МТ-ЛБ, коих в польской армии с советских времён в достатке. Установка представляет собой вращающуюся башню с казнозарядным гладкоствольным 120-мм миномётом MAHSW, оснащённым автоматом заряжания с 20 минами в револьверных боеукладках.
В артиллерии продолжают свою службу и другие МТ-ЛБ, переделанные во вспомогательные машины модуля «Регина». Эти модули сопровождают новейшие 155-мм польские САУ «Краб»
Из интересного у поляков ещё и установщик минных полей Kroton, который, подобно сеятелю, раскидывает мины из специальных установок.
И зенитная самоходная установка Sopel со спаренными 23-мм пушками и парой ПЗРК Grom — и её дальнейшее развитие Stalagmit.
Интересно, что у минзага и ЗСУ была переделана и ходовая часть — добавился один каток, — а корпус удлинён почти на метр.
Зрение минус пять? Пойдёте на передовую!
Впрочем, пытаются сделать из МТ-ЛБ и полноценные бронетранспортёры — и даже боевые машины пехоты, несмотря на слабую бронезащиту. «Мотолыги» принимали участие почти во всех конфликтах на постсоветском пространстве. И, благодаря своей проходимости, нередко попадали в самый замес. Ещё в 80-е на базе САУ «Гвоздика», которая строилась по лицензии, болгары разработали БМП-23 с 23-мм автоматической пушкой.
Машины даже выпускались серийно — в количестве чуть больше сотни штук — и до сих пор состоят на вооружении болгарской армии.
В лихие девяностые появилась утяжелённая версия с башней и вооружением от БМП-2, но в серию уже не пошла.
На просторах СНГ чем только не дополняли МТ-ЛБ. Например, блоками неуправляемых авиационных ракет.
Во время гражданской войны в городских боях в Тбилиси, использовались МТ-ЛБ с установками противоградных ракет «Алазань»
В Армении ещё со времён войны в Карабахе всячески усиливали наличные МТ-ЛБ. Чаще всего это были «шайтан-мотолыги» с приваренным блоком НУРС. Вершиной «прогресса» стала автоматическая 57-мм зенитка С-60. Получилась машина огневой поддержки, цель которой — не самолёты и вертолёты, а наземные цели.
Если говорить о самом хитовом варианте на просторах всего мира, то это, конечно, МТ-ЛБ с установкой ЗУ-23-2. Такие боевые машины распространены не только на просторах СНГ, но и по всему миру.
Во время чеченских войн МТ-ЛБ также широко использовались. На них, как и во время Афганской войны, нередко ставили всё, что попадётся под руку. Но одними импровизациями сыт не будешь. Российская армия требовала больше огня. Какое самое простое решение? Правильно: поставить башню от БТР-80 на МТ-ЛБ, а маленькую башенку со штатным ПКТ — долой! Так появился МТ-ЛБ6МА, разработанный на предприятии «Муромтепловоз», которое в советское время занималось ремонтом этих тягачей.
Впрочем, иногда на подобных модернизациях оставляют родную башенку и добавляют вторую, побольше. Реинкарнация многобашенных танков 30-х, не иначе. В принципе, бронирование такое же, как у ранних двубашенных Т‑26.
Дальше — больше. Один только «Муромтепловоз» предлагает не менее семи версий: от простеньких с крупнокалиберными «кордами» (МТ-ЛБ ВМК) до МТ-ЛБМ 6МБ с модулем от БТР-80А + автоматический гранатомёт опционально. Есть и вариант с установкой башни с четырьмя пусковыми ПТУР «Корнет». Кроме того, тягачи получают новые, более мощные двигатели и проходят цикл капремонта и модернизации. Ресурс восстанавливают до 80% от базового. Такие усиленные машины поставляются в сухопутные войска и морскую пехоту. Они использовались, например, в Чечне, будучи на вооружении 40-й мотострелковой дивизии.
Одна из вариаций неугомонных муромцев и вовсе несла спаренную 23-мм пушку ГШ-23В в башне, пулемёт «Корд» и АГС. Этакая БМПТ для бюджетных покупателей.
И, как ореховая крошка на порции мороженого в алюминиевой креманке, — арктическая машина огневой поддержки «Торос». Утеплённый «салон», дизель-генератор и бульдозерный нож в комплекте. Учитывая, что две арктических мотострелковых бригады в основном гоняют всё ещё на «мотолыгах», а до перспективного двухзвенного БТР «Арктика» ещё как до Колымы на собачьих упряжках, — модернизация, не лишённая смысла.
На материнском предприятии, где в основном строились МТ-ЛБ — Харьковском тракторном заводе, — тоже пытались превратить бронетягач в БМПТ. Вершиной творчества КБ имени Морозова стал МТ-ЛБР6 «Мангуст», созданный в начале 2000-х. Бронезащита корпуса была усилена. Бронетранспортёр «сил быстрого реагирования» получил бортовые экраны, а внутри корпус был обшит несколькими слоями кевларовой ткани, снижающей вероятность проникновения внутрь осколков и пуль. Боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой, пулемётом и дымовыми гранатомётами повышал огневую мощь многократно. Машина предлагалась на экспорт, но заказов на неё так и не поступило.
Сейчас на Украине тоже всячески переделывают «мотолыги», устанавливая современные боевые модули, попросту блоки НАР (неуправляемых авиационных ракет) или зенитки ЗУ-23-2. Но есть и проект БМП «ТУР» с дополнительным бронированием и модулем, в состав которого входят 30-мм пушка, пулемёт, автоматический гранатомёт и ПТРК «Барьер».
В Азербайджане тоже подошли к вопросу серьёзно. За традиционной башенкой поставили ещё одну — с АГС, пулемётом и реактивной залповой системой небольшого калибра.
Но самое страшное с «мотолыгами» творят, конечно, на Ближнем Востоке.
Добрый путник, войди в славный город Багдад! Ты своим не поверишь глазам!
В Ираке и Сирии проповедуют принцип «я тебя слепила из того, что было». Берём «Мотолыгу», башню от чехословацкого БТР ОТ-64 SKOT — вуаля.
Можно ещё добавить дополнительных броневых экранов. А лучше — поставить здоровенный бронескворечник с 14,5-мм пулемётом Владимирова. Страшно, аж жуть — и комфортно экипажу. Можно разместить внутри кальян и кофеварку.
В Ираке не чужды и настоящему промышленному дизайну. Боевой модуль с 73-мм пушкой «Гром» от старой советской БМП-1 прекрасно подходит к корпусу «мотолыги». Всё это теперь называется BMTLP1.
Если пушек не хватает, то можно ограничиться одним стволом, но добавить крупнокалиберный «Браунинг».
«Зушки» нет — несите бубен! То есть счетверёнку 14,5-мм пулемётов КПВ (ЗПУ-4).
Ещё один интересный экземпляр на мотолыгообразном шасси. Бывшая станция наведения ЗРК «Квадрат» с украинским модулем БАУ-23-2 (БТР-80 с такими башнями поставлялись в Ирак).
Отлично подходит МТ-ЛБ для создания импровизированных РСЗО. Четыре блока для пуска неуправляемых авиационных ракет С-5 — и иракский «Град» готов.
Не забывают и о вспомогательной сущности МТ-ЛБ. Бронетягач радикально-чёрного цвета с минным тралом и решётками по бортам — король дорог ярости на Ближнем Востоке. Чёрный цвет — не просто так. Его выбрала для окраски своих машин Федеральная полиция Ирака.
Своя специфическая школа сложилась в Ливии. Переделке подвергается не только вооружение, но и сам корпус.
Производство самоходных установок с румынскими 30-мм автоматическими пушками М1980 там поставлено на поток.
Сплошная бутафория
Переделывают мотолыги не только для ведения настоящих боевых действий, но и в учебных, киношных и страйкбольных целях. Сложно узнать в этом «Абрамсе» МТ‑ЛБ?
В армии не заморачиваются такими деталями при создании полигонных танков, да и не нужно это. Главное — силуэт.
Нередко МТ-ЛБ становится основой для «исторической бронетехники» в военных фильмах и игрищах реконструкторов. Бедный тягач натягивает даже тигриную шкуру.
Широко известен в узких кинокругах мотолыжный «Штуг», который успел сняться в нескольких фильмах в виде страшной фашистской САУ.
А вот что однозначно плохо в фильме «Мы из будущего», так это танки из МТ-ЛБ.
«Мотолыга» остаётся одним из самых надёжных и практичных видов боевой техники. Он обрёл своё место и во множестве армий, и в гражданской сфере. Правда, как машина поля боя МТ-ЛБ уже не выдерживает критики. Слишком слабая бронезащита и моральное устаревание. Лишь большая нужда или отсутствие внятных альтернатив заставляют военных в разных уголках мира делать из него эрзац-БМП. На гражданке МТ-ЛБ проникают в самые отдалённые уголки, тушат пожары, снимаются в кино. Интересно, найдётся ли ему адекватная замена в ближайшем будущем?
Источник
С конца 60-х на свет появилось более 55 тысяч многоцелевых транспортёров-тягачей лёгких бронированных (именно так расшифровывается аббревиатура МТ-ЛБ). Машина получилась чрезвычайно удачной — десятитонный гусеничный транспортёр разгоняется до 60-80 километров в час, умеет плавать, везёт на себе 2,5 тонны груза или 11 «пассажиров», таскает пушки и служит базой для различных установок оружия и спецмашин. Короче, тащит! Производился он не только в СССР, но и на заводах в Польше и Болгарии. Появилась машина, когда стало понятно, что действующие тягачи Советской армии не удовлетворяют мечтаниям военных. А хотелось в первую очередь защиты — ведь артиллерию порой нужно доставлять на позицию под огнём. Среди пользователей МТ-ЛБ не только страны постсоветского пространства и Варшавского договора, но и Ирак, Сирия, Нигерия, Уругвай. Даже Швеция во время большой распродажи оружия ГДР отхватила несколько сот тягачей, которые подверглись потом адаптации к местным условиям и стандартам. Определённое количество закупила у России в 90-х и Финляндия. Больно уж удачное соотношение цена — эффективность — стоимость обслуживания.
Шведский МТ-ЛБ (Pbv.401) в Косове в составе миротворческих сил
В войсках МТ-ЛБ получил нежное прозвище «мотолыга». Он также прост, доступен и полезен, как холодец, сваренный из мотолыжной кости, — и как кость крепок. Неудивительно, что отечественные и иностранные владельцы МТ-ЛБ не спешат с ними расставаться, а находят им все новые применения. В том числе пытаются сделать из скромных тягачей настоящие боевые машины.
Эта страшная кракозябра — станция засечки ядерных взрывов К-612-О (фото: Виталий Кузьмин)
Проблема только в том, что МТ-ЛБ никогда не претендовал на место в первых рядах. Его броня лишь во лбу (не во всём) достигает скромных 14-мм, а в остальных местах — всего семь. Максимум — защитить от шальных осколков близких разрывов или автоматного огня на средней дистанции. МТ-ЛБ — это такой гусеничный грузовик, слегка прикрытый бронёй. Но кого и когда это останавливало?
Дева, Рак и другие знаки Зодиака
МТ-ЛБ стал базой для 122-мм гаубичной САУ «Гвоздика» и самоходки «Хоста», ЗРК «Стрела», самоходного ПТРК «Штурм-С» и 82-мм миномётов «Поднос» и «Василёк», а также массы разнообразных специальных машин. Однако зачастую из «мотолыги» стремятся сделать настоящую машину поля боя. Но обо всём по порядку. Первые кастомизации «мотолыг» начали делать во время Афганской войны. Для оперативной переброски и манёвра огнём миномёты стали ставить на крышу тягача, используя при этом все доступные средства и материалы. На скорую руку ставили, например, автоматические миномёты «Василёк», пулемёты ДШК, НСВ, гранатомёты СПГ-9 и тому подобное. Зачем? Во-первых, штатного вооружения в виде пулемёта было мало. Да и угол возвышения ПКТ был маловат. Во-вторых, благодаря своим замечательным ходовым свойствам, «мотолыги» не застревали там, где пасовали БТР и БМП, и часто приходили на подмогу первыми даже в горах.
Уже в начале 2010-х была создана серийная версия с 82-мм миномётом с романтичным именем «Дева». Можно вести круговой обстрел прямо с машины или устанавливать миномёт на земле. В миномёты перелицевали 36 машин.
Да что там! Существовал даже проект четырёхствольного миномёта на «мотолыге».
Австрийский многоствольный миномёт NORICUM SM-4 на базе МТ-ЛБ
Подобные самоходные миномёты создавались и в странах Варшавского договора. Например, болгарский «Тунджа-Сани» с 82-мм и 120-мм миномётами. Уже в постсоветской Польше разработали универсальный боевой модуль Rak со 120-мм миномётом в башне. Он может устанавливаться как на колёсное шасси БТР «Росомаха», так и на адаптированный МТ-ЛБ, коих в польской армии с советских времён в достатке. Установка представляет собой вращающуюся башню с казнозарядным гладкоствольным 120-мм миномётом MAHSW, оснащённым автоматом заряжания с 20 минами в револьверных боеукладках.
В артиллерии продолжают свою службу и другие МТ-ЛБ, переделанные во вспомогательные машины модуля «Регина». Эти модули сопровождают новейшие 155-мм польские САУ «Краб»
Из интересного у поляков ещё и установщик минных полей Kroton, который, подобно сеятелю, раскидывает мины из специальных установок.
(Фото: Adrian Kot)
И зенитная самоходная установка Sopel со спаренными 23-мм пушками и парой ПЗРК Grom — и её дальнейшее развитие Stalagmit.
Интересно, что у минзага и ЗСУ была переделана и ходовая часть — добавился один каток, — а корпус удлинён почти на метр.
Зрение минус пять? Пойдёте на передовую!
Впрочем, пытаются сделать из МТ-ЛБ и полноценные бронетранспортёры — и даже боевые машины пехоты, несмотря на слабую бронезащиту. «Мотолыги» принимали участие почти во всех конфликтах на постсоветском пространстве. И, благодаря своей проходимости, нередко попадали в самый замес. Ещё в 80-е на базе САУ «Гвоздика», которая строилась по лицензии, болгары разработали БМП-23 с 23-мм автоматической пушкой.
Машины даже выпускались серийно — в количестве чуть больше сотни штук — и до сих пор состоят на вооружении болгарской армии.
В лихие девяностые появилась утяжелённая версия с башней и вооружением от БМП-2, но в серию уже не пошла.
На просторах СНГ чем только не дополняли МТ-ЛБ. Например, блоками неуправляемых авиационных ракет.
Во время гражданской войны в городских боях в Тбилиси, использовались МТ-ЛБ с установками противоградных ракет «Алазань»
В Армении ещё со времён войны в Карабахе всячески усиливали наличные МТ-ЛБ. Чаще всего это были «шайтан-мотолыги» с приваренным блоком НУРС. Вершиной «прогресса» стала автоматическая 57-мм зенитка С-60. Получилась машина огневой поддержки, цель которой — не самолёты и вертолёты, а наземные цели.
Учения армии Армении. МТ-ЛБ с 57-мм зенитной пушкой
Если говорить о самом хитовом варианте на просторах всего мира, то это, конечно, МТ-ЛБ с установкой ЗУ-23-2. Такие боевые машины распространены не только на просторах СНГ, но и по всему миру.
Брошенный МТ-ЛБ с 23-мм зенитной установкой в Приднестровье. 1992 год
Во время чеченских войн МТ-ЛБ также широко использовались. На них, как и во время Афганской войны, нередко ставили всё, что попадётся под руку. Но одними импровизациями сыт не будешь. Российская армия требовала больше огня. Какое самое простое решение? Правильно: поставить башню от БТР-80 на МТ-ЛБ, а маленькую башенку со штатным ПКТ — долой! Так появился МТ-ЛБ6МА, разработанный на предприятии «Муромтепловоз», которое в советское время занималось ремонтом этих тягачей.
Впрочем, иногда на подобных модернизациях оставляют родную башенку и добавляют вторую, побольше. Реинкарнация многобашенных танков 30-х, не иначе. В принципе, бронирование такое же, как у ранних двубашенных Т‑26.
МТ-ЛБ российского контингента в Приднестровье с башней БТР-60ПБ и двумя пулемётами НСВ
Дальше — больше. Один только «Муромтепловоз» предлагает не менее семи версий: от простеньких с крупнокалиберными «кордами» (МТ-ЛБ ВМК) до МТ-ЛБМ 6МБ с модулем от БТР-80А + автоматический гранатомёт опционально. Есть и вариант с установкой башни с четырьмя пусковыми ПТУР «Корнет». Кроме того, тягачи получают новые, более мощные двигатели и проходят цикл капремонта и модернизации. Ресурс восстанавливают до 80% от базового. Такие усиленные машины поставляются в сухопутные войска и морскую пехоту. Они использовались, например, в Чечне, будучи на вооружении 40-й мотострелковой дивизии.
Боевая машина на базе МТ-ЛБ в 17-й отдельной мотострелковой бригаде на учениях «Центр-2015» (фото: Минобороны РФ)
Одна из вариаций неугомонных муромцев и вовсе несла спаренную 23-мм пушку ГШ-23В в башне, пулемёт «Корд» и АГС. Этакая БМПТ для бюджетных покупателей.
И, как ореховая крошка на порции мороженого в алюминиевой креманке, — арктическая машина огневой поддержки «Торос». Утеплённый «салон», дизель-генератор и бульдозерный нож в комплекте. Учитывая, что две арктических мотострелковых бригады в основном гоняют всё ещё на «мотолыгах», а до перспективного двухзвенного БТР «Арктика» ещё как до Колымы на собачьих упряжках, — модернизация, не лишённая смысла.
На материнском предприятии, где в основном строились МТ-ЛБ — Харьковском тракторном заводе, — тоже пытались превратить бронетягач в БМПТ. Вершиной творчества КБ имени Морозова стал МТ-ЛБР6 «Мангуст», созданный в начале 2000-х. Бронезащита корпуса была усилена. Бронетранспортёр «сил быстрого реагирования» получил бортовые экраны, а внутри корпус был обшит несколькими слоями кевларовой ткани, снижающей вероятность проникновения внутрь осколков и пуль. Боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой, пулемётом и дымовыми гранатомётами повышал огневую мощь многократно. Машина предлагалась на экспорт, но заказов на неё так и не поступило.
Сейчас на Украине тоже всячески переделывают «мотолыги», устанавливая современные боевые модули, попросту блоки НАР (неуправляемых авиационных ракет) или зенитки ЗУ-23-2. Но есть и проект БМП «ТУР» с дополнительным бронированием и модулем, в состав которого входят 30-мм пушка, пулемёт, автоматический гранатомёт и ПТРК «Барьер».
В Азербайджане тоже подошли к вопросу серьёзно. За традиционной башенкой поставили ещё одну — с АГС, пулемётом и реактивной залповой системой небольшого калибра.
Азербайджанский вариант модернизации МТ-ЛБ на выставке Adex-2016
Но самое страшное с «мотолыгами» творят, конечно, на Ближнем Востоке.
Добрый путник, войди в славный город Багдад! Ты своим не поверишь глазам!
В Ираке и Сирии проповедуют принцип «я тебя слепила из того, что было». Берём «Мотолыгу», башню от чехословацкого БТР ОТ-64 SKOT — вуаля.
Можно ещё добавить дополнительных броневых экранов. А лучше — поставить здоровенный бронескворечник с 14,5-мм пулемётом Владимирова. Страшно, аж жуть — и комфортно экипажу. Можно разместить внутри кальян и кофеварку.
В Ираке не чужды и настоящему промышленному дизайну. Боевой модуль с 73-мм пушкой «Гром» от старой советской БМП-1 прекрасно подходит к корпусу «мотолыги». Всё это теперь называется BMTLP1.
(Фото: Klkamash)
Но всё же лидер среди дополнительного вооружения «мотолыги» — именно ЗУ-23-2. Дёшево. Сердито. Скорострельно. Такие машины становятся «длинной рукой», которая и достанет пулемётное гнездо, и дезинтегрирует подозрительное строение, и разберёт вражескую «техничку». Установка «зушки» на МТ-ЛБ — просто мастхэв для региона, где эти тягачи эксплуатируются ещё со времён Ирано-иракской войны. Вариантов с «зушками» в скворечнике не просто много, а очень много. Каждое вооружённое формирование с ремонтной мастерской в тылу пытается соорудить своё подобие машины огневой поддержки.
Шиитская милиция в Ираке. На заднем плане — бразильский бронеавтомобиль EE-9
Странно было бы, если бы курды — известные умельцы в ваянии импровизированной бронетехники — не запилили кучу своих вариантов. Учитесь у курдов шушпанцеростроению! Даже удобные окошечки с бронестёклами, противогранатная сетка и заботливо укрытое чехлом из рекламной виниловой растяжки орудие в наличии.Если пушек не хватает, то можно ограничиться одним стволом, но добавить крупнокалиберный «Браунинг».
(Фото: Klkamash)
«Зушки» нет — несите бубен! То есть счетверёнку 14,5-мм пулемётов КПВ (ЗПУ-4).
Ещё один интересный экземпляр на мотолыгообразном шасси. Бывшая станция наведения ЗРК «Квадрат» с украинским модулем БАУ-23-2 (БТР-80 с такими башнями поставлялись в Ирак).
Отлично подходит МТ-ЛБ для создания импровизированных РСЗО. Четыре блока для пуска неуправляемых авиационных ракет С-5 — и иракский «Град» готов.
(Фото: IRNA)
Не забывают и о вспомогательной сущности МТ-ЛБ. Бронетягач радикально-чёрного цвета с минным тралом и решётками по бортам — король дорог ярости на Ближнем Востоке. Чёрный цвет — не просто так. Его выбрала для окраски своих машин Федеральная полиция Ирака.
Своя специфическая школа сложилась в Ливии. Переделке подвергается не только вооружение, но и сам корпус.
МТ-ЛБ с дополнительными защитными экранами
Производство самоходных установок с румынскими 30-мм автоматическими пушками М1980 там поставлено на поток.
Сплошная бутафория
Переделывают мотолыги не только для ведения настоящих боевых действий, но и в учебных, киношных и страйкбольных целях. Сложно узнать в этом «Абрамсе» МТ‑ЛБ?
(Фото: Вероника Воронина)
А именно тягач был взят за основу бутафорской боевой машины. Танк был создан для большой страйкбольной игры «Битва за Манхэттен». Как его строили, можно почитать и посмотреть на сайте авторов чуда.В армии не заморачиваются такими деталями при создании полигонных танков, да и не нужно это. Главное — силуэт.
Нередко МТ-ЛБ становится основой для «исторической бронетехники» в военных фильмах и игрищах реконструкторов. Бедный тягач натягивает даже тигриную шкуру.
Широко известен в узких кинокругах мотолыжный «Штуг», который успел сняться в нескольких фильмах в виде страшной фашистской САУ.
А вот что однозначно плохо в фильме «Мы из будущего», так это танки из МТ-ЛБ.
«Мотолыга» остаётся одним из самых надёжных и практичных видов боевой техники. Он обрёл своё место и во множестве армий, и в гражданской сфере. Правда, как машина поля боя МТ-ЛБ уже не выдерживает критики. Слишком слабая бронезащита и моральное устаревание. Лишь большая нужда или отсутствие внятных альтернатив заставляют военных в разных уголках мира делать из него эрзац-БМП. На гражданке МТ-ЛБ проникают в самые отдалённые уголки, тушат пожары, снимаются в кино. Интересно, найдётся ли ему адекватная замена в ближайшем будущем?
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий